Предусилитель схема ламповый – Ламповый темброблок-предусилитель на двойном триоде 6Н2П-ЕВ (набор для сборки) Матюшина и его переделка в темброблок-предусилитель Манакова.

Самый простой ламповый предусилитель за один вечер

На волне большого интереса к ламповой технике хочу описать конструкцию лампового предусилителя «для самых маленьких». Или для не самых маленьких, но не имеющих времени для серьёзного углубления в ламповую схемотехнику, но желающих попробовать «ламповый звук» и посмотреть на приятное тёплое свечение ламп в темноте. Однозначно — характеристики данной конструкции более чем скромные, но при этом она весьма функциональна и — самое главное — не требует особых навыков для сборки и не содержит дорогих и редких
элементов.

В основе конструкции — распространённая советская радиолампа 6Ж1П — «высокочастотный пентод с короткой характеристикой». Его развёрнутые характеристики и особенности применения легко найти в интернете, в частности, на сайте, которым я сам пользуюсь
— Магия ламп. Его главная особенность, благодаря которой мы выбираем именно его — способность работать с низким напряжением. Да, если вы интересуетесь ламповыми конструкциями — вы
непременно должны знать, что анодное напряжение в большинстве из них — сотни вольт, а значит нужен анодный трансформатор, дорогостоящие конденсаторы на большое напряжение, выходной (по-сути понижающий) трансформатор и, в конце концов, меры предосторожности
и навыки при сборке. Вторая — не менее важная — уникальная дешевизна и доступность. Все остальные детали — стандартные пассивные элементы. Заказать отдельно придётся, разве что только, линейный стабилизатор на 6В LM7806 (о нём — отдельно), но — и то
— его можно заменить на регулируемый стабилизатор LM317 или вообще на конструкцию с транзистором и стабилитроном.

Итак, по порядку.

Данное устройство считается предварительным усилителем весьма условно из-за довольно низкого (единицы) коэффициента усиления, зависящего от напряжения питания. Основная функция устройства — согласование по уровню и выходному сопротивлению
источника сигнала с нагрузкой, и, конечно же, внесение в сигнал небольшого уровня специфических искажений, свойственных ламповой технике.

Источником стерео сигнала для него может быть проигрыватель, цифро-аналоговый преобразователь (возможно, в составе звуковой карты) или электронный музыкальный иснтрумент (в т.ч. с высоким выходным сопротивлением). Выход с устройства подаётся
непосредственно на оконечный усилитель, или любое устройство с линейным входом.

Как наиболее удачное применение для данного прибора я бы выделил следующие решения:

  • Как согласующее устройство между ЦАП и оконечным усилителем. Так, многие ЦАП не имеют выходного буфера и «капризны» до входного сопротивления последующего устройства. Предусилитель компенсирует это за счёт довольно высокого входного сопротивления ламповых каскадов с подачей сигнала на сетку. Ну и — куда же без этого — некоторое сглаживание «цифровых артефактов» + типичные «тёплые ламповые» искажения.
  • Для звукозаписи электронного музыкального инструмента, в т.ч. с высоким выходным сопротивлением или после цифрового устройства спецэффектов (гитарного процессора). Предусилитель поможет установить нужный уровень сигнала и — ну конечно же — «ламповый характер звучания».

    Схема

    Собрать данный прибор при наличии под рукой всех деталей можно действительно за один вечер с учётом корпусных работ (даже таких, как сверление больших отверстий под ламповые панельки). Корпус, к слову, настоятельно рекомендую взять металлический. Работы
    с электроникой займут едва ли час.

    Действительно, на один каскад (в конструкции их два — на правый и левый канал) приходится всего лишь лампа (V1/V2), резистор в анодной цепи (R3/R5) и разделительный конденсатор
    на выходе (C3/C4). Помимо этого — потенциометр (R2/R4) для регулировки уровня входного сигнала (рекомендую линейный потенциометр сопротивлением приблизительно 50кОм — 100кОм), разделительный конденсатор на вход — по желанию (лично я ставить не стал).

    Остальная часть схемы — цепи питания. C1, R1 и С2 — фильтр питания и линейный стабилизатор DA1. На микросхеме DA1 стоит
    немного остановиться. Она нужна для того, чтобы на накал радиоламп поступало не более требуемых 6,3В. В данной конструкции я использовал наиболее близкую по напряжению LM7806 выдающую 6В. Как я писал выше, можно
    заменить её другими решениями (о них, если будет потребность, расскажу отдельно). Так же можно было, конечно, сделать отдельное питание накала и отдельное питание анода. Это дало бы нам несколько больше возможностей, но — в то же время —
    значительно усложнило бы конструкцию. Зато при таком включении вся схема может питаться от стандартного адаптера напряжением 12-18В.

    Теперь несколько очень важных слов об источнике питания. Как я писал выше, коэффициент усиления схемы и динамический диапазон тем выше, чем выше напряжение питания. Однако здесь есть ограничения. Максимальное анодное напряжения ламп учитывать
    не будем — оно довольно высоко, будем ориентироваться на слабое звено схемы — стабилизатор. Максимальное напряжение, которое можно подавать на его вход — 35В, максимальный ток — 1А. Нити накала двух ламп в сумме потребляют около 300мА.
    Казалось бы, запас довольно приличный. Однако на практике — чем больше потребляемая сила тока и входное напряжение — тем больше выделяет тепла стабилизатор. Точные тепловые характеристики и допуски приведены в даташитах. Поэтому максимально
    допустимое напряжение питания будет отчасти определяться теплоотводом (радиатором), на который будет установлен стабилизатор.

    В моей конструкции, например, в качестве рассеивающей поверхности задействован металлический корпус устройства — микросхема через термопасту прикручена к стенке. К слову, изоляционная прокладка не потребуется если вы, как в большинстве классических
    решений, соедините корпус с минусом питания (в нашей конструкции питание однополярное и «минус» будет являться «массой» и, соответственно, экранировать схему). Корпус рассеивает тепло не слишком хорошо (за час работы не сильно, но ощутимо нагревается),
    поэтому я ограничил напряжение питания 12В. Если установить стабилизатор на достаточно массивный радиатор (только, пожалуйста, не переборщите! основная идея конструкции — компактность!!!), то напряжение
    можно увеличить до 18-20В. Достигать предельного значения 35В категорически не советую, поскольку при них значительно сокращается срок службы элемента и вскоре он может выйти из строя от перегрева!

  • Ну и несколько слов о конструкции и пара советов по сборке.

    Зелёные цифры на схеме рядом с выводами лампы — это номера электродов. Расположение электродов на стандартной семиконтактной панели приведено ниже.

    На всякий случай здесь же — назначение контактов у линейного стабилизатора.

    Ну и, наконец, сама конструкция.

    Подойдёт любой металлический корпус размером с пачку сигарет. В моём случае это был некогда D-Link Media Converter. При помощи конусного сверла я сделал два больших отверстия диаметром 22мм панельки. Монтаж решено было делать навесным. Для подобной конструкции
    печатная плата — это совершенно излишнее. С таким количеством радиоэлементов хватило всего две контактные колодки по 10 контактов, и те не были задействованы полностью.

    Не забываем про соединение земли «звездой» — все отводы, идущие по схеме на «массу» должны соединяться в одной точке с питанием и корпусом. Правда, опять же, для столь простой схемы с низким анодным напряжением данный принцип не критичен,
    хотя и стоит приучать себя соблюдать его везде. Опытные электронщики наверняка укажут мне, что провода внутри не разложены так, как это делают в сложных и дорогих усилителях. Конечно, стремиться к этому стоит, но не спроста я написал ещё в заголовке
    — «…за один вечер». С такими условиями уже не до перфекционизма, но — с другой стороны — я считаю, это хорошая демонстрация того, что справится со сборкой устройства даже самый начинающий радиолюбитель.




    Вот и всё. Правильно собранная конструкция работает сразу. Лично я звуком вполне доволе — уровню, по крайней мене, соответствует. Питать можно от обыкновенного адаптера, как уже писалось выше, напряжением 12-18В, но — желательно — стабилизированным. В этом случае будет снижена вероятность наводок по питанию. Слушал через Soundtech Series A на Quested S6, сигнал подавал с E-mu Tracker.

    radiomonkeys.blogspot.com

    Ламповый предусилитель

       Основой для этого лампового предусилителя будут распространённые однотактные каскады на лампах в триодном включении. Мы спроектировали универсальный предварительный усилитель, который будет хорошо работать с широким ассортиментом радиоламп. Лампы можно ставить следующие — двойной триоды (без изменений цоколёвки): 12AU7, 12AV7, 12AY7, 12AT7/12AZ7 и 12AX7.

    Схема предусилителя на лампе

       Ламповый предусилитель на самом деле очень прост. Регулятор громкости (P1 на схеме) стоит на ламповом выходе, чтобы гарантировать, что уровень шума будет максимально низкий. Входной резистор (470k на схеме) может быть от 100к до 1м. Он нужен чтоб правильно нагрузить источник входного сигнала.

    Схема выпрямителя питания лампы

       Было решено, что сделаем простой выпрямитель на кенотроне для питания предусилителя. На малых уровнях тока (5-10 мА), падение напряжения в вакуумной трубе диода очень мало — всего 4 В для данного устройства. Пульсации выхода БП составляют 1,2 мВ на 257 В. То есть -107 дБ, короче получается очень тихий блок питания. Обратите внимание, конденсатор после выпрямителя 6CA4 не должен превышать 50 мкФ ёмкости.

       Корпус сделан из алюминия, листовой алюминиевый внешний корпус и внутренняя панель. Для упрощения, решили смонтировать все компоненты на верхней панели. После постройки преампа просто вставьте его в корпус.

       Блок питания, все компоненты, собраны на левой стороне блока, а компоненты предусилителя справа. Внутри металлический экран между двумя секциями. Одна важная особенность этой конструкции — переключатель ground lift. Всё шасси заземляется через разъем, его контакт заземления. Земля сигнала изолирована от корпуса переключателем ground lift. Это в некоторых случаях позволяет избежать гула, вызванного контуром заземления, когда оба корпуса заземлены через аудиоразъем. Далее показан вид компонентов предусилителя перед испытаниями.

    Тестирование универсального лампового предусилителя

       Первый шаг после сборки — это питание. Надо проверить все основные точки напряжения в схеме. Все напряжения должны быть в пределах разумной погрешности. Для настроек понадобится сигнал-генератор с регулируемым выход, двухканальный вольтметр переменного тока и осциллограф. Вот фотография устройства, в процессе наладки.

       Генератор сигналов позволяет проверять ламповый предварительный усилитель на различных частотах и уровнях входного сигнала, осциллограф показывает форму входного и выходного сигналов, а вольтметр позволяет непосредственно вычислить коэффициент усиления на любой частоте. Вот графики усиления и фазы генерируемых сигналов.

       Предупреждение: этот ламповый предусилитель использует высокое напряжение до 270 вольт. Прикосновение к потенциалам напряжения такой величины может привести к травме. Если вы не знакомы с проектами, которые используют эти уровни напряжения, настоятельно рекомендуется изучить технику безопасности.

    Понравилась схема — лайкни!

    ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

    Смотреть ещё схемы усилителей

           УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ          УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ  

       

    УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ          СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ   

        

    amplif.ru

    ЛАМПОВЫЙ ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ

       Этот предварительный усилитель воспроизводит звук высокого качества, который максимально близок к оригиналу. Он выполнен с использованием лампы 5687, которая является двойным триодом. Пусть это малознакомое многим радиолюбителем название вас не пугает: её можно с успехом заменить на наши 6Н1П — 6Н3П.

    Схема лампового предусилителя

       В схеме лампового усилителя используется светодиодный стабилизатор и выходной трансформатор японской фирмы Тамура A4714. Предварительный усилитель использует двойной разрез лампы 5687, две триодные пробки для каждого канала, с каждого раздела, используя свои собственные сетки сопротивлением 220 Ом и свою пару зеленых 4 вольтовых светодиодов. Двойная секция используется для снижения лампового сопротивления, в результате чего улучшается её совместимость с выходным трансформатором, входная обмотка которого имеет сопротивление 5 кОм, а выходная 600 Ом. Эксплуатационное напряжение лампы 5687 составляет 115 В и 4 В, ток 25 мA. Первоначально была сделана попытка питать накал нити лампы переменным током, однако это привело к неоправданно большим помехам, поэтому используется для нагревателей постоянка.

    Источник питания

       В блоке питания использует лампа, мощный кенотрон RCA-83. Полупроводниковый аналоговый таймер OMRON применён для задержки питяния анодов ламп, чтобы была возможность при помощи выпрямителя производить разогрев. Последние 2 RC цепочки (резистор 3,6 кОм, конденсатор 220 мкФ и резистор 3,9 кОм, конденсатор 10 мкФ) отдельные для каждого канала, в дальнейшем вместо них планируется ставить CCS, так же для каждого канала свой. Конденсатор на 10 мкФ обязательно поставить из полистирола. Два дросселя 50H, сопротивлением 55 Ом. Для питания нити накала выпрямителя, лампы RCA-83, используется  напряжение 5 В. Разогрев ламп 5687 обеспечивает диодный мост, собранный на быстродействующих диодах MUR860, за ним стоят 5 электролитических конденсаторов по 10 000 мкФ каждый. Стабилизатор LM317 совместно с резистором сопротивлением в 1,5 Ом обеспечивает напряжение в 11,5 вольт и ток в 830 мА. Для получения дополнительных сведений о конструкции  блока питания рекомендуется смотреть статьи о проектировании источников питания для ламповых усилителей. 

    Изготовление корпуса

       Ширина шасси определяется шириной выходного трансформатора, так как он является наиболее габаритным компонентом. В заготовках необходимо выдержать размеры их сопрягаемых частей. До начала сборки нужно самостоятельно просверлить необходимые отверстия под разъёмы и прочие установочные компоненты.

       В окрашенные и высушенные панели вставляются установочные компоненты. Верхняя панель окрашена не была, она подверглась шлифовке и осталась цветом соответствующим цвету натурального алюминия.

       Сборка начинается с крепления к нижней панели сначала одной боковой панели, затем другой. Верхняя панель крепиться в последнюю очередь. В готовый корпус лампового усилителя производиться окончательная установка всех комплектующих. Корпус для блока питания изготовляется аналогичным образом. При работе, сигнал с его выхода подают любой ламповый УМЗЧ со стандартным входом.

       Форум по ламповым УНЧ

       Схемы усилителей

     

    elwo.ru

    Ламповый предусилитель своими руками | Сабвуфер своими руками

    Ламповые усилители переживают ренессанс. На страницах радиолюбительской литературы можно обнаружить целый ряд схем ламповых усилителей. Их предлагают некоторые очень дорогие фирмы. Возникает вопрос: с чем связана эта ностальгия по ламповым усилителям?
    Дело в том, что ламповый усилитель звучит иначе, чем полупроводниковый, и многим аудиофилам звук лампового усилителя кажется гораздо красивее, мягче и чище. В ламповых пред- и оконечных усилителях используются такие типы электронных ламп, которые выпускались в огромных количествах и которые, в принципе, нетрудно приобрести и сегодня. К тому же, во многих схемах усилителей могут нормально работать разные лампы со схожими характеристиками.

    Предлагаемый на нашем сайте www.radiochipi.ru предусилитель предназначен, в первую очередь, для подключения электрогитары и микрофона к мощному УМЗЧ, но может использоваться и для стыковки другой аудиоаппаратуры (плееров, тюнеров и т.п.) с ламповым УМЗЧ. В этом случае весь тракт звукоусиления получается ламповым.

    Структурная схема усилителя приведена на рис.1. В каждом из каналов (микрофонном и гитарном) имеется возможность регулировки тембра (по высоким и низким частотам) и громкости звука. За суммирующим каскадом имеется регулятор общей громкости (MASTER). Анодное напряжение и напряжение накала ламп предусилителя обеспечиваются блоком питания оконечного усилителя (УМЗЧ).

    Схема усилителя приведена на рис.2 Рассмотрим работу отдельных блоков схемы.

    Микрофонный усилитель. В его задачу входит усиление сигнала от динамического микрофона при низком уровне искажений и шума. «Сердцем» предусилителя является электронная лампа V1 типа EF86. Эти лампы разработаны специально для усиления звуковых частот при достаточно большом коэффициенте усиления. Главная особенность микрофонный эффект в ней не возникает.

    Микрофонный эффект — специфическое явление для электронных ламп. Он наблюдается, главным образом, у многосеточных ламп (пентодов, гексодов). Работающая в усилителе электронная лампа добавляет собственное позвякивание в усиливаемый звук. Этот характерный звук обусловлен шевелением сеток лампы Большой коэффициент усиления может привести также к акустическому самовозбуждению.

    В качестве защиты от этих эффектов используется эластичная подвеска лампы. Кроме того, большую роль играет правильный подбор типа лампы. Параметры ламп EF86 такие же, как у ламп EF804 и EF806. За счет цоколя типа rimlock характеристики EF86 лучше, чем у ее предшественницы EF40. Если не удается приобрести ни одну из вышеперечисленных ламп, можно построить усилитель, используя некоторые из старых ламп, например, очень популярную в 50-е годы американскую 6AU6.

    Эквивалентный также и EF94 или же 6Ж5П. Для последних трех типов ламп необходимы другие сопротивления резисторов: анодного, катодного и вспомогательной сетки (R2=68 кОм, R3=2,2 кОм, R4=1 кОм и R5=470 кОм). Сигнал с динамического микрофона подается через разделительный конденсатор С1 на управляющую сетку пентода V1. Напряжение автоматического смещения сетки создается катодным резистором R3. На нем возникает напряжение сигнала, которое фактически уменьшает усиление каскада.

    Порождаемая катодным сопротивлением отрицательная обратная связь уменьшает искажения каскада и увеличивает его стабильность. Исходное усиление устанавливается подключенной параллельно R3 цепочкой R4-C2. Преимущество такого способа в том, что параметры пампы остаются постоянными, вне зависимости от коэффициента усиления.

    При необходимости усиление каскада можно изменить подбором сопротивления R4. При его уменьшении усиление каскада увеличивается. Напряжение на вспомогательной сетке V1 устанавливается резистором R5. На нем возникает переменное напряжение, зависящее от управляющего сигнала и уменьшающее усиление. Этот эффект предотвращается с помощью шунтирующего конденсатора СЗ. Цепочка R6-C4 — фильтр питания микрофонного усилителя.

    Усиление каскада равно 36 дБ, отношение сигнал/шум — 62 дБ. Это очень «приличное» значение обязано характеристикам лампы, специально разработанной для таких целей, питанию накала лампы постоянным током и тщательно продуманной механической конструкции. Хотелось бы сказать несколько слов о накале лампы постоянным током. Катод электронной лампы нагревается раскаленной вольфрамовой нитью, покрытой оксидом алюминия.

    Из-за сильного разогрева, а также вследствие несовершенства покрытия возникают перемычки между катодом и нитью накала, и переменное напряжение накала (50 Гц) модулирует катодное напряжение. В результате, на звукочастотный сигнал садится 50-герцовый фон. Второй причиной фона является магнитное поле нити накала.

    Для уменьшения этих эффектов и снижения шума до минимума фирмы- изготовители разрабатывают специальное расположение нити накала. Кроме того, фон существенно снижается при питании накала постоянным током. В этом случае исчезает 50-герцовая модуляция, обусловленная перемычками. Дополнительное уменьшение шума достигается с помощью подачи на нить накала положительного (относительно катода) напряжения.

    Регулятор тембра. В его задачу входит подъем или завал низких и высоких частот при низком уровне искажений. Мной использована хорошо зарекомендовавшая себя схема Baxandall в ламповом варианте. Звукочастотный сигнал подается через конденсатор С5 на сетку электронной лампы V2, которая включена по схеме катодного повторителя, имеющего высокий входной импеданс и низкий выходной, а усиление по напряжению — примерно 0,9. Смещение сетки осуществляется делителем R7-R8.

    На регулятор тембра сигнал поступает с R9 через конденсатор С6. Регулировка осуществляется потенциометрами с линейной характеристикой (типа А). Потенциометр Р1 регулирует низкие частоты, а Р2 — высокие. У этой схемы регулятора подъем и завал частот производится относительно средней фиксированной частоты (800 Гц), коэффициент передачи на ней 0,75. Частотные характеристики регулятора тембра при среднем и крайних положениях регуляторов показаны на рис.3.

    Смещение триода V3 осуществляется катодным резистором R17 Конденсатор С11 устраняет отрицательную обратную связь, которая уменьшила бы усиление каскада. На сетку V3 звуковой сигнал подается через резистор R15. В его задачу входит подавление паразитных колебании при поднятых высоких частотах Усиленный сигнал снимается через С12.

    Громкость звука в канале можно регулировать потенциометром РЗ с логарифмической характеристикой (типа В). Регулятор тембра гитарного канала на электронных лампах V6 и V7 имеет аналогичную схему. Громкость в канапе можно регулировать потенциометром Р6.

    Микшер. В его задачу входит объединение сигналов от микрофона и гитары. Наиболее распространена схема, когда сигналы каждого из каналов подаются через резисторы с высоким сопротивлением на сетку электронной лампы. Последовательные резисторы снижают взаимовлияние сигналов, поэтому при изменении громкости в одном из каналов можно не менять уровень второго.

    Недостатком этого метода является плохая частотная характеристика. Монтажные емкости больших резисторов и емкости экранированных кабелей образуют интегрирующие цепочки (фильтры нижних частот), которые обрезают высокие частоты.Технически более корректна схема, приведенная на рис.2. Сигналы от каналов подводятся к сеткам триодов.

    Объединение (сложение) сигналов происходит на включенных параллельно анодах. Недостаток этого метода в том, что он экономичен при объединении не более двух каналов. Сигнал микрофонного канала подается на сетку V4, а гитарного — на сетку V5. Смещение сетки V4 осуществляется делителем R18-R19. Резистор R19 включен в анодную цепь. При такой схеме возникает сильная отрицательная обратная связь, уменьшающая искажения.

    Отрицательная обратная связь в катодной цепи за счет R20 также увеличивает стабильность каскада. Цепь сетки V5 — такая же, как и у V4 Суммированный сигнал подается через конденсатор С23 на потенциометр Р7 (MASTER). С его помощью регулируется общая громкость суммарного сигнала. Предусилитель собран на печатной плате из одностороннего стеклотестолита. Чертеж платы приведен на рис.4, а расположение деталей на ней — на рис.5.

    Плата микрофонного усилителя находится в передней части и полностью обособлена от остальной. Минимального уровня шума можно достичь, только используя соответствующие магнитный и электростатический экраны. Переменное магнитное поле сетевого трансформатора, пересекая контуры, образуемые печатными дорожками платы, индицирует в них напряжения наводок. На звуковую картину садится фон с частотой 50 Гц.

    Эту же проблему может вызвать и близкое расположение сетевых проводов. Причиной основной части фона является неправильный монтаж. Из-за высокого импеданса ламповых схем, они имеют повышенную чувствительность к фону. Анодные сопротивления имеют величину в сотни килоом, а сеточные — порядка мегаом.

    Я убедился на собственном опыте, что приближение рук к схеме приводит к заметному увеличению фона. Одна из самых серьезных задач при изготовлении предусилителя добывание ламповых панелек. Вполне возможно, что подойдут панельки от старых телевизоров. Ножки панелек перед установкой на плату хорошо зачищаются напильником, затем тщательно залуживаются.

    Только после этого можно приступать к монтажу остальных деталей. Для разделительных конденсаторов в анодной цепи рабочее напряжение должно быть не меньше 250 В. Можно использовать полипропиленовые или полиэфирные конденсаторы. Применение керамических конденсаторов в звуковых цепях не рекомендуется, поскольку в разделительных цепях они могут вызвать микрофонный эффект: постукивание рукояткой отвертки по ним или по плате вызывает специфический отзвук.

    Все резисторы в схеме, кроме R22, имеют мощность рассеяния не менее 0.5 Вт, R22 — не менее 2 Вт. Потенциометры должны быть малошумящими и хорошего качества (например, потенциометры с графитовой скользящей подушечкой могут служить годами без потрескиваний и шорохов). Выпускаемые для предусилителей электронные лампы имеют специальное распределение выводов. Выводы управляющей сетки и накала располагаются далеко друг от друга. Именно так сконструирован и пентод EF86.

    Лампа имеет внутренний экран — это выводы 2 и 7. В лампах EF804 и EF806S экран также выведен на вывод 2. Для снижения фона его необходимо соединить с общим проводом. Остальные лампы, которые рекомендовались для использования в качестве V1, более раннего выпуска и не имеют собственного экрана. Если в конструкции предусилителя использована одна из них, необходим внешний экран. По сути дела, он имеет форму разрезанного цилиндра из белой луженой жести, который надевается на электронную лампу и заземляется.

    Для лампы V1 микрофонного усилителя я использовал панельку, которая крепится винтами. Сама панелька вырезана лобзиком из старой печатной платы. Рекомендуемый способ установки лампы V1 показан на рис.6.

    Соединение выводов панельки лампы и контактов печатной платы осуществляется тонкими многожильными проводами. В качестве V1 можно использовать лампы разных типов. В ходе испытаний некоторые лампы 6AU6 обнаружили ‘микрофонный эффект», поэтому при установке этих ламп использован эластичный подвес панельки.

    Панельки ламп регулятора тембра и микшера соединяются с соответствующими частями печатной платы также короткими кусочками проводов (аналогично подсоединяются колпачки некоторых ламп). На печатной плате не предусмотрены провода для подключения накала. Напряжение накала подводится к выводам каждой лампы свитыми многожильными проводами, которые располагаются по краям платы, как можно дальше от выводов сеток.

    В углах печатной платы для предусилителя видны четыре отверстия. Сюда припаиваются четыре луженных медных шипа диаметром 1,0…1,5 мм. К ним припаивается снизу и сверху рамка из луженого железа. Схематически это показано на рис.7. Может оказаться, что микрофонный канал не нужен. Тогда точку А1 (вывод конденсатора С5) можно использовать в качестве входа «Гитара-2».

    На рис.8 приведена цоколевка некоторых электронных ламп. У ламп типа БСС81 и ЕСС82 одна из точек накала подсоединяется к соединенным вместе выводам 4 и 5 (при накале 6,3 В), а вторая точка — к выводу 9. Эти лампы могут также работать при напряжении накала 12,6 В. В этом случае две нити накала включаются последовательно.

    www.radiochipi.ru

    ЛАМПОВЫЙ ПРЕАМП

       Рано или поздно, любой уважающий себя радиолюбитель-аудиофил берётся за освоение ламп. Хотя бы просто из интереса, чтобы ответить для себя на вопрос, о превосходстве ламповой техники. Не стал исключением и я. Если нет опыта и мощных накально-анодных трансформаторов, то знакомство с лампами лучше начать с предусилителя (преампа) на парочке небольших ламп-триодов. Схему данного преампа на лампах 12AU7 (аналоги отечественных двойных триодов 6Н2П, 6Н3П) можно применить для использования с такими аудио приборами, как гитара, УМЗЧ или микрофон.

    Схема на ламповый предусилитель 12AU7

       Для питания анода 12AU7 напряжение необходимо около 150В. Усилитель собран по очень популярной схеме и особенностей не имеет. Блок питания также очень простой. Все, что вам нужно-это пара 12 вольтовых трансформаторов, мостовые выпрямители, резисторы и конденсаторы фильтра. Для накала ламп использовал простой стабилизатор 7812. Это нужно для снижения уровня шума. 

       При прослушивании аудиозаписей музыки могу сказать, что существует очень высокая детализация и глубина. Лично я считаю, данный предусилитель позволяет транзисторному УМЗЧ звучать более естественно, более контрастно.

       Была добавлена мягкость в басах, гораздо более теплое звучание. Вокал в некоторых записях действительно выделяется, как будто исполнитель в комнате с вами! 

       В общем этот дешевый маленький ламповый предусилитель звучит примерно так же хорошо, как некоторые старинные ламповые усилители зарубежного производства!


    el-shema.ru

    Ламповый преамп

       После проектирования и успешной сборки нескольких УМЗЧ на лампах, к этим усилителям мощности решил построить универсальный ламповый предусилитель (преамп). После долгого анализа и поиска схем, остановился на использовании SRPP. Преимущества такой схемы известны всем и СРПП часто используется в качестве драйвера даже у дорогущих фирм. Он имеет хорошую линейность, низкий уровень искажений, низкий выходной импеданс, хорошее подавление шумов и мало деталей. Исследования показали, что усиление предварительного усилителя нужно, как правило, между 3 и 10. Что вообще требуется от лампового преампа? Прежде всего он должен быть тихий. Сигнал-шум на уровне 90 дБ, думаю, подходит всем. Хотя чем больше, тем лучше. Искажения должны быть минимальны — максимум 0,1% на полной мощности. Следствием этих ограничений является то, что все компоненты должны быть хорошего качества и тщательная проработки монтажа.

    Схема лампового преампа

       Данный предусилитель имеет входное сопротивление около 100 ком и выходное около 3 ком. Это подходит почти для всех источников, звукового оборудования и усилителей мощности. Пару 2.2 ком резистора используются для защиты. Коэфициент усиления предусилителя примерно в 11 раз (21 дБ). Все резисторы в активной части схемы с допуском 1%. Регулятор громкости (потенциометр) — Альпс. Среди возможных ламп многих типов, остановился на ECC802S. Она является вариацией 12AU7 / ECC82. Другие могут предпочитать разные лампы, хоть даже и 6Н23П, но я добился успеха именно с ECC802S от JJ/Tesla.

    Блок питания преампа

       Что касается мощности трансформатора, он имеет вторичку 200 в при 40 мА и 8 В при 1,5 А тока. Он неэкранированный и, если возможно, должен быть заключен в металлический корпус, или, по крайней мере, отделен от остальной части схемы. Туда же размещаем и сетевой фильтр.

       Питание накала — постоянного тока и регулируется по напряжению. Накалы не должны быть подключены к той же самой земле, что сигнал, анод или шасси. Используйте экранированные провода от входов и регулятора громкости. Вряд ли нужен будет баланс каналов, если ставите качественный переменный резистор или ступенчатый регулятор громкости.

    Измеренные характеристики предусилителя

       Характеристики с лампой ECC802S СРПП предусилителя. Частотные характеристики от 10 Гц до 50 кГц в пределах 0.1 дБ. Искажения при 1 вольт на выходе были в пределах 0,1% на любой частоте. Максимальная выходная мощность составила 15 вольт (при 50 ком нагрузки). Сигнал/шум в пределах -90 дБ. Тестирование оборудования проводилось на анализаторе искажений HP-331A, двухканальном цифровом осциллографе, генераторе сигналов 0.05% THD и цифровом вольтметре.

       Как видите, тут обе лампы торчат сверху, чтоб было видно его «ламповость». По-хорошему стоило спрятать их внутрь, в экран, но шумов и так почти нет. Преамп имеет сквозной режим для использования в качестве полностью пассивного предусилителя, если нужно.

    Понравилась схема — лайкни!

    ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

    Смотреть ещё схемы усилителей

           УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ          УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ  

       

    УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ          СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ   

        

    amplif.ru

    Ламповый предварительный усилитель | soundbass

    Зачастую при создании усилителя для согласование его с источником сигнала: звуковой карты компьютера, ЦАП и других устройств. Сказывается не достаточна чувствительность усилителя для работы напрямую от источника сигнала.
    Для увлечение чувствительности усилителей мощности применяют предварительные усилители, которые усиливают сигнал до необходимого уровня.
    Схем предварительных усилителей существует очень много, начиная с простых на двух-трех транзисторах, заканчивая сложным на малошумящих ОУ и с применением полевых транзисторов, все для достижение наиболее лутшего качества звука уже в оконечном усилители мощности.

    Данный предварительный усилитель построен на лампе, он содержит всего несколько деталей что делает его очень простым в изготовлении. Лампа придает болие комфортное и живое звучание для человеческого ухо, потому использование ламп в предварительном каскаде придаст болие лутшего и приятного звучанию усилителя.

    Схема усилителя:

    Усилитель состоит из одной двойной лампы 12AU7/ECC82. также в схеме имеется регулировка тембра на R8.
    Блок питание усилителя состоит из двух идентичных трансформаторов с выходным напряжением 12в, второй из которых включен инверсно, для получение анодных 100 вольт. Питание накала лампы осуществляется через стабилизатор напряжения.

    При прослушивание усилителя с применением данного предварительного, звук заметно преобразился, басы наполнились мягкостю, звук стал приятным, бархатным, приобрел какую то естественность будто вокалист находится со слушателем в одной комнате.


    Похожие записи

    soundbass.org.ua

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о