Как восстановить аккумулятор кислотный – Как восстановить кислотный аккумулятор — Восстановление свинцово-кислотного аккумулятора. — 22 ответа

Содержание

Как восстановить кислотный аккумулятор

Для восстановления емкости свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора существует два распространенных способа. Первый способ заключается в многократной зарядке в течение длительного времени. Второй отличается быстротой выполнения.

Вам понадобится

— зарядное устройство;
— аммиачный раствор трилона Б.

Спонсор размещения P&G
Статьи по теме «Как восстановить кислотный аккумулятор»
Как зарядить автомобильный аккумулятор
Как поставить аккумулятор в машину
Как купить аккумулятор автомобиля

Инструкция

1

Суть первого способа – многократная зарядка аккумулятора малым током с перерывами между циклами зарядки. Во время первого и последнего цикла напряжение на клеммах аккумулятора возрастает и эффект от подзарядки падает. В перерыве между циклами зарядки выравниваются электродные потенциалы пластин, распределяется плотность электролита и снимается напряжение АКБ. В процессе такого способа зарядки плотность электролита повышается, и емкость аккумулятора увеличивается.

2

Для выполнения циклической зарядки, подключите к аккумулятору зарядное устройство. Установите силу зарядного тока, равную 4-6% от номинальной емкости АКБ. Длительность каждого цикла заряда должна быть 6-8 часов. Длительность перерыва между циклами заряда 8-16 часов. Количество циклов заряда 4-6. Когда плотность электролита достигнет нормального значения для данного типа аккумулятора, а напряжение на каждой секции достигнет 2,5-2,7 В, прекратите заряд.

3

Второй способ используйте при необходимости восстановить емкость аккумулятора за короткое время (менее 2 часов). Разряженную АКБ предварительно зарядите любым способом. После завершения процесса слейте весь электролит и промойте батарею дистиллированной водой 2-3 раза. Затем залейте аммиачный раствор трилона Б (этилендиаминтетрауксуснокислого натрия), состоящий из 2% трилона Б и 5% аммиака. Выдержите раствор в батарее в течение часа.

4

Указанный раствор проведет десульфатацию пластин АКБ. При этом будет выделяться газ с появлением брызг на поверхности раствора. При завершении процесса газовыделение прекратится. Если пластины сильно сульфатированы, повторите обработку. После завершения обработки слейте раствор, промойте батарею дистиллированной водой 2-3 раза и заполните электролитом с нормальной плотностью. Проведите зарядку аккумулятора согласно рекомендациям в паспорте до его номинальной емкости.

5

Аммиачный раствор трилона Б приобретите в автомагазине или закажите в химической лаборатории. Храните его в темном месте в герметичной емкости.

Как просто

masterotvetov.com

Восстановление свинцово кислотных аккумуляторов, правила эксплуатации

Как и любой аккумулятор, со временем свинцово-кислотная АКБ выходит из строя. Однако, при определённых условиях ее возможно вернуть к “жизни”. Делается это в несколько этапов.
Прежде чем освещать тонкости восстановления нерабочих аккумуляторов, кратко пройдемся по общим положениям – устройство и параметры этого вида элементов питания.

Как всё устроено

Построение свинцово-кислотной АКБ различного предназначения и разных производителей имеет приблизительно следующий вид:

  1. контейнер-корпус из инертного и стойкого материала;
  2. корпус содержит несколько модулей-банок (обычно шесть), которые соединяются способом адекватным предназначению;
  3. каждая модуль-банка содержит плотные пакеты, которые состоят из заряженных пластинок (свинцового катода, а также анода с диоксидом свинца). Каждая пара пластин дает ток. А их соединение увеличивает общее выдаваемое напряжение;
  4. пакеты заливаются раствором серной кислоты, специально разбавленной нужным количеством дистиллированной воды для формирования определенной плотности.

Откуда берется энергия?

Аккумулятор, по сути, ёмкость с раствором кислоты, в которую погружены свинцовые электроды. При подаче на электроды нагрузки начинает происходить химический процесс – окисление свинца.  На аноде происходит восстановление, а на катоде – окисление. При разряде роли анода и катода меняются.

Параметры

Состояние АКБ определяет ее заряженность. Она зависит от многих факторов. Точно определить её можно только с помощью специальных приборов, отслеживающих как заряд, так и разряд батареи за несколько циклов. Также заряженность устройства можно определить менее точно путем проверки напряжения на контактных клеммах АКБ, что делается обычным цифровым вольтметром.


Нормальным напряжением считается 12,5-12,7 В. Также подходит способ измерения заряженности батареи путем измерения плотности электролита. Такая процедура осуществляется ареометром.
Напряжение является параметром, по которому происходит формирование характеристики о состоянии и степени заряженности. Оно измеряется на клеммах вольтметром. Важно чтобы перед проверкой напряжения, не имелось зарядных или разрядных токов в течение нескольких часов иначе показания вольтметра ничего не скажут о состоянии АКБ.

Особенности эксплуатации в северных широтах

Плохой новостью для полярников могло бы стать то, что характеристики аккумулятора при низких температурах стремятся к деградации. Однако хорошая новость заключается в том, что у свинцово-кислотных аккумуляторов, это ухудшение не так значительно, по сравнению с АКБ других типов.
Для примерной оценки можно рассчитать насколько ухудшаться параметры при той или иной температуре окружающей среды. Первая засечка отсчета начинается на уровне +20 градусов. Далее при падении температуры на 1 градус, емкость аккумулятора снижается на 1%.
Нетрудно подсчитать, что зимой, при 30 градусном морозе, аккумулятор может потерять до половины своей емкости.
Самым плохим в этой ситуации является то, что после мороза АКБ повреждается. Пластины получают необратимые изменения из-за повышения вязкости раствора и образования в нем замерзших областей.
Какие выводы можно сделать из этого факта? Хранить батарею на морозе – опасно!

Реанимация неработающей батареи

В первую очередь осуществляется очистка емкости АКБ от разного мусора, накопившегося на дне, так как мусор часто является непосредственной причиной замыкания. Электролит удаляется, а ёмкость батареи тщательно промывается. Удобно использовать узкий измеритель плотности – он способен всасывать оставшиеся крошки.
После очистки от мусора можно приступать ко второму этапу. При формировании явного налета соли на пластинах, понадобится специальная десульфатирующая присадка. С её помощью убрать налет или нормализовать работу пластин не составит труда. Важно помнить, что разные присадки используются по-разному, поэтому нужно пользоваться инструкцией.
Завершающим шагом является так называемая «раскачка батареи». Для этого применяется ЗУ, способное выдавать ток на уровне 0,1 А или меньше. В продаже есть много моделей, имеющих режим восстанавливающий батарею. Итак, требуется подключить устройство к аккумулятору и выбрать ток 0,1 А. При этом нужно наблюдать за реакцией — если электролит пузырится, то понижаем значение тока. Напряжение на уровне 14 В.
Восстановление свинцовых аккумуляторов включает следующие этапы (резюмируя вышесказанное):

  1. Удаление грязи, промывка;
  2. Очистка пластин;
  3. Раскачка.

Для качественной эксплуатации важно понимать причины, по которым элемент питания теряет свои качества. Для этого переходим к следующему разделу стати.

Сульфатация катодов– тихая смерть

Со временем на электродах формируются кристаллики сульфата свинца ( так называемая сульфатация электродов). Такое явление возникает при продолжительных разрядах, снижении уровня электролита, при наличии быстрого саморазряда. Так признаками сульфатации электродов являются:

  • Снижение емкости батареи;
  • Понижение уровня плотности электролита;
  • Резкое падение напряжения в момент запуска двигателя;
  • Сильное увеличение напряжения в процессе зарядки.

При сульфатации электродов АКБ быстро разряжается из-за снижения емкости. Происходит сильное падение напряжения даже при включении стартера. Но в большинстве случаев сульфатированые электроды можно восстанавливать.

Реанимация сульфированных катодов

С целью восстановления емкости электродов используются способы:

  • Продолжительный заряд малыми токами;
  • Зарядка с дистиллированной водой;
  • Разрядка малыми токами;
  • Кратковременно заряжать током, превышающим стандартный в 10 и больше раз.

Как правильно кипятить электролит?

На самом деле процесса кипения при зарядке следует избегать. При подключении нагрузки серная кислота восстанавливается, плотность электролита нарастает и при длительной зарядке начинает доминировать электролиз воды. Кислород и водород в виде газа начинают покидать раствор, что внешне напоминает кипение.  Вода при этом испаряется, жидкость увеличивает свою плотность и есть большая вероятность воспламенения водорода. Поэтому данное явление следует держать под контролем, воду – своевременно доливать, кипячение – останавливать.

Процесс ухода за батареей

Не всем автовладельцам известно, что новый аккумулятор также нуждается в подзарядке. Для нового устройства используются стандартные ЗУ.


Перед самим процессом устройство заливается раствором кислоты и оставляется для осуществления пропитки на 3-4 часа. Дальше снимаются пробки с банок. Подсоединяются клеммы ЗУ к аккумулятору, и устройство включается. Заряжать новую батарею требуется малым током. Лучше это делать, поставив на регуляторе минимальное значение. Процесс длится около 2-3 часов, не дольше. По завершению процесса, надо проверить плотность электролита. Делается это ареометром.
Также стоит отметить, что при зарядке аккумулятора импульсным током существенно уменьшается его ресурс. Поэтому не рекомендуется использовать его, особенно для новых батарей.

Правила эксплуатации

При использовании на автотранспорте происходит неизбежное протекание жидкости. Из под пробок просачивается небольшие лужицы, которые соединяясь создают электрический мост приводящий к саморазряду. Для того, чтобы этого избежать следует периодически протирать корпус особой жидкостью. Главный эффект должен быть в купировании возможности вытекшего электролита проводить ток, для этого и подбирают состав жидкости для протирания. Обычно это является раствор соды или густая смесь воды и хозяйственного мыла.
В жаркую погоду жидкость испаряется, плотность жидкости увеличивается и ёмкость АКБ падает. Поэтому следует своевременно доливать дистиллированную воду, для устранения этого эффекта.


Both comments and trackbacks are currently closed.

xreco.ru

Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками

Любая аккумуляторная батарея может выйти из строя вследствие разных причин. Прежде чем думать об ее утилизации, никогда не помешает понять, что конкретно с ней произошло и можно ли восстановить ее. Нередко оказывается так, что АКБ можно возвратить к жизни тем или иным способом, и она может работать еще долгое время. Безусловно, всегда важно помнить о том, что восстановление аккумуляторов — процесс, требующий конкретных навыков с соблюдением определенной техники безопасности. Но если самостоятельно этому научиться, можно значительно сократить свои денежные расходы. Чтобы разобраться с тем, как проводится ремонт автомобильных аккумуляторов, нужно понять, как они функционируют.

Устройство и принцип работы

Содержимое автомобильных аккумуляторов помещено в прочный пластиковый корпус. Внутри него есть две свинцовые пластины, имеющие заряды со знаками «плюс» и «минус», а также жидкий электролит в виде серной кислоты. Материалом для изготовления пластин может служить не только свинец. Например, во многих современных батареях они изготовлены из сплавов никеля или кадмия. Подробнее об устройстве аккумуляторов →

Когда к батарее подается ток определенной величины, она начинает накапливать энергию и преобразовывать ее в электрическую. При достижении предела емкости аккумулятор становится накопителем энергии с напряжением на выходе 12 В.

Почему аккумулятор перестает работать

При каждом цикле «заряд-разряд» пластины АКБ постепенно повреждаются вследствие интенсивных электрохимических процессов внутри автомобильных аккумуляторов. Кроме того, автоаккумулятор не любит глубокого разряда и постоянного использования при высоком напряжении. И в том, и в другом случае происходит процесс, который называется сульфатация. Иными словами, на пластинах (если они свинцовые) образуется труднорастворимый сульфат свинца, который, в конечном итоге, и становится главной причиной выхода батареи из строя. Если пластины батареи целые, на них можно увидеть белый налет. В таком случае показана десульфатация аккумулятора.

Когда восстановление невозможно

Если электролит внутри оказался черного или буро-коричневого цвета, вероятнее всего, восстановление АКБ уже невозможно. Если батарея разбухла и вздулась, ее сразу следует утилизовать.

Пластины могут осыпаться или рассыпаться вообще, вследствие чего в батарее может произойти замыкание одной или нескольких «банок». После замыкания восстановление автомобильного аккумулятора также проводить не рекомендуется. Поэтому всегда нужно смотреть, что произошло внутри АКБ, прежде чем заниматься ее восстановлением — разумеется, соблюдая возможную технику безопасности.

Чтобы не доводить источник питания до такого состояния, соблюдайте правила эксплуатации аккумуляторных батарей.

Восстановление автомобильного аккумулятора

Несмотря на то, что никаких пошаговых руководств по восстановлению аккумуляторных батарей нет, многие автолюбители уже давно проводят восстановление свинцово-кислотного аккумулятора своими руками.

В популярных изданиях и даже на улице до сих пор часто мелькают объявления о том, что кто-то занимается скупкой старых кислотных аккумуляторов. Обычно такие скупщики сами «реанимируют» старые АКБ, а потом продают их по умеренным ценам.

Есть много способов, как провести самостоятельное восстановление аккумулятора автомобиля. Один из самых надежных и популярных — с помощью специальной присадки. Перед началом процесса старый электролит из батареи сливается, а внутренность тщательно промывается дистилированной водой. Заодно, по ходу дела, оценивается и состояние аккумулятора: как выглядят пластины, насколько хорошо сохранился пластиковый корпус, и так далее.

В электролите, имеющем плотность 1,28 гр/см3, растворяется десульфатизирующая присадка, и раствор оставляется в таком состоянии на два дня. Все необходимые пропорции указаны в руководстве по использованию присадки. Электролит заливается в батарею с обязательной проверкой его плотности. Пробки «банок» АКБ вывинчиваются, и включается зарядное устройство. Проводится несколько циклов «заряда-разрядки» батареи для поднятия уровня ее емкости. Весь процесс зарядки проводится током с показателями 10% от максимального.

Аккумулятор не должен сильно нагреваться, нельзя допускать его «закипания». Следить за показателем напряжения: при его стабилизации от 13,8 до 14,4 В уменьшить подачу тока до 5%. Ждать около двух часов, контролировать показатель плотности в электролите. Если в течение этого времени она остается неизменной, батарея зарядилась, и можно прекращать процесс зарядки.

Если плотность электролита выше требуемой, ее нужно скорректировать с помощью дистилированной воды, а если она, наоборот, выше, долить в батарею электролит более высокой плотности.

Теперь необходимо снова разрядить АКБ путем подключения нагрузки в виде небольшой лампочки. Ток подавать небольшой, 1 А для 12-вольтовой батареи, либо 0,5 А для 6-вольтовой. Контролировать напряжение до его понижения: 10,2 В для АКБ в 12 В, либо 5,1 В для АКБ в 6 В. Засечь время и вычислить емкость, приобретенную аккумулятором после восстановления. Для этого ток разряда умножается на его время. Если емкость небольшая, цикл повторяется.

В заключение долить в батарею небольшое количество десульфатизирующей присадки и завинтить пробки обратно. Как показывает практика, такой аккумулятор будет работать еще несколько лет.

Восстановление методом переполюсовки

Немного из курса химии и о качестве аккумуляторных пластин

Прежде чем проводить восстановление свинцовых аккумуляторов с помощью переполюсовки, необходимо еще раз напомнить себе о том, что две свинцовые пластины внутри него содержат разные заряды: одна, состоящая непосредственно из свинца, «минусовая», а другая, из диоксида свинца — «плюсовая». Обычно наиболее жесткому процессу десульфатации подвержена именно диоксидовая пластина. Это хорошо видно на примерах некоторых аккумуляторов китайского производства, которые могут быть неважного качества.

Если речь заходит о таком методе восстановления, как переполюсовка аккумулятора, опытные автомобилисты в один голос утверждают, что качество любого старого аккумулятора советского производства отличается завидной прочностью свинцовых пластин, и поэтому даже самый «махровый» экземпляр теоретически подлежит восстановлению таким способом. В практике встречались случаи, когда батарея, простоявшая где-нибудь в гараже 20 лет и более, неплохо поддавалась процессу восстановления. Рассказывают, что емкость в подобных случаях удавалось возвращать на 70%.

Процесс переполюсовки: меняем полярность

Аккумулятор разряжается до нулевых показателей напряжения, что контролируется замерами вольтметром на его полюсах. Чтобы разрядка осуществилась быстрее, к батарее подключается нагрузка в виде небольшой лампочки. Обычно, если емкость батареи низкая, то она разряжается быстро, и лампочка перестает гореть. Затем меняется полярность АКБ: плюсовые пластины становятся минусовыми, а минусовые — плюсовыми. Зарядку аккумулятора проводить уже с этой переполюсовкой.

Переполюсованный аккумулятор: заряжаем правильно

Очень важно помнить о том, что показатель тока при зарядке переполюсованной АКБ не должен превышать 2 А. Если ток будет больше, и без того ослабленные пластины, особенно плюсовые из диоксида свинца, могут совсем разрушиться. Переполюсованный аккумулятор начнет очень сильно и быстро нагреваться. Максимальная температура его нагрева — 50°С , при этом, 60°С — это уже верхняя, критическая отметка. Напряжение — 14,2-14,4 В.

Если температура нагрева становится выше 60°С, следует сразу уменьшить ток до 1,5А следующим образом: снизить напряжение до 14,2 или даже 14 В, но не ниже 13,8 В. Далее заряжать аккумулятор при таких показателях. Зарядиться он должен, как обычно, до 12,7 В. Если переполюсовывается батарея неизвестного, сомнительно производства, лучше сразу снизить показатель тока до 1,5 А, потому что 2 А — это довольно большое напряжение.

Конечно, во время процесса зарядки после переполюсовки напряжение будет расти, а банки аккумулятора нагреваться. Когда банки начнут «кипеть», а напряжение достигнет 14 В и выше, аккумулятор нужно снять с зарядки и проверить нагрузочной вилкой. Как правило, все сульфаты при таких интенсивных процессах кипения растворяются, и переполюсованный аккумулятор восстанавливает свою емкость примерно до 80 %.

Метод двойной переполюсовки: батарею следует вновь разрядить лампочкой и перенести клеммы на прежние места. Затем опять разрядить аккумулятор «в ноль» и зарядить снова. После такой переполюсовки аккумулятора может полноценно работать 2-3 года.

Восстановление АКБ, не подлежащих обслуживанию

Понятие необслуживаемых батарей специально было введено их производителем, чтобы владельцы автомобилей меняли их как можно чаще. Здесь автомобилисты тоже могут рассказать, как осуществить восстановление аккумулятора, якобы не подлежащего никакому обслуживанию.

Вначале нужно, надев перчатки, осторожно перелить электролит из АКБ в подходящую емкость, после чего начать зарядку батареи, выставив напряжение в 14 В. Пару часов спустя нужно прислушаться к процессам, которые будут происходить в аккумуляторе: начало образования газов всегда происходит при специфическом шипении. Если газы образуются слишком интенсивно, подачу тока следует уменьшить и через некоторое время прекратить зарядку. Батарею оставить в таком положении в течение двух недель.

За 14 дней вода превратится в электролит, а свинцовый сульфат станет серной кислотой. Затем жидкость сливается из батареи, и процесс опять повторяется. После того, как пластины максимально очистятся, можно залить внутрь АКБ обычный электролит и зарядить батарею в обычном режиме.

О том, как восстановить гелевый аккумулятор, читайте здесь →

Таким образом, каждый из предложенных методов восстановления автомобильных аккумуляторов требует определенных усилий, внимательности и осторожности, но если эти способы будут освоены и применены на практике, можно на какое-то время избавиться от необходимости дополнительных финансовых расходов.

batteryk.com

Как восстановить автомобильный аккумулятор — методы

Не каждый автолюбитель знает, как восстановить автомобильный аккумулятор. А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов. На сегодняшний день существуют четыре основных способа продления эксплуатации любого аккумулятора.

Содержание статьи

Восстановление малым током

Аккумулятор отвечает за процесс беспрерывных поставок требуемого напряжения. Соответственно, они являются незаменимой составляющей работы определенных механизмов машины и ее и приборов. Всем известно, что ничто не вечно. В итоге каждый автомобиль нуждается в регулярных техосмотрах с целью определить негодные детали. Как правило, любой аккумулятор (наиболее распространенные – кислотный щелочной и литиевый) можно отремонтировать. Этот вариант лучше, чем сразу бежать в магазин за новым.

Что же касается кислотно-щелочных (их также называют свинцово-гелиевыми), то их структура представлена следующим образом – пара пластинок типа «плюс-минус» из свинца в серной кислоте. Именно они наиболее распространены в сфере автомобилестроения и в производстве карманных фонариков. Тем не менее, служит такой аккумулятор относительно недолго.

Первый способом восстановление акб – использование неоднократной подзарядки при помощи тока небольшой силы. При этом зарядный процесс должен предусматривать временные отрезки между подзарядками. Таким образом, начиная от первой подзарядки и заканчивая последней, напряжение, находящееся в батарее, постепенно растет и как результат – она прекратит воспринимать сам заряд.

Паузы необходимы для того, чтобы потенциалы электродов, находящиеся в глубине массы самих пластин и на их поверхности, выровнялись, что делает восстановление более безопасным. Параллельно самый плотный электролит начинает течь непосредственно из пор самих пластин в пространство, расположенное между электродами.

Вместе с циклическим зарядом и вместе с ростом емкости батареи плотность самого электролита тоже повышается. Необходимо дождаться того момента, когда напряжение секции будет равно двум с половиной вольтам, а показатель плотности достигнет нормального уровня. Только тогда автомобильный аккумулятор должен «отдохнуть». Такой цикл следует повторять до восьми раз. Также сам ток заряда должен быть ровно в десять раз меньше самой емкости заряжаемой батареи.

Замена электролита

Непосредственное восстановление батареи можно провести и при помощи способа замены. Для этого нужно полностью слить электролит, а потом несколько раз тщательно промыть аккумулятор горячей водой. После этого потребуются три чайных ложки обыкновенной соды, которые нужно разбавить в ста миллилитрах воды. Полученную жидкость необходимо прокипятить, влить вместо электролита, а после двадцати минут – слить. Такое действие нужно повторить несколько раз, с последующим троекратным промыванием той же горячей водой.

Данный способ отлично подходит для батарей авто. Последний этап этого процесса оканчивается вливанием новенького электролита и суточной зарядкой. После этого аккумулятор заряжают по шесть часов десять дней подряд. Зарядное устройство должно иметь следующие характеристики – напряжение не больше шестнадцати вольт, но не меньше четырнадцати, а сила тока не больше десяти ампер.

Обратная зарядка

Восстановление при помощи обратной зарядки тоже возможно. Тем не менее, этот способ предусматривает наличие довольно мощного источника самого напряжения (тот же сварочный аппарат). Он должен обладать напряжением не менее двадцати вольт с силой тока не менее восьмидесяти ампер. Раздобыв необходимое устройство, следующим шагом становится открытие пробок банок и их обратная зарядка. Чтобы провести такую зарядку, нужно прикрепить «плюс» зарядного прибора к «минусу» батареи, а к ее «плюсу» – «минус» зарядного прибора.А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов. 

Во время процесса зарядки акб будет кипеть, но ничего страшного. Сама зарядка должна длиться не меньше и не больше получаса, после чего старый электролит сливается, емкость промывается горячей водой и только тогда можно вливать новый электролит. Следующим действием становится использование иного зарядного прибора с током до пятнадцати ампер. Им заряжают акб целые сутки.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

При помощи последнего, четвертого способа аккумулятор реально восстановить меньше чем через один час. Если он полностью разряженный, то его следует предварительно зарядить. После этого также полностью сливают электролит и промывают несколько раз водой. Дальше необходимо влить в промытую емкость аккумулятора раствор трилона Б аммиачного типа, который включает в своем составе два процента этого же трилона и пять процентов самого аммиака. При его помощи проводится процесс так называемой десульфатации, который длится до одного часа. Во время данного процесса происходит характерное выделения газа и возникновение небольших брызг на поверхности влитого раствора.

После всего вышеописанного необходимо промыть аккумулятор несколько раз простой дистиллированной водой с последующим влитием электролита приемлемой плотности. Потом проводится зарядка батареи и ее можно считать полностью отремонтированной. Подведя итоги можно сказать, что, в целом, восстановление автомобильного аккумулятора можно считать не очень сложным делом.

Я могу с уверенностью сказать, что прекращение выделение газа свидетельствует о завершении десульфатации. Если же сульфатация чересчур сильна, то необходимо повторить процесс обработки, чтобы восстановить акб полноценно. 

Видео “Как восстановить емкость старого аккумулятора”

На записи показан способ зарядки свинцового аккумулятора в домашних условиях.

mineavto.ru

как восстановить аккумулятор

Как восстановить аккумулятор — статья будет полезна и владельцам мотоциклов.

Восстановить аккумулятор автомобиля или мотоцикла конечно же можно, но успех будет зависеть не только от правильности действий в каком то конкретном случае, но и от того, в каком состоянии находится конкретная батарея. Ведь некоторые слишком запушенные или замороженные батареи можно пытаться восстанавливать, но толку в этом не будет. Всё зависит от вида неисправности аккумулятора, которые мы рассмотрим в этой статье и рассмотрим какие из неисправностей можно исправить и каким способом, а какие можно даже не пытаться.

Некоторые обеспеченные водители просто выбрасывают заглючившую батарею и покупают новую. Но большинство не слишком состоятельных автовладельцев начинают задумываться, а можно ли продлить жизнь аккумулятору на какое то время?

Смысл восстановления аккумуляторов, особенно если они сделаны адекватным производителем, конечно же есть. И некоторым качественным батареям, можно с помощью грамотных восстановительных работ продлить «жизнь» на пару-тройку лет, а иногда и больше. А ведь некоторые новые батареи каких то левых фирм, иногда не протягивают и пары лет и отправляются на помойку.

Поэтому если у вас аккумулятор от нормального производителя, и с ним что то не в порядке (об этом ниже) то есть смысл заняться его восстановлением, прежде чем отправляться за поиском нового. Ведь часто новый аккумулятор может прожить даже меньше восстановленного старого и это в наше время не удивительно. А как правильно выбрать батарею среди огромного количества левака, я написал несколько статей:

как правильно выбрать аккумулятор 1

как правильно выбрать аккумулятор 2

как правильно выбрать аккумулятор 3

К тому же следует иметь в виду, что если батарея не заряжается на автомобиле (села и не прокручивает стартер) то это не значит, что батарея неисправна. Неисправность аккумулятора и просто недозаряд, это конечно же разные вещи. Ведь часто проблема может быть в генераторе, реле-регуляторе, проводке машины и т.д. Поэтому чтобы понять причину, сначала следует проверить автомобильную зарядку.

Для этого замеряем напряжение на батарее перед заводкой двигателя, потом заводим двигатель и опять подключив к полюсным штырям щупы вольтметра, замеряем напряжение на средних оборотах — оно должно повыситься и быть в пределах 13 — 13,5 вольт, на максимальных оборотах 14,5 вольт.

Если напряжение менее 12 вольт и не повышается с ростом оборотов двигателя, то следует искать проблемы в зарядке машины (как восстановить генератор иномарки и реле-регулятор читаем тут), а аккумулятор просто следует снять с автомобиля и подзарядить с помощью зарядного устройства.

Если же зарядка на автомобиле есть, а аккумулятор всё равно не заряжается, даже от зарядного устройства (не берёт заряд) или берёт, но быстро разряжается, то значит батарея неисправна. Какая именно неисправность, это можно выявить, но об этом чуть ниже.

Как все знают, батареи бывают обслуживаемые и необслуживаемые. И разумеется обслуживаемые батареи восстановить гораздо легче, чем необслуживаемые, но об этом ниже, а сначала рассмотрим какие бывают неисправности автомобильных батарей. И рассмотрим, можно ли восстановить какую то неисправность и как это сделать.

Сульфатация пластин.

Это самая распространённая неисправность кислотных батарей, которая возникает в результате систематического недозаряда (например из-за проблем с реле-регулятором или генератором), или из-за длительного хранения разряженной батареи с электролитом, из-за разряда батареи ниже допустимого предела (как правило 10 — 10,5 в), понижения уровня или изменения плотности электролита, на пластинах образуется белый налёт из крупных кристаллов сернокислого свинца, называемого сульфатом.

Покрытые сульфатом пластины или их участки, перестают участвовать в химической реакции. При этом уменьшается ёмкость батареи (чем больше площадь пластин покрыта сульфатом, тем меньше ёмкость батареи) и она становится непригодной к эксплуатации. При частичной сульфатации работоспособность батареи, даже необслуживаемой, вполне возможно восстановить и об этом будет написано ниже.

Признаками частичной сульфатации пластин аккумуляторной батареи являются быстрое повышение напряжения и температуры электролита при зарядке, а так же бурное газовыделение и кипение электролита. При этом плотность электролита увеличивается совсем чуть чуть.

А при подключении нагрузки, особенно таких мощных потребителей как стартер или инвертор, батарея быстро разряжается из -за малой ёмкости. Если сульфатация небольшая (частичная), то восстановить аккумулятор можно несколькими способами, которые будут описаны ниже.

Например проведением одного или нескольких циклов заряд разряд. Для этого батарею следует полностью зарядить и довести плотность электролита до нормальной величины путём добавления электролита повышенной плотностью 1,4 г/см (а при необходимости и дистиллированной воды). После этого батарею следует разрядить через лампу током силой 4 — 5 ампер (для батареи 55 а/ч) до напряжения 10,5 вольт (примерно 1,7 вольт в каждой банке). После разряда батарею следует снова полностью зарядить, током не более 5 А, но лучше меньше раза в два.

Устранить частичную сульфатацию на необслуживаемых (герметичных) батареях вышеописанным способом не получится, так как доливать электролит, чтобы повысить плотность нет возможности. Для таких батарей получится избавиться от частичной сульфатации если применить специальное зарядное устройство, которое будет делать заряд разряд в импульсном режиме. Но такие зарядные устройства от авторитетного производителя (китайские не в счёт) стоят довольно дорого.

Но можно сделать несложное приспособление своими руками, которое можно будет подключить к обычному зарядному устройству и оно будет циклично заряжать и разряжать батарею, и таким образом с помощью импульсов устранять (проще говоря встряхивать) частичную сульфатацию. То есть будет происходить так называемая реверсивная зарядка, устраняющая плёнку сульфата на поверхности пластин батареи.

Для этого понадобится лампочка от фары (50 — 60 ватт), восьмёрочное реле поворотов (от ВАЗ 2108-09) и дополнительное реле (номер реле 112.3748). Реле поворотов следует аккуратно вскрыть и заменить штатный конденсатор на кондёр чуть большей ёмкости ( какая ёмкость при каких секундах ниже), что бы увеличить паузу между циклами заряда и разряда, но не более 10 секунд. Чем больше ёмкость конденсатора, тем больше пауза между циклами.

10uF=0,5 сек. — 0,5 сек;
22uF=1,5 сек. — 1,3 сек;
47uF=2,6 сек. — 3,7 сек.

Но достаточно сделать паузу между циклами заряд-разряд 8 -10 сек.

Всё подключается по схеме, приведённой слева. Таким способом обычное недорогое зарядное устройство будет работать в реверсивном режиме и устранять сульфатацию на пластинах.

Сколько времени потребуется для восстановления какой то батареи точно написать разумеется не получится, всё зависит от площади сульфатации пластин, чем она больше, тем дольше и труднее восстановить аккумулятор.

Так же довольно распространён способ избавления от сульфатации с помощью специальной жидкости для десульфации, которую иногда можно встретить в продаже. Такая жидкость в паре с зарядно-разрядным процессом, иногда помогает восстановить даже слишком засульфатированные батареи.

Кстати можно приготовить десульфатный раствор и самому. Он состоит из добавления в электролит 2% трилона Б и 5% аммиака. Старый электролит сливают из батареи и заливают электролит с раствором этих химикатов или с готовой (покупной) присадкой (присадка растворяется долго, примерно сутки) и откорректировав плотность электролита, делают зарядно-разрядный цикл (полезно делать с помощью схемы описанной выше).

После этого следует слить раствор и промыть батарею дистиллированной водой, после этого залить свежий электролит нужной плотности, проверить зарядку и по необходимости зарядить батарею ещё раз.

Ускоренный саморазряд.

Такая неисправность тоже довольно распространена. Это бывает вследствие образования в активной массе пластин местных токов. Местные токи появляются при возникновении электродвижущей силы между окислами активной массы и решёткой пластин. Кроме того, при длительном хранении аккумуляторно батареи плотность электролита в нижних слоях становится больше, чем в верхних. Это приводит к появлению разности потенциалов и возникновению уравнительных токов на поверхности пластин. Нормальный саморазряд исправной батареи составляет до 10% за 14 суток.

Исправная малообслуживаемая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55А или 6 СТ-65А при хранении разряжается примерно на 0,2…0,3% в сутки. Если в течении одного месяца аккумулятор разряжается более чем на 10 % при температуре окружающей среды +20+(-)5°С, то такой саморазряд считается ускоренным и является признаком неисправности батареи.

Причинами ускоренного саморазряда могут быть: загрязнение поверхности батареи, применение для доливки обычной ( недистиллированной) воды, содержащей щелочи и соли; попадание внутрь аккумуляторов металлических частиц и других веществ, способствующих образованию гальванических пар. Для устранения неисправности следует протереть поверхность батареи или заменить электролит соответствующей плотности (1,25 — 1,26 для юга и 1,28 — 1,29 для северных регионов), перед заменой электролита следует обязательно промыть банки внутри дистиллированной водой.

Замерзание электролита при минусовой температуре.

Такая неисправность разумеется бывает только при халатном отношении водителя. Ведь ухоженная и полностью заряженная батарея с электролитом нормальной плотности, предназначенного для конкретного региона (о плотности в регионах написано выше) никогда не замёрзнет, так как при плотности электролита 1,29 — электролит не замёрзнет до -40 градусов. А при плотности электролита 1,31, электролит не замёрзнет даже при минусовой температуре ниже -40 градусов.

При пониженной плотности, которая не соответствует температуре, при которой машина с аккумулятором хранится, электролит замёрзнет, при этом корпуса каких то банок могут вздуться или треснуть. Это часто происходит, когда разряженную батарею (с пониженной плотностью) оставляют на морозе и электролит, потерявший плотность замерзает.

Всегда следует напомнить, что чем выше плотность электролита, тем он более стойкий к замерзанию. Поэтому, если вы храните машину зимой на улице, то следует всегда стараться полностью зарядить батарею и проверить её плотность в соответствии с температурами в вашем регионе (см. таблицу слева).

Исправить последствия такой неисправности как правило не удаётся и батарея отправляется на свалку. Ведь ели повреждённый снаружи корпус ещё можно запаять, то внутри лопнувшие перегородки банок исправить нереально. К тому же кроме корпуса батареи из-за льда повреждаются и пластины, восстановить которые не удастся.

Короткое замыкание.

Разрушение сепараторов, выпадание активной массы, а также её оплавление могут вызвать непосредственное соприкосновение разнополярных пластин батареи (замыкание), в результате чего прекращается работа аккумуляторов.

Признаками короткого замыкания являются резкое снижение ёмкости и напряжения батареи, её слишком быстрый разряд.

Причинами короткого замыкания могут быть: заряд батареи током большой силы и при высокой температуре, частые перезаряды. В результате этого происходит коробление и выкрашивание пластин, повреждение сепараторов, разрушение пластин, сепараторов и повреждение бака возможно и при замерзании электролита. К короткому замыканию может привести и интенсивная вибрация аккумуляторной батареи из-за ослабления её крепления или её удары при обращении с ней вне автомобиля.

Поэтому необходимо соблюдать рекомендованный режим заряда батареи, не допускать её перезаряда, следить за плотностью электролита и не допускать её уменьшения ниже рекомендуемой для каждого климатического сезона.

Короткое замыкание может быть в какой то отдельной банке из за попадания мусора (шлама) который может замкнуть пластины разной полярности. При этом одна банка перестаёт работать и напряжении на батарее 10 вольт вместо 12-ти.

При зарядке такой батареи, пять банок заряжаются и кипят в конце заряда, а шестая банка мёртвая ни на что не реагирует. Восстановить работоспособность банки, если например скопившийся в низу шлам замкнул пластины, можно промывкой этой банки дистиллированной водой и заливкой свежего аккумулятора.

Но часто это не помогает, особенно если активная масса пластин в данной банке осыпалась. Тогда такой аккумулятор можно восстановить, как я подробно описал вот в этой статье. Там же описано как восстановить полюсный штырь батареи, если он повреждён.

И последнее: следует всегда помнить, что предупредить неисправность батареи, впрочем как и любой детали на вашей любимой машине или мотоцикле, всегда легче, чем ликвидировать эту неисправность. Поэтому чаще проверяйте зарядку на вашей машине и состояние вашей батареи, особенно зимой и она прослужит вам верой и правдой несколько лет. О техническом обслуживании аккумуляторной батареи я написал вот в этой статье. Там же описаны и некоторые неисправности аккумуляторов и многое другое.

Как восстановить аккумулятор зависит конечно же от конкретного случая, но надеюсь, что неисправности описанные здесь и способы их восстановления будут полезны начинающим автовладельцам, успехов всем.

suvorov-castom.ru

Как реанимировать аккумулятор автомобиля в домашних условиях?

Наверное, каждый автолюбитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда аккумуляторная батарея по каким-то причинам отказывалась работать. Это серьезная проблема, если необходимо срочно куда-то ехать. Многие пойдут и приобретут новую АКБ. Но, зная, как реанимировать аккумулятор автомобиля в домашних условиях, можно не только восстановить батарею, но и продлить срок ее эксплуатации еще на несколько лет.

Как устроены аккумуляторы, принцип работы

АКБ представляет собой герметичную пластиковую емкость, внутри которой установлены отрицательные и положительные свинцовые пластины. В современных моделях пластины могут быть не только из свинца, но и никелевых, кадмиевых и других сплавов.

Внутри также находится серная кислота – благодаря ей образуется гальваническая пара. Когда к клеммам батареи будет подан ток, начнется накопление энергии. Когда предел емкости будет достигнут, АКБ превратится в источник энергии с напряжением в 12 В.

Каждый раз, когда автовладелец заводит свое авто, аккумулятор теряет часть энергии. Но как только двигатель запустится, генератор должен восполнить запасы энергии. Но это только в идеальном случае. Поэтому иногда батарея разряжается до предела, а как реанимировать аккумулятор, автолюбитель, особенно начинающий, не всегда знает. Причин, по которым АКБ выходит из строя, много. Статистика говорит, что большое количество батарей выходит из строя вследствие сульфатации и осыпания намазки.

Сульфатация – одна из причин выхода АКБ из строя

Итак, типичный аккумулятор – это пластины из свинца в серной кислоте. Данный металл легко разрушается воздействием слабых кислот, к примеру, уксусной. А вот серная для него совсем не опасна, даже если она будет очень концентрированной или нагретой. Пленка, которая образуется в результате реакции серной кислоты и свинца, защищает металл от разрушения.

Аккумуляторная батарея – это источник электричества химического типа. Если АКБ заряжена, то серная кислота – в электролите. При разряженной батарее она находится на электродах в виде сульфата. Операция обратима при заряде и это нормальный процесс.

Если оставить батарею надолго разряженной, то сульфаты свинца начнут растворяться, и в результате они начнут образовываться на электродах в виде больших нерастворимых кристаллов. Слой сульфатов – изолятор. В результате теряется часть емкости батареи, а если АКБ долго находилась в состоянии разряда, то она погибнет.

Диагностировать сульфатацию очень просто – быстро теряется емкость АКБ, недостаточно мощности для запуска двигателя, закипает электролит и перегреваются пластины. Также наблюдается более высокое напряжение на клеммах.

Кальциевые сульфаты

В современных аккумуляторах свинец легируется кальцием. Это позволяет свести практически к минимуму выкипание воды и снизить саморазряд. Однако если батарея разрядилась достаточно сильно, то электроды покрываются сульфатом кальция. Зарядить этот АКБ полностью уже не получится. Из-за того, что увеличивается внутреннее сопротивление такой батареи, считается, что ее нужно заряжать напряжениями от 15 В. Это ошибка. Нужно точно знать, как реанимировать аккумулятор, иначе можно его убить вовсе.

Осыпание угольных пластин

Это также довольно распространенная причина, по которой выходят из строя АКБ. Диагноз поставить легко – серная кислота потемнеет. В этом случае есть риск смерти батареи – к сожалению, такая задача, как реанимировать автомобильный аккумулятор, в данном случае не решаема.

Свинцовые АКБ в ходе эволюции много раз изменялись и модернизировались. Однако принцип действия остался все тем же. На пластины нанесена паста окиси свинца. Эта деталь или намазка удерживается на электродах благодаря сцепным свойствам и конструкции пластин. Осыпается она в результате вибраций, сульфатации, колебаний температур. Процесс осыпания вполне естественный. Это говорит о старении аккумулятора. Если обращаться с батареей аккуратно, то срок ее службы существенно увеличится.

Как реанимировать аккумулятор автомобиля

С причинами все понятно. В гарантийных талонах на автомобили на этот случай водитель найдет лишь рекомендацию по замене батареи. Но есть варианты восстановления источника питания.

Как поднять емкость и плотность

Главный способ, который используют для батарей самых разных модификаций, – это зарядка малым током. АКБ быстро заряжается и также разряжается. За короткий период времени источник питания перестает брать заряд. Здесь необходимо сделать паузу, а затем повторить цикл.

Необходимо точно знать, как реанимировать аккумулятор автомобиля – при выборе неверных параметров заряда можно полностью уничтожить АКБ. Так, сила тока должна составлять всего 4-6% от емкости батареи. К примеру, для аккумуляторов на 60 Ач допускается ток заряда не более 3,6 А. Зачастую, время одного такого цикла составляет около 6-8 часов. Пауза — от 8 до 16 ч. Для восстановления может понадобиться 5-6 таких циклов. Прекратить процедуру можно, если восстановилась плотность электролита, а уровень напряжений находится в допустимых для конкретной батареи пределах.

Восстанавливающие процедуры в домашних условиях

Этот вариант подойдет тем, кто не имеет времени. Опытные автолюбители используют его уже давно. Если кто не знал, как реанимировать аккумулятор, то этот метод предусматривает растворение сульфатов посредством промывки специальными растворами.

Первым делом батарея заряжается на максимум своих возможностей. Далее – сливается электролит, а внутренности промываются дистиллированной водой 2-3 раза. Затем в полость заливают раствор аммиака и трилона Б и оставляют батарею на час. Когда реакция закончится, то будет видно. Прекратится выделение газов. Затем следует повторить процесс, если пластины очистились недостаточно. После всего батарею снова промывают, заливают электролит и заряжают стандартным способом.

Как реанимировать старый аккумулятор автомобиля

Производители АКБ рекомендуют по окончании срока старые батареи выбрасывать. Не стоит с этим спешить – есть возможность оживить их. Сегодня во многих городах есть компании по скупке старых аккумуляторов – они их реанимируют и затем продают по приемлемой стоимости.

Если в гараже лежит один такой, можно попробовать вернуть ему былые возможности. Следует только знать, как реанимировать старый аккумулятор, чтобы все получилось. Ведь даже китайская батарея обойдется не менее 2000 р., а это какие-никакие, но все-таки деньги и их можно сэкономить.

Приступаем к процессу

Первым делом следует определить неисправности. Черный электролит – это разрушенные угольные пластины. Упала емкость – сульфатация. Также возможно замыкание пластин, но о том, как реанимировать аккумулятор с такой проблемой – расскажем ниже. Тяжелый случай – вздутые бока батареи. Здесь только замена.

Как лечить замыкание пластин

Для ликвидации этой проблемы поможет специальная присадка. Она добавляется в электролит, плотность которого составляет 1,28 г/куб см, и оставляется там на двое суток. После этого смесь заливают в батарею и измеряют плотность. Если показатель остался на том же уровне, то ее заряжают и разряжают. Если в процессе не наблюдается нагревания или кипения, то ток можно уменьшить в два раза.

Через два часа снова измеряют плотность электролита. Если она снова в норме, зарядку прекращают. Можно считать, что батарея восстановлена. Если плотность выросла, доливают воду. Когда снизилась, то серную кислоту. После этого снова проводят зарядку.

Ремонт замыканий: способ №2

Чтобы устранить замыкание, проблемную зону выжигают большими токами. Для этого достаточно подключать батарею к сварочному аппарату с выпрямительным диодом. Ток должен быть от 100 А. Цепь замыкают лишь на пару секунд.

О необслуживаемых АКБ

Производители сделали эти батареи, чтобы их просто меняли. О том, как реанимировать необслуживаемый аккумулятор, в инструкциях к ним не пишут. Но способ все-таки есть.

Первым делом сливают электролит, а заменяют его дистиллированной водой. Далее батарею заряжают на постоянном напряжении в 14 В. Через несколько часов следует слушать, что происходит внутри АКБ. Процесс должен сопровождаться образованием газов. При интенсивном выделении ток уменьшают.

За две недели батарея превратит воду в электролит, а сульфат свинца преобразуется в серную кислоту. Через две недели содержимое сливается и снова заливается вода, и снова повторяется этот процесс. Когда десульфатация полностью закончится, можно заливать нормальный электролит и заряжать аккумулятор со стандартными параметрами.

Как правильно реанимировать аккумулятор, современный производитель не рассказывает. Все эти способы автолюбители применяют сами, на свой страх и риск. Главное, в точности соблюдать эти рекомендации, и тогда есть шанс, что АКБ оживет и будет радовать своего владельца еще долгие годы.

Итак, мы выяснили, как реанимировать необслуживаемый аккумулятор автомобиля.

fb.ru

2 простых способа восстановления ёмкости свинцово — кислотных аккумуляторов

Некоторые водители сразу выбрасывают автомобильные аккумуляторы, не пытаясь восстановить их первоначальную емкость. Давайте попробуем полечить аккумуляторы. Емкость аккумуляторов автомобильных теряется из-за сульфатации свинцовых пластин. 

Восстановление ёмкости аккумуляторов

— 1 —

Самый простой — способ многократной зарядки малым током с перерывами между зарядками. К концу первого и последующих зарядов напряжение на аккумуляторе повышается, и он перестаёт воспринимать заряд.

За время перерыва электродные потенциалы на поверхности и в глубине активной массы пластин выравниваются, при этом более плотный электролит из пор пластин диффундирует в межэлектродное пространство и снижает напряжение на аккумуляторе во время перерывов. В процессе циклического заряда, по мере набора аккумулятором ёмкости, плотность электролита повышается.
Когда плотность станет нормальной для данного типа аккумулятора, а напряжение на одной секции достигнет 2,5-2,7 В, заряд прекращают.
Режимы многократной зарядки:

Зарядный ток 0,04-0,06 номинальной ёмкости. Время первого и последующих зарядов — 6-8 часов. Время перерыва между зарядами — 8-16 часов. Количество циклов (заряд — перерыв) — 4-6 часов.

J зар. = 0,04+0,06*Cн.

— 2 —

Cпособ отличается высокой эффективностью и оперативностью (аккумулятор восстанавливается менее чем за час).

Разряженный аккумулятор предварительно заряжают. Из заряженного аккумулятора сливают электролит и промывают 2-3 раза водой. В промытый аккумулятор заливают аммиачный раствор трилона Б (ЭТИЛЕНДИАМИНТЕТРАУКСУСНОКИСЛОГО натрия), содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Время десульфатации раствором — 40-60 мин.

Процесс десульфатации сопровождается выделение газа и возникновением на поверхности раствора мелких брызг. Прекращение газовыделения свидетельствует о завершении процесса. При сильной сульфатации обработку раствором следует повторить.

После обработки аккумулятор промывают не менее 2-3 раз дистиллированной водой, затем заполняют электролитом нормальной плотности.

Залитый аккумулятор заряжают зарядным током до номинальной ёмкости согласно рекомендациям в паспорте.

По вопросу приготовления раствора необходимо обратиться на предприятия, имеющие химические лаборатории. Раствор хранить в затемнённом месте в сосуде с герметической крышкой во избежание испарения аммиака.

tachki.md