Акустика s 90 – описание, характеристики. Легендарные советские колонки «Радиотехника S-90» :: SYL.ru

Содержание

Доработка колонок S-90 — Основы акустики

06 Июля 2006

Автор: Игорь М. Бутин

Основные недостатки колонок серии S-90.

  1. Малый объем корпуса для низкочастотного динамика. Последствие — бубнение низких частот.
  2. Фазоинвертор рассчитан на частоту 20 Гц. Последствие — большие искажения НЧ.
  3. Никудышный среднечастотный динамик. Последствия — отвратительные СЧ, призвуки.
  4. Низкая частота резонанса высокочастотного динамика. Последствия — «кряканье», сипение.
  5. Фильтр рассчитан с учетом предыдущих недостатков. Последствие — при доработках любого узла фильтр надо изменять.
  6. Корпус недостаточно жесткий и не «заглушен». Последствия — вибрации, призвуки, «бочка».
  7. И т.д. и т.п. …

Изучаем и смекаем

Попивая пиво, доходим до трех истин. Есть три пути:

  1. Легкий и эффективный.
  2. Средней сложности. Больше шаманизма и снобизма. Некоторые улучшения звука по сравнению с пунктом 1.
  3. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный. Реально Вы пробуете изготовить новые колонки. Тут все зависит от качества изготовления и музыкального чутья. Если ничего не получится, то Вам никто ничего и не обещал.

Опишу все. Рекомендую для начала 1-й путь. Ценность его в том, что он не занимает много времени, Вы оставляете все компоненты колонок. Минимум дефицитных деталей и затрат.

Внимание! Внимание! Внимание!

  1. При проведении всех работ следите за правильностью фазировки динамиков. Если вы не сталкивались с этим сами — пригласите специалиста — электроника!
  2. Переделка динамика 15 ГД — 11А — процесс необратимый. В случае неаккуратности у динамика одна дорога — в мусорное ведро, а у Вас другая — на рынок.

Путь первый. Легкий и эффективный.

  1. Средние частоты — главный акцент. Переделкой динамика, добьемся его работы в поршневом режиме, повысим верхнюю граничную частоту, уберем призвуки, повысим чувствительность, улучшим направленность, задемпфрируем.
  2. Переведем колонку в диапазон от 31.5 Гц, вместо 20 Гц. Меньше будет бубнить.
  3. Задавим резонанс высокочастотной головки.
  4. Утихомирим призвуки корпуса

Покупаем в магазине советский теннисный шарик. Китайские и прочие не подходят. У них другой материал. Шарик должен быть именно такой, как в далеком детстве по 8 копеек. В крайнем случае — можно взять у знакомых или в спортивной секции тенниса. Покупаем эпоксидную смолу (немного, можно 1см куб.), клей (Суперцемент, Марс, Арго и т.д. — жесткий после затвердевания), пару простых карандашей, любой медицинский бинт и вату.

Приступаем к творчеству. Шарик пилим по шву пополам. Шов виден на просвет. Он внахлест сделан и шириной 1 — 2 мм. Пилить надо посредине шва. Я пилил лезвием Нева, предварительно сделав на нем зазубрины точильным бруском. После того как распилили, выравниваете линию распила на наждачной бумаге, и обрабатываете мелкой наждачкой внешнюю поверхность шарика. Если внутри в районе шва есть крупные наплывы, то их тоже надо удалить. При работе шарик надо закрепить пластилином на батарейке Марс (футляре от фотопленки, баночки от корма для рыбок и т.д., по воображению) в трех точках. Этого достаточно. Пластилин удаляется потом или сухой тряпкой или протиркой бензином. После того как поверхность шарика обработана, к ней нельзя прикасаться руками. Растираете грифели карандашей на наждачной бумаге.

Разводите эпоксидную смолу с двойным количеством отвердителя. Покрываете поверхность шарика тончайшим слоем. При необходимости излишки клея можно удалить газетной бумагой. Обсыпаете графитом, стряхиваете лишний. Надо добиться, чтобы сквозь графит не просвечивал белый пластик шарика. Если просвечивает, значит, слой эпоксидной смолы был мал. Надо добавить. После того как все получилось, оставляем затвердевать.

Собираем фильтр на 3 Кгц. Для этого берем конденсатор 4,7 Мф и дроссель 0,6 мГн. Можно взять конденсатор от 4 до 7 мФ и подогнать под него дроссель. Чтобы не забивать голову лишними формулами, то самое простое — произведение емкости конденсатора в микрофарадах на индуктивность дросселя в мГн должно быть равно 2,82. Допустим емкость конденсатора фильтра — 6,6 мкФ (МБГО и МБМ с допустимым отклонением от номинального значения ±10%), тогда индуктивность катушки 2,82 : 6,6 = 0.43 мГн, (обмотка содержит 150 витков провода ПЭВ-1 0,8, намотанных на каркасе диаметром 22 и длиной 22 мм с диаметром щечек 44 мм). По этим данным можно собрать контур без LC-метра, поскольку важен не точный номинал, а «захват» резонансной частоты, имеющей определенный разброс. Конденсатор и дроссель крепим на куске ДВП и один вывод катушки припаиваем к выводу конденсатора. К свободным выводам припаиваем провода длиной 40-50 см.

Разбираем колонку. Снимаем низкочастотный динамик, среднечастотный, достаем стакан от него, снимаем высокочастотный динамик, снимаем декоративную накладку, снимаем фазинвертор (на некоторых колонках придется фильтр открутить). Берем половинку просохшего шарика, полируем его снаружи замшей или газетной бумагой и приклеиваем поверх пылезащитного колпачка головки среднечастотного динамика жестким клеем. Надо следить за тем, чтобы не было непроклееных щелок между краем шарика и колпачком и, чтобы шарик был приклеен точно по центру. То же самое делаем и со вторым среднечастотником. Оставляем сохнуть.

Прикручиваем самодельный фильтр на заднюю стенку колонки (внутри) напротив высокочастотного динамика. Припаиваем провода от фильтра на вывода высокочастотного динамика. Какой куда — роли не играет. Снимаем разъемы с задней стенки колонок и запаиваем провод идущий от усилителя прямо на фильтр. От трубы фазинвертора отпиливаем ножовкой по металлу 10 см по средней линии. Трубу фазинвертора и стакан среднечастотного динамика оборачиваем слоем марли и бинтуем. Надо проверять войдут ли они после этой процедуры в свои гнезда. Если не входят, то слой ваты с марлей уменьшить. Проверяем, есть ли вата и марля в стакане. Добавляем если мало до полного. Демпфируем среднечастотные динамики. Для этого их диффузородержатели дополнительно обтягиваем поролоновыми кольцами, изготовленными из заготовок 10х27х355 мм. концы которых склеены клеем «Момент» встык. Дно и потолок колонки изнутри обклеиваем войлоком, (ватином, синтепоном и т.д.). Провода обматываем бинтом.

Бинт повдоль провода располагаем и скручиваем, обхватывая провод. Фиксировать бинт удобно нитками. Собираем колонку. Промазываем пластилином все периметры всех динамиков. Надевать защитные сетки не стоит, но только при условии, что нет маленьких детей, не заедет жена шваброй или пылесосом и что колонки не будут перевозиться. Включаем колонки. Не узнаем право. Обзваниваем знакомых. Просим подъехать с любимыми записями. Слушаем. Успокаиваем знакомых пивом. С издевкой замечаем, как бы пригодились им баксы, затраченные на приобретение зарубежного хлама.

Путь второй. Средней сложности.

Выполняем все, что указано в пути 1, но не собираем колонки.

  1. Улучшим свойства корпуса и убьем призвуки и «бочку»
  2. Добьемся лучшего прохождения сигнала
  3. Герметизация корпуса. Убираем влияние корпуса

Итак, поехали. Заднюю стенку корпуса укрепить, расположив две рейки сечением 3х2см. по вертикали во всю длину на расстоянии 15-20 см. друг от друга симметрично, и прикрепив их шурупами к задней стенке. Предварительно место крепления обработать эпоксидкой. Надо учитывать возможность установки потом фазинвертора. Между задней и передней стенкой устанавливаем рейку распорку на уровне СЧ головки, учитываем возможность установки стакана. Промазываем все соединения стенок и углы изнутри силиконовым клеем типа «Бизон» или сантехническими силиконовыми же замазками. Оклеиваем весь корпус внутри войлоком (ватином, синтепоном или др.). Толще 1,5 см. не стоит, чтобы не сильно уменьшить внутренний объем корпуса.

Все предложения поменять 15 ГД — 11А на 6 ГДШ-5 отвергаем. Наш и так уже «крутой», а подобная замена приведет к потере мощности, уменьшению динамического диапазона (очень опасно) и придется сильно изменять фильтр. Так при замене 15 ГД — 11А на 6 ГДШ-5 для 35АС — 212 придется заменить такие детали: L1 — 0,22mH, C2 — 1,0mF, C8 — 0,5mF, L4 — 0,1mH. Указаны новые параметры. При использовании 6 ГДШ — 5 — 4, придется еще поставить дополнительное сопротивление поставить в цепь этой головки на 4Ом. Еще и внешний вид колонки меняется. Ну, если сильно хочется, то можно. Далее. Удаляем переключатели тембров. Удаляем ненужные резисторы R (1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12). Заменяем провода на монтаже фильтра на медный провод диаметром 1,2 мм. Заменяем провода идущие от динамиков к фильтру, на более путевые. На низкочастотный динамик — многожильный — сечением 2,5 — 3 мм кв., на среднечастотный — 2,5 мм кв. На высокочастотный — 2 мм кв. — одножильный. Все провода припаиваются к фильтру напрямую, а не проходом через предыдущие динамики. Фильтр устанавливается на дно колонки. Все провода укладываются под слой войлока.  На боковых стенах.

Регуляторы фильтров снимаются. Изготавливаем на их место деревянные (ДСП, фанерные) заглушки по толщине корпуса. Вливаем их на эпоксидку и пришлифовываем. Обтягиваем переднюю панель самоклеящейся пленкой под дерево в тон шпону колонок. Устанавливаем динамики. Низкочастотный и среднечастотный через резиновые прокладки. Подойдет резина с оконных утеплителей, тонкие резиновые медицинские шланги, силиконовые шланги (хуже). Установленные динамики обрабатываем по периметру пластилином или незастывающей оконной замазкой (она напоминает кусок хозяйственного мыла и стоит дешево). Проверяем звук. Балдеем просто. Отодвигаем всякие «Pioner», «Technics» , JAMO и …

Путь третий. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный.

Неплохо иметь следующие приборы: осциллограф, генератор звуковых частот, цифровой мультиметр, LC-метр. У человека, который не занимается ремонтом и сборкой на дому — этого всего конечно нет, но есть выход — пойти в мастерскую и попросить померить, что надо прихватив с собой фильтра, головки и т.д. Если за такое и попросят плату, то чисто символическую. Можно даже заказать фильтра. Это, конечно, будет подороже.Начинаем. Берем за основу 35АС-212 с габаритами 710х360х285. Желательно, чтобы корпус был фанерный, низкочастотный динамик с резиновым подвесом, высокочастотный динамик с куполом из стеклоткани. Разбираем все. Среднечастотный динамик нам больше не нужен. Корпус надо нарастить для низкочастотного динамика с резиновым подвесом до 100 литров. Если подвес пенополиуретановый, то до 120 —130 литров. Наш же корпус — 70 литров.

Есть два варианта:

  1. Снять переднюю стенку с корпуса, чтобы потом использовать для матрицы под отверстия для динамиков во вновь изготавливаем корпусе на 100 л. Из остатков корпусов получаются неплохие ящики под картошку и маркошку в погребе.
  2. Можно попробовать нарастить старый корпус.

В первом случае надо ориентироваться на размеры — 1100х360х350 и изготовление в мебельной мастерской по вашим чертежам, с руганью и придирками к качеству. Мы же рассмотрим второй путь.Итак, можно попробовать обойтись малой кровью. Изготавливаем сами, или заказываем два ящика с плотно пригнанными стенками и крышками из двойной 10-ти слойной фанеры с внешними размерами — 380х360х285. В дне колонки и в крышке ящика вырезаем одинаковые отверстия примерно 270х210. Ящик внутри оклеиваем войлоком. После сборки сделать это будет нереально. Сверлим в крышке ящика и в дне колонки отверстия, через которые скрепим их между собой болтами. Головки болтов должны утопится в потаи. Засыпать немного — 10 килограмм дроби не помешает, сверху кидаем марлевый мешок с ватой. Предварительно проливаем соединение эпоксидкой с нормальным содержанием отвердителя. Место соединения оклеиваем войлоком. Остальные телодвижения с корпусом, как в пути 1 и 2. Среднечастотную головку возьмем 30 ГДС-1. Надо только их проверять — много брака. Чисто механического свойства. Далее. Измеряем f резонанса всех динамиков. Можно фломастером подписать прямо на магнитах, чтобы не путаться и не перемерять все снова.

Хорошо бы было, если бы частота резонанса парных динамиков не отличалась сильно. Если динамик издает посторонние звуки на любой из звуковых частот, то его надо либо чистить, либо менять, если чисткой не удалось добиться нормальной работы. Рассчитываем и мастерим фильтры для нашего случая.Чем меньше индуктивностей — тем лучше. Продолжаем заниматься с корпусом. Удаляем излишки смолы в месте соединения. Пришлифовываем его. Изготавливаем две деревянные коробочки под фильтры. Крепить мы их будем на задней стенке снаружи. Провода от усилителя запаяем сразу на фильтры. А провода к динамикам протащим через крепления разъемов колонок. Все провода фирменные аудиофильские. Ценовую категорию выбирайте сами. Просто очень дорогие брать — смысла нет. Фазоинвертор лучше переделать под частоту 31,5 — 40 Гц. Если купол высокочастотной головки из лавсана, то, сняв крестовину надо промазать перхлорвинилом подвес и наружную треть купола. Оклеиваем весь корпус самоклеющейся пленкой. Остальное см. путь 1 и путь 2. С обязательной пошаговой проверкой — лучше — хуже. Лучший метод, если явного результата нет — слепое прослушивание.

Литература

  1. Жагирновский М., Шоров 8. Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций. — Радио, 1987, № 8, с. 29, 30.
  2. Шоров В. Улучшение головок громкоговорителей. — Радио. 1986, № 4, с. 39-41.
  3. Алдошина И., Войшвилло А. Высококачественные акустические системы и излучатели. — М.; Радио и связь. 1985.
  4. Жбанов В. Механическое демпфирование диффузоров. — Радио, 1988, № 5, с. 41-43.
  5. Маслов А. Еще раз о переделке громкоговорителя 35АС-212 (S- 90). — Радио, 1985. № 1, С. 59.
  6. Жбанов В. О демпфировании динамических головок. — Радио, 1987, № 8, с. 31-34.
  7. Геннадий и Карен Арзумановы. К вопросу о модернизации акустических систем. Вестник А.Р.Ф. №6′ 2000

baseacoustica.ru

Доработка акустических систем S-90 — Меандр — занимательная электроника

Читать все новости

В статье приводится простой и недорогой спо­соб улучшения звучания популярных акустических систем S-90 (35AC-2I2).

S-90, среди других акустических систем (АС), в 1980-90-е годы была очень популярна. Имея много недостатков, она, тем не менее, на аппара­туре тех лет звучала терпимо, была очень мощной, что позволяло легко выставить ее во дворе сель­ского дома или в школьном актовом зале и устро­ить вполне приличную дискотеку, выпускалась в огромных количествах и была сравнительно до­ступной.

Но с появлением цифровых носителей, а также с проникновением на наш рынок высококлассной западной акустики, мириться с недостатками этой АС стало невозможно. Однако вариант «выбросить и купить что-ни­будь приличное» многим недо­ступен из-за дороговизны. Компьютерно-домашне-кино­театральная акустика, навод­нившая наш рынок, недоста­точно мощна и не всегда звучит хорошо. К тому же, системы 5.1 при прослушивании музыки все равно работают в режиме 2.1, т.е. если вы больше увлека­етесь музыкой, чем кино, они вам не нужны, так как будут только создавать трудности с размещением в комнате.

Настоящая фирменная аку­стика высокого класса настоль­ко дорога, что многие торговцы просто не рискуют ее завозить, т.е. даже имея в кармане необ­ходимую сумму денег, человек приходит в салон и не может ничего выбрать. Ну а «заказы­вать по каталогу» такой товар нельзя, пока не послушаешь, не узнаешь, что за «кот в мешке». Остается только одно — попы­таться доработать сравнитель­но дешевую отечественную акустику прошлых лет выпуска.

Раньше у меня были АС ти­па 25АС-326 от проигрывателя «Электроника Д1-012», и их звучанием я был вполне доволен. Попалась мне пара АС типа S-90 (35АС-212) в идеальном состоянии, корпуса в натуральном шпоне, а не в модной сейчас пленке, все завод­ское, да еще по цене 70 USD за пару. Взял не раз­думывая. Оригинальная схема 35АС-212 (S-90) показана на рис. 1.

Рис. 1

Привез АС домой, включил. Что-то не то.

И переключатели щелкал, и тембра крутил и так и сяк, нет звука и все. Думал, что-то с УМЗЧ случилось. Разобрал его, все прове­рил, даже снял его АЧХ, измерил Кг и коэф­фициент интермодуляционных искажений с помощью программы RMAA. Все было в по­рядке.

Недостатки в звучании AC S-90

Как я узнал из Интернета, не я один та­кой несчастный — аудиофилы уже много ко­пий сломали на этих S-90.

Основные проблемы:

  1. Полное отсутствие середины, потеря послезвучаний, «воздуха», из-за этого, что­бы хоть что-то услышать, приходится делать неимоверную громкость, что чревато кон­фликтом с соседями.
  2. Очень грязные высокие, излучаемые головкой 10ГД-35, как будто работает низкокачественный усилитель с большим коэффици­ентом гармоник, тарелки звучат не Тссс, как по­ложено, а ПШШШ, напоминает шипение змеи или приемника.
  3. Почему-то все жалуются на бубнение, мне же, наоборот, бас показался сдавленным, на ме­сте атаки слышался какой-то щелчок, наверное, из гармоник, а затем ничего, т.е. никакого баса. По­думал, что это связано с небольшим отрицатель­ным выходным сопротивлением моего усилителя.

Чтобы проверить это, прикрутил к радиатору ИМС типа TDA7294, детали припаял к её ножкам навесным монтажом, подключил к источнику пита­ния своего УМЗЧ — звук стал еще хуже.

Затем я снял график зависимости импеданса АС от частоты на НЧ. После этого вынул басовый динамик и измерил его параметры Тилля-Смолла. Оказалось, что такому динамику требуется объем АС не менее 90… 100 л, что мало соответствует ре­ально имеющимся 65…70 л. Настройка трубы фазоинвертора на частоту 20 Гц никак не спасает, по­скольку даже частоты 30…40 Гц воспроизводятся очень слабо.

Улучшение звучания АС по советам из разных источников

Грязные ВЧ и середина искажают звук куда больше, чем бас. Я стал пробовать средства улуч­шения звучания этих АС по советам, приведенным в Интернете:

  1. К сожалению, приобрести рекомендуемые динамики 6ГДШ-5-4 не удалось, так как нет их у нас.
  2. Я приклеил теннисные шарики к динамикам 15ГД-11. Говорят, что надо только советские, но где их сейчас найдешь? Использовал китайские. Луч­ше, но все равно не то.
  3. Снял сетки, которые закрывают динамики. Вот это действительно полезно (при отсутствии в квартире маленьких детей и кошек). Звук стал за­метно чище. Видать, штампованные решетки не слишком прозрачны для звука и создают резо­нансную камеру перед динамиком. В AC 25АС-326, которые я использовал ранее, сетки, плетенные из проволоки, там этой пробле­мы нет.
  4. Сделал панель акустического сопротивления (ПАС) из поролона. Средние частоты стали каки­ми-то сдавленными, динамик как бы задыхается. Убрал.
  5. Зашунтировал ВЧ динамик режекторным контуром. Противное пшиканье на ВЧ уменьши­лось, но одновременно звучание стало каким-то разорванным, и все равно высокие частоты вос­производились грязно.

Переделка фильтров АС

Я понял, что нужно менять динамики, а стало быть, переделывать фильтр. Только на что? Им­портных динамиков, примененных в известных мне удачных, по словам авторов проектов, у нас не найти, все завалено автомобильным Alphard’ом, о котором я ничего не знаю. Случайно мне на глаза попался паспорт от AC 25АС-326. Посмотрел их схему — и был очень удивлен. Оригинальная схе­ма 23АС-326 показана на рис.2.

Рис. 2

Оказывается, в них тоже применен ненавист­ный многим среднечастотный динамик 15ГД-11. Откуда ж тогда нормальный звук? Весь секрет оказался в ВЧ динамиках ЗГД-31 с бумажным диффу­зором (сейчас они называются 5ГДВ-1, отличи­тельная их черта — стальной штампованный корпус и бумажный диффузор). Они в состоянии воспро­изводить звук чуть ли не от частоты 1000 Гц и спо­койно перекрывают досадный провал верхней се­редины динамика 15ГД-11. К тому же ЗГД-31 воспроизводят высокие очень чисто, колокольчи­ки действительно звенят, а не шипят.

Еще более я удивился, когда изучил схему фильтров AC 25АС-326.

СЧ секция представляет собой просто низкодо­бротный последовательный колебательный кон­тур, настроенный на 3 кГц. Отмечу, что в одной пуб­ликации по переделке S-90 автор применил фильтры шестого порядка и советовал подгонять индуктивности до четвертого знака. Не представ­ляю, как будет вести себя фаза в таких монстрах и как это вообще можно настроить. А вот простой фильтр первого порядка, напротив, малочувстви­телен к разбросу элементов.

Для начала меняем ВЧ динамик на ЗГД-31, по крепежу он подходит, только на переход плоского фланца в коническую корзину наклеиваем резино­вый самоклеющийся оконный уплотнитель и на крепежные шурупы между декоративной рамкой и головкой надеваем 4 гайки М5 для прижима. На динамиках ЗГД-31, которые мне попались, диффу­зоры были уродливого желто-серого цвета, поэто­му пришлось для красоты обтянуть динамики чер­ными женскими колготками. На звуке это почти не отражается, проверено.

Теперь переделываем фильтр. Для начала ко­пируем схему фильтра 25АС-326 один к одному, а с басом потом разберемся. Раз уж мы все равно ту­да залезли, монтаж делаем правильно и нормаль­ными проводами. Это подразумевает соединение фильтра с клеммной колодкой и басовым динами­ком проводом с сечением примерно 2×2,5 мм, на СЧ и ВЧ достаточно 2×1,5 мм, динамики АС 35АС-212 (S-90) подключаем к фильтру непо­средственно, а не один через другой, все общие провода сводим в одной точке.

Имеющиеся аттенюаторы, при желании, можно оставить, только надо хорошо  очистить контакты галетных переключателей мягкой резинкой, они от времени окисляются и чернеют Поскольку новый ВЧ динамик имеет сопротивление 5 Ом. в ВЧ атте­нюаторе придется поставить такие же номиналы, как в СЧ. Почти все детали можно заимствовать из старого фильтра. К сожалению, катушек с индук­тивностью 0,7 мГн там нет, поэтому пришлось взять 2 отрезка пластмассовой канализационной трубы диаметром 35 мм и длиной 20 мм. Надо приклеить к ним строительным клеем для потолочных плиток квадратные щечки из 3 мм ДВП. После высыхания каркасов (в течение часа) намотал катушки внавал 150 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 0,8. Индук­тивность полученной катушки надо обязательно проконтролировать любым способом, хоть ком­пьютером со звуковой картой.

Учитывая, что в AC S-90 все конденсаторы име­ют разброс номинала ±10%, подгонять катушки точнее нет смысла. Для получения басовой катуш­ки с индуктивностью 1 мГн можно отмотать от «родной» катушки S-09 примерно 30% витков. Но мне не хотелось портить заводские катушки, по­этому купил на радиорынке пару таких же катушек и включил их в параллель, за одно активное сопро­тивление уменьшилось.

Кому вообще неохота ничего мотать, можно в СЧ фильтр поставить имеющуюся в АС катушку ин­дуктивности 0,55 мГн, увеличив емкость конденса­тора до 4,7 мкФ, звучит немного хуже, но все рав­но хорошо.

В качестве мощных резисторов удобно исполь­зовать белые прямоугольные китайские керамиче­ские резисторы, они имеют небольшой вес и не требуют дополнительного крепления.

Конструктивные доработки АС

Пока колонки разобраны, надо проверить их на герметичность, так как возможно высыхание и осыпание заводского герметика в местах выхода клеммной колодки, трубы фазоинвертора, ручек переключателей. Швы между стенками тоже сле­дует проконтролировать.

Окна корзины СЧ динамика желательно закле­ить чистой ХБ лентой, например, вырезанной из старой простыни (возможно, придется её уклады­вать в 2-3 слоя), неплотно, надо намазать клеем только ребра. Получившаяся при этом ПАС умень­шает вредные призвуки, но не уменьшает гром­кость звучания динамика.

СЧ бокс должен быть герметичен и полностью заполнен распушенной ватой, место выхода про­вода герметизируем силиконовым герметиком. Посадочные места всех динамиков и СЧ бокса об­клеиваем резиновым оконным уплотнителем (это удобная штука, поскольку позволяет многократно снимать-ставить динамик при сохранении герме­тичности).

Для НЧ динамика желательно организовать «мягкое» крепление, для этого достаточно под крепежные болты подложить резиновые шайбы и надеть на них отрезки кембрика длиной в толщи­ну фланца. Обязательно соблюдаем полярность подключения динамиков, чтобы они не играли вразнобой.

Улучшение воспроизведения НЧ

Собираем АС и включаем. Верх и середина без вопросов, как в 25АС-326, в бас пока «не попали». А, собственно, никто и не обещал сразу. Несмот­ря на высокую частоту раздела НЧ-СЧ фильтра АС 25АС-326, тяжелый динамик 30ГД-2 в районе ча­стот 400…500 Гц играет недостаточно. После не­долгих экспериментов была получена доработан­ная схема фильтра. Окончательный вариант схемы фильтра переделанных S-90 показан на рис.3.

Рис. 3

Благодаря тому, что импеданс НЧ динамика на частоте среза выше характеристического сопро­тивления фильтра формируется небольшой подъ­ем АЧХ, что нам и нужно.

Теперь началось самое трудное — настройка ящика и фазоинвертора. Начитавшись советов в Интернете, попробовал перестроить трубу фазо­инвертора на частоту 30 Гц, отпилив от нее 10 см. Бас действительно стал намного мощнее, но по­лучился типичный бумбокс, все басовые звуки иг­рали на одной частоте, — частоте настройки фазо­инвертора. Приклеил отрезанный кусок трубы фазоинвертора суперклеем обратно.

Для улучшения звучания на НЧ оказалось до­статочным точно подобрать количество звукопо­глощающей ваты для получения максимального эквивалентного объема ящика, причем S-90 к этому очень критичны. В итоге у меня от двух штат­ных «колбас» с ватой осталась одна, причем рас­положена она вертикально вдоль боковой стенки, противоположной от трубы фазоинвертора, при­чем в высоту только до уровня СЧ бокса, излишек внизу загнут и лежит на дне.

У вас из-за разброса параметров динамиков и других демпфирующих свойств усилителя может получиться совсем по-другому. Критерий настрой­ки, в данном случае, — правильная передача ата­ки, но без сильного бубнения. Небольшое общее отклонение АЧХ проще скомпенсировать регуля­тором тембра в усилителе, все равно это очень сильно зависит от помещения, где вы прослуши­ваете музыку.

Еще раз повторюсь, что настройка очень ост­рая, достаточно то же самое количество ваты по- другому расположить, например, за динамиком, и атака пропадает напрочь. При этом звук становит­ся похожим на тот, который можно часто услышать из окон проезжающих мимо дорогих джипов, обо­рудованных мощными сабвуферами. В двух сло­вах — «звучит громко, но ватно».

Во время этой настройки колонку удоб­но положить на спину на мягкий ковер, а ба­совый динамик открутить. При не очень больших мощностях, подводимых к нему, благодаря оконному утеплителю он доста­точно уплотняется и под собственным ве­сом. После получения более или менее нормальной атаки надо прикрутить динамик двумя винтами, поставить колонку туда, где она будет стоять и еще раз уточнить на­стройку.

Доработанные таким образом колонки звучат даже лучше прототипа 25АС-326 благодаря более мощному басу, и уж конеч­но, их нельзя сравнивать с исходными S-90.

Итоги

Подведем итоги. На переделку пары ко­лонок потребовались два копеечных ВЧ ди­намика, несколько резисторов и конденса­торов, провод и каркас для катушек, оконный утеплитель, монтажные провода и два вечера свободного времени, если делать тщательно и не торопясь. По сравнению с по­лученным результатом не так уж и много. И если вы до сих пор не победили свои S-90, рекомендую сделать именно так. Результат вас поразит. Во вся­ком случае, меня расстаться с такими колонками заставит, наверное, когда-нибудь только переход к электростатической акустике.

Конечно, ничего нового я не изобрел, просто, по сути, скопировал удачный прототип, но любой инженер вам скажет, что правильно выбранный прототип — это половина успеха проекта. Особен­но в таком сложном деле, как создание или улуч­шение звучания уже существующих АС.

Автор: Анатолий Стехин, г. Нижний Новгород
Источник: журнал Радиоаматор №10, 2015

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

35АС-1, S-90, Керно и первый советский HI-FI / Блог компании Pult.ru / Хабр

Итак, пожалуй самым легендарным и самым противоречивым продуктом советской HI-FI индустрии является акустическая система 35АС-1 (боле известная широким массам как S-90). Это была первая советская АС, которая достигла планки HI-FI и стала своеобразным символом качественной советской аудиотехники. Более того — это был первый в СССР серийный аудиокомпонент, соответствующий стандарту DIN 45500, следующим стал усилитель «Бриг».

Интересно ещё и то, что создателем этой “культовой” системы стал настоящий патриарх советской и латвийской акустики Роланд Керно, который ещё в годы войны получил ценный опыт на предприятиях фирмы Telefunken.

Помимо прочего история создания S-90 связана с современными мифами, которые распространяет один из якобы бывших сотрудников завода ”Radiotehnika”. На этом мифе я остановлюсь отдельно, так как стараниями этого человека пол рунета принимает его за создателя.

Наследие военного времени

Как известно из истории компании «VEF Radiotehnika RRR» в 1941-м году она вошла в состав крупного немецкого производственного объединения “Telefunken”. На “Радиотехнике” в то время занимались исключительно военными заказами, производили ремонт радиопередатчиков, радиоприемников, оптического оборудования и громкоговорителей.
В тот тяжелый для Латвии и мира период на предприятии работал молодой инженер Роланд Керно, который в последствие создаст первую в СССР акустическую систему класса HI-FI. Считается, что ценный опыт в одной из лучших технических компаний Европы военного времени существенно отразился на мышлении молодого инженера.

По воспоминаниям Лихницкого, который в одной из публикаций упомянул о разговоре с Керно, известно, что тот имел отношение к созданию 300-миллиметровых громкоговорителей и акустических систем для радиоприёмников. В числе прочего Лихницкий упоминал, что Роланду Пауловичу удалось узнать несколько технологических секретов, связанных с диффузорами немецких динамиков (делать истину в первой инстанции сведения из его статьи я бы не торопился, учитывая любовь Лихницкого к мистификациям).

Немного биографических данных

После получения аттестата о среднем образовании Роланд поступил на технический факультет Латвийского государственного университета. В годы оккупации, как я уже писал, выпускник Рижского ВУЗа работает на предприятии «Telefunken Geratewerk Riga», которое тогда приобретает известное ныне имя “Radiotehnika”.

После завершения оккупации Роланд Паулович продолжает работу на том же предприятии уже в качестве советского инженера. В то время будущего создателя S-90 можно без преувеличения назвать человеком своего времени. Его инженерные и конструкторские электроакустические решения часто предвосхищали изобретения западных инженеров. В отличие от многих советских разработчиков, Керно не повторял уже созданные образцы, а разрабатывал либо принципиально новую технику, либо просто оригинальную и не уступающую зарубежным аналогам.

В начале 60-х Роланд предлагает для достижения высокой верности воспроизведения использовать многополосную конструкцию с частотным разделением при помощи пассивного фильтра. Такие системы практически не выпускались в СССР, да и на западе использовались в основном широкополосные. Это одно из многих новаторских решений, которое найдёт своё применение как в советских, так и в западных массовых продуктах уже в 70-80-е годы.

Фундаментальными знаниями и смелыми техническими решениями Керно заслужил негласный титул патриарха советской электроакустики. Он быстро стал одним из ведущих разработчиков аудиоаппаратуры в КБ “Орбита”, которое входило в ПО “RRR Radiotehnika VEF”.

Предпосылки к появлению S-90

Как и в случае с первым Hi-Fi усилителем, на голом энтузиазме эта акустическая система появиться не могла. Нужна была воля руководства и т.н. плановая необходимость. Такая необходимость возникла в 1975 году. На выставке “Связь 1975” была представлена радиола “Виктория 003” и электрофон “Аллегро 002”.

Представленные образцы готовились к выпуску в течение ближайших 2-х лет. С серийным выпуском возникла проблема: для радиолы и проигрывателя не было достойной акустической системы, которая могла бы раскрыть их возможности. Основным критерием новой акустической системы должна была стать мощность. В техническом задании для разработчиков значился номинал в 35 Вт для каждого канала (т.е. порядка 100 Вт RMS).

Создание такой системы поручили КБ “Орбита”. Керно воспользовался ситуацией и заложил в техническое задание по акустике новые требования HI-FI стандарта. Получивший к тому моменту несколько патентов на электроакустические изобретения, Керно решил применить свои наработки для создания АС с высокой (по советским меркам) верности воспроизведения.

Первые шаги — 35АС-1

В результате напряженного творческого процесса, благодаря интенсивной и слаженной работе коллектива “Орбиты” под руководством Керно, в 1977-м году были созданы 35АС-1. Фактически это те же S-90, только с немного другим дизайном. Именно эта АС стала первой системой, соответствующей Hi-FI стандарту. Авторами проекта стали Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович.

Для обеспечения достаточного звукового давления было выбрано фазоинверторное акустическое оформление корпуса, при этом, чтобы гасить паразитные резонансы от СЧ и ВЧ динамиков, их разместили в отдельных закрытых объемах.

Достаточно современным стало вынесение отверстия фазоинвертора на переднюю панель корпуса, что позволило экономить площадь при размещении АС. В системе были установлены громкоговорители НЧ: 30ГД-1-25, СЧ: 15ГД-11-120 и ВЧ: 10ГД-35-3000.

Одной из интересных и характерных особенностей акустики стали ступенчатые регуляторы уровня воспроизведения для СЧ и ВЧ. Регуляторы позволяли изменять звуковое давление и тембральные особенности в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 000 до 20 000 Гц. Каждый блок регулирования имел три фиксированных положения: 0дБ, -3дБ и -6дБ. Так в положении «0 дБ» сигнал с фильтра сразу подавался на динамическую головку, а в остальных положениях проходил через соответствующий резистор, который его ослаблял, таким образом определяя частотные и тембральные особенности звучания.

Лучшая АС в СССР 70-х

Характеристики системы были лучше чем у всех бытовых образцов, выпускавшихся СССР в тот момент. Многие авторы, хорошо знакомые с западными АС того периода, говорят, что эта советская разработка превосходила некоторые образцы аналогичной техники из США и Европы, однозначно уступая только японским разработкам.

  • Паспортная мощность — 90 Вт.
  • Номинальная мощность — 35 Вт.
  • Номинальное электрическое сопротивление — 4 Ом (8 Ом).
  • Диапазон воспроизводимых частот — 31,5…20000 Гц (+-4 дБ).
  • Номинальное звуковое давление — 1.2 Па.
  • Гармонические искажения АС при уровне звукового давления 90 дБ на частотах:

    250 – 1000 Гц: 2 %

    1000 – 2000 Гц: 1,5 %

    2000 – 6300 Гц: 1 %
  • Габаритные размеры АС — 360x710x285 мм.
  • Масса АС — 30 кг.


Этот пугающе горбатый график АЧХ для советской техники 70-х был недостижимым эталоном

Через два года 35АС-1 с измененным дизайном стали выпускаться заводом “Радиотехника” как самостоятельный продукт под названием S-90. Существенных изменений в акустических характеристиках S-90 не было — это была почти та же АС с новым названием. Более поздние версии АС «S-90B» и «S-90D» отличались увеличением частотного диапазона, наличием индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым обновлённым дизайном корпуса.

Радость и проклятье советского меломана

Как и любая другая система 35АС-1 не была лишена недостатков. Придирчивые аудиофилы часто жалуются на бубнящий характер низких, ненатуральную звукопередачу и бесполезность тембральных фильтров при низкой соглавованности системы с усилителем.

Специалисты отмечают несовершенство конструкции фильтра.

Между тем, высокая мощность АС (что привлекало в многих в этой системе) и присущая советской технике простота конструкции оставили опытным радиолюбителям возможность для доработок и усовершенствований.

Неожиданный “создатель”

Прошли десятилетия, выпуск легендарной системы прекратился в начале девяностых, все основательно забыли о тех, кто её создавал. В Латвии, конечно, помнили, Роланд
Керно продолжал свой творческий путь инженера почти до момента смерти, стал членом Латвийского акустического общества. Умер инженер в 2003-м году. Но вот в России, куда до распада СССР поставлялась львиная доля S-90, о нем забыли.

Так в 2014-м году на канале компании Alex Audio появился ролик, снятый телекомпанией “Эксперт ТВ”, в котором некий член РАЕН Александр Ян-Беляевский (основатель компании “Алекс Аудио”) называется автором акустической системы S-90. Мол, АС была разработана в 80-е годы, когда Ян-Беляевский якобы работал на заводе “Радиотехника”.

Сведений о том, что он действительно там работал в сети нет. Кроме вот этого рассказа самого Ян-Беляевского, привожу цитату, где он упоминает о том, что именно он разработал фильтр для S-90:

«В далеком и безоблачном 1975 году в СССР повсеместно продавалась акустика 35АС — 35 Вт. (по международным стандартам 70 Вт.), которую производили все заводы и Рижский завод имени Попова не был исключением…

Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90

Мне на тот момент было 14 лет, я занимался в кружке радиотехники в Кожухово, метро Автозаводская, под руководством Павла Иконникова. Мои родители были знакомы с главным инженером Рижского завода — Цудечкисом — „Он все мудрил“, „Инициативный человек — все новое-новое внедрял, на нем весь завод и держался!“.

Для себя, для дома, я сделал акустическую систему, взяв за основу рижские динамики — „Ее у меня дома увидел Цудечкис!“, первое, что он сказал: „Вот-вот-вот то, что мне нужно — у меня целое КБ (Конструкторское бюро) в подчинении, а все бестолку!“

Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90

«Во всем мире — я считаюсь основателем прототипа колонки S-90, который был создан в 1979 году, в 1980 его запустили в серию».

Мы поехали в Ригу на завод, зашли во все отделы: инженеры, конструктора, техники. Цудечкис дал распоряжение: „Вот этот парень, что будет говорить то и делайте!“. И все получилось, представляете — мне было 14 лет, они чертили, писали, рассчитывали, фильтры „мои“ сделали… Опытный образец был готов! Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90

-Поначалу все собиралось от „балды“ — я собирал фильтры, не ориентируясь на измерения и вот долгожданный момент — S-90 поставили в звуковую камеру и расчеты Цудечкиса полностью оправдались — Практически идеальный график, „Вы все его знаете“, все были в шоке! Я понял одно: „Акустику можно сделать и на слух!“. Помимо S-90 я разработал колонки S-30, и все новые модели сразу запустили в серию. Мне подарили пару S-30, и я поехал обратно в Москву.»

(авторская типографика сохранена, по материалам nnm2.com/blogs/etam)

Подписывается Ян-Беляевский тоже достаточно пафосно:

Всегда Ваш — Изобретатель S-90.

С Уважением, Член Российской Академии Естественных Наук

Генеральный директор Компании „ALEKS“

Ян-Беляевский Александр Владимирович

Что интересно, сам Ян-Беляевский 1965-го года рождения. Т.е. 35АС-1 он якобы разработал в 11 лет. К слову, в 1978-м (15.01.1978 г.) году КБ “Орбита” был получен патент № 00588661 на разработку акустической системы 35АС-1 (S-90). Авторы, указанные в патенте — Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович, что полностью исключает возможность какого-либо отношения Ян-Беляевского к этой разработке в 80-е годы.

Итог

По сей день многие не слишком искушенные меломаны используют C-90 в качестве домашней акустики. Существуют также коллекционеры, для которых эти советские АС разных серий представляют коллекционную ценность. Российские производители акустических систем, в том числе Aleks Audio и Arslab изготавливают ностальгические клоны S-90. Энтузиасты с руками из правильного места и знаниями в акустике регулярно выкладывают варианты переделок знаменитой легенды советского колонкостроения.

Создатель этой АС, Роланд Керно, из всех инженеров послевоенного времени, сделал, пожалуй, самый внушительный вклад в советскую электроакустику. Он запатентовал более 10 изобретений, разработал практически все акустические системы, выпускавшиеся заводом «VEF Radiotehnika RRR» c 1940-х годов, а это около 30 % всех моделей акустических систем, производившихся в СССР после 40-го года.

Современники инженера говорили о нем следующее:

Это человек уникальный, все «акустики», что с конца 40-х годов производила «Радиотехника», разрабатывал он. Одним из первых он придумал сам принцип: брать несколько динамиков, отвечающих за узкую полосу частот, и разделять их специальными фильтрами. Но Роланд Паулович считал, что невозможно собрать настолько исчерпывающую информацию, чтобы сделать все предсказуемо на бумаге.

Всегда какой-то момент творчества останется в этой работе…

Джинса
В нашем каталоге представлен широкий ассортимент акустических систем высокой верности воспроизведения.

habr.com

Тюнинг колонок серии S-90. Три пути владельца Ы-90


Вообще-то путей четыре, а не три. Но первый путь — выбросить — мы описывать не будем. У нас на даче и в гараже и так добра полно…
Основные недостатки колонок серии S-90.
1. Малый объем корпуса для низкочастотного динамика. Последствие — бубнение низких частот.
2. Фазоинвертор рассчитан на частоту 20 Гц. Последствие — большие искажения НЧ.
3. Никудышный среднечастотный динамик. Последствия — отвратительные СЧ, призвуки.
4. Низкая частота резонанса высокочастотного динамика. Последствия — «кряканье», сипение.
5. Фильтр рассчитан с учетом предыдущих недостатков. Последствие — при доработках любого узла фильтр надо изменять.
6. Корпус недостаточно жесткий и не «заглушен». Последствия — вибрации, призвуки, «бочка».
7. И т.д. и т.п. …

Автор Igor M. Butin
e-mail: [email protected]

Изучаем и смекаем

Попивая пиво, доходим до трех истин.
Есть три пути:

1. Легкий и эффективный.

2. Средней сложности. Больше шаманизма и снобизма. Некоторые улучшения звука по сравнению с пунктом 1.

3. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный. Реально Вы пробуете изготовить новые колонки. Тут все зависит от качества изготовления и музыкального чутья. Если ничего не получится, то Вам никто ничего и не обещал.
Опишу все. Рекомендую для начала 1-й путь. Ценность его в том, что он не занимает много времени, Вы оставляете все компоненты колонок. Минимум дефицитных деталей и затрат.

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

1. При проведении всех работ следите за правильностью фазировки динамиков. Если вы не сталкивались с этим сами — пригласите специалиста — электроника!

2. Переделка динамика 15 ГД — 11А — процесс необратимый. В случае неаккуратности у динамика одна дорога — в мусорное ведро, а у Вас другая — на рынок.

Путь первый. Легкий и эффективный

1. Средние частоты — главный акцент. Переделкой динамика, добьемся его работы в поршневом режиме, повысим верхнюю граничную частоту, уберем призвуки, повысим чувствительность, улучшим направленность, задемпфрируем.

2. Переведем колонку в диапазон от 31.5 Гц, вместо 20 Гц. Меньше будет бубнить.

3. Задавим резонанс высокочастотной головки.

4. Утихомирим призвуки корпуса

Покупаем в магазине советский теннисный шарик. Китайские и прочие не подходят. У них другой материал. Шарик должен быть именно такой, как в далеком детстве по 8 копеек. В крайнем случае — можно взять у знакомых или в спортивной секции тенниса. Покупаем эпоксидную смолу (немного, можно 1см куб.), клей (Суперцемент, Марс, Арго и т.д. — жесткий после затвердевания), пару простых карандашей, любой медицинский бинт и вату.

Приступаем к творчеству. Шарик пилим по шву пополам. Шов виден на просвет. Он внахлест сделан и шириной 1 — 2 мм. Пилить надо посредине шва. Я пилил лезвием Нева, предварительно сделав на нем зазубрины точильным бруском. После того как распилили, выравниваете линию распила на наждачной бумаге, и обрабатываете мелкой наждачкой внешнюю поверхность шарика. Если внутри в районе шва есть крупные наплывы, то их тоже надо удалить. При работе шарик надо закрепить пластилином на батарейке Марс (футляре от фотопленки, баночки от корма для рыбок и т.д., по воображению) в трех точках. Этого достаточно. Пластилин удаляется потом или сухой тряпкой или протиркой бензином. После того как поверхность шарика обработана, к ней нельзя прикасаться руками. Растираете грифели карандашей на наждачной бумаге. Разводите эпоксидную смолу с двойным количеством отвердителя. Покрываете поверхность шарика тончайшим слоем. При необходимости излишки клея можно удалить газетной бумагой. Обсыпаете графитом, стряхиваете лишний. Надо добиться, чтобы сквозь графит не просвечивал белый пластик шарика. Если просвечивает, значит, слой эпоксидной смолы был мал. Надо добавить. После того как все получилось, оставляем затвердевать.

Собираем фильтр на 3 Кгц. Для этого берем конденсатор 4,7 Мф и дроссель 0,6 мГн. Можно взять конденсатор от 4 до 7 мФ и подогнать под него дроссель. Чтобы не забивать голову лишними формулами, то самое простое — произведение емкости конденсатора в микрофарадах на индуктивность дросселя в мГн должно быть равно 2,82. Допустим емкость конденсатора фильтра — 6,6 мкФ (МБГО и МБМ с допустимым отклонением от номинального значения ±10%), тогда индуктивность катушки 2,82 : 6,6 = 0.43 мГн, (обмотка содержит 150 витков провода ПЭВ-1 0,8, намотанных на каркасе диаметром 22 и длиной 22 мм с диаметром щечек 44 мм). По этим данным можно собрать контур без LC-метра, поскольку важен не точный номинал, а «захват» резонансной частоты, имеющей определенный разброс. Конденсатор и дроссель крепим на куске ДВП и один вывод катушки припаиваем к выводу конденсатора. К свободным выводам припаиваем провода длиной 40 -50 см.

Разбираем колонку. Снимаем низкочастотный динамик, среднечастотный, достаем стакан от него, снимаем высокочастотный динамик, снимаем декоративную накладку, снимаем фазинвертор (на некоторых колонках придется фильтр открутить). Берем половинку просохшего шарика, полируем его снаружи замшей или газетной бумагой и приклеиваем поверх пылезащитного колпачка головки среднечастотного динамика жестким клеем. Надо следить за тем, чтобы не было непроклееных щелок между краем шарика и колпачком и, чтобы шарик был приклеен точно по центру. То же самое делаем и со вторым среднечастотником. Оставляем сохнуть.

Прикручиваем самодельный фильтр на заднюю стенку колонки (внутри) напротив высокочастотного динамика. Припаиваем провода от фильтра на вывода высокочастотного динамика. Какой куда — роли не играет. Снимаем разъемы с задней стенки колонок и запаиваем провод идущий от усилителя прямо на фильтр. От трубы фазинвертора отпиливаем ножовкой по металлу 10 см по средней линии. Трубу фазинвертора и стакан среднечастотного динамика оборачиваем слоем марли и бинтуем. Надо проверять войдут ли они после этой процедуры в свои гнезда. Если не входят, то слой ваты с марлей уменьшить. Проверяем, есть ли вата и марля в стакане. Добавляем если мало до полного. Демпфируем среднечастотные динамики. Для этого их диффузородержатели дополнительно обтягиваем поролоновыми кольцами, изготовленными из заготовок 10х27х355 мм. концы которых склеены клеем «Момент» встык. Дно и потолок колонки изнутри обклеиваем войлоком, (ватином, синтепоном и т.д.). Провода обматываем бинтом. Бинт повдоль провода располагаем и скручиваем, обхватывая провод. Фиксировать бинт удобно нитками. Собираем колонку. Промазываем пластилином все периметры всех динамиков. Надевать защитные сетки не стоит, но только при условии, что нет маленьких детей, не заедет жена шваброй или пылесосом и что колонки не будут перевозиться. Включаем колонки. Не узнаем право. Обзваниваем знакомых. Просим подъехать с любимыми записями. Слушаем. Успокаиваем знакомых пивом. С издевкой замечаем, как бы пригодились им баксы, затраченные на приобретение зарубежного хлама.

Путь второй. Средней сложности

Выполняем все, что указано в пути 1, но не собираем колонки.

1. Улучшим свойства корпуса и убьем призвуки и «бочку»

2. Добьемся лучшего прохождения сигнала

3. ?

Итак, поехали. Заднюю стенку корпуса укрепить, расположив две рейки сечением3х2 см. по вертикали во всю длину на расстоянии 15 — 20 см. друг от друга симметрично, и прикрепив их шурупами к задней стенке. Предварительно место крепления обработать эпоксидкой. Надо учитывать возможность установки потом фазинвертора. Между задней и передней стенкой устанавливаем рейку распорку на уровне СЧ головки, учитываем возможность установки стакана. Промазываем все соединения стенок и углы изнутри силиконовым клеем типа «Бизон» или сантехническими силиконовыми же замазками. Оклеиваем весь корпус внутри войлоком (ватином, синтепоном или др.). Толще 1,5 см. не стоит, чтобы не сильно уменьшить внутренний объем корпуса. Все предложения поменять 15 ГД — 11А на 6 ГДШ-5 отвергаем. Наш и так уже «крутой», а подобная замена приведет к потере мощности, уменьшению динамического диапазона (очень опасно) и придется сильно изменять фильтр. Так при замене 15 ГД — 11А на 6 ГДШ-5 для 35АС — 212 придется заменить такие детали: L1 — 0,22mH, C2 — 1,0mF, C8 — 0,5mF, L4 — 0,1mH. Указаны новые параметры. При использовании 6 ГДШ — 5 — 4, придется еще поставить дополнительное сопротивление поставить в цепь этой головки на 4Ом. Еще и внешний вид колонки меняется. Ну, если сильно хочется, то можно. Далее. Удаляем переключатели тембров. Удаляем ненужные резисторы R (1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12). Заменяем провода на монтаже фильтра на медный провод диаметром 1,2 мм. Заменяем провода идущие от динамиков к фильтру, на более путевые. На низкочастотный динамик — многожильный — сечением 2,5 — 3 мм кв., на среднечастотный — 2,5 мм кв. На высокочастотный — 2 мм кв. — одножильный. Все провода припаиваются к фильтру напрямую, а не проходом через предыдущие динамики. Фильтр устанавливается на дно колонки. Все провода укладываются под слой войлока. На боковых стенах. Регуляторы фильтров снимаются. Изготавливаем на их место деревянные (ДСП, фанерные) заглушки по толщине корпуса. Вливаем их на эпоксидку и пришлифовываем. Обтягиваем переднюю панель самоклеящейся пленкой под дерево в тон шпону колонок. Устанавливаем динамики. Низкочастотный и среднечастотный через резиновые прокладки. Подойдет резина с оконных утеплителей, тонкие резиновые медицинские шланги, силиконовые шланги (хуже). Установленные динамики обрабатываем по периметру пластилином или незастывающей оконной замазкой (она напоминает кусок хозяйственного мыла и стоит дешево). Проверяем звук. Балдеем просто. Отодвигаем всякие «Pioner», «Technics» , JAMO и …

Путь третий. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный

Неплохо иметь следующие приборы: осциллограф, генератор звуковых частот, цифровой мультиметр, LC-метр. У человека, который не занимается ремонтом и сборкой на дому — этого всего конечно нет, но есть выход — пойти в мастерскую и попросить померить, что надо прихватив с собой фильтра, головки и т.д. Если за такое и попросят плату, то чисто символическую. Можно даже заказать фильтра. Это, конечно, будет подороже.

Начинаем. Берем за основу 35АС -212 с габаритами 710х360х285. Желательно, чтобы корпус был фанерный, низкочастотный динамик с резиновым подвесом, высокочастотный динамик с куполом из стеклоткани. Разбираем все. Среднечастотный динамик нам больше не нужен. Корпус надо нарастить для низкочастотного динамика с резиновым подвесом до 100литров. Если подвес пенополиуретановый, то до 120 — 130 литров. Наш же корпус -70 литров. Есть два варианта:

1. Снять переднюю стенку с корпуса, чтобы потом использовать для матрицы под отверстия для динамиков во вновь изготавливаем корпусе на 100 л. Из остатков корпусов получаются неплохие ящики под картошку и маркошку в погребе.

2. Можно попробовать нарастить старый корпус.
В первом случае надо ориентироваться на размеры — 1100х360х350 и изготовление в мебельной мастерской по вашим чертежам, с руганью и придирками к качеству. Мы же рассмотрим второй путь.

Итак, можно попробовать обойтись малой кровью. Изготавливаем сами, или заказываем два ящика с плотно пригнанными стенками и крышками из двойной 10-ти слойной фанеры с внешними размерами — 380х360х285. В дне колонки и в крышке ящика вырезаем одинаковые отверстия примерно 270х210. Ящик внутри оклеиваем войлоком. После сборки сделать это будет нереально. Сверлим в крышке ящика и в дне колонки отверстия, через которые скрепим их между собой болтами. Головки болтов должны утопится в потаи. Засыпать немного — 10 килограмм дроби не помешает, сверху кидаем марлевый мешок с ватой. Предварительно проливаем соединение эпоксидкой с нормальным содержанием отвердителя. Место соединения оклеиваем войлоком. Остальные телодвижения с корпусом, как в пути 1 и 2. Среднечастотную головку возьмем 30 ГДС — 1. Надо только их проверять — много брака. Чисто механического свойства. Далее. Измеряем f резонанса всех динамиков. Можно фломастером подписать прямо на магнитах, чтобы не путаться и не перемерять все снова. Хорошо бы было, если бы частота резонанса парных динамиков не отличалась сильно. Если динамик издает посторонние звуки на любой из звуковых частот, то его надо либо чистить, либо менять, если чисткой не удалось добиться нормальной работы. Рассчитываем и мастерим фильтры для нашего случая.
Чем меньше индуктивностей — тем лучше. Продолжаем заниматься с корпусом. Удаляем излишки смолы в месте соединения. Пришлифовываем его. Изготавливаем две деревянные коробочки под фильтры. Крепить мы их будем на задней стенке снаружи. Провода от усилителя запаяем сразу на фи

datagor.ru

Aleks Legend 2017 (S-90) – ldsound.ru

Изготовитель: Aleks, Россия aleksaudio.ru

Представляем Вам юбилейную акустику “aleks legend” посвящённую к 30 летнему юбилею компании aleks audio. В данной модели мы применили все свои имеющие знания за 30 лет работы компании. В акустических системах Aleks S-90 заложена концепция акустических систем времен СССР 35 АС-1 и более поздних 35 АС-012 “Radiotehnika S-90”.

Технические характеристики:

Рабочий диапазон частот: 18 – 28000 Гц

Чувствительность: 91 дБ/Вт/м

Максимальное звуковое давление: 107 дБ

Сопротивление: 6 Ом

Долговременная мощность: 35 Вт

Максимальная мощность: 90 Вт

Пиковая мощность: 200 Вт

Используемые динамики: СЧ – 160 мм, НЧ – 250 мм

Фильтр: 1 порядок

Габаритные размеры (ВхШхГ): 730x330x300 мм

Вес: 30 кг

Описание:

Корпус выполнен из древесного материала высокой плотности типа сендвич и имеет внутренний матрикс – резонаторы для усиления компрессии звукового давления НЧ динамика. Новая конструкция НЧ динамика с бумажным диффузором способна в разы мощнее воспроизводить бас, чем предыдущая модификация.

Динамические головки СЧ имеют инновационную конструкцию на кристаллах с двойными диффузорами из натуральной целлюлозы. СЧ динамик не имеет временной задержки как у стандартных динамиков. В новой модификации СЧ динамик имеет лёгкий тканевый подвес со специальной пропиткой, ещё более лёгкий диффузор и магнитную систему с уменьшенной конструкцией магнитного зазора.

В новой модификации применены наилегчайшие целлюлозные диффузоры и самые инновационные технологии в области акустики! Благодаря новым технологиям данная модель акустики воспроизводит на 15-20% больше звуковой информации, чем обычные стандартные акустические системы (динамики).

Тончайшие шёлковые купола ВЧ динамиков имеют повышенный диапазон воспроизведения до 28000 Гц, и покрыты каучуком.

Динамики соединяются не в накладку, а точно стык в стык на частотах 200 – 400 Гц и 8000 – 10000 Гц. Именно по этому, все динамики НЧ, СЧ и ВЧ работают очень точно и чисто, каждый в своей частоте не залезая в чужой частотный диапазон. Переход (стыковка) динамиков настолько слитна, что АЧХ очень ровная и разброс составляет всего ±1,5 дБ, что не слышно обычным ухом.

Бас очень точный и упругий благодаря конусной конструкции фазоинверторов с закруглёнными концами отверстий на обоих концах внутри и с наружи корпуса. Данная конструкция фазоинверторов ликвидирует подгулы и бубнящий бас. Внутреннее демпфирование корпуса выполнено высокой плотностью материала корпуса со значением 1,6 с наполнением инновационного акустического материала, холлофайбер 50/50 который позволяет более точно и без каких либо призвуков воспроизводить максимально приближённо натуральный живой звук.

Кроме модели Legend у компании есть еще более ранние модели в таком же корпусе, которые и представлена на фото.

ldsound.ru

Собери свою радиосхему!

Акустическая система S90D предназначена для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях. Акустическая система «S-90», разработанная в 1975 г., является первой отечественной системой, удовлетворяющей требованиям международных документов на аппаратуру категории Hi-Fi. S-90D более поздняя модель «S90», отличающаяся расширенным диапазоном воспроизводимых частот, ведением индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым внешним видом. Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя 20 – 90 Вт.

 

 

Краткие характеристики:

3-х полосная напольная АС с фазоинвертором

Сопротивление АС: 8 Ом

Минимальное значение импеданса: 7,6 Ом

Предельная (паспортная) мощность: 90 Вт

Кратковременная мощность: 600 Вт

 

 

Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанеровано шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок 16 мм, лицевая панель – фанера толщиной 22 мм. На стыках стенок корпуса с внутренней стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.

 

 

Головки обрамлены каждая декоративными черными накладками, изготовленные штамповкой из алюминиевого листа, с четырьмя крепежными отверстиями. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом в форме усеченного конуса. Головка НЧ расположена на лицевой панели по вертикальной оси, а головки СЧ и ВЧ смещены относительно этой оси влево и вправо.

В верхнем углу лицевой панели находятся лицевой панели находятся индикаторы перегрузки, а в нижней части находится прямоугольное отверстие фазоинвертора, размером 95х75 мм и частотой настройки 31 Гц. На шильдике изображены кривые АЧХ, соответствующие различным положениям регуляторов уровня, а также название АС и фирменный знак завода-изготовителя. Кроме того, на лицевой панели имеются втулки для крепления декоративной рамки с тканью. На задней стенке, в нижней части, крепится колодка с клеммами. Каждая головка со стороны лицевой панели защищена металлической черненой сеткой.

 

 

Внутренний объем АС – 45 литров. Для уменьшения влияний на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей.

Внутри корпуса на одной плате расположены электрические фильтры, обеспечивающие разделение полос АС. Частоты раздела между НЧ/СЧ — 750±50 Гц, между СЧ/ВЧ — 5000±500 Гц. В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СП3-38Б, С5-35И, ППБ, конденсаторы типа МБГО-2, К50-12, К75-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.

 

 

В комплект поставки входили: четыре пластмассовые ножки, которые можно прикрепить к основанию корпуса; съемная декоративная рамка, обтянута трикотажным полотном, обладающей высокой акустической прозрачностью.

 

 

В комплекте к пластмассовым ножкам соответственно идут совковые саморезы, которые настоящий радиолюбитель из 90-х и 2000-х ни с какими другими не спутает, ведь они применялись только в советской радио-электронной аппаратуре (в тех же телевизорах с деревянными корпусами, проигрывателях и усилителях).

 

 

Акустика изначально очень хорошо упакована, кроме обернутого картона на фотографиях ниже можно заметить защитные «колпаки» из пенопласта. На упаковке присутствует фирменная этикетка с моделью АС.

 

 

 

Кроме того на упаковке есть дополнительный ярлык, где указаны основные параметры товара: вес, вид отделки, цвет и остальное (см.фото).

 

 

Каждая акустическая система аккуратно обернута картонными листами, которые в свою очередь надежно закреплены с нижней стороны АС с помощью металлических скоб. 

 

 

Натуральный шпон… смотрится очень и очень красиво. Не передать словами те ощущения которые испытываешь во время распаковки данной акустики, когда вкручиваешь каждый саморез с ножкой в дно акустической системы… а первое прослушивание акустики, это что то…

 

 

Конечно, есть много модификаций данного вида акустики, я лично из них выделяю S90-D и S90-F (ценю больше всего), а после, скажем так на второе место ставлю S90 — 35АС012… Акустическая система Радиотехника S90D у меня стоит дома уже более 8 лет, около трех лет назад приобрел себе S90 (35АС012), продавать такое добро не собираюсь, ведь достать их с каждым годом все труднее и труднее, состояние как правило у них далеко не хорошее…

 

 

cxema21.ru

S-90 x4

Люблю я барахло собирать. Вот и сейчас сижу, смотрю на новые экспонаты. Старые добрые S-90. Но на этот раз AC35-212, а те АС35-012. 012 90-го года выпуска, 212-е 1981-го года, почти мне ровесники.

Полный размер Старые (справа) и новые (слева). У меня теперь схема 4.0 Саб тут нахрен не нужен ибо я даж не знаю доступного по цене саба который перебасит этих монстров.

К сожалению, это всё-таки всё те же АС35. А хоцца 75АС-001 Корвет (они же 150АС-001 Кливер). Вот описание. Ибо они восьмиомные, а эти АС35 всего лишь 4-х, мой усилок их перегружает, ибо ему нужна восьмиомная нагрузка.

Продолжение…

Есть вариант запитаться от генератора подключить их двумя парами, с последовательным подключением каждой пары. Как раз восьмиомную нагрузку получим. И суммарную мощность 180 ватт на канал. Надо будет попробовать. Вот когда в очередной раз Катюху с Викой на дачу отвезу, тогда и попробую. «Соседи, вешайтесь, подонки» ©Дискотека Авария.

Хоть и ругают эти колонки все кому не лень (бубнят они, гггы. Эт аццкий бас, а не бубнение!), мне они нравятся. Ибо тяжёлый рок на них слушать самое оно. И транс идёт отлично. А вот классическую музыку на них не слушал, так что не представляю как они её играют.

А вот когда-нить обязательно куплю во каку красоту — Radiotehnika S-400 M

Производитель: Radiotehnika
Мощность (Вт): 400
Диапазон воспроизводимых частот (Гц): 25-25000
Количество полос: 4
Экранирование: Нет
Чувствительность (дБ): 89
Сопротивление (Ом): 4-8
Фазоинвертор: Есть
Возможность двухкабельного подключения: Нет
Разъемы: Винты
Цвет: Black, Red, Beech, Cherry
Габариты (ШхВхГ) мм: 325 x 900 x 280
Вес (кг): 25.9

Вот это уже серьёзно. Только, боюсь, под них и ресивер менять надо.

Ну ещё пара фоток новоприобретённых:

Цвет немного отличается, но всё равно карпетом обшить хотел, так что эт мелочь.
Ещё про АС35-212

www.g0l.ru