Не крутится проблесковый маячок – История спецсигналов — проблесковых маячков и сирен — на полицейских автомобилях

делаем сами. Электронные фокусы для любознательных детей

Проблесковые маячки применяются в электронных охранных комплексах и на автотранспорте как устройства индикации, сигнализации и предупреждения. Причем их внешний вид и «начинка» часто совсем не отличаются от проблесковых маячков аварийных и оперативных служб (спецсигналов).

Внутренняя «начинка» классических мачков поражает своим анахронизмом: то здесь, то там в продаже регулярно появляются маяки на основе мощных ламп с вращающимся патроном (классика жанра) или ламп типа ИФК-120, ИФКМ-120 со стробоскопическим устройством, обеспечивающим вспышки через равные промежутки времени (импульсные маячки).

А между тем на дворе XXI век, в котором продолжается триумфальное шествие супер ярких (и мощных по световому потоку) светодиодов.

Один из основополагающих моментов в пользу замены ламп накаливания и галогенных ламп светодиодами, в частности в проблесковых маячках, является ресурс и стоимость светодиода.

Под ресурсом, как правило, понимают срок безотказной службы.

Ресурс светодиода определяют две составляющие: ресурс самого кристалла и ресурс оптической системы. Подавляющее большинство производителей светодиодов применяют для оптической системы различные комбинации эпоксидных смол с различной степенью очистки. В частности из-за этого светодиоды имеют ограниченный ресурс в этой части параметров, после истечения которого они незначительно «мутнеют».

Разные компании-производители (не будем их бесплатно рекламировать) заявляют ресурс своей продукции в части светодиодов от 20 до 100 тыс.(!) час. С последней цифрой я категорически не согласен, поскольку мне слабо верится, что отдельно выбранный светодиод будет работать непрерывно 12 лет. За это время пожелтеет даже бумага, на которой отпечатана моя книга.

Однако, совершенно очевидно, что залогом большого ресурса является обеспечение тепловых режимов и условий питания светодиодов.

В любом случае, по сравнению с ресурсом традиционных ламп накаливания (менее 1000 час) и газоразрядных ламп (до 5000 час) светодиоды на несколько порядков долговечнее.

Преобладание светодиодов с мощным световым потоком 20-100 лм (Люменов) в новейших электронных устройствах промышленного изготовления, где ими заменяют даже лампы накаливания, дает повод и радиолюбителям применять такие светодиоды в своих конструкциях. Таким образом, я веду речь о замене в аварийных и специальных маячках ламп различного назначения мощными светодиодами. Причем при такой замене основной ток потребления от источника питания уменьшится, и будет зависеть в основном от тока потребления примененного светодиода.

Для применения совместно с автомобилем (в качестве спецсигнала, аварийного светового указателя и даже «знака аварийной остановки» на дорогах) ток потребления не принципиален, поскольку АКБ автомобиля имеет достаточно большую энергоемкость (55 и более А/ч).

Если же маячок питается от иного источника питания (автономного или стационарного), то зависимость тока потребления от установленного внутри оборудования – прямая. Кстати и АКБ автомобиля может разрядиться при длительной работе маячка без подзарядки аккумулятора.

Так, например, «классический» маячок оперативных и аварийных служб (синий, красный, оранжевый – соответственно) при питании 12 В потребляет ток более 2,2 А. Этот ток складывается из учета потребления электродвигателя вращающегося патрона и тока потребления самой лампы. При работе проблескового импульсного маячка ток потребления снижается до 0,9 А.

Если же вместо импульсной схемы собрать светодиодную (об этом ниже), ток потребления сократится до 300 мА (зависит от примененных мощных светодиодов). Экономия в деталях очевидна.

Приведенные выше данные установлены практическими экспериментами, проведенными автором в мае 2012 года в С-Петербурге (всего протестировано 6 различных классических проблесковых маячков).

Конечно, не изучен вопрос о силе или, лучше сказать, интенсивности света от тех или иных проблесковых устройств, поскольку автор не обладает специальной аппаратурой (люк-сометром) для такого теста. Но в силу новаторских решений, предложенных ниже, данный вопрос остается второстепенным.

Ведь даже относительно слабые световые импульсы (в частности от мощных светодиодов) в ночное и темное время более чем достаточны для того, чтобы маячок заметили за несколько сотен метров. Именно в этом смысл дальнего предупреждения, не правда, ли?

Теперь рассмотрим электрическую схему «заменителя лампы» проблескового маячка (рис. 3.48).

Рис. 3.48. Простая электрическая схема светодиодного маяка

Эту электрическую схему мультивибратора можно с полным правом назвать простой и доступной.

Устройство разработано на основе популярного интегрального таймера КР1006ВИ1, содержащего 2 прецизионных компаратора, обеспечивающих погрешность сравнения напряжений не хуже ±1 %. Таймер неоднократно использовался радиолюбителями для построения таких популярных схем и устройств, как реле времени, мультивибраторы, преобразователи, сигнализаторы, устройства сравнения напряжения и другие.

В состав устройства входят кроме интегрального таймера DA1 (многофункциональная микросхема KP1006ВИ1), время-задающий оксидный конденсатор С1, делитель напряжения R1R2. С выхода микросхемы DA1 (ток до 250 мА) управляющие импульсы поступают на светодиоды HL1—HL3.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Проблесковый маячок | Техника и Программы

   Проблесковые маячки применяются в электронных охранных комплексах и на автотранспорте как устройства индикации, сигнализации и предупреждения. Причем их внешний вид и «начинка» часто совсем не отличаются от проблесковых маячков аварийных и оперативных служб (спецсигналов) – см. рис. 3.9.

   Внутренняя «начинка» классических мачков поражает своим анахронизмом: то здесь, то там в продаже регулярно появляются маяки на основе мощных ламп с вращающимся патроном (классика жанра) или ламп типа ИФК-120, ИФКМ-120 со стробоскопическим устройством, обеспечивающим вспышки через равные промежутки времени (импульсные маячки). А между тем на дворе XXI век, в котором продолжается триумфальное шествие суперярких (и мощных по световому потоку) светодиодов.

   Одним из основополагающих моментов в пользу замены ламп накаливания и галогенных ламп светодиодами, в частности в проблесковых маячках, являются ресурс и стоимость светодиода.

   Под ресурсом, как правило, понимают срок безотказной службы.

   Ресурс светодиода определяют две составляющие: ресурс самого кристалла и ресурс оптической системы. Подавляющее большинство производителей светодиодов применяют для оптической системы различные комбинации эпоксидных смол, разумеется, с различной степенью очистки. В частности, из-за этого светодиоды имеют ограниченный ресурс в этой части параметров, после истечения которого они «мутнеют».

   Разные компании-производители (не будем их бесплатно рекламировать) заявляют ресурс своей продукции в части светодиодов от 20 до 100 тыс. (!) часов. С последней цифрой я категорически не согласен, поскольку мне слабо верится, что отдельно выбранный светодиод будет работать непрерывно 12 лет. За это время пожелтеет даже бумага, на которой отпечатана моя книга.

   Однако совершенно очевидно, что залогом большого ресурса является обеспечение тепловых режимов и условий питания светодиодов.

   В любом случае, по сравнению с ресурсом традиционных ламп накаливания (менее 1000 час.) и газоразрядных ламп (до 5000 час.), светодиоды на несколько порядков долговечнее.

   Преобладание светодиодов с мощным световым потоком 20-100 лм (люменов) в новейших электронных устройствах промышленного изготовления, где ими заменяют даже лампы накаливания, дает повод и радиолюбителям применять такие светодиоды в своих конструкциях.

   

   Рис 3.9. Внешний вид проблесковых маячков

   Таким образом, я веду речь о замене в аварийных и специальных маячках ламп различного назначения мощными светодиодами. Причем при такой замене основной ток потребления от источника питания уменьшится и будет зависеть в основном от тока потребления примененного светодиода. Для применения совместно с автомобилем (в качестве спецсигнала, аварийного светового указателя и даже «знака аварийной остановки» на дорогах) ток потребления не принципиален, поскольку АКБ автомобиля имеет достаточно большую энергоемкость (55 А/ч и более). Если же маячок питается от иного источника питания (автономного или стационарного), то зависимость тока потребления от установленного внутри оборудования – прямая. Кстати, и АКБ автомобиля может разрядиться при длительной работе маячка без подзарядки аккумулятора.

   Так, например, «классический» маячок оперативных и аварийных служб (синий, красный, оранжевый – соответственно) при питании 12 В потребляет ток более 2,2 А. Этот ток складывается из учета потребления электродвигателя вращающегося патрона и тока потребления самой лампы. При работе проблескового импульсного маячка ток потребления снижается до 0,9 А. Если же вместо импульсной схемы собрать светодиодную (об этом ниже), ток потребления сократится до 300 мА (зависит от примененных мощных светодиодов). Экономия в деталях очевидна.

   Приведенные выше данные установлены практическими экспериментами, проведенными автором в мае 2009 года в Санкт-Петербурге (всего протестировано 6 различных классических проблесковых маячков).

   Конечно, не изучен вопрос о силе или, лучше сказать, интенсивности света от тех или иных проблесковых устройств, поскольку автор не обладает специальной аппаратурой (люксометром) для такого теста. Но в силу новаторских решений, предложенных ниже, данный вопрос остается второстепенным. Ведь даже относительно слабые световые импульсы (в частности, от мощных светодиодов) в ночное и темное время более чем достаточны для того, чтобы маячок заметили за несколько сотен метров. Именно в этом смысл .дальнего предупреждения, не правда ли?

   Теперь рассмотрим электрическую схему «заменителя лампы» проблескового маячка (рис. 3.10).

   Эту электрическую схему мультивибратора можно с полным правом назвать простой и доступной. Устройство разработано на основе популярного интегрального таймера КР1006ВИ1, содержащего 2 прецизионных компаратора, обеспечивающих погрешность сравнения напряжений не хуже ±1%. Таймер неоднократно использовался радиолюбителями для построения таких популярных схем и устройств, как реле времени, мультивибраторы, преобразователи, сигнализаторы, устройства сравнения напряжения и др.

   В состав устройства входят, кроме интегрального таймера DA1 (многофункциональная микросхема КР1006ВИ1), времязадающий оксидный конденсатор С1, делитель напряжения R1R2. С выхода микросхемы DA1 (ток до 250 мА) управляющие импульсы поступают на светодиоды HL1-HL3.

   Включение маячка осуществляется с помощью включателя SB1. Принцип работы мультивибратора подробно описан в литературе.

   В первый момент времени на выводе 3 микросхемы DA1 высокий уровень напряжения и светодиоды горят. Оксидный конденсатор С1 начинает заряжаться через цепь R1R2.

   Спустя примерно 1 сек. (время зависит от сопротивления делителя напряжения R1R2 и емкости конденсатора С1) напряжение на обкладках этого конденсатора достигает величины, необходимой для срабатывания одного из компараторов в едином корпусе микросхемы DA1. При этом напряжение на выводе 3 микросхемы DA1 устанавливается равным нулю, и светодиоды гаснут/Так продолжается циклически, пока на устройство подано напряжение питания.

   

   Рис. 3.10. Простая электрическая схема светодиодного маяка

   Кроме указанных на схеме, в качестве HL1-HL3 рекомендую использовать мощные светодиоды HPWS-TH00 или аналогичные с током потребления до 80 мА. Можно применять только один светодиод из серий LXHL-DL-01, LXHL-FL1C, LXYL-PL-01, LXHL-ML1D, LXHL-PH01, LXHL-Mh2D производства Lumileds Lighting (все – оранжевого и красно-оранжевого цвета свечения).

   Напряжение питания устройства можно довести до 12 В.

   Плата с элементами устройства устанавливается в корпус проблескового маячка вместо «тяжеловесной» штатной конструкции с лампой и вращающимся патроном с электродвигателем. Вид на установленную плату с 3 светодиодами представлен на рис. 3.11.

   Для того чтобы выходной каскад обладал еще большей мощностью, потребуется установить в точку А (рис. 3.10) усилитель тока на транзисторе VT1 так, как это показано на рис. 3.12.

   После такой доработки можно применять по три параллельно включенных светодиода типов LXHL-PL09, LXHL-LL3C (1400 мА), UE-lf R803RQ (700 мЛ), LY-W57B (400 мА) – все оранжевого цвета.

   При отсутствии питания устройство тока не потребляет вообще.

   

   Рис. 3 11 Вид на плату светодиодного маячка, устанавливаемую в штатном корпусе проблескового маячка

   У кого сохранились части фотоаппаратов со встроенной вспышкой, тот может пойти и другим путем. Для этого старую лампу-вспышку демонтируют и подключают в схему так, как показано на рис. 3.13.

   С помощью представленного преобразователя, подключаемого также в точку А (рис. 3.10), на выходе устройства с низким напряжением питания получают импульсы амплитудой 200 В. Напряжение питания в данном случае увеличивают до 12 В.

   Выходное импульсное напряжение можно увеличить, включив в цепь несколько стабилитронов по примеру VD1, VD2 (рис. 3.13). Это кремниевые планарные стабилитроны, предназначенные для стабилизации напряжения в цепях постоянного тока с минимальным током 1 мА и мощностью до 1 Вт. Вместо указанных на схеме можно применить стабилитроны КС591А.

   Элементы C1, R3 составляют демпфирующую RC-цепочку, гасящую высокочастотные колебания.

   Теперь с появлением (в такт) импульсов в точке А (рис. 3.10) будет включаться лампа-вспышка ELI. Встроенная в корпус проблескового маячка, данная конструкция позволит применять его и далее, если штатный маячок вышел из строя.

   

   Рис 3.12 Схема подключения дополнительного усилительного каскада

Вариант с лампой-вспышкой

   

   Рис 3 13. Схема подключения лампы-вспышки

   К сожалению, ресурс лампы-вспышки от портативного фотоаппарата ограничен и едва ли превысит 50 час. непрерывной работы в импульсном режиме.

   

Литература: Кашкаров А. П. Электронные устройства для уюта и комфорта.

nauchebe.net

Простой проблесковый маячок своими руками

Сделать данный проблесковый маячок своими руками большого труда не составит.

Схема проблескового маячка

Простой проблесковый маячок своими руками

Подробно об изготовлении печатной платы.
Схема представляет собой простой несимметричный мультивибратор, который приводит к прерывистому свечению светодиода. Частота вспышек светодиода зависит от частоты генерации мультивибратора. При подаче электричества, ток коллектора транзистора VT2 изменится от нуля до первоначального значения, определяемого резисторами R1, R2 и коэффициентом h31e транзисторов VT1 и VT2.

Сила начального тока коллектора VТ2, устанавливается с помощью подбора резистора R2, проделывается это при отключенном конденсаторе C1. При этом светодиод еще не должен светиться. Подбор начинают со значений сопротивления R1, при котором светодиод светится, далее увеличивают сопротивление R1, до того, пока светодиод не погаснет. Подбором конденсатора C1, настраиваем нужную частоту миганий.

Транзисторы маломощные, вместо МП41, можно использовать МП39, МП42, с любым буквенным индексом. В место МП37 можно использовать МП10, МП38. Что касается светодиода, можно ставить любой.
У себя в схеме поставил конденсатор 22мкф, а не как указано 100мкФ.

Готовое устройство.

По материалам сайта: cxemu.te.ua

Loading…

all-he.ru

Как не ошибиться с выбором проблескового маяка.

     Допустим, вы планируете перевозить негабаритный груз и вам необходимо,из соображений безопасности, привлечь внимание участников движения, сообщить им о необходимости быть более внимательными на дороге.Проще и правильнее всего это сделать при помощи проблескового маяка.
     Определимся с цветом,а их четыре:синий, красный, белый, оранжевый (иногда его называют желтым, но это уже тонкости) синий маячок дающий преимущество на дороге предназначен для экстренных служб и нам его использовать нельзя, красный используется только в дополнении к синему на автомобилях ГАИ, ВАИ, ФСБ, ФСО и на автомобилях сопровождения. Белые маяки предназначены для инкассаторов и включаются только в экстренных ситуациях. Оранжевый цвет более демократичен. Маяк оранжевого цвета не дает преимущества при движении транспортному средству на которое установлен.Используется в качестве обязательных сигналов на специальных автомобилях и технике (лесовозы, фуры, бензовозы, строительная, дорожная и коммунальная техника) и значит идеально подходит для выполнения поставленной задачи.
     Способ крепления. Ответьте себе на вопрос: насколько фундаментальным должно быть крепление? Если автомобиль не планируется постоянно использовать для перевозки негабаритных грузов на высоких скоростях, в агрессивных условиях значит стационарного крепления на болтах (одном или трех) или крепления на кронштейне, не требуется. Выбираем маяк на магните!
     Теперь выбираем рабочий модуль:
Галогенный маяк с ротатором – классическая модель проблескового маячка. Устройство простое: постоянно горящая галогенная лампа отражает свет при помощи вращающегося вокруг неё зеркала, приводимого в движение червячной передачей. Бюджетный недорогой, уже устаревший, но по-прежнему пользующийся спросом вариант. Главным минусом таких маяков является недолговечность работы лампы, повышенное энергопотребление, относительно слабая яркость.

Ксенононовый маяк – быстрый, мощный, яркий. Импульс газоразрядного ксенонового маяка настолько короткий, что видеокамера, работающая в стандартном режиме тридцать кадров в секунду, не успевает снять все вспышки ксеноновой лампы.

Светодиодный маяк— рабочий модуль наиболее современный и имеет значительное преимущество по сроку службы. Кроме того, при совсем невысоком уровне энергопотребления, светодиодные маяки намного ярче и мощнее ксеноновых и галогеновых.
А проще всего не забивая голову техническими подробностями обратиться в Полюс, где Вам все покажут и расскажут очень подробно. http://www.shop.polus-ekb.ru/mayaki-probleskovye.html — перейдите в интернет-магазин для ознакомления с ассортиментом мигалок.
Офис и склад в г. Екатеринбурге:

Адрес: 620137, г. Екатеринбург, ул. Шефская,1б литера Л

Телефон/факс: (343) 272-72-00, 272-20-02

Телефон: (343) 213-98-00

E-mail: [email protected] icq 662-478-429

Начальник отдела продаж: [email protected] — Валитов Валерий

http://www.shop.polus-ekb.ru/ интернет-магазин
http://www.polus-ekb.ru/сайт

www.polus-ekb.ru

Проблесковый маячок Википедия

Проблесковый маячок. Традиционный вид.
Красно-синие проблесковые маячки

Проблесковый маячок — устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве сигнального прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов и издающее звуковые сигналы, отличающиеся от сигналов штатного звукового сигнального прибора по спектральному составу (за исключением средств охранной сигнализации)[1].

В Евразийском экономическом союзе транспортные средства оперативных и специальных служб оснащаются специальными световыми и звуковыми сигналами в порядке, установленном в национальном законодательстве. При этом технические требования устанавливаются ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств»[2].

В России транспортные средства пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, должны иметь нанесённые на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы[1].

Крупнейшими отечественные производители специальных сигналов для транспортных средств являются: ПО «Элина»и ООО НПКО «Элект»

История[ | код]

Первые проблесковые маячки появились на автомобилях спецслужб на Западе в 1940-е годы. В частности на полицейских автомобилях в США применялся большой красный мигающий фонарь, который мог устанавливаться как на крышу, так и на крыло автомобиля.

В СССР первые проблесковые маячки появились в 1960-х годах. Первое время на пожарных автомобилях и автомобилях скорой помощи они были оранжевого цвета. В 1970-80-е годы кроме маячков советского производства использовались проблесковые маячки производства ГДР, ПНР и ЧССР, в частности фирмы «Tesla», довольно крупные по размеру, имевшие оригинальную цилиндрическую форму, они были достаточно яркими и заметными. На автомобилях ГАИ в 1980-х годах число маячков могло достигать трех: один на сигнально-громкоговорящей установке и два по бокам, причем, кроме красных и синих, на автомобилях ГАИ сопровождения, замыкающих транспортную колонну, применялись маячки зелёного цвета.

Устройство[ | код]

ru-wiki.ru

Оранжевый светодиодный маяк (мигалка) на магнитном основании

Всем добра!
Сегодня поведаю о проблесковом маяке оранжевого цвета, широко известном в узких кругах дорожных рабочих и велосипедистов 🙂

Начнем с юридической грамотности.

Приказ МВД России от 31.03.2014 N 194



11. Установка проблескового маячка желтого или оранжевого цвета разрешается на транспортных средствах, непосредственно выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности, а также на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, и организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.

12. В случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей Инструкции, выдача разрешения не требуется.

Посылка шла почти месяц без трекинга. Упаковки особенной не было, только коробка с маяком в пакетике внутри. Сама коробка от производителя с информацией об устройстве, была практически вся заклеена желтым скотчем.

Приступим к визуальному осмотру.
Диаметр самого маяка 9,5см, высота 11см. Масса 0,5кг.
Длина всего кабеля в собранном виде 75см, скрученной части 25см. Максимум в растянутом состоянии около 2,5 метров.
Кабель мягкий, на конце разборный штекер для гнезда прикуривателя.

Предохранитель отсутствует.

Заявлена работа от 12/24V, проверить смогу только от 12.
Кнопки вкл/выкл нет, управление питанием только путем вставления/выдергивания штекера из гнезда прикуривателя. Значит и режим работы только один.
Всё выполнено качественно: заусенцев на пластике, следов отливки, сколов и царапин нет. Пластиковая прозрачная крышка держится на 3 винтах, сидящих в углублениях на дне. Защитная наклейка, закрывающая магнит, расположена не совсем по центру.

Предупредительная наклейка по периметру об электрической начинке и наклейка ОТК производителя о проверке 12V на верхушке присутствуют.


Фото в разобранном виде: оранжевый колпак, отражатель-воронка, плата со светодиодами и магнитным основанием.

Поиск по маркировке HS-52065-X ничего толкового не дал, поэтому просто насладимся 10 светодиодами 🙂

И способом крепления платы к основанию маяка.

Если устанавливать маяк на крыше над водительской дверью и подключать к стандартно расположенному на большинстве автомобилей разъему прикуривателя около рукоятки коробки передач, кабель натянется и будет проходить прямо через рабочую зону водителя. Удобнее, когда есть дополнительный прикуриватель в центральном подлокотнике или для задних пассажиров, тогда можно протянуть провод за сиденьем водителя и примагнитить девайс на крышу в районе левой центральной стойки.

Фото вспышки установленного маяка на крыше в темное время суток:


Вблизи:

Первое видео. Зима, ночь, включен только маяк.

Теперь маяк + аварийка.

Заявленная мощность маяка 20W, но как видно, стандартные лампочки в поворотниках фар светят ярче. Однако ПДД предписывает нам использовать аварийку только в случае экcтренной остановки. А вот в движении нужно пользоваться поворотниками (сами понимаете для чего) + проблесковым маяком для обозначения автомобиля, выполняющего работы, сопровождающего грузы и т.д.
К сожалению, разобраться в типе установленных светодиодов у меня нет возможности, выводы о реальной мощности можно сделать по видео.

В кратком итоге:

Устройство жизнеспособное и выполняет основную функцию — привлекает дополнительное внимание к автомобилю, повышая шансы на безопасную езду в особых условиях. При этом дешевле брендовых аналогов минимум в 8 раз (ценник начинается от $100…)

Если покупать самому для обеспечения вышеозвученых целей для легкового автомобиля — вполне достаточно. Для грузового транспорта я бы рекомендовал светодиодную балку помощнее.

Лично для себя решил, что буду добавлять предохранитель, выключатель и удлинять кабель.
Удачи на дорогах!

Фауно-бонус 🙂

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

mysku.ru

Проблесковый маячок

Проблесковые маячки применяются в электронных охранных комплексах и на автотранспорте как устройства индикации, сигнализации и предупреждения. Причем их внешний вид и «начинка» часто совсем не отличаются от проблесковых маячков аварийных и оперативных служб (спецсигналов) — см. рис. 3.9.

Внутренняя «начинка» классических мачков поражает своим анахронизмом: то здесь, то там в продаже регулярно появляются маяки на основе мощных ламп с вращающимся патроном (классика жанра) или ламп типа ИФК-120, ИФКМ-120 со стробоскопическим устройством, обеспечивающим вспышки через равные промежутки времени (импульсные маячки). А между тем на дворе XXI век, в котором продолжается триумфальное шествие суперярких (и мощных по световому потоку) светодиодов.

Одним из основополагающих моментов в пользу замены ламп накаливания и галогенных ламп светодиодами, в частности в проблесковых маячках, являются ресурс и стоимость светодиода.

Под ресурсом, как правило, понимают срок безотказной службы.

Ресурс светодиода определяют две составляющие: ресурс самого кристалла и ресурс оптической системы. Подавляющее большинство производителей светодиодов применяют для оптической системы различные комбинации эпоксидных смол, разумеется, с различной степенью очистки. В частности, из-за этого светодиоды имеют ограниченный ресурс в этой части параметров, после истечения которого они «мутнеют».

Разные компании-производители (не будем их бесплатно рекламировать) заявляют ресурс своей продукции в части светодиодов от 20 до 100 тыс. (!) часов. С последней цифрой я категорически не согласен, поскольку мне слабо верится, что отдельно выбранный светодиод будет работать непрерывно 12 лет. За это время пожелтеет даже бумага, на которой отпечатана моя книга.

Однако совершенно очевидно, что залогом большого ресурса является обеспечение тепловых режимов и условий питания светодиодов.

В любом случае, по сравнению с ресурсом традиционных ламп накаливания (менее 1000 час.) и газоразрядных ламп (до 5000 час.), светодиоды на несколько порядков долговечнее.

Преобладание светодиодов с мощным световым потоком 20-100 лм (люменов) в новейших электронных устройствах промышленного изготовления, где ими заменяют даже лампы накаливания, дает повод и радиолюбителям применять такие светодиоды в своих конструкциях.

Рис 3.9. Внешний вид проблесковых маячков

Таким образом, я веду речь о замене в аварийных и специальных маячках ламп различного назначения мощными светодиодами. Причем при такой замене основной ток потребления от источника питания уменьшится и будет зависеть в основном от тока потребления примененного светодиода. Для применения совместно с автомобилем (в качестве спецсигнала, аварийного светового указателя и даже «знака аварийной остановки» на дорогах) ток потребления не принципиален, поскольку АКБ автомобиля имеет достаточно большую энергоемкость (55 А/ч и более). Если же маячок питается от иного источника питания (автономного или стационарного), то зависимость тока потребления от установленного внутри оборудования — прямая. Кстати, и АКБ автомобиля может разрядиться при длительной работе маячка без подзарядки аккумулятора.

Так, например, «классический» маячок оперативных и аварийных служб (синий, красный, оранжевый — соответственно) при питании 12 В потребляет ток более 2,2 А. Этот ток складывается из учета потребления электродвигателя вращающегося патрона и тока потребления самой лампы. При работе проблескового импульсного маячка ток потребления снижается до 0,9 А. Если же вместо импульсной схемы собрать светодиодную (об этом ниже), ток потребления сократится до 300 мА (зависит от примененных мощных светодиодов). Экономия в деталях очевидна.

Приведенные выше данные установлены практическими экспериментами, проведенными автором в мае 2009 года в Санкт-Петербурге (всего протестировано 6 различных классических проблесковых маячков).

Конечно, не изучен вопрос о силе или, лучше сказать, интенсивности света от тех или иных проблесковых устройств, поскольку автор не обладает специальной аппаратурой (люксометром) для такого теста. Но в силу новаторских решений, предложенных ниже, данный вопрос остается второстепенным. Ведь даже относительно слабые световые импульсы (в частности, от мощных светодиодов) в ночное и темное время более чем достаточны для того, чтобы маячок заметили за несколько сотен метров. Именно в этом смысл .дальнего предупреждения, не правда ли?

Теперь рассмотрим электрическую схему «заменителя лампы» проблескового маячка (рис. 3.10).

Эту электрическую схему мультивибратора можно с полным правом назвать простой и доступной. Устройство разработано на основе популярного интегрального таймера КР1006ВИ1, содержащего 2 прецизионных компаратора, обеспечивающих погрешность сравнения напряжений не хуже ±1%. Таймер неоднократно использовался радиолюбителями для построения таких популярных схем и устройств, как реле времени, мультивибраторы, преобразователи, сигнализаторы, устройства сравнения напряжения и др.

В состав устройства входят, кроме интегрального таймера DA1 (многофункциональная микросхема КР1006ВИ1), времязадающий оксидный конденсатор С1, делитель напряжения R1R2. С выхода микросхемы DA1 (ток до 250 мА) управляющие импульсы поступают на светодиоды HL1-HL3.

Включение маячка осуществляется с помощью включателя SB1. Принцип работы мультивибратора подробно описан в литературе.

В первый момент времени на выводе 3 микросхемы DA1 высокий уровень напряжения и светодиоды горят. Оксидный конденсатор С1 начинает заряжаться через цепь R1R2.

Спустя примерно 1 сек. (время зависит от сопротивления делителя напряжения R1R2 и емкости конденсатора С1) напряжение на обкладках этого конденсатора достигает величины, необходимой для срабатывания одного из компараторов в едином корпусе микросхемы DA1. При этом напряжение на выводе 3 микросхемы DA1 устанавливается равным нулю, и светодиоды гаснут/Так продолжается циклически, пока на устройство подано напряжение питания.

Рис. 3.10. Простая электрическая схема светодиодного маяка

Кроме указанных на схеме, в качестве HL1-HL3 рекомендую использовать мощные светодиоды HPWS-TH00 или аналогичные с током потребления до 80 мА. Можно применять только один светодиод из серий LXHL-DL-01, LXHL-FL1C, LXYL-PL-01, LXHL-ML1D, LXHL-PH01, LXHL-Mh2D производства Lumileds Lighting (все — оранжевого и красно-оранжевого цвета свечения).

Напряжение питания устройства можно довести до 12 В.

Плата с элементами устройства устанавливается в корпус проблескового маячка вместо «тяжеловесной» штатной конструкции с лампой и вращающимся патроном с электродвигателем. Вид на установленную плату с 3 светодиодами представлен на рис. 3.11.

Для того чтобы выходной каскад обладал еще большей мощностью, потребуется установить в точку А (рис. 3.10) усилитель тока на транзисторе VT1 так, как это показано на рис. 3.12.

После такой доработки можно применять по три параллельно включенных светодиода типов LXHL-PL09, LXHL-LL3C (1400 мА), UE-lf R803RQ (700 мЛ), LY-W57B (400 мА) — все оранжевого цвета.

При отсутствии питания устройство тока не потребляет вообще.

Рис. 3 11 Вид на плату светодиодного маячка, устанавливаемую в штатном корпусе проблескового маячка

У кого сохранились части фотоаппаратов со встроенной вспышкой, тот может пойти и другим путем. Для этого старую лампу-вспышку демонтируют и подключают в схему так, как показано на рис. 3.13.

С помощью представленного преобразователя, подключаемого также в точку А (рис. 3.10), на выходе устройства с низким напряжением питания получают импульсы амплитудой 200 В. Напряжение питания в данном случае увеличивают до 12 В.

Выходное импульсное напряжение можно увеличить, включив в цепь несколько стабилитронов по примеру VD1, VD2 (рис. 3.13). Это кремниевые планарные стабилитроны, предназначенные для стабилизации напряжения в цепях постоянного тока с минимальным током 1 мА и мощностью до 1 Вт. Вместо указанных на схеме можно применить стабилитроны КС591А.

Элементы C1, R3 составляют демпфирующую RC-цепочку, гасящую высокочастотные колебания.

Теперь с появлением (в такт) импульсов в точке А (рис. 3.10) будет включаться лампа-вспышка ELI. Встроенная в корпус проблескового маячка, данная конструкция позволит применять его и далее, если штатный маячок вышел из строя.

Рис 3.12 Схема подключения дополнительного усилительного каскада

Вариант с лампой-вспышкой

Рис 3 13. Схема подключения лампы-вспышки

К сожалению, ресурс лампы-вспышки от портативного фотоаппарата ограничен и едва ли превысит 50 час. непрерывной работы в импульсном режиме.

Литература: Кашкаров А. П. Электронные устройства для уюта и комфорта.

Проблесковый маячок ,на крышу светодиодный синий.


note2auto.ru