Фото тахометр в машине – Сообщества › Ретро-автомобили СССР › Блог › Тахометр «Таховар-А» (Tahhovar-А), история прибора и опыт приобретения.

Содержание

Что такое тахометр и как он работает. Виды тахометров и принцип их работы

Многие автолюбители, да и вообще те, кто неоднократно сталкивался с автомобилями и их оборудованием задаются вопросом о том, что такое тахометр. Чудный прибор, который способен ввести в заблуждение многих. Тахометры могут быть разными, но мы поговорим об автомобильном варианте.

Автомобильный тахометр — это прибор, который измеряет частоту вращения коленчатого вала автомобиля. Проще говоря — тахометр показывает частоту вращения мотора и он обязателен для начинающих водителей. Следуя показаниям этого прибора вы никогда не превысите максимально допустимую нагрузку.

Без тахометра новички не смогут вовремя переключить передачу, из-за чего моторесурс двигателя значительно снизится. Основным сигналом к переключению на передачу выше является достижение стрелкой прибора красной отметки. Также тахометр часто применяется и опытными водителями для регулировки двигателя.

Виды тахометров

Среди множества разнообразных видов тахометров особой популярностью пользуются всего два:

  • Цифровой.
  • Аналоговый.

Но эти два вида измерительных приборов имеют целый ряд кардинальных отличий. Также они отличаются и по строению, характеристикам, ну и конечно же по способу применения. Поэтому далее стоит рассматривать вопрос о том, что такое тахометр, исходя из его вида.

Цифровой тахометр

Основными составляющими цифрового тахометра является целый ряд разных деталей. Это:

  1. процессор;
  2. восьми разрядный АЦП;
  3. датчик определения температуры жидкости;
  4. жидкокристаллический экран;
  5. оптрон;
  6. разнообразные микросхемы (которые возлагают на себя функции сброса настроек).

Обычно, электронные тахометры выполнены в форме экрана, основными показателями которого являются число оборотов двигателя в минуту. По сравнению с аналоговым тахометром в его конструкции есть некоторые недостатки, хотя преобладают все-таки преимущества. В первую очередь, применение такого прибора гораздо удобнее.

Аналоговый тахометр

Аналоговый тахометр является самым часто применяемым измерительным прибором, который установлен в большей части автомобилей отечественного производителя, да и на иномарках тоже. Конструктивно прибор выглядит достаточно примитивно — обычное табло и стрелка. Зато, руководствуясь его показаниями можно понять как снизить расход топлива.

Строение аналоговых тахометров куда проще, чем цифровых приборов. Основными их составляющими являются:

  1. магнитная катушка;
  2. датчик, считывающий информацию из колен вала;
  3. стрелка;
  4. градуированная шкала.

Подобно устройству, работают аналоговые тахометры также просто. Сигнал с датчика, считывающего количество оборотов коленчатого вала проходит через провода и попадает на плату, которая задает отклонение для стрелки, стрелка в свою очередь показывает вам реальные данные через градуированную шкалу.

Правда, точность измерения у цифрового тахометра немного выше. Хотя, это ощутимо только при регулировке двигателя, так как на ходу обороты считаются тысячами и погрешность не имеет особого значения. Воспринимать показания такого тахометра во время движения намного проще, чем считывать цифры с монитора цифрового тахометра.

Зачем нужен тахометр

Основная задача тахометра заключается в помощи водителю выбрать правильную передачу. Своевременное переключение передачи на пониженную или повышенную позволяет продлить срок эксплуатации двигателя и других узлов. О лучшем диапазоне оборотов для работы двигателя можно рассуждать очень долго. Но все зависит от типа вашего транспортного средства и условий передвижения, поэтому говорить об универсальных советах не получится, можно лишь привести некоторые основные моменты.

Расход топлива будет меньше при передвижении на низких оборотах двигателя. Это утверждение справедливо лишь отчасти, подробнее об этом можно почитать в статье о том, как снизить расход топлива.

Низкие обороты предусматривают снижение тягового усилия двигателя. Независимо от ваших навыков и умений при преодолении крутого подъема или совершая опережение либо обгон вам придется нажать на газ, а иногда и вовсе придавить педаль в пол. В таком случае обогатится топливная смесь и сэкономить бензин не получится.

Ресурс двигателя является немаловажным аспектом. Если рассудить логически, то чем меньше обороты, тем меньше вращение деталей и их трение, соответственно и износ. Но тут не обошлось без подводных камней. Основным камнем является масленый насос, а если быть точнее, то его работа, которая зависит от оборотов мотора. На низких оборотах масло не будет доставать к вкладышам и их износ будет неизбежен. Во вкладышах будет увеличиваться зазор и они начнут изнашиваться еще быстрее.

Также одним из негативных аспектов движения на малых оборотах являются ударные нагрузки в трансмиссии и двигателе. Хороших последствий от ударов не получается, а механизмы быстрее выходят из строя. Но постоянно передвигаться на высоких оборотах тоже не стоит.

Система смазки и охлаждения работает без запаса прочности. Когда детали из системы охлаждения выходят из строя, то датчик температуры охлаждающей жидкости начинает показывать неладное — стрелка переходит в красную зону. Ничего кроме проблем из этого вы не получите. Те, кто любит быстро ездить обязательно должны наблюдать за стрелкой тахометра и датчика температуры. Можете подробнее прочесть о том, к чему приводит перегрев двигателя. Исправный двигатель, в который залили хорошее масло переносит большие нагрузки без особых последствий. Кроме как снижения ресурса ничего хуже не будет.

Лучше всего соблюдать традиционное правило — придерживаться среднего диапазона оборотов. Конкретные цифры указать сложно, так как все зависит от ситуации на дороге. Треть максимальной мощности считается оптимальным диапазоном оборотов для обеспечения максимально долгого срока эксплуатации двигателя.

Принцип работы тахометра

С вопросом о том, что такое тахометр мы разобрались, теперь давайте разберемся с тем как он работает. Принцип работы тахометра одинаков для всех типов этого прибора. Аналоговый и цифровой тахометр работают по одинаковому принципу. Основным элементом является датчик, считывающий частоту вращения коленчатого вала. В соответствии с частотой вращения датчиком генерируются импульсы, идущие к приборной панели.

Остальные аспекты работы тахометра зависят от конкретной ситуации и решений инженеров, которые участвовали в его разработке. Чаще всего устройство самого датчика кроет в себе наибольшие расхождения в разных моделях. Тахометры на магнитном датчике пользуются наибольшей популярностью. Они считывают количество прохождения магнита мимо фиксированной точки на коленчатом вале. Реже используются световые датчики, так называемые оптопромы. Они генерируют лучи света и считывают их отражение.

Шкала, установленная на приборной панели отображает показатели датчика. Она превращает полученный сигнал в метрические данные. Чаще всего стрелка тахометра или его цифровое табло указывает на количество оборотов за минуту. Для перевода показателей датчика используются разнообразные приборы.

Загрузка…

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

solojumper.ru

Прибор тахометр — что это такое? Какие функции выполняет тахометр?

Рассмотрим в небольшой статье основные практические данные об интересном приборе, измеряющем количество оборотов, его применении и эксплуатации.

Тахометр: что это такое?

Многие технические системы содержат вращающиеся части. Зачастую необходимо знать, с какой скоростью они крутятся, соответствует ли она норме и т. д. Для этого придуман специальный прибор, называемый тахометром. По сути, он позволяет измерять скорость вращения, чтобы затем можно было обрабатывать этот параметр с целью контроля и коррекции при необходимости.

Работа тахометра обычно представляется в виде наглядных данных либо на цифровом дисплее, либо на аналоговом стрелочном указателе. Большинство не очень знакомых с данным словом людей, скорее всего, наблюдали его в собственном транспортном средстве. Поскольку очень часто приборная панель авто снабжается как раз тахометром.

Кстати, с греческого это слово переводится буквально как «измерение скорости». И хотя сейчас в автомобилях основным прибором для выявления скорости является спидометр, однако тахометр благополучно продолжает соседствовать с первым на панели практически любого современного транспортного средства, выполняя при этом другую важную функцию.

Простейшее устройство

Самая простая схема тахометра представляет собой банальный счетчик количества оборотов вращающейся детали в какой-либо технической системе. Это может быть станок, турбина, вал бурильной установки и многое другое. В любом случае простейшая схема будет показывать лишь количество оборотов этой самой детали. А уже при наличии хорошего секундомера можно подсчитать среднее значение скорости вращения за рассматриваемый промежуток времени.

Простейшая схема тахометра представлена на рисунке. Здесь используется фотодатчик, принимающий сигнал от стробоскопа, установленного на валу двигателя. Полученные таким образом данные со светочувствительного транзистора подаются на микросхему, которая затем выдает их в цифровом формате на специальном дисплее.

Классификация

Разделение легче всего провести по принципу действия самого прибора. Их довольно много, рассмотрим наиболее распространенные. Во-первых, магнитоиндукционные. Здесь основной принцип — наведение в металлическом теле вихревого тока, величина которого зависит от скорости вращения. Во-вторых, электрические тахометры. В них используется зависимость параметров выходного напряжения от частоты вращения. В-третьих, фотоэлектрические, где модулируется световой поток. Наконец, емкостные тахометры используют зависимость этой величины от скорости вращения. Есть и другие. Стараясь просто ответить на вопрос: «Тахометр: что это такое?», не будем уходить в сложные дебри всех физических принципов, которые могут быть использованы для измерения угловой скорости вращающихся тел.

Авто

В автомобилестроении активно используется измерение количества оборотов вращающихся деталей. Например, угловую скорость коленчатого вала важно знать, поскольку водитель не должен загонять двигатель в режим перегрузки, если он, конечно, не Шумахер на трассе «Формулы-1». Кроме того, представление о том, когда необходимо переключиться на повышенную или пониженную передачу, очень полезно, опять же с точки зрения увеличения ресурса работы мотора.

Кстати, если говорить о гонках, обороты тахометра здесь еще важнее. Поскольку, хотя двигатель и работает постоянно в экстремальном режиме, его ресурс также должен беречься, правда, в совсем других временных пределах. И опять же за счет знания, когда переключиться на повышенную передачу еще не слишком поздно. Иначе можно просто не добраться до финиша, оказавшись на обочине с горящим либо заклинившим мотором.

Применение

Наиболее широкое применение данный прибор нашел все-таки в машиностроении. Тахометр для мотора используется при измерении частоты вращения коленчатого вала. Двигатели внутреннего сгорания подавляющего числа транспортной техники, находящейся в услужении человеку, снабжаются этим полезным прибором. К таковой можно отнести, конечно же, автомобили, а также самолеты, тепловозы, трактора, суда и некоторые другие.

Еще одна важная область применения тахометров — это контроль частоты вращения частей различных технологических машин, вроде станков, бурильного оборудования и т. п. Наконец, последнее и уже несколько опосредованное использование подобных приборов — подсчет количества импульсов в конвейерных техпроцессах. Например, по линии движется какое-то сырье или материалы, и необходимо знать, какое количество прошло и сколько еще необходимо. Также может использоваться для контроля времени наработки какого-либо оборудования в режиме обкатки либо при технических испытаниях.

Аналог или цифра?

Отвечая на вопрос: «Тахометр: что это такое?», мы не рассмотрели еще один важный момент. Представление данных, передаваемых датчиком прибора в кабину управления транспортным средством или на табло станка либо другого технологического оборудования, в котором он может использоваться. Еще со времен появления тахометра на панелях автомобилей применялся аналоговый принцип представления данных. Хотя бы по той простой причине, что цифрового способа в те далекие времена не было и в помине. Видимо, поэтому водителю современного автомобиля гораздо проще видеть стрелку, показывающую, сколько оборотов выдает его двигатель и как далеко еще до красной зоны. Это привычно и наглядно.

Эра цифровых технологий принесла тахометры, показывающие число оборотов на табло в виде постоянно изменяющейся величины. Такое представление несколько затрудняет восприятие действительного значения количества оборотов. Это усугубляется еще и тем, что на цифровом блоке данные постоянно меняются, в отличие от стрелочного указателя, который дает усредненное значение, меняющееся более плавно. Поэтому аналоговым является обычно тахометр автомобильный. Что это такое, надеемся, удалось понять из соответствующего раздела.

Подытожим вопрос, поставленный заголовком. В битве «аналог» против «цифры» первый явно побеждает для среднестатистического автомобилиста, которому не нужно знать значение количества оборотов с точностью до 100 об./мин в каждую секунду его времени за рулем. А вот при различных регулировках, например электронных блоков, зажигания «цифра» вне конкуренции, поскольку дает инженеру необходимую точность.

Заключение

Задавшись в статье вопросом: «Тахометр: что это такое?», выяснили его основное назначение, применение, некоторые принципы, лежащие в основе работы. В целом устройство не только полезное, но и просто необходимое для правильной эксплуатации различных технических систем, использующих вращающиеся части.

fb.ru

Что такое автомобильный тахометр. Понятие и принцип работы

 ЧТО ТАКОЕ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТАХОМЕТР. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ

Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется автомобильным тахометром, какие показатели он отображает на приборной панели и для чего необходим каждому транспортному средству. Кроме того, расскажем, про основные функции, которые выполняет этот не маловажный автомобильный индикатор и его принцип функционирования в той или иной машине. В заключении мы поговорим о том, какие существуют виды автомобильных тахометров и чем они отличаются друг от друга.


Практически в каждом автомобиле на приборной панели имеется специальный индикатор под названием тахометр. Многие автолюбители и владельцы транспортных средств даже не догадываются для чего и зачем необходим данный индикатор? Тахометром называется измерительный прибор, который предназначен для подсчета частоты вращения различных вращающих деталей транспортного средства, таких как валы, диски, роторы и прочие механизмы. Относительно легкового автомобиля, тахометр измеряет количество оборотов двигателя в единицу времени, как правило за 1 минуту.
Как правило, тахометры помимо своего датчика скорости вращения обладают показывающим прибором, который называется индикатором, состоящим из 2-ух частей связанных электрической или аналоговой связью. Специалисты по обслуживанию и ремонту транспортных средств тахометром называют специальный прибор для измерения скорости вращения коленчатого вала мотора. Индикатор, то есть указатель на приборной панели является вторичным устройством автомобиля и располагается рядом со спидометром. Отметим, что тахометр был изобретен американским ученым-инженером, Кертисом Виддером в 1903 году.

Говоря простыми словами автомобильный тахометр — это своеобразный прибор, который устанавливается на подавляющее большинство современных транспортных средств для подсчета частоты коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Основной единицей измерения вращения являются обороты в минуту. Для водителя данный индикатор отображает частоту вращения мотора и необходим для того, чтобы управляющий машиной не превышал максимально допустимые обороты двигателя. Кроме этого, данный показатель дает возможность водителю понимать, когда необходимо переключать передачу на повышающую или наоборот на понижающую в автомобилях оснащенных механической или полумеханической коробками передач.


Главной функцией любого тахометра является облегчение выбора нужной и правильной передачи коробки передач. Данное устройство позволяет продлить ресурс и повысить надежность мотора транспортного средства. Заметим, что когда стрелка тахометра начинает приближаться к красной (критической для мотора) зоне, по рекомендациям автопроизводителей, необходимо производить переключение передачи на повышающую. Кроме того, тахометр применяется еще для регулировочных и ремонтных работ на холостом ходу, а также для немедленного контроля частоты вращения вала коленчатого типа мотора в движении.

Основным принципом функционирования любого тахометра является регулирование и регистрация числа импульсов, которые в него поступают от множества датчиков вращения. Полученные и замеренные показатели преобразуются в специальные величины. Как правило, такими величинами выступают часы, минуты, секунды и метры. Однако в основном все измерение происходит в сочетании количества оборотов того или иного измеряемого узла к минуте времени. 

Все тахометры устроены таким образом, что они предусматривают обнуление полученных и собранных показателей. Отметим, что точность величин отображаемых на том или ином тахометре довольно условна и в среднем составляет около 400 оборотов в минуту. Электронные же тахометры, которые считаются наиболее эффективными и точными производят измерение количества оборотов с точностью до 150 оборотов в минуту

Все тахометры, которые сегодня устанавливают на автомобильных заводах в разные модели транспортных средств делятся на 2 два основных вида: цифровые и аналоговые.


Что касается тахометра цифрового вида, то он выполнен в виде электронного табло, на котором отображается необходимая информация (величина), то есть готовые подсчеты оборотов коленчатого вала и двигателя внутреннего сгорания. Такой прибор намного эффективней аналогового при операциях с электронными блоками зажигания, а также для ремонта или настройки узлов двигателя. По надежности и долговечности цифровой тахометр практически ничем не уступает своему конкуренту, механическому прибору.

Аналоговый или механический тахометр отображает число (величину) оборотов мотора при помощи перемещающейся стрелки по циферблату. Сегодня большинство серийных автомобилей оснащаются механическими тахометрами, так как они дешевле в производстве и установке, а также немного надежней цифровых

Функционирование аналогового тахометра происходит по принципу электронного (цифрового) прибора. В механическом тахометре сигнал от коленчатого вала передается по проводке на специальную микросхему, которая и двигает стрелку по размеченной шкале циферблата.


По типу или методу установки тахометры делятся на штатные и выносные. Как правило, тахометры выносного типа в основном применяются в автомобильном спорте. Такие тахометры необходимы для более точной коррекции и калибровки оборотов мотора транспортного средства, когда переключение скоростей происходит при определенном показателе оборотов двигателя. Выносные тахометры практически всегда оснащаются специальным сигнализатором, который указывает на достижение определенного количества оборотов коленчатого вала.


Видео обзор: «Что такое автомобильный тахометр. Понятие и принцип работы»

В заключении отметим, что прибор располагающийся на приборной панели, который называется тахометром играет ключевую роль для правильного переключения скоростей в автомобиле, а также помогает продлить ресурс, как трансмиссии, так и двигателя транспортного средства. Кроме того, стоит заметить, что удобней пользоваться аналоговым или механическим тахометром, потому что глаз человека намного быстрее воспринимает привычные показатели в виде поворачивающейся стрелки по циферблату, чем цифровые величины. Высокая точность, которую дает электронный тахометр, как правило, во время движения совсем не нужна водителю.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ. 
ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

bazliter.ru

Автомобильный тахометр: электронный, механический, аналоговый

Поскольку показаниям автомобильного тахометра подавляющее большинство автовладельцев не придает особого значения, попробуем разобраться — что же это за прибор,  каковы его функции и возможности.

И, вообще, так ли он нужен в автомобиле?

Автомобильный тахометр — что это такое

Тахометр — это прибор, считывающий и отображающий показания частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля.

Для тех, кто совершенно не силен в механике, эта формулировка не скажет абсолютно ничего. Поэтому начнем с относительных азов.

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) заключен в передаче усилия, возникающего при сгорании топлива (расширении газов) на коленчатый вал. При включении передачи или переводе селектора АКПП в положение «Drive», вращение коленвала передается на шестерни коробки передач, приводные или карданный валы, которые, в свою очередь, вращают мосты и колеса автомобиля.

Это очень простая и примитивная схема, но, тем не менее, она дает понять сам принцип работы ДВС и трансмиссии.

Чем сильнее нажимается педаль дросселя (газа), тем большее количество топливно-воздушной смеси поступает в камеры сгорания двигателя, повышая частоту его вращения. А чем больше частота вращения двигателя, тем большую скорость может развить автомобиль на выбранной передаче.

Зачем он нужен в автомобиле

В ответ на поставленный вопрос хочется сразу же сказать — грамотное использование тахометра позволяет использовать возможности двигателя на все 100%, но абсолютно без ущерба для последнего.

Видео — пример самостоятельной установки и подключения тахометра:

Если посмотреть на технические характеристики любого автомобиля, можно увидеть, что в описании его параметров существуют такие строки как максимальная мощность и наибольший крутящий момент. Причем оба этих показателя базируются на значениях, зависящих от оборотов двигателя.

Например: «125 л.с. при 3500 об/мин» или «470 Нм при 4000 об/мин». Это означает, что двигатель развивает максимальную заявленную для него мощность именно при такой частоте вращения коленчатого вала (или, соответственно, наибольшее тяговое усилие). А до и после указанных значений мощность или усилие будут меньшими.

Таким образом, поддерживая обороты коленчатого вала двигателя в пределах, указанных в спецификации, вовремя переключая передачи, можно получить, например, наилучший разгон — весь «табун лошадей» будет задействован.

Однако, увлекаясь максимальными ускорениями, не стоит забывать и об экономичности, а также ресурсе двигателя.

Максимальная мощность подразумевает несколько повышенный расход топлива, хотя и ниже, нежели «перекручивая» двигатель. Поэтому, используя при движении обороты несколько ниже максимальных по мощности, можно получить достаточно серьезную экономию, особенно при поездках на дальние расстояния.

Плюсом такой эксплуатации является и увеличение ресурса ДВС, ибо максимальная мощность подразумевает и максимальный износ.

Важно! Частое и чрезмерное снижение оборотов двигателя не только не приводит к экономии топлива, а наоборот — к увеличению расхода. А также значительному уменьшению ресурса самого ДВС.

Итак, что же мы выяснили? Наличие тахометра в автомобиле позволяет как минимум:

  • получить максимальную мощность;
  • получить наилучшее тяговое усилие;
  • экономить топливо;
  • увеличить ресурс двигателя.

Какие бывают тахометры

В основном встречаются аналоговые (в виде циферблата со стрелкой) и электронные (дисплей) тахометры. Более экзотичные — выполненные в виде бегущей шкалы на газоразрядных лампах (часто встречаются на автомобилях американского производства), а также механические — наследие самых первых автомобилей.

Механические

Самые первые тахометры, устанавливаемые на автомобили в начале и середине ХХ века представляли собой устройства, связанные напрямую с коленвалом двигателя.

Принцип работы был достаточно прост: на коленчатом валу имелась шестерня, входившая в зацепление с тросовым приводом, который и передавал крутящий момент на катушку, представлявшую собой электромагнит самого устройства. Чем больше оборотов — тем больше возникающая магнитная индукция — тем больше отклоняется стрелка прибора. Все очень просто. Впрочем, и погрешность измерения была достаточно высокой и могла достигать значения до 500 об/мин.

Аналоговые

Дальнейшее развитие, привело к появлению аналоговых тахометров, использующих схожий принцип работы. Отличие заключается в том, что вместо постоянного привода от коленвала, для считывания количества оборотов используется частота подачи энергии на катушку зажигания.

Как это выглядит в работе.  Для возникновения искры на свече зажигания, на катушку, преобразующую низкое (12В) напряжение в высокое (от 12000 до 24000В) подается кратковременный импульс низкого напряжения. Этот же импульс подается одновременно и в электрическую схему аналогового тахометра и обмотку электромагнита. Чем больше импульсов поступает на обмотку — тем большая сила индукции возникает — на тем больший угол отклоняется стрелка.

Необходимо заметить, что погрешность аналоговых тахометров может находиться в пределах от 100 до 500 об/мин.

Цифровые

Поскольку цифровые электронные тахометры все больше заменяют своих аналоговых собратьев, не говоря уже о механических, на них остановимся более подробно.

Основной принцип работы цифрового тахометра заключается в измерении и подсчете количества импульсов, поступающих на первичную обмотку катушки зажигания, либо измерении интервала времени, соответствующего этим интервалам и переводе полученной информации в цифровые значения, отображаемые на табло.

Видео — цифровой тахометр с множеством настроек и Shift Light:

Помимо того, что цифровой тахометр оперирует всеми вышеперечисленными значениями, для повышения точности измерения прибор также обрабатывает значения, поступающие с датчика холостого хода и, иногда, датчика коленвала. Все данные при этом суммируются, а полученное среднее значение является практически истинным показателем.

Поскольку примерно половина от общего количества автомобилей (особенно малолитражные или небольшого класса) не комплектуются штатным тахометром, производители электроники предлагают установочные комплекты для самостоятельного монтажа электронного тахометра.

Простой набор представляет, собственно, сам дисплей, чаще жидкокристаллический со встроенной платой обработки поступающей информации и комплект проводов для подключения к штатным выводам катушки (первого цилиндра при распределенной системе зажигания), а также питания.

Более сложные могут содержать дополнительные датчики холостого хода, а также выносной оптрон. Впрочем, такие комплекты устанавливают с определенной целью — получения полного контроля над оборотами двигателя. Для повседневного использования достаточно и простого комплекта.

Для ясности, ниже приведена типичная схема подключения электронного тахометра, получающего информации только с катушки зажигания.

Как и описывалось выше, сигнал тахометр получает с контакта К катушки зажигания на которую поступают импульсы низкого напряжения, питание — от клеммы Б катушки зажигания (постоянный +12В при включении зажигания), минус — масса автомобиля.

Еще один вариант схемы подключения тахометра — с использованием информации контроллера («мозгов») автомобиля приведен ниже.

В этом случае, для отображения количества оборотов двигателя используется информация, поступающая от датчика положения коленчатого вала и обработанная контроллером.

Тахометр на дизель — не все так просто, но…

Поскольку принцип работы дизельного двигателя совершенно отличается от принципа работы бензинового, в частности, отсутствием катушек и свечей зажигания, то и принцип подключения тахометра здесь совершенно иной. Хотя, в любом случае, нужно откуда-то взять количество оборотов.

В большинстве случаев для подсчета количества оборотов коленчатого вала в дизеле за основу берут количество оборотов генератора.

Для подключения (в основном электронного) тахометра к дизельному двигателю, необходимо найти клемму, обозначенную «W» на генераторе автомобиля.

Суть в том, что эта клемма позволяет получить импульсные значения переменного тока генератора. А чем выше частота импульсов — тем выше обороты коленвала.

Единственным неудобством является калибровка тахометра. Ведь для того, чтобы тахометр стал показывать необходимые (и точные!) значения, следует сначала выставить первоначальные значения. Как правило, для этого используется диагностический стенд, позволяющий при подключении к бортовому компьютеру сначала снять показания с блока управления, а затем уже откалибровать и сам тахометр.

Вторым по популярности способом является подключение тахометра к выводу блока управления EGR, имеющий выход на подключение тахометра. В этом случае информация для тахометра снимается исходя из показаний работы клапана рециркуляции выхлопных газов.

Диагностика

Помимо того, что установленный в автомобиле тахометр позволяет контролировать рабочие и максимальные обороты коленвала двигателя, его функции этим не ограничиваются.

Хаотичное изменение показаний, не соответствующее истинному положению, позволяет на ранних стадиях диагностировать возникновение неисправностей в авто.

Рассмотрим наиболее типичные случаи.

Стрелка тахометра прыгает на холостых оборотах

Основных причин в этом случае две — некачественная топливная смесь и перебои в искрообразовании.

Важно! Перед вмешательством в топливную систему всегда в первую очередь необходимо убедиться в полной исправности электрической части.

Для автомобилей, оснащенных контактными системами зажигания, в первую очередь необходимо проверить состояние конденсатора. Именно его неисправности влияют на то, что на первичную обмотку катушки зажигания не подается необходимое напряжение.

Для абсолютно всех автомобилей основной проблемой, вызывающей колебания стрелки тахометра является выход из строя или «скорый конец» проводов высокого напряжения, подводящих энергию для создания искры. Это могут быть как механические повреждения, например, вследствие перетирания, или просто усталость материалов, повреждение изоляции и т. д.

При замене важно правильно подобрать соответствующие высоковольтные провода. Для большинства двигателей, рекомендуемое сопротивление провода должно находиться в пределах 2,5 — 25  кОм и пробивным напряжением не менее 30 кВ. Вся информация обычно содержится в мануале к конкретному типу автомобиля или двигателя.

При исправности электрической части обращают внимание на состояние топливно-воздушной смеси.

Наиболее часто к колебаниям стрелки на холостых оборотах приводит неисправность (засорившийся) жиклер холостого хода для карбюраторных автомобилей и неправильный факел у форсунок инжекторного.

И если для устранения неисправностей карбюратора достаточно отвернуть и прочистить жиклер ХХ, то в случае с инжекторным автомобилем поездка на станцию техобслуживания неизбежна, поскольку чистка и регулировка распылителя форсунок доступна только при наличии специального стенда.

Стрелка тахометра дергается во время движения

В случае, если стрелка тахометра «прыгает» во время поездки, когда обороты отличны от холостых, особенно на разгоне, причиной такого поведения может быть недостаток топлива, растянутый или ослабленный ремень ГРМ или цепь привода распредвалов и т. д.

В любом случае, при такой неисправности, желательно не откладывая, произвести диагностику двигателя во избежание более серьезных поломок, поскольку колебание стрелки тахометра на больших оборотах говорит о неравномерности работы цилиндро-поршневой группы.

Лучше заранее рассчитать расстояние между городами, если собираетесь в длительную поездку.

На легковых автомобилях он не требуется, поэтому многие автолюбители не знают для чего нужен тахограф.

Моторное масло (http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/gsm/podbor-masla.html) по марке автомобиля.

Видео о том, как установить тахометр на автомобиль ВАЗ 2108:

Может заинтересовать:

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу

Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Добавить свою рекламу

Работа водителем в Яндекс-такси

Добавить свою рекламу

Автоэлектроника по низким ценам есть ЗДЕСЬ>>>

Добавить свою рекламу

voditeliauto.ru

что это такое, принцип работы

Любой водитель знает, где расположен и для чего нужен спидометр на панели приборов. Расположен он прямо перед его глазами для того, чтобы контролировать скорость движения автомобиля. Наверняка многие обращали внимание на еще один контрольный прибор, находящийся, как правило, по соседству со спидометром и внешне очень на него похожий – это и есть тахометр. Гораздо меньшее число автолюбителей смогут правильно назвать его. И уж совсем опытные досконально знакомы с таким прибором, как тахометр. Что это такое и каков его принцип работы – об этом далее в статье.

Любопытно, но само слово «тахометр» образовано от двух греческих слов: «тахос» – «скорость» и «метрон» – «мера». Таким образом, тахометр, как и спидометр, служит для измерения скорости. Чем может быть вызвано такое совпадение?

Тахометр – это контрольный прибор, при помощи которого измеряется скорость (вернее, частота) вращения различных элементов. Обычно в подобной роли выступают роторы, валы или диски. Значение величины, характеризующей частоту вращения, обычно выражается в количестве оборотов, совершаемых элементом за единицу времени.

Тахометр в автомобиле

Тахометр автомобильный показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя, которая выражается в количестве оборотов в минуту (об/мин или мин-1). Используя эти данные, можно судить о нагрузке на двигатель. Шкала прибора, как правило, содержит так называемую красную зону, которая показывает интервалы значений числа оборотов коленчатого вала двигателя, являющиеся предельными.

Длительная работа в таком режиме может привести к значительному износу или разрушению деталей двигателя, поэтому допускать его эксплуатацию на таких скоростях вращения нельзя.

Соответственно, это и есть еще одна важная функция тахометра – он оповещает водителя о том, что необходимо переключиться на более высокую передачу для снижения нагрузки на двигатель. При торможении двигателем, напротив, по показаниям его стрелки можно выбирать момент перехода на пониженную ступень. Зная характеристики мощности конкретного двигателя (пик значения мощности приходится на определенную частоту вращения коленчатого вала), можно эффективно развивать максимальное тяговое усилие. Наконец, при регулировании холостого хода двигателя без показаний тахометра также не обойтись.

Принцип действия и виды

Тахометр принимает сигнал от импульсных датчика частоты вращения коленчатого вала и преобразует их в соответствующее числовое значение. При использовании различных методов подсчета контрольной величины (прямого, обратного, смешанного) погрешность показаний достигает 100–500 об/мин.

Если коснуться принципиальной схемы устройств, то помимо механического тахометра, который уже может считаться раритетом, так как встречается только на ретроавтомобилях, существуют еще два вида таких приборов:

  • цифровые;
  • аналоговые.

Можно также классифицировать устройства в зависимости от способа установки:

  • штатные – как правило, установлены еще на конвейере в специально предусмотренное место на панели приборов автомобиля;
  • выносные – монтируются вне приборной панели в дополнение к уже существующим контрольным приборам, очень часто используются на спортивных автомобилях.

Цифровой тахометр

Он представляет собой электронный индикатор (экран, табло), показывающий число оборотов двигателя в данный момент времени. Считается, что такое представление наиболее удобно при работе с электронными блоками управления или при настройке (доводке) мотора. В состав устройства входят также процессор, преобразователь аналоговых сигналов в цифровые, датчик клапана холостого хода и еще один преобразователь, который нужен для трансформации электрических сигналов в световые (оптрон).

Аналоговый тахометр

Внешний вид такого прибора уже описывался выше. Визуально он похож на большинство контрольно-измерительных приборов: имеется циферблат, по которому перемещается стрелка, указывающая число оборотов. Величина частоты вращения коленчатого вала двигателя соответствует углу поворота стрелки относительно нулевого значения. Одним из основных элементов такой системы является магнитная катушка, накапливающая энергию, необходимую для поворота стрелки. Электрический сигнал от датчиков через микросхемы подводится к катушке, приводящей в действие стрелку, которая своим отклонением указывает на значение контрольного параметра. Иногда используется совмещенная конструкция, когда в дополнение к аналоговому устройству устанавливают еще и цифровое. Однако, считается, что при постоянной эксплуатации сигнал от аналогового тахометра мозгом человека воспринимается лучше, чем от цифрового.

autolirika.ru

Что такое тахометр | Автоблог

Сегодня я предлагаю поговорить об автомобильном тахометре. У начинающих водителей очень много вопросов об этом приспособлении – что это такое? Зачем он нужен? Как работает и т.д. Сегодня я постараюсь ответить на все вопросы, также выложу небольшое видео. Будет интересно, читайте и смотрите видео ниже…..

Что такое тахометр

Пожалуй, начнем с определения.

Что такое тахометр?

Тахометр это прибор, который измеряет частоту вращения коленчатого вала автомобиля (сегодня мы говорим именно об автомобильном тахометре, однако есть и лодочные, мотоциклетные варианты, там измерения происходят немного по-другому, там измеряется частота вращения других элементов – роторов, шестерней и т.д.). Частота вращения обозначается в оборотах в минуту, на импортных автомобилях можно увидеть аббревиатуру «RPM», на отечественных «об/м» или «min -1», также по кругу циферблата идут цифры это или 1,2,3, и так далее, либо 10, 20, 30 и так далее.

RPM x 1000 (показатель)

Цифры характеризуют показатель оборотов, как правило, если идет единичное исчисление — то умножаем на 1000, если исчисление десятичное, то умножаем на 100. В итоге получается 1000, 2000, 3000 оборотов в минуту. Практически все автомобильные двигатели приравнены к этой величине.

тахометр Chevrolet AVEO

Простыми словами если вы видите, при заведенном двигателе, величину «1» или «10» (на разных тахометрах по-разному), то это говорит вам о том, что двигатель работает с частотой 1000 оборотов в минуту. Если вы надавите на педаль газа, то обороты двигателя возрастут, и соответственно цифры на тахометре также будут повышаться 2 – 3 – 4 и т.д., то есть 2000 – 3000 – 4000 об/мин. То есть с такими оборотами крутиться коленчатый вал в двигателе!

Зачем нужен тахометр?

Про то, что он определяет обороты коленчатого вала двигателя, мы уже поняли. Но зачем знать и определять эту частоту вращения?

Это ребята очень важно! Знаете ли вы что можно определить неисправный двигатель по оборотам, даже не выходя из машины? Ведь исправный мотор работает ровно, то есть на холостых оборотах двигатель работает с одной частотой, обычно это от 800 до 1000 оборотов в минуту. Если вы запустили двигатель, а обороты «плавают» — то 700, то резко 1000, затем 800, это не нормально и говорит о неисправности, нужно проверять двигатель и электронику, также могут быть неисправны или загрязнены свечи (как почистить, можно почитать здесь), либо залито некачественное топливо.

Постоянное значение

Еще одна очень важная функция — это красная зона. Есть практически на всех тахометрах, обычно стоит у 7 – 9000 оборотов. Эта цифра предостерегает нас с вами от высоких оборотов двигателя, при длительной работе на таких показателях двигатель может разрушиться, так что лучше не пускайте стрелку в красную зону.

Красная зона

Как работает?

Сейчас практически все современные тахометры – электронные или цифровые. Если не углубляться в техническую составляющую, а сказать простыми словами — то рядом около коленвала двигателя располагается датчик который меряет обороты. Затем он по проводам передает это значение на тахометр, а уже там, на дисплее стрелка указывает значение оборотов.

На старых автомобилях тахометры были аналоговые или механические. Там показания снимались немного по-другому, весь процесс был механический. Однако также были провода, датчики, микросхема и магнитная катушка. Катушка накапливала энергию при помощи, которой двигалась стрелка тахометра, а вот значения передавали датчики по проводам на циферблат.

Сейчас смотрите небольшое видео про тахометр автомобиля

На этом все, смотрите и читайте наш АВТОБЛОГ.

avto-blogger.ru

понятие, принцип работы и виды

Современные автомобили оборудуются множеством различных электронных устройств, позволяющим знать водителю о состоянии работы тех или иных агрегатов. Одним из таких девайсов является тахометр — в этой статье вы узнаете, что это такое, какие функции выполняет устройство и какие существуют виды.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Описание тахометра

Итак, что такое тахометр, зачем он предназначенный, какой принцип работы, в чем отличие устройства карбюраторного тахометра двигателя от инжекторного? Давайте разберемся в этих вопросах.

Понятие и предназначение

Самый старый тип тахометров — механический

Данное устройство представляет собой прибор, необходимый для считывания и отображения информации на приборной панели о частоте вращения коленвала мотора. Как известно, количество оборотов зависит от нажатия на педаль газа. То есть, чем сильнее водителем нажимается эта педаль, тем выше будет скорость вращения коленвала. Соответственно, при большей количестве оборотов скорость транспортного средства будет выше.

Для чего же нужен тахометр в автомобиле? Использование устройства в машине дает возможность водителю максимально использовать силовой агрегат без нанесения вреда для него. Абсолютно любой автомобиль имеет свои технические характеристики и особенности, в частности, параметр максимальной мощности и самый высокий крутящий момент. Следует отметить, что оба этих параметра основаны на показаниях, так или иначе зависящих от оборотов силового агрегата. То есть, для того, чтобы двигатель автомобиля работал по максимуму, во время движения водитель должен передачи обороты коленвала в определенных пределах.

Для того, чтобы мотор работал оптимально, применяется тахометр. Но следует помнить, что при движении мотор не всегда необходимо использовать на максимальной мощности, поскольку это способствует более высокому расходу топлива. Так что водителю необходимо найти «золотую середину».

Аналоговый девайс для авто

Разновидности

Принцип действия тахометра во многом зависит от разновидности, к которой он относится:

  1. Механические — такой тип устройств был самым первым, который стал устанавливаться на машины. Приборы такого типа напрямую связаны с коленчатым валом. Как работает тахометр механического типа — на коленвале имеется  шестеренка, связанная с тросовым приводом, передающим крутящий момент на электромагнитную катушку. Чем выше количество оборотов, тем более высокой будет магнитная индукция, соответственно, больше будет отклоняться и стрелка приборов. Следует отметить, что приборы такого типа могут выдавать погрешность вплоть до 500 оборотов.
  2. Аналоговые устройства, в принципе, работают по такой же схеме, но они могут отличаться от механических. Такие тахометры считывают обороты в соответствии с параметром подачи энергии на катушку зажигания. Когда водитель пытается завести двигатель, на катушку подается кратковременный сигнал низкого напряжения, соответствующий сигнал поступает и на обмотку электромагнита, а также электрическую схему устройства. Как можно понять, чем выше будет импульс, тем сильнее будет отклоняться стрелка устройства.
  3. Цифровые устройства. Этот тип является одним из наиболее современных. Схема тахометра на микроконтроллере осуществляется замер и подсчет числа сигналов, которые поступают на первичную обмотку катушки. После получения и обработки сигналов девайс на микроконтроллере будет передавать обработанные данные на дисплей, находящийся на приборной панели.

Цифровой гаджет в приборке

Помимо этих трех видов, различаются также несколько типов девайсов — они делятся на устройства штатного виды и выносного. Штатными приборами оборудуются большинство транспортных средств — такие девайсы монтируются в контрольный щиток, то есть информация о работе коленвала будет всегда перед глазами автомобилиста.

Выносные приборы монтируются не на приборную панель, а на торпеде машины либо в любом другом удобном месте. Что касается удобства, то такие приборы также удобные в плане эксплуатации, однако их монтаж возможен практически в любом части транспортного средства, что делает их эксплуатацию еще более комфортной. Как правило, такие приборы актуальны для любителей высокой скорости либо машин, которые не оборудованы тахометрами, к примеру, старые модели ВАЗ 2108, 2109, 21099 и т.д. Обзор специального спортивного прибора Auto meter sport comp 2 представлен на видео ниже (автор — Дмитрий Slavyan Kursk).

Устройство

Поскольку приборы механического типа на сегодняшний день используются достаточно редко, о них говорить мы не будем.

Устройство девайса может различаться в зависимости от его вида. Из чего состоят аналоговые приборы:

  • устройства магнитной катушки;
  • различных элементов и механизмов, предназначенный для считывания импульсов от коленвала двигателя;
  • стрелки и соответствующей шкалы, установленных на датчике, располагающимся на приборной панели транспортного средства.

Что включают в свою конструкцию цифровые приборы:

  • поскольку это цифровое устройство, в основе конструкции лежит микроконтроллер, представляющий собой схему, отвечающую за сброс конфигурации процессора и прочих компонентов системы;
  • непосредственно сам мощный процессор;
  • аналого-цифровое преобразовательное устройство, позволяющее считывать информацию о количестве оборотов коленвала;
  • оптрон;
  • устройство для измерения температуры расходного материала;
  • жидкокристаллический дисплей, на котором будут отображаться полученная информация.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Самостоятельная установка тахометра на ВАЗ 2108»

О том, как своими силами можно произвести монтаж прибора на торпеду автомобиля — смотрите на видео ниже (автор ролика — Viktop Этими руками).

labavto.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о