Изготовление корпуса сабвуфера – Suzuki Swift «SpAcE InVaDeR» › Бортжурнал › Аудиоинсатляция *часть5* (Система готова, изготовление корпуса для сабвуфера)

Содержание

Лада Калина Седан MEGA_TAZ › Бортжурнал › Изготовление корпуса Сабвуфера

Установка и изготовление корпусов для сабвуферов

Сабвуфер добавляет в звучание системы напор, динамику и глубину инфранизких частот. Он позволяет наполнить автомобиль действительно впечатляющим звуком, практически не уступающим «живой» акустике концертного зала.

ПРИМЕРЫ УСТАНОВКИ САБВУФЕРОВ В АВТОМОБИЛИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

1. Маленькие автомобили (такие как: VW Golf, Opel Kadett, Peugeot 205)

В машинах такого типа корпус сабвуфера должен быть установлен так, чтобы и динамик, и порт были направлены назад. Альтернативой является направление динамика и порта вверх. Такой тип установки подходит также для машин типа «комби».

2. Автомобили с типом кузова «седан» (такие как: Volvo 240/740/940/850, Saab 9000)

В машинах такого типа, у которых салон отделен от багажника, корпус сабвуфера следует устанавливать так, чтобы и динамик, и порт сабвуфера были направлены к задним сидениям. В некоторых машинах имеется люк между задними сидениями, предназначенный для перевозки лыж. Вы можете поместить корпус за этим отверстием и направить динамик и порт в салон. Между задним сидением и выходом порта обязательно должно быть свободное место.

Не устанавливайте порт в заднюю полку, если динамик установлен по направлению к задним сидениям, это даст плохой звук.

Сабвуфер можно установить так, чтобы и динамик, и порт были выведены в заднюю полку, но это потребует от Вас определенных усилий.

3. Большие автомобили с грузовым отсеком (такие как: Volvo 245 / 745)

В автомобилях этого типа лучший звук достигается, если корпус сабвуфера устанавливается за задними сидениями с динамиком и портом, направленными назад.

ТИПЫ УСТАНОВКИ И КОРПУСА САБВУФЕРОВ

Сабвуфер можно устанавливать бескорпусным (free air) способом, монтируя их в заднюю полку или в панель задних сидений, направляя диффузор в салон. Но лучший результат достигается при использовании отдельных, корпусных сабвуферов различных типов

Тип 1. Динамик установлен без корпуса.
Не подходит для практического использования, так как динамик теряет свои акустические свойства.

Тип 2. Динамик, установленный в заднюю полку («free air»).
При правильно подобранных параметрах динамика, такая установка может дать хороший звук. Динамик должен иметь низкую резонансную частоту.

Тип 3. Динамик, установленный в закрытый корпус.
Закрытый корпус легко рассчитывать и изготавливать. Он способен обеспечить высокий запас по мощности. С другой стороны, он имеет низкую эффективность, и для создания глубокого баса, корпус должен быть достаточно большим. При достаточно небольшом размере закрытый корпус подойдет для хард-рока.

Тип 4. Динамик, установленный в корпус с фазоинвертором.
Такой корпус часто называют «отражающим басы» (bass reflex). Корпус с фазоинвертором имеет большую эффективность и больший запас по мощности, чем закрытый корпус, но только в том случае, если он правильно рассчитан и к нему правильно подобран динамик. Подходит для всех стилей музыки. Важно, чтобы порт был правильно настроен. Порты не должны быть слишком малы, иначе могут появиться свистящие звуки. Звук, выходящий из неправильно подобранного порта, смещает фазу, а это является причиной «расплывчатого» или «нечеткого» звука.

Тип 5. Динамик встроен в закрытый корпус, который работает в корпус с фазоинвертором.
Этот тип корпуса может воспроизводить только одну октаву, но он имеет высокий запас по мощности. Подходит для диско и хард-рока. Сложно рассчитывается и изготавливается. Нельзя закрывать фронтальную сторону порта декоративной тканью.

Тип 6. Динамик установлен в корпус с фазоинвертором, где и динамик, и порт выходят в другой корпус с портом.
Этот корпус очень сложно просчитать и изготовить. Воспроизводит две октавы и естественным образом обрезает более высокие частоты, обеспечивая крутизну среза 12 дБ/окт. Имеет высокую эффективность и большой запас мощности. Разработанный с учетом равномерного распределения давления, корпус обеспечивает мощный и четкий бас. Фронтальную сторону порта нельзя закрывать декоративной тканью.

Тип 7. Динамик вмонтирован в корпус с фазоинвертором, который работает в другой корпус с фазоинвертором (полосовой корпус). Все порты выходят наружу.
То, что было сказано для 6-го типа, также справедливо и для 7-го. Отличие в том, что этот корпус дает подъем АЧХ в 6-10 дБ на частоте резонанса.

Тип 8. 3-камерный полосовой корпус.
Корпуса 5-го и 7-го типа могут быть собраны как трехкамерный корпус с двумя динамиками, выходящими в камеру с портом. На рисунке показан трехкамерный корпус 5-го типа. В трехкамерном корпусе 7-го типа порты вмонтированы во все камеры.
Тип 9. Изобарические корпуса.
Два динамика в этом случае установлены на одной оси и работают в фазе и в одном направлении («push-pull»). Все корпуса можно собрать изобарически.

Преимущества:
меньший объем корпуса при том же уровне мощности в точке F -3 дБ;
высокая эффективность;
низкие искажения;
Недостатки:
сложно рассчитывать и изготавливать;
меняются параметры динамика (Qts и Vas).
РАСЧЕТ КОРПУСОВ САБВУФЕРОВ
Корпус для динамика может быть рассчитан как вручную, так и при помощи компьютерной программы. Программа DLS ProBox-2000, которая бесплатно может быть скачана отсюда, легко поможет Вам сконструировать собственный корпус для динамика DLS.

Вы выбираете динамик, тип корпуса, тип автомобиля и стиль музыки, и программа рассчитает Вам правильные параметры корпуса. Программа была разработана компанией DLS в сотрудничестве с «Backes Ijudbyggeri» в Ekero. У этой компании за плечами многолетний опыт разработки корпусов, и мы уверяем Вас, что в том случае, если все параметры введены верно, программа рассчитает Вам лучший корпус для сабвуфера.

Методика ручного расчета корпусов сабвуферов приведена в майском выпуске журнала «Car&Music» за 2000 год.

СОВЕТЫ ПО СБОРКЕ КОРПУСОВ

Корпус должен быть прочным и герметичным. Используйте 22 — мм фанеру или 19 — мм МДФ. Фанера имеет собственную резонансную частоту 14 Гц, а панель из МDF — приблизительно 400 Гц. Необходимо закрепить корпус изнутри специальными скобами, особенно если корпус сделан из MDF, в противном случае звук может получиться «хлопающим». Если Вы используете циркулярную пилу, то лучше использовать MDF, так как фанера будет иметь рваные края.

После вырезки всех частей корпуса соедините их, проклейте все швы и скрепите шурупами с шагом 10 см. Если шов не идеален, используйте больше шурупов. Длина шурупов должна быть немного больше, чем удвоенная толщина панели. Уплотните все швы силиконовым герметиком. Если Вы собираете полосовой корпус, сделайте одну из сторон съемной, чтобы было проще менять динамик. На стыках используйте ленту-герметик.

Используйте конические порты для достижения наилучшего результата (см. DLS BP — 75 или BP — 110).
Если порты оказались слишком длинными для Вашего корпуса, их можно изогнуть, в противном случае разрежьте трубку и склейте ее под углом. Используйте фабричные трубки с изгибом. Общая длина такого модифицированного порта должна быть такой же, как и у прямого порта. Измерения длины проводят по оси трубки. Порт, выходящий внутрь корпуса, не должен подходить к стенке корпуса на расстояние меньше собственного диаметра, иначе это негативно отразится на потоке воздуха внутри порта.

Большинство корпусов внутри должны быть заполнены акустической синтетической шерстью (не используйте шерсть с жесткими волокнами). Прикрепите поглощающий материал на стенку, противоположную динамику и порту. Закрытый корпус должен быть наполнен звукопоглощающим материалом на 70-100%.

В корпусе с фазоинвертором динамик и порт должны устанавливаться на одну стенку, иначе может появиться эффект периодического усиления/затухания звука на некоторых частотах. В большинстве машин, за исключением типа кузова «седан», динамик и порт должны быть направлены назад для достижения лучшего результата.

Динамик должен прилегать к корпусу абсолютно герметично.

Если Вы собираете изобарический корпус, используйте болты, гайки и шайбы для крепления динамиков. Уплотните отверстия для болтов герметиком. Убедитесь в том, что пара изобарических динамиков соединена правильно.

Не закрывайте порты декоративной тканью, особенно в полосовых корпусах.

www.drive2.ru

Skoda Octavia 4×4 Turbo 🐌 › Бортжурнал › Изготовление стелс-корпуса для сабвуфера

Изготовление стелс-корпуса для сабвуфера своими руками из стеклоткани, полиэфирной смолы и фанеры.

Причина стандартная — нерациональное использование багажника. Тем более, что мой корпус переехавший из Двенашки не проходил по высоте чтобы встать вплотную к заднему сиденью и поэтому стоял посередине багажника.
Начал с того, что обклеил нишу крыла малярным скотчем. Нарезал стекловолокно, набадяжил пол-литра полиэфирной смолы и понеслось. Налепил 2 слоя ткани, направил обогреватель и оставил сохнуть. Наутро получил еще липкий, но уже вполне прочный каркас. Далее проверил объём. Мой динамик по паспорту играет в ЗЯ от 25л + литров 5 на корзину. Набрал в мусорный мешок 30л воды, засунул в получившийся слепок.

Полный размер

Замер объёма будущего корпуса при помощи мусорного мешка и воды

Объём явно больше 30 литров.
Ну и хорошо. Поехали дальше. Вырезал из фанеры 12мм две панели. Одну чуть меньше — внутрь каркаса и приклеил кусочками стекловолокна. Заодно набрал толщину остальных стенок. Вторую побольше — по размерам ниши крыла. Резал «на глазок», понемногу срезая электролобзиком выступающие места.

Полный размер

Примеряем лицевую панель.

Полный размер

Примеряем лицевую панель.

Далее, благо теперь есть станок, вырезал идеальную окружность нужного диаметра.

Полный размер

Фрезеровка отверстия для динамика

Решил немного утопить динамик внутрь корпуса, поэтому на внутренней панели вырезал посадочное отверстие для динамика, а на внешней панели отверстие чуть шире внешнего диаметра динамика. По советам в интернетах лицевую панель приклеил на «момент жидкие гвозди особо прочный». Верхняя крышка так же наборная из 2х слоев 12мм фанеры.

Полный размер

Собранный корпус сохнет на батарее

Полный размер

Собранный корпус сохнет на батарее

Полный размер

Собранный корпус сохнет на батарее

Ну и конечно не удержался и еще до полного высыхания вставил на место и проверил как играет.

Полный размер

Стелс сабвуфер Skoda Octavia 4×4

Результатом доволен полностью. Это мой первый саб в ЗЯ. Думал, если не понравится, то доделаю фазик. По ощущениям если в 2х словах, то из минусов — 40-50Гц значительно тише, чем в фазоинверторном корпусе (но никто же не мешает наболтать их на усилителе). Из плюсов — нет отставания баса на быстрой музыке, которое меня просто раздражало на отдельных треках. Вывод — больше никаких фазоинверторов т.к. в соревнованиях по звуку не участвую, а качество звука в ЗЯ мне нравится больше. (Никому ничего не советую и тем более не доказываю, я лишь поделился личными наблюдениями и ощущениями.)
Теперь осталось обклеить шумопоглощающим материалом внутри и карпетом снаружи, но это уже когда будет тепло.

Спустя полгода наконец-то обклеил карпетом))

Полный размер

Стелс сабвуфер Skoda Octavia 4×4

Полный размер

Стелс сабвуфер Skoda Octavia 4×4

Напоследок абсолютно бесполезное видео процесса вырезания отверстия в фанере.

www.drive2.ru

Расчет и изготовление корпусов под Сабвуферы

Короб для сабвуфера

Для получения в автомобильной аудиосистеме  низких частот звукового диапазона, таких, которые должен создавать настоящий сабвуфер, недостаточно ограничиться выбором подходящих динамиков. Динамик должен получить определенное акустическое оформление, разместившись в подходящем объеме с учетом геометрических особенностей места расположения в автомобиле. Акустическое оформление сабвуфера позволяет построить заданный бас как по уровню, так и по тембральной окраске.

Изготовление корпусов в Подольске

Расчет и изготовление любых корпусов (ЗЯ, ФИ, БП, ЧВ) под Ваш сабвуферный динамик.
Самые качественные корпуса!
Для любых предпочтений SQ, SPL.
Стенки ящика могут быть от 15 до 30 мм.
Демпфирование, обтяжка качественным карпетом, без швов.
Дополнительно изготавливается:

  • Экспоненциальные порты ФИ.
  • Кругление углов щелевого порта и стенок корпуса.
  • Порт ФИ и корпус внутри обрабатывается 3-х мм антивибрационным составом на основе резиновой крошки.
  • Внутренняя разводка акустическим проводом различного сечения.

Короб для саба

Сабвуферы из мдф 16мм и фанеры 19мм, ЗЯ, ФИ, БП.
Стелс в запасное колесо.
Стелс в крыло.
Полка-сабвуфер.

Цены на изготовление корпусов для сабвуфера

  • Стандартный прямоугольный копус 4000р.
  • Стандартный прямоугольный копус с ФИ 5000р.
  • Изготовление корпуса с использованием смолы от 10000р.

Акустические полки:

Изготовление акустических полок под акустику и фри-аир полок для сабвуферов, которые «работают» на объем багажника. Толщина от 15мм, в местах крепления динамика до 50мм. Скрытая прокладка проводов, подсветка, подбор сабвуферного динамика.

Фальшпанели для усилителей:

Фальшпанели под усилители, конденсаторы, сабвуферы.
Диодная подсветка, оргстекло, гравировка на оргстекле и т.д.

Шумоизоляция:

Качественная шумо-виброизоляция салона и подготовка дверей к установке акустики.

Настройка системы:

Настройка простой и процессорной системы, выставление задержек, срезов и т.д.

realzvuk.ru

Материал для корпуса сабвуфера | какой выбрать ⋆ Doctor BASS

Материалы для изготовления сабвуфера

Выбор материала для изготовления является важным этапом в процессе построения. На этой странице разберем какой лучше материал для корпуса сабвуфера и как правильно его выбрать. Главные требованиях к коробу — он должен быть жестким, герметичным и не иметь резонансов. К примеру премиумные домашние колонки очень тяжелые для своего вида, это как раз для повышения этих трех качеств.

Идеальным материалом для сабвуфера был бы гранит или что-то подобное, но разумеется автозвук не может себе этого позволить — это касается веса и сложности обработки. Поэтому в качестве материалов используются: ДСП, фанера, МДФ, стеклоткань. Толщину материала следует выбирать исходя из объема корпуса — чем больше, тем толще для сохранения крепости, при этом для листового материала принимайте за минимум 18 мм. Исключение может составлять ЧВ, в котором благодаря большому количеству перегородок набирается хорошая жесткость, для него можно использовать материал от 16 мм.

ДСП

ДСП — древесно стружечная плита. Используется в основном в готовых корпусных сабвуферах низкого качества, для удешевления производства. Не рекомендуем использовать для изготовления короба хорошему сабвуферу. Прочность ДСП намного ниже любой цельной или клееной древесины, плита имеет низкую твердость, резонирует на низких частотах и может выкрашиваться при сборке. Сделанный из ДСП короб будет «раздувать».  Тем более, не нужно собирать сабвуфер из мебели, особенно из дверей старого шкафа (если конечно это не ради забавы), ведь к предыдущим минусам добавиться «звонкость» , что очень не желательно.

Бедный шкаф

Фанера

Фанера (древесно слоистая плита) — многослойный  материал, который изготавливают путём склеивания подготовленного шпона. Чтобы повысить прочность слои накладывают так, чтобы волокна древесины были строго перпендикулярны предыдущему листу.

Самый популярный материал для самостоятельного изготовления сабвуфера. Бывает: строительная, промышленная, упаковочная, мебельная и конструкционная. Использовать лучше мебельную, если повезет найти конструкционную — вообще здорово.

Фанера имеет высокую прочность, легко поддается обработке, при достаточной толщине придает хорошую жесткость корпусу, но может расслаиваться при сборке.

МДФ

Древесноволокнистая плита средней плотности  (Medium Density Fibreboard, MDF) —  изготавливается методом сухого прессования мелкой древесной стружки при высоком давлении и температуре. Очень хорошо подходит как материал для корпуса сабвуфера и акустических колонок в общем, так как  имеет однородную структуру, хорошо поглощает звук и легко обрабатывается. Отличается высокой плотностью и хорошо держит саморезы. Короб из МДФ достаточной толщины получается глухим, прочным, не имеющим резонансов.

Стекло ткань

Стеклоткань используют для изготовления сабвуферов стелс либо для придания нестандартных форм частям корпуса. Тканью обкладывают форму, пропитывая полиэфирной смолой. С помощью такого материала достаточно сложно набрать нужную толщину, по этому нужно использовать дополнительные ребра жесткости. В целом изготовление такого корпуса — процесс трудоемкий, но результат в эстетическом плане того стоит.

Часто звучит вопрос: «Есть смысл переделывать заводской корпус для сабвуфера?». Если переделать заводской корпус бюджетного саба — улучшение будет и это будет слышно. Но, так как динамик скорее всего плохенький, то он и ограничит степень улучшения.

Для качественного сабвуфера — выбирайте подходящий материал. Удачи в построениях!

^НАВЕРХ

Читать еще:

Facebook

Twitter

Вконтакте

doctorbass.ru

Изготовление корпусов для сабвуферов, фальшпанелей

Добрый день, уважаемые любители автозвука!

«KF Sound Technology» предлагает услуги по подбору/установке автозвука: головных устройств, акустики, усилителей, сабвуферов и т.д.

Проводка:
Изготовление качественной, 100% медной силовой проводки. Медные луженные наконечники, обжим наконечников для кабеля от 4 до 70мм2 гидропрессом 30т. Гофра, змейка, термоусадка и т.д.
Предохранители автоматы.
Качественные межблочники в наличии, индивидуальное изготовление межблочников.

Подиумы:
Изготовление подиумов под ВЧ, СЧ, НЧ, широкополосники, как с обтяжкой так и без.
Выставление направления лазером.
Обтяжка алькантарой.
Изготовление подсидельников под СЧ-НЧ динамики, сабвуферы.

Кольца-Проставки:
Продам/изготовлю проставочные кольца из фанеры 18-22мм под акустику ВЧ, СЧ, НЧ.
Под разные размеры 2″, 3″, 4″, 5″, 5*7″, 6,5″, 7″, 6*9″, 8″, 10″, 11″, 12″
Возможно изготовление под разные внешние/внутренние размеры/углубления и т.д.
Изготовление многоуровневых проставок под вид штатной акустики с переходом на 6,5″ или 8″

Цена зависит от размера сложности.
Присылаете размеры, через час проставки готовы!
В наличие много готовых проставок под ходовые размеры 6,5-8″

Корпуса для сабвуферов:
Расчет и изготовление любых корпусов (ЗЯ, ФИ, БП, ЧВ) под Ваш сабвуферный динамик.
Самые качественные корпуса!
Для любых предпочтений SQ, SPL.
Стенки ящика могут быть от 22 до 66 мм.
Демпфирование, обтяжка качественным карпетом, без швов.
Дополнительно:
-Экспоненциальные порты ФИ.
-Кругление углов щелевого порта и стенок корпуса.
-Порт ФИ и корпус внутри обрабатывается 3-х мм антивибрационным составом на основе резиновой крошки.
— Внутренняя разводка акустическим проводом различного сечения.
Сабвуферы-бочки из мдф 16мм и фанеры 19мм, ЗЯ, ФИ, БП.
Стелс в запасное колесо.
Стелс в крыло.
Полка-сабвуфер.

Акустические полки:
Изготовление акустических полок под акустику и фри-аир полок для сабвуферов, которые «работают» на объем багажника. Толщина от 44мм, в местах крепления динамика до 75мм. Скрытая прокладка проводов, подсветка, подбор сабвуферного динамика.

Фальшпанели для усилителей:
Фальшпанели под усилители, конденсаторы, сабвуферы.
Диодная подсветка, оргстекло, гравировка на оргстекле и т.д.

Шумоизоляция:
Качественная шумо-виброизоляция салона и подготовка дверей к установке акустики.

Настройка системы:
Настройка простой и процессорной системы, выставление задержек, срезов и т.д.
Измерение АЧХ.

Кратчайшие сроки!

Все работы выполняются лично мной, с индивидуальным подходом к клиенту.
Постоянным клиентам скидки.

«KF Sound Technology» — только качественный звук в Ваше авто.

Тел.8-915-478-33-26 Константин.


Полезные темы:

magnitola.org

Хроники Магнитолы — Изготовление корпусов для сабвуферов

Как известно, люди делятся на две категории: одни покупают для сабов готовые ящики, другие делают их сами. К какому бы из двух типов ни относили бы вы себя, нужно знать три вещи: как закрепить динамики, как смонтировать звукопоглотитель и как сделать порт. Об этом и пойдет речь.

 

Выбор формы и материала ящика

Хороший ящик для саба должен быть жестким и нерезонирующим. Эти свойства очень сильно зависят от выбранного для изготовления ящика материала.

Лучший материал для ящика — это ДСП толщиной 1,9 СМ (3/4 дюйма) или волокнистая плита средней плотности (MDF). Оба этих материала легко обрабатываются, имеют хорошие механические и акустические свойства и, что немаловажно, недороги. Лучше использовать MDF — несмотря на более высокую цену, этот материал на 35% жестче. Иногда используются и другие материалы, например, дерево, фанеру или картон с ориентированными волокнами (OSB), но по сумме характеристик все они уступают MDF и ДСП.

Выбор формы ящика не столь прост, как выбор материала. Легче всего изготовить кубический или прямоугольный ящик, но если вы хотите установить саб в полость сложной формы, то для максимального использования объема следует сделать ящик, форма которого приближена к форме полости. Такое усложнение никак не ухудшит качества звука, поскольку для саба важен только объем. Какой бы ящик вы ни применили — куб, длинную «стойку» или даже пирамиду, при одинаковом объеме и звук будет одинаковым. Следует заметить, что это правило справедливо только для сабвуферов — у широкополосных колонок от формы ящиков зависит АЧХ в области средних и высоких частот.

Если вы остановили свой выбор на цилиндрической конструкции, то для изготовления ящика можно использовать специальный картон Sonotube® (этот материал производится фирмой Sunoco и используется в качестве опалубки при сооружении бетонных колонн). Даже при толщине стенки 0,7-1,5 мм корпус будет исключительно жестким. Кроме того, цилиндрический ящик можно изготовить из отрезка ПВХ-трубы большого диаметра (трубы выпускаются диаметром вплоть до 12 дюймов). В концы трубы следует установить стенки, вырезанные из ДВП или MDF, закрепив их с помощью клея типа «жидкие гвозди».

Важное замечание: При определении объема ящика не забывайте, что речь идет о внутреннем объеме, поэтому внешние размеры ящика использовать нельзя. Из полученной величины необходимо вычесть объем внутренних элементов конструкции, таких, как укрепляющие планки и сам динамик. Если рассчитывается портированная система, то вычитается также объем порта (как правило, эта величина составляет 5% внутреннего объема ящика).

 

Сборка ящика

Наиболее популярной в настоящее время является конструкция ящика в виде шести жестко скрепленных стенок без съемной панели. Отсутствие съемной панели обеспечивает конструкции максимальную жесткость и герметичность, но доступ к внутренним частям саба при этом возможен только путем демонтажа динамика. Соответственно, динамик прикручивается к ящику снаружи. Кроме того, стенки ящика необходимо усилить. Обычно это делается путем установки внутри ящика деревянных планок (как правило, используются планки сечением 2х2 см), которые крепятся к стенкам по краям и в середине, либо соединяют стенки между собой. При этом жесткость стенок ящика возрастает, и поэтому они излучают меньше звука, что положительно сказывается на качестве звуковой картины. Если заготовки для стенок ящика вырезаются из листа ручной пилой (что неизбежно влечет за собой некоторую неточность в сопряжении стенок) то усиливающие планки нужно крепить по углам. Ящики сравнительно большого объема (более 35 л) желательно усилить планками, укрепленными посередине стенок.

Из-за наличия отверстия под динамик самой «слабой» стенкой ящика является фронтальная панель, поэтому для ее изготовления нужно использовать материал двойной толщины. При этом сначала вырезаются отверстия под динамик в каждом из слоев материала, а затем они склеиваются. Отверстие можно вырезать и после склеивания, но для этого понадобится пила большей мощности. После этого все составные части ящика собираются, склеиваются и скрепляются между собой каким-либо способом (например, гвоздями, шурупами или болтами). Экономить при этом можно на всем, чем угодно, только не на клее. Неплохо бы использовать специальный клей для древесины, например, Elmer Carpenters Wood glue. Для окончательной сборки лучше использовать шурупы, но если нет желания крутить отвертку, то можно обойтись обычными «пятидесятыми» гвоздями.

 

Изготовление узкополосных ящиков

Узкополосные ящики имеют ряд характерных особенностей, отличающих их от других конструкций. В ящиках других типов динамики монтируются снаружи, и соответственно нет необходимости делать одну из стенок ящика съемной. Сделать таким же образом узкополосный ящик уже не удастся, поскольку в этом случае ящик делится на два объема — портированный и герметичный. Как правило, узкополосный ящик изготавливают в следующей последовательности: сначала собирается внешний корпус, затем внутри него устанавливается перегородка, разделяющая его на две части. Съемной может быть стенка как портированной, так и герметичной части ящика (см. рис. 1). Если вы считаете, что динамик саба обязательно должен быть виден всем желающим, съемную панель можно сделать из листа прозрачного пластика (например, плексигласа) толщиной 1-1,5 см. Панель крепится к корпусу винтами, а место стыка должно быть загерметизировано мягким вспененным материалом.

В принципе динамик внутри ящика может быть направлен в любую сторону. Тем не менее рекомендуется, чтобы фронтальная сторона динамика излучала в герметичный объем, а задняя — в портированный. Это связано с тем, что во фронтальном направлении динамик эффективнее излучает высокие и средние частоты, которые сабвуферу совершенно не нужны. Впрочем, если в паре с сабом используется хороший кроссовер, отсекающий все средние и высокие, то звук, излучаемый задней стороной динамика, ничем не будет отличаться от звука во фронтальном направлении. Впрочем, и в этом случае лучше не отступать от рекомендуемой схемы, так как портированный объем ящика лучше охлаждается, и соответственно тепловой режим динамика будет более близок к оптимальному.

 

Изготовление портов

Порты (также их часто называют диффузорами или резонаторами) можно изготовить из отрезка пластиковой трубы большого диаметра. Также можно приобрести готовый порт и укоротить его до желаемой длины, либо использовать модели с настраиваемой длиной. Основным достоинством готовых портов является их аккуратный заводской вид: обычно они выполняются из черного пластика и имеют наружный фланец, скрывающий все огрехи соединения с корпусом. Однако далеко не всегда можно найти готовый порт, длина и диаметр которого полностью бы соответствовали требуемым. Длина порта рассчитывается по следующей формуле (1):

 

где L — длина порта, определяемая в футах (1 фут = 0,33 м), D — диаметр порта в дюймах (1 дюйм = 2,54 см), Vb — объем ящика в кубических футах (1 куб. фут = 36 л).

Таким образом, все, что нам нужно знать для определения длины порта, — это его внутренний диаметр, собственную частоту ящика (как ее вычислить, мы рассказывали в предыдущих публикациях) и объем ящика. Следует заметить, выражение (1) — это общая для всех портированных систем формула, в нашем же случае в качестве Vb следует подставлять объем не всего ящика, а только его портированной части.

Диаметр порта также выбирается по определенным правилам. Если используется пластиковая труба, то выбор ограничен стандартными диаметрами таких труб — 1,5; 2; 3; 4 и 6 дюймов (внутренний диаметр). Большинство портов заводского изготовления имеют такие же диаметры, но среди них встречаются конструкции нестандартных размеров. Применять порты малых диаметров нежелательно — они оказывают большее сопротивление движению воздуха, за счет чего их эффективность хуже, чем у портов больших диаметров. Кроме того, при работе сабов с такими портами зачастую слышны аэродинамические шумы, что отнюдь не украшает общее звучание. В общем случае, можно руководствоваться правилом «чем больше, тем лучше», однако в желании следовать этому правилу тоже не надо доходить до абсурда: в большинстве конструкций диаметр порта составляет от трети до половины диаметра динамика. Правильный выбор порта особенно важен для узкополосных конструкций, поскольку в них практически весь звук излучается портом.

С увеличением диаметра порта быстро возрастает его длина, поэтому часто приходится ставить порт меньшего диаметра, чем предполагалось ранее. Кроме того, длина порта может превышать любой из размеров ящика. Для этого нам не придется искать пятое измерение, нужно всего лишь изогнуть трубу под углом 90? (таких изгибов может быть даже несколько). В этом случае удобно использовать пластиковую трубу, поскольку изогнутых портов заводского изготовления на рынке нет. В местах изгибов ставятся стандартные «колена», стыки герметизируются специальным цементом.

Порт может располагаться на любой из сторон ящика саба. Элементы порта должны располагаться на расстоянии 10-15 см от динамика, а расстояние между задней частью порта и противоположной стенкой динамика должно составлять не менее 7,5 м, иначе движение воздуха будет затруднено (см. рис. 2).

Для разметки отверстия под порт достаточно приставить к стенке ящика кусок трубы, из которой сделан порт, и обвести его карандашом. Затем следует выпилить отверстие лобзиком по внутреннему краю линии и закрепить в нем порт. Отверстие нужно обязательно загерметизировать, для чего можно использовать клей типа «жидкие гвозди».

Пример расчета порта

Основательно изучив теорию, рассмотрим практический расчет порта на примере 12-дюймового сабвуфера Madisound 12204DVC. Объем и собственная частота портированной части ящика нам уже известны:

объем портированной части = 0,478·(1,45 куб. фута) = 0,69 куб. фута fb = 71,3 Гц

подставляя эти значения в выражение (1), получаем:

Отсюда, длина порта диаметром 4 дюйма будет составлять 6,74 дюйма (17 см), а при диаметре 6 дюймов порт должен будет иметь длину 17,35 дюймов (44 см). Выбор именно таких труб обусловлен тем, что в сабе используется 12-дюймовый динамик, а как мы знаем, диаметр порта должен составлять от трети до половины диаметра динамика. Учитывая, что объем портированной части ящика составляет всего лишь 0,69 куб. фута (25 л), выбираем 4-дюймовый порт.

 

Системы с несколькими портами

Если внешний вид саба с большой «дырой» порта вас не устраивает, то в качестве альтернативы можно использовать конструкцию с несколькими портами меньшего диаметра.

Для расчета длин портов в этом случае обычно используется два метода. Только один из них является правильным, но, к сожалению, используется реже.

Чаще всего (неправильно) при расчете нескольких портов считают, что их совокупный эффективный диаметр равен квадратному корню из суммы квадратов диаметров всех портов ящика. Иными словами, используется предположение, что несколько портов эквивалентны одному порту, площадь поперечного сечения которого равно сумме площадей сечений всех портов. Казалось бы, звучит логично, но тем не менее это не так.

Для того чтобы правильно рассчитать длину каждого из портов, следует выполнить следующие действия:

1. Разделите объем портированной части ящика на предполагаемое число портов.

2. Используя это значение в качестве Vb (объем ящика), рассчитайте длину каждого порта.

Пример расчета длины портов

Предположим, что нам не нравится 4-дюймовый порт уже знакомого нам саба Madisound 2204DVC и мы хотим заменить его на четыре 2-дюймовых порта. Рассчитаем длины этих портов, используя оба метода.

Неправильный метод:

Исходя из предположения, что четыре 2-дюймовых порта эквивалентны одному 4-дюймовому (поскольку сумма площадей поперечных сечений четырех 2-дюймовых портов равна площади поперечного сечения одного 4-дюймового порта), получаем то же значение длины: 6,74 дюйма.

Правильный метод:

Поскольку мы планируем использовать четыре порта, делим объем портированной части ящика (0,69 куб. фута) на четыре, получая значение Vb = 0,173 куб. фута. Подставляя найденное значение в формулу (1), получаем длину порта 8,16 дюйма (20,7 см).

При использовании ранее рассмотренного (неправильного) метода расчета не учитываются краевые эффекты, связанные с изменением диаметра, что приводит к получению некорректного значения длины порта.

 

Разъемы динамика

При изготовлении сабвуферов «хорошим тоном» считается устанавливать на его стенке разъемы для подключения, а не тянуть провода внутрь. Это улучшает герметичность конструкции и позволяет легко отключать и подключать саб.

Наиболее распространены два типа разъемов: пружинные и резьбовые.

Разъемы с пружинными зажимами проще в использовании и дешевле, однако они чаще ломаются и обеспечивают менее надежный контакт, чем резьбовые (см. таблицу 1). Оба типа обеспечивают соединение с обычным оголенным проводом стандартного диаметра, но к резьбовым разъемам можно подключать еще и штыревые контакты, а также провода с наконечниками-вилками.

Рекомендуется, чтобы разъемы были утоплены в корпусе ящика. Это упрощает размещение саба в салоне, снижает риск поломки разъемов и, наконец, лучше смотрится. Продается множество готовых «чашек» с уже смонтированными разъемами, но лучше их не использовать, так как тонкий пластик, из которого они сделаны, отлично пропускает звук, образуя своеобразную акустическую «дыру» в ящике. Лучше поступить следующим образом: вырезать в стенке ящика круглое или квадратное отверстие, а затем вклеить в него изнутри (или закрепить винтами) кусок ДСП толщиной 2 см с закрепленными на нем разъемами.

 

Рекомендация

Не следует лудить концы проводов для подключения к разъемам, если вы не собираетесь припаивать их к штыревым контактам или наконечникам. Припои, как правило, представляют собой мягкие сплавы, склонные к холодному течению под давлением. Поэтому даже туго затянутый луженый провод впоследствии может потерять контакт с разъемом.

 

Герметизация ящика

При изготовлении ящика очень важно сделать его максимально герметичным. Это относится не только к закрытым, но и к портированным и узкополосным конструкциям. Утечки через щели искажают звучание, а также могут приводить к появлению свиста и других паразитных призвуков. Все внутренние швы и соединения ящика нужно промазать герметиком. Для этой цели лучше всего использовать герметик на основе силикона — он дольше служит (кроме того, его легче счистить).

Рекомендация

После нанесения герметика на места соединений, дайте ему выстояться, и лишь потом крепите сверху динамик. Это связано с тем, что некоторые герметики в свежем состоянии выделяют агрессивные пары, от которых может испортиться подвес диффузора (если он изготовлен из вспененного материала).

 

Часто утечки возникают в месте сопряжения динамика и корпуса. Уплотнительное кольцо, которым оснащены большинство динамиков, как правило, остается не у дел, так как динамик в сабе чаще всего крепится с той стороны, где кольца нет. Поэтому на место стыка нужно нанести незастывающий герметик, либо установить туда дополнительное кольцо из вспененного материала. Ни в коем случае не используйте обычный герметик или герметик на основе силиконовой резины. Иначе вы испортите динамик, когда будете вскрывать ящик сабвуфера в следующий раз. В том, что вскрывать саб вы будете, можете не сомневаться: когда-нибудь обязательно придется менять сломанный разъем либо извлекать из ящика предметы, попавшие туда мистическим образом (или через порт).

Очень важно монтировать динамик плотно и без перекосов. Лучше всего крепить его не шурупами (поскольку края отверстия при ввинчивании шурупа часто задираются), а винтами. В этом случае используются специальные гайки с шипами, которые вставляются в отверстие с обратной стороны и вбиваются молотком в стенку ящика. Болты желательно использовать с головками под внутренний шестигранник или с полупотайной головкой — они лучше выглядят снаружи.

В изобарных сабвуферах, где используются динамики, направленные друг на друга, оба динамика, как правило, монтируются с внешней стороны ящика, как показано на рисунке 3. Между динамиками, во избежание соприкосновения их диффузоров при работе, устанавливается кольцо из MDF, в котором необходимо просверлить сквозные отверстия, совпадающие с отверстиями в ящике. Места стыков кольца и ящика с динамиками необходимо проложить герметиком или кольцами из вспененного материала, а затем стянуть всю конструкцию болтами.

 

Установка звукопоглощающего материала

Внутри сабвуфера может быть размещен какой-либо звукопоглощающий материал. Обычно для этих целей употребляется стекловата или синтетическое волокно (дакрон, полиэстер и т. п.), которое располагается по всему объему ящика либо закрепляется на его стенках.

Звукопоглощающий материал внутри ящика выполняет две функции. Во-первых, он подавляет отражение звуковых волн от стенок ящика (если этого не делать, то АЧХ колонки будет изобиловать пиками и провалами в области средних и высоких частот). Как правило, для устранения этого эффекта достаточно уложить на стенки корпуса изнутри слой стекловаты толщиной 3-5 см. Наличие такого звукопоглотителя крайне важно для широкополосных систем, но в сабвуфере не приносит никакого эффекта, поскольку он работает на очень низких частотах.

Второй функцией звукопоглощающего материала является увеличение эквивалентного объема ящика (в случае использования закрытого ящика). Если ящик герметичной конструкции заполнить таким материалом, то его эффективный объем увеличится на 15-25%. Использование такого метода может быть весьма кстати, если дорог каждый литр объема, но во всех прочих случаях едва ли имеет смысл. При заполнении ящика звукопоглощающим материалом следует следить, чтобы он не касался динамика. Сам материал не должен осыпаться и расщепляться на мелкие волокна, поскольку они могут забиться в зазор звуковой катушки, что не замедлит отразиться на качестве звучания (естественно, в худшую сторону).

Узкополосные и портированные сабы заполнять звукопоглощающим материалом не следует.

 

Внешняя отделка

Используя доступные современные материалы, самодельному сабу можно легко придать вид профессионально сделанного изделия. Для этого используются ворсистые материалы, специальные уголки, ручки и решетки.

Ворсистое покрытие, напоминающее ковер, приклеивается снаружи корпуса саба. Такое покрытие обеспечивает ящику аккуратный внешний вид, более долговечно, чем краска и может быть подобрано под цвет любого автомобильного интерьера. Таким покрытием обтягиваются все стенки саба (как правило, при этом используется пистолет-степлер и специальный клей).

Углы корпуса снаружи можно укрепить пластиковыми уголками. Это не только защитит углы саба от ударов, но и позволит скрыть мелкие дефекты внешнего вида, например стыки ворсистого покрытия. На динамик необходимо установить металлическую или пластиковую решетку, иначе он неминуемо падет жертвой вашей любимой собаки или брошенной в багажник отвертки.

Источник: 12Vольт.

magnitola.net

Делаем качественный сабвуфер для автомобиля своими руками


Сабвуфер представляет собой отдельно установленную акустическую систему, которая предназначается для воспроизведения низкочастотных звуковых волн в диапазоне 20-120 Гц. Он звучит только на низких частотах, когда основная акустическая система только на высоких и средних. Низкочастотный звук нераспознаваем человеческим ухом, поэтому его можно монтировать в любом месте салона автомобиля. Самостоятельное изготовление сабвуфера – занятие вполне несложное. Начинать необходимо с покупки динамиков.

Виды сабвуферов

Выделяют пассивные и активные сабвуферы.

Пассивный сабвуфер представляет собой корпус с вмонтированным в него динамиком. Для корректной работы сабвуфера такого типа необходим внешний усилитель с достаточной мощностью.


Активный сабвуфер идёт с уже встроенным в него собственным усилителем низкой частоты с возможностью регулирования громкости. Многие активные сабвуферы имеют также регуляторы басов и обрезания высоких звуковых частот. Это необходимо, чтобы звук с сабвуфера согласовывался с акустической системой. Самый существенный недостаток такого вида сабвуферов – это его высокая цена.

Интересно знать! В 1998 году российские мастера компании «Автолюкс» создали «Блюзмобиль» из Nissan Terrano II. Его оборудовали четырьмя усилителями, шестью динамиками и девятью сабвуферами, совокупным звуковым давлением в 147 дБ. За этим монстром закреплён официальный рекорд в 135,9 дБ. Но и этого вполне достаточно, чтобы прочувствовать, как ваши внутренние органы «гуляют» по телу.

Выбираем динамики для сабвуфера

Как правило, в сабвуферах используются динамики следующих размеров:

Шестидюймовые динамики, используемые как дополнительные источники средних басовых частот.

Восьмидюймовые динамики, используемые для получения фронтальных басов.


Десятидюймовые динамики отлично раскрывают свой потенциал в закрытом корпусе объёмом 15-20 литров. Таким образом получается хороший сабвуфер компактных размеров с оптимальным звуковым давлением.

Двенадцатидюймовые динамики являются оптимальными для корпусов от 25 до 35 литров. Это, пожалуй, наиболее оптимальный вариант.

Пятнадцатидюймовые динамики зачастую используются на соревнованиях по звуковому давлению SPL. Они встраиваются только в корпуса от 60 до 90 литров, а такой аппарат поместится не в каждый автомобиль.

Основа разности сопротивлений в катушке звука действует по принципу: чем меньшим сопротивлением нагрузки обладает усилитель, тем выше у него мощность. Нагрузка в 1-2 Ом приводит к ухудшению качества звучания. Рекомендуется выбирать вдвое большую нагрузку в 2-4 Ом.

Ни специалисты, ни любители пока не сошлись в едином мнении относительно мощностных характеристик динамиков. Но что можно с уверенностью подтвердить, так это необходимость в выборе динамика, превосходящего по мощности усилитель. Никакая аудиосистема не приспособлена к длительной работе на пиковых мощностях. Это ведёт к повышению нелинейных искажений и сильному занижению качества воспроизводимых звуковых сигналов. Поэтому следует придерживаться некого баланса.

Это интересно! Самый дорогой из существующих ламповых усилителей продаётся до сих пор в Москве. Это Audio Note Ongaku, и его стоимость составляет $39,9 тыс.

Выбираем параметры динамика


Теперь пришло время к созданию виртуальной модели самодельного сабвуфера. Проект будущего ящика лучше проводить программой WinISD 0.44, но для этого потребуются некоторые характеристики динамика, а точнее параметров Тиля-Смолла:

Qts — добротность динамика;

Fs — резонансная частота в открытом пространстве;

Vas — эквивалентный объем.

С параметром Fs у вас проблем не будет. Для ГДН35 Fs будет 38 Гц, для ГДН50 — 40 Гц, а для ГДН75 равен 25-35 Гц. Если динамик фирменный и заграничного производства, то его параметры с лёгкостью можно найти в базе данных WinISD 0.44.

При расчёте корпуса ящика сабвуфера самым важным параметром является Qts. Данный параметр определяет отношение передаточной функции динамика частоты Fs к передаточной функции на тех частотах, АЧХ которых является горизонтальной. Если сказать иначе, на частотах, что выше Fs, Qts определяет эффективность динамика на резонансной частоте. Проблема лишь в том, что низкочастотные динамики, например, стандарта ГДН, производятся в различных местах, да и параметры сильно разнятся у разных производителей.

При расчёте ящика для сабвуфера необходимо взять во внимание все возможные вариации значений Qts и добавить отходные варианты. Во многих источниках указываются такие параметры:

• 35ГДН-1-8 Qts = 0,4;

• 35ГДН-1-4 Qts = 1±0,5;

• 50ГДН-42Д Qts = 1±0,5;

• 75ГДН-1-4 Qts = 0,2-0,5.

Vas — не является особо важным параметром, который влияет на расчёты. Его можно считать равным следующим:

• ГДН35 — 40-50 л.;

• ГДН50 — 90 л.;

• ГДН75 — 80 л.

Проектирование ящика для сабвуфера с помощью ПО


Следующий этап изготовления сабвуфера своими руками заключается в выборе типа ящика. При помощи программы можно создать проекты четырёх видов ящиков:

• закрытый ящик;

• фазоинвертор;

• бандпас 4-го порядка;

• бандпас 6-го порядка.

У каждого динамика имеются свои как положительные, так и отрицательные стороны. Выбор ящика, по большей степени, следует осуществлять отталкиваясь от самого выбранного динамика. Какой именно ящик подойдёт к динамику лучшего всего, поможет разобраться программа.

Прежде чем создавать проект ящика сабвуфера, нужно смоделировать динамик с параметрами, заложенными в базу данных. Нажмите «New», затем выберете «Own drivers», после чего снова «New», и загрузите свои параметры. Потом подтвердите – «ОК» и закройте – «Close». После создавайте проект на основе этого динамика. Повторите процедуру несколько раз с использованием различных видов ящиков.

Проектирование заключается в варьировании размеров ящиков и настройке частоты фазоинверторов. Программа реагирует на изменения, которые вы вносите, и меняет график звучания в реальном времени в зависимости от частоты. Для настройки частоты фазоинвертора изменяется длина труб и их диаметр. Следите, чтобы размер труб не получился слишком большим, об этом просигнализирует поле Vent mach, которое озарится красным. Идеальным считается тот график, что пересекает линию в -3 дБ на частоте 25-35 Гц, а далее проходит по линии в 0 дБ и спадает до 150-200 Гц. Далее проектирование будет заключено в поиске возможных отклонений.

Виды конструкции короба

Выделяют четыре наиболее популярных вида ящиков для сабвуфера. Конструктивные особенности коробов напрямую влияют на качество звука, получаемого на выходе. Далее вкратце расскажем о них:


Закрытый ящик является самым простым вариантом в моделировании и изготовлении. По сути его название и выражает его суть. Динамик сабвуфера помещается в закрытый деревянный корпус, улучшающий его акустические характеристики. Не составит труда сделать такой корпус, но вот КПД у него самый низкий из всех представленных.

Бандпас 4-го порядка представляет собой корпус, разделённый на камеры, разные по объёму. В одну из них помещён динамик, а в другую воздуховод. Особенность данной конструкции сабвуфера заключается в возможности ограничения частот, воспроизводимых диффузором.

Бандпас 6-го порядка отличается от предыдущего только тем, что имеет ещё один дополнительный воздуховод. Данный тип конструкции – наиболее сложный в проектировании и создании, зато имеет максимальный уровень КПД.

Фазоинвертор – корпус с вмонтированной в него трубкой, выводящей воздух. За счёт этой трубки дополнительно исходит звук от задней части сабвуфера. По качеству звуковых характеристик и сложности изготовления данный тип можно поставить между «ЗЯ» и «Бандпасом».

Чертежи корпуса сабвуфера

Для примера разберём схему. В данной статье мы будем делать короб под сабвуфер с 12-ти дюймовым динамиком. Объём конструкции под него должен составлять 40-50 литров. Рассчитать корпус под сабвуфер не представляет сложности. Вот примерная схема для этого. Только обратите внимание на минимальное расстояние от динамика до стенок ящика. Оно, как весь объём конструкции, просчитывается по внутренней поверхности.

Выбор материала и требуемые инструменты

Необходимые материалы, для создания корпуса сабвуфера:

• Динамики, выбирая которые, необходимо знать отличие в их характеристиках. Обычно в инструкции или на коробке обозначается рекомендуемое оформление именно для данного динамика.

• Лист фанеры, ДВП, ДСП. Количество необходимо просчитать, исходя из размеров будущего корпуса.

• Акустический терминал. Необязательный элемент. Можно просто просверлить пару отверстий, через которые вывести наружу провода из динамика.

• Акустический кабель.

• Герметик либо ПВА.

• Саморезы для дерева.

• Эпоксидная смола.

• Лак либо краска.

• Клей для карпета. Удобен тот, что в баллончике.


• Для фазоинверторного корпуса необходим туннель подходящего размера. Если вы не найдёте нужного в продаже, тогда в магазине строительных материалов приобретите трубу нужного материала. Подойдёт пластиковая, картонная и даже металлическая.

Необходимые инструменты, для создания корпуса сабвуфера:

• Лобзик.

• Шуруповёрт, если нет – отвёртка.

• Рулетка.

• Карандаш или маркер.

• Карпет или другой материал для наружной обтяжки корпуса.

• Ножницы.

Этапы изготовления корпуса

1. Вырежьте стенки корпуса относительно его размеров. Вырезать необходимо, соблюдая размеры, тщательно вымеряя. При сборке щели должны быть минимальные, в идеале части корпуса должны прилегать максимально плотно друг к другу.

2. Промажьте стыки стенок герметиком и соедините их вместе. Закрепите далее их саморезами с шагом в пять сантиметров.

3. Повторно промажьте стыки как снаружи, так и внутри. Не допускайте даже малейших дырочек, так как через них будет слышаться свист при работе сабвуфера.

4. Вырежьте в удобном месте отверстие для акустического терминала.

5. Вырежьте лобзиком отверстие для динамика.

6. Если ящик предусмотрен под фазоинверторный сабвуфер, тогда в соответствующее отверстие на эпоксидную смолу садится соответствующий порт.

7. Для защиты корпуса от влаги, его необходимо покрыть лаком либо краской.

8. Обтяните корпус карпетом или другим материалом, оставляя отверстия под динамик, порт и терминал.

9. Поставьте терминал на своё место и закрепите его саморезами, дополнительно промажьте эпоксидкой.

10. Закрепите на клеммы провода внутри терминала. Второй стороной провода подсоедините к клеммам на динамике. Провода не должны провисать. Длины должно хватать именно для подсоединения.

11. Смонтируйте динамик на место. Стык между динамиком и ящиком уплотните прокладкой. Если такая не шла в комплекте с динамиком, можно использовать поролон или оконный уплотнитель.


12. Закрепите динамик к корпусу саморезами, которые шли с ним в комплекте или любыми другими подходящими.

Изготовление корпуса

Теперь подробнее поговорим о том, как самостоятельно изготовить сабвуфер и монтировать его на автомобиль. Наиболее удобная и универсальная форма корпуса – это немного усечённая пирамида. Так как у большинства автомобилей в стандартном положении заднее сиденье располагается под наклоном в 23 градуса, поэтому задняя стенка сабвуфера наклонена под таким же углом. После определения необходимого пространства, рассчитайте размер корпуса и нарисуйте чертёж корпуса будущего деревянного корпуса.

Закрытый ящик

Переднюю стенку лучше изготовить из ДСП толщиной 23 мм, боковую – 20 мм. Выпилите из материала стенки по размерам, что в чертеже, а затем соберите корпус. Все соединения лучше смазать клеем и закрепить саморезами. Отверстия под них лучше высверлить в 3 мм, а под головки лучше взять сверло диаметром в 1 см. Далее на боковой стороне циркулем сделайте разметку под будущий акустический терминал. Вырежьте их электролобзиком. Терминал под высоким давлением может издавать лишние звуки. Во избежание этого экранируйте его маленькой коробочкой, затем промажьте соединения клеем и закрепите саморезами. Рубанком срежьте все лишние выступы.


Спереди аналогичным способом разметьте и вырежьте отверстие под динамик. Для защиты от влаги пропитайте корпус нитролаком. Также его можно нанести на внутренний торец передней панели. Для большей привлекательности и практичности корпус можно снаружи оклеить карпетом. Клеится он на тот же нитролак. Присоедините динамик к акустическому терминалу и прикрепите их корпусу.

Фазоинвертор

Корпуса для данного типа сабвуферов достаточно громоздкие. Такой сабвуфер сложно рассчитать и настроить, но такой самодельный элемент автомобильной акустической системы имеет более высокий КПД, чем предыдущий вариант. В данном случае параметры также просчитываются при помощи специального программного обеспечения.
Сборка корпуса проводится, как в предыдущем варианте, только его необходимо также тщательно отшлифовать. Далее вырежьте отверстия под фазоинвертор, ручки-карманы и розетку. Установите все крепления и хорошо их проверьте. Корпус можно обтянуть кожей.

Бандпас 4-го порядка

За изготовление корпуса для данного типа сабвуфера стоит браться тем, кто имеет опыт в проведении просчётов, ведь его сложно рассчитать и легко ошибиться в размерах. Зато бандпас выдаёт замечательный звук и имеет хороший КПД. Кроме этого, он хорошо защищён от внешних механических повреждений, так как полностью спрятан в корпус. Расчеты проводятся также при помощи компьютерного ПО, но не только всего корпуса целиком, но и каждой из камер отдельно. Когда будете выпиливать детали, придерживайтесь как можно точнее всех размеров.


Конструкция собирается, как и в предыдущих вариантах. Перегородка с динамиком делается из двух листов ДСП. Изнутри корпус обклеивается шумопоглощающим материалом, ватином, например. Клей наносится небольшими штрихами по всей площади. Нельзя лить много клея во избежание возникновения статических свойств. Можно дополнительно закрепить конструкцию строительным степлером. Припаяйте провода к клемме и динамику. Заднюю камеру необходимо полностью загерметизировать. Наибольшая герметичность достигается благодаря жидким гвоздям и скотчу, наклеенному поверх шва.

Раструб фазоинвертора делается путём нагревания краёв при помощи банки и их расширения. В пропиленное лобзиком в крышке отверстие помещается карпет с фазоинвертором. Соединения промажьте жидкими гвоздями. Крышка с фазоинвертором сзади обклеивается шумопоглощающим материалом. Готовый сабвуфер соберите и обклейте карпетом.

Бандпас 6-го порядка

Это самый сложный в сборке и расчётах сабвуфер. Сюда без основательной подготовки не стоит и подходить. Сравним с предыдущим вариантом, но выдаёт гораздо больший частотный диапазон. КПД и мощность его тяжело рассчитывать даже с помощью имитационных программ. Как правило, все параметры подбираются исключительно по личным предпочтениям.

Конструкция корпуса многим сложнее, чем в предыдущих вариантах. Чтобы соединения вышли значительно прочнее, их выполняют из деревянных брусков, закрепляющихся саморезами. Все детали вырезайте строго по просчитанным размерам. Всё делается далее по технологии, аналогичной с бандпасом четвёртым, только в качестве дополнительного звукоизоляционного материала используйте вату.

Это интересно! Рекордсмен Книги рекордов Гиннеса Тим Стормз воспроизводит ноту соль субконтроктавы на частоте 0.189 Гц. Этот звук настолько низок, что даже сам певец его не может услышать.

Самодельный сабвуфер-стелс


Данный тип сабвуфера максимально спрятан и почти не занимает в багажнике место, поэтому его очень удобно использовать в автомобиле. Он устанавливается обычно в багажнике за задней аркой.
Для хорошего динамика требуется корпус в 18 литров, а порой и больше. Корпус можно слегка вынести вовнутрь багажника, а также разместить сабвуфер в нише, которая предназначена для «запаски».

Монтируя сабвуфер-стелс, необходимо его переднюю панель немного выдвинуть и соединить с обивкой багажного отделения. Из гофрированного картона необходимо соорудить форму, склеив его куски малярным скотчем. Соберите каркас усилителя и примерьте оборудование. Далее сделайте облицовочную панель из стеклопластика для усилителей, которые уже установлены на каркасе.

Закройте все промежуточные места между пластиком скотчем и полиэтиленом. Затем всё прикручивается саморезами к коробке корпуса. Гофрированный картон используется в качестве опалубки, для устранения зазоров в корпусе. Для придания более привлекательного внешнего вида необходимо воспользоваться стеклопластиком и шпаклёвкой. Установите сабвуфер в заднее крыло и выровняйте неровности наждаком. Обклейте корпус карпетом и прикрепите динамик.

Подсветка на сабвуфере

Для подсветки сабвуфера можно использовать как светодиоды, так и диодную ленту. У светодиодов имеются два контакта: анодный (А) и катодный (К). Для правильного подключения светодиодов необходимо присоединить контакт А к плюсу на питании, К – к минусу. К Аноду припаиваются резисторы каждого по отдельности светодиода.
Заранее определите, как будете крепить светодиоды внутри сабвуфера. Лучше их разместить так, чтобы они держались вместе и крепко. Датчик эквалайзера необходимо располагать от сабвуфера подальше, чтобы он не повредился.

Если в качестве подсветки применять светодиодную ленту, то закрепление диодов заменено монтажом ленты. Это облегчит вам установку, так как они уже тщательно подогнаны друг к другу и хорошо закреплены. Монтировать ленту достаточно просто внутрь сабвуфера на двусторонний скотч. При помощи этого варианта можно варьировать различные дизайнерские решения. Например, кольцо из светодиодов вокруг динамика, яркость и цвет которого можно подобрать как вам угодно.

Каждый автовладелец, который тюнингует свой автомобиль, руководствуется по большей части только своими предпочтениями, вкусом и фантазией. То, что советуют специалисты, принимается, как правило, в качестве рекомендаций. То же самое можно сказать о том, как создавать сабвуферы самостоятельно с дальнейшей их установкой.

Подписывайтесь на наши ленты в
Facebook,
Вконтакте и
Instagram:
все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?
Да Нет

auto.today