Плавное включение вентилятора охлаждения – Сообщества › Электронные Поделки › Блог › Делаю плавный пуск вентилятора охлаждения. Требуется ответы на некоторые вопросы

Лада 2109 1.6 16v › Бортжурнал › Плавное включение вентилятора охлаждения радиатора

Решил заморочиться и собрать несложную схему устройства, которое плавно подключает вентилятор, так как двигатель сильно реагировал на его включение.Сначала поискал схемы в интернете, они все содержали не малое количество элементов(транзисторы, микросхемы, конденсаторы и тд), да и плату под всё это дело разводить не хотелось, поэтому вспомнив некоторые законы электротехники решил собрать вот такую схему.

супер сложная схема)


Принцип работы, кому интересно, следующий:как мы знаем ток в индуктивности скачком изменяться не может, а растёт плавно, по экспоненте.Чем больше витков в катушке, тем больше индуктивность и тем дольше ток будет возрастать до своего максимального значения.Когда ток достиг некоторой величины, включается реле и двигатель начинает работать уже без дросселя, а напрямую от бортовой сети.Резистором эр1 задаётся порог срабатывания реле.Минус этой конструкции, большие размеры.Схему на транзисторах можно было бы уместить в корпусе релюшки.Но зато надёжность этой схемы выше.Ломаться тут нечему)Разве что реле заклинит, но такое случается очень редко.Дроссель взял из разобранного ещё давно блока питания(он выполнял функции пассивного корректора мощности), резистор и реле тоже были, поэтому покупать ничего не пришлось.

ваярявряврвияк


Собрал всё колхозно, просто обмотал скотчем и всё)Думаю прикрепить к корпусу вентилятора ну или к телевизору где нибудь, чтоб не видно было.

колхоз

Если нет готового дросселя, можете взять болт и намотать на него энное количество витков медной проволокой, ну а резистор и реле можно купить в магазине.Теперь вентилятор сначала плавно раскручивается, а потом через, примерно, секунду, включается в полную силу.Стартовый ток теперь практически равен рабочему току.Всем удачи.

Цена вопроса: 0 ₽

Нравится 48 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru

ГАЗ 31 поколение… последнее. › Бортжурнал › Регулятор оборотов вентилятора охлаждения радиатора(из того что было под рукой).

Завалялась у меня платка DC/DC с ШИМ(ШиротноИмпульсныйМодулятор) на 555 таймере появилась идея использования этого же ШИМа для управления вентилятором системы охлаждения двигателя. Что это дает?
1.Плавное включение вентилятора без просадок бортового напряжения(достигается за счет плавного изменения напряжения на датчике) и как следствие продление жизни самого вентилятора.
2.Зависимость оборотов вентилятора от температуры двигателя.
3.Боолее стабильный температурный диаппазон двигателя(держится в районе 85 градусов)


Сигнал управления берем от цепи датчика температуры приборной панели, а для надежности ставим эту систему в параллель штатной(правда при этом штатную систему нужно изменить — у штатной вентилятор коммутируется по «+», нам же нужно чтобы вентилятором управлял «-«)

В результате подгонки под наши требования схемы, получаем схему регулятора на 555 таймере работающем в режиме ФИМ(фазо импульсная модуляция) и транзисторах МОСФЕТ( МОСФЕТ-ключ показан в этой схеме упрощенно, на больших токах будет сильно нагреваться): для уменьшения нагрева нужно использовать несколько мосфетов повторяя цепочку R3-VT1 в параллель, количество транзисторов зависит от мощности вентилятора 200Вт — два транзистора, 300Вт — три транзистора, при больших мощностях возможно придется усиливать выходной какскад 555 таймера:

Важный момент:для равномерного распределения тока нагрузки по мосфетам используем провода сечения 1 — 1,5 кв.мм одинаковой длинны соединяя силовые выводы мосфетов с общими точками схемы.
Так как при работе вентилятора в цепи (акумулятор-вентилятор-регулятор-корпус»земля») течет значительный ток (30А) используем в этой цепи провода сечением не менее 6 кв.мм, а для обеспечения безопасности ставим в эту цепь 40А предохранитель.
Собираем все в корпусе от комутатора зажигания 402 двигателя и размещаем на левом крыле моторного отсека(благо крепёж для монтажа там есть штатно).

один из вариантов (из того что было под рукой)


Настройка: прогреваем двигатель до 85 градусов и вращением движка резистора R7 добиваемся включения вентилятора на половину его мощьности. Алгоритм работы устройства такой, что при повышении температуры двигателя обороты вентилятора повышаются, при понижении температуры обороты вентилятора уменьшаются. В дальнейшем нужно произвести подстройку так чтобы при 80-82 градусах вентилятор не включался.

Для «Рукастых»: печатная плата в формате Sprint-Layout 4.0 onedrive.live.com/redir?r…id=621F7DDAC07B7295%21404
Пы.Сы. Практика использования показала что работа устройства далека от совершенства и его эффективность сильно зависит от состояния радиатора (если теплоотдача радиатора «как у нового» то это устройство вполне способно «сбивать температуру» и штатная система включения вентилятора будет срабатывать крайне редко даже в 30 градусную жару, ну а если радиатор «подустал» то кроме плавного разгона вентилятора эта схема ничего более не даст), поэтому рекомендую использовать эту «поделку» только в параллель штатной системе включения вентилятора.

05.2015 Глюк
За время эксплуатации окислились контакты «минусового» провода подключения к бортовой сети — уши корпуса коммутатора, ключи замерли в открытом состоянии и конечно вентилятор закрутился на макс.оборотах «на постоянку». Чистка контактов и установление надежной «массы» вернуло устройство к нормальным режимам работы, но ненадолго. Причиной неисправности оказался один из мосфетов, виновника определил по цвету перегрева его сток-исток контактов.

Пробег: 170000 км

Нравится 105 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru

Плавное включение вентилятора охлаждения двигателя своими руками

Во всех автомобилях, когда температура двигателя близка до критической отметки, включается вентилятор охлаждения радиатора. Но есть массу минусов резкого старта, которая отображается на электрике автомобиля. Особенно это касается русского автопрома. В данной статье приведена схема своими руками реле плавного включения вентилятора охлаждения.

 

 

И так выше было сказано о минусах резкого включения, и которые мы минуем собрав схему реле плавного включения:

  1.  Большая нагрузка на бортовую сеть (генератор, аккумулятор, проводка).
  2.  Большая механическая нагрузка на подшипник и на крепления электро вентилятора.
  3.  Использование необоснованно большого предохранителя. Пусковой ток электродвигателя 20 — 30А в зависимости от модели, и редко превышает 4 — 8А на ходу.

Задача, поставленная мной, состояла в следующем:

  1. Использовать штатную проводку.
  2. Не ставить дополнительных кнопок.
  3. Изначально, в данной модели автомобиля не было реле включение вентилятора, по этому есть возможность это исправить.

Устройство представляет собой ШИМ генератор импульсов. ШИМ запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 с постоянной частотой и изменяющийся во времени шириной следования импульса. Время задается емкостью конденсатора С3. Далее, эти импульсы подаются на драйвер мощного полевого транзистора который управляет нагрузкой на выходе устройства. Драйвер для IRF4905 собран на отечественном транзисторе КТ315. Время полного открытия затвора IRF4905 напрямую зависит от емкости конденсатора и скорости его заряда. Диод на выходе служит для сглаживание обратных выбросов электродвигателя. В качестве диода я применял диодную сборку Шоттки с общим катодом. Полевик Р-канальный, так как должен регулировать положительное напряжение. Можно было бы использовать и N-канальный, но тогда бы пришлось переделывать всю проводку связанную с электроникой охлаждения. Все выводы на схемы указаны с учетом выходов контактов реле. Схема простая и выполнена в SMD, поэтому удалось ее поместить на плате размером с автомобильное реле. Некоторая часть схемы выполнена навесным, плотным монтажом, а другая на маленькой печатной плате.

Плату я рисовал ЛУТом, всем известным, далее травил хлорным железом. На этом сайте я много встречал людей у которых процесс травление занимает более 2-х часом, лично у меня это занимает 5-7 минут. Дело в том, что бы протравить плату (не важно какого размера) нужно подогреть раствор до температуры 60-70 градусов,при этом нужно как можно чаще болтать текстолит в растворе, и периодически на него поглядывать.

Первым делом необходимо достать реле. Оно может быть рабочим так и нет, собственно нас это не интересует. Главное размер! Теперь нужно разобрать его и аккуратно извлечь внутренности, оставив выходные клеммы.

  

Должно получится примерно следущее

  

После того как мы отрезали все ненужное, займемся навесным монтажом. Навесная часть, будет вся правая часть схема, все что выходит с 3 ножки NE555. «Почему нельзя спаять все на плате?» Да потому что, ни по длине ни по ширине оно не влезет. Это относиться только к стандартному (по размерам) реле.

Навесная часть почти завершена. Теперь приступим к самой плате. У меня получилось так, что пришлось обрезать готовую плату до нужных размеров, потому как транзистор и диоды были вынесены за пределы платы. Сама плата, которая выложена в конце статьи, имеет полный размер в связи с тем, что бы ее можно было подогнать по размерам.

  

Теперь впаиваем обрезанную плату в реле.

Осталось допаять перемычки и можно переходить к креплению радиатора (через изоляционную прокладку) и обрезанию крышки реле.

Собственно устройство готово. Осталось покрыть его лаком или залить канифолью. Хотя если реле будет стоять под приборной панелью, то вскрытие лаком можно исключить. После окончательной сборки устройство не требует настройки, подходит к любым (по мощности) электродвигателям, так как имеет максимальный ток в 74А! Это все таки автомобиль, должен быть 200% запас по мощности. Чтобы ничего не работало в пике своих характеристик. IRF4905 довольно дешевый, распространенный, проблем с его приобретением возникнуть не должно.

Ну вот и все. Фото готового устройства.

Список радиодеталей

ОбозначениеТипНоминалКоличество
 Программируемые таймеры и осцилляторыNE555D1
 MOSFETIRF49051
 БиполярныеКТ315А1
 ВыпрямительныеSBR1040CT1
VD1, VD2Выпрямительные1N41482
R1, R7Резистор10 кОм2
R2Резистор2.2 МОм1
R3Резистор2 МОм1
R4, R5, R8Резистор1 кОм3
R6Резистор47 Ом1
R9Резистор4.7 кОм1
R10Резистор510 Ом1
C1Конденсатор0.1 мкФ1
C2Электролитический конденсатор220 мкФ/16В1
 Корпус от авто-реле 1

Плату в LAY

shemu.ru

Сообщества › Электронные Поделки › Блог › Контроллер электровентилятора охлаждения двигателя на pic12f675

После сборки и установки на свой автомобиль устройства плавного пуска электровентилятора системы охлаждения двигателя, было предложено собрать устройство плавного регулирования оборотов того же электровентилятора системы охлаждения относительно температуры двигателя. Контроллер вентилятора охлаждения радиатора. Для сбора данного устройства как раз нашлись все подходящие детальки. Решил собирать на макетной платке, так как не было времени и разрабатывать плату было честно лень. Провозившись часа три и проматерив всё и вся устройство было готово. Фотографировать не стал, так как это был, просто ужас, куча спутанных проводков и деталек. После включения устройство естественно не за работало. Схему перепаивал дважды, но с таким же печальным результатом. И, чтобы не тратить опять время, собрал схему по оригинальной версии модуля плавного регулирования оборотов автомобильного электровентилятора системы охлаждения двигателя Смерч-7 предложенную Турмалином-НН.
Так как Турмалин-НН не предлагает нам версию своей печатной платы, разрабатывать пришлось самому в своей любимой программе DipTrace.

Схема контроллера

Схема довольно простая и не составит особого труда повторить её начинающим радиолюбителем.

А вот и моя плата, под дип.

Плату разрабатывал исключительно под свои компоненты. Как видите, транзистор посадил на довольно мощный радиатор SK-104, так как охлаждение много не бывает. Резисторы ставил столбиком, как на плате в старом телевизоре. Штепсиль использовал от платы стиральной машины.

Готовое устройство

Вид со стороны деталей

Сторона дорожек

Готовое устройство под установку

Плата получилось довольно симпатичной.

А, также набросал плату в смд варианте. При оставшимся том же радиаторе, применил вместо штепсися от стиралки, привычный винтовой клемник.

Плата смд варианта

Первое включение устройства собрал по варианту плавного пуска и остановки вентилятора. То есть контакт ХТ2 замкнул на +12В.

Первая схема – плавное управление вентилятором. Вторая схема – плавное включение и выключение вентилятора.

При подаче питания тестовый мотор на секунду включался и останавливался. А вот уже при замыкании контакта ХТ3 на землю наблюдается плавное раскручивание моторчика и при отключение контакта ХТ3 от земли мотор плавно останавливается. Устройство можно считать рабочим.

Теперь самое интересное. Как заставить работать устройство относительно температуры. Подключаем контакт ХТ2 к датчику ТМ-106, далее, доведя температуру двигателя до температуры примерно 85-90 добиваемся путём поворота движка переменного резистора R5 момента начала вращения электровентилятора. Дальше при росте температуры сопротивление датчика будет уменьшаться, и соответственно обороты электровентилятора будут увеличиваться. А при понижении температуры, наоборот уменьшаться вплоть до его остановки.

Тут основной смысл в том, что автомобиль должен быть оборудован датчиком резистивного типа. И ежели датчик у вас цифровой или по сопротивлению сильно разнится с датчиком ТМ-106, а его сопротивление должно быть порядка 240 Ом, то нужно будет устанавливать дополнительный датчик. И при номинальной температуре с датчика должно выходить в районе 6 вольт. Так как датчика ТМ-106 у меня нет и для проверки устройства на столе, собрал делитель напряжения с переменным резистором в 1 кОм. На выходе с делителя настроил напряжение около 6 вольт и поворотом резистора R5 добился момента начало вращения тестового электродвигателя. Имитируя работу термодатчика путём поворота движка резистора делителя напряжения, наблюдаем пук моторчика при уменьшении напряжения и его остановку при увеличении напряжения. Полагаю данный прибор можно установить практически на любой автомобиль. Если устройство не работает то следует по экспериментировать с подбором сопротивления резисторов R1 и R4. Данное устройство построено на микроконтроллере pic12f675 имеющий два порта АЦП. Полагаю прошивка схемы работает по принципу сравнения напряжения во внутреннем делителе напряжения со внешним.

Выкладываю свои материалы по сборке устройства.

Скачать схему, платы в DipTrace, фотографии и прошивки.

О том как всё это будет стоять на моём автомобиле будет отдельная тема.
Всем всего хорошего и удачи на дорогах.

www.drive2.ru

Chevrolet Niva Астеройд › Бортжурнал › Плавное включение галогена и плавный запуск вентилятора охлаждения

Решил сделать себе плавное включение ламп фар и плавное включение вентилятора. Схему нашёл на просторах интернета, но печатную плату сделал свою и некоторые детали выбрал с учётом их характеристик, а также по комментариям, к найденным схемам.

Перечень радиодеталей:
R1 – 10 кОм, smd 1206, -55…+ 125 °C
R2 – 2.2 МОм, smd 1206, -55…+ 125 °C
R3 – 2 МОм, smd 1206, -55…+ 125 °C
R4 – 20 кОм, smd 1206, -55…+ 125 °C
R5 – 1 кОм, smd 1206, -55…+ 125 °C
R6 – 47 Ом, smd 1206, -55…+ 125 °C
C1 – 220 мкФ, 10 В, тип D, танталовый SMD, -55…85 °C, (можно применить и обычный дешёвый)
C2 – 0.1 мкФ, smd 1206, -55…125 °C
C3 – 0.01 мкФ, smd 1206, -55…125 °C
C4 – 470 мкФ, 25 В, -55…105 °C
VD1, VD2 – LL4148, -65…175 °C
VD3 – FR604, -65…150 °C
DA1 – SE555P, -55…+125°С, плюс к ней DIP панель 8 контактов узкая
VT1 – IRFP064N, -55…175 °C




При изготовлении печатной платы понадобится односторонний фольгированный текстолит размером 6,3*4,3 см. С помощью программы Sprint-Layout 6.0 распечатал на рекламном буклете печатку и утюгом через лист бумаги перевёл её на текстолит, бумагу аккуратно размочил водой. Затем приготовил раствор для травления: 15 грамм лимонной кислоты, 50 мл перекиси водорода и чайная ложка соли. Травление платы заняло примерно 1 час. Ну и дальше уже сборка платы. Ссылка на печатную плату:yadi.sk/d/zJLKMloB3VLUJL

Для плавного включения ламп припаял разъём для типа ламп H7 на выход платы, а на вход припаял провода со стандартными клеммами типа «папа». Выяснил где плюс и минус в штатных «мамах» на машине и подключил, соблюдая полярность.

Для плавного включения вентилятора сделал всё так же, только разъём купил для вентилятора. Подключил, соблюдая полярность, главное не перепутать, а то у схемы нет защиты. Использовал вентилятор, который включается первый через резистор. Теперь вольтметр на панели приборов почти не замечает включение вентилятора. Надо будет плату перенести в более прохладное место в сторону фар, а то между радиатором и двигателем жарковато.


Все платы залил кремнийорганическим герметиком и обмотал черной изолентой, чтобы не липла грязь на герметик, так как он белый. Пока корпус ещё не придумал, для управления вентилятором он бы не помешал, а в фарах он не нужен.
Для интереса решил сравнить яркость лампы люксометром без схемы и со схемой. Без схемы лампа светит на 7,64 % ярче, но если учесть что лампа у меня +30% яркости от стандарта, то это не существенно.
Посмотрим на сколько надёжная получилась плата, пока использую их примерно два месяца.

28.08.2018 Схемы работают исправно. Решил добавить схеме немного надёжности, добавив одно сопротивление R7=680 кОм, для защиты VT1 от само включения при неисправности микросхемы. Так как без микросхемы на управляющей ножке транзистора G наводится статическое напряжение и он открывается и сильно нагревается. Добавив сопротивление между выводом G транзистора и минусом, транзистор не открывается при обрыве сигнала. На схеме выделил красным кружком.

Печатную плату менять не стал, а просто припаял обычное сопротивление, предварительно просверлив отверстия в нужных точках.

www.drive2.ru

Лада 2112 КВАРЦ ***(серая мышь)*** › Бортжурнал › Регулятор плавного пуска вентилятора охлаждения №132

Приветствую всех)

Эту запись хочу посвятить очень полезной доработке. С приходом тепла у автомобиля начинает очень часто включаться вентилятор охлаждения. Я думаю каждый владелец ВАЗа сталкивался с очень большой просадкой при его включении. Еще это очень заметно, когда двигаешься в пробке под горку и тут он(вентилятор) срабатывает и если не поддать больше газа машина глохнет! Решил установить готовую примочку «регулятор пуска вентилятора РПВ-2 автомобилей LADA». И что самое главное — не надо ничего колхозить, все ставится в штатную проводку.

Сейчас попытаюсь рассказать что это и с чем его едят)))

Регулятор пуска вентилятора РПВ-2 предназначен для повышения безопасности, уровня комфорта и продления срока службы электромеханического реле и вентилятора системы охлаждения двигателя. Регулятор легко устанавливается в штатную электропроводку автомобилей LADA. Возможна установка в автомобили других марок с напряжением бортовой сети 12 Вольт.

Описание работы прибора

При срабатывании электромеханического реле регулятор производит плавное включение вентилятора системы охлаждения двигателя, что значительно повышает его срок службы.
Установка регулятора производится в разрыв цепи питания вентилятора и закрепляется в подходящем месте.


Ниже прикладываю фото проделанной работы

вставляется в этот разъем

Полный размер


так выглядит эта штуковина

Полный размер


Полный размер


инструкция и гарантия

Полный размер


Полный размер


Полный размер


Полный размер


в это место установил

Полный размер


Я думаю, всем интересно что это дало. Протестил этот регулятор весь день и даже не заметил, что вентилятор начинал срабатывать, т.е. все запускалось плавно! Еще хотел напомнить, что вентилятор я менял на 11-лопастной Замена вентилятора охлаждения
Всем огромное спасибо дочитавшим до конца)))
Нажми лайк! Не облезешь))))

Цена вопроса: 570 ₽ Пробег: 140376 км

Нравится 397 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru

Лада 21099 фиолетовый квазарчик › Бортжурнал › Регулятор пуска вентилятора (РПВ) — УСТАНОВИЛ

Пришла малееееенькая посылочка))
Регулятор пуска вентилятора для автомобилей ВАЗ 🙂
Для чего:
Регулятор пуска вентилятора РПВ предназначен для повышения безопасности, уровня комфорта и продления срока службы электромеханического реле и вентилятора системы охлаждения двигателя. Регулятор легко устанавливается в штатную электропроводку автомобилей LADA. Возможна установка в автомобили других марок с напряжением бортовой сети 12 Вольт.
Описание работы прибора
При срабатывании электромеханического реле регулятор производит плавное включение вентилятора системы охлаждения двигателя, что значительно повышает его срок службы.
Установка регулятора производится в разрыв цепи питания вентилятора и закрепляется в подходящем месте.

Заказывал тут: apel.ru/auto/rpv/
Пришло ОЧЕНЬ быстро! после оплаты я отослал скан квитанции им на почту…через неделю регулятор был у меня!

Мой отзыв:
Сегодня 2ую половину дня я ездил с подключенным РПВ…и я говорю «ДЕВАЙС МАСТ ХЭВ» :))
После достижения опр. температуры 1,5 секундная задержка и вентилятор медленно начинает набирать обороты! НИКАКИХ падений оборотов за целый день не было…
обычно у меня обороты просаживались на 100-150…теперь же как КОЛОМ стоят…включение вентилятора не ощущаешь ВООБЩЕ!

Продолжение: www.drive2.ru/cars/lada/2…urnal/288230376152130130/
Вообщем очень доволен! То что хотел!

Цена вопроса: 250 ₽

Нравится 66 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru