Нв ам – “По нашим данным, в Турции проживают минимум 7 миллионов армян, т.е. хемшил, скрытых армян, криптоармян и стамбульских армян”

Газета «Новое время»: новости Армении и Диаспоры. События в мире

Содержание и ключевые слова

Газета   ежедневная российская общественно-политическая газета, выходившая с сентября 2001, до апреля 2010. Первый номер вышел 29 сентября 2001 года. С 2005 года Газета являлась .. узнать больше

Nv.am представляет собой статью по конкретной теме.

Важные и популярные веб-сайты

Веб-сайт с главной страницей «Новое Время» также размещает информацию на страницах Тема Дня, Политика и Курьер. Ниже перечислены наиболее важныe подстраницы Nv.am :

#ОписаниеURL веб-сайта
1.Новое Время/
2.Тема дня/no­vosti/tema-dnya/
3.Политика/no­vosti/politi­ka/
4.Курьер/no­vosti/kurer/
5.Регион/no­vosti/region/
6.Общество/no­vosti/obshestvo/
7.Лица/no­vosti/lica/
8.Культура/no­vosti/kul­tu­ra/
9.Мир и мы/no­vosti/mir-i-mi/
10.В зеркале российской прессы/v-zer­ka­le-ros­sijskoj-pressy-2/

Ссылки на веб-сайт и присутствие в социальных сетях

В общей сложности для веб-сайта Nv.am найдено 4 указаний с других веб-сайтов. Такие ключевые слова, как время, Новое, Пашинян и Рубен, очень часто используются при ссылках на веб-сайт. Важнейшими источниками ссылок являются веб-сайты Pashinyan.com и Shuv-petrosyan.livejournal.com. Чаще всего на главную страницу ссылается Nv.am и на страницу /kultura/53073-2016-09-10-06-44-37 другие веб-сайты.

Важнейшие ссылки на этот сайт

В таблице указаны наиболее важные ссылки на Nv.am, отсортированные по значимости в порядке убывания.

#ДоменТекст ссылкиОценка ссылки
1.www.pashinyan.comРубен Пашинян, «Новое время»
2.shuv-petrosyan.livejournal.comhttp://www.nv.am

Страницы, на которые наиболее часто ссылаются внешние источники

В таблице указаны веб-сайты Nv.am, на которые очень часто ссылаются другие веб-сайты, и которые, таким образом, составляют важную часть его содержания.

#URL веб-сайтаКоличество внешних ссылок
1.http://www.nv.am/kultura/53073-2016-09-10-06-44-371
2.http://www.nv.am/ (Главная страница)1

Замечание: Анализ внешних ссылок основан на самых последних полученных данных.

Техническая информация

Веб-сервер Nv.am расположен в Франция и используется GANDI SAS. Данный веб-сервер обслуживает некоторые другие веб-сайты, где преобладающим языком является французский.

Веб-страницы Nv.am обслуживаются веб-сервером Apache на основе языка программирования PHP. HTML-страницы созданы на основе новейшего стандарта HTML 5. Обнаружение веб-сайта в поисковых системах, а также посещение гиперссылок на веб-сайт для ботов допускается определенно.

Информация о сервере веб-сайта

IP-адрес:217.70.186.110
Оператор сервера:GANDI SAS
Количество сайтов:2 —
другие страницы с этим IP-адресом
Самые известные сайты:Nv.am (менее известен)
Языковое распределение:50% веб-сайтов французский, 50% веб-сайтов русский

Технические характеристики к технологии сайта

ПО веб-сервера: Apache
Программная платформа:PHP, Версия 5.6.30
Время загрузки: 2,27 секунд (медленнее, чем 97 % всех сайтов)
HTML-версия:HTML 5
Данные робота:follow, all
Размер файла:26,41 KB (408 распознанных слов в сплошном тексте)

www.webviki.ru

Даты

101 год назад во Франции была казнена Мата Хари

Мата Хари (в переводе с малайзийского языка – «око новой зари») была хорошо известна в Европе в начале 20 века. Она профессионально исполняла индийские и японские танцы. Выдавая себя за дочь храмовой танцовщицы из Ост-Индии, она выступала в модных салонах Парижа, Монте-Карло, Берлина, Вены, Милана и Мадрида. Пользуясь огромным успехом, Мата Хари считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой в Европе.

Всемирно известным ее имя стало из-за другого таланта: самая красивая женщина Парижа очаровывала мужчин и между делом выведывала у них государственные тайны. Именно это и привело ее к смерти: обвиненная в шпионаже в пользу кайзеровской Германии в военное время, Мата Хари 13 февраля 1917 года была арестована в Париже французской разведкой. Суд над ней, приговоривший ее к смертной казни, прошел при закрытых дверях. Адвокат подал апелляцию, но все — безрезультатно. И 15 октября 1917 года на военном полигоне в Венсенне Мата Хари была расстреляна. Большинство историков считает, что вина куртизанки (то есть эффективность ее как разведчицы) была сильно преувеличена: едва ли сведения, реально добытые ею, представляли серьезную ценность для той или иной стороны. Как утверждают теперь адвокаты, французский военный суд вообще подтасовал факты. Мата Хари действительно «выкачивала» деньги из представителей элиты Германии и Франции, но она никогда не продавала информацию. По мнению адвокатов, суд над Матой Хари был показательным: Франции требовалось громкое дело, которое продемонстрировало бы, как хорошо работают французские спецслужбы. Была и другая причина: развлечения богатых парижан раздражали французов-обывателей, родственники которых в это время погибали на войне. Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ею «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины». Это обеспечило Мате Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам (и разведчицам) 20 века. Уже в 1932 году о ней был снят фильм с Гретой Гарбо в главной роли.

nv.am

Даты

“Помочь было уже некому”

Очевидцы о крупной авиакатастрофе, в которой погибли 26 армян и экипаж Ан-22

 

Ровно 25 лет назад, 11 ноября 1992 года, под Тверью произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории региона и самолётов АН-22 «Антей». В те времена подробности подобных аварий сразу засекречивали. Так случилось и со страшным событием близ деревни Некрасово Калининского района, где упал самолёт с пассажирами. Погибли 33 человека, пишет издание «АиФ в Твери» (11.11.17).

Даже сегодня о катастрофе рассказывают лишь те, кто видел её своими глазами. Так что же помнят местные жители?
Коммерческий рейс тогда перевозил несколько рулонов кожи из аэродрома Мигалово (Тверь) в Ереван. Помимо груза, на борту находились 26 пассажиров — граждане Армении — и семь членов экипажа. Воздушный гигант рухнул на землю недалеко от аэродрома. Погибли все, кто был в самолёте.
В 90-е годы полки магазинов были пустыми как в России, так и в бывших республиках Советского Союза. Особенно тяжело приходилось Армении, где ещё ощущались отголоски землетрясения 1988 года. Тотальный дефицит привёл к появлению «челноков». Они закупали товар, чаще всего в Москве, и отправляли его самолётами на родину. Чартерных рейсов было полно, гражданская авиация работала в сложнейших условиях. Новые самолёты не поступали, поэтому продлевали ресурс старых. Надёжность техники была низкой. По некоторым данным, на аэродроме в Мигалово даже не было весов, экипаж мог определить вес груза лишь условно. Пилоты не знали, что машина перегружена на 20 тонн.
«Мигаловский аэродром от нас в нескольких километрах, самолёты набирают высоту и разворачиваются прямо над деревней. Я всегда боялась, что какой-нибудь из них свалится на голову, — рассказала «АиФ в Твери» жительница деревни Некрасово, учитель истории в местной школе-интернате Вера Верба. — 11 ноября 1992 года, около восьми часов вечера, наша семья была дома. Родные ужинали на кухне, я смотрела в комнате телевизор. Как раз начиналась очередная серия «Рабыни Изауры».
Вдруг жуткий звук, тяжёлый рёв. Пламя, огонь. Вспышку было видно даже через закрытые шторы. Напуганные, мы выскочили на улицу. Возле Некрасовского детского дома гуляли ребятишки. Они закричали, что упал самолёт. Тогда в деревне ещё не было фонарей, тьма кромешная. Но вспышка озарила всё. Мне было очень страшно, на место падения не побежала. Наблюдала в окно, как со свистом пролетали машины милиции и пожарных, военные грузовики. В поле, примерно за два километра от дома, помчались сын и муж. Они увидели страшное зрелище. Помощь оказывать было уже некому. Там поставили оцепление, всех жителей отогнали. Охрана стояла несколько дней, пока не подобрали все фрагменты тел и большие обломки самолёта… На следующий день дети из школы убежали на место крушения вместо уроков. Я очень на них ругалась».
Весной родственники погибших установили на месте падения самолёта небольшой мемориальный комплекс. Сейчас туда никто не приезжает, мемориал практически заброшен.
Вера Илларионовна впервые посетила памятное место летом 1993 года. Рядом с гранитными плитами, где высечены имена и фамилии погибших, лежали вырванные сучья и поваленные деревья. В земле ещё оставались носовая часть самолёта, кое-какие запчасти. Но вскоре люди всё растащили на металлолом.
О причинах той катастрофы жителям никто не говорил. Упоминания о лётных происшествиях тогда пытались пресечь на корню. Мало кто знает, что через пару лет, в январе 1994 года, ещё один «Антей» разбился в районе деревень Антоново и Красная Гора, в пяти километрах от Некрасово. Такая же громадина, чартерный рейс, набитый коврами, телевизорами, магнитофонами и прочим товаром.

Дмитрий БОЙКОВ

nv.am

30-35 детей в год — для Армении это много

В начале 90-х газеты писали о мытарствах одной бездетной еврейской четы, которая хотела усыновить ребенка своей национальности. Долгие поиски ни к чему не привели, поскольку выяснилось, что детей, нуждающихся в усыновлении, среди евреев нет. Тогда супружеской паре посоветовали усыновить армянского ребенка из зоны бедствия, где наверняка осталось много сирот. Но и эта попытка не увенчалась успехом, потому что ни одного одинокого, не пристроенного в семье армянского ребенка найти так и не удалось. Такой была наша многовековая ментальность вплоть до самого конца XX века.

Существует такое режущее слух словосочетание, как база данных детей, подлежащих усыновлению. Проще говоря, это дети, у которых никого нет, — круглые сироты или те, от кого официально отказались родители. А таких в нашей исконно чадолюбивой республике сегодня не так уж и мало. В 2009 году в Армении были усыновлены 44 ребенка, из которых круглой сиротой был только 1. Двенадцать детей имели обоих родителей, двадцать — только мать. Отказаться от своих малышей родителей в основном вынуждают две причины — тяжелое социальное положение и различные недуги, обнаруженные у детей. О том, в какой мере эти причины могут быть оправданием сиротства при живых родителях, существуют разные мнения. Одни искренне возмущаются безответственностью взрослых людей, заведомо знающих, что они не способны вырастить и прокормить ребенка и тем не менее производящих его на свет, не задумываясь о его дальнейшей судьбе. Другие считают, что рождение каждого ребенка — это благо для страны, для ее будущего, и это надо приветствовать в любом случае.
Что же касается детей с различными физическими и умственными отклонениями, то их родителей-отказников понять еще труднее. По мнению врачей, дети чаще всего страдают врожденными недугами именно по вине родителей, либо подверженных вредным привычкам, либо имеющих какие-то врожденные пороки, повлиявшие на нормальное развитие их потомства. Однако, даже сознавая свою вину, “чадолюбивые” мамы и папы спешат избавиться от проблемного чада, сбросив все заботы о нем на государство. Как утверждают многие работники детских домов, немалую роль в отречении от собственного ребенка играет и боязнь худой молвы, которая повредит репутации семьи и ее здоровых членов. За рубежом руководствуются другими критериями и сравнения совсем не в нашу пользу. В Армении приемные родители прежде всего требуют гарантий, что ребенок здоров и никаких проблем с ним не будет. Иностранные граждане не просто готовы усыновить больного ребенка, но нередко отдают ему предпочтение перед здоровым, убедившись, что болезнь его излечима. Такова нормальная логика милосердия, исходящая из того, что больной ребенок больше нуждается в заботе и помощи и потому ему в первую очередь нужна полноценная семья.
Есть и другое отличие в наших подходах к усыновлению. Наши приемные родители предпочитают усыновлять детей до 5 лет, желательно даже новорожденных. Проистекает это опять же из боязни огласки, чтобы тайна усыновления не оказалась рассекреченной по вине болтливых родственников или зловредных соседей. Многие по этой причине меняют квартиры и даже переезжают в другие города. За рубежом эти роковые тайны волнуют разве что героев мыльных опер. В реальной жизни от приемных детей редко скрывают их подлинное происхождение, и никаких семейных катаклизмов это, как правило, не вызывает.
По данным Министерства юстиции, ежегодно иностранцы усыновляют до 30-35 детей из Армении. Между тем некоторая активизация этого процесса начинает вызывать тревогу не только в самой Армении, но и в диаспоре. Многим памятно возмущение армянской диаспоры США, вызванное тем, что голливудская звезда Анджелина Джоли выразила желание усыновить ребенка из Армении, отрывая его тем самым от родных корней и отлучая от исторической родины. Правда, непонятно, почему судьба именно этого гипотетического младенца так взволновала наших соотечественников, ведь ежегодно иностранцами за рубеж увозятся десятки армянских сирот, а сотни армянских детей уезжают туда вместе с родителями. Но факт остается фактом — “утечка” детей имеет место, и это не может не вызывать беспокойства. Разрешение на усыновление армянских детей иностранными гражданами дает наше правительство. До недавнего времени эта установка не распространялась на соотечественников из диаспоры. Однако после введенных недавно парламентом поправок в Семейный кодекс отныне такое разрешение требуется и им.
Относительно того, почему некоторые иностранцы, и не только бездетные, проявляют повышенный интерес к усыновлению детей с различными недугами, существует много догадок, домыслов, слухов. Один из самых расхожих о том, что некоторые дети усыновляются на предмет изъятия у них органа для последующей его трансплантации собственному ребенку или на продажу. Распространению этих слухов немало способствуют и фильмы на эту тему, и душераздирающие сюжеты современных писателей. Есть и несколько документальных подтверждений, о которых писала мировая пресса. Самым громким преступлением из этого ряда было дело Надежды Фратти — итальянки русского происхождения, которая с помощью фиктивных документов на усыновление вывезла из Волгоградской и Пермской областей в общей сложности около 900 детей-сирот для передачи в итальянские клиники на предмет забора органов для трансплантации. Наказание, к которому приговорил Волгоградский суд Фратти, было совершенно неадекватно этому чудовищному преступлению и скорее всего именно поэтому этот преступный бизнес продолжает процветать.
Достоянием широкой общественности стали и садистские измывательства приемных родителей-иностранцев над усыновленными детьми, преимущественно из России. По официальным данным, в приемных семьях погибли в общей сложности 17 усыновленных российских детей.
К счастью, ни одного подобного случая среди приемышей, вывезенных из Армении, зафиксировано не было. Благодаря тому что еще в 2007 году наша страна присоединилась к Гаагской конференции “О сотрудничестве в сфере защиты детей и зарубежного усыновления”, мы получили более широкие возможности через армянские посольства и консульства отслеживать судьбы наших детей, усыновленных иностранными гражданами, и в случае необходимости принимать необходимые меры. В 2009 году Интерпол Армении проверил 36 детей, вывезенных из страны и проживающих с приемными родителями в США и Франции. Результаты проверки подтвердили, что дети в надежных руках и нет никаких причин для беспокойства о них. 18 марта нынешнего года правительство установило новый порядок усыновления детей, согласно которому ребенок, вывезенный за рубеж иностранными гражданами, лицами, не имеющими гражданства или гражданами Армении, находящимися за пределами страны, проходит обязательную регистрацию в дипломатических представительствах Армении.
По словам начальника управления по вопросам семьи, женщин и детей Минсоца Лены Айрапетян, в 2010 году из 187 детей, подлежащих усыновлению, приемных родителей обрели 92, причем 45 из них остались в стране, 47 были вывезены за рубеж. Только в США власти этой страны выдали 18 иммиграционных виз приемным детям из Армении. Наибольшее количество приемных армянских детей помимо США проживает во Франции, Нидерландах и России. Судя по имеющимся данным, за судьбу их особенно беспокоиться не следует. А вот как насчет тех, кто остался дома?
По данным Министерства труда и по социальным вопросам, в Армении имеются 7 действующих детских домов, из которых 5 — общего типа, а 2 — специализированных. В общей сложности в них воспитываются 810 детей. Помимо детдомов существуют и интернаты, контингент воспитанников которых превышает 800 человек. Несмотря на то что содержание детских домов обходится государству достаточно дорого, к тому же немало помогают благотворительные компании и частные лица, преимущественно иностранного происхождения, наши детдома основательно не дотягивают до подобных заведений за рубежом как по уровню комфортности проживания в них, так и по самой методике воспитания. Кстати, именно этот фактор вывел на первое место еще пару лет назад директора одного из лучших детдомов Армении — “Затик” — Ашота Мнацаканяна. В большинстве наших детдомов нет необходимых условий для полноценного развития личности, для проявления индивидуальных способностей, развития таланта, возможно, даже уникального. Сколько мы потеряли на этой “стрижке под общую гребенку” будущих сарьянов, хачатурянов, папазянов, мергелянов, амбарцумянов… В детских домах некоторых стран проходят регулярные конкурсы-отборы, в ходе которых компетентные комиссии выявляют самых талантливых и перспективных детей и дают им путевку в жизнь. Государство создает им необходимые условия для развития их таланта, беря все затраты на себя. У детдомовских детей нет родителей-толкачей, способных в своем пиликающем на скрипке чаде разглядеть будущего Паганини, поэтому это должно делать само государство. В недрах детдомов может таиться его огромный и бесценный капитал, который нельзя терять ни в коем случае. Поэтому всяческого поощрения и подражания заслуживает прекрасная инициатива прославленного маэстро Дживана Гаспаряна, решившего открыть школу дудукистов для талантливых воспитанников детских домов.
В советские годы детдомовцы не посещали общеобразовательную школу, а учились непосредственно в своем доме. Теперь они учатся на общих основаниях, что имеет свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, совместное обучение с “семейниками” способствует их успешной интеграции в общество, в котором предстоит жить. С другой стороны, провоцирует некий комплекс неполноценности, чему в немалой степени способствуют некоторые бестактные учителя и родители, постоянно проводящие грань между детдомовцами и “нормальными” детьми. Такой субъективный подход мало способствует раскрытию талантов детдомовских детей, чувствующих себя ущемленными, зажатыми, отличными от всех остальных.
Преодолеть этот комплекс трудно. Вот почему во всем мире, даже в тех странах, где есть самые комфортные и продвинутые детские дома, делают все, чтобы помочь ребенку обрести семью. В число приоритетных задач правительства Армении на 2011 год входит и разгрузка детских домов. Более конкретно обозначил эту задачу министр труда и по социальным вопросам Артур Григорян. Он заявил, что министерство будет последовательно работать над тем, чтобы в детдома поступало как можно меньше детей. Для этого будут задействованы все средства, в частности открытие дневных центров, интернатов. В 2010 году были открыты 2 дневных центра, которые посещали 200 детей.
Еще с 2007 года в Армении начала работать программа “Патронажная семья”, в рамках которой дети, лишенные родителей, жили и воспитывались в семьях. Государство выплачивало им средства, по нашим меркам, совсем немалые. Однако именно из-за отсутствия этих самых средств программа застопорилась, и хотя отношение к ней было очень неоднозначное по причине ее механической скалькированности с западных аналогов, тем не менее ее решили реанимировать. С января 2011 года ЮНИСЕФ совместно с Армянской ассоциацией связей с общественностью приступили к реализации программы с оптимистичным названием “У каждого ребенка должна быть семья”. Пока в рамках этой программы семью обрели 25 детей.
Дети проживают в семьях, которые получают ежемесячно 80 тысяч драмов, из которых 32 тысячи — это оплата родительского труда, остальное идет на содержание ребенка. Надо сказать, что таким доходом может похвалиться далеко не каждая армянская семья, а некоторые скептики вообще склонны считать, что некоторые семьи затеяли игру в дочки-матери именно по причине материальной заинтересованности в ней. Не будем ничего оспаривать или утверждать, но очевидно одно: патронажные семьи необходимо держать под постоянным и неусыпным контролем, чтобы интересы детей не страдали ни в коем случае.
Проведенное несколько лет назад исследование показало, что 80 процентов детдомовских детей имеют одного из родителей, при этом лишь 10 процентов детей навещали их здравствующие папы и мамы. Зловещая для нашей страны статистика, свидетельствующая о девальвации одной из главных национальных ценностей, — любви к своим детям. Матери расстаются и с больными детьми, сбрасывая заботу о них на государство. За два последних года количество поступлений в специализированные детдома увеличилось на 100 детей.
Забота о сиротах во все времена считалась одним из самых богоугодных дел, в которых всегда заинтересованно и сострадательно участвовала церковь. К сожалению, наша армянская церковь до самого последнего времени большой активности в решении сиротских проблем не проявляла. В сентябре минувшего года на территории храма Св.Гаяне в Эчмиадзине был открыт детский дом, принявший 42 воспитанника. Инициатором и спонсором этого доброго дела стала семья Кюркчян, проживающая в Лондоне.
Надо с благодарностью признать, что спонсоры, преимущественно наши соотечественники из диаспоры, не обходят вниманием и заботой детские дома, помогают и международные организации, охотно работают с проблемными детьми из специализированных детдомов волонтеры из разных стран. Но как бы ни была полезна эта помощь, главным регулятором и реализатором всех проблем остается государство. Однако и ему не всегда удается достичь желаемого из-за бездарного исполнения на местах, процветающей коррупции и казнокрадов, посягающих даже на сиротские деньги.
Многим памятен громкий скандал, разразившийся после разоблачений Контрольной палаты, занимавшейся проверкой жилья, предоставленного выпускникам детских домов в рамках правительственной программы. В течение 2008-2009 годов на эти цели из бюджета было направлено 2,1 миллиона долларов. Однако, как заявил председатель Контрольной палаты Ишхан Закарян, “реализация программы провалена на все сто”. Между тем проблема эта, оставаясь одной из острейших, требует незамедлительного решения. Около 100 достигших совершеннолетия выпускников вынужденно продолжают оставаться в детдомах, еще столько же живут где придется. “Будь у них в свое время возможность самим решать свою судьбу, они наверняка предпочли бы быть усыновленными иностранной семьей и жить в процветающей Голландии или США, пополнив собой число армянских детей, вывезенных приемными родителями за рубеж. А их и так не мало — 30-35 детей в год для маленькой Армении с ее низкой рождаемостью очень даже ощутимо.

nv.am

“По нашим данным, в Турции проживают минимум 7 миллионов армян, т.е. хемшил, скрытых армян, криптоармян и стамбульских армян”

Об амшенских — мусульманизированных — армянах, проживающих в Турции, то есть о хемшилах, мы писали не раз. И не случайно. С каждым годом они все более и более ощущают себя армянами и возвращаются к национальным историческим корням. Процесс удивительный и очень интересный — ведь ислам им был навязан силой. Недавно амшенский соотечественник Ялмаз ХЕМШИНЛИ рассказал одному из армянских сайтов о нынешней ситуации с амшенцами-хемшилами в Турции.

 

Они такие же армяне, как ширакцы и сюникцы, лорийцы и джавахкцы, арцахцы и котайкцы. Как все армяне диаспоры. У нас одна и та же кровь, те же гены. При этом мы никогда не задумывались о том, как же мы, армяне-христиане, относимся к соотечественникам, принявшим ислам. Оказывается, вполне толерантно, но с оговорками. 

Амшенские армяне участвуют во всех сферах жизни Турции, включая политику, культуру, телевидение, спорт и так далее. Большая часть амшенских армян проживает на северо-востоке Турции (данный регион в Турции именуется как Hamsen (Амшен), более 75% населения которого составляют этнические армяне (хемшилы).
В Амшене проживают также лазы, турки, греки и т.д. Стоит особо отметить, что турецкие официальные данные систематически занижают данные о хемшилах, при этом они называют хемшилов “частью турецкого общества”, то есть турками, что не только является неправдой, но и оскорбляет наше национальное достоинство.
Да, большая часть хемшил исламизирована, но этот совсем не значит, что мы лишились национальной идентификации. Среди хемшил и сегодня есть люди, возвращающиеся к христианству, меняющие мусульманские имена на армянские и общехристианские. Еще больше хемшилов остаются привержены исламской религии, но дома молятся на армянском языке.
Представителям нацменьшинств жить в Турции нелегко, особенно армянам, грекам, арабам, курдам, то есть автохтонным народам, имеющим исторические основания на жизнь в Турции, в отличие от турок. В Конституции Турции, статья 66, написано, что каждый гражданин Турции является турком, именно поэтому, согласно официальным данным переписи, свыше 90% населения Турции составляют турки.
В самом Амшене жизнь для хемшилов, благодаря компактному проживанию и изолированности региона, достаточно терпима. Возможно, поэтому в последнее время турки пытаются проникнуть в наш регион и развить у нас туризм. В Амшене также проживает много лазов (исламизированных грузин), у которых с армянами вполне дружеские отношения. Немало также греков-мусульман (урумов) и понтийских греков, отношения которых с хемшилами можно назвать братскими.
Согласно официальным данным, в Турции проживают 150-200 тысяч армян (в основном в Стамбуле) и хемшилы, которых они называют турками. Однако по нашим данным, в Турции проживают минимум 7 миллионов армян, т.е. хемшил, скрытых армян, криптоармян и стамбульских армян. Конкретнее могу сказать о северо-востоке Турции — об Амшене.
Данный регион представлен в Турции 7 илами (областями): Артвин, Орду, Трабзон, Ризе, Байбурт, Гюмюшхане и Ардаган, также северные части илов — Эрзерум и Карс. Общая площадь — 45 тысяч кв.км, население — около 5 миллионов человек. 1. Хемшилы — 3 миллиона 820 тысяч человек. 2. Лазы — 750 тысяч человек. 3. Греки — 180 тысяч человек. 4. Другие (турки, курды, русские….) — более 250 тысяч человек.
Перепись (или опрос) проводилась мною лично, а также моими знакомыми (в общем, пара сотен человек). Начали мы в 2008 году, а закончили в 2010. Проводить какие-либо опросы в Турции очень тяжело, они считаются незаконными. Кроме того, отвечают не все, потому что многие боятся последствий. Цифры не конкретные, а лишь приблизительные, но, в общем, они довольно точно отражают действительность и наши данные.
Отношение большинства хемшил к армянам братское, так как мы — один народ, но есть и уже сильно тюркизированные личности, или люди, которые, слыша как отзываются о хемшилах армяне Армении и диаспоры, крайне негативно относятся к слову еrmeni (армянин) и просят, чтобы их называли hemsinli (хемшилы).

В 1461 году Амшен был захвачен турками. После османского завоевания на протяжении XVI-XVIII веков значительное число амшенцев было вынуждено к принятию ислама, однако им удалось сохранить свой язык и культуру. Исламизированные амшенцы (хемшилы) долгое время не преследовались турецкими властями. В XIX веке хемшилы населяли причерноморское побережье Османской империи.
Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своем переселялись в западную часть Понта: в Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции, а позднее также на черноморское побережье Российской империи. Лишь в отдельных районах Амшена, например, в местечке Елиовит, сохранялось христианское население. В начале XX века в связи с геноцидом армян и войной за независимость Турции (вот как идеология может извратить историю) большинство спасшихся амшенцев — христиан Турции эмигрировало в Россию. Группа амшенцев из Адапазары нашла убежище в Армении. Стоит отметить также, что хемшилы-мусульмане во время геноцида армян помогали своим братьям армянам и сражались против турок.
В 1878 году по Сан-Стефанскому мирному договору в состав Российской империи вошел Батумский округ, на территории которого располагались двенадцать хемшилских сел. 25-26 ноября 1944 года хемшилы вместе с греками, курдами и турками были депортированы, как “неблагонадежное население”, из Аджарии в Киргизию и Казахстан.
16 января 1970 года на северо-востоке Турции (Хопа, Артвин, Орду) вспыхнуло восстание хемшил, погибли более 1000 человек, а лидеров группировок арестовали. Восставшие требовали автономии, а также признания их как части армянского, а не турецкого этноса.
В 1982-1984 годах 22 хемшилские семьи переехали из Киргизии в Апшеронский район и примерно в это же время вместе с первыми семьями турок и курдов — в станицу Пшехскую Белореченского района Краснодарского края. Межнациональные конфликты в Средней Азии подтолкнули в 1989-1990 гг. около 200 хемшилских семей из Киргизии бежать в Краснодарский край.
В конце 1980-х хемшилы Казахстана направили петицию правительству СССР с просьбой разрешить им переселиться в Армению. Однако их просьба была отвергнута Москвой ввиду опасений, что переселение мусульман в Армению может вызвать конфликт с христианским населением.
В Амшене на протяжении нескольких веков делается все, чтобы сохранить свою армянскую идентификацию. Хемшилы не ассимилировались, хотя были разные методы со стороны турецких властей, которые продолжаются и по сей день.
В Армении особо на тему Амшена не говорят, лишь отдельные личности посещают иногда наш регион из Армении и диаспоры, но у правительства Армении нет интереса к данному региону, зато этот интерес появляется у соседа Армении — Грузии, которая уже объявляла несколько раз северо-восток Турции историческим регионом Грузии, а хемшил — тюркизированными и исламизированными грузинами.
Стоит при этом отметить, что прямого территориального вопроса к Турции они не предъявляют, так как у них вполне хорошие отношения с ними (политические и экономические), а разрушать это все из-за придуманного ими же мифа они не хотят. В общем связь почти отсутствует, естественно, хочется, чтобы в Армении начали больше интересоваться данным регионом, так как хемшилы — это армяне, а Амшен — земля армянского народа.
Более 90%, а это абсолютное большинство хемшил, мнения которых совпадают с нашим, полностью солидарны с нами. Однако важнее, чтобы нас приняли наши братья по ту сторону границы, как своих братьев АРМЯН, ведь кровь важнее всего.

Как относятся армяне-христиане к армянам-мусульманам ?

…Если брать в пример исламизированных (отуреченных) армян бывшей Западной Армении, которые остались, пожертвовав верой, на своей исконной территории после геноцида, то мое мнение, что они сделали правильно! Я бы сделал то же самое, но не стал бы мешать кровь с турками после этого и детям говорил бы, что мы — армяне! А веру они бы в наши дни и сами выбрали бы, только живя на своей древней, любимой территории, а не где-то в Америке, Франции, Ливане и еще где-нибудь. Главное — передать правду о своем народе, о том, кем ты родился…

***
…Исламизированные (после геноцида) армяне восточных вилайетов Турции для меня не армяне, так как они смешались (генетически) практически полностью с турками. То есть армянский ген все еще пребывает на своей древней территории, но его носители уже на 90% — турки…

***
…Мое мнение, что кровь выше всякой идеологии! Желательно, конечно, чтоб армяне имели единение вокруг хотя бы одной религии, но было бы еще лучше, если б эта религия называлась Родина!

***
…“Главное, чтобы человек был хороший”. И делить один народ по отношению к религии не стоит, это разделяет нацию, а мы в каждом посте пишем о единении, братстве и т.д. А так можно делить людей до беспредела. По религиозной принадлежности, по цвету глаз, по цвету кожи, по пристрастиям к музыке и т.д. и т.п.

***
…Думаю, что если ты мусульманин и армянин, то смешиваться с турками не стоит ни при каких условиях.

***
…Я воспринимаю религию, любую, как мифологизированное мировоззрение древних. Для меня нет большой разницы между язычником, шаманистом, христианином, мусульманином и, скажем, буддистом. Но вот ААЦ, в частности, сыграла в свое время очень важную роль в сохранении и выживании моего народа. В этом смысле она от других религий отличается. Родовая вера древних армян сформировала наш народ в принципе. Это тоже не может не вызвать моего почтения к этой форме мировоззрения. А если ты лично предпочитаешь верить в Аллаха, ну, например, так сложилось в твоей семье, — то верь и никого не спрашивай. Это твое дело. Но все же я б советовал тебе разделить традицию от мировоззрения. Не в средние века живем.

***
…Да, есть такое явление, армяне-мусульмане. Мое отношение к ним? Да нормальное отношение. Есть армяне-католики, православные, огнепоклонники, родноверы, есть и мусульмане… Плохо ли это? Считаю, что нет. Часть моих предков приняла в свое время ислам… А что было делать? Жизнь у них так уж сложилась.

***
…Нормально отношусь… каждый человек вправе сам выбирать для себя любой путь, в том числе духовный, и в кого верить… главное не забывать, что ты армянин!

***
…Умеренно отрицательное. Но не к людям, а к самому факту перемены веры. Человек не перестает быть армянином, также как и не перестают быть армянами те, кто меняет язык, обычаи, фамилии, имена и т.д., но факт измены уже не хорошо. Откровенно говоря, я считаю это предательством. Никому не в обиду, сам не верю в светлое будущее моего родного языка.

***
…Интересно, как армяне-мусульмане смотрят на армян-христиан? Вот, к примеру, если начнется заварушка, что нож к шее и говори, что, кроме Аллаха, никого нет или как там происходит обращение неверных по Корану? Вот где собака порылась, на мой взгляд. Если мусульманство унаследованное, то это как бы не от человека зависело. Другое дело, если новообращенный и идейный такой — все суры прочитал и, а нy, гяуров резать и камнями неверных жен закидывать. Опять же — религия и вера вещи разные. Вон сколько среди армян атеистов или вообще об этом не задумывавшихся.

***
…Вот про смену веры (скорее религии) согласен. Все народы, которые меняли религию, как-то отличаются. На память приходят литовцы (вроде православными раньше были), ну и потом множество наших окатоличенных братиев. Кто еще? Да, наши соседи “албанцы”…
Однако приходилось встречать армян и русских, у которых армянской или русской крови было ноль целых ноль десятых. И все же учили армянский или русский и крестились взрослыми уже, потому что принимали соответствующую церковную доктрину. А также встречал много 100% по крови армян и русских, которым ни до Родины, ни до религии дела нет. При чем тут кровь?

Ялмаз ХЕМШИНЛИ

nv.am

7 мест в мире, названных в честь Армении

На протяжении многих веков армяне мигрировали со своей исторической родины в разные страны. Однако именно трагедия конца XIX — начала XX века ощутимо увеличила число таковых. Некоторые обосновались в регионе, а были и те, кто в поисках лучшей жизни и спасения переплывал через моря и океаны. Несмотря на расстояния, они не забывали о своём происхождении и в память об этом добились возможности переименовать местность в честь своих соотечественников и потерянной родины. Об этих местах пишет barev.today.

 

Армянск (Крым)
Центр химической промышленности город Армянск располагается на севере Перекопского перешейка, соединяющего полуостров Крым с континентом. Город основан в XVIII веке греками и армянами из соседнего Перекопа (Ор-Капу) и назывался Армянский базар (Ermeni Bazar, 1730 г.), являясь по сути таможенным пунктом. Город носил такое название вплоть до 1921 года, позже местные жители переименовали его в Армянск. В отличие от других городов Армянск — самый молодой город на полуострове и является родиной выдающегося армянского мариниста Магдесяна Эммануила Яковлевича.

Армения (Сальвадор)
Муниципалитет и город Армения (фото справа) в западной части Сальвадора расположен на территории департамента Сонсонате. Благодаря активности армянской общины (6 тыс.человек) Армения является одним из самых красивых, молодых и быстро развивающихся городов в стране.

Армавир (Россия)

Город Армавир, расположенный в 200 км от Краснодара, основан горскими армянами в XIX веке. В то время, когда ислам стал укореняться среди местных племен, армяне и другие христиане обратились за помощью к русскому генерал-майору барону Г.Ф. фон Засну с просьбой переселить их из черкесских аулов поближе к себе и помочь сохранить национальную принадлежность. В 1839 году армяне совместно с другими народами поселились ближе к устью реки Уруп и обосновали многонациональное село Армянский аул. И только в 1848 году новое селение стало называться Армавир. Город назван в честь столицы великой Армении (IV—II вв. до н. э.), откуда были родом предки переселенцев. Сегодня в городе проживают более 15 тыс. армян, здесь действует одна из самых активных армянских общин Краснодарского края.

Арарат (Австралия)
В штате Виктория находится город под названием библейской горы — Арарат (фото слева). Он основан в 1857 году армянами, которые со временем превратили его в один из активных центров армянской общины в стране. В 2006 году население Арарата составляло около 8000 человек и половина из них были армяне. В городе действуют две армянские церкви, молодёжная армянская организация и школа им. Галуста Гюльбекяна.

Армянский остров
Св.Лазаря (Италия)

Небольшой остров под названием San Lаzaro dei Armeni расположен в Венецианской лагуне между островами Лидо и Сан-Сервовло. Ещё в XVI веке на острове была построена больница, которая позже из-за частых заболеваний венецианцев проказой стала лечебницей. Со временем остров опустел и долгие годы был необитаем. В 1717 году остров был передан армянской общине во главе с монахом Мхитаром Себастаци, основателем ордена мхитаристов (Мануко ди Пьетро). Он бежал от турецких преследований и оказался в Венеции под покровительством Папы Римского. Армяне вдвое расширили территорию острова, озеленили его, построили монастырь, церковь, типографию и библиотеку, превратив его в центр научных исследований. Сегодня остров Св.Лазаря является одним из основных мировых центров армянской культуры.

Армения (Колумбия)
Колумбийский город Армения является столицей департамента Киндио. Первоначально город назывался Villa Holguin — в честь бывшего президента Карлоса Ольгина Маньяло. В 1880 году местные армяне добились полномочий от власти и переименовали город в Армению в память о погибших в годы геноцида соотечественниках. Город необычайно красив, чист и в нем выращивают лучшие сорта кофе на планете. Армению также называют «городом чудес», так как в нем отсутствуют какие-либо признаки бедности.

Армения (Белиз)
Небольшая деревня среди джунглей, пещер и рек под названием Армения расположена в округе Кайо, в 8 км к югу от столицы республики Бельмопан. Говорят, первыми поселенцами этой местности были беженцы из Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. Потом, в начале XIX века, здесь появились армяне и греки из Турции. О том, как раньше называлась деревня, никаких сведений нет. Однако есть предположения, что из-за армянских эмигрантов жители назвали эту местность в честь их родины — Армении. Сегодня армян уже не осталось. Скорее всего они выехали из Белиза после сильного землетрясения в конце 60-х. В Армении проживают около 1000 человек, в основном это испанцы и майя.

Лилит МКРТЧЯН

nv.am

YANS: от Баха до “Реинкарнации”!

Год назад в культурной жизни города состоялись два знаменательных события: открытие Аллеи Звезд армянского джаза и музыкального клуба Yans Club. Перед входом в клуб были установлены памятные звезды Артемия Айвазяна, Константина Орбеляна, Арно Бабаджаняна, Александра Ачемяна, Эдгара Оганесяна. За прошедший год в мюзик-холле прошло немало интересных концертов — выступили как именитые музыканты, так и те, для которых Yans, можно сказать, стал “путевкой в жизнь”.

Недавно в Yans-е состоялся концерт, посвященный 76-летию со дня рождения Владимира Высоцкого “Я, конечно, вернусь…” Армянские барды Рубен Егоян, Давид Хачатрян и Тема Южный подарили поклонникам Высоцкого и любителям авторской песни прекрасный вечер, который был организован при информационной поддержке представительства Россотрудничества в Армении. Об этом и не только беседуем с арт-директором музыкального клуба Yans Размиком ЧРАКЯНОМ.

— В мюзик-холле Yans состоялся концерт, посвященный дню рождения В.Высоцкого. Это выход из формата или нет?
— А разве творчество самого Владимира Семеновича помещается в рамки какого-либо формата? Номинативно, формально мы определяем — поэт, бард, актер. Но по энергетике, харизме и силе его произведений он и спустя 33 года после ухода из жизни находится вне определения “формат”. Если уж и употреблять это понятие, то можно сказать, что его формат — это мужество быть самим собой, как в творчестве, так и в жизни. И концерт его памяти, прошедший в переполненном зале мюзик-холла Yans, стал своего рода данью уважения и благодарности этой выдающейся личности от тех, “кто нужные книги в детстве читал”. Что касается жанровой направленности мюзик-холла, то Yans — это на сегодняшний день уникальная в регионе по качеству звука музыкальная площадка, открытая практически для всех жанров — от джаза, эстрады, фолка и рока до классической и академической музыки. Поэтому не удивляйтесь, если завтра на одной из афиш вы увидите фамилии Бах или Рахманинов, а через неделю джаз-бенд Ваагна Айрапетяна или армянскую регги-группу “Реинкарнация”. И если музыка — это универсальный язык человечества, то наш формат — это говорить на нем, и отхода от него точно не ожидается.
— Каковы основные приоритеты отбора музыкантов и коллективов для выступления у вас?
— Они достаточно “просты”: талант и профессионализм. Эти имена — та высокая планка, стремление к которой не может не подтягивать и заставлять расти современных музыкантов. И когда в мюзик-холле мы имели честь праздновать потрясающим концертом Государственного джаз-оркестра Армении под управлением Армена Уснунца 85-летие Константина Агапароновича Орбеляна, было очень лестно слышать из его уст слова о том, что Yans — это дворец музыки. Это обязывает. Поэтому вне зависимости от жанра главные критерии отбора — это талант и профессионализм. Именно поэтому здесь наряду с Ли Ритенуром, Мелвином Ли Дэвисом, Дживаном Гаспаряном, Нино Катамадзе, Арто Тунчбояджяном и многими другими известными исполнителями выступают молодые, но безусловно перспективные и сильные коллективы и исполнители. Главное, что отсутствует при отборе — это снобизм, поэтому если есть объективное осознание своих творческих возможностей, есть, что сказать зрителю, то будем только рады — welcome to the Yans Club!
— Есть ли негласный девиз, слоган, характеризующий направленность Yans?
— Пожалуй, главный принцип, который был заложен в основание Yans, можно определить как “синергия вдохновений”. Без вдохновения многих людей было бы невозможно создать то, что есть сегодня, всего за год. Это в чем-то похоже на кино, в котором результат зависит не только от продюсера, режиссера, актеров и операторов, но и от осветителей, звукорежиссеров, водителей, рабочих сцены и бухгалтеров. У нас есть официанты, которые с радостью расскажут вам историю о том, как Джо Оливер помогал пробиться юному Луи Армстронгу, есть помощники по хозяйству, которых можно застать напевающими звучащие со сцены хиты Глории Гейнор. Это все от вдохновения, стирающего грань между понятиями просто работы и любимого дела. Наверное от этого у гостей вне зависимости от статуса, социального положения и музыкальных предпочтений и возникает чувство душевного комфорта. Каждый день здесь — праздник по-настоящему качественной музыки. И не имеет значения, это студенты, дипломаты, бизнесмены или туристы — все чувствуют себя первыми среди равных, и когда вдохновение, идущее со сцены, сливается с восприятием зрителя в зале — тогда ты говоришь себе — это был отличный день!
— Каково ваше отношение к происходящему на нашей эстраде? Как удается бороться с серостью, не допускать? Или не удается?..
— Много фамилий, но мало имен. Хорошее — радует. Огорчает понимание того, что зачастую исполнители с прекрасными данными порой вынуждены клепать поделки на потребу рынка. И дело не в тактовых размерах, не в 6/8 как таковых. Понятно, что никто не будет радоваться на свадьбе, скажем, под раннего Пендерецкого. Это было бы странно. Всему свое время и место. Другой вопрос, что очень многое на эстраде вызывает внутреннее отторжение на каком-то генетическом уровне. Но об этом, пожалуй, все сказал светлой памяти Роберт Саакянц. А с серостью в этом смысле можно бороться, например, игнором. Она была всегда, во все времена, но хочется верить, что настоящее, яркое и честное выстоит, несмотря ни на что. В любой сфере. Это касается не только Армении, это проблема искусства в современном мире вообще.
— English club Because, карабахская война, российское ТВ, журнал “Ереван” и National Geographic, и т.д. — все это то, к чему вы имели непосредственное отношение. Как воспринимаете эту ступень — мюзик-холл Yans?
— Жизнь во всех ее проявлениях наполнена музыкой и импровизацией. Сегодня ты пытаешься играть джаз в университетском подвале или режиссируешь музыкальное оформление фильма где-нибудь в Останкино, а потом даже под бомбежкой и плотным огнем видишь, что не всегда музы молчат, когда говорят пушки. Я никогда не забуду героически погибшего абовянского добровольца Артака, который во время одного из жестких боев поднимал дух горстки отстреливавшихся бойцов репертуаром, которым гордился бы любой джаз-бенд. И тогда начался самый невероятный джем-сейшн, возможный в это время и в этом месте. А знакомство с Yans случилось благодаря известному музыканту и замечательному человеку, первому арт-директору мюзик-холла Вазгену Асатряну, стоявшему у истоков творческого становления мюзик-холла. Это профессионал высокого класса!
— Каким видите будущее Yans?
— Само название Yans образовалось от традиционного окончания армянских фамилий. И очень хочется, чтобы у всех жителей республики все было хорошо, было бы поменьше насущных проблем, было настроение слушать качественную музыку и возможность отдыхать со вкусом. А Yans по-прежнему будет держать ту высокую планку, заданную с самого начала.
— Каковы ближайшие планы? Какие сюрпризы готовите ереванцам?
— Мы готовим несколько очень интересных проектов, но пусть это на самом деле будет сюрпризом. Следите за афишами!

nv.am