6П15П вместо 6п14п – 6П15П вместо 6П14П — Усилители, Лампы, Трансформаторы

6П15П это тоже просто | paseka24.ru

В заметке постараюсь показать небольшую кучку схем для усилителей предельно высокого качества, пригодных для повторения. Базовой схемой для изложения может стать как изобретение Вильямсона, так и короткий обрезок с полноценным фазоинвертором. Пальчиковые пентоды этой серии обладают хорошей чувствительностью и сравнительно небольшими искажениями, что позволяет упростить схемотехнику. Общей характеристикой всех схем будет применение в качестве согласующего узла между нагрузкой и ламповым каскадом — дифференциальной пары низкочастотных трансформаторов. Для получения общего представления о дифференциальном включении можно просмотреть статьи Сергея Комарова в журнале Радио за 2005-2006 гг. Довольно много информации по этой теме изложено здесь на сайте. По вопросу о необходимости применения в двухтактном ламповом усилителе дифференфиального выходного узла для меня существует простой и однозначный ответ. Дифференциальная пара — это самое простое и эффективное решение проблемы обеспечения высокого качества усилителя, при извлечении из ламп выходного каскада предельно возможной мощности. При конструировании лампового усилителя никакой моточной рукопашной работой заниматься не следует, ибо вручную симметричную дифф пару «изобрести» крайне затруднительно. Да и сама процедура намотки трансформатора имеет бытовую аналогию в виде капремонта и модернизации серийного двигателя для автомобиля ВАЗ. Зачем этим заниматься в 21 веке? Есть другие эффективные типовые решения, обеспечивающие качество на уровне Тойоты.

Ниже приведены примеры схем, построенных с применением дифференциального выхода. С некоторых пор меня вовсе перестала интересовать классическая двухтактная компоновка с обыкновенным трансформатором. Даже не смотря на её относительную дешевизну. Она просто банальна и чтобы добиться от неё качестенного звука нужно изрядно потрудиться над трансформатором. А в дифференциальном включении такой проблемы нету в принципе. А подобрать симметричную пару согласующих трансфрматоров для меня оказалось проще. Первый вариант построен по ультралинейной схеме. Одиночные лампочки двухтактного каскада не позволят получить выходную неискаженную можность более 12 Вт. 

Анодное напряжение в такой схеме по причине экранирующих сеток задирать слишком высоко не рекомендуется. Для раскачки выходного каскада вполне достаточно одного сдвоенного триода. Смещение показанно комбинированное, но это дело вкуса. А вот в следующей схеме анодное напряжени можно поднять повыше, поскольку схема включения обратных связей это позволяет. Каких-то резонов увеличивать глубину ОС по экранным сеткам  выше 3-5 процентов мне обнаружить не удалось, поэтому можно оставить и так. А вот в катоды выжодного каскада при использовании автосмещения нужно обязательно устанавливать шунтирующие электролиты для загрубления ОС по току и улучшения частотной характеристики по НЧ.

Внешний вид выходного пентода 6П15П, схема его подключения и пластиковые панельки для печатного монтажа показаны на рисунке. Это обыкновенные пальчиковые лампы. Внешнее сходство ламп 6П15П, 6П14П почти идеальное, а цоколёвка совпадает. Заменить 6П15П можно на 6П14П. Замена будет не совсем эквивалентной, но в большинстве случаев особых проблем не возникнет, а разницу никто не определит. Если же подстроить режим, то результат можно улучшить. У ламп 6П15П и 6П14П высоковольтная конструкция, по сравнению с 6П18П. Поэтому схемы усилителей под эти лампы существенно отличаются. Нет никакой разницы в упаковке ламп, при соблюдении надлежащих условий хранения в сухом отапливаемом помещении, практически в течение 50 лет. Конечно же рабочие параметры ламп несколько ухудшаются со временем. Чудес здесь ожидать не стоит. Но надёжность сохранения вакуума довольно хорошая. Есть тенденция завышения ценников при продаже ламп с индексами ЕВ и прочими. Приборные измерения показали, что это не имеет под собой оснований. Поскольку использование ламп предполагается одинаковое — для звука, то разницы в буковках нет. Чрезмерное разнообразие цен обусловлено только бесстыдным маркетингом. Параметры ламп с разными буковками в индексах, могут несколько отличаться, но в целом режимные параметры большинства исправных ламп укладываются в даташиты. Поэтому не вижу смысла платить в 5-10 раз дороже за буковки на стекле. Главное — тестирование реальных режимных параметров на измерительном приборе, элементарная проверка исправности и выбор симметричных экземпляров однотипных ламп. Есть смысл внимательно изучить внутреннюю конструкцию лампы. Не следует ставить в пары, симметричные по режиму, лампы разной конструкции. В динамике результат может оказаться отрицательным. Для получения повышенной мощности от пальчиковых ламп можно применить их параллельное включение. Пимер схемы с трансформаторами большей мощности показан ниже. В такой конфигурации доступная выходная мощность может достигать 40 Вт, при наличии 200-ваттного блока питания по анодам. 

Пальчиковые пентоды 6П15П похожи на буржуйскиую лампу EL84. А вот цена на отечественное стекло и совдеповский вакуум может быть на порядок меньше. Запасы у меня есть. Здесь пальчиковые лампы можно купить только подобранными парами. И ламповый усилитель на лампочках 6П15П здесь купить можно, по цене от 35К и выше. Для этого достаточно связаться со мной по телефону, а затем по почте, обговорить цену изделия и условия поставки, самовывоз возможен. После этого желающему отношений следует зачислить на счёт телефона 1% от суммы сделки. Предоплату 20-99% от договорной суммы на мой счёт в сбербанке выполняют после достижения договорённости. Получив перевод на телефон я смогу при необходимости связаться с покупатетем оперативно. Затем в договорные сроки (до двух недель) я сам звоню с подтверждением надлежащей упаковки изделя и готовности к отправке. А на почту направляю фотографии именно этого агрегата, в открытом и упакованном виде. До отгрузки покупатель в любом случае обязан перевести оставшуюся сумму, после получения которой я выполняю отгрузку и отправляю на майл копию квитанции. Если обстоятельства покупателя в указанном промежутке времени изменились, то от покупки можно отказаться. Перечисленный задаток не возвращается. Гарантия на железки 12 месяцев с момента поставки. На стекло в условиях почтовой пересылки и перевозки транспортной компанией гарантия не распространяется. Искренние всем пожелания доброго здоровья и успехов.

               Евгений Бортник, Красноярск, Россия, январь 2018

paseka24.ru

УСИЛИТЕЛЬ НА ЛАМПЕ 6П14П

   Недавно меня попросили собрать несложный усилитель на лампах, который мог бы выдавать около пяти ватт мощности и работать как на динамики, так и низкоомные наушники. Поискав в интернете подходящую схему, решил собрать вот такой аппарат.

   Выше показана принципиальная схема только одного канала лампового усилителя, второй канал аналогичен. В схеме были введены конденсаторы в катодные цепи автоматического смещения: C4 и C7 для ламп VL1 и VL2 соответственно, с целью устранения влияния катодных резисторов на выходное сопротивление каскадов. Как следствие, ввод конденсатора C7 в цепь катода выходного пентода 6П14П позволил немного увеличить максимальную выходную мощность. В выходном каскаде используется триодное включение, при котором экранирующая сетка подключается непосредственно к аноду, чем обеспечивается глубокая местная ООС по напряжению.

   Если вы не найдёте лампу 6П14П, которая имеется в любом старом ламповом телевизоре, то её можно заменить на 6П15П или 6П18П. Лампы различаются лишь номинальным напряжением на аноде, которое у 6П18П составляет 170 В при максимально допустимом 250 В. Однако 6П18П прекрасно работает и при более высоких напряжениях и может быть установлена вместо 6П14П без каких-либо изменений в схеме. Лампу 6П43П применить можно только заменив катодный резистор на 300-400 Ом. Более точно подбирайте по току анода. 

   Входная лампа предварительного усилителя — 6Н3П, заменяется на 6Н26П. 6Н2П и 6Н23П тоже подойдут, однако с несколько худшим результатом. Монтаж для удобства выполнен на печатной плате из стеклотекстолита, рисунок которой в формате sprint-layout можно скачать тут. Более опытные радиолюбители могут собрать УНЧ по классической технологии — навесным монтажом.

   В качестве основы блока питания данного УНЧ, взял трансформатор от какого-то лампового прибора, который обеспечивает ток анода 120 мА при напряжении 200 В. Схема и рисунок платы — ниже.

   Естественно после выпрямителя напряжение поднимется. Конденсатор фильтра питания можно взять на 300 мкф и выше. Если есть возможность, то ставьте хоть 1000. Для устранения проникновения фона через накальную спираль входной лампы — применена специальная цепочка R12 — R15, подающая на него положительный потенциал. Готовый ламповый усилитель размещается в металлическом корпусе, а лампы для красоты выводятся баллонами наружу. Автор: феска.

   Форум по ламповым УНЧ

   Схемы усилителей

elwo.ru

Ответы Mail.ru: просят перепаять лампу 6п14п

* Катод оксидный косвенного накала.
* Работает в любом положении.
* Выпускается в стеклянном пальчиковом оформлении.
* Срок службы не менее 750 час.
* Цоколь штырьковый с пуговичным дном. Штырьков 9.
* Междуэлектродные емкости, пФ: Входная 13,5. Выходная 7. Проходная не более 0,07.
* Номинальные электрические данные:

Параметр

Значение
Напряжение накала, В
6,3
Напряжение на аноде, В
300
Напряжение на второй сетке, В
150
Сопротивление в цепи катода для автоматического смещения, Ом
75
Ток накала, мА
760
Ток в цепи анода, мА

30
Ток в цепи второй сетки, мА
4,5
Крутизна характеристики, мА/В
14,7
Внутреннее сопротивление, кОм
100
Коэффиент усиления в триодном включении
25
Выходная мощность, Вт
2,4

Выходной пентод 6П14П предназначен для усиления мощности низкой частоты.
Применяется в выходных однотактных и двухтактных схемах приемников и усилителей низкой частоты.
Катод оксидный косвенного накала.
Работает в любом положении. Выпускается в стеклянном пальчиковом оформлении. Срок службы не менее 500 час.
Цоколь штырьковый с пуговичным дном. Штырьков 9.

Междуэлектродные емкости, пФ
Входная 11. Выходная 7. Проходная не более 0,2.

Номинальные электрические данные
Напряжение накала, В 6.3
Напряжение на аноде, В 250
Напряжение на второй сетке, В 250
Сопротивление в цепи катода для автоматического смещения, Ом 120
Напряжение смещения на первой сетке, В -6.5

Ток в цепи накала, мА 0.76
Ток в цепи анода, мА 48
Ток в цепи второй сетки, мА не более 7
Крутизна характеристики, мА/В 11.3
Внутреннее сопротивление, кОм около 30
Коэффициент усиления в триодном включении 20
Выходная мощность, Вт 5.1
Предельно допустимые электрические величины
Наибольшее напряжение накала, В 6.9
Наименьшее напряжение накала, В 5.7
Наибольшее напряжение на аноде, В 300
Наибольшее напряжение на второй сетке, В 250
Наибольшая мощность, рассеиваемая на аноде, Вт 12
Наибольшая мощность, рассеиваемая на второй сетке, Вт 2
Наибольший ток в цепи катода, мА 66
Наибольшее постоянное напряжение между катодом и подогревателем, В 100
Наибольшее сопротивление в цепи первой сетки, МОм 1

otvet.mail.ru

6п18п в двухтактном включении ЛУМЗЧ

Внешний вид выходного пентода 6П18П, схема его подключения и пластиковые панельки для печатного монтажа показаны на рисунке. Это обыкновенные пальчиковые лампы. Внешнее сходство ламп 6П18П, 6П14П, 6П15П, 6П43П почти идеальное, а цоколёвка совпадает. Но это разные лампы. Заменить 6П18П можно на 6П43П, и наоборот. А вот на 6П15П её менять нельзя. У ламп 6П14П и 6П15П более высоковольтная конструкция и меньше ток. Поэтому схемы усилителей под эти лампы существенно отличаются. Нет никакой разницы в упаковке ламп, при соблюдении надлежащих условий хранения в сухом отапливаемом помещении, практически в течение 50 лет. Конечно же рабочие параметры ламп несколько ухудшаются со временем. Чудес здесь ожидать не стоит. Но надёжность сохранения вакуума довольно хорошая. Есть тенденция завышения ценников при продаже ламп с индексами ЕВ и прочими. Приборные измерения показали, что это не имеет под собой оснований. Поскольку использование ламп предполагается одинаковое — для звука, то разницы в буковках нет. Чрезмерное разнообразие цен обусловлено только бесстыдным маркетингом. Параметры ламп с разными буковками в индексах, могут несколько отличаться, но в целом режимные параметры большинства исправных ламп укладываются в даташиты. Поэтому не вижу смысла платить в 5-10 раз дороже за буковки на стекле. Главное — тестирование реальных режимных параметров на измерительном приборе, элементарная проверка исправности и выбор симметричных экземпляров. Есть смысл внимательно изучить внутреннюю конструкцию лампы. Не следует ставить в пары, симметричные по режиму, лампы разной конструкции. В динамике результат может оказаться отрицательным.

Ниже рассмотрен простенький пример схемы на низковольтных пентодах. Ничего особенного в нём нету. Может оказаться недостаточной чувствительность. Поэтому на входе придется поставить еще один пальчиковый сдвоенный триод. Проще всего применить 6Н2Н, лучшего придумать трудно. Двойной триод 6н3п можно заменить на 6Н23П при переходе на стандартную цоколёвку. Особой необходимости в применении лампы 6Н23П здесь нет. По справочнику 6Н23П обозначена как универсальный триод. Дешевле и не менее качественно для звука применить лампу 6Н1П, пересчитав её режимы. Запаса мощности в 6Н1П довольно много и она успешно справится с раскачкой выходного пентода. 

В самом начале изложения обязан сказать, что традиционный, укоренившийся в сознании людей, подход к изложению статьи от наименования и выбора ламп — не разумный и неправильный. Неразумно начинать выбор автомобиля с мотора и колёс, поскольку вначале оценивают назначение, стоимость, эстетику, функционал и другие характеристики. Здравый смысл говорит о том, что важнейшим узлом лампового усилителя является выходной трансформатор. От его качества зависит качество всего усилителя. Стоимость выходного трансформатора может составлять 80% и более от стоимости всего проекта. Именно от выбора трансформатора, его изготовления или покупки зависит всё, в том числе выбор соответствующего типа ламп. Мое изложение материала в традиционном порядке имеет другую цель. Выходной трансформатор здесь можно применить простенький, маломощный, стержневого типа. Годится обыкновенный силовик от транзисторной техники. Следует последить за ограничением тока выходных ламп. Поэтому желательно автосмещение процентов на 60%. С анодным напряжением возможно вести себя вольнее, чем с анодным током. Возможно его некоторое повышение. Энтузиастам экстремальных режимов можно рекомендовать принудительный обдув баллонов, однако скорость разрушения ламп при перегрузке будет выше интенсивности отвода тепла при охлажении, поэтому применение компьютерных вентиляторов особого эффекта не приносит. Процентов на 10 можно повысить нагрузку, но не более.

Результирующий успех конструирования определяется именно выходными трансформаторами, а вовсе не лампочками. В отсутствие ультралинейных отводов в обмотках трансформаторов приходится применять триодное или пентодное включение для выходных ламп. Частотную характеристику лампового усилителя можно существенно улучшить просадив усиление применением местных и общей обратных связей. Дополнительный каскад предварительного усиления позволяет в некоторой степени исправить недостаток усиления сигнала. Вопрос о мере ослабления сигнала и нужном количестве усилительных каскадов следует обсуждать особо. Не следует увлекаться никакими тотальными средствами, например повышением глубины ООС. Дополнительно еще раз скажу о необходимости ограничения тока анодов. Предохранитель в анодные цепи выходных ламп 6П18П следует установить непременно, для снижения опасности выгорания выходного каскада в режимах больших токовых нагрузок. Именно режим нагрузки в совокупности с колебаниями напряжения сети и правильностью настройки усилителя определяет меру безопасности эксплуатации лампового УМЗЧ и такими лампами как 6П18П или 6П43П. Настройку сеточного смещения нужно выполнять обязательно при хорошо прогретом выходном каскаде. Надо помнить, что колебания сети до 40 вольт (200-240) вполне могут фатально сказаться на изменении устойчивости.

В приведённых здесь схемах показано применение обыкновенного симметричного выходного трансформатора. Именно симметрия, наряду с небольшим рассеянием определяет качество согласования режима ламп с нагрузкой. Но это обыкновенные трансформаторы, с которыми очень просто работать. А результирующее качество звука такого усилителя бывает не сложно прогнозировать уже по виду железа, при применении в ламповой схеме общепромышленных трансформаторов. Конечно же специальные трансформаторы, намотанные под звук, обеспечат лучшее качество. Но цена их в сотни раз выше, именно по причине специальности. Для понимания проблемы достижения цели меньшими затратами нужно иметь знание, какие параметры трансформатора следует контролировать при его отборе для звука. И этого знания бывает достаточно для достижения приемлемого качества. Но нужен запас трансформаторов, из которых можно выбрать наиболее пристойные экземпляры. Значительно проще достичь цели повышения качества звука при использовании более совершенных схем согласования нагрузки. 

В качестве согласующего выходного узла в ламповом усилителе я предпочитаю использовать пару трансформаторов в дифференциальном включении. Менее предпочтительно для меня применение самодельных выходых трансов традиционной конструкции. Ещё менее предпочтительно использование буржуйских трасформаторов типа Mammont. Ничего особенно в них нет, а ценник здоровенный. А поскольку «цивилизованное» англоязычное зарубежье традиционно враждебно к России, я с удовольствием и в полном объёме, готов в любой момент своей жизни, полностью отплатить взаимностью. И даже лишнего готов прибавить от себя. Иноязычные обыватели, как правило здесь не причём, а вот королям и олигархам следует «отсыпать» на усиленное питание, с опережением и до упора. Категорически против поддержки рублём любого бизнеса вражеского  происхождения.

При наличии тяги к определённым типам маломощных ламп можно пойти по пути их параллельного включения. Это реальный способ повышения мощности усилителя. Безусловно это довольно затратный путь. Поскольку значительно увеличивается количество компонентов. На надёжности конструкции это практически не сказывается при использовании исправных деталей. Но надо помнить, что параллельное включение ламп требует выравнивания их характеристик. Без подбора впараллель лампы включать не следует. Может получиться ситуация как в басне про лебедя, рака и щуку. Т.е. значительного увеличения мощности достичь не удастся, а уровень искажений при повышении громкости окажется неприемлемым даже для очень пьяного клиента. Собственно поэтому повышение мощности параллельным соединением выходных усилительных элементов и может становиться довольно дорогой затеей. Набрать большую кучу электронных ламп с одинаковыми характеристиками совсем не просто. Другим способом увеличения мощности лампового усилителя является переход на следующий габарит выходных ламп. И блок питания при этом должен стать непременно тяжелее. Но нередко оказывается, что лампы большего габарита нуждаются в более высоких напряжениях питания. Поэтому прежние выходные трансформаторы не подойдут вовсе или будут менее предпочтительны по режиму. Вот в этом случае и приходится ставить несколько однотипных ламп впараллель. 

Ниже показана схема с параллельным включением ламп по 4 штуки. Почему так сделано? А потому, что трансформаторы довольно мощные. Использовать для 10 ваттного усилителя согласуюший узел мощностью 120 ватт это, как минимум, легкомыслие. Бывают в сети такие картинки, кузов от автомобиля Ока расположен высоко на раме, под которой установлены колёса от К700. И чего в этом хорошего? От выходного трансформатора в звуке совершенно безболезненно можно отбирать 25-30% мощности при отличном качестве. Следовательно 40 Ватт номинальной мощности усилителя вполне нормально для усилителя с согласующим узлом на паре трансформаторов по 60 Ватт. Нужно лишь обеспечить идеальную симметрию плеч выходного согласующего трансформатора и малое поле рассеяния. 

Применение простеньких трансформаторов позволяет быстрее получить желаемый результат в ламповом усилителестроении. Однако следует помнить, что качественные секционированные моточные узлы сходу обеспечивают ламповый звук получше. Но всё это очень субъективно и сравнимо с известным афоризмом про танцора, которому постоянно что-то мешает. Среди подобных рассуждений в литературе к сожалению больше эмоций, коньюнктуры и предубеждений, нежели здравого смысла. Гораздо полезнее поглядеть реальную картину по приборам, нежели пускать слюни после рукопашных поисков с оценкой результата на слух. Еще более глупо выглядят измышления про вред от применения в ламповой технике конструкций из фольгированного стеклотекстолита. Количественных значений ёмкостей утечки никто не приводит, а ругательства порой произносят как заклинания. Буду повторять везде и всегда: Применение комбинированного монтажа с текстолитовыми платами для ламповых усилителей очень выгодно, удобно и обеспечивает надлежащее качество. Это единственный грамотный путь построения ламповых усилителей. В самом простом случае самодельщикам приходится применять навесной монтаж. Мотив здесь очевидный. Ответьте себе на вопрос. А что ещё может предложить умелец, который стемится к дешевизне и скорому результату? Ответ элементарный — навесной монтаж. Дёшево и сердито. Но при этом можно выпрямить все проводочки, протереть все блестящие конденсаторы и собрать в жгуты безобразно разбросанные сопли проводов. Вот так и создаются мифы об эталоном качестве сборки. А на cамом деле никакого чуда в навесном монтаже нет, поскольку у малобюджетника просто нету другого средства достижения цели. Дело в том, что в любой конструкции внутри корпуса должен быть порядок и удобство доступа к узлам настройки и контроля. Поэтому все слаботочные провода нужно собирать в жгуты, а крупные детали распологать удобно. Тоже самое касается удобства размещения резисторов с большим нагревом. Но иногда предприимчивые болтуны выдают рукопашный монтаж за за эталон, а особенности окраски звука оправдывают «творческим беспорядком» из проводников и резисторов.

На самом деле навесной монтаж это плохо. А все слова в его обоснование, это доказывание собственной крутизны и большого ценника. Возможно это надувание щёк для самоутешения и утоление жажды самолюбия. Ну ничего хорошего в навесном монтаже нету, а только простота и безвыходность. С известной долей иронии, только соображения о кошерности навесного монтажа здесь можно принимать во внимание. Эффективного результата на практике достигают грамотным проектированием печатной платы, с учетом допустимых электрических и механических напряжений, тепловых нагрузок и электромагнитных полей.

Уважаемые телезрители. Пожалуйста намотайте мой опыт на ус, в нём нету никаких понтов, а только банальная арифметика. 

Пентоды 6П18П по внешнему виду симпатичные, как и все пальчиковые лампы они выглядят аккуратнее октальных. Но ничего особенного собой не представляют. Все миниатюрные лампы, конечно же не такие брутальные как 6П3С или 6П7С. Все Лампы пальчиковой серии — это нормальные выходные пентоды, практически не отличимые по виду от 6П14П. По внешности пальчиковые выходные лампы очень похожи между собой. Например 6П18П похожи на буржуйский пентод EL84. А вот цена на отечественное стекло и совдеповский вакуум может быть на порядок меньше. Запасы у меня есть. Здесь пальчиковые лампы можно купить только подобранными парами. И ламповый усилитель на лампочках 6П18П-6П14П здесь купить можно, по цене от 35К и выше. Для этого достаточно связаться со мной по телефону, а затем по почте, обговорить цену изделия и условия поставки, самовывоз возможен. После этого желающему отношений следует зачислить на счёт телефона 1% от суммы сделки. Предоплату 20-99% от договорной суммы на мой счёт в сбербанке выполняют после достижения договорённости. Получив перевод на телефон я смогу при необходимости связаться с покупатетем оперативно. Затем в договорные сроки (до двух недель) я сам звоню с подтверждением надлежащей упаковки изделя и готовности к отправке. А на почту направляю фотографии именно этого агрегата, в открытом и упакованном виде. До отгрузки покупатель в любом случае обязан перевести оставшуюся сумму, после получения которой я выполняю отгрузку и отправляю на майл копию квитанции. Если обстоятельства покупателя в указанном промежутке времени изменились, то от покупки можно отказаться. Перечисленный задаток не возвращается. Гарантия на железки 12 месяцев с момента поставки. На стекло в условиях почтовой пересылки и перевозки транспортной компанией гарантия не распространяется. Искренние всем пожелания доброго здоровья и успехов.

                   Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск

paseka24.ru

Лампа 6П15П (Пентод) — DataSheet

 
 

Схема соединения электродов лампы 6П15П

 

Корпус лампы 6П15П

Цоколь миниатюрных ламп с диаметром 22,5 мм

Описание

Пентоды для работы в выходных каскадах видеочастоты телевизионных приемников. Оформление — в стеклянной оболочке, миниатюрное. Масса 20 г.

 Основные параметры при Uн = 6.3 В, U= 300 В, Uс2 = 150 В, Rк = 70 Ом
ПараметрУсловия6П15П6П15П-В6П15П-ЕВ6П15П-ЕРЕд. изм.
Аналог —
Ток накала760±60760±60760±60800±60мА
Ток анода30±830±830±830±8мА
в начале характеристики≤100≤100≤100≤100мА
 

Обратный ток первой сетки

≤1≤0,7≤0,2≤0,7мкА
при Uн = 7,5 В≤2≤1,2
Ток второй сетки —4,5+2,54,5+2,54,5+2,54,5-6,5мкА
Крутизна характеристики —15±314,7±2,714,7±2,714,7±2,7мА/В
Uн = 5.7 В≥10≥10≥10
Внутреннее сопротивление100100-30100-30100-30кОм
Сопротивление изоляции между катодом и подогревателем≥5≥10≥10МОм
Межэлектродные емкостивходная13,5±214,5±214,5±213,5±2пФ
выходная7±1,57±1,57±1,59±1,5
проходная≤0.07≤0.08≤0.080,065-0,1
Наработка≥3000≥1000≥5000≥5000ч
Критерии оценки
Обратный ток первой сетки≤1,2≤1,2≤1,2≤1,2мкА
Крутизна характеристики≥10≥10≥10≥10мА/

 

Предельные эксплуатационные данные
ПараметрУсловия6П15П6П15П-В6П15П-ЕВ6П15П-ЕРЕд. изм
Напряжение накала5,7-6,95,7-75,7-76-6,6В
Напряжение анода330330330330В
при запертой лампе500500500
Напряжение второй сетки330330330330В
при запертой лампе500500500
Напряжение первой сетки отрицательное100100100В
Напряжение между катодом и подогревателем100200200200В
Ток катода

 

в режиме измерений656565мА

 

пиковое значение90
Мощность, рассеиваемая анодом12121212Вт
Мощность, рассеиваемая второй сеткой1,51,51,51,5Вт
Сопротивление в цепи первой сетки1111МОм
Температура баллона лампы200300300300°C
Устойчивость к внешним воздействиям
Ускорениепри вибрации на частоте 50 Гц2,5666g
при многократных ударах35150150150
при одиночных ударах300300300
постоянное100100100
Интервал рабочих температур окружающей среды-60…+70-60…+70-60…+200-60…+200°C
Анодные характеристикиАнодно-сеточные характеристики

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

rudatasheet.ru

Ламповый УНЧ SE 6П15П

Автор  Л. Борисов, город Омск

Ламповый усилитель SE (однотактный) из доступных деталей,   класс А, без обратной связи

  

Для этого усилителя была выбраны самые доступные лампы, это  6П15П и  6Н2П, причём  6П15П отличается от лампы 6П14П в лучшую сторону. Замечательная российская лампа 6П15П имеет позолоченные сетки, большее количество витков на сетках, по отношению к площади анода, имеет большую крутизну вольт амперной характеристики, и большую эмиссию. Звук, полученный с помощью лампы 6П15П более детальный и быстрый, чем с 6П14П.

Конструкция: Однотактный ламповый трехкаскадный усилитель без цепей отрицательной обратной связи. Входной каскад реализован на двойных триодах 6Н2П (по одному на каждый канал) драйвер — катодный повторитель, выходной — по ультра линейной схеме на пентодах 6П15П (по четыре). Драйвер реализован на втором триод в виде катодного повторителя, что существенно улучшает согласование каскадов, а главное не переворачивает фазу выходного сигнала драйвера, что позволяет компенсировать нелинейности вольт амперных характеристик драйверной и выходной ламп. Это снижает общие THD (нелинейные искажения).

Трансформатор силовой ТС-160 взят готовый (от лампового телевизора), причём обмотку 11-12 нужно перемотать без разборки трансформатора более толстым проводом d = 1,2 мм, по верху. Эта обмотка нужна для питания накала двух входных ламп 6Н2П. Силовой трансформатор ТС-160 нужно подвесить на резиновых ножках и изолировать от шасси, для уменьшения микрофонных и электрических наводок. Выходной трансформатор тоже взят готовый ТС-180 (это силовой трансформатор от лампового телевизора), причём сердечник нужно разобрать, а одну катушку развернуть на 180 градусов. Собрать магнитопровод нужно с зазором в 0,2 мм, из не магнитных прокладок (подойдут и бумажные прокладки). Обмотки 10 — 9 и 10″- 9″ нужно перемотать по верху  проводом d = 1,8 мм по 22 витка.  Для схемы на Рис 1. выходные лампы желательно подобрать парами.

Рис 1. (для увеличения размера схемы, нажми на неё)

Если у вас есть высокочувствительная акустика с чувствительностью более 95 дБ,  то схему усилителя можно упростить смотри Рис 2. Входной каскад на этой схеме имеет другие рабочие режимы, отсутствует проходной конденсатор между анодом первого триода и драйвером, что улучшает детализацию звука, но это заметно только на акустических системах с высоким разрешением. 

Рис 2. (для увеличения размера схемы, нажми на неё)

Особенности: SE усилитель предназначен для высококачественного усиления музыкальных программ с CD проигрывателей. Для высококачественного воспроизведения звука, SE усилитель требует акустических систем с чувствительностью от 90 дБ/Вт.

Очень хороший результат получен с акустическими системами JAMO Сlassiс 8.

 

Ещё лучший результат получен с рупорными акустическими системами Horn 4a32_1a20-S_PT25B-2-S, где в СЧ и ВЧ динамиках установлены новые диафрагмы из натурального шелка.    

Полученные технические характеристики:

Номинальная выходная мощность в классе А (нагрузка 4 Ом, 8 Ом) 2х10 Вт
Диапазон частот (неравномерность -3 дБ) 20 Гц — 100 кГц
Чувствительность по входу 150 мВ
Отношение сигнал/шум 80 дБ
Коэффициент гармонических искажений (при -10 дБ), на f = 10 кГц, на нагрузке 4 Ом
с обратной связью в -3 дБ 0,1%
без обратной связи 0,21%
коэффициент интермодуляционных искажений с обратной связью -3 дБ 0,36%
коэффициент интермодуляционных искажений без обратной связи 0,37%
Коэффициент гармонических искажений (при -10 дБ), на f = 1 кГц, на нагрузке 4 Ом
с обратной связью в -3 дБ 0,35%
без обратной связи 0,65%
коэффициент интермодуляционных искажений с обратной связью -3 дБ 0,4%
коэффициент интермодуляционных искажений без обратной связи 0,47%

Хорошие особенности: Коэффициент гармонических искажений  на нагрузке 8 Ом почти в два раза меньше, чем указанные в таблице на нагрузке 4 Ом.

За дополнительной информацией можно обратиться E-mail: [email protected]

На главную

При использовании материалов статьи, ссылка обязательна.

www.magictubes.ru

Усилитель с нестандартным построением выходного каскада на лампе 6П14П

Данный усилитель был разработан для проверки идеи так называемого «сэлфсплиттера», применительно к выходным пентодам. Идея сэкономить на межкаскадных конденсаторах и избавиться от дорогостоящих катодных конденсаторов, дабы упростить и удешевить усилитель, полностью, на наш взгляд, себя оправдала.

Для большинства начинающих и не очень опытных конструкторов мощность усилителя имеет большое значение, ибо имеющаяся акустика в большинстве случаев имеет довольно низкую чувствительность. Поэтому мы решили использовать в выходном каскаде 6П14П, позволяющие получить мощность около 15 Вт. Выбор этих ламп обусловлен и другими причинами: во-первых, они очень распространены и стоят достаточно недорого, а во-вторых, на наш взгляд, это одни из самых музыкальных пентодов, выпускающихся в настоящее время. В катодах ламп выходного каскада применен источник тока на КР142ЕН12. Ток выходного каскада можно регулировать в больших пределах, мы выбрали 75 мА.

Входная лампа ЕСС85 выбрана также не случайно. Эта лампа имеет достаточно высокий ток в рабочей точке, что благоприятно сказывается на передаче низких частот и усиление, достаточное, даже при применении ООС. Вместо ЕСС85 можно применить 12АТ7, пересчитав катодный и анодный резисторы. Мы сознательно ушли от 12АХ7 (6Н2П или ЕСС83), так как, на наш взгляд, эти лампы не обладают достаточно высоким разрешением, а проще говоря, отличаются «кашеобразным» звуком.

В источнике питания применены высокоскоростные диоды, они достаточно хорошо заменяют кенотроны и удешевляют конструкцию, конечно, вы можете применить и кенотроны, например 6Ц4П, звучание усилителя от этой замены только выиграет.

О примененных деталях.
Выходные лампы EL84EH куплены в представительстве Совтека в Санкт-Петербурге, важная деталь: подбор ламп по току ОБЯЗАТЕЛЕН, ибо сильно сказывается на звуке. ЕСС85 любезно предоставлены Александром Бокаревым. Также отдельное ему спасибо за предварительную проработку драйвера на этой лампе. Межкаскадный конденсатор: Multicap PPMF 0,1 мк на 400 В. (как ни странно но даже в усилителе с ООС, по крайней мере конкретно в этом, разница в звучании различных типов конденсаторов слышна очень заметно), тем не менее, можете смело экспериментировать. Резисторы — углеродные корейского производства и проволочные. Электролитические конденсаторы — Nichicon (какие были под рукой). Входной потенциометр — Alps RK18. Монтажный провод — разделанный акустический Kimber, но подойдет и МГТФ 0,35. Вот собственно и весь набор, да, чуть не забыл, выходной трансформатор 8 кОм на 4 и 8 Ом нашего производства на «стандартном» магнитопроводе. Еще раз подчеркну: на звук влияет ВСЕ!

Теперь конкретно о схемотехнике. Как вы можете видеть, она очень проста и без каких-либо выкрутасов:

Входной каскад , он же — драйвер выполнен на ЕСС85 по схеме SRPP, позволяющей нам получить достаточно высокое усиление, ток и низкое выходное сопротивление. Обратите внимание на подачу высокого напряжения на накал ламп, это связано с их электрической прочностью на пробой цепи «катод — подогреватель». Связь между каскадами выполнена с помощью конденсатора.

Выходной каскад выполнен по схеме «сэлфсплиттера». Его особенность — подача напряжения раскачки только на одну лампу, что позволило нам избавиться от фазоинвертора и одного межкаскадного конденсатора. Сетка лампы второго плеча соединена с землей через резистор в несколько Ом, который подбирается опытным путем по лучшей симметрии выходного сигнала, но, в принципе, можно обойтись и без него.
Напряжение на вторых сетках ламп выходного каскада стабилизировано, причем мы отказались от применения газоразрядных стабилитронов по причине их большей шумности. Стабильность напряжения на вторых сетках очень благотворно влияет на звучание усилителя.

Пара слов об ООС . Как вы знаете, выходное сопротивление пентодного усилителя очень велико и существенно превышает сопротивление нагрузки, так вот в данной ситуации применение ООС жизненно необходимо. Номинал резистора в цепи ООС вы можете подобрать по своему вкусу (в смысле по своему слуху), но мы бы рекомендовали ограничиться рамками 10 кОм — 24 кОм.

Блок питания особенностей не имеет, единственное пожелание — не экономить на емкости конденсаторов фильтра. 680 — 800 мк будет вполне достаточно для обоих каналов.

Вот собственно и все.

Пожалуй, еще немного о монтаже : Если вы не уверены в правильности разводки земель при монтаже, воспользуйтесь «звездой». Этот вариант гарантировано позволит вам избежать ошибок. Центром «звезды» можете выбрать «земляные» выводы конденсаторов фильтра блока питания. Входные провода заземляются только в одной точке — у первой лампы. Неверный монтаж «земляных» проводов может существенно ухудшить глубину стереопанорамы, а нам ведь это не нужно?

Так как это звучит ?

Читая о других самодельных конструкциях, невольно закрадывается мысль, что перед вами лучший усилитель всех времен и народов, особенно этим «страдают» западные разработчики. Так вот: перед вами НЕ лучший усилитель, однако на наш взгляд, его звучание обладает рядом существенных достоинств: он очень детален и быстр, обладает высокой энергоемкостью, что позволяет усилителю убедительно передавать рок и другую «тяжелую» для маломощных ламп музыку. В отличие от классических пентодных усилителей, звук не напрягает, не вызывает утомления и обладает редко присущей пентодным двухтактникам мягкостью и деликатностью. Короче говоря, усилитель достаточно хорош для прослушивания любой музыки. Он действительно «всеяден», чего нельзя сказать об очень многих самодельных и промышленных конструкциях, а если учесть, что при безошибочном монтаже усилитель не требует настройки, то, пожалуй, это лучший выбор для начинающего любителя ламп, да и опытным «зубрам» мы бы посоветовали обратить на него внимание.

P.S.: Будем очень признательны Вашим откликам и мыслям, пожеланиям и предложениям на нашем форуме по адресу http://AudioPortal.spb.ru/forum .

www.qrz.ru