Дисторшн для гитары – Дисторшн — Педали и процессоры эффектов — Гитарное оборудование — Гитарная библиотека

Содержание

Несложный дисторшн — схема, элементная база, сборка

 

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Александр Абрашкин
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 29 июля 2013 г.


Я решил поделиться несложным, но прилично звучащим дисторшном на небольшой безтранзисторной схеме. Предупреждаю сразу – звук при данной стандартной схеме не совсем профессиональный, я бы сказал для любителей, но если внести некоторые изменения, можно вытянуть звук в вашу сторону и на ваш вкус.

Вся схема строится на микросхеме A1 (операционный усилитель 157УД3). Можно применить и 157УД2, но первая меньше шумит. Лучшие диоды для данной схемы — это Д220. Конденсаторы можно применить любые, за исключением цепей коррекции С5, С8 (тут нежелательно применять керамические конденсаторы для избегания микрофонного эффекта). Сопротивления – любой мощности, чем меньше, тем лучше. Переменные сопротивления R5, R9, R12, R14 желательно поставить с индексом «В» для более плавной настройки.


Напряжение питания приставки примерно от 9 до 15 вольт (для более долгой службы микросхемы желательно не больше 12 вольт). От подаваемого питания зависит уровень искажения сигнала. Запомните: чем лучше ваш источник питания стабилизируется, тем меньше приставка дает на выход шума, «мусора» и наводки.

Конечно, лучше всего не гоняться за повышением вольтажа питания. Да, я не спорю, может быть драйва станет побольше при повышении вольтажа, но вместе с излишними шумами. Лучше всего применять стандартные 9 вольт. Микросхема при данном напряжении будет работать точнее и лучше всего, несмотря на то, что уровень драйва чуть снизится. В общем-то, решайте сами.

Конденсаторы-электролиты должны быть рассчитаны на напряжение не меньше 16 вольт, можно и больше. Так же можно экспериментировать с входным конденсатором С1. Номинал переменного сопротивления R12 на схеме указан как 220 кОм, но лучше применить 680 кОм. Не поленитесь и соберите для начала приставку на макете. Не бойтесь, экспериментируйте с подбором деталей. Настраивайте примочку на свой вкус. Для этого я и предлагаю собрать ее для начала на макете.

Поменяйте конденсаторы С6 и С9 номиналом 2200 пкФ на 2000 пкФ. Советую повозиться с подбором диодов: заменяя, услышите различные варианты звучания (гармоники, уровень и чувствительность искажения, тембр звучания). Диоды являются важными элементами в этой схеме, играя роль фильтра (они задают характер звучания). В общем, из этой примочки можно выжать хороший звук – я сам собирал её не один раз.

Для начинающих предлагаю «распиновку» операционных усилителей типа 157УД3:


1 и 14 – цепь коррекции 1-го усилителя

3 – вход 1-го усилителя инвертирующий

2 – вход 1-го усилителя неинвертирующий

5 – вход 2-го усилителя инвертирующий

6 – вход 2-го усилителя неинвертирующий

7 и 8 – цепь коррекции 2-го усилителя

13 – выход 1-го усилителя

9 – выход 2-го усилителя

4 – питание (-U) микросхемы

11 – питание (+U) микросхемы


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!



Последние сообщения:

11.04.2017, юрий
Александр,здравствуй.А как можно с тобой связаться напрямую,хочу обсудить ОСС(ограничитель сложного сигнала) и полифонию,Из-за паролевых символов на картинке 5й раз не могу отправить сообщение

19.08.2015, юрий
эта примочка опубликована в 1988 году в помощь радиолюбителю№101.и там прописано всё правильно скачайте оригинальную схему и работайте. в ней уже всё продумано я пользуюсь уже больше 20ти лет.

25.06.2015, юрий
Александр,ты прав,техники никакой,но я демонстрирую не супер-игру,а то,что такая штука в принципе возможна,пусть теперь подключаются профессионалы электроники,совершенствуют тембры,а профессиональные гитаристы записывают клипы.Яслушал рекламный ролик по Roland GR-D c датчиком GK.там соло на очень ярком тембре и техничное,а вот аккордами гитарист не играет чего-то суперского,средненько так.,и чувствуется,что в режиме POLY большего перегру

24.06.2015, steeler1889
Посмотрел ролик. Впечатление двойственное. Как то и хорошо звучит.но и вроде чего- то и не достает. Возможно и просто-техники игры. Размер гитары.ну просто карманный. Мне нравится. Спасибо. и удачи!

24.06.2015, юрий
на ютубе видео ,,самодельная электрогитара с неодимовыми магнитами.Самому смешно,что в моем возрасте занимаюсь этими экспериментами

24.06.2015, steeler1889
Совершенно без задних мыслей. Просто был у меня сделаный вариант с подобным(транзисторный).только на общий пред-микшер и УМ.(Все на макетках). В законченный вариант не реализован + убил корпус Йоланы-Стар7. А кино ДАВАЙ.бум смотреть.

24.06.2015, Юрий
На данный момент имею только двухколоночный вариант из-за тесноты помещения,в котором я занимаюсь основной работой(совсем не связанной с музыкой ).Если даете обещание не критиковать за неумелую игру(бренчу 3хаккордный квадрат),могу дать ссылку на видео в ютуб … (сообщ.для steeler1889)

24.06.2015, steeler1889
Юра. ФОТО с 6-ю колонками и семплы в студию!

23.06.2015, Юрий
Хорошо,что несмотря на обилие примочек в продаже,люди экспериментируют,вносят вклад в импортозамещение(шутка).Похожая по структуре схема в моем полифоническом дисторшне.В нем 6 одинаковых схем,датчик авторской конструкции(фирменные типа роландского GK не подходят из-за низкой селективности каналов).На входе каждого канала схемы у меня еще режекторный фильтр на 50 Гц,а на выходах пороговые шумоподавители.Звучание не фирменное,но акк

09.05.2015, Дмитрий
Только что собрал эту схему на двух К140уд6. В обратной связи первой микросхемы параллейно диодам поставил переменник на 200 кОм. Получился регулируемый блюзовский овердрайв. Во второй микросхеме убрал регулировку добротности контура. В место переменного поставил постоянное 750 кОм. Итого три регулятора : драйв, частота. громкость. Звучание очень порадовало. Скоро выложу в Ютубе. (логотип зелёная гитара)

29.01.2015, Влладимир
Вместо 157-й,применить две К544УД2Б.R6-430k,R4-3,3k,R5-47k,R14-100k.Все переменники класса В.И вс

Все сообщения

 

guitar.ru

Схемы Дисторшнов (Исказителей звука) || GuitarWork.ru

Ampeg → Scrambler Distortion Дисторшн на 4х транзисторах
BOSS → Xtortion XT-2 Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → SD-1 variation Простой дисторшн на ОУ и транзисторе
BOSS → Power Driver PW-2 Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → Overdrive OD-05 Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → OverDrive-Distortion OS-2 Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → Metal Zone MT-2 Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → Metal Zone MT-1 Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → Hyper Metal HM-3 Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → Hyper-Fuzz Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → DS-1 Distortion Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → Blues Driver BD-2 Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → Tube Distortion DS-2 Дисторшн на транзисторах
BOSS → Super Distortion SD-1 Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → Super Overdrive SD-1 Простой овердрайв на 1 ОУ и 1 транзисторе
BOSS → Heavy Metal HM-2 Дисторшн на ОУ и транзисторах
BOSS → Jordan Boss-Tone Исказитель на 2х транзисторах
DOD → Grunge FX-69B Дисторшн на ОУ и транзисторах
DOD → Overdrive 250 Овердрайв на ОУ
DOD → Death Metal FX-86 Дисторшн на ОУ и транзисторах
DOD → Classic Tube FX-53 Дисторшн на ОУ и транзисторах
Electra → Distortion (simple) Дисторшн на 1 транзисторе
Electro Harmonix → Enhancer Дисторшн на транзисторах и ОУ с двухполюсным питанием
Electro Harmonix → Big Muff variant Дисторшн на транзисторах
Electro Harmonix → Little Big Muff Дисторшн на транзисторах
Electro Harmonix → Muff Fuzz Фузз на ОУ
Electro Harmonix → Hot Tubes Дисторшн на ОУ
Electro Harmonix → Harmonix Big Muff Pi Дисторшн транзисторах (4 шт.)
Elektor → Distortion Дисторшн на транзисторах и ОУ
Elektor → Distortion-Compressor Дисторшн-Компрессор на транзисторах и микросхемах
Fender → Blender Дисторшн на транзисторах (5 шт.)
Gallien Krueger → Drive pedal Дисторшн на ОУ и микросхеме NE572
Gamma → DS-1 Дисторш на транзисторах, ОУ и микросхеме 561КТ3
Gamma → DS-1 Hotrod Дисторш на транзисторах, ОУ и микросхеме 561КТ3
HeathKit → TA-28 Fuzz Box Простой фузз на 2х транзисторах
Ibanez → Tube King Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → Power Lead PL-5 Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → TS-9 (minus) Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → TS-10 Tube Screamer Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → Tube Screamer TS-9 Простой дисторшн на 1 транзисторе и ОУ
Ibanez → STL Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → TS-9 Tube Screamer Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → Trash Metal TM-5 (full) Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → Black Noise Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → Fat Cat Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → Metal Charger MS-10 Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → Sonic Distortion SD-9 Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → OD-855 Overdrive II Дисторшн на ОУ
Ibanez → Thrash Metal TM-5 Дисторшн на транзисторах и ОУ
Ibanez → Distortion (unknown) Дисторшн на транзисторах и ОУ
Maestro → FZ-1(a) Дисторшн на 3х транзисторах
Maestro → Fuzz Фузз на 4х транзисторах

guitarwork.ru

Дисторшн Википедия

Дисторшн (также «дистошн») (англ. distortion — искажение) — звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «жёсткого» ограничения по амплитуде, или устройство, обеспечивающее такой эффект. Наиболее часто применяется в музыкальных жанрах хард-рок, метал и панк-рок в сочетании с электрогитарой, а также в хардкор-техно и особенно в спидкоре и брейккоре с драм-машиной. Иногда этим термином обозначают группу однотипных звуковых эффектов (овердрайв, фузз и прочие), реализующих нелинейное искажение сигнала. Их также называют эффектами «перегруза»[1], а соответствующие устройства — «искажателями».

Помимо электрогитары эффект применяют и с другими инструментами, например с бас-гитарой. Для бас-гитар применяются особые «искажатели», поскольку «искажатели» для гитар, в большинстве случаев, портят басовый звук, срезая значительную часть важных для него низких частот. Альтернативный вариант обработки бас-гитары заключается в использовании обычного «искажателя» и смешении чистого и обработанного сигналов в равной пропорции. «Искажатели» применяют также для обработки вокала и смычковых инструментов.

Эффект дисторшн, как компонент, присутствует в синтезаторах, эффект-процессорах и компьютерных программах для обработки звука.

Принцип действия

«Перегрузка» усилителей

Получение эффекта дисторшн

Эффект подобен клиппингу, который в сущности является частным случаем эффекта «дисторшн». В основе эффекта лежит свойство как ламповых, так и транзисторных усилителей вносить нелинейные искажения в сигнал, особенно если тот близок к максимально возможному для конкретного усилителя. От простого клиппинга перегруз (особенно лампового многокаскадного усилителя) отличается тем, что выходной сигнал имеет сложную зависимость спектральных компонент от амплитуды и спектрального состава входного сигнала в отличие от элементарного ограничителя. Традиционно звук перегруза лампового усилителя [2][3] ценится выше звука перегруза транзисторного усилителя.

Передаточная характеристика любого усилителя показывает изменение выходного сигнала с изменением входного. Как правило, слабый входной сигнал усиливается без искажений (либо искажения составляют очень малую долю), а с ростом амплитуды выходного сигнала коэффициент нелинейных искажений возрастает. Нелинейность характеристики усилителя зависит от многих факторов (от типа усилительных элементов, от схемотехники усилителя, от глубины и знака обратной связи, которой охвачен усилитель, и т. п.) и может варьироваться в широких пределах. Чаще всего усилитель обладает относительно линейной характеристикой в широком диапазоне амплитуд выходного сигнала, но при превышении некоторого предельного значения выходной каскад выходит из линейного режима, а коэффициент нелинейных искажений начинает резко возрастать. Обычно ручка «Усиление» («Gain») увеличивает коэффициент усиления усилителя, это эквивалентно увеличению амплитуды входного сигнала, что вызывает увеличение искажений.[4] Искажения эти называются нелинейными, так как возникают новые спектральные составляющие в спектре сигнала. Таким образом, если на вход усилителя подать чистый сигнал синусоидальной формы, то на выходе можно получить искажённую синусоиду, обогащенную гармониками.

Описанным способом можно добиться искажения лишь на больших громкостях. Чтобы получить тихий искажённый сигнал необходимо применять специальные искажающие каскады, передаточная характеристика которых имеет значительную нелинейность в широком диапазоне амплитуд сигналов.

Как правило, конструкция усилителя включает предусилитель («преамп») и усилитель мощности («мощник», «оконечник»).[5] В связи с этим «перегруз» можно осуществить в двух вариантах: по предусилителю или по усилителю мощности.

Существует большое разнообразие как аналоговых, так и цифровых схем, эмулирующих различные варианты «перегруза» усилителей. Кроме того, некоторые схемы эмулируют даже характерное звучание наиболее известных производителей усилителей.

Аналоговая эмуляция «перегрузки»

Структурная схема любого «исказителя» включает следующие элементы: первичный усилитель, ограничительный каскад и цепь вторичной обработки сигнала.[6] Первичный усилитель усиливает входной сигнал до 2-5 В. Коэффициент усиления обычно регулируется. В зависимости от модели «исказителя», первичный усилитель может включать (или не включать) в себя обрезные фильтры высоких и низких частот, иметь наклон частотной характеристики в сторону басов со спадом высоких, или иметь подъем в районе 500 Гц. Возможно также применение компрессора совместно с первичным усилителем, для плотного дисторшна. Иногда используют несколько последовательно включенных первичных усилителей.

Далее преобразованный сигнал попадает на ограничительный каскад, который представляет собой встречно-параллельное включение кремниевых диодов между землёй и выходом первичного усилителя. Такое включение диодной пары даёт «жёсткое» ограничение по амплитуде, то есть оригинальный эффект дисторшн. Для получения «мягкого» ограничения по амплитуде или эффекта овердрайв, необходимо диодную пару включить в обратную связь первичного усилителя.[7] Возможно также применение нескольких ограничительных каскадов.

После ограничительного каскада уже искаженный звук поступает в цепь вторичной обработки сигнала. Вторичная обработка — это, главным образом, частотная обработка искаженного сигнала, которую выполняют различные фильтры. Одним из наиболее известных аналоговых эмуляторов перегруза считается устройство SansAmp[8].

Цифровая эмуляция «перегрузки»

Первые попытки реализовать дисторшн в полностью цифровом виде предпринимались еще в 90-х годах прошлого века. Например, первый российский простейший программный дисторшн GuitarFX[9] был выпущен в 1997 г. и работал под Windows 3.1 и Windows 95. GuitarFX v1.0 работал в реальном времени, имел программный ФВЧ, оригинальный динамический эмулятор дисторшн сложного, не клипового типа (навеянного аналоговыми патентами Fender), 8-полосный эквалайзер на БПФ и ФНЧ симулятор динамика. Все алгоритмы были реализованы в 16-битной оптимизированной целочисленной арифметике, работали на частоте дискретизации 22 кГц на процессоре Intel 486 и лучше[10].

В то же время аппаратно-программные дисторшны Korg Pandora, Zoom, Line 6 и др. получили значительную популярность на рынках Америки и Европы. Прямое исследование алгоритмов цифровой обработки сигнала гитарного процессора Digitech 2000 выпуска 2000-го года показало, что уже в этом относительно старом устройстве не используется цифровое клипирование. При подаче на вход этого устройства синусоидального сигнала на выходе получался сложный сигнал со сложным спектральным составом как с четными, так и нечетными гармониками и изменяющийся в зависимости от частоты и амплитуды входного сигнала [11].

В целом, первое поколение коммерчески успешных гитарных процессоров делало акцент на точное моделирование статических АЧХ и АХ, симулируемых ламповых усилителей и аналоговых педалей. Звук получался похожим, но без динамики, «напора» и драйва. По одной из гипотез это объяснялось тем, что в реальных устройствах АХ и АЧХ динамически меняется в зависимости от амплитуды и частотного состава входного сигнала из-за, например, плавания рабочих точек ламп и транзисторов ввиду некоторой асимметрии их характеристик относительно рабочих точек, а также из-за других малоизученных нелинейных параметрических эффектов. Промежуточное поколение гитарных процессоров использовало для получения качественного дисторшна и перегруза реальные миниатюрные лампы и транзисторно-диодные схемы. Однако понятно было, что это недешевый компромисс, и цифра своё возьмет. Второе поколение гитарных процессоров на основе более мощных процессоров (даже с плавающей точкой), если судить по текстам рекламы в гитарных журнала, приступило к прямому цифровому моделированию всех элементов электрических схем, отвечающих за «перегруз». Дисторшн и перегруз гитарных процессоров зазвучал весьма натурально, зачастую лучше дешевых аналоговых комбиков. Особенно поражал поначалу первенец данной технологии Line 6 своим тяжелым маршалловским перегрузом и более или менее натуральным звуком.

В настоящее время цифровая эмуляция «перегруза» осуществляется с помощью специальных программ обработки сигналов. Эти программы реализуют проприетарные алгоритмы моделирование реальных аналоговых дисторшнов и ламповых усилителей. Часто существуют несколько версий одной и той же программы (алгоритма) под разные аппаратно-программные комплексы, компьютеры с разными операционными системами (ПС, КПК, Apple, iPhone и тд, ОС Windows, Windows Mobile, Windows Embeded, Linux и др. проприетарные). Программные реализации например у фирмы Line 6 существуют в виде отдельных программ, плагинов DX или VST и реализаций кодов под спец. процессоры, используемые для загрузки в устройства производства той же Line 6 (гитарные процессоры). Анализ рекламных публикаций журнала Guitar World за несколько последних лет показывает две тенденции. С одной стороны появляется много фирм которые не имеют своей аппаратно-программной платформы и реализуют цифровые дисторшн и перегруз как часть программ и плагинов для создания гитарного звука прямо на компьютере без аналоговых ламповых усилителей, комбиков, микрофонов, директ боксов и т. д. С другой стороны, сами программы по внешнему виду становятся похожи (часто прямые фото или высокохудожественные картинки) на ламповые усилители и старые педали, превращая в какой-то мере компьютер не только в звуковую имитацию лампового усилителя, но визуальную. Таким образом происходит взаимное превращение компьютера в гитарный процессор и гитарного процессора в полноценный компьютер. Последние несколько лет появилась одна очень интересная, но мало замеченная тенденция. Известные производители процессоров (не Intel и не AMD, а например Analog Devices http://analog.com ) выпускают недорогие платы с мощными процессорами пригодными для ЦОС и с высококачественными АЦП-ЦАП, ОЗУ, ПЗУ, дебагером и С/ассемблером. Это фактически готовые гитарные процессоры без софта (Kit) для самостоятельной разработки или загрузки из интернет. С другой стороны ожидается открытие аппаратуры и проприетарной ОС для сторонних разработчиков ЦОС алгоритмов некоторыми крупными игроками рынка гитарных процессоров, что окончательно превратит гитарные процессоры в обычные компьютеры, которые сможет запрограммировать любой желающий на любой самый безумный алгоритм перегруза (это аналогично инициативе http://google.com Android).

Современное состояние цифровой эмуляции «перегруза»

В основном, у производителей симуляторов реального гитарного оборудования закрепилась тенденция копировать все АЧХ с настоящих усилителей, педалей и кабинетов, дабы улучшить качество звука. И у них получилось это. Назовем лишь несколько производителей действительно высококачественных продуктов : Fractal Audio, Overloud Th3, IK Multimedia Amplitube 3.6, Native Instruments Guitar RIG 5, Native Instruments Rammfire, Line 6 Pod Farm 2.6, различные усилители от Softube, а также бесплатного ПО. Onquel, LePou, Aradaz, Acmebargig и т.п. 1)Чем громче звук, тем мощнее и «злобнее» он слышится, чтобы полностью им насладиться хочется сделать его громче и громче, при увеличении громкости воспроизведения он как бы становится краше, всплывают новые оттенки. Для хорошего звука нужна и качественная акустическая система, потому что, на некачественной теряются создающие звук гармоники 2). Зависимость яркости, «жирности», «злобности» звука от манеры игры гитариста, проще говоря сильнее ударишь по струне, более мощный, «злобный» (но не обязательно более громкий) звук получишь. Естественно, чем лучше техника игры гитариста, тем лучше.То есть «злобность» как параметр не равна громкости, все зависит от того для какого жанра использует инструмент гитарист. Это хорошо заметно в самом конце примера звука усилителя Маршалл [1].

Характеристики звучания

Частотные характеристики

В спектре искажённого сигнала возникает большое количество гармоник. Каждая гармоника представляет собой синусоидальное колебание, с частотой большей и кратной частоте основного тона. Гармоники более высоких порядков находятся уже вне звукового диапазона и имеют малую амплитуду колебаний, поэтому ими можно пренебречь. В соответствии с кратностью, гармоники подразделяют на чётные и нечётные. Чётные гармоники консонируют друг с другом и с основным тоном, тем самым придавая тембру инструмента объём и глубину. Частота, например, третьей гармоники выше частоты основного тона в три раза и соответствует ноте, лежащей от основного тона на расстоянии квинты через октаву. В принципе эту гармонику можно назвать консонирующей основному тону, однако при игре нескольких нот одновременно, она может диссонировать с другим основным тоном и его гармониками. Таким образом, нечётные гармоники более высоких порядков менее музыкальны и создают в звучании «грязь».

Спектр сигнала транзисторных «исказителей» богат именно нечетными гармониками, а музыканты характеризуют подобные устройства неблагозвучным «транзисторным» звучанием. Иной эффект наблюдается у «исказителей» на радиолампах. В спектре их сигнала содержится небольшое количество гармоник (доминируют вторая, третья и четвертая), из-за чего человек воспринимает его как более мягкий звук, или как его часто называют — «ламповый».[12]

Низкие ноты звучат «перегруженнее» высоких. Помимо того факта, что чем толще струна, тем интенсивнее от неё сигнал, и, соответственно, он больше подвержен искажению, играет роль и высота тона.[4] У высоких звуков гармоники будут все сильнее уходить за пределы слышимости, в то время как у низких они находятся в пределах частотного диапазона гитары. Стоит также иметь в виду, что колебания струн не являются чистыми тонами (разве что натуральные флажолеты максимально к ним приближены) и сами по себе богаты гармониками.[4] То есть искажению подвергается сложный сигнал и его гармоники порождают свои дополнительные гармоники. Очевидно, что у звуков, порождаемых толстыми струнами, различимых гармоник больше, и, соответственно, больше порождаемых ими вторичных гармоник.

Также существует такое явление, как интермодуляция: две одновременно звучащие ноты при искажении порождают еще один звук, определяемый разностью их частот. В случае двух нот этот звук находится в гармонии с двумя основными, но три ноты образуют три пары нот и порождают три вторичных звука, вносящих диссонанс.[4]

Временные характеристики

Отличие дисторшена от овердрайва выражено тем, что не имеет значения, с какой силой создается удар по струне. Атака характеризуется определённым уровнем и частотным спектром сигнала. Так, у дисторшна атака фактически не выделяется (по уровню сигнала), в отличие от овердрайва, обладающего высоким уровнем атаки.[6] Частотный спектр дисторшна ровный, атака несколько богаче высокими гармониками по сравнению с фазой сустейна.[6]Сустейн — тянущаяся часть звука. Дисторшн имеет длинный сустейн, часто переходящий в самовозбуждение.[6] Конец сигнала, следующего после сустейна, называют затуханием. После затухания сигнала можно услышать уровень собственных шумов эффекта, гитары и кабеля, или сработает гейт. Уровень собственных шумов эффекта дисторшн, как правило, высок из-за его высокой чувствительности.

Самовозбуждение сигнала

Вместо затухания сигнала может начаться процесс самовозбуждения, который возникает вследствие электромагнитной, акустической или «полуакустической» обратной связи.[6] В первом случае наведенные электромагнитные поля (от громкоговорителей или любого другого оборудования) улавливаются звуковыми датчиками музыкальных инструментов (в случае электрогитары — это звукосниматели), сигнал от датчиков вновь поступает на громкоговорители, которые вновь излучают электромагнитные сигналы, и процесс повторяется. Частота сигнала самовозбуждения в этом случае не зависит от сыгранной ноты.

Акустическая обратная связь возникает при распространении звуковых колебаний в воздушной среде. Колебания воздушной среды воздействуют на музыкальные инструменты (в случае электрогитары — колебания воспринимают в основном струны), что улавливается звуковыми датчиками, и воспроизводится громкоговорителями. Таким образом происходит самовозбуждение сигнала, частота которого зависит от сыгранной ноты на инструменте. Если колебания воспринимаются корпусом (декой) инструмента, то обратная связь называется «полуакустической».

Акустическая обратная связь используется как прием гитарной игры, так как ею сравнительно легко управлять, и она имеет интересный тембр.

История

Ранние модели гитарных усилителей были примитивными и низкокачественными, соответственно они обладали врождённым искажением сигнала. К тому же звукосниматели гитар выдавали слабый и некачественный сигнал. Полые полуакустические гитары добавляли в звучание нежелательную обратную связь, которая чрезмерно усиливала басовые частоты. В начале 50-х получили распространение цельнокорпусные электрогитары, которые не страдали так сильно от обратной связи, как их предшественники, следовательно могли звучать громче. Ранние примеры дисторшн-звучания часто были результатами плохого усиления сигнала.

годпесняисполнителькомментарий
1951«Rocket 88»Kings of RhythmГитарист Willie Kizart из группы Kings of Rhythm использовал усилитель, который был поврежден в пути, однако продюсеру Сэму Филлипсу понравилось звучание, и таким образом была сделана одна из самых ранних записей искажённой гитары. Роберт Пальмер написал, что усилитель «упал с крыши автомобиля», и приписал эту информацию Сэму Филлипсу.[13][14] Однако лидер группы Айк Тёрнер заявил в своём интервью,[15] что усилитель не падал, так как он был в багажнике, а причиной его «плохой» работы, возможно, были дожди, намочившие усилитель.
1951-1952Howlin’ Wolf’s Memphis recordingsгитарист Willie JohnsonНа записях Howlin’ Wolf 1951-1952гг. отмечается преднамеренное использование искажения сигнала гитаристом Willie Johnson, что создавало угрожающий звук, дополняющий вокал Howlin’ Wolf.[16][17]
1955«Maybellene»Чак БерриВ самом начале своей карьеры Чак Берри мог позволить себе лишь небольшой ламповый усилитель, обладающий большими нелинейными искажениями. В результате на его первом сингле «Maybellene» можно услышать ламповый овердрайв. На более поздних записях его звук стал намного чище.
1956«The Train Kept A-Rollin’»Johnny Burnette and the Rock and Roll TrioВо время выступления Johnny Burnette and the Rock and Roll Trio возникли неполадки с ламповым усилителем, позже в прессе появилось сообщение о сумасшедшем новом звуке (этот эпизод был использован в фильме «Назад в будущее»). В результате при записи «The Train Kept A-Rollin’» Burnette использовал тот же самый звук в студии в 1956.[18]
1958«Rumble»Линк Рей[19].
1962The BeatlesНа сохранившихся записях выступлений группы The Beatles в гамбургском Star-Club в 1962 году в нескольких песнях отчетливо слышно перегруженно звучащую гитару. Записи сделаны еще до обретения группой широкой известности. Интересно, что группа почему-то долго не использовала дисторшн на своих первых студийных альбомах, параллельно иногда обращаясь к нему на концертах.
1964«You Really Got Me»The KinksОдна из ранних записей с использованием намеренного искажения была сделана группой The Kinks. Гитариста группы очень сильно огорчало звучание его усилителя. Он сделал надрезы на громкоговорителе с помощью лезвия, получив таким образом искажение звучания своей гитары.[20]

Влияние

Эффект дисторшн оказал большое влияние на современную технику игры на электрогитаре, сделав необходимым изучение таких приемов как palm muting (приглушение ладонью) и позволил року, исполнявшемуся в 1960-х годах, дать жизнь множеству разновидностей современного тяжелого метала, панк-рока, альтернативного рока, гранжа и т.п. Также появилась необходимость подгонять технику игры для более читаемого звука. Поскольку при игре с перегрузом слишком сильно слышно, как скрипят струны, различного рода удары по корпусу (деке) гитары, появилась и более музыкальная, и продвинутая игра на соло.

Устройства и программы

Гитарные «исказители» могут быть выполнены в виде:

  • педали эффектов
  • рэкового прибора
  • как компонент напольного или рэкового цифрового процессора
  • как компонент гитарного усилителя (предусилитель, преамп)
    • AMEC KM-201K,KM-202K
    • Yerasov Pterodriver
    • AMT SS-20, SS-11
    • ENGL E-530
    • MESA Boogie Triaxis

«Исказители» также применяются

  • при обработке вокала в некоторых стилях метала и экстремальной электроники
  • в синтезаторах и семплерах
  • в компьютерах в виде программных модулей plug-in

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ О перегрузе. peregruz.com. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  2. ↑ Звуковые тесты
  3. ↑ Звуковые тесты
  4. 1 2 3 4 Александр Авдуевский. Усиление и перегруз…. guitars.ru.
  5. Сергей Тынку. Гитарный усилитель. guitars.ru.
  6. 1 2 3 4 5 Анатолий Харитонов. Устройства нелинейной обработки сигналов. архив журнала «Звукорежиссер», 2003, #5. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  7. Дмитрий Тихомиров. Схемотехника эффекта Overdrive/Distortion. guitar.ru. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  8. Tech 21. Classic sounds: SA-Hrock (англ.) (mp3). Проверено 18 апреля 2010. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  9. GuitarFX.Net. Software transforms your PC into effects processor (англ.). Проверено 18 апреля 2010. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  10. GuitarFX.Org. Software transforms your PC into effects processor (англ.) (mp3). Проверено 18 апреля 2010. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  11. ↑ ГИТАРНЫЕ ЭФФЕКТЫ: ДИСТОРШН (DISTORTION) (рус.). Проверено 18 апреля 2010. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  12. ↑ Арзуманов С. В. — Секреты гитарного звука — Москва: Издатель Смолин К. О., 2003 г., стр. 127—128
  13. ↑ Deep Blues page 222 ISBN 0-14-006223-8
  14. ↑ Rock & Roll: An Unruly History page 201 ISBN 0-517-70050-6
  15. ↑ interview at the Experience Music Project in Seattle, Washington
  16. ↑ Edward M. Komara, Encyclopedia of the Blues, Routledge, 2006, p. 387
  17. ↑ Robert Palmer, «Church of the Sonic Guitar», pp. 13-38 in Anthony DeCurtis, Present Tense, Duke University Press, 1992, p. 24.
  18. Bill Dahl. The Train Kept A Rollin’. allmusic.com. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  19. ↑ Link Wray на сайте Зала славы рокабилли (англ.). Зал славы рокабилли.
  20. Denise Sullivan. You Really Got Me. allmusic.com. Архивировано 15 февраля 2012 года.

wikiredia.ru

Обязательно ли покупать и использовать дисторшн?

Дисторшн – это замечательно. Очень полезный эффект. Когда мне было 13 лет, у меня появился первый усилитель. Это был 10-ваттный басовый усилитель Epiphone. Басовый усилитель! Он выдавал сплошную кашу, и единственным его преимуществом была громкость. Не более того.

Но когда я впервые включил гитару в настоящий гитарный усилитель!… Вау!… У моей двоюродной сестры была розовая гитара Hello Kitty Squier Strat в комплекте с миниатюрным гитарным усилителем Squier. Мне было скучно, и я включил гитару в него. Ударил по струнам, и меня буквально отнесло на 10 футов силой звучания, сдобренного дисторшн. Это был отличный дисторшн!

Я целый час играл все фразы, которые только приходили мне на ум. Теперь-то они действительно звучали. Дабл-стопы из “Johnny B. Goode”, пауэр-аккорды из “The House Is Rockin’”, бенды из “Simple Man” – все это неожиданно обрело смысл. Все, что я делал до этого, можно было забыть. Наконец-то я понял, в чем дело.

К сожалению, это превратилось в зависимость.

Я дошел до того этапа, когда ручку гейна уже нельзя было выкрутить больше. Я не мог играть без искажения. Это был довольно печальный период моей жизни, о котором я не очень-то люблю вспоминать.

Но к счастью, однажды мне повстречался гитарист, прививший мне идею «вкуса», и я начал «слезать с иглы». Это было не так просто. Все, что я играл, казалось мне полным отстоем. Ни тон, ни грув не заводили. Мир рушился на глазах. Все казалось лишенным смысла. Но у меня был метроном, который я позаимствовал у старшего брата друга, когда он решил бросить игру на тромбоне, и этот прибор стал моим первым помощником. Я занимался часами, днями, месяцами. Метроном давно уже сломался, но я не забываю о нем. Теперь его место занимает приложение на моем смартфоне. Приложение, которое я открываю очень часто.

Дисторшн – это, конечно, неплохо, но страшно то, что это превращается в своего рода эпидемию.

Если вам тоже доводилось переживать нечто подобное, знайте: вы не одиноки. Вы не жертва, а борец за жизнь. Давайте поговорим о тех случаях, когда дисторшн действительно приносит пользу, а параллельно и о тех, когда он только вредит.

Пауэр-аккорды делают процесс игры на гитаре чем-то очень крутым. Вы включаете усилитель, играете две ноты, и все встает на свои места. Причины этого лежат в теории. Музыкальный интервал между двумя нотами пауэр-аккорда называется квинтой. Это очень простой интервал в гармоническом плане. Когда вы добавляете звучанию дисторшн, это усложняет ноту гармонически. Поэтому объединяя гармонически простые ноты с гармонически сложным звучанием, вы буквально становитесь гитарным богом (Пример 1).

А вот музыкально сложные аккорды не всегда хорошо звучат с дисторшн. Джазовые и акустические гитаристы могут играть сногсшибательные аккордовые расширения, при этом каждая нота будет звучать кристально чисто. Здесь дисторшн только мешает.

Конечно, если вам вполне достаточно пауэр-аккордов, дисторшн – ваш хороший друг.


Пауэр-аккорды наоборот

Если вы зажмете две струны на одном и том же ладу, вы получите кварту. Это тоже пауэр-аккорд, но перевернутый с ног на голову (C–G это квинта, а G–C это кварта). А раз он состоит из тех же нот, что и стандартный пауэр-аккорд, то он подчиняется той же логике: простые ноты + сложное звучание = хорошо. Именно поэтому у меня так хорошо звучали фразы в духе Чака Берри (Chuck Berry) (Пример 2). Там часто встречается кварта, и в сочетании с овердрайвом получается просто идеально.


Выравнивание высоких нот

Дисторшн влияет не только на взаимодействие нот между собой, но и на длительность звучания отдельных нот. Конечно, вы должны стремиться к тому, чтобы уметь играть соло Pantera через Fender Twin на отметке 3 и не получать при этом мертвых нот, но ведь если нота не мертва, это еще не значит, что она жива! Когда вы играете высокие ноты на гитаре, вы часто слишком сильно атакуете струну медиатором, и гитара выдает ощущение меньшего сустейна. С сустейном-то все в порядке, но вы его просто не замечаете, потому что при каждом ударе по струне на вас обрушивается бомба.

Здесь дисторшн может помочь.

Дисторшн – это тот звук, который мы слышим, когда аудиоволна обрезается, что означает, что усилитель не может справиться с уровнем, поступающим в него, и обрезает верхи и низы волны, чтобы вывести сигнал. После процедуры срезания баланс медиаторной атаки и сустейна восстанавливается, а звучание выравнивается. Особенно это актуально для игры в высоких позициях на грифе.

Поэтому многие кантри-гитаристы используют компрессор. Это то же самое выравнивание, но без нежелательного (в их случае) эффекта искаженного тона (Пример 3).


Глушение струн

Когда усилитель и педали проводят звук через себя и возникает дисторшн, возникает эффект «освобождения». Это когда цепь освобождается от перегрузки. Слишком громкий сигнал понижается, а затем – когда уровень снижается до приемлемой точки – наступает фаза освобождения. Даже если поступающий от гитары сигнал становится тише, цепь сдерживает звук все меньше и меньше. В результате возникают странные призвуки, напоминающие работу насоса.

Возможно, это покажется вам сложным, но с этим эффектом можно легко экспериментировать, играя приемом палм-мьютинга (Пример 4).

Глуша струны ладонью, мы заставляем звук быстро затихать. Сигнал, проходящий через усилитель или педаль, представляет собой волну с большой амплитудой, за которой следует резко затихающее звучание ноты. Каждый раз, когда мы играем так, мы вызываем срезание волны, после чего идет тихий, но не полностью затухший звук, что и дает нам то самое чаг-чаг-чаг, так часто встречающееся во многих композициях.

Для этого нужен дисторшн. Без него медиаторные атаки не будут срезаться, и в итоге получится нечто очень странное. Думаю, вам больше нравится то, что дает дисторшн.


Искусственные флажолеты

Вам наверняка знаком тот пронзительный свист, который ваши любимые гитаристы время от времени высекают из струн? Один из способов получить это звучание – извлечь искусственный флажолет. По сути, это то же самое, что и флажолет на 12 ладу. Вы атакуете струну, а затем прикасаетесь к ней в том месте, где вибрация самая низкая. Разница лишь в том, что в случае искусственного флажолета вы делаете это одновременно: атакуете струну медиатором и прикасаетесь к ней большим пальцем, которым этот медиатор держите (Пример 5).

Здесь вам тоже понадобится дисторшн, потому что только так вы сможете получить более сложный в гармоническом плане тон, Я уже упоминал об этом в Примере 1, но думаю, тут стоит немного углубиться в детали. Каждая нота, которую вы играете, имеет серию обертонов, которые затихают с ростом высоты. Когда вы используете дисторшн, сигнал срезается, что ведет к выравниванию обертонов. Поэтому флажолет на седьмом ладу акустической гитары практически не слышен, а вот на электрогитаре он буквально кричит. Это дает вам больше возможностей по извлечению искусственных флажолетов.

Сыграйте ноту, расположив медиатор так, чтобы кончик большого пальца прикоснулся к струне сразу после атаки медиатором. В зависимости от ноты, которую вы играете, флажолеты располагаются на разных точках струны, поэтому поэкспериментируйте с местом атаки и выберите то, что вам нравится.




Если вы считаете себя зависимым от дисторшн, имейте в виду: все не так плохо! Вам никто не запрещает пользоваться этим замечательным эффектом, но постарайтесь делать это с умом. Ведь далеко не каждая композиция так уж нуждается в нем.

Похожие уроки:

Оставить комментарий

gitarshkola.ru

Дисторшн — wikisound

Дисторшн или искажение (англ. distortion — искажение) — эффект искажающий звук. Также этот эффект очень часто называют overdrive или fuzz. Само по себе название не несет никакого ограничения, и в подавляющем большинстве случаев под искажением имеется в виду искажение формы звуковой волны.

Эффект «дисторшн» очень часто применяется к электрогитаре, бас-гитаре и к другим усиливаемым инструментам, таким как Хаммонд орган, синтезаторы и даже губная гармоника и вокал. Эффект создаётся с помощью электронного сжатия и/или с помощью клиппирования входного сигнала, этот эффект добавляет сустейн, дополнительные гармоники и обертоны, создавая богатый звук. Самые тонкие типы искажений добавляют к оригинальному звуку «тепла» и толщины; более радикальные типы искажений добавляют шумность, «злость», «жир» или изменяют тембр до неузнаваемости. Искажения используются в широком спектре музыкальных жанров, от тонкого овердрайва используемого в традиционном блюзе, до бескомпромиссного искажения в стилях панк-хардкор, индастриал, гранж и металл.

Ранние примеры этого эффекта часто получались случайно, когда музыканты пробовали играть на поврежденных гитарных усилителях или же специально порванных диффузорах динамиков. Одним из ярких примеров были Link Wray, которые случайно выбили лампу, а затем начали так делать для получения шумного, грязного звука для соло. Наблюдая эту тенденцию, Leo Fender из компании по производству усилителей (Fender), разработал ламповые гитарные усилители, которые добавляли немного «Overdrive». В 1960-х годах, среди гитаристов был популяризирован педальный эффект fuzz, среди них были Jimi Hendrix и George Harrison.

Эффект «дисторшн» может быть получен разными способами: с помощью педальных эффектов, усилителей, предусилителей, динамиков или с помощью цифровых программ, моделирующих устройство усилителей. Многие музыканты используют их комбинацию для получения своего неповторимого тембра.

Физика клиппирования[править]

График сигнала и искаженная версию этого же сигнала.

Буквально слово «искажение» (distortion) относится к любому сигналу, отклоняющемуся от нормы на выходе электронной схемы (от первоначального входящего сигнала). Если речь идет об усилении музыкальных инструментов, то это относится к различным формам клиппирования, что усекает (обрубает) части входного сигнала, превышающие определенный предел напряжения. Поскольку и лампы и транзисторы в пределах определенной области напряжения ведут себя линейно, схемы исказителей настроены так, что средние пики сигнала едва доходят до порога, в результате чего происходит мягкое клиппирование и менее суровые искажения. Поэтому если играть на гитаре громче, количество искажений увеличивается и наоборот.

Ламповый overdrive[править]

До широкого внедрения транзисторов усилителей и исказители традиционно делали на основе вакуумных ламп. Они имеют максимальное входное напряжение, выше которого начинается изменение усиливаемого сигнала, а также минимальное, при котором сигнал также изменяется. Когда какая-либо часть входного сигнала подходит к этому пределу, усиление сигнала лампами становится менее линейным таким образом, что части сигнала имеющие меньшее напряжение усиливаются больше чем те которые имели большее напряжение. Это вызывает сжатие пиков выходящего сигнала, в результате чего сигнал выглядит «сплющенным». Такой эффект называется «мягким клиппированием», это также генерирует новые гармоники, которые добавляют «тепла» и обогащают тембр инструмента. Если лампа усиливает звук ещё сильнее, сжатие становится более экстремальным и пики сигналов обрезаются. Это добавляет дополнительные гармоники нечетного порядка, создавая «грязный» или «рыхлый» тембр.

Ламповые исказители обычно называют «Overdrive», искажение достигается путём перегрузки ламп в усилителе или с помощью специальных устройств. При усилении/клиппировании сигнала может использоваться несколько каскадов ламп, это создаёт более «толстое» и более сложное искажение звука. В некоторых современных ламповых эффектах, «dirty» или «gritty» тембр на самом деле достигается не за счет высокого напряжения, а с помощью запуска в цепь напряжения которое слишком низко для компонентов схемы, в результате чего возникает большая нелинейность и искажения. Эти схемы называют «starved plate», в результате «смерти» амплитуды звука.

Транзисторный клиппинг[править]

График сигнала, показывающий различные виды клиппирования. Ламповый овердрайв является формой мягкого клиппирования, в то время как транзисторное клиппирование или чрезвычайно перегруженные лампы напоминают жесткое клиппирование.

Транзисторы ведут себя гораздо более линейно и таким образом точнее усиливают сигнал, пока входное напряжение не выходит за пределы рабочей области. При превышении предела сигнал будет клиппировать без сжатия, это известно как «жесткое клиппирование» или «жёсткое лимитирование». Этот тип искажения производит больше нечётных гармоник. В электронном виде, это обычно достигается либо усилением сигнала в точке где он должен быть клиппирован, либо клиппирование происходит на диодах. Многие устройства искажений подражают звучанию перегруженных вакуумных ламп.

Реализация искажений[править]

Педальные overdrive/distortion[править]

В следствии того что они часто предназначены для работы с низким напряжением, таким как 9-вольтовой батарейкой, перегрузка и искажения достигаются с помощью использования транзисторов. Классические примеры Ibanez Tube Screamer и Electro-Harmonix Big Muff. Некоторые современные педальные эффекты используют лампы, обычно они также работают при напряжениях, которые находятся ниже линейного поведения ламп, в результате чего получаются резкие и buzzy искажения. Обычно педальные дисторшны усиливают сигнал, который может быть использован для входного каскада предусилителя, что приводит к дальнейшему искажению, и в некоторых случаях к увеличению уровня.

Искажения предусилителя[править]

Гитарный предусилитель служит для усиления слабого сигнала инструмента до того уровня который может управляться усилителем мощности. Предусилитель часто содержит схемы формирования тембра инструмента, в этом числе эквалайзер и параметр усиления уровня (gain). Для получения искажений часто используется несколько каскадных этапов усиления/клиппирования. Потому как первый компонент в ламповом усилителе это лампы, выходной уровень предыдущих элементов сигнальной цепи имеет сильное влияние на искажения созданные на этапе усилителя.

В промежутке 1980 — 1990 годов, многие усилители имели ручку «master volume», которая по существу была аттенюатором между секциями предусилителя и усилителя, что позволяло удобно получать искажения высокого уровня в секции предусилителя гитарного усилителя, не нагружая лампы усилителя и получая приемлемый уровень на выходе. Однако, это также приводит к тому что лампы усилителя работают в пределах линейной области усиления, что уменьшает искажения добавляемые к выходному сигналу.

Искажения усилителя[править]

Лампы усилителя могут быть перегружены также как и в предусилителе, и потому как эти лампы предназначены для создания большей силы звука, искажения и характер которые они добавляют к тембру гитары является уникальными. В 1960-х годах и до начала 1970-х, искажения создавались в первую очередь с помощью перегрузки ламп усилителя. Потому как многие музыканты уже привыкли к звукам получаемым этим способом, многие гитаристы используют именно этот тип искажений, устанавливая свой усилитель на максимальную мощность, чтобы получить «тяжёлый» звук.

Поскольку лампам усилителя необходим максимальный перегруз, в результате этого усилитель работает на полную мощность, это создаёт трудности при игре в малых помещениях или при репетициях, поэтому появилось несколько решений как уменьшить громкость динамиков, позволяя игроку создавать искажения с помощью чрезмерной нагрузкой на усилитель. Это решается включением встроенных или отдельных аттенюаторов и ослаблением питания, а также использование ламп с низким энергопотреблением (например, четверть ватт или меньше).

Искажения выходного трансформатора[править]

Выходной трансформатор находится между лампами усилителя и динамками, он служит для подачи соответствующего сопротивления и напряжения. Когда ферромагнитный сердечник трансформатора становится электромагнитно насыщенным, это приводит к асимметричному клиппированию, добавляя дополнительные искажения чётного порядка до динамиков.

«Провисание» мощности питания[править]

Ранние ламповые усилители часто использовали нерегулируемое питание. Это было связано с высокой стоимостью высококачественных, высоковольтных источников питания. Когда ламповый усилитель производил сильное усиление, напряжение питания падало снижая мощность, что вызывало ослабление сигнала и сжатие. Этот падающий эффект известен как «провисание», его стремятся получить некоторые электрогитаристы. Провисание происходит только в усилителях класса AB. В усилителях класс A, ток постоянный, поэтому провисания не происходит.

Так как этот эффект более выражен с более сильными входными сигналами, то он будет иметь различное влияние на различные участки звука. Чем громче звук тем сильнее будет сжата нота (начальная атака ноты), чем ниже сила звука тем сжатие меньше (продолжительность ноты), делая основной уровень ноты громче и повышая таким образом её длительность. Кроме того, поскольку уровень сжатия зависит от уровня входного сигнала, игрок может управлять силой сжатия через интенсивность игры: более сильная игра приводит к большему сжатию или «провисанию».

Эмуляция искажений усилителей[править]

Программное обеспечение способно моделировать и воспроизводить искажения многих гитарных усилителей, которые связаны с целым рядом популярных «Stomp Box» педалей и усилителей. Для воссоздания звука подключённых аналоговых педалей и ламповых усилителей, устройства моделирования обычно используют цифровую обработку сигнала. Наиболее сложные устройства позволяют настроить имитацию различных предусилителей, силовых ламп, динамиков, коробок динамиков, а также комбинации микрофонов.

Моделирование усилителей и искажений может быть достигнуто с помощью различных методов: с помощью компьютерных приложений работающих в реальном времени: оборудования, такого как малые педали, большие педали, рэк стоек, напольных процессоров, гибридных ламповых усилителей, которые используют аналоговые и цифровые технологии. Звук создаваемый устройствами моделирования высокого класса может быть очень убедительным, поэтому эти процессоры широко используются при живых выступлениях, т.к. их использование уменьшает количество тяжелых, винтажных усилителей при транспортировке. Некоторые небольшие, независимые студии звукозаписи также используют программное обеспечение или процессоры для моделирования устройств, поскольку они позволяют получать классические тембры, без покупки или аренды дорогого марочного оборудования. Цифровые моделирующие устройства не могут воссоздать все тонкие аспекты винтажного звука ламповых овердрайвов, в следствии того что этот звук является результатом целого ряда нелинейных и случайных факторов, начиная от «тепла» вакуумных ламп, с учётом их возраста и состояния динамиков. Поэтому профессиональные музыканты, как правило, используют для записи реальные марочные ламповые усилители, потому как записанный звук будет выдерживать более тщательную проверку от слушателей и критиков.

Виды искажателей[править]

  • Distortion — любой искажающий эффект.
  • Overdrive — искажения достигаются путём «мягкого клиппирования», придавая «теплоты» звуку, чаще всего достигается с помощью перегрузки ламп.
  • Fuzz — искажения достигаются путём «жёсткого клиппирования», создаёт сильное, грязное искажение.
  • Warp — добавляет грубые искажения и очень длинный сустейн, превращая усилитель в рычащего «зверя».
  • Waveshaper — очень гибкий эффект, пользователю предлагается создать передаточную характеристику самому, что позволяет использовать этот эффект хоть как жесткий ограничитель, хоть как софтклиппер, овердрайв и многое другое.
  • Tube Saturation/Valve — «ужирнитель», «утеплитель» эффект ламповой сатурации. Принцип действия схож с софтклиппером, сатурация плавно «расплющивает» верхушки волн высоких сигналов, поднимая участки низкого уровня и увеличивая ощущение плотности звука. Valve и tube — английское и американское названия лампы.
  • Bitcrusher — принцип действия состоит в понижении битности и/или частоты дискретизации сигнала.

wikisound.org

Guitar.ru — Несложный дисторшн


&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Вячеслав Мамонтов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 05 февраля 2005 г.


В статьях и проектах на гитарных и схемотехнических сайтах встречается немало схем простых
гитарных исказителей для начинающих, как заводских (Sonic distortion, Ibanez Fat Cat и др.), так
и любительских, но неплохо звучащих вариантов. У меня, тем не менее, появилось желание добавить
ещё один вариант простого, нетребовательного к деталям, а, главное, вполне прилично звучащего дисторшна.

Сразу оговорюсь, что исходный вариант взят из неизвестного мне гитарного самоучителя, где он
предлагался для игры в стилях от «Deep Purple» до «Scorpions». Сборка макета, в общем,
подтвердила приоритеты жанра, а звучание было оценено местными знатоками на «четыре с минусом».
В дальнейшем схема претерпела несколько непринципиальных доработок, в результате чего и появился данный вариант. Могу добавить, что схему эту в Интернете я не встречал, хотя похожих довольно много. За основу исказителя, возможно была взята схема Boss Hyper Metal HM-3. Обратите внимание, что на известных схемотехнических сайтах под этим названием скрывается на самом деле Boss Heavy Metal HM-2.



Очень важно, какую элементную базу использовать! При сборке самого доступного варианта (детали,
указанные на схеме) получаем плотный, с неплохим низом и достаточным «кранчем» звук, вполне
устраивающий обычно начинающих последователей «hard’n’heavy». Беда в том, что отечественные
транзисторы КТ3102 превносят очень неприятный призвук, портящий «фирменность» звука и к тому же
безмерно шумят (возможно, из-за высокого объёмного сопротивления базы). Так что желательно вместо
них примеить BC109C, BC549C или им подобные. Отечественные электролиты не советую в любом
варианте — на 99% звук будет испорчен. Операционные усилители не столь сильно влияют на звук (возможная
замена — 544УД1А или 553УД2), но лучшие результаты получаются с половинкой NE5532, LF353 (вторую половину микросхемы
можно применить в эквалайзере, например) или TL071, TL061. Последняя обладает малым потреблением энергии и недорого стоит.

Не менее важен и выбор диодов. Наши КД102 (КД103, КД104) обеспечивают
более гармоничое звучание по сравнению, например, с 1N4148, так что заменять эти «бусинки» не советую. В результате применения импортных элементов и увеличения емкости конденсатора С15 до 2700 пф становится возможным исполнение ресторанных соло в духе Гарри Мура, а при увеличении сопротивления потенциометра P1 до 470 кОм вполне можно играть и трэш (любители «песка» конденсатор С15 могут удалить). Звучание становится похожим на сильно перегруженный гибридный преамп с характерной псевдоламповой грязноватостью.

Ещё больше приблизить звук к ламповому поможет замена биполярных транзисторов на полевые (можно использовать отечественные КП303Б,В, но лучше импортные 2SK170, J201, 2N5457 или MPF102. Коллектор — сток, эмиттер — исток,
база — затвор).

Вот, собственно и всё. Удачи!

guitar.ru

Дисторшн — это… Что такое Дисторшн?

Дисторшн (англ. distortion — искажение) — звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «жёсткого» ограничения по амплитуде, или устройство, обеспечивающее такой эффект. Наиболее часто применяется в музыкальных жанрах хард-рок, метал и панк-рок в сочетании с электрогитарой. Иногда этим термином обозначают группу однотипных звуковых эффектов (овердрайв, фузз и прочие), реализующих нелинейное искажение сигнала. Их также называют эффектами «перегруза»,[1] а соответствующие устройства — «искажателями».

Помимо электрогитары эффект применяют и с другими инструментами, например с бас-гитарой. Для бас-гитар применяются особые «искажатели», поскольку «искажатели» для гитар, в большинстве случаев, портят басовый звук. Альтернативный вариант обработки бас-гитары заключается в использовании обычного «искажателя» и смешении чистого и обработанного сигналов в равной пропорции. «Искажатели» применяют также для обработки вокала и смычковых инструментов.

Эффект дисторшн, как компонент, присутствует в синтезаторах, эффект-процессорах и компьютерных программах для обработки звука.

Принцип действия

«Перегруз» усилителей

Получение эффекта дисторшн

Эффект подобен клиппингу, который в сущности является частным случаем эффекта «дисторшн». В основе эффекта лежит свойство как ламповых, так и транзисторных усилителей вносить нелинейные искажения в сигнал, особенно если тот близок к максимально возможному для конкретного усилителя. От простого клиппинга перегруз (особенно лампового многокаскадного усилителя) отличается тем, что выходной сигнал имеет сложную зависимость спектральных компонент от амплитуды и спектрального состава входного сигнала в отличие от элементарного ограничителя. Традиционно звук перегруза лампового усилителя [2][3] ценится выше звука перегруза транзисторного усилителя.

Передаточная характеристика любого усилителя показывает изменение выходного сигнала с изменением входного. Как правило, слабый входной сигнал усиливается без искажений (либо искажения составляют очень малую долю), а с ростом амплитуды выходного сигнала коэффициент нелинейных искажений возрастает. Нелинейность характеристики усилителя зависит от многих факторов (от типа усилительных элементов, от схемотехники усилителя, от глубины и знака обратной связи, которой охвачен усилитель, и т. п.) и может варьироваться в широких пределах. Чаще всего усилитель обладает относительно линейной характеристикой в широком диапазоне амплитуд выходного сигнала, но при превышении некоторого предельного значения выходной каскад выходит из линейного режима, а коэффициент нелинейных искажений начинает резко возрастать. Обычно ручка «Усиление» («Gain») увеличивает коэффициент усиления усилителя, это эквивалентно увеличению амплитуды входного сигнала, что вызывает увеличение искажений. [4] Искажения эти называются нелинейными, так как порождены нелинейными участками передаточной характеристики усилителя. Таким образом, если на вход усилителя подать чистый сигнал синусоидальной формы, то на выходе можно получить искажённую синусоиду, обогащенную гармониками.

Описанным способом можно добиться искажения лишь на больших громкостях. Чтобы получить тихий искажённый сигнал необходимо применять специальные искажающие каскады, передаточная характеристика которых имеет значительную нелинейность в широком диапазане амплитуд сигналов.

Как правило, конструкция усилителя включает предусилитель («преамп») и усилитель мощности («мощник» или «оконечник»).[5] В связи с этим «перегруз» можно осуществить в двух вариантах: по предусилителю или по усилителю мощности.

Существует большое разнообразие как аналоговых, так и цифровых схем, эмулирующих различные варианты «перегруза» усилителей. Кроме того, некоторые схемы эмулируют даже характерное звучание наиболее известных производителей усилителей.

Аналоговая эмуляция «перегруза»

Структурная схема любого «исказителя» включает следующие элементы: первичный усилитель, ограничительный каскад и цепь вторичной обработки сигнала.[6] Первичный усилитель усиливает входной сигнал до 2-5 В. Коэффициент усиления обычно регулируется. В зависимости от модели «исказителя», первичный усилитель может включать (или не включать) в себя обрезные фильтры высоких и низких частот, иметь наклон частотной характеристики в сторону басов со спадом высоких, или иметь подъем в районе 500 Гц. Возможно также применение компрессора совместно с первичным усилителем, для плотного дисторшна. Иногда используют несколько последовательно включенных первичных усилителей.

Далее преобразованный сигнал попадает на ограничительный каскад, который представляет собой встречно-параллельное включение кремниевых диодов между землёй и выходом первичного усилителя. Такое включение диодной пары даёт «жёсткое» ограничение по амплитуде, то есть оригинальный эффект дисторшн. Для получения «мягкого» ограничения по амплитуде или эффекта овердрайв, необходимо диодную пару включить в обратную связь первичного усилителя.[7] Возможно также применение нескольких ограничительных каскадов.

После ограничительного каскада уже искаженный звук поступает в цепь вторичной обработки сигнала. Вторичная обработка — это, главным образом, частотная обработка искаженного сигнала, которую выполняют различные фильтры. Одним из наиболее известных аналоговых эмуляторов перегруза считается устройство SansAmp[8].

Цифровая эмуляция «перегруза»

Первые попытки реализации дисторшн в полностью цифровом виде предпринимались еще в 90-х годах прошлого века. Например, первый российский простейший программный дисторшн GuitarFX[9] был выпущен в 1997 г. и работал под Windows 3.1 и Windows 95. GuitarFX v1.0 работал в реальном времени, имел программный ФВЧ, оригинальный динамический эмулятор дисторшн сложного, не клипового типа (навеянного аналоговыми патентами Fender), 8 полосный эквалайзер на БПФ и ФНЧ симулятор динамика. Все алгоритмы были реализованы в 16 битной оптимизированной целочисленной арифметике, работали на частоте дискретизации 22 кГц на процессоре Intel 486 и лучше[10].

В то же время аппаратно-программные дисторшны Korg Pandora, Zoom, Line 6 и др. получили значительную популярность на рынках Америки и Европы. Прямое исследование алгоритмов цифровой обработки сигнала гитарного процессора Digitech 2000 выпуска 2000-го года показало, что уже в этом относительно старом устройстве не используется цифровое клипирование. При подаче на вход этого устройства синусоидального сигнала на выходе получался сложный сигнал со сложным спектральным составом как с четными так и нечетными гармониками и изменяющийся в зависимости от частоты и амплитуды входного сигнала [11].

В целом первое поколение коммерчески успешных гитарных процессоров делало акцент на точное моделирование статических АЧХ и АХ, симулируемых ламповых усилителей и аналоговых педалей. Звук получался похожим, но без динамики, «напора» и драйва. По одной из гипотез это объяснялось тем, что в реальных устройствах АХ и АЧХ динамически меняется в зависимости от амплитуды и частотного состава входного сигнала из-за, например, плавания рабочих точек ламп и транзисторов ввиду некоторой асимметрии их характеристик относительно рабочих точек, а также из-за других малоизученных нелинейных параметрических эффектов. Промежуточное поколение гитарных процессоров использовало для получения качественного дисторшна и перегруза реальные миниатюрные лампы и транзисторно-диодные схемы. Однако понятно было, что это недешевый компромисс и цифра свое возьмет. Второе поколение гитарных процессоров на основе более мощных процессоров (даже с плавающей точкой) если судить по текстам рекламы в гитарных журналах приступило к прямому цифровому моделированию всех нелинейных и др. элементов электрических схем отвечающих за «перегруз». Дисторшн и перегруз гитарных процессоров зазвучал весьма натурально, зачастую лучше дешевых аналоговых комбиков. Особенно поражал поначалу первенец данной технологии Line 6 своим тяжелым маршалловским перегрузом и более менее натуральным звуком.

В настоящее время цифровая эмуляция «перегруза» осуществляется с помощью специальных программ обработки сигналов. Эти программы реализуют проприетарные алгоритмы моделирование реальных аналоговых дисторшнов и ламповых усилителей. Часто существуют несколько версий одной и той же программы (алгоритма) под разные аппаратно-программные комплексы, компьютеры с разными операционными системами (ПС, КПК, Apple, iPhone и тд, ОС Windows, Windows Mobile, Windows Embeded, Linux и др. проприетарные). Программные реализации например у фирмы Line 6 существуют в виде отдельных программ, плагинов DX или VST и реализаций кодов под спец. процессоры, используемые для загрузки в устройства производства той же Line 6 (гитарные процессоры). Анализ рекламных публикаций журнала Guitar World за несколько последних лет показывает две тенденции. С одной стороны появляется много фирм которые не имеют своей аппаратно-программной платформы и реализуют цифровые дисторшн и перегруз как часть программ и плагинов для создания гитарного звука прямо на компьютере без аналоговых ламповых усилителей, комбиков, микрофонов, директ боксов и т. д. С другой стороны, сами программы по внешнему виду становятся похожи (часто прямые фото или высокохудожественные картинки) на ламповые усилители и старые педали, превращая в какой-то мере компьютер не только в звуковую имитацию лампового усилителя, но визуальную. Таким образом происходит взаимное превращение компьютера в гитарный процессор и гитарного процессора в полноценный компьютер. Последние несколько лет появилась одна очень интересная, но мало замеченная тенденция. Известные производители процессоров (не Intel и не AMD, а например Analog Devices http://analog.com ) выпускают недорогие платы с мощными процессорами пригодными для ЦОС и с высококачественными АЦП-ЦАП, ОЗУ, ПЗУ, дебагером и С/ассемблером. Это фактически готовые гитарные процессоры без софта (Kit) для самостоятельной разработки или загрузки из интернет. С другой стороны ожидается открытие аппаратуры и проприетарной ОС для сторонних разработчиков ЦОС алгоритмов некоторыми крупными игроками рынка гитарных процессоров, что окончательно превратит гитарные процессоры в обычные компьютеры, которые сможет запрограммировать любой желающий на любой самый безумный алгоритм перегруза (это аналогично инициативе http://google.com Android).

Современное состояние цифровой эмуляции «перегруза»

В основном, у производителей симуляторов реального гитарного оборудования закрепилась тенденция копировать все АЧХ с настоящих усилителей, педалей и кабинетов, дабы улучшить качество звука. И у них получилось это. Назовем лишь несколько производителей действительно высококачественных продуктов : Fractal Audio, Overloud Th3, IK Multimedia Amplitube 3.6, Native Instruments Guitar RIG 4, Native Instruments Rammfire, Line 6 Pod Farm 2.6, а также бесплатного ПО. Onquel, LePou, Aradaz, Acmebargig и т.п. 1)Чем громче звук тем мощнее и «злобнее» он слышится, чтобы полностью им насладится хочется сделать его громче и громче, при увеличении громкости воспроизведения он как бы становится краше, всплывают новые оттенки. Для хорошего звука нужна и качественная акустическая система, потому что, на некачественной теряются создающие звук гармоники. 2) Зависимость яркости, «жирности», «злобности» звука от манеры игры гитариста, проще говоря сильнее ударишь по струне, более мощный, «злобный» (но не обязательно более громкий) звук получишь. Естественно, чем лучше техника игры гитариста, тем лучше.То есть «злобность» как параметр не равна громкости, все зависит от того для какого жанра использует инструмент гитарист. Это хорошо заметно в самом конце примера звука усилителя Маршал [1].

Характеристики звучания

Частотные характеристики

В спектре искажённого сигнала возникает большое количество гармоник. Каждая гармоника представляет собой синусоидальное колебание, с частотой большей и кратной частоте основного тона. Гармоники более высоких порядков находятся уже вне звукового диапазона и имеют малую амплитуду колебаний, поэтому ими можно пренебречь. В соответствии с кратностью, гармоники подразделяют на чётные и нечётные. Чётные гармоники консонируют друг с другом и с основным тоном, тем самым придавая тембру инструмента объём и глубину. Частота, например, третьей гармоники выше частоты основного тона в три раза и соответствует ноте, лежащей от основного тона на расстоянии квинты через октаву. В принципе эту гармонику можно назвать консонирующей основному тону, однако при игре нескольких нот одновременно, она может диссонировать с другим основным тоном и его гармониками. Таким образом, нечётные гармоники более высоких порядков менее музыкальны и создают в звучании «грязь».

Спектр сигнала транзисторных «исказителей» богат именно нечетными гармониками, а музыканты характеризуют подобные устройства неблагозвучным «транзисторным» звучанием. Иной эффект наблюдается у «исказителей» на радиолампах. В спектре их сигнала содержится небольшое количество гармоник (доминируют вторая, третья и четвертая), из-за чего человек воспринимает его как более мягкий звук, или как его часто называют — «ламповый».[12]

Низкие ноты звучат «перегруженнее» высоких. Помимо того факта, что чем толще струна, тем интенсивнее от нее сигнал, и соответственно он больше подвержен искажению играет роль и высота тона.[4] У высоких звуков гармоники будут все сильнее уходить за пределы слышимости, в то время как у низких они находятся в пределах диапазона гитары. Стоит также иметь в виду, что колебания струн не являются чистыми тонами (разве что натуральные флажолеты максимально к ним приближены) и сами по себе богаты гармониками.[4] То есть искажению подвергается сложный сигнал и его гармоники порождают свои дополнительные гармоники. Очевидно, что у звуков, порождаемых толстыми струнами различимых гармоник больше, и соответственно больше порождаемых ими вторичных гармоник.

Также существует такое явление, как интермодуляция. Две одновременно звучащие ноты при искажении порождают еще один звук, определяемый разностью их частот. В случае двух нот этот звук находится в гармонии с двумя основными, но три ноты образуют три пары нот и порождают три вторичных звука, вносящих диссонанс.[4]

Временные характеристики

Длительность звучания искажённого сигнала можно разбить на несколько характерных частей. Начало сигнала называется атакой. Атака характеризуется определённым уровнем и частотным спектром сигнала. Так, у дисторшна атака фактически не выделяется (по уровню сигнала), в отличие от овердрайва, обладающего высоким уровнем атаки.[6] Частотный спектр дисторшна ровный, атака несколько богаче высокими гармониками по сравнению с фазой сустейна.[6]Сустейн — тянущаяся часть звука. Дисторшн имеет длинный сустейн, часто переходящий в самовозбуждение.[6] Конец сигнала следующего после сустейна называют затуханием. После затухания сигнала можно услышать уровень собственных шумов эффекта, гитары и кабеля, или сработает гейт. Уровень собственных шумов эффекта дисторшн, как правило, высок, из-за его высокой чувствительности.

Самовозбуждение сигнала

Вместо затухания сигнала может начаться процесс самовозбуждения, который возникает вследствие электромагнитной, акустической или «полуакустической» обратной связи.[6] В первом случае наведенные электромагнитные поля (от громкоговорителей или любого другого оборудования) улавливаются звуковыми датчиками музыкальных инструментов (в случае электрогитары — это звукосниматели), сигнал от датчиков вновь поступает на громкоговорители, которые вновь излучают электромагнитные сигналы, и процесс повторяется. Частота сигнала самовозбуждения в этом случае не зависит от сыгранной ноты.

Акустическая обратная связь возникает при распространении звуковых колебаний в воздушной среде. Колебания воздушной среды воздействуют на музыкальные инструменты (в случае электрогитары — колебания воспринимают в основном струны), что улавливается звуковыми датчиками, и воспроизводится громкоговорителями. Таким образом происходит самовозбуждение сигнала, частота которого зависит от сыгранной ноты на инструменте. Если колебания воспринимаются корпусом (декой) инструмента, то обратная связь называется «полуакустической».

Акустическая обратная связь используется как прием гитарной игры, так как ею сравнительно легко управлять, и она имеет интересный тембр.

История

Ранние модели гитарных усилителей были примитивными и низкокачественными, соответственно они обладали врождённым искажением сигнала. К тому же звукосниматели гитар выдавали слабый и некачественный сигнал. Полые полуакустические гитары добавляли в звучание нежелательную обратную связь, которая чрезмерно усиливала басовые частоты. В начале 50-х получили распространение цельнокорпусные электрогитары, которые не страдали так сильно от обратной связи, как их предшественники, следовательно могли звучать громче. Ранние примеры дисторшн-звучания часто были результатами плохого усиления сигнала.

годпесняисполнителькомментарий
1951«Rocket 88»Kings of RhythmГитарист Willie Kizart из группы Kings of Rhythm использовал усилитель, который был поврежден в пути, однако продюсеру Сэму Филлипсу понравилось звучание, и таким образом была сделана одна из самых ранних записей искажённой гитары. Роберт Пальмер написал, что усилитель «упал с крыши автомобиля», и приписал эту информацию Сэму Филлипсу.[13][14] Однако лидер группы Айк Тёрнер заявил в своём интервью,[15] что усилитель не падал, так как он был в багажнике, а причиной его «плохой» работы, возможно, были дожди, намочившие усилитель.
1951-1952Howlin’ Wolf’s Memphis recordingsгитарист Willie JohnsonНа записях Howlin’ Wolf 1951-1952гг. отмечается преднамеренное использование искажения сигнала гитаристом Willie Johnson, что создавало угрожающий звук, дополняющий вокал Howlin’ Wolf.[16][17]
1955«Maybellene»Чак БерриВ самом начале своей карьеры Чак Берри мог позволить себе лишь небольшой ламповый усилитель, обладающий большими нелинейными искажениями. В результате на его первом сингле «Maybellene» можно услышать ламповый овердрайв. На более поздних записях его звук стал намного чище.
1956«The Train Kept A-Rollin’»Johnny Burnette and the Rock and Roll TrioВо время выступления Johnny Burnette and the Rock and Roll Trio возникли неполадки с ламповым усилителем, позже в прессе появилось сообщение о сумасшедшем новом звуке (этот эпизод был использован в фильме Назад_в_будущее_(фильм)). В результате при записи «The Train Kept A-Rollin’» Burnette использовал тот же самый звук в студии в 1956.[18]
1958«Rumble»Линк Рей[19].
1962The BeatlesНа сохранившихся записях выступлений группы The Beatles в гамбургском Star-Club в 1962 году в нескольких песнях отчетливо слышно перегруженно-звучащую гитару. Записи сделаны еще до обретения группой широкой известности. Интересно, что группа почему-то долго не использовала эффект Дисторшн на своих первых студийных альбомах, параллельно иногда обращаясь к нему на концертах.
1964«You Really Got Me»The KinksОдна из ранних записей с использованием намеренного искажения была сделана группой The Kinks. Гитариста группы очень сильно огорчало звучание его усилителя. Он сделал надрезы на громкоговорителе с помощью лезвия, получив таким образом искажение звучания своей гитары.[20]

Влияние

Эффект дисторшн оказал большое влияние на современную технику игры на электрогитаре, сделав необходимым изучение таких приемов как palm muting (приглушение ладонью) и позволил року, исполнявшемуся в 1960-х годах, дать жизнь множеству разновидностей современного тяжелого метала. Также появилась необходимость подгонять технику игры для более читаемого звука. Поскольку при игре с перегрузом слишком сильно слышно как скрипят струны, различного рода удары по корпусу (деке) гитары. Появилась и более музыкальная, и продвинутая игра на соло.

Устройства и программы

Гитарные «исказители» могут быть выполнены в виде:

  • педали эффектов
    • Pro Co Rat
    • Boss DS-1 Distortion
    • Boss MT-2 MetalZone
    • Marshall Guv’nor
    • Line 6 Dr. Distorto
    • T-Rex Engineering’s Bloody Mary
    • DigiTech Screamin’ Blues
    • Danelectro FAB Distortion
    • Yerasov Red Scorpion RS-1
    • AMT British Sound
  • рэкового прибора
  • как компонент напольного или рэкового цифрового процессора
  • как компонент гитарного усилителя (предусилитель, преамп)

«Исказители» также применяются

  • при обработке вокала в некоторых стилях метала и экстремальной электроники
  • в синтезаторах и семплерах
  • в компьютерах в виде программных модулей plug-in

См. также

Ссылки

Примечания

  1. О перегрузе. peregruz.com. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  2. Звуковые тесты
  3. Звуковые тесты
  4. 1 2 3 4 Александр Авдуевский Усиление и перегруз…. guitars.ru.
  5. Сергей Тынку Гитарный усилитель. guitars.ru.
  6. 1 2 3 4 5 Анатолий Харитонов Устройства нелинейной обработки сигналов. архив журнала «Звукорежиссер», 2003, #5. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  7. Дмитрий Тихомиров Схемотехника эффекта Overdrive/Distortion. guitar.ru. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  8. Tech 21 Classic sounds: SA-Hrock  (англ.) (mp3). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
  9. GuitarFX.Net Software transforms your PC into effects processor  (англ.). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
  10. GuitarFX.Org Software transforms your PC into effects processor  (англ.) (mp3). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
  11. ГИТАРНЫЕ ЭФФЕКТЫ: ДИСТОРШН (DISTORTION)  (рус.). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
  12. Арзуманов С. В. — Секреты гитарного звука — Москва: Издатель Смолин К. О., 2003 г., стр. 127—128
  13. Deep Blues page 222 ISBN 0-14-00-6223-8
  14. Rock & Roll: An Unruly History page 201 ISBN 0-517-70050-6
  15. interview at the Experience Music Project in Seattle, Washington
  16. Edward M. Komara, Encyclopedia of the Blues, Routledge, 2006, p. 387
  17. Robert Palmer, «Church of the Sonic Guitar», pp. 13-38 in Anthony DeCurtis, Present Tense, Duke University Press, 1992, p. 24.
  18. Bill Dahl The Train Kept A Rollin’. allmusic.com. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  19. Link Wray на сайте Зала славы рокабилли (англ.)
  20. Denise Sullivan You Really Got Me. allmusic.com. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.

biograf.academic.ru