6Н9С усилитель – Усилитель на 6н9с и 6550 — Сообщество «Hi-Fi, Hi-End и домашние кинотеатры» на DRIVE2

Усилитель на 6н9с и 6550 — Сообщество «Hi-Fi, Hi-End и домашние кинотеатры» на DRIVE2

И так про акустику свою я Вам рассказал, теперь про усилитель. Сразу хочу сказать о моих принципах построения тракта во общем. Первое правило — нет элемента, нет помехи. Т.е. все что можно выкинуть с пути прохождения сигнала, надо выпаять. И второе правило — нет идеального решения. В любом случае приходится выбирать и чем то жертвовать. Это касается схем, отдельных элементов и технических решений…
А теперь по порядку с самого начала. Моим первым усилителем был двухтактник на 6п13с. Выбирал схему в интернете со словами «ну как так! тут 50Вт моего Одиссея не кажется много, а мне предлагают сделать двух ватный усилитель?! это что для наушников?!» Но те времена давно прошли и каждый следующий мой усилитель был все менее и менее мощный и более качественный. Попробовав собрать однотактник, я понял что его звук мне более по душе. Так я постепенно пришел к данному усилителю, который состоит полностью из моих личных предпочтений.
Схема (приведена на рисунке) самая обычная, но каждый элемент в ней подбирался отдельно исходя из опыта и банальных проб — ставим что то новое, нравится значит применяем, не нравится — оставляем как было. Я считаю это единственно верный способ найти тот самый идеальный (для себя конечно же) звук.
По схеме начиная от розетки. Трансформатор обычный ТС180 с перемотаной вторичкой под нужные напряжения. Пробовал ставить два отдельных тр-ра на каждый канал, типа двойное моно, но никакой разницы не заметил, оставил один. Далее выпрямитель на кенотроне. Опять же практика показывает что с кенотроном бас мягче и глубже. К тому же решается проблема задержки анодного питания при включении усилителя. Далее небольшой кондерчик для сглаживания пульсаций и два дросселя на каждый канал свой. После парочка кондеров как можно больше и лучше качества. У меня стоят Panasonic. Наверное Black Gate получше, но пока что не готов платить столько сколько за них просят. Та и не уверен что разницу услышу. Если бы кто дал попробовать…
Первая лампа выбрана 6н9с. У нее более мощный и мясистый звук. На данном этапе мне больше всего подходит. Хотя там так же пробовались и 6н8с и 6н2п и все что попадалось. Не сказал бы что какая то с них лучше остальных. Но у каждой есть особенности звучания.
В катоде поставил аккумуляторную батарейку. Как по мне такое решение дает меньше всего окраски. Меж каскадный конденсатор к40у9 на как можно большее напряжение. У него очень мягкий плавный звук. Слюдяные тоже хороши, но звук более резкий, хотя и более детальный. Для динамичной музыки больше подходят. Я в основном слушаю джаз, так что у меня бумага в масле.
С выходной лампой было больше всего экспериментов. Там стояли и 6п3с, и 6п3се, и 6п13с, и 6п6с, и ЕL34 в различных схемах включения. Но остановился я на 6550. Опять же, нельзя сказать что какая то значительно хуже или лучше. У каждой есть свои особенности: 6п3с и Елка похожи, вторая по мощнее но обе красят звук в верхнем и нижнем диапазонах. 6п13с для однотактника вообще не годится. 6п6с очень интересная, но уж больно слабенькая. Хотелось бы попробовать как ни будь ее иностранные аналоги.
Кондерчик в катод обязательно качественный. У меня ELNA.
Накал всех ламп обязательно переменкой. Очень влияет на звук.
Выходник мотал сам на ОСМ железе, три первички последовательно, две вторички в параллель. Не в чем не вымачивал. Намотал виточек к виточку. Немагнитный зазор в железе присутствует.
Резисторы использую в основном проволочные. Пробовал угольные ВС — не понравилось. Мутнят они звук и окраску свою вносят. Я такого не люблю. Вот скоро приедут VISHAY DALE, посмотрим на что они способны)))
Регулятор громкости ALPS. Не могу сказать что он очень влияет на звук. По сути подойдет любой качественный чтоб контакт был хороший и разброса в каналах поменьше было.
Ну так вроде все рассказал. В общем УМ играет как и полагается однотактнику очень ровно аналитично и детально. Заточен в основном под джаз и живую музыку. Вокал слушать одно наслаждение.
Если что забыл написать, спрашивайте, я не секретничаю)))

www.drive2.ru

“Darling” SE усилитель на 6Н9С и 1626

“http://klimanski.com/?p=1784”> Кризис похоже на то, что закончился. Лето тоже.  Началась работа и пока все мои проекты пришлось отложить в сторону. Но желание сделать и послушать что-то новое не дает покоя и вчера я собрал простенький УНЧ из кита, который я получил по почте из Германии и который заказал на е-Вае  http://www.ebay.com/itm/300762775373?ssPageName=STRK:MEWNX:IT&_trksid=p3984.m1497.l2649#ht_1256wt_1145 у продавца с ником f_booth ( Mike Juraschek ).    Плата включает и блок питания, что очень удобно, и собрал я все за один вечер.  Почему я выбрал этот усилитель ? Много восхищенных отзывов о его звучании.  Есть подробная статья об истории этого усилителя, который был впервые собран в 1997 году Робертом Даниелаком ( Robert Danielak ) http://www.reocities.com/bobdanielak/darling.html .  Или вот еще  вэб-страничка http://www.tubeaudiolab.com/id122.html Существует даже клуб фанов этого усилителя.  Похоже, что я тоже уже присоединился к этому клубу… Мой маленький вклад заключается в том, что вместо 6SL7  я поставил 6Н9С МЭЛЗ. На картинке  видна 6SL7 Philips-JAN, но должен признаться, что с 6Н9С звук более сбалансирован тонально – советская лампа немного приподнимает низы, которых немного не хватает ло этой малютке.  Признаться честно – когда я получил набор по почте, я был несколько огорчен просто смехотворно маленькими габаритами выходного трансформатора, хотя на нем, правда, гордо красуется надпись Telefunken. Она их и спасла – сначала захотелось их сразу опустить в мусорное ведро. Хорошо, что не поторопился. Усилитель, выходники – малютка, игрушка – но звук… Это пение надо слышать. Прозрачное, объемное, детальное и эмоционально окрашенное звучание ( чем-то сходное с пентодами ), с широкополосником Висатон В200 ( как изготовить колонки на этом динамике –  см мой пост http://klimanski.com/?p=263 ) громкость более чем достаточна,  хотя по замерам искажения начинаются с 0.4 Ватта.  Полоса пропускания – на уровне минус 3 дБ от 0дБ ( 0.775В на выходе )  от 65 Гц до 48 КГц без ООС.  Никаких гармоник нет на уровне минус 65 дБ до уровня сигнала где-то 0,8 от максимального, даже второй. По звуку я нечто подобное слышал, когда впервые собрал усилитель на 2А3.  Но  цена, габариты и трудозатраты несравнимы… Так что теперь этот макетик стал настольным в моей спальне ( 18 кв метров ) и ждет упаковки в корпус. До этого уже три года бессменным был  SE на EF806 – EL34 – обе  лампочки тесловские, выходники от James audio – страшно сказать по какой все это цене…  А весь Дарлинг мне обошелся 129 Евро с почтовыми расходами.  Это пока мой рекорд в соотношении цена/качество.  SE  на 6Ф3П по цене будет пониже,  но чистотой звука он не вытягивает.  Вот схема  ( с любезного согласия продавца кита ): На схеме не указано питание накалов –  фактически у сетевого транса две 6.3 вольта обмотки,  от одной через диодный мостик из тех же 1N5408 выпрямленное напряжение идет на 6Н9С, а другая обмотка через удвоитель дает 12.6 вольта для питания накалов обеих 1626.  Хочу обратить внимание на то, что никаких блокировочных конденсаторов на электролитах и диодах нет – это – реальная схема, звуком которой я уже восторгаюсь.  Конечно, со временем  я попробую кенотрон вместо диодов и заблокирую электролиты в катодах.  Спецификация на 1626 –  http://tubedata.itchurch.org/sheets/049/1/1626.pdf .  И нагрузочная линия В общем, весьма рекомендую – Дарлинг – прекрасный музыкальный усилитель для тех, кто любит классику, джаз, вокал, легкую музыку. С хард роком есть проблемки, но от 0,4 ватта требовать много нельзя. Конечно, нужна высокочувствительная акустика,  к счастью, она у меня есть.  И вы можете сделать такую, смотрите мои публикации в разделе ( Categories ) Акустика http://klimanski.com/?cat=15 . Дополнено 4 октября 2012г. Вчера вместо миниатюрных Телефункенов поставил заметно более солидные Transcendar от известной штатовской фирмы с Ra=5K. ( На этих трансформаторах я когда-то собрал чудесно звучащий усилитель ECC81 – 6П7С http://klimanski.com/?p=279 ). Но как это бывало не раз в моих экспериментах со звуком, включение в схему более “габаритного” трансформатора хотя и добавило баса,  но привело к некоторой деградации объема сцены и небольшой потере эмоциональной окраски.   Поэтому я задумал сделать Дарлинг в корпусе – но двухполосным:  одна полоса с лампами и с Телефункеновскими трансформаторами для частот выше 200 Гц, а бас пустить по отдельному каналу усиления ( на полупроводниках ) с выходом на сабвуфер или для подключения к басовому динамику акустики.  Пример пригодной для этого акустики – это ОЯ на широкополосном динамике – смотрите мой пост http://klimanski.com/?p=1212. Однако когда прибор прогрелся, и с американскими трансформаторами он заиграл неплохо. Теперь – упаковка в корпус.  У меня был готовый корпус с двумя панельками под 9-пин ( пинные, пиновые ? :-))), ах да, – штырьковые ! ) лампы. И поэтому был собран предусилитель по типу китайского буффера ( см. пост http://klimanski.com/?p=1304 )  и вот как это выглядит в корпусе.  Из-за того, что корпус подвернулся черный, я назвал  свой усилитель  “Darling in Black”. И схема: Детали – все резисторы 2 Вт металлооксидные купленные в Китае, межкаскадные – К73-16 на 400 В, регуляторы громкости и баланса – обычные китайские потенциометры. Как блокировочный в катоде 1626 я использовал Wima на 63В, блокировочный С9 – китайский красный Audiophiler MKP на 400 V.   Выходные трансформаторы – от американской фирмы Transcendar TT012-OT http://www.transcendar.com/2.html , купленные на е-Вае.  Блок питания стандартный на кенотроне 6Ц5С – его тока в 75 мА вполне достаточно для питания Дарлинга. Был также сделан и опробован бестрансформаторный блок питания ( см http://klimanski.com/?p=1946 ) . С колонками от Chao Дарлинг играет  интересно, живо и очень хорошо сбалансированно тонально.  ЕСС82 от Tungsram оказалась весьма хорошей по звуку, особенно радуют объемные образы.  Чего, кстати, не скажешь про ЕСС802 JJ, которая хотя и дает детальный, тонально сбалансированный звук, но сцена сжимается. Других лампочек пока не пробовал, но есть Телефункен,  Ei, 12AU7 разных брэндов – вариантов много ! Да и ЕСС85 можно было бы поробовать, да, жалко, накал у нее 6.3 Вольта… АЧХ усилителя снят на приставке Villeman PCSGU250 и на уровне минус три дБ усилитель воспроизводит от менее 10Гц  до 54 КГц, причем из-за частотнозависимой ООС усилитель имеет небольшую +3дБ коррекцию в области НЧ с максимумом на 25 Гц. Чувствительность усилителя 1,5 вольта, при этом максимальная выходная мощность на 8 омах получается 1,5 ватта. Но когда играет музыка в комнате в 25 кв метров, громкость даже не могу поставить на максимум – на рукоятке обычно 12 или максимум –  3. Darling in Black  меня очень и очень порадовал своим звуком. Для меня это открытие – после длительного периода пребывания в “пентодной палате” – это первый чисто триодный усилитель, звучание которого мне в самом деле очень нравится ! Дополнено 31 октября 2012 г: забавное совпадение – через 10 дней после выхода в свет этой публикации, после двухлетней паузы снова  заработала ветка на аудиопортале…. Почитайте. http://audioportal.su/showthread.php/3163-Наш-Российский-Darling!/page2 . Дополнено 23 ноября 2012 года.  Сегодня получил по почте заказанную на е-Бае виниловую пластинку Side 1: BORODIN, Symphony N2 in B minor  Side 2: TCHAIKOVSKY, Francesca Da Rimini, Op.32 ; SILVIO VARVISO condusting L’Orchestre de la Suisse Romande. Contour 1968. ( Кто хочет послушать Francesca Da Rimini  – есть на Ютубе, но качество – ютубовское  http://www.youtube.com/watch?v=-neC0564ulI&feature=related ) Давно я не включал свою виниловую вертушку, кстати, с Дарлингом ее еще не слушал вообще.  Напомню, что у меня два Дарлинга – тот который на даче – это Darling in Black с ЕСС82 на раскачке, а дома, где я сейчас и где у меня стоит виниловая вертушка – все еще тот самый макетик что вначале статьи с 6Н9С и немецкими выходными малютками.  Решил заодно еще раз сравнить фонокорректоры от Икон Аудио и мой “самопал” http://klimanski.com/?p=1234 .  К сожалению, по уровню собственного шума мой вариант корректора проиграл. Но вот по объемности образов и по эмоциональности передачи материала – оставил фирменный английский прибор далеко позади. Зато должен сказать, что сама английская виниловая запись – просто великолепная. Я люблю старый винил. Он настоящий.  Попытки же современных записывающих компаний выпускать виниловые переиздания похожи на старание современных строителей сделать подобие средневекого храма при помощи регипса.  Выглядеть издали будет вроде также – но звучать будет все-равно регипсово и как ни крути, все-равно это будет не храм, а подобие современного евроремонтного офиса. Вот также и с винилом. Технологии сегодня другие. И хотя нас убеждают, что они ушли вперед – все-таки при  сравнительном прослушивании старого и нового винила у меня всегда  возникает ощущение, что эти технологии уйдя вперед, все-таки забыли с собой взять что-то важное… На эту тему есть хорошая статья в самом начале ветки на форуме http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=1317.0 И опыт номер два.  Вместо 6Н9С в мой первой вариант Дарлинга ( смотрите фото макета вначале статьи )  поставил 6SN7RCA ( типа, как это уже сделал кто-то из Аудиопортала, см ссылку выше ), не меняя в схеме ничего, то есть по-прежнему – без ООС. Должен сказать, что появилась намного большая детальность в нижнем регистре.   Я переключился с винила на ламповый  FM тюнер Fisher 90-B, там в это время звучал модный шлягер Coldplay Paradize http://www.youtube.com/watch?v=J6ZWlDks0nQ . Этот Дарлинг не перестает меня удивлять ! Каааакой бас !!  Опять пялюсь на крошечные телефункеновские выходные трансформаторы.  Un-be-lie-veble ! Тут снова позволю себе небольшое отступление – общее рассуждение. Нечто подобное с басом я уже наблюдал, когда сделал 1 вт макетик на 6Ф5П ( в триоде ) + ТВЗ1-9, тогда выходная часть 6Ф5П была тоже с автоматическим смещением. Тогда этот 1 Вт дохлик меня поразил ооочень глубоким басом, который исходил от не очень подходящих для такого микроусилителя колонок Магнат 709. И как потом я не пытался “улучшить” звучание 6Ф5П переводя ее в фиксированное смещение, такого баса я так уже и не получил, хотя по приборам разницы небыло. Вывод ? Автоматическое смещение – это не так уж плохо, и часто попытка его “улучшить” приводит к обратным результатам. О моих дальнейших экспериментах с Дарлингом смотрите более позднюю публикацию http://klimanski.com/?p=2251 . ***************************************************************************************************

klimanski.com

Процесс строительства лампового усилителя 6н9с + 6п36с. Часть 1.

 

 

В данной статье будет описан процесс строительства Двухтактного лампового усилителя 6н9с+6п36с с фиксированным смещением.

Фото отчет и пояснения в Части 2.

 

Внимание !
Ламповые усилители работают на очень высоком напряжении, в пределах 300-450-600 в. Лампы нагреваются до пожароопасных температур. Самостоятельное изготовление подобных конструкций потенциально опасно для жизни, поэтому придерживайтесь здравого смысла и будьте аккуратны. Администрация сайта не несет ответственности за любые ваши действия !

 

 

Это был мой первый усилитель, после пары макетов более простых усилителей собранных ранее на картонке для тренировки, который решено было воплотить сразу в корпусе. Кому то, это покажется странным, но выбор пал на старый системный блок из прочной стали.  Так получилось, что итоговая конструкция – это вторая версия сборки, у первой возникли проблемы с анодным и накальным трансформаторами, и дальше одного канала она не увидела свет, была разобрана и собрана заново, на новых трансформаторах. Далее в статье (в части 2) будут присутствовать некоторые фотографии первой версии сборки, конструкции которых получили не большие и не принципиальные изменения.

 

Схема блока питания.

 

На схеме:

  • блок_1 – всё расположилось на двух платах, для каждого канала, изготовленных самостоятельно.
    С платы выходят несколько напряжений:
    +375 в – напряжение питания ламп 6н9с предварительного SRPP каскада усилителя, это напряжение снимается до “Электронного Дросселя”.
    +320 в – напряжение питания ламп 6п36с выходного каскада, после “ЭД”.
    -90 в – напряжение для регулировки фиксированного смещение тока покоя ламп 6п36с, подается на “-90 в” схемы выходного каскада усилителя.
    +95в – напряжение подпорки накала ламп 6н9с предварительного каскада, берется из схемы делителя и подается на оба “полюса” “накального” провода.
  • блок_1А – схема делителя напряжения, для подпорки накала ламп 6н9с постоянным напряжением +95 в.  соединяется с блоком_6
  • блок_1Б – схема фильтра “электронного дросселя”.
  • блок_2 – силовой трансформатор “ТС”.
  • блок_3 – фильтр от постоянного напряжения сети 220 в.
  • блок_4 – сетевой фильтр, с контролем правильности подключения сетевой вилки “220 в”.
  • блок_5 – “батарея конденсаторов” установленных до и после “ЭД” шунтировано пленочным конденсатором C15 на 1 мКф 630 в  расположенном в блоке_1.
  • блок_6 – схема подключения накала всех ламп к ТН-55.

 

Пояснения к схеме блока питания.

“На канал 2” – места подключения аналогичных блоков схемы второго канала, не отображенных в схеме.

Напряжение +375 в может быть и выше, у меня получилось такое, и я его не стал изменять пока-что, но в будущем подключу еще одну свободную обмотку “ТС” 10 в в схему, так как конденсаторы применены с хорошим запасом и схема может работать на более высоком напряжении.

Напряжение +320 в выставлено регулировкой “ЭД”, резистором R10, оно ниже входящего в “ЭД” напряжения +375 в, что обусловлено работой этого самого “ЭД”. Оно может быть и выше, если входящее будет выше, но необходимо обеспечить “срез пульсаций” напряжения, иначе от “ЭД” не будет ни какого толка. Я регулировал грубо на слух, до появления фона в динамиках.

“ЭД” – очень требовательная схема к качеству конденсаторов C18 C17, поэтому я установил их в параллель, и с новыми конденсаторами у меня проблем не возникло, схема нормально заработала. Но вот с мосфетами я помучился, сначала я ставил 2 шт. 3n80 затем 2 шт. IRF840 другу за другом, не знаю в чем было дело, но они все довольно быстро скончались, а затем мне удалось раздобыть BUZ90, с ними схема стала регулироваться стабильнее и самое главное, они работают уже почти год.

-90 в – слаботочное напряжение смещения, необходимо для установки тока покоя ламп выходного каскада, оно берется с маломощной обмотки 80 в ТС. В его цепи установлен электролитический конденсатор C9 на 470 мКф 200 в, можно было использовать в 2 раза меньший по характеристикам, но мне попались такие из старого компьютерного БП. Он шунтирован пленочным К73-17 1 мКф 250 в.

+95 в для подпорки накала, может быть в диапазоне примерно от 80 до 100 в. Оно необходимо, чтобы исключить “пробой” высоким напряжением между катодом и нитью накала ламп “верхнего этажа” входного SRPP каскада, а также, дополнительно для подавления возможных наводок от переменного напряжения накала.  В этой схеме делителя установлен электролитический конденсатор C1, его можно заменить на аналогичный по параметрам пленочный.

В диодных мостах используются ультрабыстрые диоды UF4007, хотя это и почти лишено смысла, но я все таки решил шунтировать их на “всякий случай” пленочными конденсаторами К73-17.

Светодиоды 3 мм на 3 вольта, красного цвета для “фильтра от постоянки”, красный и зеленый для контроля правильности подключения фазы сети “220 в”

В фильтре от постоянного напряжения в сети 220 в использованы конденсаторы большой емкости 10000 мКф на 35 в. Емкость можно и больше, а максимальное рабочее напряжение конденсатора с грубым запасом, потому что , вроде как, это самое постоянное напряжение в сети бывает на уровне 6-10 вольт, но утверждать не буду, не отслеживал.

Последовательность соединения общего проводника пронумеровано GND6 – GND8 и соответствует топографической схеме .

 

Схема накала ламп.

Оказалось, что от способа распайки “накальных” проводов может зависеть присутствие фона в чувствительном предварительном каскаде усилителя. Поэкспериментировав нашел более-менее удачный вариант распайки, это изображено в схеме.

Расширенная часть схемы, (смотрите схему блок_6), одного из каналов усилителя, на которой уделено внимание экранированию и распайке экранов проводов накала. Для накала в схеме используется переменное напряжение, оно может создавать помехи и наводки на предварительные усилители и сигнальные проводники, поэтому мне показалось не лишним будет спрятать эти помехи “внутри” “накального” экранированного кабеля.

На схеме изображена значимая для качественного результата последовательность соединения кабеля накального напряжения (схема подпорки – ТН-55 – панельки ламп).

В схеме подпорки накала постоянным напряжение тоже использован экранированный провод, который проходит от разделительных резисторов до ТН-55, его экран заземлен на корпус с одной стороны рядом с корпусом трансформатора в точке GND10.

Далее от ТН-55 идет экранированный провод на панельки ламп 6н9с, на выводы соответствующие накалу, а его экран, с одной стороны, заземлен на ту же точку GND10 рядом с корпусом трансформатора.

Между панельками ламп, небольшие экранированные перемычки накальных проводников, заземлены на корпус в самом предусилителе – GND11.

Для накала выходных ламп 6п36с тоже использованы экранированные провода, экранами, с одной стороны, заземлены в туже самую единственную точку GND10 около ТН-55.

GND10 и GND11 не связанны напрямую с общим проводником, а контактируют только с шасси.

 

Схема усилителя.

 

На схеме:

  • блок_7 – предварительный усилительный SRPP (Shunt Regulated Push Pull, означает– каскад с динамической нагрузкой) каскад на лампах 6н9с.
  • блок_8 – схема выходного двухактного каскада на лампах 6п36с. При монтаже общие проводники сведены в одну точку как на схеме, точнее на короткую шину из медной жилы диаметром 1.8 мм, для удобства монтажа.
  • блок_9 – выходной звуковой трансформатор ТВЗ, изготовленный на заказ, и распаянные на нем конденсаторы.

 

Пояснения к схеме усилителя.

Входные резисторы, регулирующие громкость – на 20 кОм (может использоваться другой номинал, например 100 кОм) применил раздельные, для каждого канала отдельный резистор, для минимальзации схемы (не нужен дополнительный резистор для регулировки баланса) и тем самым повышения ее качества. Это высококачественные переменные резисторы ПП3-40 20 кОм с палладиевым ползунком, выглядят они не очень “модно”, но я специально оставлю их на обозрении.

Разделительный проходной конденсатор из сигнальной цепи убран по совету бывалых конструкторов ламповых усилителей, для повышения качества звучания. Я использую этот усилитель с ЦАПом, “на свой риск” на выходе которого, после операционного усилителя тоже нет конденсаторов, но ни каких проблем и поломок до сих пор не случалось.

Межкаскадные разделительные конденсаторы К73-16 шунтированы слюдяными КСО. Разделительные резисторы – высококачественные высокоточные проволочные ПТМН.

Лампы 6н9с расположены специфичным образом, то есть – лампа одного “полуканала” образует SRPP каскад из двух своих половинок. По моему мнению, такой способ более удобен для создания компактного монтажа. Номера выводов отмечены в соответствии с номером лампы (1.1 – 6.1 – лампа V1, 1.2 – 6.2 – лампа V2). Номера выводов накала ламп отображены в схеме БП (блок_6).

Лампы 6п36с пронумерованы в соответствии со схемой  БП – V5.1 и V6.1, и в схеме усилителя отображены без накала. А на схеме БП (блок_6) отображены только “накалы” всех 4 ламп двух каналов V5.2 – V8.2

Последовательность соединения общего проводника пронумеровано GND1 – GND5, и соответствует топографической схеме .

 

Топографическая схема.

Эта схема отображает расположение всех блоков, и самое главное распайку общего проводника между ними. Последовательность точек соединения пронумерована в соответствии со схемами – GND1-GND9.

Точки соединения общих проводников, изображенных разными цветами, обозначены жирной черной точкой.

GND8 – это заземляющий контакт в розетке, соединен гибким проводом с “желто-зеленой” общей шиной и из этой же точки соединения выходит провод на GND9 – единственный контакт общего проводника с корпусом усилителя, расположен на задней стенке между входными гнездами RCA, что в общем то не принципиально, но просто оказалось удобным местом для монтажа, в остальных случаях, например общие контакты RCA разъемов изолированы от корпуса.

Так же на схеме изображен сигнальный провод от RCA коннектора до регулятора громкости перед входом в усилитель. Его экран распаян только со стороны RCA, а роль общего проводника выполнят медная жила диаметром около 1.8 мм протянутая до контактной площадки переменного резистора R29.

Общий проводник от ТВЗ до выходного звукового терминала обозначен условно.

 

Регулировка усилителя.

Настройка по переменному току производится резистором в цепи сетки второго триода
нижней лампы V2.2 6Н9с. (Отмечу, что данную настройку по правилам я поленился произвести , и отрегулировал просто на слух, до появления неких искажений на большой громкости). Для этого нужно подать на вход усилителя сигнал 0,2-0,5V с частотой 3000 Гц и настроить на выходе каскада одинаковые переменные напряжения с катодов ламп второго этажа.

По постоянным напряжениям каскад подстройки не требует, при условии исправных
деталей и правильного монтажа.

А вот настройка тока анода в выходном каскаде ламп 6п36с с фиксированным смещением крайне необходима. Она производится в два этапа.

Перед первым включение лучше выставить положение регулировочных резисторов R23 и R31 в такое положение, чтобы на сетку выходной лампы подавалось максимально отрицательное напряжение и лампы были “заперты”. Подстройка тока анода производится в режиме молчания по контрольным точкам падения постоянного напряжения около 0,55 в на резисторах R22 и R30 – 10 Ом в катодах ламп выходного каскада подстроечными сопротивлениями R23 и  R31 смещения в схеме напряжения смещения.

Далее нужно хорошенько прогреть лампы – дать поработать усилителю некоторое время, периодически контролируя напряжение на катодах ламп 6п36с и наблюдая за тем, чтобы лампы не вышли из режима и не перегрелись аноды. И по истечение примерно 30-60 минут, провести контрольную регулировку фиксированного смещения выходных ламп.

 

 

Детали и компоненты.

Распиновка ламповых панелек.

ПЛ24Ш-2КПЛ8-1п

 

Спецификация.

ЭлементНоминалТипКол-во
Конденсаторы электролитические
C12.2mkF 250v2
C2, C1010000mkF 35vELZET2
C9470mkF 200v2
C17, C184.7mkF 450vЭлектролитеческий 105с4
C21, C22, C23, C24, C2547mkF 450vК50-2710
C26220mkF 450vЭлектролитеческий 105с2
C31, C3947mkF 160vк50-68и4
C33, C34, C3822mkF 450vк50-68и6
C35270mkF 450v2
Конденсаторы неполярные
C3470nF 630vК73-171
C41mkF 250vК73-172
C5, C6, C11, C1233nF 400vК73-178
C7, C8, C13, C1447nF 630vК73-178
C151mkF 630vтипа к73-17 импортный2
C16330nF 630vК73-171
C19, C201000pF 1600vК73-172
C27, C420.47mkF 630vК73-164
C28, C322.2mkF 630vтипа к73-17 импортный4
C29, C36, C416800pF 500vксо-5г-500в6
C30, C402.2mkF 160vК73-174
C370.22mkF 630vК73-162
Резисторы 0.25 — 0.5 Вт
R5, R94.7kМЛТ2
R121.21kс2-29в-0,252
R13, R1482kМЛТ2
R15, R161Mс2-29в-0,255
R17210kс2-29в-0,252
Резисторы 1 Вт
R4200kс2-29в-12
R7, R8200kМЛТ-12
R21, R33100kс2-14-14
R24, R2833kс2-14-14
R25, R262,4kс2-14-14
R35, R362kс2-23-14
R20, R37300омптмн-14
Резисторы 2 Вт
R1, R2332омОМЛТ-24
R368kМЛТ-22
R65.97kс2-29в-22
R183,74kс2-29в-22
R19, R38965омс2-29в-24
R22, R3010омс2-29в-24
R27301kс2-29в-22
R34464kс2-29в-22
Резисторы переменные/подстроечные
R1047kсп3-38б2
R23, R3147kсп2-2-14
R2920kПП3-402
R3222kсп2-2-12
Диоды/полупроводники
D1, D2, D3, D4FR3074
D5, D6, D7, D8, D11, D12, D13, D14UF400716
D91N4746A2
D10, D15, D161N40074
HL1, HL2, HL3, HL4LED 3мм4
Q1buz902
R11термисторSCK0561
Электронные лампы
V1, V2, V3, V46н9с4
V5, V6, V7, V86п36с4
Трансформаторы
T1TC1
T2TN-551
T3ТВЗ2
Остальное
F1Плавкий предохранитель1
L1Дроссель-фильтр1
SW1Тумблер питания1
J1RCA2
J2Аудио выход — терминал2
панельки ламп октальныеПЛ8-1п4
панельки ламп керамическиеПЛ24Ш-2К4
анодные колпачкиДержатели предохранителей4
Итого элементов211

Типы используемых элементов конечно же могут быть иными. Часть деталей – резисторы, конденсаторы лампы и прочее я купил в специализированных магазинах в своем городе, терминалы заказал на aliexpress, но так же кое что было взято из разной старой радиоаппаратуры, телевизоров (например панельки для ламп и основы для трансформаторов) или компьютерных БП.

Номиналы резисторов могу отличаться, у меня использованы высокоточные резисторы, например R12 1.21 кОм с2-29в-0,25, поэтому такой номинал, его конечно же можно заменить на любой другой резистор 1.2 кОм. Или еще, резисторы R19, R38 965 Ом с2-29в-2 можно с успехом заменить на 1 кОм.

Электролитических конденсаторов , например в одной цепи фильтра питания стоит несколько, и разных номиналов, но одного напряжения 450в, в общем то можно было обойтись и одним-двумя примерно равноценными по емкости, но я решил раскидать по несколько по всем блокам, как можно ближе к выводам активных элементов, для повышения качества работы схемы.

Дроссель фильтр, о котором я написал в части 2, был взят сразу на готовой плате из старого БП, и обозначений на нем ни каких не находится.

 

Продолжение в Части 2.
8 февраля 2017

lampcore.ru

Ламповый усилитель своими руками на 6п6с и 6н9с(часть 4)

И так решил я сделать ламповый усилитель, купив новые лампы, площадки, найдя два корпуса от блоков питания (один дома один на работе) в субботу с утра я начал сверлить и скребстись напильником. 🙂

Соседи мужественно не сказали не слово.

Я купил лампы 6н9с (можно использовать 6н2п) и две (навсякий пожарный) 6п6с (можно использовать 6п43п-е). Ламповый усилитель на 6п43-п.

6н9с распиновка лампы.

6п6с распиновка лампы.

схема осталась таже. Схема лампового усилителя приведенная ниже построена на 6н2п и 6п43п-е все работает и даже чуть громче чем 6п6с. Так что решайте сами на чем будете паять. Мне лично звук больше понравился у 6п6с, он более старый тот на котором играли старые рокенрольшики.

Собственно два блока питания скручиваем вместе. у них есть удобные ножки с резьбой на которые при желании можно либо текстолит прикрутить либо фиксаторы для провода (общий) на который с монтируются все детали.

Площадки для ламп покупал дорогие, с керамической основой.

Внимательно смотрим где сверлить дырки.

Из эстетических соображений корпус был покрашен!

Трансформаторы и все что отвечает за звук было смонтировано в одной половине. Вcе что отвечало за питание в другой половине. Обусловлено тем что при разнесении выходного трансформатора появляются наводки а для лампового усилителя расположение деталей очень важно.

Плату питания выполнял на текстолите использовал диодный мост (можно поставить кенотрон но надо другой ТАН трансформатор), добавился только дроссель из старого телевизора (Дроссель использовал Д22 — использовал только основную обмотку 1-2, ставил в разрыв «+» сразу после диодного моста, хоть он и низковольтный но все работало без проблем работает, купил его у чела на рынке в Царицино, за 50р так что не тратьте деньги на заграничный (350 — 600р) подходят и советские! ), и пару конденсаторов а 100mKf*450v. Также незабываем шунтировать двумя 100 Ом резисторами накал лампы 6,3 вольта.

Еще по блокам питания: Я использовал самый обыкновенный диодный мост но не забываем что на выходе трансформатора в моем случае бло 240 вольт так что полупроводниковые резисторы ставим с учетом большего чем 220 вольт напряжения. Так же не стоит забывать что после диодного моста напряжение повышается (240*1,4=336 вольт, коэффициент = 1,4) и получаем напряжение после диодного моста. Из практических рекомендаций: если делаете на диодном мосте а не на кенотроне, то очень удобно всю плату питания смонтировать на текстолит.

 

Корпус усилителя был жестко заземлен. НО! При первом пуске он не заработал. Я сначала подумал что общего провода хватит с корпуса — не хватило пока не припаял отдельно провод от блока питания на общий к лампам не чего не заработало. Весь остальной монтаж сделан нависной. Наводок и замыканий нет. Все пропаяно и заизолирована кембриками.

 

Ну и собственно вот так вот все это светиться в темноте.

В журнале радио от 1961 №9 я нашел вот такую вот схему. Так что при желании можно сделать что то подобное, громкость увеличиться но не забываем про то что громкость это еще на самое важное! Динамик надо ставить хороший, сейчас можно купить гитарный динамик на 15 ват за 1000р. чего будет достаточно, даже я бы сказал на вырост.

Хочу разбить двойной триод и в первый сообразить сие. Купив нормальный динамик можно собрать отлияного качества ламповый усилитель своими руками.

Вот как то так все выглядит в полузакрытом варианте.

Все готово подключено и работает. Единственное что хочется еще доделать это распоралелить двойной триод, и поставить кенотрон вместо диодного моста . Но с кенотроном похоже облом там нужна обмотка полупериод, в моем случае (ТАН 10-220-50 —200*2шт,180*2шт,20*2шт, 6,3*2шт) можно только 180+180 что будет много для ламп. Так что боюсь что придется довольствоваться диодным мостом. Выходной трансформатор для 6п6с я использовал ТВЗ-1-2 (можно использовать любой из этой серии), можно конечно что то самому по мотать, но это на ваше усмотрение. Для двухтактного усилителя на 6п6с выходной трансформатор я использовал ТПП 245-127/220-50, первичные обмотки как раз в тему для разбитие на полупериоды от ламп, а вторичные 15-16 и 17-18 то есть 10+10 вольтовые обмотки.

В итоге получился милый пусть не очень громкий но очень качественный ламповый усилитель собранный своими руками.

Возникнут вопросы пишите на электронную почту.

[email protected]

Знаю что сложно решиться на подобное свершения но все детали можно достать (по крайней мере в москве).

Радиолампы и трансформаторы

s\p — Из личного опята. Трансформаторы лучше накрыть какой нибудь коробкой, иначе жена весь мозг съест.

Думаю будет интересно ламповый комбик

shivelier.livejournal.com

Однотактный ламповый усилитель 6Н9С и 6П6С

После успешной сборки трехлампового усилителя Губина у меня появилось желание самостоятельно просчитать все детали схемы и по собственным расчетам построить однотактный усилитель.
Стал вопрос выбора ламп. Тут мне очень помогла статья Вадима Пузанова «Однотактный ламповый…, возвращаясь к напечатанному». В статье хорошо описан опыт применения различных ламп в усилительных схемах. Также  подробнейшим образом рассмотрены нюансы конструирования схем ламповых усилителей. Большая мощность на выходе мне ни к чему, основной упор на качество, поэтому выбор пал на лампу 6П6С, и в драйвере 6Н9С.

Обложившись книгами сделал расчет всех элементов схемы в Mathcad. Расчет лампового усилителя делается «с хвоста», в таком порядке и выкладываю результаты.

Расчет оконечного каскада на лампе 6П6С
Расчет каскада предварительного усиления на лампе 6Н9С

В результате расчетов получилась вот такая схема. Хочу отметить пару ключевых моментов.

1. Усилитель рассчитан на работу с источником сигнала напряжением не более 1В. Если у вашего источника амплитуда сигнала более 1В необходимо пересчитать параметры каскада предварительного усиления а именно: увеличить смещение до 3,5 — 4В, изменить номиналы резисторов R3 и R4.

2. Номинал и тип межкаскадного конденсатора С3 меньше почти в два раза от расчетного значения и определён методом подбора. По расчету номинал С3 зависит от коэффициента частотных искажений Мнк. Величиной этого коэффициента мы задаемся как бы «на глаз». В реальной схеме этот конденсатор на мой взгляд проще подобрать опытным путем. Слушал усилитесь с конденсаторами разных типов и номиналов, из всех мне больше понравился именно К71-7 0.1мкФ.

3. В схеме нет конденсаторов шунтирующих электролиты. Опять же на мой слух с шунтирующими конденсаторами высокие частоты играли «грязно» или слишком звонко, затрудняюсь это ощущение правильнее передать. Убрал — всё стало на свои места.

Схема однотактного усилителя на лампах 6П6С и 6Н9С (один канал).
Схема блока питания. Питание накалов ламп разделено по каскадам.

 Вот как выглядит эта схема в макете. Лампы расположены в один ряд. Двойной триод 6Н9С посредине. На момент написания статьи усилителю исполнилось полтора года. Всё это время использую его для прослушивания музыки. Звучанием доволен.

Фото сделано сразу после монтажа деталей. В окончательном варианте все шунтирующие конденсаторы я убрал и заменил межкаскадные К40-У9 на К71-7

 В драйвере можно также использовать лампу 6Н8С. Её мощности немножко не хватает чтобы раскачать 6П6С. Но если Вам не нужна большая громкость то эта лампа подойдет по моему субъективному восприятию даже лучше чем 6Н9С.

Далее привожу расчет каскада предварительного усиления на лампе 6Н8С и схему усилителя.
Эту схему я собрал первой. Звук мне понравился но громкости немножко не хватило. Поэтому просчитал каскад предварительного усиления на лампе 6Н9С и остановился на схеме описаной выше.

Расчет каскада предварительного усиления на лампе 6Н8С

Однотактный усилитель на лампах 6П6С и 6Н8С

Использованная литература.

Больше всего почерпнул из этой книги — Г.С.Цыкин Электронные усилители 1965г. Написано просто и понятно, много примеров.

Очень помогли мне статьи Вадима Пузанова, о котором я уже упоминал в начале этого рассказа

Также листал но толком не читал такие книги:
Электронные усилители Г.С. Рамм 1966
Электронные и транзисторные усилители низкой частоты. Чудновский И.Я., 1968
Хвиливицкий С.И., Медякова Л.В. Расчёт и проектирование усилителей низкой частоты 1958
Справочник радиоинженера, Р. Лэнди, Д.Дэвис, А.Альбрехт, 1961

fedor81.blogspot.com

Двухтактный ламповый усилитель 6н9с + 6п36с с “фиксированным смещением”

 

Короткое видео с этапами сборки усилителя и пояснениями.

 

Усилитель находится в стадии  строительства и тестирования, о процессе его создания с фотографиями этапов сборки, пояснениями и схемами, можно прочитать в двух статьях:

Часть 1 – схема, пояснения по схеме, регулировка и спецификация.

Часть 2 – подробные фотографии блоков и их описания.

 

 

Внимание !!!
Ламповые усилители работают на очень высоком напряжении, в пределах 300-450-600 в. Лампы нагреваются до пожароопасных температур. Самостоятельное изготовление подобных конструкций потенциально опасно для жизни, поэтому придерживайтесь здравого смысла и будьте аккуратны. Администрация сайта не несет ответственности за любые ваши действия !
Описание:
  • Этот стерео усилитель мощности звука основан на 4 лампах 6п36с (по 2 на канал) и 4 лампах 6н9с (по 2 на канал).
  • За основу взята и доработана под личные “предпочтения и обстоятельства” так называемая схема А. Манакова, схема двухтактная, с фиксированным смещением тока покоя выходных ламп и с предварительным SRPP каскадным усилителем.
  • Ориентировочная выходная мощность около 40 вт (не измерял), но звучит он очень громко с подключенной акустикой на базе динамиков Morel Tempo 6 (Номинальная мощность динамиков 120 вт, максимальная мощность – 280 вт, частотный диапазон – 40—22000 Гц, импеданс 4 Ом, Чувствительность – 90 дБ. Настолько громко, что в комнате на полной “мощности” слушать становится уже не комфортно.
  • Силовой анодный трансформатор изготовлен на железе от ТС-180
  • В качестве накального используется ТН-55. Этот трансформатор крайне удачно вписался в эту схему, он имеет две одинаковых обмотки по 6.3 в 0.76 А и две по 6.3 в 7 А. Питание накала организованно раздельно на 4 блока усилителей, в схеме это отображено. Накал работает от переменного напряжения с “подпоркой” постоянным напряжением около + 95 в.
  • Выходные звуковые трансформаторы изготовлены на заказ, под схему усилителя, на железе от ТС-250, изготовил их (и силовой ТС), для меня Александр “tank” с форума Datagor. Звук с ними напористый, басистый и чистый.
  • Блок питания, снабжен фильтром импульсных помех и отсечкой постоянного напряжения в сети 220 в установленным до трансформаторов блока питания, и индикатором “фазы” сети, это бывает полезно, чтобы исключить помехи и сбои аудио аппаратуры подключенной к одной заземленной розетке.
  • Также, в блоке питания после выпрямителя применена схема “электронного дросселя”, подавляющего пульсации в постоянном “анодном” напряжении выходного каскада почти полностью.
  • Особое внимание уделено разводке общего провода, экранированию сигнальных проводов от внешних помех, и накальным проводникам, в качестве которых тоже использованы экранированные кабели, чтобы исключить излучение помех от переменного напряжения на схему усилителя.

 

 

Удалось добиться работы усилителя с около нулевым фоном в выходном сигнале, благодаря фильтрам “электронным-дросселям” в блоке питания, правильной разводке земли и точек подключения накальных цепей предварительного (входного) каскада ламп. В колонках фон с расстояния около 30-50 см уже не различим, более того, я часто слушаю этот усилитель просто подключив 16 Ом-ные головные наушники напрямую в выходные гнезда “для колонок” без каких либо гасящих резисторов и фильтров, в них слышится слабое шипение ламп, но не смотря на это звук очаровывает своей “глубиной”. Конечно, по хорошему, так не делается, но гасящие резисторы использовать не хочется, они режут звук, в общем для наушников нужен отдельный усилитель!

 

На данном этапе усилитель работает в таком состоянии.

На лицевой части всё по простому : расположены 2 регулятора громкости, каждый для своего канала, и выключатель питания, над ним индикаторы “правильности подключения вилки к розетке”. Чтобы разнообразить пустоту и простоту “морды” – лампы и регуляторы громкости будут выставлены на показ за декоративной сеткой из нержавеющей стальной проволоки.

 

На задней панели терминалы выходного сигнала и входные RCA гнезда, каждый со стороны своего канала соответственно. Чуть ниже центра индикаторы-светодиоды “фильтра постоянного напряжения” а под ними стандартный разъем питания и отсек со сменным предохранителем.

 

Боковые стенки будут закрыты толстыми панелями из дсп, под них оставлен крепеж.

 

Усилитель построен при поддержке форума Datagor. Отдельное Спасибо Александру “tank”. Но особую благодарность хочется выразить Юрию “titpol” за помощь и советы.

 

25 декабря 2016

lampcore.ru

Простой двухтактный усилитель на лампах 12SL7, 12V6s. (6Н9С 6П6С) » hifisound.com.ua

Этот маленький усилитель легко построить, он имеет только около 25 деталей в каждом канале, недорогие трансформаторы и общую небольшую стоимость.

Рисунок 1: Простой двухтактный усилитель.

Усилитель напряжения и фазоинвертор выполнен на лампе  12SL7, выходной каскад на 12V6s. Эти лампы имеют одинаковые электрические характеристики, как и  их родственники 6SL7 (отечественный аналог 6Н9С) и 6V6 (отечественный аналог 6П6С). Только разница в напряжении накала 12В и 6В.

В качестве накального трансформатора использован один небольшой трансформатор 12.6V.

Усилитель (фото 1), изготовленный с деталями из списке, имеет теплый, богатый классический звук, понравится большинству любителей HI-FI. Он  дает на выход е около 12W мощности на канал.

Усилитель будет эффективно работать с АС чувствительностью

90 дБ и более.

Усилитель начинает работать сразу после включения.

 

Описание схемы

Схема очень простая и в то же является эффективной.

Выходные лампы 12V6s работают в двухтактном  классе AB1, напряжение на анодах около 285В. 12SL7 работает как усилитель напряжения и фазоинвертор.

Нити накала ламп питаются от отдельного накального  трансформатора (# 167L12), который является общим для всех ламп, используемых в этом усилителе. Ток накала 12SL7 — 0,15 А.

Ток накала 12V6s — 0,23

 

Нагреватели питаются  постоянным напряжением, чтобы уменьшить возможность какого либо шума, которые может возникнуть при питании переменным  током.

Переключатель S3 подает напряжение на аноды ламп только после того как они прогреются, позволяя значительно увеличить их срок службы.

Мощность резисторов указана на схеме. Разводку земли рекомендуется делать «звездой», иными словами, соединить все указанные земли в одну точку.

Я использовал длинный голый медный провод для этого и связать его с шасси лишь в одной точке рядом с входными разъемами.

Хорошая идея использовать маленький 12В вентилятор включенный на 6В для охлаждения ламп. Шум практически не существует.

 

ШАССИ

Попробуйте построить шасси, как показано на фото 2 с двумя каналами в своем роде «зеркальным отражением» друг от друга.

Фото 2: прототип корпуса показывает размещение компонентов.

Это упрощает монтаж. Другими словами, после установки деталей на левый канал, Вы просто перейдете на правый канал и повторите

процесс.

Фото 3: Прототип шасси в комплекте с трубами.

Кроме того, перед подключением проводов, резисторов и конденсаторов, наденьте на выводы кусочки

термоусадочной трубки или другой изоляции. Это поможет уменьшить вероятность любого замыкания

проводки, которое может вызвать большой ущерб.

 

ИСПЫТАНИЯ СОВЕТЫ

После завершения разводки цепи накала,

Вы можете проверить его на надлежащее напряжение на всех ламповых панельках (Фото 4).

Фото 4: Обратная сторона нового шасси.

После установки ламп, повторите  измерения напряжений накала снова.

 

 

ТАБЛИЦА 1

Список деталей

Резисторы

R1, R2, R6, R11, R13 = 470K AES ½ W

R3, R10, R14 = 1K AES ½ W

R8, R9 = 100k AES ½ W

R7 = 510K AES ½ W

R4 = 200 AES ½ W

R5 = 1K5 AES ½ W

R12 = 250 10W AES

R15 = 15K 2W AES

R16 = 100k 2W AES

R17 = 8,2 10Вт AES

КОНДЕНСАТОРЫ

C1 = 100μF 16V Mouser

С2, С4, С5 = 47nF 400V Wima (MKP 10) AES

C3 = 6.8nF 630В Mylar или поли Mouser

C6 = 100μF 50V Mouser

C7 = 47μF 350В AES

C8, C9 = 100μF 350В AES

C10 = 0,47 630В Solen AES

C11 = .01  1kV Mouser

C12 = 2200 мкФ 35V AES

ТРАНСФОРМАТОРЫ

T1 = Хаммонд # 261M6 AES

T2 = Хаммонд # 167L12 AES

Т3 = Хаммонд # 1608 AES

L1 = Хаммонд # T156R (дроссель) AES

ВЫПРЯМИТЕЛИ

FWB1 = 3A 800V Mouser

FWB2 = 25A 50V AES или

Лампы

V1 = 12SL7 AES

V2, V3 = 12V6GT AES

ВЫКЛЮЧАТЕЛИ

S1 = SPST 125V 3A

S2 = SPST 125V 10A

S3 = SPST 250V 3A

 

При использовании ламп на 6.3V , следует заменить накальный трансформатор  на 6 вольтовый, а так же заменить

R17 на 2Ома и конденсатор C12 на 4700мкФ.

Все остальное останется прежним.

 

Финальное тестирование

Каждый раз, перед включением усилителя, убедитесь, что используется правильная последовательность  запуска:

Включите S1, а затем примерно через десять секунд включите S2.

После разогрева ламп через 20 — 30 секунд, включить S3.

Теперь усилитель готов  к работе. Чтобы отключить – просто  выключите  S1 первым, с последующим сбросом S2 и S3 в положение OFF. Теперь усилитель готов для следующего раза.

Для настройки используйте пару балластных сопротивлений 8 Ом

Рик Спенсер audioXpress 12/01 www.audioXpress.com

 

hifisound.com.ua