Орбита у 101 стерео характеристики – Полный усилитель звуковой частоты «Радиотехника У-101-стерео» позднее «Радиотехника У-7101-стерео». — «Радиотехника У-101С (У-7101С)» — Р — Каталог файлов

Содержание

Усилитель орбита у 101 стерео характеристики

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Усилитель орбита у 101 стерео характеристики

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио — аппаратуры:

     

  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.

 

Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

  • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
  • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
  • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто — чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов — 0,1%.
  • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
  • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

Следует помнить: изготовление качественных усилителей — трудоемкий и высокотехнологичный процесс, соответственно, слишком низкая цена при достойных характеристиках должна Вас насторожить.

 
Классификация

Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный — своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.

Важно: первичное преобразование и обработка сигнала происходит именно в предварительных усилителях.

  • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
  • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы — А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.

Внимание: изучение технических составляющих покупки, конечно, необходимо, но зачастую решающим фактором является элементарное прослушивание аппаратуры по принципу звучит-не звучит.

 
Применение

Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

  1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi — fi.
  2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
  3. В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  4. В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот — от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.

Таким образом, чтобы долгое время наслаждаться чистым и качественным звуком, целесообразно заранее изучить все многообразие предложений и подобрать вариант аудио аппаратуры, максимально отвечающий Вашим запросам.

 

all-audio.pro

Усилитель Радиотехника У-101 — обзор, характеристики и отзывы

Вроде бы время Страны Советов давно уже прошло, но многие энтузиасты до сих пор используют советскую технику и искренне считают, что лучше нее на свете нет ничего. Особенно это относится ко всякого рода усилителям, колонкам и проигрывателям. Дескать, только они обеспечивают самый «правильный», чистый и теплый (ламповый) звук. Спорить с этим не будем. Тем более что советская аудиотехника действительно была на высоте. Одним из «старичков», который может еще порадовать качественным звуком, является усилитель «Радиотехника У-101». Немаловажную роль играет и то, что собран он был не на российских просторах, а в союзной Латвии. Поэтому и качество соответствующее. Однако пора разобрать основные характеристики этого устройства и рассмотреть отзывы счастливых обладателей этого «чуда». Но сначала немного общей информации о производителе.

О производителе

Когда-то компания «Радиотехника» была дочерним предприятием небезызвестного завода «ВЭФ». Последний был упразднен в 1997 году. Но «Радиотехника» осталась и по сей день работает. Теперь это крупнейший производитель музыкальной аппаратуры в Восточной Европе. История компании началась в 1927 году. Тогда Абрам Лейбовиц основал небольшое предприятие по выпуску радиоприемников. Со временем фирма разрослась и начала выпускать огромное количество бытовой электроники: от радиоприемников и телевизоров до усилителей и акустических систем. Легендарные колонки S90 были сконструированы и выпущены в 1989 году. Примерно к этому же временному периоду относится и разработка такой вещи, как усилитель «Радиотехника У-101».

Стоит сразу отметить, что искушенные «аудиофилы» не ценят технику этого производителя. Они считают ее массовым «шлаком» и «хламом». Единственное, что признают эти товарищи из советских аудиосистем — топовые усилители от «Амфитон» и легендарный «Бриг». Но в любом случае усилитель «Радиотехника У-101» стерео в десять раз лучше того китайского хлама, который сейчас находится на прилавках магазинов электроники. Поэтому для озвучивания небольших помещений (таких как стандартная квартира) его можно и нужно приобрести. Тем более что на вторичном рынке этот аппарат стоит копейки. Однако перейдем к особенностям дизайна усилителя и его техническим характеристикам. Ибо это самое важное.

Внешний вид и дизайн

Итак, посмотрим на усилитель «Радиотехника У-101» стерео. Его дизайн, в принципе, стандартен для устройств этого производителя 80-х годов прошлого столетия. Тем не менее массивная передняя панель из шлифованного алюминия внушает определенное доверие. Чистое дерево, которым оформлена остальная часть корпуса, тоже навевает кое-какие положительные эмоции. Но больше всего порадовали кнопки переключения режимов работы и регуляторы громкости, баланса, НЧ и ВЧ. Они сделаны добротно (из того же алюминия), а размер такой, что точно не промахнешься. Все это отличительные черты советской аудиотехники тех времен. И «Радиотехника» тоже выглядит соответственно. Однако конструкторы не забыли и об охлаждении внутренних элементов устройства. Добротные решетки из металла располагаются и в верхней части корпуса, и в нижней. На задней панели имеется массивный рефрижератор блока питания и большое количество необходимых разъемов (в основном пятиштырьковых). Выполнена задняя панель тоже из металла.

Вес и габариты

Советская техника не отличалась компактностью. Не исключение и стерео-усилитель «Радиотехника». Размеры его довольно внушительные. Его ширина составляет 330 мм. Длина — 430 мм. А высота — 80 мм. Довольно объемный аппарат. Для его установки придется подобрать подходящее место. Идеальным вариантом была бы стойка под аппаратуру. Они выпускались (и были весьма популярны) в 90-х годах прошлого столетия. Но и сейчас есть такая мебель. Вот только сейчас габариты таких полок заточены под китайские «ресиверы». Но этот усилитель должен там поместиться. Что касается веса, то масса у этого усилителя внушительная — 10 кг. Такой вес получился из-за тяжести блока питания, отдельных компонентов и металлических элементов дизайна. Но зато сразу видно, что перед нами добротное, качественное советское устройство. Теперь перейдем к техническим характеристикам усилителя. Именно они определяют качество воспроизводимого звука.

Технические характеристики усилителя

Итак, перейдем к техническим характеристикам усилителя. Стоит отметить, что он не подойдет любителям громкой музыки. Его номинальная выходная мощность составляет всего 20 Ватт на канал. Для озвучивания стандартной комнаты вполне достаточно. Но не более того. Сопротивление равно 4 Ом для каждого канала. Это значит, что огромные напольные 8-Ом колонки (вроде «Амфитона») к нему подключить не удастся. Он просто не сможет их раскачать. Самый лучший вариант — полочные АС. Именно они более всего подходят к такой штуке, как усилитель «Радиотехника». Характеристики довольно скромные. Даже по советским меркам. Но зато обеспечивается высокое качество звука. Диапазон воспроизводимых усилителем частот колеблется от 20 до 20 000 Герц. Этого вполне достаточно для обеспечения качественного звука. Если подключать сей усилитель к компьютеру, то обязательно нужно использовать внешний ЦАП. Только он сможет раскрыть весь потенциал данного усилителя.

Работа с посторонними шумами

Активное шумоподавление — это очень хорошая штука в составе любого усилителя. К сожалению, усилитель «Радиотехника» лишен этой полезной опции. Шумы есть. Но они не настолько заметны невооруженным ухом. Отношение сигнала к взвешенному шуму — 83 децибела. А отношение сигнала к фону — 60 децибел. Это довольно хорошие характеристики. Коэффициент гармоник на низких частотах составляет не более 0.2 %. Для неподготовленного читателя эти цифры ничего не значат. Но можно объяснить их проще. Этот усилитель способен обеспечивать высококачественное звучание любой композиции даже на максимальной для него громкости с минимальными искажениями. А это самая важная вещь в любом усилителе. Хотя бы поэтому «Радиотехника У-101» намного лучше китайского ширпотреба, который сейчас заполонил прилавки магазинов. Поэтому, если есть возможность приобрести «Радиотехнику», не нужно терять шанс стать владельцем качественной аппаратуры.

Схема усилителя и его ремонтопригодность

Схема усилителя «Радиотехника» четко дает понять, что перед нами качественное устройство родом из Советского Союза. Так хорошо уже никто не делает. В Союзе технику создавали на десятки лет. Сейчас же все компании гонятся за прибылью. Поэтому современная техника работает до первой поломки. Потом нужно идти покупать новое устройство. Здесь же все детали взаимозаменяемы. Даже если какие-то компоненты уже прекратили выпускать, можно найти аналог, установить его, и усилитель снова будет работать еще десяток лет. По статистике, первое, что отказывает в усилителях «Радиотехника», — конденсаторы. Благо такого добра на радиорынках хватает. Также весьма часто летит защита от перегрузки. С этим посложнее, так как отдельные ее компоненты уже не выпускаются. Но нет никаких проблем с заменой, так как подходят современные с такой же емкостью.

Какие еще «болячки» имеет усилитель «Радиотехника У-101» стерео? Схема четко показывает, что львиную долю места в корпусе устройства (да и на печатной плате) занимает блок питания и его компоненты. Если он сгорит, тогда начнется головная боль. Таких уже не делают, а найти современные аналоги не так-то просто. Но есть один плюс: блок питания выходит из строя реже всего. Известно лишь несколько таких случаев. Дело в том, что данный блок снабжен отличными стабилизаторами. Поэтому его выход из строя случается очень редко. И в большинстве случаев достаточно будет заменить резистор сопротивления с идентичной маркировкой. Этот усилитель вполне ремонтопригоден. И это еще одно его преимущество. Починить его сможет практически любой человек с паяльником. Нужно только хоть что-то соображать в радиоэлектронике.

Сравнение с другими усилителями

Это очень ответственный шаг. Нужно учесть все нюансы и понять, усилитель «Радиотехника» лучше или хуже остальных. Первый конкурент — «Амфитон-001». При одинаковых условиях воспроизведения наш герой показал куда более полную сцену звука, чем «Амфитон». Дальше — больше. Бас «Амфитона» никак не мог стать таким же правильным и быстрым, как НЧ, созданные «Радиотехникой». Явный провал. Следующим испытуемым стал легендарный «Бриг У-001». Этот монстр звука запросто сделал простенький 101. У «Брига» получилось куда более качественное звучание. И с этим ничего нельзя было сделать. Хоть «Бриг» и годами старше, но намного лучше, чем «Радиотехника». Беда только в том, что найти адекватный «Бриг» на вторичном рынке очень трудно. Поэтому «Радиотехника» остается оптимальным вариантом. Да и неискушенный слушатель не заметит особой разницы между этими двумя усилителями.

Положительные отзывы о «Радиотехнике»

Что говорят те, кто успел уже приобрести предварительный усилитель «Радиотехника У-101»? Подавляющее большинство владельцев довольны тем звуком, который обеспечивает этот усилитель. Другие же отмечают, что после небольшой доработки аппарат стал звучать еще лучше. Но все меломаны сходятся в одном: этот усилитель прост в эксплуатации. Он прекрасно подходит для повседневного использования. Еще одним преимуществом люди считают простоту ремонта усилителя в случае его выхода из строя. В общем и целом, владельцы довольны устройством.

Отрицательные отзывы о «Радиотехнике»

Усилитель «Радиотехника» удостоился отрицательных отзывов только от тех, кто считает себя «аудиофилами». Самая частая жалоба от этих товарищей — недостаточная глубина сцены. Также жалуются на проработку низких и высоких частот. Но это не топовый усилитель. Если хотите такого звука, то нужно приобретать аппарат за несколько тысяч долларов. А «Радиотехника» — это усилитель начального уровня. Так что такие жалобы принимать во внимание не стоит.

Заключение

Итак, мы рассмотрели предварительный усилитель «Радиотехника У-101». Это качественное и надежное устройство, которое способно обеспечивать высококачественный звук при минимальных затратах. Приобрести этот усилитель на вторичном рынке можно за копейки. И в хорошем состоянии. Лишний повод обеспечить себя качественной аппаратурой. Хоть и родом из прошлого.

www.nastroy.net

Воскрешение усилителя «Радиотехника У-101 стерео» — 28 Октября 2016

            Сначала мне не хотелось браться за ремонт, а тем более за написание статьи по теме дел рук моих. Но потом желание дать новую жизнь очередному стародревнему девайсу пересилило и я принялся за дело. Статья же, предназначена скорее тем, кто в электронике не первый день и хочет сотворить что-нибудь своими руками..

            Героем  нашей сегодняшней статьи будет не что иное, как усилитель «Радиотехника У-101», который попал ко мне исключительно из желания его владельца разобраться в причинах шумов при длительном прослушивании аудиозаписей.  Ну и вообще, почему-то владелец захотел, чтобы я его перебрал от и до.

Для начала приведу технические характеристики этого чуда советской техники:

  • Номинальная выходная мощность, Вт:  20Вт / канал. 
  • Число каналов: 2.
  • Номинальный диапазон воспроизводимых частот, Гц : 20…20 000 
  • Номинальное входное напряжение, мВ: 
  • звукоснимателя:    2 
  • остальных:           200 
  • Коэффициент гармоник в номинальном диапазоне частот: не более 0,3 %.,
  • Отношение сигнал/фон, дБ:    60 
  • Отношение сигнал/шум (взвешенный), дБ: 83  (при выходной мощности 50 мВт) 
  • Потребляемая мощность, Вт :     80 
  • Габариты, мм:    430x330x80 

              Для начала нужно было его послушать. После включения оказалось, что вдобавок ко всему у усилителя как-то отсутствует выход на одном из каналов. Самая страшная мысль, мелькнувшая в тот момент в голове – выгорел один из каскадов оконечного усилителя. 

Первым делом, было решено снять деревянный  декоративный корпус усилителя, под которым оказалась рамная конструкция с закрепленными на ней блоками. 

Вид сверху.

Вид спереди, со стороны шкалы.

            Рассказывать, что за блоки и для чего они нужны, я особо не буду – это не учебник по звукотехнике, а некий обзор с советами по ремонту усилителя. На рисунке ниже я просто расписал, где какой блок, чтобы читатель имел представление о том, с чем он имеет дело.

           Внимание! После снятия корпуса следует быть внимательным и осторожным при работе с включенным усилителем – можно ненароком нарваться на 220 В  прямиком из розетки и получить удар током или попросту помереть. Всю ответственность за Ваши действия несете Вы сами!

           Поиск неисправности с неработающим каналом следует начинать искать с платы коммутации. Для этого необходимо убедиться, что на плату коммутации приходит сигнал с источника сигнала. Источник подключается к универсальному входу.  Селектор входов переводится в положение «Унив.». Источником может служить генератор сигналов, радиоприемник, плеер или что-то в этом роде. Главное чтобы пело и болтало и имело аудиовыход. После этого, те, кто является счастливым обладателем осциллографа,  отслеживают приходящий сигнал при помощи этого самого осциллографа. У кого его нет – берем динамик с двумя длинными проводками, один опускаем на массу, а вторым методично, как и с помощью осциллографа начинаем прослушивать прохождение сигнала. На рисунке ниже приведена принципиальная схема платы коммутации.

 

        Если сигнал есть везде, то следующий наш пункт – предусилитель, который, как оказалось, совмещен с темброблоком. 

        Следует сразу заметить, что не лишним будет проверить токоведущие провода, так как если на какой-то блок не поступает питание, то и работать он ни за какие «ну пожалуйста» не будет.. Делать это следует осторожно, ориентируясь по схемам, иначе можно наткнуться на провод с напряжением 220В. Тогда усилитель, возможно, вам уже не пригодится.

       Итак, после проверки питания и платы коммутации, проверяем предусилитель и темброблок. Методы проверки те же что и в прошлый раз. Схема темброблока и предусилителя приведена ниже.

 

        Хочу обратить ваше внимание, на тот факт, что на фото конденсаторы современные, а у вас скорее всего они старого образца. Дело в том, что статья писалась после ремонта (или воскрешения данного аппарата) и конденсаторы я все заменил.  

        От платы темброблока и предусилителя сигналы поступают, собственно, на УМЗЧ. Здесь придется повозиться, так как усилитель транзисторный, и проверять прохождение сигнала придется после каждого каскада усиления,  причем на включенном усилителе.  Нелишним будет и в этом случае проверить поступление соответствующего питания на плату усилителя. 

       Если с питанием все нормально, начинаем отслеживать прохождение сигнала пользуясь нижеприведенной схемой:

 

      Внимание! Предупреждаю еще раз! Будьте осторожны при работе на включенном усилителе! Возможно поражение электрическим током 220В! Вы сами несете ответственность за свои действия!

         Поделюсь немного опытом ремонта транзисторных усилителей. Разделительные конденсаторы редко выходят из строя, как и резисторы стоящие в каскадах. Из строя выходят обычно транзисторы, часто первого и последнего каскадов усиления: в первом каскаде из-за того, что было превышено максимальное входное напряжение, в последнем — из-за перегрузки выходного каскада (вместо рекомендуемых 4 — 8 Омных динамиков, кто-то решил блеснуть умом и воткнул 2 Омные динамики и в итоге дискотека «накрылась медным тазом»), или просто от короткого замыкания (ох уж эти руки!).

         Поэтому, достаточно будет проверить осциллографом (или динамиком) первый и последние каскады. На усилитель при этом должен подаваться звуковой сигнал.  Если все хорошо, и сигнал проходит, а вы на выходе слышите усиленный звуковой сигнал, подаваемый со входа  — то, наш следующий и надеюсь, последний пункт — блок защиты от перегрузки. А если вдруг, сигнала на выходе нет — придется поискать неработающий транзистор уже конкретнее. Да, я чуть не забыл упомянуть  — необходимо также  проверить емкости конденсаторов на выходе усилителей. 

      Итак, последний блок, и предпоследний  очередной абзац. Блок защиты предназначен для защиты выходных каскадов усилителей от перегрузки (и от очень «умелых» рук в том числе!). При включении усилителя происходит замыкание реле блока защиты(послышится характерный щелчок внутри усилителя). Если реле не замкнулось — проверьте, для начала, подводится ли питание к плате защиты или нет. Если да, все подключено, а щелчка не было, значит блок защиты неисправен. Схемка данного блока приведена ниже:

       Методы выявления неисправности те же что и с предыдущим блоками. Единственное, что можно отметить — данный блок не является жизненно необходимым узлом усилителя, и, в принципе, может быть просто удален из его состава. При этом, следует четко осознавать, что при подключении нагрузки ниже 4 Ом появляется риск выхода из строя выходных каскадов усилителя.Поэтому трижды подумайте, пред тем как его удалить, или просто обойти.

        Посторонние звуки или жужжание в динамиках при установки ручки «Громкость» в правое крайнее положение исправляется заменой емкостей в блоке питания усилителя. При замене двух пар спараллеленных электролитических конденсаторов емкостью 2000 мкФ каждый (C8C9 и C3C4), на пару конденсаторов емкостью 6800 мкФ, жужжание сменилось тихим шелестом. В принципе это нормально. Усилитель построенный на современной TDA2030 шумит примерно так же, Итак, чтобы вам не лазать по интернету и не искать схему блока питания «Радиотехники У-101-стерео», выкладываю ее ниже:

       И напоследок: если меняете емкости не забывайте про номинальное напряжение конденсаторов: оно должно быть равно тому, которое указанно на схеме или на корпусе заменяемого конденсатора, либо выше. Иначе, емкость перегреется и выйдет из строя, устроив при этом фейрверк!

      Вроде ничего не забыл. А если что-то осталось непонятным, или я что-то упустил в процессе изложения — пишите в комментарии. Будем думать вместе.


  Есть стильный усилитель, но прочая аккустика страшнее страшного? — выход есть! Читайте статью про то, как сделать сабвуфер или колонку красивее!! Перейти к прочтению!

  Ну, а если у Вас есть старый пыльный Океан 209, то эта статья для Вас!

anvar.3dn.ru

U-101

Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.

Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений.
Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.

Как добавить наш сайт в исключения AdBlock

_Описание__Характеристики__Схема_принципиальная_

Краткое описание усилителя

Усилитель полный RADIOTEHNIKA У-101-стерео соответствует требованиям технических условий 2.039.001ТУ.
Усилитель предназначен для высококачественного усиления монофонических и стереофонических звуковых программ от электропроигрывающих устройств, магнитофонов, радиоприемных устройств (тюнеров) и других источников программ.
Оптимальные условия работы усилителя и достижение максимальных качественных показателей обеспечиваются при совместной работе с блоками комплекса «Радиотехника 101-стерео» (электропроигрыватель «Радиотехника ЭП-101-стерео», тюнер «Радиотехника Т-101-стерео», магнитофона-приставки «Радиотехника М-201-стерео»).
Усилитель имеет вспомогательные устройства:

  • Переключатель входов различных источников программ
  • Переключатель видов работы (моно — стерео)
  • Переключатель оперативного управления работой сдвумя магнитофонами
  • Переключатель отключения тонкомпенсации
  • Плавные регуляторы громкости, стереобаланса, тембра низких и высоких частот
  • Индикатор выходной мощности

К усилителю могут быть подключены:

  • Электропроигрывающее устройство с магнитным звукоснимателем без УПЗ (вход корректирующий)
  • Тюнер
  • Стационарный радиоприемник, телевизор
  • Два магнитофона для воспроизведения
  • Два магнитофона для записи
  • Две акустические системы
  • Головные стереотелефоны

Основные технические характеристики

Номинальная выходная мощность каждого канала усилителя на номинальном сопротивлении нагрузки 4 Ом20 Вт
Минимальная э.д.с. источника сигнала (входное напряжение), соответствующая номинальной выходной мощности при установке регулятора громкости на максимум для линейных входов/для корректирующего входа200-50 мВ
2.0-0.5 мВ
Переходное затухание между стереоканалами на частотах 250 Гц/1000 Гц/10000 Гц не менее50 дБ
40 дБ
30 дБ
Диапазон воспроизводимых частот, при неравномерности АЧХ±1.5 дБ с линейного высокоомного входа не уже20-20000 Гц
Коэффициент гармоник на частотах 40, 1000 и 1600 Гц не более0.2 %
Отношение сигнал/взвешенный шум при положении регулятора громкости в номинальном/ в положении обеспечивающем на частоте 1000 Гц выходную мощность 50 мВт не менее66 дБ
83 дБ
Отношение сигнал/фон не менее60 дБ
Пределы регулировки тембра на частоте 100 Гц/ на частоте 10000 Гц±(10±3) дБ
±(8±3) дБ
Средняя потребляемая мощность не более80 Вт
Номинальное напряжение питания усилителя 220 В
частотой 50 Гц
Габаритные размеры усилителя430x375x90 мм
Масса усилителя без упаковки не более9.0 кг

Схему принципиальную можно скачать здесь:1й лист-390KB; 2й лист-240KB

Перейти к описанию других усилителей:

U-7111-stereo
U-7112-stereo
UP-001-stereo

www.qrz.ru

Радиотехника U-101

Усилитель «Радиотехника
У-101-стерео»
предназначен для высококачественного усиления
сигналов как от устройств, входящих в комплекс, так и от внешних источников
звуковых программ. Усилитель имеет электронный коммутатор входов, раздельные
по каналам электронные индикаторы уровня выходной мощности, устройство защиты
выходных каскадов при коротком замыкании в нагрузке; предусмотрена и защита
громкоговорителей от возможного попадания на них постоянной составляющей
напряжения при неисправностях усилителя, а также защита транзисторов выходного
каскада от перегрева.

Рис. 1. Компоновка

Рис. 2. Общая
схема усилителя

Основные технические характеристики

Номинальная выходная мощность, Вт …
      2х20
Номинальный диапазон
воспроизводимых частот, Гц …       20…20
000
Номинальное входное напряжение, мВ, входа:
звукоснимателя
…      2
остальных …
     200
Коэффициент гармоник в номинальном
диапазоне частот, %, не более …     0,3

Отношение сигнал/фон, дБ …     60

Отношение сигнал/шум (взвешенный), дБ, при выходной мощности 50 мВт
     83
Напряжение на выходе для
подключения стереотелефонов (Rн=16 Ом), В …
     0,9
Потребляемая мощность, Вт
     80
Габариты, мм …
     430x330x80
Масса, кг …
     10

Электронные коммутаторы входов усилителя выполнены на
микросхемах DА1—DА3 (рис. 4), управляемых постоянным напряжением, поступающим
с селектора входов — галетного переключателя SА1. Такое схемное решение
упростило монтаж, устранило трески при переключении входов, снизило наводки на
входные цепи. Микросхемы размещены непосредственно около входных разъемов, а
переключатель — на лицевой панели усилителя.

С платой коммутации
соединен также переключатель SА2 «Копир». Он предназначен для оперативной
коммутации магнитофонов (без дополнительных манипуляций с соединительными
кабелями) при перезаписи фонограмм. Коммутация чисто механическая, что
позволяет при отсутствии необходимости контрольного прослушивания производить
эти работы без включения усилителя в сеть.

Рис. 5. Плата
предварительного усилителя

В качестве оконечных усилителей
«Радиотехники У-101-стерео» применены унифицированные модули УНЧ-50-8. Входной
каскад модуля (рис. 5) — дифференциальный на транзисторах VТ2, VТ4 с
источником тока (VТ1, VТЗ) в эмиттерной цепи. Следующий за ним каскад на
транзисторах VТ5—VТ10 также дифференциальный, с динамической нагрузкой в виде
токового зеркала (VТ5, VТ8), обеспечивающего симметричную раскачку выходного
каскада. Высокая линейность усиления больших сигналов этой частью модуля
обеспечивается повышенным (по сравнению с выходным каскадом) напряжением
питания.

Выходной каскад (VТ13—VТ20) — симметричный, на составных
эмиттерных повторителях с параллельным соединением транзисторов в последней
ступени. Температурная стабилизация режима работы каскада обеспечивается
устройством на транзисторе VТ9.

Рис. 5. Плата
оконечного усилителя

Устройство защиты усилителя от перегрузки собрано на
транзисторах VT11, VT12 и диодах VDЗ—VD6. При коротком замыкании нагрузки оно
ограничивает выходной ток на уровне 2 А. Как уже говорилось, в Радиотехнике
У-101-стерео» предусмотрена также защита громкоговорителей от попадания на них
постоянного напряжения при неисправности усилителя и защита транзисторов
выходного каскада от перегрева. Напряжение 34 поступает на громкоговорители
через контакты реле К1 (рис. 6). Если усилитель исправен, оно срабатывает
через 3… 5 с после включения питания, что устраняет щелчки, обусловленные
переходными процессами в усилителе. Время задержки подключения
громкоговорителей определяется параметрами цепи R10СЗ. С появлением постоянной
составляющей (более 2. В любой полярности) транзисторы VT1, VТ2 формируют
напряжение, которое поступает на базу транзистора VТЗ и закрывает его. В
результате обмотка реле К1 обесточивается, и его контакты отключают
громкоговорители от усилителя.

Это же устройство используется для
автоматического отключения громкоговорителей при установке вилки
стереотелефонов в розетку ХS17, снабженную выключателем SАЗ, и перегреве
мощных транзисторов. Термореле собрано на микросхеме DА1. Функции
терморезистора выполняет транзистор VТ, включенный в одно из плеч моста
R12R13R16R17. Питается мост стабилизированным напряжением через резисторы R14,
R15. В исходном состоянии соответствующим выбором высокоточных резисторов мост
разбалансирован таким образом, что напряжение на выводе 5 (относительно вывода
4) микросхемы DА1 равно 50±5 мВ, а на ее выводе 10 отсутствует. При нагревании
транзистора VТ (он расположен на теплоотводе транзисторов выходного каскада)
до 85…90° мост балансируется, и напряжение на выходе микросхемы скачком
повышается до питающего (+26В). В результате открывается транзисторный ключ
VТ4, и система защиты отключает громкоговорители от оконечных усилителей.

Рис. 6. Плата
защиты

Принципиальная схема электронного индикатора уровня выходной
мощности с выводом информации на вакуумный катодолюминесцентный двухцветный
дисплей показана на рис. 7. При выходной мощности, меньшей номинальной
(-20…0 дБ) светится линейка зеленого цвета, а при перегрузке (0…+5) дБ —
красного. Работой дисплея HL1 управляет микросхема DD1, обеспечивающая
аналогопози-ционное преобразование выходного сигнала каждого канала усилителя
в соответствующий код. Пороговые напряжения срабатывания элементов коммутации
микросхемы стабилизированы генератором тока на транзисторе VТ2. Инвертор на
транзисторе VТ1 совместно с элементами микросхемы DD1 образует генератор
парафазных импульсов, поступающих на сетки дисплея в такт с подключением
входов этой микросхемы к выходам ОУ DА1.1, DА1.2. Частота импульсов выбрана
равной 150 Гц, определяется она номиналами элементов R11, С6. Обработка
информации обоих каналов одним аналогопо-зиционным преобразователем
обеспечивает идеальную согласованность характеристик индикации. Микросхема DА1
усиливает сигналы, поступающие с выпрямителей на диодах VD1, VD2 через
интегрирующие цепи R1С1R4, R2С2R5 (время интеграции индикатора около 30,
обратного хода — 500 мс). Параметрические стабилизаторы (VD4, VD5)
обеспечивают стабильные показания индикатора при значительных изменениях
питающих напряжений.

Рис. 7. Плата
индикатора

Электропроигрыватель
«Радиотехника-ЭП101-стерео»
выполнен на базе
электропроигрывающего устройства 1ЭПУ-70С-02 с магнитной головкой ГЗМ-105Д.
Проигрыватель имеет устройство точной подстройки частоты вращения диска с
контролем ее по встроенному стробоскопу, электромагнитный микролифт, механизм
автоматического возврата звукоснимателя на стойку по окончании проигрывания
пластинки. В нем предусмотрены также контроль и установка прижимной силы
звукоснимателя, фиксация и удержание звукоснимателя в нерабочем состоянии,
регулировка скатывающей силы с помощью компенсатора рычажного типа, автостоп.

Основные технические характеристики

Частота вращения диска, об/мин …
     33.33; 45,11
Коэффициент детонации,
%…      0,15
Относительный уровень рокота
(со взвешивающим фильтром), дБ …      — 60

Относительный уровень электрического фона, дБ …
     — 60
Чувствительность звукоснимателя,
Мв-с/см …      0,7 – 1,7
Напряжение на
универсальном выходе, мВ …      250

Рабочий диапазон частот, Гц …     31,5…
18000
Переходное затухание между каналами, дБ. на частоте 1000 Гц
…       20
Прижимная сила звукоснимателя,
мН …       15±3
Потребляемая мощность, Вт
…       25
Габариты, мм …
      430х330х160
Масса, кг …
      10

«Радиотехника-ЭП101-стерео» состоит из трех узлов:
электропроигрывающего устройства 1ЭПУ-70С-02, платы предварительного
усилителя-корректора и платы стабилизатора устройства питания двигателя.
Предусилитель-корректор (рис. 8) построен на ОУ 548УН1А. Для защиты от помех,
возникающих в результате переходных процессов при включении питания, выход
усилителя зашунтирован электронными ключами на транзисторах Т1, Т2 (рис. 9),
открывающимися с некоторой задержкой после включения электропроигрывающего
устройства. Время задержки определяется цепями R4С2, R5СЗ, включенными в цепь
управляющего напряжения +15 В. Напряжение питания предусилителя-корректора ( +
24 В) стабилизировано устройством на транзисторе ТЗ и микросхеме МС1.

Рис. 9. Плата
стабилизатора

Рис. 8. Плата
усилителя-корректора

В. Папуш, В. Снесарь
г. Рига

«РАДИО»  №
9, 1984 г.

radio-cccp.narod.ru

Усилитель Радиотехника У-101 — обзор, характеристики и отзывы

Вроде бы время Страны Советов давно уже прошло, но многие энтузиасты до сих пор используют советскую технику и искренне считают, что лучше нее на свете нет ничего. Особенно это относится ко всякого рода усилителям, колонкам и проигрывателям. Дескать, только они обеспечивают самый «правильный», чистый и теплый (ламповый) звук. Спорить с этим не будем. Тем более что советская аудиотехника действительно была на высоте. Одним из «старичков», который может еще порадовать качественным звуком, является усилитель «Радиотехника У-101». Немаловажную роль играет и то, что собран он был не на российских просторах, а в союзной Латвии. Поэтому и качество соответствующее. Однако пора разобрать основные характеристики этого устройства и рассмотреть отзывы счастливых обладателей этого «чуда». Но сначала немного общей информации о производителе.

О производителе

Когда-то компания «Радиотехника» была дочерним предприятием небезызвестного завода «ВЭФ». Последний был упразднен в 1997 году. Но «Радиотехника» осталась и по сей день работает. Теперь это крупнейший производитель музыкальной аппаратуры в Восточной Европе. История компании началась в 1927 году. Тогда Абрам Лейбовиц основал небольшое предприятие по выпуску радиоприемников. Со временем фирма разрослась и начала выпускать огромное количество бытовой электроники: от радиоприемников и телевизоров до усилителей и акустических систем. Легендарные колонки S90 были сконструированы и выпущены в 1989 году. Примерно к этому же временному периоду относится и разработка такой вещи, как усилитель «Радиотехника У-101».

Стоит сразу отметить, что искушенные «аудиофилы» не ценят технику этого производителя. Они считают ее массовым «шлаком» и «хламом». Единственное, что признают эти товарищи из советских аудиосистем — топовые усилители от «Амфитон» и легендарный «Бриг». Но в любом случае усилитель «Радиотехника У-101» стерео в десять раз лучше того китайского хлама, который сейчас находится на прилавках магазинов электроники. Поэтому для озвучивания небольших помещений (таких как стандартная квартира) его можно и нужно приобрести. Тем более что на вторичном рынке этот аппарат стоит копейки. Однако перейдем к особенностям дизайна усилителя и его техническим характеристикам. Ибо это самое важное.

Внешний вид и дизайн

Итак, посмотрим на усилитель «Радиотехника У-101» стерео. Его дизайн, в принципе, стандартен для устройств этого производителя 80-х годов прошлого столетия. Тем не менее массивная передняя панель из шлифованного алюминия внушает определенное доверие. Чистое дерево, которым оформлена остальная часть корпуса, тоже навевает кое-какие положительные эмоции. Но больше всего порадовали кнопки переключения режимов работы и регуляторы громкости, баланса, НЧ и ВЧ. Они сделаны добротно (из того же алюминия), а размер такой, что точно не промахнешься. Все это отличительные черты советской аудиотехники тех времен. И «Радиотехника» тоже выглядит соответственно. Однако конструкторы не забыли и об охлаждении внутренних элементов устройства. Добротные решетки из металла располагаются и в верхней части корпуса, и в нижней. На задней панели имеется массивный рефрижератор блока питания и большое количество необходимых разъемов (в основном пятиштырьковых). Выполнена задняя панель тоже из металла.

Вес и габариты

Советская техника не отличалась компактностью. Не исключение и стерео-усилитель «Радиотехника». Размеры его довольно внушительные. Его ширина составляет 330 мм. Длина — 430 мм. А высота — 80 мм. Довольно объемный аппарат. Для его установки придется подобрать подходящее место. Идеальным вариантом была бы стойка под аппаратуру. Они выпускались (и были весьма популярны) в 90-х годах прошлого столетия. Но и сейчас есть такая мебель. Вот только сейчас габариты таких полок заточены под китайские «ресиверы». Но этот усилитель должен там поместиться. Что касается веса, то масса у этого усилителя внушительная — 10 кг. Такой вес получился из-за тяжести блока питания, отдельных компонентов и металлических элементов дизайна. Но зато сразу видно, что перед нами добротное, качественное советское устройство. Теперь перейдем к техническим характеристикам усилителя. Именно они определяют качество воспроизводимого звука.

Технические характеристики усилителя

Итак, перейдем к техническим характеристикам усилителя. Стоит отметить, что он не подойдет любителям громкой музыки. Его номинальная выходная мощность составляет всего 20 Ватт на канал. Для озвучивания стандартной комнаты вполне достаточно. Но не более того. Сопротивление равно 4 Ом для каждого канала. Это значит, что огромные напольные 8-Ом колонки (вроде «Амфитона») к нему подключить не удастся. Он просто не сможет их раскачать. Самый лучший вариант — полочные АС. Именно они более всего подходят к такой штуке, как усилитель «Радиотехника». Характеристики довольно скромные. Даже по советским меркам. Но зато обеспечивается высокое качество звука. Диапазон воспроизводимых усилителем частот колеблется от 20 до 20 000 Герц. Этого вполне достаточно для обеспечения качественного звука. Если подключать сей усилитель к компьютеру, то обязательно нужно использовать внешний ЦАП. Только он сможет раскрыть весь потенциал данного усилителя.

Работа с посторонними шумами

Активное шумоподавление — это очень хорошая штука в составе любого усилителя. К сожалению, усилитель «Радиотехника» лишен этой полезной опции. Шумы есть. Но они не настолько заметны невооруженным ухом. Отношение сигнала к взвешенному шуму — 83 децибела. А отношение сигнала к фону — 60 децибел. Это довольно хорошие характеристики. Коэффициент гармоник на низких частотах составляет не более 0.2 %. Для неподготовленного читателя эти цифры ничего не значат. Но можно объяснить их проще. Этот усилитель способен обеспечивать высококачественное звучание любой композиции даже на максимальной для него громкости с минимальными искажениями. А это самая важная вещь в любом усилителе. Хотя бы поэтому «Радиотехника У-101» намного лучше китайского ширпотреба, который сейчас заполонил прилавки магазинов. Поэтому, если есть возможность приобрести «Радиотехнику», не нужно терять шанс стать владельцем качественной аппаратуры.

Схема усилителя и его ремонтопригодность

Схема усилителя «Радиотехника» четко дает понять, что перед нами качественное устройство родом из Советского Союза. Так хорошо уже никто не делает. В Союзе технику создавали на десятки лет. Сейчас же все компании гонятся за прибылью. Поэтому современная техника работает до первой поломки. Потом нужно идти покупать новое устройство. Здесь же все детали взаимозаменяемы. Даже если какие-то компоненты уже прекратили выпускать, можно найти аналог, установить его, и усилитель снова будет работать еще десяток лет. По статистике, первое, что отказывает в усилителях «Радиотехника», — конденсаторы. Благо такого добра на радиорынках хватает. Также весьма часто летит защита от перегрузки. С этим посложнее, так как отдельные ее компоненты уже не выпускаются. Но нет никаких проблем с заменой, так как подходят современные с такой же емкостью.

Какие еще «болячки» имеет усилитель «Радиотехника У-101» стерео? Схема четко показывает, что львиную долю места в корпусе устройства (да и на печатной плате) занимает блок питания и его компоненты. Если он сгорит, тогда начнется головная боль. Таких уже не делают, а найти современные аналоги не так-то просто. Но есть один плюс: блок питания выходит из строя реже всего. Известно лишь несколько таких случаев. Дело в том, что данный блок снабжен отличными стабилизаторами. Поэтому его выход из строя случается очень редко. И в большинстве случаев достаточно будет заменить резистор сопротивления с идентичной маркировкой. Этот усилитель вполне ремонтопригоден. И это еще одно его преимущество. Починить его сможет практически любой человек с паяльником. Нужно только хоть что-то соображать в радиоэлектронике.

Сравнение с другими усилителями

Это очень ответственный шаг. Нужно учесть все нюансы и понять, усилитель «Радиотехника» лучше или хуже остальных. Первый конкурент — «Амфитон-001». При одинаковых условиях воспроизведения наш герой показал куда более полную сцену звука, чем «Амфитон». Дальше — больше. Бас «Амфитона» никак не мог стать таким же правильным и быстрым, как НЧ, созданные «Радиотехникой». Явный провал. Следующим испытуемым стал легендарный «Бриг У-001». Этот монстр звука запросто сделал простенький 101. У «Брига» получилось куда более качественное звучание. И с этим ничего нельзя было сделать. Хоть «Бриг» и годами старше, но намного лучше, чем «Радиотехника». Беда только в том, что найти адекватный «Бриг» на вторичном рынке очень трудно. Поэтому «Радиотехника» остается оптимальным вариантом. Да и неискушенный слушатель не заметит особой разницы между этими двумя усилителями.

Положительные отзывы о «Радиотехнике»

Что говорят те, кто успел уже приобрести предварительный усилитель «Радиотехника У-101»? Подавляющее большинство владельцев довольны тем звуком, который обеспечивает этот усилитель. Другие же отмечают, что после небольшой доработки аппарат стал звучать еще лучше. Но все меломаны сходятся в одном: этот усилитель прост в эксплуатации. Он прекрасно подходит для повседневного использования. Еще одним преимуществом люди считают простоту ремонта усилителя в случае его выхода из строя. В общем и целом, владельцы довольны устройством.

Отрицательные отзывы о «Радиотехнике»

Усилитель «Радиотехника» удостоился отрицательных отзывов только от тех, кто считает себя «аудиофилами». Самая частая жалоба от этих товарищей — недостаточная глубина сцены. Также жалуются на проработку низких и высоких частот. Но это не топовый усилитель. Если хотите такого звука, то нужно приобретать аппарат за несколько тысяч долларов. А «Радиотехника» — это усилитель начального уровня. Так что такие жалобы принимать во внимание не стоит.

Заключение

Итак, мы рассмотрели предварительный усилитель «Радиотехника У-101». Это качественное и надежное устройство, которое способно обеспечивать высококачественный звук при минимальных затратах. Приобрести этот усилитель на вторичном рынке можно за копейки. И в хорошем состоянии. Лишний повод обеспечить себя качественной аппаратурой. Хоть и родом из прошлого.

www.aktivno.net

Радиотехника У-101 (7101) — Усилители — Схемы — Каталог файлов


Краткое описание усилителя

Усилитель полный RADIOTEHNIKA У-101-стерео соответствует требованиям технических условий 2.039.001ТУ.

Усилитель предназначен для высококачественного усиления монофонических и стереофонических звуковых программ от электропроигрывающих устройств, магнитофонов, радиоприемных устройств (тюнеров) и других источников программ.

Оптимальные условия работы усилителя и достижение максимальных качественных показателей обеспечиваются при совместной работе с блоками комплекса «Радиотехника 101-стерео» (электропроигрыватель «Радиотехника ЭП-101-стерео», тюнер «Радиотехника Т-101-стерео», магнитофона-приставки «Радиотехника М-201-стерео»).


Усилитель имеет вспомогательные устройства:

Переключатель входов различных источников программ

Переключатель видов работы (моно — стерео)

Переключатель оперативного управления работой сдвумя магнитофонами

Переключатель отключения тонкомпенсации

Плавные регуляторы громкости, стереобаланса, тембра низких и высоких частот

Индикатор выходной мощности


К усилителю могут быть подключены:

Электропроигрывающее устройство с магнитным звукоснимателем без УПЗ (вход корректирующий)

Тюнер

Стационарный радиоприемник, телевизор

Два магнитофона для воспроизведения

Два магнитофона для записи

Две акустические системы

Головные стереотелефоны


Основные технические характеристики

Номинальная выходная мощность каждого канала усилителя на номинальном сопротивлении нагрузки 4 Ом 20 Вт

Минимальная э.д.с. источника сигнала (входное напряжение), соответствующая номинальной выходной мощности при установке регулятора громкости на максимум для линейных входов/для корректирующего входа 200-50 мВ

2.0-0.5 мВ

Переходное затухание между стереоканалами на частотах 250 Гц/1000 Гц/10000 Гц не менее 50 дБ

40 дБ

30 дБ

Диапазон воспроизводимых частот, при неравномерности АЧХ±1.5 дБ с линейного высокоомного входа не уже 20-20000 Гц

Коэффициент гармоник на частотах 40, 1000 и 1600 Гц не более 0.2 %

Отношение сигнал/взвешенный шум при положении регулятора громкости в номинальном/ в положении обеспечивающем на частоте 1000 Гц выходную мощность 50 мВт не менее 66 дБ

83 дБ

Отношение сигнал/фон не менее 60 дБ

Пределы регулировки тембра на частоте 100 Гц/ на частоте 10000 Гц ±(10±3) дБ

±(8±3) дБ

Средняя потребляемая мощность не более 80 Вт

Номинальное напряжение питания усилителя 220 В

частотой 50 Гц

Габаритные размеры усилителя 430x375x90 мм

Масса усилителя без упаковки не более 9.0 кг


Рекомендации по доработке или что делать если усилитель хрипит или плохо работают каналы.


Увеличить мощность У-101 без серьезных переделок не получится , а вот сделать апгрейд за смешные деньги можно. Для начала в таком усилителе нужно менять все электролитические конденсаторы, все! По питанию, в фильтре блоке питания в стоят большие металлические банки, обычно 6 штук по 2000 мкФ, их нужно заменить на большую емкость например 10 000 мкФ на канал.

На плате предварительного усилителя нужно заменить конденсаторы С9,С10,С23,С24, могу ошибаться но вроде бы эти. В любом случае, меняйте все электролиты. Обычно после замены кондеров усилитель приходит в нормальное рабочее состояние и начинает звучать, и после этого доработка как бы завершается.

Что касается увеличение мощности, увеличить мощность примерно до 40 ватт на канал можно, для этого придется поднять напряжение, нужное напряжение на выводах транса уже имеется, просто нужно поменять подключение. Углубляться в это я не буду, т.к. не хочу, чтобы вы испортили или спалили свой усилитель.

принципиальную схему усилителя.

cxema21.ru