Параметрический эквалайзер схема – 5441

Обзор принципиальных схем эквалайзеров и регуляторов тембра

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЭКВАЛАЙЗЕРА

ОБЗОР СХЕМ

НАЧАЛО

     Следующий регулятор тембра имеет уже шесть
полос регулирования, причем для каждой полосы используется
отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого
эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос
и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись
всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта,
вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании
одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена
на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим
эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных
резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно
общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных
регулировок.

Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического
эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

    На рисунках 23- приведены кривые показывающие
измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих
резисторов.

Рисунок 23 Регулировка 20 Гц.

Рисунок 24 Регулировка 100 Гц.

Рисунок 25 Регулировка 500 Гц.

Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц.

Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц.

Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.

    Как видно из рисунков кривые изменения АЧХ
имеют достаточно симметричную форму как в частотном диапазоне,
так и в предела увеличения-уменьшения той или иной полосы,
что позволяет использовать данный эквалайзер в аппаратуре
среднего и высокого класса.
   


    Использование полосовых фильтров может быть
организовано не только так, как в предыдущем варианте, но
и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный
на рисунке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный
аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки
индуктивности.

Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического
эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

    На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних
положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон
регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов
по «краям» перемеников, но не менее чем 1,5 кОм.
Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем
не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.

Рисунок 30 Регулировка 30 Гц

Рисунок 31 Регулировка 90 Гц

Рисунок 32 Регулировка 200 Гц

Рисунок 33 Регулировка 700 Гц

Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц

Рисунок 35 Регулировка ВЧ

    Частотный диапазон немного сдвинут в НЧ сторону,
поэтому лучше персчитать, если планируется использовать данную
конструкцию не в бытовых условиях.
   


    Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный
регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются
и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой,
поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.

Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера
на ОУ
УВЕЛИЧИТЬ

    При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно
интересная вещь — данный регулятор только усиливает выбранную
полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь
(рисунок 37).

Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного
резистора Х2.

    Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения
в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор.
Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено
проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости
от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ
движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее
подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ.
То, что получилось глаз порадовало — измение формы довольно
симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).

Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления
фильтров

    Далее движки переменных резисторов передвинули
на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе
каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая —
ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).

Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления
фильтров

    Чтож в таком случае происходит,
если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие
а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше?
    Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата
во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов
после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды
одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал
довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды
происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении
амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление
происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это
ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке
другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в
эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон
регулировки.
    Исходя из всего выше сказанного можно сдеелать
вывод, что автор этой публикации ВСЕ расчеты делал собрав всего один-два фильтра и все расчеты
и замеры проводились не в полноценном устройстве, а лишь используя
его фрагменты, посколькув готовм устройстве не возможно получить
пятиполосный эквалайзер с диапазоном регулировки ±12 дБ, особенно
-12 дБ.
    Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе
можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем подъем-завал будет происходить именно
там, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять
амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов
R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях
звукового диапазона (рисунок 40).

Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков
перменных резисторов «укороченного» эквалайзера.

    Эти же фильтры можно использовать в устройствах,
где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или
выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая
установка (цветомузыка).
   


    В качестве следующего устройства для корректировки
АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми
полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная
схема этого устройства покзана на рисунке 41.

Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного
эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

    От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается
прежде всего использованием двух операционных усилителей для
одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего
окупается получением дополнительных возможностей, а именно
возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и
регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает
подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера
рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%,
в противном случае необходим подбор для получения необходимых
частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах).
Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых
фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с
переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер
имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими
эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров
является возможность регулировки не только уровня той или
иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять
крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по
этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней
пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический
эквалайзер и говорить нечего — это устройство для студий звукозаписи
и требует подготвленного оператора.
    Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу
одного полосового фильтра. На рисунке 42 показано изменение
АЧХ всегоустройства при максимальной и минимально добротности
среденчастотного полосового фильтра (точно так же происходит
изменение добротности в остальных фильтрах).

Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18.

Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

    На рисунке 43 показаны изменения частоты полосового
фильтра. На рисунках довольно четко просматривается волнообразность
частотной характиристики на краях регулируемой частоты. Появление
этого эффекта связано с необоснованным увеличением диапазона
регулировки — до уровня ±16 дБ, что само по себе уже слишком
большой диапазон. При снижении диапазона регулировки (увеличением
номинала резисторов R1-R5) можно добиться довольно существенного
уменьшения этой волнообразности и при диапазоне ергулировки
±12 дБ максимальные пики «волн» будут на уровне
1-1,5 дБ, что на слух уже довольно затруднительно различить.
    На рисунке 44 приведена принципиальная схема
десятиполосного графического эквалайзера с использованием
той же схемотехники. По сути от предыдущей эта схема отличается
лишь увеличенным количеством полос, все остальное полностью
одинаковое.   

Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического
эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

    Примерная чатотная полоса в данном варианте
настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный
на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей
конкретного звукорежисера.

Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

    Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры
могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной
частоты или диапазона. Например если использовать только самый
низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно
интересный фильтр для
сабвуфера.
   
    Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов
тембра со всеми плюсами и минусами.


    Частоты, которые полезно
помнить

    Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается).
Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи
параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно
узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит
шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим
в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для
этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону
влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.

    Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат
в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку),
регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные
для баобарабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что
позволяет добится хорошего, густого звука.

    Нижняя частота электрогитары — 80 Гц. Для
устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для
устранения неприятного резкого призвука — ослабить в районе
1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на
слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр
плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также
поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц — 10 кГц). Чтобы
«добавить яду», сделать «жалящим» звучание
рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите
нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет
такой, как нужно.

    Основная проблема с акустическими гитарами,
как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за
неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических
характеристик помещения — или просто из-за того, что инструмент
плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать
sweep equaliser: область «вредной» частоты обычно
находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление
в области нижней середины скорее всего сделает звук резким,
поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания
и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

    Вокал также занимает большую часть частотного
диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения
артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления,
так как естественное звучание голоса может быть потеряно.
Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для
придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь
вряд ли применим.   

   

    Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:

   

Адрес администрации сайта: admin@soundbarrel.ru
   

 

soundbarrel.ru

Радиосхемы. — Параметрический эквалайзер на К157УД2

Категория Аудиотехника материалы в категории Подкатегория Схемы приставок аудиоэффектов

М. СТАРОСТЕНКО, г. Миасс Челябинской обл.
Радио, 1998 год, №6

В графических эквалайзерах значительное число полос (их может быть 10 и больше) дает возможность лучше скорректировать заметные неравномерности АЧХ громкоговорителей или акустику помещения. Однако этими качествами обладает и параметрический эквалайзер, что позволяет исключить его влияние на сигналы вне полосы коррекции. Вот такой, не сложнее графического, корректор и предлагается вниманию читателей.

Заслуженной популярностью у любителей звукотехники пользуются многополосные регуляторы тембра (эквалайзеры). Они способны в большей степени, чем обычные регуляторы тембра, корректировать несовершенство акустических свойств помещений прослушивания или аппаратуры подбором наиболее приемлемого звучания музыкальных и речевых программ.

В эквалайзерах возможности коррекции повышаются с увеличением числа полос регулирования, что, в свою очередь, связано с увеличением числа активных и пассивных элементов. Это также приводит к необходимости тщательного подбора элементов частотозадающих цепей фильтров либо требует дополнительного усложнения самого устройства. Например, при построении десятиполосного эквалайзера [1] на основе так называемых «высокодобротных» фильтров легкость настройки параметров фильтров была достигнута ценой удвоения количества используемых операционных усилителей*.

Альтернативой многополосным регуляторам тембра с числом полос регулирования 10 и более являются параметрические эквалайзеры, которые (при примерно одинаковом с многополосными регуляторами тембра числе органов регулировки) менее критичны к выбору элементов фильтров.

Параметрический эквалайзер содержит в своем составе фильтры, резонансную частоту и добротность которых можно регулировать независимо друг от друга. Это требование легко реализуется в «биквадратных» универсальных фильтрах. Примером могут служить параметрические эквалайзеры, схемы которых приведены в [2, 3]. Однако, несмотря на то что упомянутые фильтры практически не нуждаются в настройке и не требуют подбора элементов, их существенным недостатком является относительно высокая сложность и большое число используемых ОУ (по четыре ОУ в каждом фильтре). В то же время одним из основных требований, предъявляемых к радиолюбительским конструкциям, предназначенным для массового повторения, является их максимальная простота и легкость настройки в сочетании с широкими функциональными возможностями и высокими техническими характеристиками.

Основные технические характеристики эквалайзера

Номинальное входное напряжение, мВ…………..220
Коэффициент передачи при среднем положении движков регуляторов глубины коррекции …………1
Глубина регулировки тембра, дБ…………..-15…+15
Кратность перестройки резонансной частоты фильтров…………………10
Пределы изменения добротности фильтров…………..0,5…2,5
Перегрузочная способность при максимальном подъеме АЧХ, дБ, не менее …………20

Функциональная схема устройства представлена на рис. 1.

Основу параметрического эквалайзера составляет усилитель на двух последовательно соединенных ОУ, причем на ОУ DA1 выполнен сумматор спада АЧХ, а на ОУ DA3 — сумматор подъема. Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, режекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2. Переменные резисторы Rp1 — RpN, с помощью которых осуществляется регулировка глубины коррекции, включены между инвертирующими входами ОУ, благодаря чему исключено взаимное влияние между регулировками в различных частотных каналах.

Работу устройства рассмотрим на примере одного частотного канала. На частотах, близких к частоте режекции, коэффициент передачи фильтра Z1 мал, и сигнал на движок переменного резистора регулировки глубины коррекции Rp1 и далее на сумматоры спада и подъема АЧХ поступает только через резистор 1R1. Вне полосы режекции коэффициент передачи фильтра близок к единице. Сигналы на резисторах 1R1 и 1R2 примерно равны по амплитуде, но противоположны по фазе, и после суммирования компенсируют друг друга (при равенстве сопротивлений резисторов 1R1 и 1R2). Таким образом на движке переменного резистора Rp1 присутствуют сигналы только с частотой, близкой к частоте режекции фильтра Z1.

В среднем положении движка переменного резистора Rp1 сигнал с сумматора замыкается на общий провод устройства через отвод регулировочного резистора Rp1, в результате чего на выход эквалайзера сигнал проходит без частотной коррекции.

При перемещении движка переменного резистора Rp1 в крайнее левое (по схеме) положение сигнал, прошедший частотную обработку, поступает на ОУ DA1, увеличивая глубину отрицательной обратной связи, в результате чего на выходе устройства происходит ослабление сигнала с частотой, близкой к резонансной частоте фильтра Z1.

В крайнем правом (по схеме) положении движка переменного резистора сигнал после частотной обработки поступает на вход ОУ DA3, в результате чего на выходе устройства он усилен, так как в этом случае канал частотной обработки образует дополнительную цепь передачи сигнала на ОУ DA3.

Таким образом, изменяя положение движка переменного резистора Rp1, можно регулировать коэффициент передачи устройства в частотном диапазоне, определяемом частотой настройки и добротностью фильтра Z1.

Аналогично происходит регулировка коэффициента передачи эквалайзера на частотах настройки фильтров Z2 — ZN.

Максимальный подъем АЧХ эквалайзера на резонансных частотах фильтров при R1=R2=R5=R6 определяется выражением:

Кмакс = 1 + R1/R0, а максимальный спад — Kмин = R0/(R1+R0), где R0 = NR1 = NR2.

Схема режекторного фильтра представлена на рис. 2. Фильтр состоит из упрощенного двойного Т-моста, образованного конденсаторами С1, С2 и резисторами R1 — R4, суммирующего усилителя на ОУ DA1 и делителя напряжения на резисторах R7 — R9.

Квазирезонансная частота фильтра fp и добротность Q определяются следующими выражениями:

fp = 1/(2πRC),

Q = 1/[3(1 — k)], где C = С1 = С2;

R = R1+R3 = R2+R4;

k = (αR8+R9)/(R7+R8+R9) — коэффициент передачи делителя на резисторах R7 — R9;

α— коэффициент, характеризующий положение движка переменного резистора R8 (α = 0…1).

Выражения справедливы в предположении идеальности ОУ и при выполнении условий:

R6/R5 = 2;

(R7+R8+R9)/4 <<R.

Последнее условие означает, что для исключения взаимного влияния регулировок частоты настройки фильтра и его добротности максимальное значение выходного сопротивления делителя на резисторах R7 — R9 должно быть значительно меньше минимального суммарного сопротивления частотозадающих резисторов.

Из приведенных выражений следует, что резонансную частоту фильтра можно регулировать с помощью резисторов R3, R4, а добротность — изменением глубины положительной обратной связи переменным резистором R8.

Резисторы R1, R2 ограничивают диапазон перестройки резонансной частоты фильтра, резисторы R7, R9 — диапазон изменения добротности.

Принципиальная схема пятиполосного параметрического эквалайзера приведена на рис. 3 (показан только один частотный канал; схема остальных аналогична и отличается только номиналами частотозадающих конденсаторов).

Для получения максимальной равномерности перестройки частоты фильтра полное сопротивление частотозада-ющих резисторов Т-моста должно изменяться в зависимости от положения движка переменного резистора по закону, близкому к экспоненциальному. Выполнить это требование удалось, применив в регуляторах частоты переменные резисторы с нелинейной зависимостью сопротивления от смещения подвижного контакта (группы Б или В), при этом соединены перемычкой выводы более высокоомного участка. Номиналы частотозадающих резисторов Т-моста подобраны таким образом, что при перемещении движка из центрального положения в одно из крайних частота настройки фильтра возрастает приблизительно в 3 раза, при перемещении в другое крайнее положение — уменьшается во столько же раз, а общий диапазон перестройки резонансной частоты каждого фильтра достигает
fмакс/fмин = 10.

Возможности эквалайзера по корректировке АЧХ тракта звуковоспроизведения демонстрируются на рис. 4, где приведены графики частотной зависимости коэффициента передачи устройства при крайних положениях движков переменных резисторов регулировки частоты, добротности и глубины коррекции фильтров низших частот (центральная частота 60 Гц) и высших частот (центральная частота 6000 Гц). Кривые 1 и 2 соответствуют максимальному (Q = 2,5) и минимальному (Q = 0,5) значениям добротности фильтра низших частот при частоте его настройки 19 Гц и максимальном подъеме АЧХ, кривые 3 и 4 — максимальной и минимальной добротности при частоте настройки 185 Гц и максимальном подъеме АЧХ. Кривые 5(6) и 7(8) соответствуют максимальному (минимальному) значению добротности фильтра высших частот при частотах его настройки 1900 и 18500 Гц соответственно и максимальном подъеме АЧХ. Параметры кривых 1 — 8 аналогичны параметрам кривых 1 — 8 и соответствуют случаю установки регуляторов глубины коррекции в положение максимального спада АЧХ.

Настройку эквалайзера проводят в следующей последовательности. Движки резисторов регулировки глубины коррекции R7 — R11 отключают от элементов схемы эквалайзера. Регистрирующий прибор (осциллограф или милливольтметр переменного тока) подключают к выходу ОУ DA2.2, движок резистора настройки частоты фильтра А1 устанавливают в левое (по схеме) положение, соответствующее максимальной резонансной частоте, движок резистора регулировки добротности — в верхнее (по схеме) положение, соответствующее максимальной добротности. Включают питание эквалайзера и на его вход подают сигнал с генератора звуковой частоты амплитудой 500—1000 мВ. Перестраивая генератор, определяют резонансную частоту фильтра А1 по минимуму сигнала на выходе ОУ DA2.2, а затем, зафиксировав частоту генератора в этом положении, подстройкой резистора 1R5 добиваются минимальных показаний регистрирующего прибора. Изменив частоту генератора не менее чем в 10 — 20 раз от резонансной частоты режекторного фильтра, подключают регистрирующий прибор к точке соединения резисторов 1R13, 1R14 и подстройкой резистора 1R7 опять добиваются минимальных показаний прибора. После этого восстанавливают соединение движка резистора регулировки глубины коррекции и проверяют отсутствие самовозбуждения при перестройке частоты фильтра. Повторяют описанную операцию настройки и для остальных фильтров.

В эквалайзере можно применять конденсаторы КМ-5, КМ-6, К10-17 или другие малогабаритные (желательно с небольшим ТКЕ), постоянные резисторы МЛТ-0,125, МЛТ-0,25, подстроенные — СП5-2, СП5-3, СПЗ-1, СПЗ-27.

Переменные резисторы регулировки резонансной частоты фильтров NR6.1 — NR6.2 — сдвоенные, типа СПЗ-23, с функциональной характеристикой Б или В, резисторы регулировки добротности NR11 — любого типа с характеристикой А (линейной), резисторы регулировки глубины коррекции R7 — R11 — одинарные, также с характеристикой А, но с отводом от средней точки. При некотором ухудшении плавности регулировки глубины коррекции номинал резисторов R7 — R11 можно выбрать в пределах 15 — 150 кОм. В частотозадающих цепях фильтров желательно использовать постоянные резисторы с допускаемым отклонением от номинала не более 5% и конденсаторы с допуском не более 10%. Замена ОУ 157УД2 на менее мощные не рекомендуется вследствие высокой нагрузочной способности ОУ данного типа и относительно низких шумов.

Учитывая широкие возможности эквалайзера по корректировке АЧХ звуковоспроизводящего тракта, число каналов частотной обработки может быть уменьшено, например, до трех.

В процессе проектирования работа узлов устройства моделировалась на ПЭВМ с использованием программы «Electronics Workbench».

————————————————————————-
* Нужно иметь в виду, что нынешние цены на микросхемы, содержащие два или четыре ОУ, позволяют часто предпочесть некоторое схемотехническое усложнение в целях улучшения параметров аппаратуры при упрощении ее регулировки и исключении дорогих или прецизионных элементов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова. Графический эквалайзер. — Радио, 1988, № 2, с. 42 — 45.
2. Параметрический эквалайзер. — Радио, 1983, № 11, с. 58.
3. Параметрический эквалайзер. — Радио, 1996, № 12, с.53.

radio-uchebnik.ru

Схемы гитарных эквалайзеров || GuitarWork.ru

BOSS → Equalizer GE-7 7-ми полосный эквалайзер на ОУ и транзисторах
Electro Harmonix → Graphic Equalizer EH-7600 9-ти полосный эквалайзер на ОУ
Electro Harmonix → Boosters schematics Схемы различных тон-корректирующих бустеров
Electro Harmonix → Zipper — Envelope Filter Фильтр на ОУ
Elektor → Parametric EQ Простой параметрический эквалайзер с переключателем тонов.
Elektor → Harmonic Enhancer (variant 1) Схема частотной коррекции. Вариант 1
Elektor → Harmonic Enhancer Схема частотной коррекции
Ibanez → 7 Band GE 7-ми полосный графический эквалайзер на ОУ и транзисторах
Korg → Tone Box Эквалайзер на транзисторах и ОУ
Maestro → Sample and Hold FSH-1A Эквалайзер на микросхемах 3080T и транзисторах
Maestro → Envelope Modifier Эквалайзер на транзисторах
Other → 60 Hz Notch Filter 60 Герцовый ночь-фильтр (Фильтр который вырезает только одну частоту)
Other → Dr Quack Envelope filter Тон коррекция на ОУ и транзисторах
Other → Equalizer (part) Простой эквалайзер на ОУ
Other → Filtr graniczny (PE) Фильтр на ОУ
Other → Metal resonance filter Резонансный фильтр, дающий металлический звук
Other → NN — Exciter Эквалайзер на ОУ
Other → Notch Filter Ночь фильтр на ОУ
Other → Parametric Equalizer Параметрический эквалайзер на ОУ
Other → Selective parametrical filter Избирательный фильтр на ОУ
Other → Simpresen filter Фильтр с фиксированными частотами на ОУ

guitarwork.ru

Схема простого параметрического эквалайзера на КР544УД1

Мы уже говорили, что очень важным в формировании звука является его частотная обработка. Каждый элемент линейки эффектов вносит свою частотную коррекцию в общий сигнал и правильный выбор АЧХ определяет, как будет звучать ваша гитара. Для этих целей используются эквалайзеры. Схема параметрического эквалайзера приведена на рис. 22. Здесь можно регулировать не только глубину подъема и спада АЧХ на НЧ и ВЧ, но и частоты среза.

Рис. 22. Схема параметрического эквалайзера

Достигнуто это введением независимых регулировок частоты среза ФНЧ на ОУ DA2 резистором R3 в пределах 20…500 Гц и ФВЧ на ОУ DA3 резистором R6 от 5 до 20 кГц.

Действие этих фильтров в полосе пропускания в зависимости от положения регуляторов R8 и R11 эквивалентно подключению параллельно резисторам цепей отрицательной обратной связи ОУ DA1 (R2) или ОУ DA4 (R9) резисторов R7 и R10.

В среднем положении регуляторов R8 и R11 АЧХ эквалайзера линейна.

С указанными на схеме номиналами резисторов пределы регулировки тембра соответствуют ±10 дБ. Входное сопротивление — порядка 10 кОм. Коэффициент передачи на средних частотах равен 1. Все переменные резисторы — группы “А”.

В случае использования параметрического эквалайзера только в линейке с гитарными приставками, частоты перехода можно пересчитать по следующим формулам:

для ФНЧ —

для ФВЧ —

В комплекте также полезно иметь графический эквалайзер -многополосный регулятор тембра с фиксированными полосами частот коррекции. Количество полос может сильно колебаться — от трех до тридцати одной (так называемые третьеоктавные, студийные эквалайзеры). Гитарные педали ограничиваются, как правило, семью полосами со средними значениями центральных частот: 100 Гц, 200 Гц, 400 Гц, 800 Гц, 1,6 кГц, 3,2 кГц, 6,4 кГц. В качестве регуляторов в графических эквалайзерах применяются движковые потенциометры, поэтому, сформировав нужную амплитудно-частотную характеристику, ее вид можно наглядно наблюдать по положению ручек регуляторов, В этом случае “срабатывает” особенность человеческого глаза лучше запоминать графическую картинку и оперативнее управлять работой педали.

www.qrz.ru

Искомая схема еквалайзера

Многополосный эквалайзер — это частотный фильтр, позволяющий регулировать полосу пропускания сигнала отдельно на нескольких промежутках частотной характеристики. На рисунке представлена схема пятиполосного эквалайзера, которую при желании можно расширить до 10-ти и 30-ти полос. Эта схема настолько проста в реализации и настройке, что доступна даже начинающему радиотехнику. Главное для сборки этого эквалайзера отыскать полный комплект радиодеталей и подходящих переменных резисторов.

На следующем рисунке продолжение развития темы простого эквалайзера. Это схема пятиполосного эквалайзера на операционных усилителях (на микросхемах).

От предыдущих вариантов следующий эквалайзер качественно отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в устройстве рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах). Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего — это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора.
Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На следующих рисунках показано изменение АЧХ всего устройства при максимальной и минимальной добротности среднечастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).

Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18

Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

Облако тегов: Такой эквалайзер решение, которого представлено на рисунке довольно просто спаять.

а как он это делает

В принципе регулировку АЧХ он производит, ну показанно на рисунках 13-17. В данном варианте регулятора тембра необходимо использовать только логарифмические переменные резисторы. При сборке этого эквалайзера так же необходимо учитывать тот факт, что он предназначен для малокаскадных трактов усиления звукового сигнала, т.е. имеет свой собственный коф усиления и довольно большой, а входное напряжение не должно превышать 0,05 В.
Поэтому, чтобы подключить плюс, в крышке батарейного отсека плеера напротив плюсового контакта для элемента питания, нужно пропилить прямоугольное отверстие, примерно, 4×1,5мм. От точки +1.6V усилителя пустить провод и оконечить его пластинкой фольгированного стеклотекстолита размерами 4×1,5 мм и толщиной 1,5 мм. Эту пластинку нужно вставить в данное отверстие так, чтобы она влезла между плюсовым выводом элемента питания и контактом батарейного отсека, и притом, была повернута фольгой к контакту, а изолированной стороной к элементу питания.
Усилитель собран в корпусе старой автомагнитолы, что делает его совершенно неинтересным в смысле кражи. Установленный на передней панели разъем USB служит для механического крепления МР-3 плеера на корпусе усилителя. Контакты данного разъема никуда не подключены, только корпус — к общему проводу.

Принципиальная схема пятиполосного эквалайзера показывает как это сделать. АЧХ фильтра выровнена благодаря использованию разных номиналов резисторов сумматора. Дополнительные изгибы АЧХ получились из за использование номиналов стандартной линейки и распредение полос по частотному диапазону не очень равномерное. На рисунках 6-11 показаны измениние формы АЧХ в зависимости от положений переменных резисторов. Для увеличения подъема самых верхних частот необходимо увеличить емкость конденсатора С16 до 68 пкФ, но не более 82 пкФ.

параметрический стабилизатор

По сути это 3 полосовых фильтра звуковой сигнал после которых суммируется. Фильтры пассивные, следовательно они только ослабляют, причем максимальное ослабление получается у верхенго фильтра на СЧ-ВЧ частотах, среднего минимальное ослабление имеет в середине звукового лиапазона, а нижний фильтр имеет минимальное ослабление на высоких частотах. Стоящий после полосовых фильтров операционный усилитель служит для компенсации этого ослабления. Кроме того он имеет достаточно большое входное сопротивление, что позволило использовать резисторы для сумматора с довольно большим номиналом, необходимым для ослабления влияния полосовых фильтров на частоты к нему не относящиеся. АЧХ данного темброблока показана на рисунках 2-4.
Простой графический эквалайзер, схема которого представлена на странице, можно расширять и на большее количество полос регулирования.
Однако пассивными можно строить не только трех полосные темброблоки, но и более функциональные шести полосные эквалайзеры. На рисунке 5 приведена принципиальная схема такого эквалайзера. Полосовые фильтры от предшественика отличаются увеличенной добротностью, что ослабляет влияние фильтра на «соседние» полосы.

ослабление сигнала

Операционный усилитель так же компенсирует вносимое фильтрами. Небольшая оговорка — номинал переменного резистора указан числом и буквой на конце. Число без буквы показывает в каком положении находиться движок переменного резистора, в данном случае это 50%. В данном варианте эквалайзера рекомендуется использование логарифмических переменных резисторов, однако линейные тоже не слишком заметно коробят линейность восприятия регулирования.
Поэтому, чтобы не расходовать источник питания во время работы в автомобиле, в устройстве есть источник напряжения 1,6V, состоящий из светодиода HL1 и резистора R23. Практически, это параметрический стабилизатор на светодиоде вместо стабилитрона. Одновременно, светодиод служит индикатором включения усилителя.
Подобная принципиальная схема эквалайзера, ни что иное как пища к размышлению и к экспериментам.
Более предсказуемым по линиям изгиба АЧХ является регулятор тембра, схема которого показана на рисунке 18. В этом варианте частото зависимые цепи включены в обратную связь операционного усилителя, что позволило контролировать диапазон регулировки и довольно заметно снизить уровень THD Первый ОУ служит буферным усилителем-повторителем.
Параметрические эквалайзеры, схемы которых представлены на рисунке можно выполнить как на транзисторах так и на микросхемах.Такие вопросы довольно часто получаем по электронке. Честно говоря — да откуда же мы знаем что Вам понравиться и какой бюджет заложен на постройку эквалайзера.
И Именно поэтому решили подготовить обзор самых популярных схем.

Конечно не реально

Изготовить такое количество эквалайзеров и регуляторов тембра конечно не реально, поэтому мы решили основываться на результатах расчетов симмулятора. Разумеется приведенные параметры в реальном аппарате будут отличаться, но все же какие то выводы можно сделать.

Прежде всего для чего нужен регулятор тембра как таковой включать в схему. Основных мнений на этот счет два:
Для того чтобы портить звук (это мнение аудифилов)
Для коррекции звуковой картины, компенсации акустических свойств помещений, для придания звуку наиболее приятного конкретному слушателю оттенка (это мнение звукорежисеров)
К какой категории отоситесь Вы решать уже Вам, ну а мы начнем потихоньку с принципиальной схемы самого примитивного эквалайзера, точнне даже темброблока, поскольку полос регулирования у него всего три
Схемы простых эквалайзеров состоят из простейших радиоэлементов.

jaxik1.narod.ru

Схема простого параметрического эквалайзера на КР544УД1



October 16, 2012 by admin
Комментировать »

   Мы уже говорили, что очень важным в формировании звука является его частотная обработка. Каждый элемент линейки эффектов вносит свою частотную коррекцию в общий сигнал и правильный выбор АЧХ определяет, как будет звучать ваша гитара. Для этих целей используются эквалайзеры. Схема параметрического эквалайзера приведена на рис. 22. Здесь можно регулировать не только глубину подъема и спада АЧХ на НЧ и ВЧ, но и частоты среза.

   Рис. 22. Схема параметрического эквалайзера

   Достигнуто это введением независимых регулировок частоты среза ФНЧ на ОУ DA2 резистором R3 в пределах 20…500 Гц и ФВЧ на ОУ DA3 резистором R6 от 5 до 20 кГц.

   Действие этих фильтров в полосе пропускания в зависимости от положения регуляторов R8 и R11 эквивалентно подключению параллельно резисторам цепей отрицательной обратной связи ОУ DA1 (R2) или ОУ DA4 (R9) резисторов R7 и R10.

   В среднем положении регуляторов R8 и R11 АЧХ эквалайзера линейна.

   С указанными на схеме номиналами резисторов пределы регулировки тембра соответствуют ±10 дБ. Входное сопротивление – порядка 10 кОм. Коэффициент передачи на средних частотах равен 1. Все переменные резисторы – группы “А”.

   В случае использования параметрического эквалайзера только в линейке с гитарными приставками, частоты перехода можно пересчитать по следующим формулам:

   для ФНЧ –

   для ФВЧ –

   В комплекте также полезно иметь графический эквалайзер -многополосный регулятор тембра с фиксированными полосами частот коррекции. Количество полос может сильно колебаться – от трех до тридцати одной (так называемые третьеоктавные, студийные эквалайзеры). Гитарные педали ограничиваются, как правило, семью полосами со средними значениями центральных частот: 100 Гц, 200 Гц, 400 Гц, 800 Гц, 1,6 кГц, 3,2 кГц, 6,4 кГц. В качестве регуляторов в графических эквалайзерах применяются движковые потенциометры, поэтому, сформировав нужную амплитудно-частотную характеристику, ее вид можно наглядно наблюдать по положению ручек регуляторов, В этом случае “срабатывает” особенность человеческого глаза лучше запоминать графическую картинку и оперативнее управлять работой педали.

nauchebe.net

Параметрический эквалайзер схема


Параметрический эквалайзер схема

Параметрический эквалайзер схема,

Журнал Радио 6 номер 1998 год. ЗВУКОТЕХНИКА
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ЭКВАЛАЙЗЕР
М. СТАРОСТЕНКО, г. Миасс Челябинской обл.

В графических эквалайзерах значительное число полос (их может быть 10 и больше) дает возможность лучше скорректировать заметные неравномерности АЧХ громкоговорителей или акустику помещения. Однако этими качествами обладает и параметрический эквалайзер, что позволяет исключить его влияние на сигналы вне полосы коррекции. Вот такой, не сложнее графического, корректор и предлагается вниманию читателей.

Заслуженной популярностью у любителей звукотехники пользуются многополосные регуляторы тембра (эквалайзеры). Они способны в большей степени, чем обычные регуляторы тембра, корректировать несовершенство акустических свойств помещений прослушивания или аппаратуры подбором наиболее приемлемого звучания музыкальных и речевых программ.

В эквалайзерах возможности коррекции повышаются с увеличением числа полос регулирования, что, в свою очередь, связано с увеличением числа активных и пассивных элементов. Это также приводит к необходимости тщательного подбора элементов частотоза-дающих цепей фильтров либо требует дополнительного усложнения самого устройства. Например, при построении десятиполосного эквалайзера [1] на основе так называемых «высокодобротных» фильтров легкость настройки параметров фильтров была достигнута ценой удвоения количества используемых операционных усилителей*.

Альтернативой многополосным регуляторам тембра с числом полос регулирования 10 и более являются параметрические эквалайзеры, которые (при примерно одинаковом с многополосными регуляторами тембра числе органов регулировки) менее критичны к выбору элементов фильтров.

Параметрический эквалайзер содержит в своем составе фильтры, резонансную частоту и добротность которых можно регулировать независимо друг от друга. Это требование легко реализуется в «биквадратных» универсальных фильтрах. Примером могут служить параметрические эквалайзеры, схемы которых приведены в [2, 3]. Однако, несмотря на то что упомянутые фильтры практически не нуждаются в настройке и не требуют подбора элементов, их существенным недостатком является относительно высокая сложность и большое число используемых ОУ (по четыре ОУ в каждом фильтре). В то же время одним из основных требований, предъявляемых к радиолюбительским конструкциям, предназначенным для массового повторения, является их максимальная простота и легкость настройки в сочетании с широкими функциональными возможностями и высокими техническими характеристиками.

Основные технические характеристики

Номинальное входное напряжение, мВ…………..220
Коэффициент передачи при среднем положении движков регуляторов глубины коррекции …………1
Глубина регулировки тембра, дБ…………..-15…+15
Кратность перестройки резонансной частоты фильтров…………………10
Пределы изменения добротности фильтров…………..0,5…2,5
Перегрузочная способность при максимальном подъеме АЧХ, дБ, не менее …………20

Функциональная схема устройства представлена на рис. 1.

Основу параметрического эквалайзера составляет усилитель на двух последовательно соединенных ОУ, причем на ОУ DA1 выполнен сумматор спада АЧХ, а на ОУ DA3 — сумматор подъема. Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, ре-жекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2. Переменные резисторы Rp1 — RpN, с помощью которых осуществляется регулировка глубины коррекции, включены между инвертирующими входами ОУ, благодаря чему исключено взаимное влияние между регулировками в различных частотных каналах.

Параметрический эквалайзер схема
Работу устройства рассмотрим на примере одного частотного канала. На частотах, близких к частоте режекции, коэффициент передачи фильтра Z1 мал, и сигнал на движок переменного резистора регулировки глубины коррекции Rp1 и далее на сумматоры спада и подъема АЧХ поступает только через резистор 1R1. Вне полосы режекции коэффициент передачи фильтра близок к единице. Сигналы на резисторах 1R1 и 1R2 примерно равны по амплитуде, но противоположны по фазе, и после суммирования компенсируют друг друга (при равенстве сопротивлений резисторов 1R1 и 1R2). Таким образом на движке переменного резистора Rp1 присутствуют сигналы только с частотой, близкой к частоте режекции фильтра Z1.

В среднем положении движка переменного резистора Rp1 сигнал с сумматора замыкается на общий провод устройства через отвод регулировочного резистора Rp1, в результате чего на выход эквалайзера сигнал проходит без частотной коррекции.

При перемещении движка переменного резистора Rp1 в крайнее левое (по схеме) положение сигнал, прошедший частотную обработку, поступает на ОУ DA1, увеличивая глубину отрицательной обратной связи, в результате чего на выходе устройства происходит ослабление сигнала с частотой, близкой к резонансной частоте фильтра Z1.

В крайнем правом (по схеме) положении движка переменного резистора сигнал после частотной обработки поступает на вход ОУ DA3, в результате чего на выходе устройства он усилен, так как в этом случае канал частотной обработки образует дополнительную цепь передачи сигнала на ОУ DA3.

Таким образом, изменяя положение движка переменного резистора Rp1, можно регулировать коэффициент передачи устройства в частотном диапазоне, определяемом частотой настройки и добротностью фильтра Z1.

Аналогично происходит регулировка коэффициента передачи эквалайзера на частотах настройки фильтров Z2 — ZN.

Максимальный подъем АЧХ эквалайзера на резонансных частотах фильтров при R1=R2=R5=R6 определяется выражением:

Кмакс = 1 + R1/R0, а максимальный спад — Kмин = R0/(R1+R0), где R0 = NR1 = NR2.

Схема режекторного фильтра представлена на рис. 2. Фильтр состоит из упрощенного двойного Т-моста, образованного конденсаторами С1, С2 и резисторами R1 — R4, суммирующего усилителя на ОУ DA1 и делителя напряжения на резисторах R7 — R9.

Квазирезонансная частота фильтра fp и добротность Q определяются следующими выражениями:

fp = 1/(2πRC),

Q = 1/[3(1 — k)], где C = С1 = С2;

R = R1+R3 = R2+R4;

k = (αR8+R9)/(R7+R8+R9) — коэффициент передачи делителя на резисторах R7 — R9;

α— коэффициент, характеризующий положение движка переменного резистора R8 (α = 0…1).

Выражения справедливы в предположении идеальности ОУ и при выполнении условий:

R6/R5 = 2;

(R7+R8+R9)/4 <
Последнее условие означает, что для исключения взаимного влияния регулировок частоты настройки фильтра и его добротности максимальное значение выходного сопротивления делителя на резисторах R7 — R9 должно быть значительно меньше минимального суммарного сопротивления частотозадающих резисторов.

Из приведенных выражений следует, что резонансную частоту фильтра можно регулировать с помощью резисторов R3, R4, а добротность — изменением глубины положительной обратной связи переменным резистором R8.

Резисторы R1, R2 ограничивают диапазон перестройки резонансной частоты фильтра, резисторы R7, R9 — диапазон изменения добротности.

Принципиальная схема пятиполосного параметрического эквалайзера приведена на рис. 3 (показан только один частотный канал; схема остальных аналогична и отличается только номиналами частотозадающих конденсаторов).

Для получения максимальной равномерности перестройки частоты фильтра полное сопротивление частотозада-ющих резисторов Т-моста должно изменяться в зависимости от положения движка переменного резистора по закону, близкому к экспоненциальному. Выполнить это требование удалось, применив в регуляторах частоты переменные резисторы с нелинейной зависимостью сопротивления от смещения подвижного контакта (группы Б или В), при этом соединены перемычкой выводы более высокоомного участка. Номиналы частотозадающих резисторов Т-моста подобраны таким образом, что при перемещении движка из центрального положения в одно из крайних частота настройки фильтра возрастает приблизительно в 3 раза, при перемещении в другое крайнее положение — уменьшается во столько же раз, а общий диапазон перестройки резонансной частоты каждого фильтра достигает
fмакс/fмин = 10.

Возможности эквалайзера по корректировке АЧХ тракта звуковоспроизведения демонстрируются на рис. 4, где приведены графики частотной зависимости коэффициента передачи устройства при крайних положениях движков переменных резисторов регулировки частоты, добротности и глубины коррекции фильтров низших частот (центральная частота 60 Гц) и высших частот (центральная частота 6000 Гц). Кривые 1 и 2 соответствуют максимальному (Q = 2,5) и минимальному (Q = 0,5) значениям добротности фильтра низших частот при частоте его настройки 19 Гц и максимальном подъеме АЧХ, кривые 3 и 4 — максимальной и минимальной добротности при частоте настройки 185 Гц и максимальном подъеме АЧХ. Кривые 5(6) и 7(8) соответствуют максимальному (минимальному) значению добротности фильтра высших частот при частотах его настройки 1900 и 18500 Гц соответственно и максимальном подъеме АЧХ. Параметры кривых 1 — 8 аналогичны параметрам кривых 1 — 8 и соответствуют случаю установки регуляторов глубины коррекции в положение максимального спада АЧХ.

Настройку эквалайзера проводят в следующей последовательности. Движки резисторов регулировки глубины коррекции R7 — R11 отключают от элементов схемы эквалайзера. Регистрирующий прибор (осциллограф или милливольтметр переменного тока) подключают к выходу ОУ DA2.2, движок резистора настройки частоты фильтра А1 устанавливают в левое (по схеме) положение, соответствующее максимальной резонансной частоте, движок резистора регулировки добротности — в верхнее (по схеме) положение, соответствующее максимальной добротности. Включают питание эквалайзера и на его вход подают сигнал с генератора звуковой частоты амплитудой 500—1000 мВ. Перестраивая генератор, определяют резонансную частоту фильтра А1 по минимуму сигнала на выходе ОУ DA2.2, а затем, зафиксировав частоту генератора в этом положении, подстройкой резистора 1R5 добиваются минимальных показаний регистрирующего прибора. Изменив частоту генератора не менее чем в 10 — 20 раз от резонансной частоты режекторного фильтра, подключают регистрирующий прибор к точке соединения резисторов 1R13, 1R14 и подстройкой резистора 1R7 опять добиваются минимальных показаний прибора. После этого восстанавливают соединение движка резистора регулировки глубины коррекции и проверяют отсутствие самовозбуждения при перестройке частоты фильтра. Повторяют описанную операцию настройки и для остальных фильтров.

В эквалайзере можно применять конденсаторы КМ-5, КМ-6, К10-17 или другие малогабаритные (желательно с небольшим ТКЕ), постоянные резисторы МЛТ-0,125, МЛТ-0,25, подстроенные — СП5-2, СП5-3, СПЗ-1, СПЗ-27.

Переменные резисторы регулировки резонансной частоты фильтров NR6.1 — NR6.2 — сдвоенные, типа СПЗ-23, с функциональной характеристикой Б или В, резисторы регулировки добротности NR11 — любого типа с характеристикой А (линейной), резисторы регулировки глубины коррекции R7 — R11 — одинарные, также с характеристикой А, но с отводом от средней точки. При некотором ухудшении плавности регулировки глубины коррекции номинал резисторов R7 — R11 можно выбрать в пределах 15 — 150 кОм. В частотозадающих цепях фильтров желательно использовать постоянные резисторы с допускаемым отклонением от номинала не более 5% и конденсаторы с допуском не более 10%. Замена ОУ 157УД2 на менее мощные не рекомендуется вследствие высокой нагрузочной способности ОУ данного типа и относительно низких шумов.

Учитывая широкие возможности эквалайзера по корректировке АЧХ звуковоспроизводящего тракта, число каналов частотной обработки может быть уменьшено, например, до трех.

В процессе проектирования работа узлов устройства моделировалась на ПЭВМ с использованием программы «Electronics Workbench».

————————————————————————-
* Нужно иметь в виду, что нынешние цены на микросхемы, содержащие два или четыре ОУ, позволяют часто предпочесть некоторое схемотехническое усложнение в целях улучшения параметров аппаратуры при упрощении ее регулировки и исключении дорогих или прецизионных элементов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова. Графический эквалайзер. — Радио, 1988, ╧ 2, с. 42 — 45.
2. Параметрический эквалайзер. — Радио, 1983, ╧ 11, с. 58.
3. Параметрический эквалайзер. — Радио, 1996, ╧ 12, с.53.
Предлагаем вашему вниманию услуги нашей компании. Если вам будет необходима регулярная или одноразовая уборка помещений и офисов, наши специалисты выполняют работу быстро и качественно.
Если вам необходим мобильный или промышленный TSC принтер этикеток, обращайтесь в нашу компанию. Мы предлагаем различные модели устройств, подходящие для разных предприятий.
Если вас интересуют сертифицированные приборы пожарной сигнализации от зарубежных или отечественных производителей, в нашей компании вы сможете приобрести такие товары по хорошей цене.

shemick.ru