Пианино устройство схема – Устройство фортепиано | Профессиональная настройка пианино / фортепиано от Студии Звука

Содержание

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Репетиционные возможности механики пианино отличаются от таковых в рояльной механике, помимо всего прочего тем, что клавишу пианино нужно полностью отпустить, прежде чем можно будет осуществить следующий удар. Именно поэтому пианисты предпочитают играть на рояле, механика которого оснащена механизмом двойной репетиции. Правда, в наше время был создан ряд новых конструкций, в которых почти все пружины механики пианино заменяются магнитами. В результате чего удалось получить выразительное туше и хорошую репетицию, существенно приблизив тем самым игру на пианино к роялю, у некоторых производителей такая механика пианино прямо называется рояльной.

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Боковая стенка
6. Шпрейцы футора
7. Педали
8. Штег дискантовый
9. Штег басовый с мостиком
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Клангштабик с прижимным каподастром
13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)
14. Ролик или опорная колодка
15. Клавиатурный клап
16. Консоль
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

my-piano.ru

Как устроено пианино

В устройство фортепиано входят четыре основные системы:

1. Звуковой аппарат — струнная одежда и резонансный щит пианино.

2. Ударно-клавишный механизм — состоящий из клавиатуры и механики.

3. Педальный механизм.

4. Корпус.

 

Пианино – это струнно клавишно-молоточковый музыкальный инструмент со звуковым диапазоном до 88 тонов, или 7/2 октав. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди.

Футор пианино

Задняя часть корпуса пианино состоит из прочной деревянной рамы, или футора с распорками (шпрейцами). Футор придает пианино прочность. К верхней, более широкой поперечной раме футора, спереди, приклеивают вирбельбанк (колковая доска). Вирбельбанк – это толстая многослойная доска из прочного, вязкого дерева (бука или клена), в которую вбиты стальные колки, натягивающие струны. Две боковые и две передние стенки корпуса пианино изготавливаются из тонких досок, облицованных шпоном.

Дека пианино

Спереди на футор наклеена краями резонансная дека – это щит толщиной около 1 см, склеенный из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. На обратной стороне деки, перпендикулярно к волокнам дерева, наклеены бруски из высококачественной ели, называемые – рипками. Дека и рипки усиливают звук пианино.

Чугунная рама

Поверх резонансной деки по ее краям, к футору прочно привинчена большими шурупами литая чугунная рама, на которую натянуты струны. В пианино применяется перекрестно – струнная система, в которой басовые струны, идут почти по диагонали из верхнего левого угла корпуса в его правый нижний угол, а струны среднего регистра, лежащие ниже басовых, идут под ними по направлению к нижнему левому углу корпуса.

 

 

Устройство пианино

1 — боковые стенки корпуса, 2 — верхняя крышка, 3 — чугунная рама, 4 — вирбели, 5 — резонансная дека, 6 — молотки, 7 — рулейстик, 8 — фенгеры, 9 — клавиатура, 10 — бакенклёцы, 11 — штеги, 12 — рычаг левой педали, 13 — педальные цуги, 14 — педальные лапки, 15 — цокольный пол, 16 — ролики, 17 – модератор.

Штеги пианино

В нижней части пианино струны проходят с двукратным изгибом около вбитых в штеги штифтов их устройство заставляет прижиматься струну к штегутем крепче, чем сильнее она натянута. Оканчиваются струны петлями или ушками на задних штифтах, вбитых в нижнюю пластину чугунной рамы.

Клавиатура

Клавиатура выдвинута впереди корпуса на особой доске (штульраме), поддерживаемой боковыми наружными консолями.

Демпферная система

Устройство демпферной системы и связано с молоточковым механизмом и укреплено на одной станине.

Педальный механизм

Устройство педального механизма состоит из самих педалей, педальных цуг, штоков и регулировочных болтов. Встречаются пианино с двумя или тремя педалями.

Правая педаль

При нажатии правой педали все демпфера поднимаются, все струны освобождены для одновременного звучания.

Левая педаль

При нажатии левой педали отходит подвижной рулейстик, который придвигает все молотки к струнам, оставляя небольшой зазор между струнами и молоточками. Размах молоточков сокращается, при этом удар молоточков по струнам слабый, отчего звуки становятся слабыми.

Средняя педаль

Третья педаль располагается по середине и включает модератор пианино. Во время нажатия этой педали посредством рычагов между молоточками и струнами опускается планка с полоской тонкого мягкого войлока. Молотки ударяют по струнам через тонкую полоску, и сила звука уменьшается во много раз.

Детали корпуса

Спереди корпус пианино закрыт двумя филенками над и под клавиатурой. Клавиатура прикрывается вставленным в пазы боковых стенок бруском фигурного профиля (карнизом) с прикрученными к нему на петлях откидным клавиатурным клапом. На внутренней стороне клапа прикреплен – пюпитр для нот. Верхняя крышка корпуса прикреплена на откидных петлях. При игре эту крышку можно открывать для небольшого усиления звука. Снизу корпуса прикреплены ролики (4 шт.) для более удобного передвижения пианино внутри помещения.

 

Отличие устройства пианино от рояля

Для музыканта рояль и пианино отличаются не сильно. Для фортепианного мастера это два разных инструмента. Объединяет их принцип извлечения звука (возбуждение струн ударом молотка) и наличие четырех основных систем, входящих в устройство всех фортепиано, акустический аппарат, ударно-клавишный механизм, педальный механизм, и корпус фортепиано.

Только акустический аппарат имеет много похожего и в устройстве пианино и устройстве рояля.

Однако даже он в силу разных размеров этих инструментов, имеет свои конструктивные особенности. Устройство ударно-клавишного, и педального механизмов, пианино сильно отличается от устройства их аналогов в рояле.

 

Грамотная настройка пианино в удобное для вас время.

Несмотря на то, что большинство деталей пианино и рояля называются одинаково, их устройство (а часто и внешний вид) различны.

pianomax.ru

Устройство фортепиано | Профессиональная настройка пианино / фортепиано от Студии Звука

Каждый начинающий пианист, желающий стать профессионалом, обязан не только овладеть техникой игры, но и знать устройство инструмента. Ниже мы в общих чертах расскажем вам, как же устроено фортепиано.

Устройство рояля

1 — рама и вирбельбанк;
2 — откидная часть крышки;
3 — каподастр;
4 — демпфер;
5 — неподвижная часть крышки;
6 — контрклавиатура;
7,8,9 — передача от правой педали;

10 — педальный шток;
11 — педаль;
12 — штег;
13 — задний штифт;
14 — задняя пластина рамы;
15 — резонансная дека;
16 — струна.

Системы, из которых состоит инструмент:

  • Корпус – оболочка пианино.
  • Звуковая или акустическая система.
  • Ударно-клавишная система (механика инструмента).
  • Система педалей.

Механика рояля

Корпус – это одновременно и основание, и защита всех внутренних механизмов от внешнего негативного воздействия. Самая задняя часть – прочный деревянный футор. К нему прикреплена доска, на которой находятся колки (отвечающие за натяжение струн) – она называется вирбельбанк. Сами струны надежно закреплены на тяжелой чугунной раме – она во многом ответственна за большой вес фортепиано (около 200 кг), и относятся уже к акустической системе.

Кроме струн и рамы, к которой они прикреплены, к этой системе относят и резонансную деку – сосновую доску, которая благодаря особому расположению и свойствам усиливает звук.

Механическая или ударно-клавишная система – это целый ряд рычагов, молоточков, других невидимых глазу устройств, которые заставляют струны звучать правильным образом.

Педали работают следующим образом: когда вы нажимаете правую, специальные заглушающие звук подушечки на струнах (демпферы) поднимаются – и свободному колебанию струн ничего не препятствует. Нажимаете левую – молоточки придвигаются ближе к струнам, а звук при нажатии на клавиши становится в несколько раз слабее.

Устройство пианино

 

1 — боковые стенки корпуса,
2 — верхняя крышка,
3 — чугунная рама,
4 — вирбели,
5 — резонансная дека,
6 — молотки,
7 — рулейстик,
8 — фенгеры,
9 — клавиатура,
10 — бакенклёцы,
11 — штеги,
12 — рычаг левой педали,
13 — педальные цуги,
14 — педальные лапки,
15 — цокольный пол,
16 — ролики,
17 – модератор.

Как из пианино извлекается звук?

Клавиша является своеобразным рычагом, который приводит в действие механизм молоточка. Тот, в свою очередь, ударяет по нужной струне, а когда звук уже не нужен (вы отпустили клавишу), колебания струны моментально «гасятся» специальной подушечкой – демпфером.

В вашем инструменте всего 88 клавиш (белых – 52, черных – 36). Но струн при этом в несколько раз больше, 220! Для чего нужны «лишние»? За звук, исходящий при нажатии клавиши отвечают до 3 струн сразу (они вместе называются хором). Хочется отметить, что количество белых и черных клавиш у разных инструментов может отличаться как и количество струн.

Когда какая-то одна струна перестает звучать соответствующим образом и выходит из строя, звук становится «грязным». В такой ситуации и нужна помощь профессионального мастера-настройщика.

Механика пианино

Клавишно-молоточковый инструмент

Служит для передачи механического усилия пальцев пианиста с клавиш на молоточки, извлекающие звук ударом по струнам и регулирования звучания. К каждой струне в нейтральном состоянии прикасается демпфер — глушитель, представляющий собой деревянную колодку, покрытую войлоком. После нажатия на клавишу глушитель отходит от струны и одновременно по ней ударяет молоточек, рождая звук.

Педали фортепиано

Эта часть клавишно-молоточкового инструмента предназначена для регулирования звучания. Количество педалей во всех фортепиано и некоторых пианино — три, правая, средняя и левая. Подавляющее большинство пианино имеет лишь две педали- правую и левую.

В предшественниках фортепиано — клавикордах- функцию педалей выполняли специальные рычаги, которые пианист двигал коленями.

Правая педаль служит для создания неразрывного звучания и обогащения звуков новыми обертонами. В нотах нажатие правой педали обозначается Ped либо P, поэтому эту педаль иногда называют просто педалью. Непрерывное звучание обозначается legato.  Музыканты 19 века обозначали этим символом особый колорит звучания.

Принцип действия правой педали — выключение демпферной системы, что порождает звучание после отжатия педали и инициацию вторичного звучания остальными струнами.

Правая педаль используется двумя способами — перед нажатием на клавиши (прямой способ) и сразу после, до отжатия (запаздывающий способ). 

Левая педаль служит для усиления эффекта мягких пассажей, ослабления звучания. Звук становится тихим и мягким. В нотах обозначается знаком una corda, снятие педали —  tutte le corde либо tre corde.

При нажатии левой педали в рояле сдвигаются молоточки, что влечет удары лишь по двум струнам вместо трех. В пианино  молоточки придвигаются к струнам, что влечет за собой снижение силы удара.

Средняя педаль поднимает демпферы и фиксирует их в таком состоянии до отжатия педали, что, например, позволяет играть стакатто вне зависимости от удерживаемой ноты. Остальные, не задействованные средней педалью струны с демпферами ведут себя как обычно.

Некоторые пианино имеют среднюю педаль, фиксируемую путем сдвига влево. Это делает звучание тихим, что может пригодиться, например, для игры на пианино ночью в многоквартирном доме.

studiazvuka.ru

ФОРТЕПИАНО

Рабочая образовательная прграмма по дисциплине «ФОРТЕПИАНО» На основе учебной программы Министерства культуры Российской Федерации(2006г.).

 

Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

История

Фортепиано (англ., франц. piano; нем. Klavier) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1732), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). В 1711 г. механизм был подробно описанСципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—1721).

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

В 1721 г. немецкий музыкант и педагог Готтлиб Шрётер (1699—1782) изобрёл принципиально другой механизм, в котором молоточек, укреплённый на конце клавиши, подбрасывался и ударял по струне (Prellmechanik). Во второй четверти XVIII в. производством фортепиано начинают заниматься немецкие органные мастера, из которых наиболее известны И. Штейн и Г. Зильберманн. Иоганн Андреас Штайн (1728—1792), ученик Г. Зильбеpманна (1683—1734), реализовавшего идею Г. Шрётера, в 1770 г. усовершенствовал этот механизм. Теперь пианист мог с большей лёгкостью исполнять виртуозные произведения, однако существенным недостатком была слабая репетиция. Механизм Штайна (Prellzungenmechanik) получил название «венского» или «немецкого» и был в употреблении практически без изменений вплоть до второй четверти XIX в.

С 1750 -х гг. в Лондоне Иоганн Кристоф Цумпе (1735—1800) стал делать четырёхугольные фортепиано, снабжая их немного изменённым механизмом Кристофори.

С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России.

Себастьян Эрар изобрёл механику «двойной репетиции», которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии с полухода клавиши. В механике английской системы такое повторение было возможно лишь при полном поднятии клавиши.

В России фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом[1]. Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера Г. Феврие, немецких мастеров И.-А. Тишнера, К.-И. Вирта, А.-Х. Шрёдера, И.-Ф. Шрёдера и, с 1840 г., бельгийца Г.-Г. Лихтенталя[2]. На сегодняшний день известны имена более 700 фортепианных мастеров, работавших в России до революции 1917 г. Этими исследованиями[3], а также вопросами атрибуции и экспертизы[4] фортепиано занимается кандидат филологических наук, фортепианный мастер С.-Петербургской консерватории М. В. Сергеев. Им подготовлен «Иллюстрированный каталог музыкальных фирм России 1725—1918».

В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю. Блютнера, К. Бехштейна, в США — Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе равных.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Датировка фортепиано

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всем мире работали более 20 000[5] фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

У фортепиано XIX — начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным.

Первое известное вертикальное фортепиано приписывается К.-Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшего его в 1745 г. Однако уже в 1742 году из мастерской Иоганна Зохера (нем. Johann Söcher) в Зантхофене (Бавария) вышел подобный инструмент, а в 1748 году такие же инструменты делал и Г. Зильберманн.

Разновидности вертикальных фортепиано — пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др. С середины XIX века выпускаются только пианино и рояли.

Устройство фортепиано

Пианино изнутри: видны обитые войлоком молоточки, струны (в показанном диапазоне — по 2 струны на один звук) и вирбеля, на которые они натянуты (слева сверху).

Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждогозвука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном).

Действие фортепианной механики

Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Схема рояля: 1 — рама и вирбельбанк; 2 — откидная часть крышки; 3 — каподастр; 4 — демпфер; 5 — неподвижная часть крышки; 6 — контрклавиатура; 7,8,9 — передача от правой педали; 10 — педальный шток; 11 — педаль; 12 — штег; 13 — задний штифт; 14 — задняя пластина рамы; 15 — резонансная дека; 16 — струна.

Педали

Педали фортепиано (рояль)

В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре[6]) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Так-же «средняя» педаль иногда применяется для имитации звука клавесина. Принцип работы такой же, но на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин. В частности эта техника применялась на пианино «Аккорд», выпускавшемся в СССР.

Игра на инструменте

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать обучение желательно в детском возрасте. В детских музыкальных школах (ДМШ) в России обучение занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед поступлением в музыкальное училище. После ДМШ или эквивалентной подготовки можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в консерватории, вузе, став профессиональным пианистом. В ДМШ общее фортепиано также является обязательным предметом почти для всех специальностей.

Ференц (Франц) Лист — венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма XIX века. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). 6 этюдов Ференца Листа написаны на темы Никколо Паганини, в том числе знаменитый третий этюд Кампанелла, написанный на тему финала Второго скрипичного концерта Паганини (этот финал, за своё звучание, напоминающее нежные звуки колокольчиков, Паганини назвал «Кампанеллой»).

Выдающиеся пианисты XX века — Сергей Рахманинов, Иосиф Гофман, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Гленн Гульд и другие.

Техническое обслуживание, настройка и условия содержания

Мастер настраивает фортепиано

Инструменты для настройки фортепиано

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано.

Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены сложным механизмом и тщательно отделанным полированным корпусом. В связи с этим они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировании, содержании их в определённых условиях и в постоянном уходе. Основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в инструменте являются:

  • толчки и сотрясения в ходе перевозки,
  • негативное влияние высоких температур,
  • чрезмерная влажность или сухость воздуха,
  • неумелое обращение с инструментом в процессе настройки, регулировки и/или ремонта.

Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса. По мере постепенного выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей — гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 С до +25 С и влажность воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом «отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металические части.

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:[7]

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно — в концертных залах, учебных заведениях и частных домах, — используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его эксплуатации в 2—3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной установке» — исключительном праве на продажу — не подтверждаются европейской практикой.

 

xn--4-7sbaacv0acw6h5ae.xn--p1ai

Как делают фортепиано

Крайне привлекательный в своей подробности материал о том, как делают фортепиано. Специально для тех, кто хочет узнать кучу новых слов, посмотреть картинки с фабрики и порадоваться тому, что пианино не нужно собирать своими руками, как мебель из IKEA.

История фортепиано началось с мелкого ремесленного производства, но сейчас оно давно перестало существовать. В первой половине ХХ века в Европе насчитывалось несколько сотен небольших мастерских, в которых изготавливались инструменты небольшими сериями. Сегодня такой способ производства встречается только в виде исключения. Конкуренция стала настолько острой, что производители были вынуждены рационализировать производство с помощью высокопроизводительных станков.

Сегодня многие технологические процессы в производстве выполняются станками с цифровым программным управлением. Темп работы специалистов и рабочих высок. Этим достигается приемлемая цена продукции, в особенности, если покупатель рассчитывает на долгую полноценную жизнь приобретаемого пианино или рояля.

Дерево, которое звучит

Одним из важнейших материалов для изготовления фортепиано является древесина. Прежде всего, это ель, сосна и бук. Сорта твердой древесины выполняют поддерживающую и механическую функции: бук, граб, сосна часто выполняют роль конструкционной древесины, используются для изготовления футора (остов корпуса) инструмента, бук – (как и граб) также употребляется для изготовления вирбельбанка (колковой доски), постелей дек (кромка футора – место приклеивания деки), и различных частей механики. Упругие и эластичные сорта древесины, такие как ель, используются для изготовления резонансных дек, клавиш, штульрам и клавиатурных рам.

Древесина берется из экологически чистых хозяйств. Специалисты проводят тщательный контроль материалов, выбирая сорта древесины исходя из ее качества и долговечности. Дерево это основной материал из которого изготавливаются будущие рояли и пианино, и он представляет собой высокоценный материал незаменимый в производстве музыкальных инструментов. Ему уделяют особое внимание, и в конечном итоге это внимание окупается сполна качеством музыкальных инструментов.

Дека

Дека – сердце музыкального инструмента, поскольку именно она рождает и проецирует звук. С давних времен в качестве древесины для изготовления дек смычковых инструментов, гитар, клавесинов используется ель. Эта же традиция поддерживается и в фортепианостроении. Дека в рояле изготавливается из самых ценных пород ели (обычно это европейская горная ель).

После тщательного отбора древесина очень медленно и осторожно обрабатывается в климатических камерах, чтобы после процесса склеивания готовой резонансной деки с рипками было создано определённое напряжение, которое будет способствовать большей отзывчивости деки.

Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели шириной от 8 до 12 см, толщиной 1 см.

Пред склеиванием края дощечек вручную идеально подгоняют друг к другу.

Склеивание выполняется, с помощью специальных струбцин.

Рипки представляют собой ребра жесткости (нем. Rippe – ребро), расположенные поперек волокон деки.

Рипки изготавливаются из такого же материала что и дека. Они служат, с одной стороны, для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, а с другой стороны, – для увеличения жёсткости деки, обеспечивая сопротивляемость натяжению струн. Рипки застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы предать деке купольность, и сужаются к концам, чтобы предать ей эластичность.

Каждая фортепианная фирма имеет собственную технологию изготовления резонансных дек, отличия при этом могут касаться всех основных параметров деки (форма, величина выпуклости деки, ее толщина, организация рипок, и т.д.).

Другой составной частью фортепиано представляющей большую важность для его звучания является т.н. штег (нем. Steg – мостик), посредством которого колебание струн передается деке.

Их конструкция и качество решающим образом влияют на качество звучания инструмента.

Штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной. Дискантовые и басовые штеги фрезеруются, в них сверлятся отверстия для штифтов, делаются специальные фаски (в большинстве фирм эта работа проделывается опытными мастерами вручную), после чего устанавливаются штифты, и штег приклеивается к деке с рипками.

После того как просохнут клеевые швы, следующим этапом завершающим изготовление деки становиться ее лакировка.

В дальнейшем дека будет приклеена к футору инструмента.

Футор

Футор (на нем. Rast) представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, состоящую из опорной рамы, шпрейцев футора (массивные распорки), горизонтальных и вертикальных брусков. Служит опорой для деки и поддерживает чугунную раму.

Футор рояля изготавливается из целой кипы (порядка 10) тонких (толщиной 3-5 мм) слоёв, полученных из прочных сортов отборной древесины (как правило, из бука), которые покрываются клеем и перемещаются в специальный пресс, где им в течение нескольких часов придается необходимая форма, так называемая крыловидная форма — конечная форма рояля.

По такому же принципу изготовляется наружная стенка корпуса рояля (обечайка), которая в дальнейшем приклеивается поверх футора. Разница будет заключаться в используемом материале (преимущественно, это красное дерево), и в ширине слоев (обечайка значительно шире). Правда, некоторые фирмы объединяют эти два этапа в один, сразу склеивая шпон опорной рамы футора и наружной стенки, чередуя разные породы древесины.

Футор соединяют с поперечным бруском корпуса – поперечная часть футора, соединяющая басы с участком дисканта. Ее изготавливают из цельного бука в сочетании со слоями сосновой древесины, что создает разнообразие частот способствующих благозвучию рояля. Эта составная часть также важна для обеспечения упругости деки.

Все остальные части относящиеся к футору собираются и склеиваются в этом месте.

Деревянные распорки, так называемые шпрейцы (нем. Spreize – распорка), при помощи шиповых соединений «ласточкин хвост» соединяются с футором, клеевые швы дополнительно поддерживаются штырями, установленными под нужными углами. Распорки обычно сходятся в одном месте поперечного бруска. В результате получается монолитная структура стабилизирующая напряжение и натяжение струн инструмента.

Рама

Чугунная рама одна из важных составных частей рояля, основная функция которой заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в рояле может превышать 20 тонн.

Чугунные рамы отливают в песчаных формах и конструируют для конкретных диапазонов частот, улучшая общий диапазон звуковой гаммы. Серый чугун дает одновременно прочность и при давлении и при изгибах формы, благодаря чему инструмент приобретает стабильность, а также базовою звуковую окраску.

Работа над рамой проходит через много стадий. После просверливания отверстий для вирбелей и других деталей, обработки на фрезеровочном станке, производится бронзирование рамы рояля золотистым тоном, что достигается за счет тщательной зачистки шлифовальной шкуркой и нанесения лака тончайшим слоем.

Аграфы, рамные штифты, производимые из высококачественных материалов, во время тонких и требующих огромного мастерства производственных процессов определяют продолжительность звучания струн.

После того как на футор наклеивается резонансная дека раму прикрепляют к деке. Конструкция, состоящая из футора, резонансной деки и чугунной рамы, образуют жизненно важное ядро рояля.

Лак

В отдельном цехе производится лакирование поверхности корпуса рояля.

Полиэфирный лак распыляется определенным количеством слоев, после многочисленных периодов акклиматизации и зачистки мелкой шлифовальной шкуркой, лак превращается в твердую и блестящую полировку, которая радует глаз, и в тоже время такая поверхность служит для проецирования высоких частот звука.

На следующем этапе производятся роботы по наложению струн инструмента и его настройки.

Струны

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на рамном штифте, другим на настроечном колке (вирбеле).

Струны со стальной сердцевиной и медной обмоткой предназначены для нижних регистров или басовой секции.

Навивка басовых струн представляет собой настоящее искусство, требующее большой опыт и немалую сноровку.

Гладкие струны используются в среднем и дискантовом регистрах, где каждый звук состоит из трех отдельных струн.

Каждый регистр обладает своим собственным характером звука своими оттенками и неповторимой тонкостью. Каждый регистр это богатый и яркий звуковой спектр.

Точность вращения настроечного колка и его крутящий момент имеют решающее значение для качества настройки. Неоднократные настройки инструмента, производимые в процессе изготовления, приводят в конечном итоге к стабильности строя.

Клавиатура

Клавиатура – сложный рычажный механизм, состоящий из молотков, демпферов и клавиш, служащий для воспроизведения звука. В общей сложности это тысячи отдельных деталей рояля. Установка этого механизма относится к числу сугубо индивидуальных специальных настроек, разработанных для точности и тонкости воспроизведения звука.

Не все детали механики производятся на самих фабриках, многие закупаются в виде полуфабрикатов, сделанных по точным и жестким техническим требованиям фирм. Они проходят контроль и подвергаются дальнейшей более точной обработке и приобретают окончательный вид. После проведения сборки соответствующей требованиям каждого определенного инструмента, в конечном счете, получается точный игровой механизм.

Каждая клавиша рояля, а также каждая деталь молоточкового механизма подвергаются точному юстированию как для индивидуальной работы, так и для работы деталей друг с другом, это относится и к весу каждой клавиши и к давлению клавиш. Каждая отдельная деталь подпадает под стандарты качества фортепианной фабрики. Здесь идет речь не просто о точности до миллиметра, а фактически до долей миллиметра.

Данная работа должна производиться вручную. На этот процесс отводится многие часы, он повторяется неоднократно для того, чтобы, в конечном счете, исполнитель имел в своем распоряжении точный механизм, который прослужит ему многие годы. Качество и стабильность дают возможность для исполнения любого репертуара, используя всю палитру звуковых оттенков фортепиано.

Сборка

В цехе корпусных деталей происходит изготовление внешних элементов фортепиано, и их сборка.

Все съемные детали корпуса вставляются в инструмент только в самом конце производственного процесса: этим уменьшается риск их повреждения.

Интонировка

После того как была неоднократно проведена настройка струн рояля и они приобрели устойчивость, необходимо проанализировать каждый звук. Молоточку, который с ним связан, должна быть придана нужная форма. Необходимо исследовать, раскрыть и заставить работать весь потенциал резонансной деки и каждого молоточка. Этот процесс получил название интонировки.

Интонировка – это сообщение головке молоточка правильной формы, размера и плотности. Данный процесс подразумевает придание звуку фортепиано строго определенной интонации с учетом всех потребностей и возможностей человеческого уха. Интонировка требует времени. Иначе есть риск, что предыдущие труды окажутся напрасными.

На последнем этапе инструменты собираются и упаковываются для транспортировки.

12 000 частей

На самом деле это было очень краткое описание того, как делают фортепиано. Нужно понимать, что между этапами технологической цепочки каждый инструмент находится какое-то время в покое, созревает, что называется. Производство рояля может длиться больше года. В процессе создания инструмента состоящего в общей сложности из 12 000 частей и деталей, может быть задействовано порядка 200 мастеров, инструмент в итоге проходит около 20 полных стадий проверки.

Также нужно отметить, что в современном фортепианном производстве отчетливо выражено стремление собирать инструменты из уже готовых частей. Комплектующие закупаются, проходят дополнительную обработку и монтируются. Лишь немногие фирмы, те что принадлежат к числу мировых лидеров, могут позволить себе производство фортепиано почти полностью на базе своих фабрик.

Видео о суровых трудовых буднях работников фабрики Steinway&Sons, фотографии с производства которой использовались в качестве иллюстраций этого материала.

my-piano.ru

устройство пианино и рояля – настройка пианино Харьков

 Вызвать настройщика фортепиано в Харькове можно по телефону:  (096) 323-81-57 или (093) 704-71-29
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПИАНИНО И РОЯЛЯ
Устройство пианино и рояля в своих современных конструкциях сводится к пяти основным частям: 1) струнная одежда; 2) резонансная дека; 3) опорные конструкции; 4) клавишный и педальный механизмы; 5) корпус. Струнная одежда — это набор струн различной длины и толщины, жестко натянутых на опорах. Каждой клавише соответствует группа струн, называемая хором. Хор может состоять из одной, двух или трех струн, а иногда и больше. Все струны хора обязательно колеблются с одинаковой частотой. Каждый хор в зависимости от длины и силы натяжения струны звучит с той или иной высотой тона.
Назначение струнной одежды заключается в том, чтобы давать колебания определенной, частоты, соответствующие данному строю инструмента. Материалом для струн служит специальная стальная проволока высокой прочности диаметром от 0,775 до 1,6 мм (граница между соседними размерами — 0,025 мм). Она должна быть круглой в сечении и иметь полированную поверхность. Натяжение струны в современных инструментах может достигать 180 кг/мм2. Струнная проволока, несмотря на большую упругость, должна иметь некоторую пластичность, необходимую для изготовления петли, закрепляющей струну на штифте. Чтобы удовлетворить этому требованию, проволока не должна ломаться при обертывании вокруг собственного диаметра.
Необходимость извлечения в басовом регистре звуков с низкой частотой колебаний требует значительного увеличения толщины струн. Если это сделать просто за счет большего диаметра стальной проволоки, то каждая такая струна станет чрезмерно жесткой и не сможет в достаточной мере быть приведена в колебание ударом молоточка. Поэтому басовые струны изготовляют из обычных стальных, обвивая их мягкой медной проволокой разного диаметра. Причем для получения более тонких делается одинарная навивка, а самых толстых — двойная. Таким образом, обвитые струны дают толщину, нужную для получения низких звуков, и одновременно обеспечивают достаточную эластичность, необходимую для возбуждения от удара молотка.
Сама по себе струна дает очень слабый звук, так как малая ее поверхность не может привести окружающий воздух в колебание с большими амплитудами. Поэтому в роялях и пианино, как и у большинства струнных инструментов, ставится деревянный усилитель звуков струн, называемый резонансной декой.Резонансная дека представляет собой большой деревянный щит, жестко закрепленный (вклеенный) по краям и связанный со струнами через специальные подставки. По конструкции и действию дека напоминает большую мембрану и является множественным резонатором, откликающимся на разные частоты. Колеблясь с той же частотой, что и струны, она приводит в движение значительные массы воздуха, и это мы слышим как звук рояля или пианино, причем на достаточном расстоянии от инструмента.
Таким образом, назначение деки заключается в том, чтобы многократно усиливать звук струн и придавать ему приятный тембр, характерный для фортепиано.Деревянный щит для деки склеивается из отдельных дощечек. Их изготав­ливают из резонансной ели. Ее древесина должна быть узкослойной, прямослойной и с равными годичными слоями, без сучков и других изъянов’. Толщина щита — от 8 до 11 мм.В современных инструментах на щит наклеиваются две подставки для опоры струн: одна для среднего и верхнего регистров, так называемая дискантовая, другая для басового регистра — басовая (дискантовый штег, басовый штег). Для жесткости опоры их изготовляют большей частью в виде прямоугольных брусков.
Для того чтобы струна хорошо закреплялась и лучше раскачивала деку, ей придается излом по плоскости подставки с помощью двух металлических штифтов, вбитых с наклоном в разные стороны.С обратной стороны деки, перпендикулярно годичным слоям древесины, наклеиваются прямоугольные планки (рипки). Их делают тоже из резонансной ели для передачи звуковых волн поперек годовых слоев резонансного щита и для придания щиту большей жесткости. Количество поперечных планок может быть в пределах от 9 до 17 — в зависимости от размеров резонансной деки. В целях повышения упругости и улучшения звуковых качеств деке придается некоторая куполообразность с обращением в сторону струн, общее давление которых на щит может достигать 550 кг и более.
Качество звука пианино и рояля предопределяется конструкцией и качеством изготовления струнной одежды и резонансной деки.Струны и дека крепятся к опорной конструкции — третьей основной части инструмента. Опорная конструкция представляет собой две рамы, металлическую и деревянную, тщательно подогнанные друг к другу и соединенные между собой с помощью специальных шурупов и болтов.Деревянная рама (футор) состоит из контурной обвязки, скрепленной распорными брусками, и колковой доски (вирбельбанка). По всей площади доски в рассверленные отверстия вбиты колки (вирбеля). К колкам одним из концов крепятся струны. Другим с помощью петель они надеваются на штифты, вклепанные в металлическую раму. Поворачиванием колков производят натяжение струн и настройку инструмента.
Металлическая рама представляет собой чугунную отливку, состоящую из двух мостиков — дискантового и басового, колково-го панциря и распорных ребер. Обладая очень большой прочностью и предельно малой деформацией, рама выдерживает основную нагрузку натянутых струн (от 14 тонн у малого пианино до 20 и более у концертного рояля) и обеспечивает стабильность строя.Колковая доска изготовляется большей частью из древесины <бука, обладающего хорошим сопротивлением сжатию, и, во избежание появления трещин или короблений, склеивается из нескольких слоев с перекрестным направлением волокон. У наиболее распространенной трехслойной доски колки получают опору на торец первого (внешнего) и третьего слоев. Второй слой колковой доски служит связкой. Каждый слой буковой древесины здесь равен 10 мм.Колки держатся в доске за счет силы трения при сжатии древесины. Поэтому отверстия для них делаются на 1 мм меньше диаметра колков.
В том случае, когда под действием натяжения струн колки хотя бы в незначительной степени проворачиваются — сминают древесину, инструмент быстро расстраивается, и тогда говорят, что он «не держит строй». Причиной этого является либо подбор некачественной или недостаточно высушенной древесины для колковой доски, что приводит к ее быстрой деформации, либо неправильное содержание инструмента: непосредственная близость от отопительных приборов, воздействие солнца, сквозняка, а то и просто нахождение инструмента в жарко натопленной, очень сухой комнате.В отличие от струнной одежды, резонансная дека целиком крепится к специально подогнанным по ее форме деревянным обкладкам, которые вклеиваются в деревянную раму.Таким образом, назначение опорных конструкций в основном сводится к жесткому креплению струн и деки.
Каждая струна имеет рабочую (звучащую) часть и два конечных отрезка, не участвующих в звукообразовании. Рабочий участок закрепляется подвижно на опорах. Одной из них является литой порожек (штабик) на чугунной раме в виде трехгранного ребра, другой — прямоугольная подставка на деке (штег). Нерабочими концами струны считаются ее отрезки от порожка на раме до колка и от подставки на деке до рамного штифта. Оба конца заглушаются мягкими подушками и полосками сукна. Прочность крепления струны на опорах осуществляется за счет того, что подставка на деке выступает над рамой (по краям 2—3 мм, в средней части —, 4,5 мм) и от рамного порожка идет перелом примерно на 15°. Перегиб делается с помощью металлической планки (каподастр), которая опускается при завертывании специальных шурупов. Это наиболее распространенный способ придания излома струне, идущей от порожка к колку, применяемый в основном в пианино.
В роялях для перегиба струн чаще используют так называемые аграфы. Аграф представляет собой металлическую стоечку, ввернутую в раму отдельно для каждого хора. Струны пропускаются в нем через отверстия, в которых и получают излом, необходимый для подвижного закрепления.В современных пианино дискантовые струны обычно крепятся к чугунной раме оборотом вокруг штифта (оборот может быть одинарным и двойным) — то есть перекидной петлей. При этом благодарят большой силе трения в точке соприкосновения со штифтом не происходит нарушения равновесия при переходе в соседний хор.Каждая басовая струна у всея инструментов обязательно закрепля. ется с помощью отдельной петли. Потля может быть одинарной и двойной. Этот же способ большей частью находит применение для всей струнной одежды рояля. Способы крепления концов струн к рамному: штифту изображены на рис. 1.
Рис. 1. Способы крепления концов струн к рамным штифтам:
а — отдельной петлей; б — перекидной петлей
одинарным оборотом; в — перекидной петлей
двойным оборотом.
Общая схема крепления струны пианино показана на рис. 2. Дл» рояля она в принципе такая же и лишь в деталях может иметь отличия, определяемые прежде всего горизонтальным положением струн и узлов конструкции.
 Рис. 2. Общая схема крепления струны:
1 — колковая доска; 2 — колок; 3 — струна; 4 — чугунная рама; 5 — порожек на чугунной раме; 6 — прижимная планка; 7 — шуруп, опускающий-планку; 8 — деревянная пробка в чугунной раме; 9 — рабочая часть струны; 10 — нерабочие участки струны; // — резонансная дека; 12 — подставка на деке; 13 — перегибающие штифты; 14 — рамный штифт.
Четвертой основной частью пианино и роялей являются клавишный и педальный механизмы. Клавишный механизм служит для приведения струн в колебания ударами молоточков, педальный механизм — для увеличения или уменьшения силы и продолжительности звука и изменения тембра. Клавишный механизм представляет собой соединение рычажных узлов, с по­мощью которых усилия пальцев пианиста передаются через молоточки струнам. Он делится на две основные части: клавиатуру и механику. Педальный механизм состоит из двух ножных педалей, влияющих на работу отдельных узлов механизмов. Координируя работу ног, пианист изменяет звучание инструмента по своему усмотрению. Левая педаль рояля изменяет тембровую окраску звука. Пианисты пользуются и полупедалью. В этом ее основное отличие от педали пианино.
К работе клавишного механизма предъявляются высокие требования, особенно в концертном рояле. Надо, чтобы механизм обладал хорошей чувствительностью, то есть быстрой передачей удара от клавиши к струне, причем с различной силой. Сопротивление механизма при игре не должно быть чрезмерным, определяемым понятием «тяжелая клавиатура». Игра на таком инструменте быстро утомляет руки. Однако и очень «легкая» клавиатура не является достоинством, так как не способствует укреплению мускулатуры пальцев и не приносит должного удовлетворения музыканту. Кроме того, «легкая» клавиатура слишком податлива, на «ей труднее регулировать силу звука в пределах р — рр — ррр. Из этого следует, что сопротивление механизма должно иметь определенную меру, которая по-своему характеризует качество пианино или рояля. Сопротивление клавиатуры определяется существующим стандартом, который равен 60—65 г на клавишу при нажатой правой педали. Каждая клавиша при ударе по ней с любой силой не должна создавать ощущения неровности движения или скачка.
Необходимо, чтобы сопротивление узлов механизма по ходу клавиши изменялось предельно ровно.
Одним из требований, предъявляемых к работе механизма, является также его способность четко заглушать те звуки, которые становятся ненужными пианисту по ходу исполнения произведения. Наконец, механизм должен работать бесшумно, не сопровождаясь никакими призвуками. Устройство и работа узлов и деталей механизма будут рассмотрены в дальнейшем.
Корпус пианино или рояля — пятая основная часть — представляет собой деревянный ящик, облицовывающий инструмент. У пианино он состоит из двух стенок, приклеенных к опорной деревянной раме. К стенкам с помощью кронштейнов крепится стол (штульрама) для клавиатуры и механики. Высота клавиатуры над полом диктуется высотой колен человека и находится е пределах 710—730 мм. Клавишный механизм закрывается спереди клавиатурным клапаном и верхней филенкой, а сверху крышкой. К клапану привернут пюпитр для нот. Под столом ставится нижняя филенка, которая вместе со стенками опирается на цокольный пол, имеющий ножки с четырьмя металлическими роликами. На цокольном полу посередине располагается педальный механизм.
Корпус рояля состоит из стенок, согнутых по форме опорных конструкций и приклеенных к деревянной раме. Сверху струны и дека закрыты двумя крышками: задней большой и передней малой. Задняя с помощью петель крепится к левой стенке. Передняя на ленточном шарнире откидывается на заднюю. У рояля, как и у пианино, на специальном столе располагается клавишный механизм, который закрыт спереди клавиатурным клапаном и несколькими брусками.
Рояль устанавливается на полу с помощью трех ножек, имеющих внизу ролики2. Спереди, между передними ножками, к корпусу крепят педаль. Сверху, под малой крышкой, располагается выдвижной пюпитр с откидной подставкой.
Корпус пианино и рояля оклеивают фанерой разных пород дерева и затем полируют. Полировка бывает черной либо цветной. Если говорить о назначении корпуса, то прежде всего он служит для установки инструмента на полу и крепления клавишного и педального механизмов, а также для предохранения их от случайных повреждений и проникновения пыли. Ограничивая собой некоторый внутренний объем, корпус может влиять на звукообразование, действуя как резонатор. Это заметно при открывании крышки пианино и особенно рояля.
Наконец, корпус определяет внешний вид инструмента. Красивое оформление деталей корпуса, в соответствии с существующим стилем, с использованием естественного рисунка слоев дерева, полированного под цвет ансамбля мебели, радует глаз и украшает комнату. По-своему хороша отделка поверхности корпуса пианино или рояля в строгий черный цвет с зеркальной полировкой.
********************************************
примечания
1 В современном производстве в большинстве случаев подбор ели для деки делается по акустической константе. Годовые слои теперь могут быть раз­ные.
2 Бывают и сдвоенные ножки, тогда их шесть. Вместо роликов в малогабаритных роялях и пианино применяются также металлические пластины. Это предопределяет разные приемы транспортировки инструментов.

Вызвать настройщика фортепиано в Харькове можно по телефону:  (096) 323-81-57 или (093) 704-71-29

 

www.xn——6kcabbo8bbflh2ahbhjdjoogx0gzi.com

Настройка пианино и роялей. Ремонт. Реставрация. (812) 335-27-81. 8-911-992-53-81


Корпус пианино

Корпус фортепиано в отличие от корпусов многих других музыкальных инструментов (язычковых, смычковых, щипковых и духовых) не является основной опорной конструкцией. Он закрывает и предохраняет все рабочие части от механических повреждений и, как футляр, препятствует быстрому запылению внутренних узлов инструмента, частично оберегая их от воздействия внешней среды при резких изменениях температуры и влажности воздуха. Кроме того, корпус любого пианино и рояля служит опорой для молоточкового механизма и придает инструменту законченный внешний художественный вид.



Рис. 1. Корпус пианино

1 — задняя рамка; 2 — футор; 3 — вирбельбанк; 4 — верхняя не­подвижная крышка; 5 — верхняя откидная крышка; 6 — стенка корпуса; 7 — верхняя рамка; 8 — карниз; 9 — цирлейстик; 10 — клап; И — замочный брусок; 12 — штульрама; 13 — консоли; 14 — нижняя рамка; 15 — ножка; 16 — ролик; 17 — педали; 18 — цокольный пол; 19 — чугунная рама; 20 — дека; 21 — дисканто­вый штег; 22 — струны; 23 — вирбели; 24 — бачки; 25 — цоколь­ный брусок; 26 — крючок клапа; 27 — пилястры

Внешнее оформление корпусов пианино различно по форме и стилю, но их основные части, назначение и положение одинаковы. На рис. 1 изображен вертикальный разрез корпуса пианино конструкции, наиболее часто встречающейся при ремонте.


В корпусе пианино боковые стенки представляют собой деревянные фанерованные щиты, соединенные с футором на клею; с боковых сторон эти стенки закрывают футор 2, деку 20, струны
22 и механизм. К стенкам посредством клея и шурупов прикреплены бачки 24, штульрама 12, ножки 15, цокольный пол 18 и др. Верхняя откидная крышка 5 защищает те же узлы сверху, представляя собой деревянный щит, поворачивающийся на ленточной петле.


Для защиты внутренних узлов инструмента спереди служат верхняя рамка 7, карниз 8, клап 10, цирлейстик 9, замочный брусок 11 и нижняя рамка 14. Эти детали, за исключением замочного бруска, выполняются съемными. В старых конструкциях задняя сторона (спинка) закрывается легкой рамкой оклеенной неплотной тканью.

Снизу инструмент прикрывается цокольным полом 18 и цокольным бруском 25. Ножки 15 служат для создания устойчивого вертикального положения инструмента и крепления роликов 16, а бачки 24 и штульрама 12 — для установки и поддерживания в требуемом положении механизма с клавиатурой, карниза и клапа.

Помимо этих основных деталей часто применяются различные бруски, калевки, накладные точеные и резные украшения, служащие для художественного оформления корпуса.

Детали корпуса делятся на щитовые и брусковые: к щитовым относятся стенки 6, верхние полукрышки 4 и 5, верхняя и нижняя рамки 7 и 14, клап 10, консоли 13, бачки 24 и цокольный пол 18. К брусковым деталям относятся: замочный брусок 11, крючок 26 клапа, цокольный брусок 25, ножки 15, пилястры 27, накладные точеные и резные детали, пюпитр, а также калевки разной формы.


Основу щитовых деталей составляют склеенные узкие делянки (бруски) из хвойных или мягколиственных пород древесины, фане­рованные с двух сторон лущеной, ножевой или клееной фанерой. Внутренние поверхности в основном фанеруются лущеной или клееной, наружные — ножевой (орех, красное дерево, клен, чинара) и клееной фанерой. Фанеру с красивой текстурой применяют для облицовки под прозрачную отделку, клееную и ножевую без красивой текстуры — под черную.

В настоящее время для изготовления щитовых деталей широко применяются запрессованные древесностружечные плиты с обязательной облицовкой обеих сторон двухслойной лущеной, а затем ножевой или клееной фанерой; их в основном применяют для изготовления верхней и нижней рамок.

Щитовые детали чаще, чем брусковые, подвергаются короблению. Этот дефект способствует образованию больших зазоров между стенками и съемными частями, ухудшает внешний вид кор­пуса. Для предотвращения коробления основы щитовых деталей склеивают из узких брусков с чередующимися направлениями годичных слоев и заготавливают переклейные щиты из нескольких тонких слоев. Однако основным фактором предупреждения дефор­маций является строгое соблюдение технологических режимов при изготовлении щитовых деталей.


Для отделки корпуса пианино некоторые западные фирмы стали применять различные виды пластических масс. Например, клап целиком изготовляют из прозрачного или окрашенного органического стекла, верхнюю и нижнюю рамки зачастую оклеивают полихлорвиниловой пленкой соответствующей расцветки и т. п. Однако применение разного рода пластических масс носит экспериментальный характер; основным материалом для изготовления деталей корпуса по-прежнему остается древесина разных пород и ее производные.


После стенок корпуса по значимости и ответственности следуют бачки и штульрама. Бачки, приклеенные и привернутые четырьмя шурупами каждый к внутренней стороне стенки, несут на себе штульраму с клавиатурой, механизм, карниз, цирлейстики, клап. Крепление бачек к стенкам должно обеспечивать долгопрочность, ибо малейшее ослабление, а затем и сдвиг бачек вызывает смещение механизма с клавиатурой от струн и полный выход из строя инструмента. Кроме того, создается перекос штульрамы, клапа и карниза, последние из-за этого заклиниваются, снятие их со своих мест становится затруднительным.


Штульрама обычно имеет рамочную конструкцию и склеивается из двух продольных и трех-четырех поперечных брусков; промежутки между ними заполняются филенками из массивной древесины или клееной фанеры. На штульраму укладывают клавиатуру и устанавливают механизм. Дрожание штульрамы при игре, небольшой прогиб под нагрузкой и ее деформации недопустимы, так как они могут вызвать разрегулировку механизма. Поэтому штульрама должна быть прочной и устойчивой. В старых пианино передняя и боковые кромки штульрамы выходят наружу и обычно прикрываются плинтусом, поверхность которого полируют под об­щий тон лицевой отделки всего инструмента. Крепление штуль­рамы к нижним кромкам бачек производится четырьмя шурупами размером 100×8 мм (по два шурупа на каждый конец) без клея. Такое соединение штульрамы надежно обеспечивает прочность и возможность быстрого демонтажа при капитальном ремонте инструмента. Она устанавливается на высоте 670—680 мм над полом, так как высота клавиатуры над полом должна находиться в пределах 715—735 мм. Из-за того что передняя часть клавиатуры уже, чем расстояние между бачками, промежутки заполняют широкими брусками — бакенклетцами.

Неподвижную часть верхней крышки приклеивают к верхней обвязке футора и кромке вирбельбанка, а откидную соединяют ленточной петлей (латунной) с кромкой неподвижной полукрышки. В современных инструментах верхние крышки — цельные, соединяются также отдельными секционными или ленточными петлями с верхней обвязкой футора, а горизонтальную поверхность этой обвязки и кромки вирбельбанка оклеивают техническим сукном, цвет которого гармонирует с лицевой отделкой корпуса. К внутренней стороне этой крышки шурупами привертывают металлический (латунный) штиц, позволяющий держать крышку в открытом положении во время игры (по желанию).


Определенное положение верхней и нижней рамок достигается при помощи деревянных фиксаторов, заделанных в нижние кромки, и ограничителей, установленных на внутренних поверхностях стенок. При помощи деревянных ограничителей, служащих одновременно направляющими планками, устанавливается положение карниза, а шарнирное соединение клапа с карнизом производят ленточной латунной петлей.

Замочный брусок привертывают к штульраме тремя шурупами, без клея. Консоли, являющиеся восполнением общей архитектоники корпуса и как бы служащие некоторой опорой штульрамы, прикрепляются к ножкам шпонками, а к штульраме—посредством стальных или деревянных ушков и шурупов. В отдельных инстру­ментах нижние концы консолей привинчиваются к ножкам шурупами (без клея) размером 100×8 мм. Эти шурупы проходят через отверстия на ножках, поверх которых привертываются ролики.

Цокольный брусок приклеивают к цокольному полу, а последний привинчивают шестью шурупами к ножкам (по три шурупа на каждый конец пола, без клея). Такое соединение является достаточно надежным и удобным, так как при перемонтаже струн и чугунной рамы цокольный пол приходится снимать.


Задняя рамка со стальной сеткой или тканью, закрывающая деку с оборотной стороны, также привинчивается 10—12 шурупами к футору и представляет легко снимаемую часть корпуса при определении качества деки и ее ремонте. Современные пианино выпускаются без рамок.

Все остальные детали корпуса: пилястры, резные и точеные части, калевки разных профилей, служащие украшением, прикрепляются к корпусу и его съемным частям шурупами разных размеров.


Рис. 2. Ролик с резиновой шиной


1 — ролик; 2 — ось качения; 3 — резиновая шина; 4 — корпус; 5 — подшипники; 6 — крышка корпуса; 7 — вертикальная ось; 8 — фланец с втулкой

В нижней обвязке футора и в ножках выбирают гнезда для укрепления роликов, каждый привертывают четырьмя шурупами к обвязке и ножкам. Ролики бывают литые чугунные, стальные и латунные штампованные или комбинированные. В техническом и эксплуатационном отношении лучшими роликами являются такие, у которых каток изготовлен из твердой резины, вилка и подпятник металлические, а поворотное соединение снабжено радиально упорными подшипниками (рис. 2). Такие ролики легко вращаются вокруг вертикальной и горизонтальной осей и не образуют вмятин на полу при передвижке инструмента.

Рис. 3. Схема вертикального разреза современного пианино модели С-16:

1 — штульрама; 2 — замочный брусок; 3 — стенки; 4 — клавиши; 5 —клап; 6 — цирлейстик; 7 — карниз; 8 — верхняя рамка; 9 — вирбельбанк; 10 — вирбель; 11 — верхняя крышка; 12 — стенка корпуса; 13 — футор; 14 — цокольный пол; 15 — ролик; 16 — ножка; 17 — чугунная рама; 18 — рип- ка; 19 — штег басовый; 20— нижняя рамка; 21 — штабик; 22 — струны; 23 — молоточек; 24 — дека

Общепринятым видом лицевой отделки корпуса пианино является полировка в черный цвет с доведением до зеркального глянца или полировка с сохранением натуральной текстуры и цвета различных древесных пород; может быть выполнена и лакированием полиэфирными лаками с последующим наведением зеркального глянца.
На рис. 3 приведена схема вертикального разреза современного пианино модели С-16.

 

 

nanoton.su