Pt2399 ревербератор схема – РАДИО для ВСЕХ — Ревербератор на PT2399

РАДИО для ВСЕХ — Ревербератор на PT2399

Предварительный микрофонный усилитель на ОУ C4558 с эхо эффектом и реверберацией (повторением) на звуковом процессоре PT2399. Идеально подходит для обработки звука от динамического микрофона для радиолюбительского трансивера, гитары, домашнего кинотеатра, караоке на базе любого усилителя звука с линейным входом и пр. (ДОБАВЛЕН УСИЛИТЕЛЬ С ОДНОПОЛЯРНЫМ ПИТАНИЕМ)

Микрофонный усилитель позволяет регулировать глубину эффектов «эхо» и «реверберация», а также уровень выходного сигнала. Схема построена на базе специализированного звукового процессора РТ2399 с микрофонным усилителем на быстродействующем операционном усилителе С4558 или TL072 с двухполярным питанием. Можно применить более дешёвую LM358, но качество звука при этом значительно ухудшится. Для подключения микрофона или гитары на плате предусмотрено гнездо для «джека» 6,3 мм. Все конденсаторы в цепях формирования звукового сигнала высококачественные плёночные или полипропиленовые.

Данное устройство станет «игрушкой» в руках радиолюбителя. С его помощью можно из надоевшего всем в эфире плоского сигнала, получить красочную и объёмную модуляцию — главное не переборщить!

Если подключить устройство к линейному входу усилителя, музыкального центра, магнитофона и пр., то можно лёгким движением руки самостоятельно сделать систему «караоке» для отдыха на выходных с баночкой пива 😉

Гитаристам можно даже не рассказывать, что произойдёт если гитару к усилителю подключить через этот усилитель — получим очень красивое и объёмное звучание.

Слово Delay в переводе с английского означает Задержка. Эффект создается путем суммирования задержанного и модулирующего сигналов. Входной сигнал смешивается с задержанным сигналом для достижения, так называемого эффекта «Эхо».

        Предварительный усилитель имеет следующие потенциометры для регулировки:

VOLUME – как следует из названия, этот переменный резистор регулирует уровень громкости. Он установлен на выходе первого операционного усилителя перед входом в РТ2399.

DELAY – этот переменный резистор определяет время, необходимое для возникновения эхо и может быть измерено в миллисекундах.

ECHO – этот резистор регулирует количество задержанного звука, смешиваемого с исходным.

ВНИМАНИЕ! Оси трёх резисторов и микрофонного гнезда находятся на одной линии, и расположены на плате таким образом, что плата может быть закреплена непосредственно на передней панели устройства при помощи гаек самих переменных резисторов и микрофонного гнезда! Расстояние по центрам резисторов 25,4 мм, от резистора VOLUME до центра микрофонного гнезда 30 мм.

        Этот предварительный усилитель монофонический, поэтому на выходе установлена пара резисторов 1 кОм для подключения к стереофоническому усилителю. Если будет использоваться монофонический усилитель, то необходимо использовать контакт «┴» и любой из «L» или «R».

Собрать устройство самому очень просто! Для этого необходимо заказать набор КАР-0101 и вооружиться паяльником, припоем и канифолью.

Наименования и номиналы всех деталей нанесены прямо на плате, поэтому на схему можно даже не смотреть ;-)!

1) Впаиваем резисторы, стабилитрон и две перемычки

2) Впаиваем конденсаторы (электролитические конденсаторы с соблюдением полярности), клеммники и переменные резисторы.

3) При помощи острого ножа, надфиля или наждачной шкурки тщательно зачищаем выводы микрофонного гнезда и лудим его выводы.

4) Запаиваем микрофонное гнездо в плату.

5) Чуть не забыл про микросхемы! Их тоже припаиваем с учётом расположения «ключа» на корпусе микросхемы и на плате. Будьте внимательны, не перепутайте! Иначе микросхемы выйдут из строя при первом же включении.

6) Одеваем ручки на валы переменных резисторов.

7) Производим визуальный осмотр платы (можно под лупу) со стороны печатных проводников, если замыканий между дорожками нет, то всё ОК! 

8) Подключаем выход предварительного усилителя к усилителю мощности, к клеммнику подачи питания подсоединяем двухполярный источник питания и включаем его в сеть.

9) Задымиться ничего не должно! Устанавливаем все регуляторы против часовой стрелки до упора и втыкаем джек микрофона в гнездо на плате.

10) Добавляем усиление регулятором VOLUME, говорим в микрофон и УРА! слышим свой голос в колонках.

11) Поворачивая ручку резистора ECHO по часовой стрелке, регулируем глубину эффекта «эхо», а поворотом ручки резистора «DELAY» устанавливаем степень реверберации.

ВНИМАНИЕ! Подключать выход предварительного усилителя ко входу усилителя мощности нужно только экранированным кабелем.  

 

 

Правильно собранное устройство из исправных деталей, начинает работать сразу. При необходимости, увеличить уровень выходного сигнала, можно уменьшив резистор 10 кОм обозначенный на схеме двумя звездочками «**» — см. примечания под схемой.

В качестве источника питания можно применить блок питания KPS-0101 с трансформатором 220/(9)12В мощностью 1,2 Вт (продается отдельно).




Краткое описание, комплектация и схема здесь >>>

ВНИМАНИЕ! Соблюдайте полярность при подключении питания! Питание двухполярное!

Стоимость собранного и проверенного усилителя: 190 грн.

Стоимость набора для сборки усилителя: 170 грн.

Стоимость печатной платы 100х46 мм с маской и маркировкой: 50 грн.

Цвет ручек и клеммников может отличаться от приведенныъх на фотографиях 😉




NEW!  По просьбе покупателей изготовлен предварительный микрофонный усилитель на ОУ C4558 с эхо эффектом и реверберацией (повторением) на звуковом процессоре PT2399 с однополярным питанием 8…15В. Потребляемый ток 20…25 мА.

Много писать не буду, т.к. конструкция и принцип работы полностью аналогичны усилителю с двухполярным питанием. Назначение переменных резисторов тоже самое: «эхо», «реверберация», «усиление». Установлено гнездо для штеккеров типа «джек» 6,3 мм. В данной версии платы возможно подключение электретного микрофона. Питание на микрофон подаётся установкой джампера J1 на печатной плате (схема здесь).

ВНИМАНИЕ! Подключать выход предварительного усилителя ко входу усилителя мощности нужно только экранированным кабелем.




Краткое описание, комплектация и схема здесь >>>

ВНИМАНИЕ! Соблюдайте полярность при подключении питания!

Стоимость собранного и проверенного усилителя: 190 грн.

Стоимость набора для сборки усилителя: 170 грн.

Стоимость печатной платы 100х46 мм с маской и маркировкой: 50 грн.

Цвет ручек и клеммников может отличаться от приведенных на фотографиях 😉




Трансформаторный блок питания без стабилизации напряжения для микрофонного усилителя с двухполярным питанием представляет собой плату без маски и маркировки с установленными на ней клеммниками, трансформатором, предохранителем, диодами и электролитическими конденсаторами — всё как на фотографии 😉

Краткое описание, комплектация и схема здесь >>>

Стоимость собранного и проверенного блока питания: 155 грн.

Стоимость набора для сборки блока питания: 135 грн.

Стоимость печатной платы 75х40 мм без маски и маркировки: 16 грн.




Рекомендуемый стабилизированный трансформаторный блок питания для микрофонного усилителя, темброблока или другого маломощного устройства с двухполярным питанием представляет собой плату с маской и маркировкой с установленными на ней клеммниками, трансформатором, предохранителем, диодами и электролитическими конденсаторами, линейными стабилизаторами — всё как на фотографии 😉

 

Краткое описание, комплектация и схема здесь >>>

Стоимость собранного и проверенного блока питания: 185 грн.

Стоимость набора для сборки блока питания: 170 грн.

Стоимость печатной платы 75х40 мм с маской и маркировкой: 35 грн.




Пример установки микрофонного усилителя с блоком питания в отдельном корпусе

Пример установки ДВУХ микрофонных усилителей с блоком питания в отдельном корпусе




Всем удачи, мира и добра! 73!

Для заказа обращайтесь сюда >>> или сюда >>>

 

 

radio-kits.ucoz.ru

Караоке-ревербератор на PT2399 из подножных материалов

Жил да был один раздолбай и тунеядец. Маленько на гитаре брынькал, иногда примочки для неё пытался паять. Причём как первое, так и второе — с переменным успехом и непредсказуемым результатом. Иногда пытался записать результаты брыньканья через результаты паяния — бывало что и получалось что-то. Но редко.

Однажды в какой-то древней, зачитанной до дыр и полной потери обложки, книге вычитал он мудрёные слова — «искусственная реверберация». Другой бы забыл через минуту, но то другой. У нашего же героя сразу загорелось желание — узнать что жеж это за зверь такой, и под какой закусь енту пакость потребляют.

А поскольку имелась у него на плечах дурная голова, время от времени не дававшая покоя кривым рукам, к тем же плечам приделанным, то пошло-поехало …
Ну это присказка была, а сказка дальше будет. Как говорится: не любо — не слушай, а врать не мешай.

Присказка

Был у меня магнитофон. Древний, ламповый, бобинный — «Aidas-9M».
Вот этот:

Хотя почему был? Лежит себе спокойно в сарае у родителей на другом конце области. И три года назад находился во вполне рабочем состоянии.
Этот мафон был первым моим звукозаписывающим устройством и очень долго использовался по своему прямому назначению, то есть записывал, а потом воспроизводил музыку. Ну, а я слушал и балдел, естесственно.

Потом, когда появился более современный аппарат, «ветеран» был отправлен в запас, где и пребывал до событий описанных в начале.
Именно из него и был сделан первый ревербератор, точнее «искусственное эхо», путём увеличения скорости, установки дополнительной головки и дополнительных усилителей воспроизведения и «прямого сигнала». Первый висел на задней стенке в экране от УКВ блока с какой-то радиолы, второй стоял рядом, подключенный к остальному хозяйству проводами на разъёмах. Несмотря на жутковатую внешность устройства и некоторые недостатки схем, эффект был очень «убедительным». Даже где-то в записях пару раз мелькнул. Агрегат постоянно дорабатывался и совершенствовался. Недавно в паспорте от того «Айдаса» старые бумажки со схемами доработок встречал. Если мне не изменяет склероз, слово «айдас», в переводе с литовского (ПО «Эльфа» г. Вильнюс), как раз «эхо» и означает. Такие вот иногда судьба шутки откалывает.

А потом жизнь приобрела разъездной характер, и как-то не до экспериментов стало. Поэтому магнитофон был приведён в первоначальный вид и отправлен в уже упомянутый сарай.

Хотя мысль о новом ревере нет-нет, да и появлялась. Были относительные удачи, вроде опытов со сквозным каналом магнитофона «Орбита-107с». Были проекты, так и оставшиеся в основном в виде образов в пыльных углах памяти и нескольких железок в куче запчастей, вроде лампового (!) устройства на кассетной (!) плёнке. И ничего смешного — разработка была как раз с учётом возможностей провинциального радиолюбителя и имеющихся у него в наличии деталей и приборов.
Именно из-за проблем с наличием, а точнее из-за полного отсутствия многих деталей и невозможности их достать, намеренно обходились стороной схемы цифровых устройств, медленно, но верно вытеснявших аналоговые. Хотя одна схема с подробным описанием, опубликованная в «ВРЛ», была подробно изучена, и даже планы собрать были. Но в связи с одними, известными всем, событиями добыть нужные советские цифровые микросхемы стало почти невозможно.

Так бы всё и продолжалось, да только присказка затянулась что-то. Пора и сказку начинать:

Караоке по-русски

Лет несколько назад гостил я у родителей, на другом конце региона, а заодно навещал живущих там друзей и знакомых. В их число входит и местный телемастер, который уже мнооого лет чинит аппаратуру всему району. Иногда я ему помогал, когда кто-нибудь из охотников старый советский приёмник притаскивал, или у кого не менее советский усилок накрывался. Так уж вышло, что когда Союз уже разваливался я и забросил серьёзные занятия радиотехникой, а вот руки, как выяснилось, ещё что-то помнят.

Так вот, среди кучи «убитых насмерть» дивидюшников в кладовке мастерской, наткнулся я на один с вот таким микрофонным усилителем для караоке.

И выцыганил эту плату на всякий пожарный, а вдруг работает. В микросхемах басурманского производства я и сейчас не шибко разбираюсь из-за их дефицитности и частой сменяемости в промышленном аппарате. Но с первого взгляда почуял — без встроенного ревера тут не обошлось. Обычно простые микрофонники попроще выглядят.

В качестве бонуса мне досталась родная плата регулировки громкости микрофонов с проводами и разъёмом. А также провода ведущие в дебри цифровой части дивидюшника, и тоже с разъёмом.
Начал проверку. Плата оказалась будто специально созданной для необразованного лентяя, вроде меня, благодаря подписанным контактам:

И звуковой экранированный провод в качестве дополнительной подсказки, если не понял букв. Обычно плутание в трёх соснах, точнее проводах происходит гораздо дольше, хоть обычно и не менее успешно.

Технология классификации выводов плат знакома многим, применявшим или применяющим готовые блоки неизвестного происхождения в своих конструкциях, и требует минимума базовых знаний о принципах работы элементов радиосхем. Напомню шутки ради несколько основных «правил». Опытным — «для посмеяться» или вспомнить «первые шаги», а кому-нибудь из начинающих может и пригодится.

Общий провод (земля, масса) как правило, представляет из себя самую заметную дорожку на печатной плате, или соединён с металлическими экранами (если они есть на плате), соответствующими контактами входных или выходных разъёмов или контактам регуляторов, на которые замыкаются их движки в крайнем левом положении. С ним соединяется экранная оплётка сигнального провода, если таковой не оторван с корнем.

Цепь питания обычно соединяется с общим проводом электролитическим конденсатором довольно большой ёмкости, который к тому же позволяет уточнить полярность питания.

Сигнальная цепь обычно соединяется с другими блоками экранированным проводом. Хотя «великий китайский мастер Су-Кин-Сын» часто считает экранировку проводов излишеством. Но если удалось найти выводы питания и вход, сигнальная цепь довольно легко отслеживается по наличию этого самого сигнала на контактах деталей.

Если же есть данные о назначении «ножек» имеющихся на плате деталей задача определения выводов платы упрощается в разы.
Сам эту технологию не раз применял, но в этот раз повезло.

Подключил к усилителю, подал питание с имевшегося в мастерской двухполярного блока, воткнул микрофон и дунул в него.
«Ну что за дурная привычка как возьмут, так сразу дуют» — подумал микрофон, посылая звук в схему. «Мать, мать, мать …» — по привычке повторило эхо из колонки. «Урааа!!! Заработало!!!» — мысленно заорал я на всё помещение.
А потом блок был отключен от «стенда» и уже готов был отправиться в карман, а из него в сумку, а оттуда в ещё какой «долгий ящик», где бы и пролежал неизвестно сколько времени в ожидании решения своей судьбы. Тем более отпуск заканчивался и скоро отъезд. Да и Новый Год на носу.

Но тут ни с того ни с сего включилась до этого дремавшая часть мозга, отвечающая за принятие поспешных решений. Наверное не надо было так громко про себя «ура» кричать, пусть бы спала себе. Наскоро ознакомившись с ситуацией и оценив имеющиеся возможности она выдала примерно такую мысль:

Что мы имеем:
1. Новый Год скоро.
2. У дочек где-то радиомикрофон без дела валяется.
3. Дома дивидюшник с караоке, но без ревера.
4. А чо? с гитарой эту штуку проверить желания нет?
5. Недавно в сарае копался и неплохой корпус видел и ещё кой-чего из мелочёвки.
6. С имеющимися в мастерской инструментами, за оставшееся время вполне можно управиться.
А значит надо делать. Потом сам себе спасибо скажешь!: smile:

Сказано — сделано. Из сарая был извлечён подходящий корпус от неисправного генератора телевизионных сигналов. Такие раньше часто в телемастерских использовались. А вот фоток именно такого прибора что-то не нашлось. Ни в своих «архивах», ни в интернете.
Вот, нечто похожее на осциллографе стоит:


Корпус такой же, только лицевая панель другая.

Из останков какого-то старого настольного калькулятора (к той бандуре приставку «микро» лепить ни язык не поворачивается, ни клавой не печатается) извлёк трансформатор и намотал новую вторичную обмотку со средней точкой. В качестве выпрямителя — диодный мост КЦ405Е, оттуда же. За неимением лучшего, стабилизаторы были собраны по простейшей схеме на стабилитронах Д 814Б. Позже пришлось надеть на них самопальные радиаторы, потому что обнаружился небольшой нагрев. Всё было собрано на попавшемся под руку куске гетинакса. К сожалению, или к счастью, фольгированного куска нужного размера не нашлось. Поэтому пришлось пользоваться монтажом, к которому в узких кругах приклеилось название «непечатный», видимо из за некоторых ни разу не технических терминов то и дело срывающихся с языка во время работы. То есть выводы деталей были по старинке скручены проволочками.

Вот такой монстр получился:

На этапе окончательной сборки из того же калькулятора были взяты сетевой шнур и выключатель питания.
Можно подключать и проверять работу. А при проверке обнаружился один недостаток. Эхосигнал шёл на выход полностью без возможности регулировки. По крайней мере отдельного регулятора на передней панели у «донора» на было. Возможно, регулировка осуществлялась где-то в цифровой части, через экранное меню. Хотя вряд-ли, потому что все выводы, имеющиеся на плате были опознаны. А может быть и не было её совсем. Сэкономили безвестные узкоглазые изготовители один переменник.
Пришлось делать «по русски». Вооружился устройством, которое один из моих знакомых как-то окрестил «щуп с ушами»:

И начал искать на плате место где эхосигнал подмешивается к прямому. Как ни странно, это удалось довольно быстро. А потом из платы была выпаяна случайно оказавшаяся в нужном месте перемычка, а в разрыв впаян переменный резистор. Теперь соотношение громкости прямого и задержанного сигналов стало можно регулировать:

Из-за появления ещё одной «крутилки» пришлось выпаивать регуляторы громкости с их родной платы и делать отдельную, под все три. На неё нашёлся кусок фольгированного текстолита подходящих размеров, на котором ножом были прорезаны дорожки и просверлены все необходимые отверстия.

Забегу немного вперёд. Уже после «триумфа» девайса у юных исполнительниц караоке, где-то через год, родные регуляторы громкости микрофонов по очереди отказали. Нарушился контакт между угольными дорожками и выводами. Вот так выглядели родные переменники, которые паялись непосредственно на плату:

Поэтому пришлось их заменить на отечественные малогабаритные СП3, которые при всех своих недостатках, в разы лучше имеющегося в продаже и среди обломков, «китая». Хотя может быть и хуже фирмЫ, отсутствующей в той же продаже, и среди тех же обломков. Да и ручки теперь удалось приспособить одинаковые, из найденных в запасах.
Из-за конструктивных отличий СП

datagor.ru

Easy Reverb — Guitar Gear

Предисловие.

Вашему вниманию предлагается проект легкого ревербератора «Easy Reverb».

В самодельных ревербераторах часто применяется такой блок задержки сигнала, как Belton BTDR-1, который содержит три микросхемы PT2399 и имеет небольшие размеры. Схема, предлагаемого вам ревербератора, построена на двух таких микросхемах, широко известных в схемотехнике данных устройств.

Первоисточником для данного проекта стал англоязычный сайт Diystompboxes, а также проект в пдф формате.

Схема.

Сигнал электромузыкального инструмента подается на входной усилитель, собранный на половине микросхемы TL072 и затем поступает на транзистор Q1,который представляет из себя электронный ключ и работает совместно с переключателем SW имеющим характеристику ON — ON.

В одном положении переключателя на базу транзистора подается отрицательное напряжение питания, закрывающее его, в другом положительное, открывая и пропуская сигнал на входы линий задержки на микросхемах U2 и U3. Так же имеется переключатель S1, который отсекает низкие частоты, оставляя только высокочастотные составляющие, прежде чем сигнал поступит на линии задержки. Одна из них имеет постоянное время задержки, а вторая функцию регулировки за счет подстроечного резистора Р2, при помощи которого можно получить звук от пустой ванной комнаты до пространственного звучания. Возможен вариант замены данного подстроечного резистора на переменный, установив его на панель корпуса, что даст возможность оперативного вмешательства в регулировку эффекта. При сборке так называемого «однорукого» варианта, оптимальное звучание ревербератора можно получить при значении подстроечного резистора Р2 порядка 17,5 кОм.

Сигнал, пройдя через U2 и U3, смешивается, немного отфильтровывается и поступает опять на вход линий задержки, тем самым достигается эффект увеличения времени задержанного сигнала. Далее, чистый и обработанные сигналы смешиваются обычным способом, подмешивание обработанного сигнала к основному происходит через переменный резистор Р1. Затем оба сигнала поступают на выходной усилительный каскад, собранный на второй половине микросхемы TL072.

Данный ревербератор можно собрать в двух вариантах, с одной или двумя ручками управления.

Печатная плата.

По сравнению с оригиналом, печатная плата была немного подправлена под размер корпуса Гаинта G0124.

В готовом варианте, плата выглядит следующим образом(показаны варианты печатных плат с одной и двумя ручками управления):

Демонстрация работы.

На предоставленном видео можно послушать как работает эффект при разных настройках.

Список элементов.

Резисторы(0,25Вт):

  • 100 Ом — 2шт
  • 1к — 2шт
  • 4,7к — 3шт
  • 10к — 14шт
  • 15к — 1шт
  • 22к — 1шт
  • 100к — 1шт
  • 1м — 1шт
  • 10м — 1шт

Конденсаторы:

  • 1нФ — 3шт
  • 2,2нФ — 1шт
  • 10нФ — 3шт
  • 22нФ — 1шт
  • 100нФ — 11шт
  • 10мФ(тантал) — 1шт
  • 10мФ(неполярный) — 2шт
  • 10мф х 16в — 7шт
  • 47мФ х 16в — 4шт

Микросхемы:

Транзисторы:

  • BC337(Любой NPN с высоким усилением) — 1шт

Диоды:

  • 1N4001-4007 — 1шт
  • светодиод

Потенциометры:

  • 10k — 1шт
  • 20k — 1шт(либо подстроечный, для варианта с одной ручкой управления)

Остальное:

  • корпус G0124 — 1шт
  • ручки потенциометров — 1\2шт
  • гнёзда Jack — 2шт
  • гнездо питания — 1шт
  • кнопка ON-ON — 1шт

Так же, Вы можете скачать список деталей в виде готовой таблицы.

Удачной вам сборки и приятных звуков.

С вами были BaLy и rust.

guitar-gear.ru

Электронный ревербератор — RadioRadar

Аудиотехника

Главная  Радиолюбителю  Аудиотехника


Материал предоставлен журналом Радиолюбитель

Электронный ревербератор — это несложное и надежное устройство обработки звука или речи, с помощью которого можно придавать источнику звукового сигнала (например, фонограмме) эффект «эха» или эффект «объемного звука». Предусмотрена возможность регулировки задержки сигнала до 100 мс. В качестве входного источника сигнала можно использовать линейный выход звуковоспроизводящего устройства или микрофон. Ревербератор послужит основой для самодельного усилителя-караоке! Устройство имеет небольшие габариты, малое потребление тока, простое в сборке и настройке.

Общий вид устройства показан на рис.1, схема электрическая — на рис.2.

Рис.1.

Рис.2. Принципиальная схема ревербератора

Перечень элементов:
С1 = 0,47 мкФ (CERCAP, обозначение 474)
С2 = 0,68 мкФ (CERCAP, обозначение 684)
СЗ, С8, С12-220 мкФх16…25В (ЕСАР, 08 mm MAX)
С4 = 1 мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX)
С5 = 22 мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX)
С6 = 39 пФ (CERCAP, обозначение 390)
С7, C11, C15, С16 = 0,1 мкФ (CERCAP, обозначение 104)
С9, С10, С14, С23 = 4,7 мкФх16…25 В
(ЕСАР, 08 mm MAX)
С13 = 5600 пФ (CERCAP, обозначение 562)
С17, С18, С21 =560 пФ (CERCAP, обозначение 561)
С19, С20 = 0,047 (CERCAP, обозначение 473)
С22 = 0,033 (CERCAP, обозначение 333)
С24, С25 = 10мкФх16…25 В (ЕСАР, 08 mm MAX)
DA1 = 4558/358 (ИМС ОУ, корпус DIP-8)
DA2 = 78L05 (ИМС стабилизатора 5 В, корпус ТО-92, аналог КР1170ЕН5)
DA3 = НТ8970 (ИМС ревербератора, корпус DIP-16)
R1, R15, R16, R20 = 10 кОм
(коричневый, черный, оранжевый)
R2, R4, R5, R8, R24 = 4,7 кОм (желтый, фиолетовый, красный)
R3, R9 = 1 кОм (коричневый, черный, красный)
R6, R10 =47 KOM (желтый, фиолетовый, оранжевый)
R7 — 560 Ом (зеленый, синий, коричневый)
R11, R23 = 22 кОм (подстроечный, RESTRIM)
R12 — 100 кОм (коричневый, черный, желтый)
R13 — 47 кОм (подстроечный, RESTRIM)
R14, R19, R21,R22= 15 кОм (коричневый, зеленый, оранжевый)
R17 = 12 кОм (коричневый, красный, оранжевый)
R18 = 13 кОм (коричневый, оранжевый, оранжевый)
Микрофон электретный
Видеоразъем К 366G (RP-4)
Штыревой разъем (2 контакта, 3 контакта) PLS-40
Съемная перемычка (джампер)
Разъем клеммный (2 контакта) ED500V-2*5
Разъем питания под корунд
    Технические характеристики

  • Напряжение питания 9…12 В
  • Ток потребления 20 мА
  • Частотный диапазон 100…12000 Гц
  • Выходной сигнал 250 мВ (линейный выход)

Ревербератор состоит из двух объединенных блоков: блока предусилителя и блока самого ревербератора. Блок предусилителя выполнен на ОУ 4558 или 358 (DA1). Коэффициент усиления выбран около 40 дБ (определяется отношением R10/R7) в расчете работы предусилителя напрямую с микрофоном. Если в качестве источника сигнала используется линейный выход звуковоспроизводящего оборудования (250 мВ), рекомендуется снизить коэффициент усиления до 6 дБ (резистор R7=22 кОм). Потенциометр R11 предназначен для регулировки уровня сигнала, снимаемого с предусилителя. При использовании электретного микрофона переключатель SW1 необходимо замкнуть, а при использовании динамического микрофона — разомкнуть.

Блок ревербератора выполнен на базе специализированной ИМС НТ8970, состоящей из дельта-модулятора/демодулятора, необходимых фильтров, генератора и участка памяти емкостью 20 Кб. ИМС может работать в одном из двух режимов — «эхо» (echo) или «объемный звук» (surround).

При использовании эффекта «эхо» необходимо установить все электронные компоненты согласно перечню и принципиальной схеме. Потенциометром R13 устанавливают время задержки эффекта «эхо», а R23 определяет глубину эффекта (глубина обратной связи). Переключатель SW2 необходимо замкнуть, а SW3 — перемкнуть джампером в положении 1-2.

При использовании эффекта «объемный звук» переключатель SW2 необходимо разомкнуть, а SW3 — перемкнуть джампером в положении 2-3. Или просто не устанавливать элементы С22, С23, С24, R23 и R18. Потенциометром R13 устанавливают время задержки эффекта «объемный звук».

Напряжение питания подается на контакты Х3(+), Х4(-). Микрофон (лин. выход) подключается к контактам Х1(+), Х2(-).

Устройство имеет стандартный линейный выход (разъем ХР1 типа «тюльпан»). К нему можно подключить, например, усилитель мощности или последующий каскад обработки сигнала.

Конструктивно ревербератор выполнен на печатной плате из фольгирован-ного стеклотекстолита размерами 64×56 мм. Конструкция предусматривает установку платы в корпус, для этого на плате имеются монтажные отверстия под винты 2,5 мм.

Для удобства подключения питающего напряжения и источника сигнала на плате предусмотрены посадочные места под штыревые контакты или клемм-ные винтовые зажимы.

Печатная плата и расположение элементов на ней показаны на рис.3.

Рис.3. Печатная плата и расположение элементов ревербератора

Правильно собранное устройство настройки не требует.

Автор: Ю. Садиков, г.Москва

Дата публикации: 25.04.2005

Мнения читателей
  • billybounse / 03.09.2011 — 00:27
    Если вопрос ещё актуален,то PT2399 полный аналог HT8970 и получше думаю.У PT паммять 44кБ,HT-20кБ.HT тоже не нашёл.PT2399 около 1бакса.Не думаю,что HT хороша.Но и PT на мой взгляд нечисто работает.»ГРЯЗЮЧКА» есть в задержанном сигнале в самом конце затухания.Если у кого есть идеи,советы-почта billybounse2011@yandex.ua
  • андрей / 20.04.2011 — 15:08
    где можно печатную плату купить отдельно?
  • бывалый / 18.02.2011 — 22:20
    я на этой микросхеме тоже ревер собрал ( на монтажке правда, для проверки) так все работает. эфекта два: эхо и задержка. Только одно плохо, в задержаном сигнале цифровой шум сильно слышно. Может ошибку сделал где?
  • Тарас / 19.10.2010 — 12:33
    Ну и намаялся я с запуском схемы, оказалось Киты вставили «капкан»,шоб самим не паять а покупать у них,на схеме нехватает перемычки между деталями R16,R17,C23,печатку делал свою,все работает отлично,имс стоит 1,2у.е. бери хоть вагон.
  • фрякиш / 01.08.2010 — 20:39
    где купить, НТ8970 или оналог?
  • Тарас / 02.01.2010 — 21:22
    Ребята а кто купил вот єтот блок готовый!как впечатления!можно ли сделать эфект ДУАЛ,ХОЛЛ не канает!
  • Picasso / 02.01.2010 — 08:05
    для тех кто будет повторять — микросхему можно заменить на аналог(уже призабыл). А в печатке есть КЗ.
  • Саня / 29.12.2009 — 09:47
    Схемка ничего,только где НТ8970 в нашем городе купить
  • Сергей / 24.11.2009 — 18:26
    Такую же схемку я выкусил из китайского DVD и встроил в микшерный пульт работает отлично
  • Сергей / 04.09.2009 — 15:02
    Может и гармонично, только гармоники будут в эффектах, прямой звук сквозняком всё равно ведь проходит, а для караоке всё таки наверное неплохая штука будет, так как найти чего нить подобное не просто
  • Бахадыр / 06.07.2009 — 18:34
    Очень нужное устройство и относительно простое
  • валерка / 04.02.2009 — 16:22
    Очень интересно
  • Рома / 07.08.2007 — 16:31
    Ухты какие схемки прикольные =) Так гармонично…

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

www.radioradar.net

Электронный ревербератор | Техника и Программы

набор NM2061

Из предлагаемого набора деталей и компонентов можно собрать устройство обработки звука — электронный ревербератор. С его помо­щью в музыкальную фонограмму можно добавлять эффекты «эхо» или «объемный звук». Устройство позволяет также осуществлять ре­гулировку глубины эффектов. Источниками входных сигналов могут быть как линейный выход звуковоспроизводящего устройства, так и электретный или динамический микрофон. Диапазон применения ре вербератора достаточно широк: в составе домашнего аудио/видео ком­плекса, в системах караоке и радиовещания. Устройство имеет неболь­шие габариты, малое потребление тока.

Набор будет интересен широкому кругу радиолюбителей: для опытных радиолюбителей и меломанов — возможность добавить но­вые эффекты в звуковоспроизводящую аппаратуру, а для начинающих радиолюбителей — прекрасная возможность попрактиковаться в сбор­ке и настройке радиоэлектронных устройств, познакомиться с основа­ми электроники.

Технические характеристики

Напряжение питания [В]      9—12

Ток потребления [мА]         20

Частотный диапазон [Гц]     100—12000

Выходной сигнал [мВ]         250

Описание работы электронного ревербератора

Внешний вид платы электронного ревербератора с установленны­ми на ней элементами и электрическая схема электронного ревербера­тора показаны на Рис. 1 и Рис. 2.

собран на интегральных микросхемах (ИМС) DA1…DA3. Каскад предварительного усиления построен на операционном усилителе DA1. Коэффициент его усиления задается резисторами R7 и R10. Конденсатор С5 предназначен для устранения

Рис. 1. Внешний вид электронного ревербератора

Ирсиления сдвига уровня сигнала по постоянному току. Конденсатор С6 Определяет частотный диапазон работы каскада.

Для работы операционного усилителя обычно используется двупо- лярное питание. В рассматриваемой схеме каскад запитан от однопо- [лярного источника Для того чтобы не нарушать режим работы ОУ и для недопущения искажения сигнала, на один из входов ОУ подается опорное напряжение с выхода делителя R5-R8, равное половине на­пряжения питания. Резисторы R6 и R9 ограничивают входные токи ОУ. Конденсатор СЗ — фильтр питания.

Значение коэффициента усиления каскада выбрано около 40 дБ. В I этом случае в качестве источника входного сигнала может служить (микрофон. Если предполагается использовать линейный выход звуко- I воспроизводящего оборудования, значение коэффициента усиления I рекомендуется снизить до 6 дБ. Номинал резистора R7 при этом дол­жен быть 22 кОм.

Установив джампер SW1 к входу ревербератора, можно подклю­чить электретный микрофон. Резистор R1 ограничивает ток питания электретного микрофона. При использовании динамического микро­фона или линейного выхода звуковоспроизводящего устройства, I джампер SW1 должен быть снят. Резистором R11 регулируется уро­вень сигнала, снимаемого с выхода предварительного усилителя.

Дальнейшая обработка сигнала происходит в специализированной микросхеме НТ8970 (DA3) фирмы Holtek, на базе которой и выполнен модуль ревербератора. Микросхема состоит из следующих функцио­нальных блоков: предварительного усилителя, VCO-генератора, уп-

ЯШЯЯШ 141

Рис. 2. Электрическая схема электронного ревербератора

равляемого напряжением, статического ОЗУ объемом 20 Кбит, АЦП и ЦАП, блока логики и блока начальных установок. С помощью встрое! ного ОЗУ формируется задержка входного сигнала от 30 до 300 мс в зависимости от сопротивления подстроечного резистора R13, подклю­ченного к выводу 6 (VCO).

Установка режимов «эхо» — «объемный звук» производится джам- перами SW2, SW3. В первом случае джампер SW2 должен быть зам­кнут, а джампер SW3 установлен в положение 1—2. Изменение коэф­фициента обратной связи с помощью резистора R23 определяет глуби­ну эффекта. Во втором случае джампер SW2 разомкнут, джампер SW3 установлен в положение 2—3.

Стабилизатор напряжения DA2 включен по стандартной схеме.

Подключение внешних цепей к блоку: напряжение питания пода­ется на контакты ХЗ (+) и Х4 (-). Входной сигнал подается на контак­ты XI и Х2. Выходной сигнал снимается с разъема ХР1 типа «тюль- . пан». Выход устройства может быть подключен к входу усилителя мощности или последующему каскаду обработки сигнала.

Сборка электронного ревербератора

Перед сборкой электронного ревербератора внимательно озна­комьтесь с приведенными в начале этой книги рекомендациями по монтажу электронных схем. Это поможет избежать порчи печатной платы и отдельных элементов схемы. Перечень элементов набора при­веден в Табл. 1.

Таблица 1. Перечень элементов набора NM2061

Позиция

Характеристика

Наименование и/или примечание

Кол-во

С1

0.47 мкФ

Конденсатор, 474 — маркировка

1

С2

0.68 мкФ

Конденсатор, 684 — маркировка

1

СЗ, С8, С12

220 мкФ,16…25 В

Электролитический конденсатор

3

С4

1 мкФ, 16…25 В

Электролитический конденсатор

1

С5

22 мкФ, 16…25 В

Электролитический конденсатор

1

С6

39 пФ

Конденсатор, 390 — маркировка

1

С7, С11, С15, С16

0.1 мкФ

Конденсатор, 104 — маркировка

4

С9, СЮ, С14, С23

4.7 мкФ, 16…25 В

Электролитический конденсатор

4

С13

5600 пФ

Конденсатор, 562 — маркировка

1

С17, С18, С21

560 пФ

Конденсатор, 561 — маркировка

3

С19, С20

0.047 мкФ

Конденсатор, 473 — маркировка

2

С22

0.033 мкФ

Конденсатор, 333 — маркировка

1

С24, С25

10 мкФ, 16…25 В

Электролитический конденсатор

2

DA1

4558/358

ИМС ОУ, корпус DIP-8

1

DA2

78L05

ИМС стабилизатора 5 В, корпус ТО-92

1

DA3

НТ8970

ИМС ревербератора, корпус DIP-16

1

Rl, R15, R16, R20

ЮкОм

Коричневый, черный, оранжевый*

4

R2, R4, R5, R8, R24

4.7 кОм

Желтый, фиолетовый, красный*

5

R3.R9

1 кОм

Коричневый, черный, красный*

2

R6, R10

47 кОм

Желтый, фиолетовый, оранжевый*

2

Продолжение

Позиция

Характеристика

Наименование и/или примечание

Кол-во

R7

560 Ом

Зеленый, синий, коричневый*

1

R11.R23

22 кОм

Подстроечный резистор

2

R12

100 кОм

Коричневый, черный, желтый*

1

R13

47 кОм

Подстроечный резистор

1

R14, R19, R21, R22

15 кОм

Коричневый, зеленый, оранжевый*

4

R17

12 кОм

Коричневый, красный, оранжевый*

1

R18

13 кОм

Коричневый, оранжевый, оранжевый*

1

 

МКЭ

Микрофон электретный

1

ХР1

К 366G (RP-4)

Разъем аудиовхода

1

SW1, SW2

PLS-40

Разъем штыревой, 2-контактный

2

SW3

PLS-40

Разъем штыревой, 3-контактный

1

 

 

Съемная перемычка (джампер)

3

 

ED500V-2×5

Разъем клеммный, 2-контактный

2

 

 

Разъем питания

1

А2061

64×56 мм

Плата печатная

1

•Цветовая маркировка резисторов.

На Рис.3 показано расположение элементов на печатной плате электронного ревербератора. Отформуйте выводы элементов, устано­вите элементы на плату и припаяйте их выводы; при этом установите сначала малогабаритные, затем все остальные элементы. Обратите внимание на то, что все постоянные резисторы устанавливаются на плату вертикально.

После сборки убедитесь в отсутствии ошибок монтажа. Особенно внимательно проверьте правильность установки микросхем и электро­литических конденсаторов. Конструкция предусматривает установку платы в корпус, для этого в ней сделаны монтажные отверстия под винты. Для удобства подключения питающего напряжения и источни­ка сигнала на плате предусмотрены посадочные места под штыревые контакты или клеммные винтовые зажимы.

Перед включением ревербератора установите джамперы SW1, SW2 и SW3 в нужные положения. Подайте напряжение питания. Под- строечными резисторами Rll, R13 и R23 установите соответственно необходимые уровень и время задержки сигнала, а также глубину эф­фекта «эхо».

Рис. 3. Расположение элементов на печатной плате электронного ревербератора

Возникающие при сборке проблемы можно обсудить на конферен­ции сайта http://www.masterkit.ru, а вопросы можно задать по адресу: infomk@masterkit.ru.

Наборы NM2061 и другие наборы из каталога МАСТЕР КИТ мож­но приобрести в магазинах радиодеталей или на радиорынках.

nauchebe.net

Интересная особенность PT2399. | Корзина

Принесли активный микшер Phonic POWERPOD 408 c жалобой — «что-то грелось и воняло».   Сняв крышку — сразу увидел источник вони — начисто выгорел резистор на плате «процессора эффектов».  Резистор стоит в цепи, подающей напряжение от БП на вход 5-ти вольтовой КРЕНки, установленной на плате эффектов.  Очевидно — было превышение потребления тока.  Померяв тестером отсутствие «коротышей» на линиях питаний, а также соответствия напряжений блока питания заявленным (+-15В и другие), решил заменить резистор и попробовать включить.

К тому времени была нагуглена схема, откуда взят номинал резистора — 100Ом. Кстати, на схеме он был обозначен 5-ти ваттным,  в реальности стоял 0.125Вт (если никто не менял ранее).

Поставил, включил.. Дыма нету.  Подал сигнал — играет.  Стал задействовать эффект — нету.  Плата эффектов собрана на специализированной популярной микросхеме PT2399, представляющей собой «Echo audio processor».  Такая же микросхема была куплена мной уже давненько для одной из поделок — но никак не доходили руки. Сейчас нашел, заменил — появилось эхо. Вернул старую — нету эхо. Включил еще раз — появилось эхо. И так несколько раз — то эхо есть, то его нет.   Также заметил что когда «эха» нет — микросхема греется, и при этом ощутимо греется тот резистор в первичной цепи КРЕНки.  Очевидно, подобным образом резистор и сгорел.

Гугль подсказал интересную вешь… На одном из форумов обсуждения гитарных самоделок участник форума описал подобное поведение — и работу микросхемы «через раз», и повышенное потребление тока в случае незапуска эффекта…  Там же он и написал найденное решение — закоротить аналоговую и цифровую земли микросхемы!  Действительно, по даташиту — эти линии, являющиеся соответственно «землями» аналоговой и цифровой части схемы, должны быть соединенными в одной точке. По схеме микшера я нашел лишь соединение их конденсатором.  Притом почему-то это иногда работало, иногда нет (может «ушли» параметры конденсатора?). Некоторые дискуссии на форумах упоминали что дескать внутри микросхемы земли соединены 10-омным резистором, и что допускается использовать без непосредственного соединения земель (не нашел правда зачем). Но всё же в большинстве схемах и разводках печатных плат земли таки соединялись (а так и просятся, расположены рядом — 3-й и 4-й вывод).  В результате, поставив перемычку, получил стабильный запуск и работу «процессора эффектов», нормальное потребление и вследствие чего нормальную температуру гасящего резистора, который впрочем установил хоть не 5 ватт как на схеме, а 2 Ватта, который попался под руку.

Вот такая вот была ситуация со странной схемотехникой (недокументированной в даташите). Не до конца понятной осталось причина такого решения разработчиков, а также почему сначала оно вероятно работало нормально и по такой схеме… Возможно, перемычка где-то таки есть на плате, возможно нарушилась — проследить по дорожкам не успел, спешил отдать аппарат  владельцу.

 

recyclebin.com.ua

Срывая покровы. Совсем не коротко о делеях. Часть первая.

О своем желании делать серьезный цифровой делей, помнится, писал ещё в конце 2011 года. Но реально приступить к проектированию смог значительно позже. Как ни как, надо было подучиться, с программированием я был на «да, мой господин», и с нуля осваивал очень многое: мышление, технологии, принципы, синтаксис языка… В общем, Продукт готов, и в один прекрасный день, в диалоге с одним музыкантом, я понимаю, что есть реальная необходимость объяснить почему же он получился именно таким, какой он есть.

В данном материале я постараюсь подробно рассказать о процессе проектирования, ещё раз рассказать о различных технологиях получения задержки сигнала, как обычно кинуть камень в огород капиталистов и дать понять почему не стоит бояться слова «цифра» даже любителям олдфажины (к коим, кстати, я причисляю и себя).Глава первая. Прозаическая.
Начав учиться в ВУЗе, я с первых дней стремился собрать команду или попасть в готовую. Играл при этом я всегда неважно. У меня был крайне ретрограндый вкус и узкий музыкальный кругозор (интернеты тогда ещё не завезли). Слушал бойзбэнды, такие как Led Zeppelin, Pink Floyd и Dire s’Traits. По MTV уже всё реже показывали клипы и самым ярким воспоминанием детства для меня остался Aerosmith – Pink, увиденный однажды по телеку. Позже были группы Сливки, Звери и прочая блюзня. Мой мозг воспринимал в основном около-блюз. Позже, когда открыл для себя Arctic Monkeys, был дико опечален, услышав всё те же избитые конструкции…

Так вот, играл я неважно, потому как два фактора влияли на моё развитие:

1. однажды услышанный факт, что Ричи Блэкмор писал классические альбомы DP методом гитара-шнур-Маршалл. Моё неокрепшее сознание дико поразил сей, кажущийся очевидным факт, настолько, что очень долго я занимался тем же. Чуть позже, услышав Gibson ES-335 воткнутый в VOX AC-30 на записи Deep Purple Orchestra 1969, мне окончательно сорвало крышу. Так появился у меня Ibanez ASF-75T-TRD. Произошло это параллельно с другим событием: в возрасте 18 лет на каком-то сайте я увидел схему усилителя Fender 5f4 SuperAmp. Меня поразила кажущаяся простота и, посчитав, что бюджета в 4000 руб (в ценах 2007 года) достаточно, я, не зная вообще ни черта о конструировании усилителей и, более того, просто об электронном оборудовании стал искать элементную базу, лазить по буржуйским сайтам и читать, много читать. Благо, на втором курсе физфака мне объяснили как работает резистор, конденсатор и транзистор (богомерзкий на тот момент), выдали математические модели их работы, формулы и дальше я сам разобрался как работает ламповый усилитель. Разумеется, со сборкой мне помогли. Один замечательный человек показал как надо паять, рассказал где взять шасси, но основную работу я выполнил сам: проектную, дизайнерскую и сборку. Кстати в тот раз я собрал трушно – прям Point-To-Point. Звук был далек от совершенства, просто потому даже, что схема была крайне примитивной, но тут был заложен фундамент, а усилитель я в последствии перебирал с нуля ещё семь раз и, думаю, буду перебирать и дальше.

Так я научился беречь полученное звучание, несчастные гармоники и герцы. Впервые взял в руки паяльник. Доходило до того, что на любое мало-мальское мероприятие я таскал с собой свой кабинет 2х12 с Гринбаками внутри и свою голову. Это был мой звук, а мой звук всегда со мной!

Далее, как не сложно догадаться, я только стал погружаться в электронику, всё меньше внимания уделяя технике звукоизвлечения и музыкальному мышлению. Не жалею.

Глава вторая. Творческая.
Итак, вот я решил, что пора бы, Джимми, родить уже толковый делей. Причем такой, чтобы можно было ну, хотя бы пару десятков собрать. От этой мысли и будем отталкиваться, возьмем и посмотрим что есть сейчас на рынке. С одной стороны, как таковых технологий не много, доступных для эффективной эксплуатации ещё меньше. Но стоит заметить, в сравнении с 2007 годом, ситуация значительно лучше. В отечественных Интернет-магазинах теперь даже можно приобрести BBD чипы. Кажется, у SMB были те самые MN3005. Цены, разумеется аховые. Для серийного производства не катят. У сетевых поставщиков электроники, не найти даже их. У них свой потребитель, так что педал-мэйкеру в России живется, стоит сказать, не сладко. Почти всё приходится тянуть из-за бугра. Из доступных на местном рынке технологических решений – караоке-чип. Их сейчас на каждом углу продают ведрами, ибо потребительская электроника. Когда то по 60 руб, сейчас не знаю. На западе вообще по доллару. Можно ведрами брать. И тут летит первый камень.

Караоке-чип
Не секрет, что большинство педалей (процентов 95) производят на базе РТ2399. От этого может сложиться фальшивое мнение, что всё потому, что он дает «тот самый теплый ламповый плед звук», но всё проще значительно, ибо: во-первых он непристойно дешев (привет DBD за три сотни зелени), во-вторых вариантов его применения не так много. Все делеи на его основе – вариации даташитовой схемы с припарками. Минимум творчества, максимум бабла. Есть, разумеется, Echobase, Wampler Faux Tape Echo (кстати, в названии Analog Delay слово Faux – фальшивый, появилось совсем не сразу. Ах ты проказник, Браян), есть даже сотни педалей у Mid-Fi Electronics, большинство которых вертится вокруг одной идеи, как я понял. В этих трех педалях мозг всё-таки напрягали чуток. Милашка Carl Martin так вообще делает с ним tap-delay за те же три сотни зеленых. Но такие действительно крутые штуки, вроде Oohlala Quicksilver Delay всегда остаются в тени, не имея возможности конкурировать. А ведь делей в те времена был просто чумовой. Наверное, единственный адекватный на адекватных кишках среди бутиков.

Можете справедливо заметить «но ведь звучит!». Ну ок, звучит. При этом шипит и поганит звук заметно. При попытке выжать хоть какое то приличное время задержки получаешь шипение и стоны подыхающего АЦП. Кстати, именно в попытке минимизировать этот эффект прикручиваются эти фильтры, выпиливающие из хвостов верха. Особо творческие личности лепят в схему компандеры (такая штука необходимая аналоговым чипам задержки, чтобы с ума не сойти от чересчур мощного сигнала на входе). Ну шоб ваще как аналог, только не аналог, да и шипеть продолжает. Субъективно звук хвостов без верха звучит умиротворяющее мягко. Помнится, по педальной молодости собрал Rebote Delay 2.5 (DBD тогда ещё не было хехехе) и пошел искать клиента на эту погремушку. Народ был в восторге. «Она так мылит хвосты, ну прям как лента» — говорили люди ни разу не слышавшие ленту своими ушами. «Так тепло звучит». Я кивал и лукаво молчал, что не имея иной возможности, поставил туда дешевые китайские конденсаторы, которые тупо не пускали через себя даже гитарный спектр частот. Зато звучит.

Ладно, в свою защиту, продавал я их тоже очень дешево. Да и собирал стараясь. Один такой делей после концерта даже умудрились свизднуть у счастливого обладателя. Воспринял как комплимент.

Рис.1. Блок-схема PT2399

А, собственно, почему же они так отвратно обращаются с нашим нежным гитарным саундом? Всё просто, хитрые самураи, которые придумали эти чипы для своих целей, а именно, караоке-машин, не планировали гонять их на таком времени задержки. Вообще, прибор достаточно занятный и удобный. Его то, что называется, спроектировали для использования в аналоговых схемах – просто добавляешь обвес из пассивных элементов и можно обращаться с микросхемой, как с черным ящиком, в который звук прилетает, а вылетает с задержкой. То есть, на борту (Рис.1) есть всё необходимое – аналого-цифровой преобразователь, некий контроллер потоков, управляющий потоком оцифрованных сигналов, контроллер доступа, выбирающий откуда из памяти выдирать сигнал и отправлять на выход, собственно сама память и цифро-аналоговый преобразователь. Сказка!

Рис.2. Таблица режимов работы микросхемы PT2399

Но вернемся к слабым сторонам. Если посмотреть на даташит (Рис.2), то отчетливо видно, что документируемый диапазон заканчивается в районе 330мс. Кристалл маленький – особо много памяти на нём на разместишь (да и не планировали, стоит сказать), это означает, что загнать в него можно сигнал оцифрованный с низкими показателями битрейт/частота дискретизации. Давайте прикинем. Есть технологический стандарт 44.1кГц/16 бит, который берется из соображений, что наше ухо воспринимает сигнал достоверно только, если частота дискретизации в два раза выше частотного диапазона этого сигнала. То есть 44.1 кГц позволяет достоверно передавать сигнал в диапазоне 0 – 22,05 кГц. А собственно, что есть частота дискретизации? Если не в курсе, то это «количество раз, какое опрашивается считываемый аналоговый сигнал на входе преобразователя за одну секунду». То есть 44 100 раз в секунду. Битность же определяет точность, с какой будет определена амплитуда аналогового сигнала. Грубо говоря, представьте её не в виде вольтов или децибел, а некой безразмерной единицы в десятичной системе от нуля и до, скажем 255, что будет соответствовать 8-битному диапазону. Спектр гитарного сигнала имеет достаточно сложную форму и очень далек от идеальной синусоиды. Всякие обертона, призвуки усложняют форму волны. А если ещё он был искажен жужжалкой, то получай дополнительный спектр гармоник. Соответственно, дабы его обработать со значительной долей достоверности, нужно часто и точно определять уровень сигнала на входе преобразователя. Т.е. чем выше соотношение частоты дискретизации и битрейт, тем всё круче играет. Для справки, 16 бит – это 65 535 точек. Именно с такой точностью будет интерпретироваться входящий сигнал. Довольно таки немного, правда? Для сравнения, повышение битрейта до 24 бит позволяет уже оперировать совсем фантастическими числами, а диапазон расширяется до 16 777 215 точек. Стоит сказать, что и памяти для хранения одной секунды такого оцифрованного сигнала понадобиться очень много. Представьте, что 44 100 раз в секунду АЦП отправляет на обработку 16 битное число. Это означает, что для хранения одной секунды оцифрованного сигнала нам понадобится:

44 100 * 16 = 705 600
бит памяти. Напомню, что 8 бит составляют один байт – более привычную единицу измерения, т.е. это будет 88 200 байт. По сути 88,2 кБайта. Да, в современных компьютерах используются гигабайты оперативной памяти, да и процессор оперируют просто невероятными объемами данных, но напомним, что в компьютере стоит несколько плашек, содержащих иногда по восемь/шестнадцать специализированных чипов памяти, да и плашек этих можно обычно около четырех натолкать. А у нас маленькая микросхемка на руках. Размеры которой всего 4х10 мм. Можно было бы ещё упомянуть, что для наших целей многовероятно подойдет только статическая память, в то время как в компьютерах используется динамическая. А статическая это вообще нынче геморрой – не популярна и дорога, но это отдельная лекция всё же.

Рис.3. Первая страница даташита PT2399

Так вот, срывая покровы надо, разумеется, сослаться на даташит PT2399, в котором, кстати, явно не указана частота дискретизации встроенного ЦАП/АЦП, не указана так же и битность (Рис.3). Просто скромно сказано, что есть у нас 44 кбита памяти и всё. То есть в 16 раз меньше чем то число, что я указывал ранее. Как так получается? Очень просто. Ведь никто и не планировал хранить там секунду времени. По даташиту скромно предложена таблица с максимальным указанным временем 342 мс. А предполагаемый рабочий диапазон и того в два раза меньше. Берем его из того расчета, что THD (по сути коэффициент искажения сигнала, а незаметно уху остается искажение не более 0,5%) указанный в самом начале справедлив для значений времени задержки от 171мс и меньше. Это и есть то время, на котором его планировали использовать. Если его превысить сигнал искажается слишком сильно. Появляется множество т.н. артефактов. Но, даже если прикинуть, что мы планируем хранить 171 мс с минимальным качеством 44,1кГц/16 бит, то получим

44 100 * 0,171 * 16 = 120 657,6 бит.
А в данном чипе памяти в три раза меньше. Стало быть, и битность и частота дискретизации там урезаны значительно. Факт остается фактом. Никто точно не знает как именно происходит процесс оцифровки в этом чипе и какое конкретно соотношение параметров используется.
Так же обратите внимание, что уже при времени задержки 342 мс THD составляет 1% и, судя по всему, дальше будет расти экспоненциально, т.е. что там остается от сигнала при времени 660 мс страшно представить. Ага, те самые шумы субъективно воспринимаемые некоторыми как аналоговая вкуснота. А Echobase ведь выдает на этом чипе вообще почти секунду. В принципе сея конструкция продолжает работать только за счёт того, что выпилены почти все верха и проходит только середина, часть низов. Ну по сути как в аналоговых делеях.

Ещё одним минусом можно указать отсутствие управляем внутренней обратной связи. Т.е. чтобы получить более одного повтора необходимо задержанный сигнал перевести в аналог, прогнать по аналоговой цепи фильтров обратно ко входу чипа и снова оцифровать (Рис.4). Фильтр, повторюсь, убивает звук, как и лишние процедуры АЦП-ЦАП. Всё это дико калечит исходный тон.

Рис.4. Блок схема простейшего делея на базе PT2399

Очевидная экономическая выгода даже породила т.н. кирпичи – это масштабная такая конструкция, которую выпускает известная компания, ныне принадлежащая корейцам Belton. Кирпич включает в себя три таких микросхемы в параллели, которые используются для эмуляции пружинного ревербератора. Изначально была в malekko Spring Chicken, затем в EQD – Ghost Echo, потом уже подхватили остальные производители. Тут её применение более оправдано, поскольку, для генерации реверберации используются достаточно небольшие задержки. Но всё равно, сама идея кажется достаточно зверской и не практичной – использовать три микросхемы там, где справилась бы одна. Но цена даже трех таких чипов будет ниже цены любого самого простого DSP. Стоит заметить, что malekko позже сообразили таки собственную версию сего чуда в микропедали под названием Spring. То есть просто использовали эти микросхемы без кирпича.


BBD
Это вообще очень болезненное место. Его трогать не рекомендуется ни при каких. За это можно прослыть «не тру», огрести люлей мифических и отправиться в баню. Но, всё же давайте всерьез рассмотрим сею нишу. Напоминаю, мы по сути one-man company, бюджеты и размахи соответствуют. Стало быть, вагон комплектухи купить, допустим сможем, но вот продать действительно сложный, дорогой и интересный аппарат на их основе это задача уже десятая. А тут тем более BBD. Представим просто базовую схему делея на аналоговых чипах. Он обязан в себя включать: входной буфер, компандер, собственно BBD микросхемы, генератора тактирующий режим работы BBD-чипа, выходной фильтр и выходного буфера/миксера в одном лице. Это самый «простейший» аналоговый делей. Мы, при этом опустили фурнитуру, коммутацию и даже не приняли в расчет всякие прелести вроде тапки, синхронизаций и прочих чудес современности. Начнём с главного, если мы хотим делать «вентаж», то целимся на какие-нибудь микросхемы вроде MN3005, скорее всего MN3205, а вероятнее всего вообще MN3208.

В чем суть. MN3005 из этого списка позволяет работать с наибольшим динамическим диапазоном (headroom). При этом MN3005 содержит 4096 ступеней задержки, как и MN3205, что в два раза больше, чем у MN3208, у которой их 2048. Другими словами, по паспорту, одна микросхема MN3005 рассчитана на максимальное время задержки сигнала в 205 мс. Та прозрачность, которую обычно нахваливают в DMM на MN3005 образуется за счёт повышенного динамического диапазона, позволяя несколько чище обрабатывать звук, сравнительно с MN3205 и MN3208. Дешевле 15$ MN3005 я не встречал в свободном доступе. Чтобы получить более-менее адекватный диапазон в 600-660 мс их нужно две. 30$ для одной педали и это только две микросхемы. Конечный ценник будет в районе 300$. В России такого не простят. Остальные микросхемы из списка отличаются полярностью питания и несколько меньшим значением headroom. Плюс ко всему, дабы полностью раскрыть все прелести возможных конструкций придется использовать нестандартное повышенное питание в 15 вольт. Задача то решаемая с участием современных DC/DC преобразователей, но это дополнительные геморрои с конструированием и дополнительные расходы.

Ну да ладно. Представим, что мы живем в сферическом мире в вакууме. У нас есть вагон бесплатных микрух и мы можем поделиться радостью с соотечественниками, выпуская педали ценой ну в 150$ максимум. Всё ещё сравнительно дорого, да? Ведь есть всякие Carbon Copy, Memory Toy. И мастадонтам педального рынка мы привыкли доверять как-то больше, так что «сходите в сад пока». Вот если бы 100-125$, то другое дело, конечно. Впрочем, я не то хотел сказать. Предлагаю задуматься над технологией, которой уже не меньше 50 лет. Зарядовые связи… конденсаторы, подключенные параллельно… брррр. Зачем? Да-да-да, я помню про теплый ламповый, разумеется. Но если производители божатся, что PT2399 дает тот же спектр шумов и, о боги, звучит копейка-в-копеку зачастую? (тролл-фэйс-пикча).

А теперь давайте задумаемся как это всё работает. Сигнал со входа педали нельзя напрямую послать в BBD чипы. Дело в том, что гитарный спектр сильно неравномерный и обычно амплитуда низких частот заметно выше амплитуды высоких частот. Чтобы уравнять эту несправедливость можно поставить фильтр высоких частот. Но при всём при этом резкий скачок амплитуды остается всё ещё очень опасным для BBD. Его не так сложно повредить, а в лучшем случае он просто начнет сходить с ума. Для целей предотвращения таких дел ставится компандер. Он состоит из двух половин: компрессора и экспандера. Соответственно, на входе ставится компрессор, который будет сжимать динамический диапазон, чтобы сигнал можно было затолкать в BBD, а на выходе потраченный динамический диапазон восстанавливают при помощи экспандера. Кстати, на мой вкус, компрессор на входе очень даже ничего так. Повторы получаются более собранные, более плотные. Объем совсем другой, а ведь именно на него обычно и ссылаются любители аналоговых задержек. При этом обратим внимание, что сигналу предстоит пройти через два BBD-чипа. В принципе, с точки зрения схемотехники, ничего такого, но я человек не лишенный скепсиса. В два раза больше чипов – в два раза больше грязи. BBD задумывались не для аналогового сигнала, не таких времен задержки. Так что ничего удивительного, что они по определению калечат звук. После прохождения через всё это изобилие приборов, сигнал обрастает всевозможными рабочими шумами, которые теперь надо вычистить. По факту это белый шум где-то в диапазоне верхних частот. Так что просто ставится фильтр, который выпиливает верхние частоты напрочь.

Таким образом, любая попытка выстраивать на них прибор – снова борьба за костыли, придумывание каких-то хитрых фильтров, которые по сути делают все одно и тоже – урезают частотный диапазон проходящего через них сигнала, в попытке вырезать шумы, всегда образующиеся внутри BBD чипов, из полезного сигнала. Такая уж технология. Ничего тут не попишешь. С обратной связью тут та же фигня, но на пути сигнала в этот раз будут стоять только сами чипы и компандер. Процедуры ЦАП/АЦП нет, но фильтры и компандер, как собственно, и сами BBD при каждом прохождении только добавляют шумов и душат сигнал.

Рис.5. Блок схема простейшего делея на базе BBD

Вообще, хочу отметить н-ое количество возможных путей работы на этом поле. Есть такая контора coolaudio. Они выпускают чипы V3205 – по сути это просто свежие, только-только испеченные на заводе аналоги MN3205. Без приставок «современные», «обновленные». Ничего такого. Они даже в качестве даташитов на них распространяют сканы тех самых NOS чипов от Панаслоника. Причин, почему они не скопировали MN3005, лично я не знаю. Но, в принципе, цена у них не такая уж коварная. Их проще использовать со стандартным питанием примочек. Я бы с удовольствием сделал для них генератор на микроконтроллере, сразу же со встроенным тап-темпо и ещё какими-нибудь современными вкусностями. Так, например, поступили JHS с их большой Пантерой. Ценник соответствует. И, в принципе, цена и должны быть такой у прибора с таким функционалом. Признаю это при всей моей личной ненависти к сей конторе. Но опять же, в России никто бы не взял прибор отечественного производства за такие деньги у мало известной конторы, коей Walker A&E и является. Даже, если бы я проглотил бы весь бюджет на написание программного обеспечения и, как обычно, брал бы за педали по минимуму: грубо говоря, за комплектуху + небольшой бонус за сборку. Так что как вариант рассматривать этот путь всерьез пока не имеем смысл даже по экономическим причинам.

DSP
Как выяснилось из диалога с тем музыкантом (см. начало), народ испытывает мифический страх перед этим словом. Почему мифический? По той же причине, по какой мне не понять сути этого страха. Он же необоснованный. Более того, человек выразил своё личное мнение, что вот как раз популярность у бутиковых педалмейкеров PT2399 создает то самое ничем не мотивированное доверие к караоке-чипам, а вот слово DSP вызывает ужас. При всём при этом почему-то Strymon вполне себе котируется. В общем, давайте рассмотрим эту технологию и заодно кинем ещё мешок камней.

В основе делеев на DSP лежит микросхемка, простейшие задачи которой может выполнять даже микроконтроллер. Давайте представим себе простейший делей на DSP. Он будет состоять из входного буфера, АЦП, DSP, ЦАП и выходного буфера/миксера. Вообще DSP, если кто не знает, означает Digital Sound Processor. То есть это микросхема, которая функционально предназначена обрабатывать оцифрованный звуковой сигнал. Выражается это в специфическом наборе команд необходимых для обработки оцифрованного звука. То есть, каждый микроконтроллер, DSP или процессор в компьютере от рождения умеет выполнять строго определенный создателем набор действий. Это могут быть математические операции, как целочисленные, так и над числами с плавающей запятой – дробными, логические операции, некие специальные функции, а так же такие специфические, как например Фурье-преобразование, которые обычно и нужны для обработки всевозможных сигналов. На основе этого набора и строятся алгоритмы программ. В случае самого простого делея – повторялки нужно просто взять пришедший сигнал (они тут идут порциями и каждая порция одинаковой длины называется словом), положить его в память, а потом вынимать из памяти нужное количество слов, которые будут образовывать в случае последовательного чтения, фрагмент записи, и посылать его на выход. Тут особого ума не надо. Программа займет совсем немного строк кода и с такой задачей справится самый простой микроконтроллер. Чудеса же начинаются, когда ты хочешь добавить вкусности всему процессу. Например, я ничего не сказал об изменении времени задержки. В простейшем примере она фиксированная. Для того, чтобы влиять на этот параметр нужно взять аналоговый элемент – потенциометр, например, подключить его особым образом и опрашивать значение напряжения, которое он будет передавать нам на обработку. Дело в том, что потенциометр по сути является делителем напряжения. И если его подключить одним концом к питанию, а другим к земле, подвижный вал будет выдавать на третий контакт некое значение в промежутке от нуля до напряжения питания в зависимости от угла поворота. Это напряжение и используется в процессорах для изменения параметров. Значение считывается и оцифровывается. Здесь такая высокая точность не нужна, так что справляется значительно более простой АЦП модуль, обычно встроенный в процессор. Правда, бывает и так, что приходится использовать дополнительный внешний контроллер, чтобы передавать внутрь DSP необходимые параметры в цифровом виде. Это бывает в тех случаях, когда DSP не снабжен необходимым аппаратным комплексом для обработки потенциометров. Так вот, код усложнится. После чего мы, например, захотим добавить ещё и регулировку повторов. Потому что в простейшем случае у нас не было обратной связи – участка цепи, который бы возвращал задержанный сигнал, суммировал его с ещё необработанным новым семплом и посылал бы его обратно на задержку. А ведь именно так и формируется более одного повтора. Вся прелесть в том, что цифровая обработка позволяет делать эту операцию внутри чипа, не производя лишних операций ЦАП-АЦП. Можно прям в цифровом виде гонять нолики-единички от памяти до DSP, а информация, которую они несут, совсем не пострадает. Преимущество на лицо – фильтры, которые используются на входе АЦП и на выходе АЦП обычно почти не влияют на слышимый ухом частотный диапазон, оцифрованный же сигнал не страдает, пока над ним не начинаются преобразующие операции. Так что количество деградирующих операций сведено до минимума.

Рис.5. Блок схема простейшего делея на базе DSP

Обычно при помощи стандартного набора команд любого DSP можно дописать цифровую эмуляцию аналоговых фильтров, которые сузят частотный диапазон точно так же, как это делают аналоговые или караоке-делеи. В сущности, при должном желании можно эмулировать и все остальные процессы, как то: шумы, компрессию, модуляцию, растягивание старой пленки на ленточном делее. Главное, придумать как это описать с помощью простейших команд и реализовать в языке программирования.

Так если всё так круто, то почему мы не наблюдаем прилавки заваленные оригинальными крутыми делеями? Причин несколько. В первую очередь – хороший цифровой делей это недешево (привет, analog-voiced boutique delay за 300 зелени). Плюс ко всему, рынок сейчас, как ни удивительно, не предлагает комплексных решений для наших задач. Если есть голые DSP, то для них обычно нужно ещё закупать и программировать дополнительно управляющие микроконтроллеры, а это человеко-часы. Нужно дополнительно использовать внешнюю память (напоминаю, что чтобы хранить большое количество данных – длинную запись сэмпла – нужно иметь в распоряжении не малый объем памяти). Причем, если быть кратким, память бывает двух видов: динамическая и статическая. Статическая не бывает довольно большого объема и обычно достаточно дорога, но с нею проще работать. Динамическая дешева и доступна, но чтобы с нею работать нужно либо значительно усложнять код программы, либо вообще лепить ещё один внешний контроллер. А это ещё большие расходы и усложнение схемы.

Например, есть DSP от компании Wavefront AL3201. Крутая штука, если задуматься. Работает с 24-битными сигналами. Всё круто, но по факту она не задумывалась под авторские алгоритмы. Подсунуть их ей можно, но они будут не вариабельны – на их параметры невозможно влиять и уже подсунуть их ей задача не из легких. Опять же нужен для этих целей внешний контроллер. У неё есть зашитые во внутреннюю память алгоритмы от производителя, которые и предлагается использовать as is. Например, на основе этой микросхемы собирается dr. Scientist RRR. Про решения высшего порядка я скажу вкратце. Например, чтобы разработать устройство на основе DSP SHARC от Analog Devices, которые стоят во всех педалях Strymon, придется отвалить такие деньги, что не расплатятся даже мои дети. Суть в том, что нужно купить DevKit – плату разработчик, среду разработки и лицензию на использования языка программирования под эти чипы. Такие расходы себе может позволить только оооочень серьезное предприятие.

Сейчас стали доступными решения, позволяющие оцифровывать и восстанавливать сигнал с феерическими показателями в 96 кГц/24 бита. Для этого приходится ворочать огромными объемами данных (1 секунда = 2 304 000 бит), но ведь и для этого появились сравнительно доступные (стоит понимать, что я подразумеваю под словом «доступные» десятки долларов в сумме за набор чипов, что просто копейки для профессионального оборудования по сути. С караоке-чипами конкуренции не предвидится) компактные и энергоемкие вычислительные системы. И тут появляется вторая причина: для того, чтобы собирать на их основе даже простейшие делеи надо уметь значительно больше, чем разводить плату в редакторе и тыкать паяльником в олово. Надо читать книги, надо учиться программировать или искать для этих целей людей, которые стоят совсем не дешево. Уметь грамотно ставить перед ними задачу, да и вообще, зачем с таким раскладом, если есть analog-voiced за доллар? Капитализм рулит.

В общем, как я всегда считал, цифру просто надо уметь готовить. Надо понимать, что это не только инженерное решение, а продукт, которым будут пользоваться «люди с ушами». Просто так уж сложилось, что обычно если кто-то занимается производством дорогих педалей, то есть люди, которые понимают звук – контроль качества, есть люди, которые понимают электронику, которые пишут алгоритмы и которые проектируют конечное устройство из всего выше собранного. Создается впечатление, что продуктивное общение у них не всегда складывается.

И тут уже вы имеет полное право спросить меня: «Джимми, так что теперь делать, что же выбрал лично ты?». В общем то это можно было понять по первым словам в этой пасте — выбрал я DSP. Но совсем не простое. Им оказался чип FV-1 от компании SpinSemiconductors. Я очень популярно расскажу о всех его достоинствах и недостатках в последующих постах, расскажу о критике, какая встречается в интернетах. Так же надеюсь вам будет интересно почитать биографию автора этого прибора, которая составила не малую часть моей симпатии к данному продукту. Мне придется закончить на самом интересном месте просто потому что букав уже слишком много и осилит далеко не каждый. Ну а тем же, кто осилил прочтение, надеюсь, содержание пришлось по душе, было почерпнуто что-то новое и любые замечания я с удовольствием приму в виде критике, благо статью эту можно отредактировать в любое время и что-то добавить, что-то убавить.

Спасибо за внимание, Stay tuned for good tunes and awsome tone, folks!

jimmy-walker.livejournal.com