Отключение зарядного устройства при полной зарядке схема – . .

Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

Всем привет, сегодня рассмотрим несколько универсальных схем, которые позволят отключить зарядное устройство при полной зарядке аккумулятора, иными словами внедрением этих схем можно построить автоматическое зарядное устройство или доработать функцию автоотключения промышленной зарядки.

Сразу хочу пояснить один момент, если зарядное устройство работает по принципу стабильный ток — стабильное напряжение, то нет смысла использовать функцию автоотключения, поскольку естественным образом по мере заряда батареи ток в цепи будет падать и в конце заряда он равен нулю.Схемы, которые мы сегодня рассмотрим, предназначены для работы с автомобильными свинцово — кислотными аккумуляторами, хотя они могут работать с любыми зарядными устройствами, без всякой переделки последних.

Начнём с простых схем…

Первый вариант построен всего на одном транзисторе, переключающим элементом в схеме является реле с напряжением катушки 12 вольт.

Использованы те контакты, которые замкнуты без подачи питания на реле

Резистивный делитель или переменный резистор, задает нужное напряжение, смещение на базе транзистора, тот срабатывая подаёт питание на обмотку реле, вследствие чего реле включается размыкая контакт, который в состоянии покоя был замкнут и через который протекал ток заряда.Используя подстроечный резистор мы можем выставить то напряжение при котором сработает транзистор.

Для настройки схемы удобно использовать регулируемый источник питания, на котором нужно выставить напряжение около 13.5-13.7 вольт, что равноценно напряжению полностью заряженного автомобильного аккумулятора.

Затем медленно вращая подстроечный резистор добиваемся срабатывания транзистора, а следовательно и реле при выставленном напряжении.Теперь проверяем схему еще раз, допустим в начале заряда напряжение на аккумуляторе 12 вольт, по мере заряда оно увеличивается и по достижению порога 13.5 вольт реле срабатывает, отключив зарядное устройство от сети.

Кстати, можно подключить реле следующим образом, в этом случае зарядка не отключается от сети, а просто пропадает выходное напряжение и процесс заряда прекратиться, в этом случае контакты реле должны быть рассчитаны на токи в полтора раза больше максимального выходного тока зарядного устройства.

Транзистор буквально любой обратной проводимости, советую взять транзисторы средней мощности наподобие BD139, диоды в эмиттерной цепи транзистора тоже особо не критичны, ток потребления схемы всего 10-20 миллиампер, но схема имеет несколько недостатков.

Например, низкая помехоустойчивость, из-за которых возможно ложное срабатывание реле и невысокая точность работы, из-за отсутствия источника опорного напряжения и прочих стабилизирующих узлов.

Добавив в базовую цепь ключа стабилитрон, мы решим указанные проблемы и появится возможность довольно точно выставить нужное напряжение срабатывания.

Для настройки советую использовать многооборотный подстроечный резистор. Диод VD1 защищает транзистор от самоиндукции в случае размыкания реле.

Настраиваем схему точно так, как в первом варианте, лампочка имитирует процесс заряда и подключена вместо аккумулятора, при превышении определенного порога, реле срабатывает и лампа потухает.

Вторая схема построена на базе любого таймера NE555, этот вариант похож на предыдущие, микросхема NE555 в своей конструкции содержит два компаратора, пониженное опорное напряжение формирует стабилитрон, порог срабатывания устанавливается подстроечным резистором, как только напряжение на батарее будет равна пороговому, на выходе таймера получим высокий уровень, вследствие чего сработает транзистор.

В этом варианте использовать те контакты реле, которые находятся в разомкнутом состоянии без подачи питания. Во время настройки точку «А» размыкают от выходного контакта и подключают к плюсу зарядного устройства. К выходному контакту реле подключают лампу, второй вывод лампы подключают к массе питания.

В обеих схемах порог срабатывания можно выставить в пределах от 13.5 до 14 вольт, напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора составляет от 12.6 до 12.8 вольт но при заведенном двигателе напряжение доходит до 14.5 вольт, так что небольшой перезаряд аккумулятора никак не повредит.

Аналогичную схему можно собрать на базе компаратора или операционного усилителя в компараторном включении, принцип работы тот же, что и в случае внедрения таймера NE555. В этой же статье, приведены наиболее простые и доступные варианты.

Все печатки в формате .lay можно скачать для повторения.

Автор; Ака Касьян

xn--100—j4dau4ec0ao.xn--p1ai

Схема автоматического выключателя зарядного устройства аккумуляторной батареи / Схемы / Коллективный блог

Сейчас существует множество автоматических, импульсных зарядных устройств для 12-вольтовых свинцовых аккумуляторных батарей. Однако, многие продолжают пользоваться простыми устройствами на основе силового трансформатора с переключателем отводов и амперметра. Конечно, такие простые устройства тоже имеют ряд преимуществ, например, величину зарядного тока вы можете менять по своему желанию, выбирая наиболее оптимальный, именно на ваш взгляд, режим зарядки.

Ниже проводится проверенная схема контрольного устройства, которое отключает зарядное устройство от электросети при достижении напряжения на аккумуляторе некоторой заданной величины, и подключает ЗУ к сети, если напряжение на аккумуляторе упадет ниже другого — минимального порогового значения. Таким образом, данная схема не только может отключить ЗУ автоматически когда аккумулятор будет полностью заряжен, но и может использоваться при хранении аккумулятора периодически его подзаряжая поддерживая его в рабочем и всегда готовом к эксплуатации состоянии. Это особенно важно если речь идет не об автомобильном аккумуляторе (он постоянно подзаряжается при движении автомобиля), а о аналогичном аккумуляторе, используемом для питания электрооборудования на лодке или катере, который как понятно, зимой не эксплуатируется, либо для нечастого использования для питания оборудования в полевых условиях.

Принципиальная схема устройства вместе с зарядным устройством показана на рисунке. Зарядное устройство показано прямоугольником с надписью «ЗУ». Имеется в виду простое «электротехническое» зарядное устройство на основе низкочастотного силового трансформатора. Обычно вилку такого ЗУ включают в сеть 220У, а к выходным клеммам подсоединяют провода с мощными «крокодилами» и ими подключают заряжаемый аккумулятор. Устанавливают ток зарядки по амперметру, а встроенный в ЗУ вольтметр показывает напряжение на батарее (если он там имеется, если его нет -обходятся без контроля напряжения вообще).

Устройство на компараторе А1 представляет собой двухпороговый вольтметр с реле на выходе. Одним «концом» его подключаем к клеммам аккумулятора, а вторым «концом» — в разрыв сетевого провода (или параллельно выключенному выключателю). Устройство можно собрать как внутри ЗУ (места там более чем достаточно), так и в виде отдельной коробочки с розеткой для питания ЗУ и проводами с «крокодилами» для подключения аккуму-ятора.

Теперь подробности схемы. Схема питается от того что измеряет, то есть от подконтрольного аккумулятора. Есть компаратор А1 на микросхеме ЬМЗИ (можно заменить и каким-то нашим). На положительный вход компаратора подается стабильное напряжение 6,8\/ от стабилитрона У01. А на отрицательный -напряжение от регулируемого делителя 141^2^3 или К4-Р5-!Ч6. Делитель выбирается контактной группой реле К1.2.

На рисунке положение контактов реле соответствует его обесточенному состоянию обмотки. В таком положении напряжение на аккумуляторе соответствует полностью заряженному состоянию.

При постановке на зарядку разряженного аккумулятора напряжение на нем ниже порогового значения, установленного как одним, так и другим делителем. При этом выходит что напряжение на отрицательном входе компаратора ниже напряжения на его положительном входе. На выходе компаратора появляется напряжение, открывающее транзистор VT^. Реле К1 переключается и контактами К1.1 включает зарядное устройство (ЗУ) в сеть, а контактами К1.2 меняет делитель !Ч4-К5-ІЧ6 на делитель Р*1-Р2-Р3. Хочу заметить, что резистором Я2 настраивают схему на максимальное напряжение заряженного аккумулятора, а резистором Р*5 — на номинальное. Зачем это нужно поясню чуть ниже.

И так, начинается зарядка аккумулятора. Напряжение на нем постепенно растет, и когда он уже заряжен достигает максимального значения, установленного резистором Н2. При этом напряжение на отрицательном входе компаратора становится больше напряжения на его положительном входе. На выходе А1 напряжение падает и транзистор \Л~1 закрывается. Реле К1 отключает от сети ЗУ и переключает отрицательный вход А1 на делитель РМ-Рб-йб. Зачем нужно переключать делитель? Интересный вопрос. Казалось бы аккумулятор достиг заряженного напряжения, и все, можно схему выключить и ни о чем не беспокоиться. Но, на самом деле при отключении зарядного устройства происходит некоторое снижение напряжения на аккумуляторе. Затем напряжение на нем еще плавно может снижаться до некоторого номинального значения. В таком случае, если будет только один порог схема перейдет в режим автогенерации, и толку от неё будет немного, — только вред. А вот переключение отрицательного входа А1 на делитель, на котором задано номинальное аккумулятора, то есть напряжение несколько ниже чем на только что заряженном аккумуляторе, приведет к тому что ЗУ будет оставаться выключенным до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не понизится ниже порога номинального значения, заданного резистором Кб.

Детали. Компаратор можно заменить отечественным аналогом или вообще операционным усилителем. Транзистор УТ1 зависит от сопротивления обмотки реле (то есть тока через неё). Стабилитрон может быть по напряжению в пределах от 5,6 до 8\/, но на крайних пределах может понадобиться подбор ограничительных сопротивлений К1, КЗ, К4, Кб, ограничивающих пределы установки. Впрочем, от них можно и вообще отказаться заменив перемычками, но тогда регулировка резисторами Н2 и Кб будет очень резкая. Светодиод — любого типа, индикаторный. Диод У02, который защищает транзистор от ЭДС самоиндукции на обмотке реле можно заменить практически любым диодом или стабилитроном, но при условии что его напряжение стабилизации выше максимального напряжения на аккумуляторе. К выбору реле следует подойти тщательно. Реле должно быть с двумя контактными группами, переключающими (или одной переключающей, одной замыкающей). Причем мощность замыкающей группы должна быть достаточной для включения-выключения ЗУ в сеть. Обмотка должна быть на 12У номинальное значение, и нормально срабатывать уже где-то при 9-104/. В общем подходят автомобильные реле, но у них по одной контактной паре. А этого недостаточно. Так что нужно искать другое реле. Очень большой выбор импортных реле сейчас Затем напряжение на нем еще плавно может снижаться до некоторого номинального значения. В таком случае, если будет только один порог схема перейдет в режим автогенерации, и толку от неё будет немного, — только вред. А вот переключение отрицательного входа А1 на делитель, на котором задано номинальное аккумулятора, то есть напряжение несколько ниже чем на только что заряженном аккумуляторе, приведет к тому что ЗУ будет оставаться выключенным до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не понизится ниже порога номинального значения, заданного резистором Кб.

Детали. Компаратор можно заменить отечественным аналогом или вообще операционным усилителем. Транзистор УТ1 зависит от сопротивления обмотки реле (то есть тока через неё). Стабилитрон может быть по напряжению в пределах от 5,6 до 8\/, но на крайних пределах может понадобиться подбор ограничительных сопротивлений К1, КЗ, К4, Кб, ограничивающих пределы установки. Впрочем, от них можно и вообще отказаться заменив перемычками, но тогда регулировка резисторами Н2 и Кб будет очень резкая. Светодиод — любого типа, индикаторный. Диод У02, который защищает транзистор от ЭДС самоиндукции на обмотке реле можно заменить практически любым диодом или стабилитроном, но при условии что его напряжение стабилизации выше максимального напряжения на аккумуляторе. К выбору реле следует подойти тщательно. Реле должно быть с двумя контактными группами, переключающими (или одной переключающей, одной замыкающей). Причем мощность замыкающей группы должна быть достаточной для включения-выключения ЗУ в сеть. Обмотка должна быть на 12У номинальное значение, и нормально срабатывать уже где-то при 9-104/. В общем подходят автомобильные реле, но у них по одной контактной паре. А этого недостаточно. Так что нужно искать другое реле. Очень большой выбор импортных реле сейчас

обычно имеется в магазинах радиотоваров, так что найти то что нужно обычно не сложно. Либо взять два автомобильных и их обмотки подключить параллельно, -одно реле будет включать ЗУ, а другое -переключать резисторы.

О налаживании. Нужно подключить эту схему к лабораторному блоку питания и устанавливая на нем максимальное и номинальное напряжения аккумулятора соответственно подстроить резисторы К2 и Кб. При этом можно ориентироваться на светодиод НИ, который светится когда зарядное устройство подключено.

То есть, устанавливаем сначала оба резистора в крайне нижнее по схеме положение. Светодиод НИ включается. Затем устанавливаем резистор Кб в верхнее по схеме положение. Затем увеличиваем напряжение на блоке питания до величины максимального напряжения заряженного аккумулятора. И очень неторопясь поворачиваем К2 до тех пор пока светодиод не погаснет.

Затем устанавливаем на выходе блока напряжение немного ниже номинального и так же неторопясь поворачиваем Кб пока светодиод не зажжется снова.

И еще одно возможное применение данной схемы, — бесперебойный источник питания потребителя рассчитанного на напряжение питания 12\/. В этом случае на потребитель подают напряжение прямо с аккумулятора. Несмотря на то что напряжение на выходе ЗУ имеет пульсирующий характер на аккумуляторе оно будет постоянным, так как аккумулятор действуя как конденсатор большой емкости при зарядке будет весьма эффективно сглаживать эти пульсации. При отключении же напряжения в сети потребитель будет питаться от аккумулятора. В отличие от простой схемы, где резервный аккумулятор и выход сетевого источника подключены параллельно, и напряжение на аккумулятор поступает всегда пока есть напряжение в сети, здесь имеется схема ограничения зарядки аккумулятора, защищающая его от перезаряда.

Кромилин О.А.

44kw.com

Автоотключение зарядного устройства 12 в при окончании зарядки аккумуляторной батареи | РадиоДом

Устройство для автоматического отключения зарядного устройства при завершении зарядки АКБ — как только напряжение на ее выводах достигнет 14,5+-0,2 вольт, зарядка отключается. При снижении напряжения до 12,7…13 в, зарядка снова начинается.
Транзистор VT1 может быть с буками А — Г; VT2 и VT3 — КТ603А — КТ603Г; диод VD1 — любой из серий Д219, Д220 либо другой кремниевый; стабилитрон VD2 — Д814А, Д814Б, Д808, Д809; тринисторы — серии КУ202 с индексами Г, Е, И, Л, Н, а также Д238Г, Д238Е; светодиоды — любые из серий АЛ102, АЛ307 (ограничительными R1 и R11 устанавливают нужный прямой ток используемых светодиодов).
 




Постоянные резисторы — МЛТ-2 (R2), МЛТ-1 (R6), МЛТ-0,5 (Rl, R3, R8, R11), МЛТ-0,25 (остальные).  Подстроечный резистор R9 — СП5-16Б, но подойдет другой, сопротивлением 330 Ом…510 Ом. Если сопротивление больше указанного на схеме, параллельно его выводам подключают постоянный резистор такого сопротивления, чтобы общее сопротивление составило не более 330 Ом.
Перед креплением узла управления его нужно проверить и определить положение движка подстроечного резистора. К точкам 1, 2 платы подключают выпрямитель постоянного тока с регулируемым выходным напряжением до 15 вольт, а цепь индикации (R1 и светодиод HL1) — к точкам 2 и 5. Движок подстроечного резистора устанавливают в нижнее по схеме положение и подают на блок управления напряжение примерно 13 вольт. Светодиод должен гореть.
Изменением положения подстроечного резистора вверх по схеме добиваются погасания светодиода. Плавно увеличивая напряжение питания узла управления до 15 вольт и уменьшая до 12 вольт, добиваются подстроечным резистором, чтобы светодиод включался при напряжении 12,7…13 вольт и погасал при 14,2…14,7 вольт. Прибор поможет избежать таких случаев как, вскипание АКБ и выход из строя вообще, и худшем случае это может привести к пожарам.
Все радиокомпоненты прибора отечественные, но в случае подходящего зарубежного аналога могут быть заменены.


radiohome.ru

Устройство для зарядки аккумуляторных батарей (защита от КЗ, автоматическое отключение)

Соблюдение режима эксплуатации аккумуляторных батарей, и в частности режима зарядки, гарантирует их безотказную работу в течение всего срока службы. Зарядку аккумуляторных батарей производят вполне определенным током значение которого можно определить по формуле

I = 0,1Q — для кислотных аккумуляторных батарей или

I = 0,25Q — для щелочных аккумуляторных батарей.

Здесь Q— паспортная электрическая емкость аккумуляторной батареи в ампер/часах, I — средний зарядный ток в амперах.

Установлено, что зарядка чрезмерно большим током приводит к деформации пластин аккумуляторов и даже разрушению их; зарядка малым током вызывает сульфатацию пластин и снижение ёмкости аккумуляторной батареи. Зарядный ток, рекомендуемый в инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи, обеспечивает оптимальное протекание электрохимических процессов в ней и нормальную работу в течение длительного времени. Степень заряженности аккумуляторной батареи можно контролировать как по значению плотности электролита и напряжению (для кислотных), так и по напряжению (для щелочных) на полюсных выводах.

Рисунок 1. Упрощённая схема зарядного устройства

Окончание зарядки кислотной аккумуляторной батареи определяют по следующим признакам: напряжение на каждом аккумуляторе батареи достигает 2,5…2,6 В; плотность электролита достигает определенного значения и больше не изменяется; происходит обильное газовыделение — электролит «кипит»; электрическая емкость, сообщенная батарее, на 15…20 % больше емкости, отданной в процессе разрядки.

Кислотные аккумуляторные батареи чувствительны к недозарядкам и перезарядкам, поэтому своевременно надо заканчивать их зарядку.

Щелочные аккумуляторные батареи менее критичны к режиму эксплуатации. Для них окончание зарядки характеризуется установлением на каждом аккумуляторе напряжения 1,6…1,7 В и сообщением батарее 150…160 % емкости, отданной ею в процессе разрядки.

Зарядное устройство обычно состоит из понижающего трансформатора, выпрямителя и регулятора тока зарядки. В качестве регуляторов тока обычно используют проволочные реостаты и транзисторные стабилизаторы тока. В обоих случаях на этих элементах выделяется значительная тепловая мощность, что снижает КПД зарядного устройства и увеличивает вероятность выхода его из строя.

Для регулировки зарядного тока можно использовать магазин конденсаторов, включаемых последовательно с первичной (сетевой) обмоткой трансформатора и выполняющих функцию реактивных сопротивлений, гасящих избыточное напряжение сети. Упрощенная схема такого устройства приведена на рис. 1. В нем тепловая (активная) мощность выделяется лишь на диодах V1-V4 выпрямительного моста и в трансформаторе, поэтому нагрев устройства незначителен. Ток зарядки аккумуляторной батареи GB1 поддерживается на определенном уровне. В процессе зарядки напряжение на батарее увеличивается, а ток, текущий через нее, стремится уменьшиться. Но при этом возрастает приведенное сопротивление первичной обмотки трансформатора Т1, напряжение на ней увеличивается, в результате чего ток через батарею GB1 меняется незначительно.

Как показывают расчеты, наибольшее значение тока через аккумуляторную батарею при заданной емкости конденсатора С1 будет при равенстве падений напряжения на этом конденсаторе и первичной обмотке трансформатора. Первичную обмотку рассчитывают на полное напряжение сети для большей надежности устройства и применения готовых понижающих трансформаторов. Вторичную обмотку рассчитывают на напряжение в полтора раза большее, чем номинальное напряжение нагрузки.

В соответствии с этими рекомендациями и расчетами было собрано устройство, обеспечивающее зарядку 12-вольтовых аккумуляторных батарей током до 15 А, причем ток зарядки можно изменять от 1 до 15 А ступенями через 1 А. Предусмотрена возможность автоматического выключения устройства, когда батарея полностью зарядится. Устройство не боится кратковременных коротких замыканий в цепи нагрузки и обрывов в ней.

Его схема приведена на рис.2. Магазин конденсаторов состоит из конденсаторов С1-С4, суммарная емкость которых составляет 37,5 мкФ. Тумблерам и S2— S5 можно подключать различные комбинации конденсаторов и тем самым регулировать ток зарядки. Например, для тока зарядки, равного 11 А, необходимо замкнуть контакты тумблеров S2, S3 и S5.

Рисунок 2. Принципиальная схема зарядного устройства

Как работает устройство? Допустим, что к зажимам Х2 и ХЗ подключена аккумуляторная батарея и тумблерами S2—S5 установлен требуемый зарядный ток. В этом случае при нажатии кнопки S1 «Пуск» сработает реле К1, контактами К 1.1 оно заблокирует кнопку S1, a контактами К1.2 подключит к заряжаемой батарее цепь автоматического отключения устройства. Контакты К1.2 необходимы для того, чтобы батарея не разряжалась после отключения устройства от сети через диод V6 и резисторы R3—R5. Переменным резистором R4 устанавливают порог срабатывания реле К2 — оно должно срабатывать при напряжении на гнездах Х2 и ХЗ, равном напряжению полностью заряженной батареи. Когда напряжение батареи достигнет заданного значения, откроются стабилитрон V10 и транзистор V9. При этом сработает реле К2, которое контактами К2.1 обесточит обмотку реле К1, а оно, отпуская, контактами К1.1 разорвет цепь питания устройства. При нарушении контакта в цепи нагрузки напряжение на гнездах Х2 и ХЗ резко возрастет, отчего также сработает реле К2 и отключит устройство от сети.

Аварийное отключение устройства происходит при любом положении движка переменного резистора R4. Но такие случаи нежелательны, так как в течение времени срабатывания реле К2 и отпускания реле К1 конденсаторы С1 — С4 будут находиться под повышенным напряжением (превышающем сетевое). Поэтому зарядное устройство следует включать в сеть лишь после того, как аккумуляторная батарея подсоединена к выходным гнездам. При коротком замыкании в цепи нагрузки ток через гнезда Х2 и ХЗ несколько увеличивается, но для устройства это не страшно.

Все постоянные резисторы устройства — типа МЛТ-0,5; переменный резистор R4 — типа СП-1. Вместо транзистора КТ801 (V8) можно применить КТ602, КТ603, П702 с любыми буквенными индексами, вместо транзистора МП38А (V9) — КТ315, КТ312, КТ601 — КТ603 с любыми буквами. Измерительные приборы РА1 и PU1 — типа М5-2, рассчитанные соответственно на ток 30 А и напряжение 30 В. Реле К1 — типа PC-13 (паспорт РС4.523.029), его контакты К1.1 — параллельно соединенные три группы контактов. Возможно применение реле типа МКУ-48, рассчитанного на переменное напряжение 220 В. В этом случае надобность в диоде V1 и конденсаторе С5 отпадает. Реле К2 — типа РЭС-22 (паспорт РФ4.500.129). Диоды Д305 двухполупериодного выпрямителя установлены на радиаторе с поверхностью охлаждения 300 см2, от радиатора они электрически изолированы слюдяными прокладками. Радиатор крепится к шасси из дюралюминия, которое является как бы продолжением радиатора.

Вместо диодов Д305 можно применить Д214, Д242, но в этом случае в три-четыре раза возрастет тепловая мощность, рассеиваемая на них, поэтому размеры радиатора придется увеличить. Конденсаторы С1 — С4 составлены из параллельно соединенных конденсаторов КБГ-МН, МБГЧ, МБГО, МБГП, МБМ соответствующих емкостей. Номинальное напряжение конденсаторов КБГ-МН и МБГЧ, рассчитанных на работу в цепях переменного тока, должно быть не менее 350 В, всех других типов конденсаторов — не менее 600 В. Конденсаторы С5 — С7 — типов К50-3, ЭГЦ. Тумблеры S2-S5 типа ТВ2-1 -2 или ТП 1 -2.

Сетевой трансформатор Т1 выполнен на магнитопроводе ШЛ32Х32. Обмотка I содержит 880 витков провода ПЭВ-1 0,86, обмотка II — 95 витков провода ПБД 2,63. Вторичную обмотку можно выполнять несколькими проводами меньшего диаметра, сложенными вместе.

В качестве корпуса зарядного устройства можно использовать металлическую коробку размерами 360Х220Х220 мм, просверлив в ее стенках отверстия для свободной циркуляции воздуха.

Налаживание смонтированного устройства сводится к подбору шунта амперметра РА1 на ток 30 А и подбору емкостей конденсаторов С1—С4, обеспечивающих требуемые зарядные токи.

При зарядке 12-вольтовых аккумуляторных батарей током 15 А КПД устройства достигает 75 %, а температура внутри корпуса после 10 ч непрерывной работы не поднимается выше 40° С.

Такое устройство можно применять и для зарядки аккумуляторных батарей с напряжением менее 12 В, например мотоциклетных. Но тогда надписи возле тумблеров S2—S5 не будут соответствовать фактическим значениям зарядных токов. Фактический зарядный ток в этом случае не должен превышать 15 А.

Это зарядное устройство можно дополнить измерителем заряда, сообщенного аккумулятору. Принцип работы такого измерителя заряда может быть основан на преобразовании напряжения в частоту (схемы преобразователей «напряжение — частота» нередко приводятся в журнале «Радио»). А напряжение следует снимать с резистора небольшого сопротивления (0,05…0,1 Ом), включенного в цепь зарядки аккумулятора. При наличии цифрового счетчика заряда несложно обеспечить автоматическое отключение устройства от сети при сообщении батарее заданного заряда.

www.irls.narod.ru

dinistor.info

Приставка для автоматического отключения зарядного устройства

В статье описана приставка, предназначенная для совместной работы с зарядным устройством, не имеющим функции отключения от сети по окончании зарядки аккумуляторной батареи. Эта приставка должна заинтересовать, в первую очередь, тех автолюбителей, которые, имея простейшее зарядное устройство заводского изготовления или самодельное, хотели бы с минимальными затратами времени и средств обеспечить автоматизацию зарядного процесса.

Известно, что напряжение на выводах заряжаемой стабильным током кислотнo-свинцовой аккумуляторной батареи почти перестает увеличиваться, как только она получит полный заряд. С этого момента практически вся поступающая на батарею энергия расходуется только на электролиз и нагревание электролита. Таким образом, в момент прекращения увеличения зарядного напряжения можно было бы отключать зарядное устройство от сети. Инструкция по эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей [1] рекомендует, правда, продолжать зарядку в таком режиме еще два часа. Именно так работает автоматическое зарядное устройство, описанное мною ранее [2]. Однако практика показывает, что эта дозарядка действительно необходима только при ежегодном проведении контрольно-профилактического зарядноразрядного цикла с целью определения технического состояния батареи.

В повседневной эксплуатации вполне достаточно выдержать батарею под неизменным напряжением в течение 15…30 мин. Такой подход позволяет значительно упростить автоматическое зарядное устройство без заметного влияния на полноту зарядки батареи. Если же заряжать батарею нестабилизированным током, то вместе с плавным увеличением зарядного напряжения (выраженным слабее, чем в первом случае) происходит уменьшение тока зарядки. Свидетельством полной заряженности батареи служит прекращение изменения и напряжения, и тока.

Этот принцип и положен в основу работы предлагаемой приставки. Она содержит компаратор, на один из входов которого подано напряжение, пропорционально увеличивающееся при увеличении зарядного напряжения на батарее (и уменьшающееся при уменьшении) и одновременно пропорционально уменьшающееся при увеличении (увеличивающееся при уменьшении) зарядного тока. На второй вход подано то же самое напряжение, что и на первый, но со значительной задержкой во времени. Иначе говоря, пока будет увеличиваться напряжение на батарее и (или) уменьшаться ток зарядки, значение напряжения на втором входе компаратора будет меньше значения напряжения на первом, и эта разность пропорциональна скорости изменения зарядного напряжения и тока. Когда напряжение на батарее и ток зарядки стабилизируются (что будет свидетельствовать о полной заряженности батареи), значения напряжения на входах компаратора сравняются, он переключится и даст сигнал на отключение зарядного устройства. Эта идея заимст­вована из [3].

Приставка выполнена на широко распространенных элементах. Максимальный рабочий ток равен 6 А, однако при не­обходимости его можно легко увеличить.

Принципиальная схема приставки изображена на рис. 1.

Устройство состоит из входного ОУ DA1, двух компараторов напряжения на ОУ DA2.1, DA2.2, двувходового электронного реле VT1 — VT3, К1 и блока питания, состоящего из сетевого трансформатора Т1, диодов VD1-VD4, сглаживающего конденсатора С6 и параметрического стабилизатора напряжения VD5R19. Выход зарядного устройства подключают к зажимам Х1, Х3, а заряжаемую батарею — к зажимам Х2, Х3. Сетевую вилку зарядного устройства включают в розетку Х5 приставки.

При нажатии на кнопку SB1 напряжение сети поступает к зарядному устройству и на сетевую обмотку I трансформатора Т1 приставки. Нестабилизированным напряжением с диодного моста VD1-VD4 питается электронное реле, а выходным напряжением параметрического стабилизатора — микросхема DA2 (DA1 питается от зарядного устройства). Начинается зарядка аккумуляторной батареи.

Падение напряжения, создаваемое током зарядки на резисторе R1, поступает на вход ОУ DA1, включенного по схеме инвертирующего усилителя. Напряжение на его выходе при уменьшении тока зарядки будет увеличиваться. С другой стороны, выходное напряжение ОУ пропорционально его напряжению питания. А поскольку усилитель питается непосредственно с заряжаемой батареи, то выходное напряжение ОУ будет функцией как напряжения на зажимах заряжаемой батареи, так и тока зарядки. Такое построение приставки дало возможность использовать ее совместно с самыми разными зарядными устройствами, в том числе и простейшими.

К выходу ОУ подключен ФНЧ R4C2, с которого напряжение через интегрирующие цепи R7C3 и R5R6R8C4 поступает на входы компаратора, выполненного на ОУ DA2.2. Цепь R8C4 имеет постоянную времени, во много раз большую, чем цепь R7C3, поэтому напряжение на неинвертирующем входе этого компаратора будет меньше, чем на инвертирующем, и на выходе установится низкий уровень.

Компаратор на ОУ DA2.1 представляет собой обычное пороговое устройство, на инвертирующий вход которого подано образцовое напряжение с резистивного делителя R15R16, а на неинвертирующий — с делителя R11R12R13, подключенного к заряжаемой аккумуляторной батарее. Компаратор переключается при достижении на батарее напряжения 14,4 В и служит для исключения возможности преждевременного отключения зарядного устройства в условиях незначительной динамики изменения напряжения на батарее.

В результате, пока напряжение на заряжаемой батарее не достигнет указанного значения, приставка не отключит зарядное устройство, даже если переключился компаратор DA2.2. Такая ситуация возможна при установке заниженного значения зарядного тока и, как следствие, при очень медленном изменении зарядных напряжения и тока. Первоначально на выходе компаратора DA2.1 также действует напряжение низкого уровня.

Выходы обоих компараторов через резистивные делители R17R18 и R20R21 соединены с базами транзисторов VT2 и VT1. Таким образом, при нажатии на кнопку SB1 эти транзисторы остаются закрытыми, a VT3 открывается. Срабатывает реле К1 и контактами К1.1 блокирует контакты кнопки. Приставка остается включенной после отпускания кнопки.

Поскольку транзисторы VT1 и VT2 включены по логической схеме И, они открываются только при высоком уровне напряжения одновременно на выходе компараторов DA2.1, DA2.2. Это может произойти только тогда, когда батарея будет полностью заряжена. При этом транзистор VT3 закрывается и реле К1 отпускает якорь, размыкая цепь питания приставки и зарядного устройства.

На рис. 2 показаны графики изменения напряжения на входах компаратора DA2.2, а также зарядного тока в процессе дозарядки аккумуляторной батареи 6СТ-60 с помощью простейшего зарядного устройства с нестабилизированным током зарядки. Первоначальная степень заряженности батареи — около 75 %.

В случае, когда приставка будет работать в условиях сильных помех, цепь питания ОУ DA2 следует шунтировать керамическим конденсатором емкостью 0,1 мкФ.

Приставка отличается пониженной чувствительностью к колебаниям напряжения сети. Если оно, например, увеличивается, то увеличивается и напряжение на заряжаемой батарее, но одновременно увеличится и ток зарядки. В результате напряжение на выходе ОУ DA1 изменится незначительно.

Приставка смонтирована в металлической коробке размерами 140x100x70 мм. На ее лицевой панели размещены зажимы Х1-Х3, предохранитель FU1 и розетка Х5. Большая часть деталей приставки размещена на печатной плате размерами 76×60 мм, выполненной из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж платы изображен на рис. 3. Трансформатор Т1 и реле К1 смонтированы отдельно рядом с платой. Резистор R1 припаян непосредственно к зажимам Х1, Х2.

Резистор R1 составлен из двух параллельно соединенных резисторов С5-16В сопротивлением по 0,1 Ом и номинальной мощностью рассеяния 1 Вт; остальные постоянные — МЛТ. Подстроечные резисторы R9, R12 — СПЗ-16в.

Конденсатор С1 — КМ5, остальные — К50-35. Конденсатор С4 желательно перед установкой на плату подвергнуть тренировке, подключив его на несколько часов к источнику постоянного напряжения 10…12 В.

Вместо КД105Б можно использовать диоды КД106А, а вместо КД522Б — любой из серии КД521. Стабилитрон VD5 — любой маломощный с напряжением стабилизации 11… 13 В.

Транзисторы КТ3102Б заменимы любыми маломощными соответствующей структуры со статическим коэффициентом передачи тока базы не менее 50, а при замене транзистора VT3 следует ориентироваться на ток срабатывания имеющегося реле К1. При выборе замены ОУ К553УД2 необходимо учитывать, что не все операционные усилители допускают работу с входным напряжением, равным питающему.

В приставке использован готовый маломощный сетевой трансформатор с переменным напряжением вторичной обмотки 14 В при токе нагрузки до 120 мА. Реле К1 — РМУ, паспорт РС4.523.303, но подойдет любое с напряжением срабатывания 12…14 В, контакты которого рассчитаны на коммутацию переменного напряжения 220 В при токе 0,3…0,5 А.

Для налаживания приставки потребуются стабилизированный источник напряжения, регулируемого в пределах 10… 15 В, и цифровой вольтметр с пределом измерения 20 В. Сначала движок резистора R12 устанавливают в нижнее, a R9 — в левое по схеме положение. К зажимам Х1 и Х3 подключают источник, устанавливают на его выходе напряжение 14,4 В и включают приставку в сеть.

Нажимают на кнопку SB1, при этом должно сработать реле К1. Убеждаются в том, что на выходах ОУ DA2.1 и DA2.2 (выводы 10 и 12) присутствует низкий уровень напряжения (1,3… 1,5 В). Затем измеряют напряжение на выходе ОУ DA1 (вывод 10). Оно должно быть примерно равным напряжению подключенного источника питания.

Замыкают на 30.. .40 с выводы резистора R8, обеспечивая быструю зарядку конденсатора С4, а затем после десятиминутной выдержки вольтметр подключают к выходу ОУ DA2.2 и плавно вращают ручку резистора R9 до момента переключения компаратора, т. е. скачкообразного увеличения напряжения на его выходе до 11… 11,5 В. Затем измеряют напряжение на инвертирующем входе ОУ DA2.2 и резистором R9 уменьшают его на 15…20 мВ.

Следует отметить, что измерять напряжение во входных цепях компаратора нужно цифровым вольтметром с входным сопротивлением не менее 5…10 МОм, чтобы не допускать разрядки конденсатора C3. Поскольку входное сопротивление многих популярных цифровых авометров не превышает 1 МОм, можно включить на входе имеющегося вольтметра десятимегаомный резистор, образующий совместно с входным сопротивлением прибора делитель напряжения с коэффициентом 1:10.

В заключение вращают ручку резистора R12 до момента переключения ОУ DA2.1. При этом реле К1 должно отпустить якорь.

Если у радиолюбителя отсутствует цифровой вольтметр и нет источника питания, наладить приставку можно непосредственно в процессе реальной зарядки батареи. Для этого подключают к приставке зарядное устройство и аккумуляторную батарею, выключатель зарядного устройства устанавливают в положение «Включено», а движки резисторов R9, R12 приставки — как указано выше. Нажимают на кнопку SB1, убеждаются в срабатывании реле К1 и устанавливают зарядный ток в соответствии с инструкцией по эксплуатации зарядного устройства.

Далее ведут контроль за процессом зарядки батареи, периодически измеряя напряжение на выводах. Когда оно достигнет 14,4 В, вращают ручку резистора R12 до момента переключения ОУ DA2.1.

Когда напряжение перестанет увеличиваться, продолжают зарядку в таком режиме еще 20…30 мин и затем плавно вращают ручку резистора R9 до срабатывания ОУ DA2.2 и отключения приставки и зарядного устройства от сети. На этом налаживание заканчивают.

В заключение следует отметить, что для гарантии полной зарядки аккумуляторной батареи желательно устанавливать максимально допустимые значения зарядного тока с тем, чтобы обеспечить хорошую динамику изменения напряжения на выходе ОУ DA1. Особенно это касается зарядных устройств с нестабилизированным выходным током и сильно разряженных батарей.

Литература

  • ЖУИЦ.563.410.001ИЭ. Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные емкостью свыше 30 Ач. Инструкция по эксплуатации. 1987.
  • Куприянов К. Автоматическое зарядное устройство. — Радио, 2000, № 12, с. 33-37.
  • Тенев Л. Устройство для обнаружения движущихся металлических предметов. — Радио, 1987, № 5, с. 61.
  • Автор: К.Куприянов, г.Санкт-Петербург

    shema.info

    Отключение зарядного устройства при полной зарядке схема

    В последнее время все чаще применяются блоки питания, работающие на энергии солнца. Такие блоки позволяют питать различные девайсы, начиная от телефонов и других мобильных устройств, и заканчивая крупногабаритными устройствами (холодильники, телевизоры, осветительные приборы). Благодаря энергии солнца, отключение зарядного устройства при полной зарядке схема способен продолжительное время сохранять свои свойства. Такие блоки безопасны в использовании, и к тому же вырабатывают бесплатную энергию.

    Практически все разновидности блоков питания выполняют одни и те же функции. Так, в процессе постепенного насыщения аккумулятора, растет и напряжение. Но, благодаря тому, что зарядные устройства курск способен контролировать уровень напряжения, после полного заряда батареи, напряжение идет на спад. Если в девайсе неисправен аккумулятор, то блок питания тут же обнаруживает поломку, и прекращает выполнять свою работу. Поэтому использование питающих устройств абсолютно безопасно.

    Не стоит бояться, что ваш девайс перегреется в процессе зарядки. Благодаря специальной функции, контролирующей температуру, срабатывает дополнительный уровень защиты. Блок питания отключается в случае, когда зарядное устройство для нескольких автомобильных аккумуляторов купить распознает, что не сработала автоматическая система. Так же происходит постоянный заряд аккумуляторной батареи током малой частоты. Такая функция предназначена для поддержания емкости батареи.

    Мощные отключение зарядного устройства при полной зарядке схема

    Большой выбор можно ли заряжать кальциевый аккумулятор зарядным устройством орион-325, зарядное устройство для аккумуляторов cr123a 16340, зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов в одессе, купить зарядное устройство для шуруповерта joz-hg-14.4 вольт, зарядник от прикуривателя для видеорегистратора купить, автомобильное зарядное устройство для ноутбука lenovo z710, ev3 зарядное устройство цена, playpad зарядное устройство, универсальные зарядные устройства ноутбук юлмарт, зарядник для айфона 5s купить казань.

    Существуют специальные блоки питания, применяемые для подзарядки аккумулятора в автомобилях. Блок питания для машин выполняет определенную задачу — стабилизирует напряжение или же зарядный ток. Чтобы грамотно как проверить зарядное устройство для телефона тестером, необходимо соблюдать некоторые правила. Чтобы блок питания справился с задачей, аккумулятор заряжают в помещении с нормальным доступом воздуха. Аккумулятор предварительно очищают, и проверяют в нем уровень электролита.

    Многие любители природы, отправляясь на рыбалку или просто в поход, понимают, насколько важно иметь с собой блок питания для телефона. Даже в самой экстремальной ситуации есть уверенность, что можно дозвониться. При солнечной погоде, в дневное время, удобно, и главное выгодно зарядное устройство для ноутбука в минске на солнечной энергии. Такие блоки питания удобно транспортировать, благодаря их небольшому весу и компактности.

    zar.tw1.ru

    Схема отключения зарядного устройства при полной зарядке

    В последнее время все чаще применяются блоки питания, работающие на энергии солнца. Такие блоки позволяют питать различные девайсы, начиная от телефонов и других мобильных устройств, и заканчивая крупногабаритными устройствами (холодильники, телевизоры, осветительные приборы). Благодаря энергии солнца, схема отключения зарядного устройства при полной зарядке способен продолжительное время сохранять свои свойства. Такие блоки безопасны в использовании, и к тому же вырабатывают бесплатную энергию.

    Практически все разновидности блоков питания выполняют одни и те же функции. Так, в процессе постепенного насыщения аккумулятора, растет и напряжение. Но, благодаря тому, что мобильные зарядные устройства для планшетов способен контролировать уровень напряжения, после полного заряда батареи, напряжение идет на спад. Если в девайсе неисправен аккумулятор, то блок питания тут же обнаруживает поломку, и прекращает выполнять свою работу. Поэтому использование питающих устройств абсолютно безопасно.

    Не стоит бояться, что ваш девайс перегреется в процессе зарядки. Благодаря специальной функции, контролирующей температуру, срабатывает дополнительный уровень защиты. Блок питания отключается в случае, когда stylistic m532 зарядное устройство распознает, что не сработала автоматическая система. Так же происходит постоянный заряд аккумуляторной батареи током малой частоты. Такая функция предназначена для поддержания емкости батареи.

    Мощные схема отключения зарядного устройства при полной зарядке

    Большой выбор зарядное устройство к фонарю фаг, как правильно отключать зарядное устройство от телефона, arduino зарядник, нокиа 5130 xpressmusic зарядное устройство, зарядное устройство для aroma, зарядное устройство для фотоаппарата nikon coolpix p500 купить, зарядное устройства на айфон, автомобилбное зарядное устройство, зарядное устройство из бп на ka7500, asap зарядное устройство.

    Существуют специальные блоки питания, применяемые для подзарядки аккумулятора в автомобилях. Блок питания для машин выполняет определенную задачу — стабилизирует напряжение или же зарядный ток. Чтобы грамотно автомобильное зарядное устройство usb 3, необходимо соблюдать некоторые правила. Чтобы блок питания справился с задачей, аккумулятор заряжают в помещении с нормальным доступом воздуха. Аккумулятор предварительно очищают, и проверяют в нем уровень электролита.

    Многие любители природы, отправляясь на рыбалку или просто в поход, понимают, насколько важно иметь с собой блок питания для телефона. Даже в самой экстремальной ситуации есть уверенность, что можно дозвониться. При солнечной погоде, в дневное время, удобно, и главное выгодно зарядное устройство сетевое samsung usb power adapter 5v-2a на солнечной энергии. Такие блоки питания удобно транспортировать, благодаря их небольшому весу и компактности.

    zar.tw1.ru