Регулятор тембра схема – Одноэлементный регулятор звукового тембра — Меандр — занимательная электроника

Одноэлементный регулятор звукового тембра — Меандр — занимательная электроника

Читать все новости

Порой для подстройки тембра звука необходимо использовать эквалайзеры, которые имеют множество регуляторов. Описанная схема позволяет подстраивать тембр звука всего лишь с помощью одного регулятора.

Рисунок 1. Простая схема одноэлементного регулятора баланса звукового тембра.

Раньше радиоприемники и проигрыватели почти всегда имели регулятор «тембр», который обычно управлял настройкой грубого фильтра нижних частот. В лучшем случае эти регуляторы могли частично компенсировать потери басов из-за плохой мембраны динамика. Более сложные регуляторы, которые были разработаны для более современной аппаратуры, имеют управление низкими/высокими частотами (Baxandall), параметрические и графические эквалайзеры.

Тем не менее, одноэлементный регулятор тембра часто бывает более удобным для точной установки баланса, чем многочисленные, непрактичные и излишние регуляторы.

На рисунке 1 показана простейшая реализация такой схемы, которая, тем не менее, обеспечивает симметричную зависимость и остается гладкой в центре диапазона регулировки. Перемещая регулятор в одном направлении, одновременно усиливаются высокие частоты примерно на 5,5 дБ и срезаются басы на 23 дБ. Перемещая регулятор в противоположном направлении, аналогично усиливаются басы и срезаются высокие частоты. На рисунках 2 и 3 показаны типичные кривые в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц в логарифмическом масштабе.

Естественно, что для стерео сигналов схема должна дублироваться, а VR1 должен быть сдвоенным элементом.


Так как схема чисто пассивная, то ее просто добавить в конечную схему. Однако для лучших результатов необходимо, чтобы перед ней был источник с низким импедансом (менее 100 Ом), а после нее схема с высоким импедансом (более 250 кОм). При этих условиях потери на центральной частоте (1 кГц) приблизятся к 6 дБ.

Рисунок 2. Амплитудно-частотная характеристика в зависимости от установки 1 для нижней половины диапазона регулировки

Рисунок 3. Амплитудно-частотная характеристика в зависимости от установки 1 для верхней половины диапазона регулировки

Автор: Дерек Бауэрс (Derek F. Bowers), сотрудник Analog Devices, Сан-Хосе, Калифорния [email protected]

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

Предусилитель с регулятором тембра. Схема

Эта система представляет собой простой моно предусилитель с регулятором тембра. Регулировка низких и высоких частот, а также громкости осуществляется с помощью поворотных потенциометров. Устройство характеризуется небольшими размерами, низким потреблением энергии и очень низкой ценой.

Использование двух популярных транзисторов BC547B и несколько дискретных компонентов, позволяет осуществить небольшие расходы на покупку качественных потенциометров. Два таких модуля совместно с применением сдвоенных потенциометров могут успешно работать с любым усилителем, например, мини стерео усилитель 15 ватт.

Принципиальная схема предусилителя с регулятором тембра приведена ниже:


Строительство

Предусилитель может быть собран на данной монтажной плате:

Рисунок в зеркальном отражении:

Расположение элементов на печатной плате:

Плата выполнена по технологии ЛУТ, очередность установки деталей может быть любой. Схема предусилителя питается напряжением 18 вольт  и потребляет около 5 мА тока.

Список деталей:

разъем:

  • 3x ARK2 (не обязательно)

потенциометр:

резисторы:

  • 1x 100 Ом
    1x 220 Ом
    1 х 1к
    1x 3,3к
    3x 4,7к
    1x 5,6к
    1x 22к
    2x 33к
    2x 56к
    1x 150к

конденсаторы:

  • 2x 2,2 нФ
    1x 47 мкФ
    1x 1 мкФ
    3x 10 мкФ электролит
    2x 47 мкФ электролит
    1x 220 мкФ электролит

транзисторы:

источник

fornk.ru

Регулятор тембра звука | Сабвуфер своими руками

В регуляторах тембра обычно обеспечивают изменение уровня выхода (подъем или завал) на частотах 30 Гц и 12 кГц (относительно 1 кГц). Пределы регулировки традиционно ±12 дБ. Вращение ручек регулировки вызывает весьма сильные изменения тембра.Но давайте сделаем такой эксперимент. Установим на генераторе частоту 12 кГц, подключим его на вход усилителя и послушаем чистый тон с небольшой громкостью. Затем увеличим уровень сигнала на генераторе в 4 раза (+12 дБ). Что же мы услышим?
Громкость тона субъективно возрастет в лучшем случае в 2 раза. При неудачном расположении зоны прослушивания слышимый тон при увеличении сигнала может ослабеть или вообще пропасть. Это результат интерференции между прямой и отраженной от стен звуковой волной. Но мы перед этим говорили, что регулировка тембра очень заметно влияет на тембр звучания. Секрет открывается просто. Традиционные регуляторы тембра представляют собой фильтр 1-го порядка с очень пологой АЧХ.

При подъеме частоты 12 кГц на -И 2 дБ, на частотах 5…6 кГц сигнал возрастает на 6 дБ. Чувствительность слуха на этих частотах почти максимальна. Если предложенный эксперимент провести на частоте 5 кГц, то увеличение уровня в 2 раза на слух будет восприниматься усилением в 3-4 раза. Таким образом, поднимая высокие частоты, мы фактически усиливаем громкость в области частот 5 кГц. При этом музыка приобретает визгливый, режущий слух характер, а мы, по наивности, полагаем, что слушаем высокие частоты.

От такой регулировки тембра надо отказаться. Можно предложить три варианта:

  1. Исключить регуляторы тембра ВЧ совсем.
  2. Ограничить подъем на 12 кГц уровнем +6 дБ.
  3. Использовать регуляторы с более крутой характеристикой.

На низких частотах традиционные регуляторы тембра «портят» звучание заметно меньше, чем на высоких. Тем не менее, при подъеме появляется «бубнящий», неестественный звук. На частоте 100 Гц традиционный регулятор тембра создает подъем +6 дБ.
Для преодоления этих недостатков предлагается регулятор тембра с крутым наклоном АЧХ. В нем используются резонансные контуры с повышенной добротностью.

Низкочастотный контур обеспечивает на частоте 100 Гц подъем +3,6 дБ. На высоких частотах использованы 3 разнесенных по частоте контура. В результате АЧХ в полосе от 12 до 20 кГц представляет собой горизонтальную немного волнистую линию. Размах волн — не более 1 дБ. На частоте 5 кГц подъем АЧХ не превышает +2 дБ. Такая АЧХ на слух оптимальна. Дополнительным преимуществом является спад АЧХ за пределами звукового диапазона даже в положении максимального подъема высоких частот.

Это весьма благоприятно сказывается на качестве звучания.
В регуляторе использована известная схема с дифференциальным каскадом на входе. Для лучшей линейности применены полевые транзисторы. Биполярные транзисторы VT2 и VT5 работают в качестве генераторов тока. На выходе — симметричный истоковый повторитель. Максимальный сигнал на выходе (до появления ограничения) — около 5 В. Обратите внимание на то, что регулировка тембра обеспечивает только подъем АЧХ. В левом (по схеме) положении регуляторов R7 и R10 АЧХ становится линейной.

АЧХ на ВЧ формируется контурами с катушками индуктивности L1, L2 и L3. Они намотаны на ферритовых кольцах М2000НМ К18х9х5, проводом ПЭВ-2 00,12 мм. L1 содержит 440, L2 — 345, a L3 — 250 витков. Контура имеют резонансы на частотах 12, 15 и 19 кГц. Низкочастотный контур с катушкой L4 намотан на 3-х склеенных вместе кольцах М2000НМ К20х12х6 проводом ПЭВ-2 00.12 мм. Обмотка содержит 2300 витков.

С помощью генератора и милливольтметра резонансные частоты контуров можно подогнать весьма точно. Для этого контур подсоединяется к движку регулировочного резистора без последовательного с контуром резистора. Изменяя частоту генератора, находим резонанс. При этом уровень сигнала на входе такой, чтобы на выходе было не более 1 В. Частота резонанса подбирается изменением количества витков катушек.

Для облегчения работы (сматывать витки проще) катушки вначале надо наматывать с некоторым избытком. Намотку контуров следует делать очень аккуратно, равномерно и послойно. При намотке кольцо поворачивается в одном направлении. Готовые катушки на плате помещены в стальной экран с толщиной стенок 1,5 мм. Емкость С8 составлена из нескольких параллельно соединенных конденсаторов К73П-3.

С особенностями подбора полевых транзисторов и настройки можно ознакомиться в [1]. Напомню только о том, что начальный ток стока полевых транзисторов должен быть в 1,5…2 раза больше тока в статическом режиме (указан на схеме). Ток транзистора VT4 устанавливается подбором R17, транзисторов VT6, VT7 — резисторами R21, R22. Окончательная настройка режима по постоянному току производится переменным резистором R19 по нулевому напряжению между стоками транзисторов дифференциального каскада.

Регулировка высоких частот при прослушивании музыки с описанным регулятором малоощутима. Это может несколько озадачить слушателя. Где же высокие частоты? Но так и должно быть! Просто мы привыкли появление «визгливого» звука принимать за подъем высоких частот. К сожалению, коэффициент гармоник регулятора тембра не измерялся, но надо полагать, что он весьма низок.

В заключение хочу обратить внимание читателей на то, что схема регулятора соответствует схеме входной части усилителей мощности с дифференциальным каскадом на входе. Для тех, кто строит усилители мощности с таким входом, рекомендую делать регулировку усилителей не по нулевому напряжению на выходе усилителя, а именно по нулевому напряжению между коллекторами транзисторов дифференциального каскада, что означает выравнивание тока в обоих транзисторах.

Это самый простой и эффективный способ снижения нелинейных и интермодуляционных искажений в усилителе мощности. Дело в том, что дифференциальный каскад обладает сравнительно узким динамическим диапазоном входных сигналов. Даже небольшой его перекос «загоняет» транзисторы на нелинейный участок их входной характеристики. Если транзисторы подобраны идентичными, то выравнивание тока одновременно устанавливает нулевое напряжение на выходе усилителя.

www.radiochipi.ru

Просто схема регулятора тембра НЧ и ВЧ

Сегодня у меня какой-то просто сумасшедший день, все получается с первого раза.

Сейчас рассмотрим схему регулятора тембра НЧ и ВЧ. Как наверно вы уже привыкли, я напишу это совсем не сложно

Вот схема регулятора

Использованные детали:

Конденсаторы
C1,5 = 0,022мф
C2,6 = 0,22мф
C3,7 = 0,015мф
C4,8 = 0,15мф

Резисторы
R1,2,5,6 = 47k
R4, 10 = 3,3k
R7,8,12,13 = 470
R9,11 = 4,7k

Красивая схема вышла, регулятор отлично работает, блока питания не требует. Поэтому у вас все получится. Удачи

Постовой Как попасть:

Related Posts

Самодельные колонки. Сателлиты на динамиках 3ГДШ-1

Вынул из телевизоров динамики 3ГДШ-1, чтоб не лежали без дела решил сделать колонки, но так как внешний усилитель с сабвуфером у меня есть, значит, буду собирать сателлиты.

Доработка высокочастотных динамиков 3ГД-31, он же 5ГДВ-1

Всем привет, уважаемые радиолюбители и аудиоманы! Сегодня я расскажу как доработать высокочастотный динамик 3ГД-31 (-1300) он же 5ГДВ-1. Применялись они в таких акустических системах, как 10МАС-1 и 1М, 15МАС, 25АС-109…….

Простое зарядное устройство для гелевых герметичных аккумуляторов на LM317

Здравствуйте уважаемые читатели. Да уж, давненько я не писал посты для блога, но со всей ответственностью хочу заявить, что теперь буду стараться не отставать, и буду писать обзоры и статьи…….

Устройство защиты АКБ от полной разрядки

Здравствуйте уважаемый посетитель. Я знаю зачем вы читаете эту статью. Да да знаю. Нет что вы? Я не телепат, просто я знаю почему вы попали именно на эту страничку. Наверняка…….

Доработка и установка динамика 4ГД-35-65 в аудиосистему 10МАС-1М

И снова мой знакомый Вячеслав (SAXON_1996) Хочет поделится своей наработкой по колонкам. Слово Вячеславу Досталась как — то мне одна колонка 10МАС с фильтром и высокочастотным динамиком. Я долго не…….

malmon.ru

Е.А. Москатов. Пассивный регулятор тембра

Программа «Timbreblock 4.0.0.0» (750кб) позволяющая рассчитывать пассивные регуляторы тембра, предназначенные для работы в составе усилителей звуковой частоты.

Плавные регуляторы двустороннего действия наиболее широко распространены и применяются почти во всех радиоаппаратах 2-го, 1-го и высшего классов (смотрите рис. 1).


Рис. 1. Принципиальная схема пассивного регулятора тембра.

Они позволяют осуществлять как относительный завал, так и относительный подъём частотной характеристики УНЧ в области регулирования по отношению к некоторой условной средней частоте (1000 Гц или 400 Гц). Это даёт возможность формировать с достаточной степенью приближения к идеальным практически любые сквозные характеристики усилителя, необходимость в которых может возникнуть в реальных условиях. Сигналы частоты 1000 Гц, являющейся граничной между условно высокими и условно низкими частотами, в высокочастотный канал регулирования ответвляются незначительно, а в низкочастотном канале достаточно сильно шунтируются конденсатором, поэтому на выходе темброблока после сложения сигналов обоих каналов сигналы частотой 1000 Гц оказываются значительно ослабленными как по сравнению с низкими, так и высокими частотами. Это позволяет утверждать, что, наоборот, сигналы крайних частот усили ваемого спектра после регулятора оказываются «поднятыми», то есть усиленными по отношению к граничной частоте 1000 Гц. Можно легко видеть, что это относительное «усиление» достигается ценой уменьше ния величины сигнала с частотой 1000 Гц на выходе темброблока. На практике же оказывается, что не только сигналы с частой 1000 Гц, но и сигналы граничных частот претерпевают некоторое ослабление, поэтому весь темброблок в целом создаёт потерю уровня сигнала, что является его основным и существенным недостатком. При желании получить глубину регулировки на крайних частотах не менее ±20 дБ, необходимую для усилителей 1-го и высшего классов, приходится мириться с тем, что коэффициент передачи регулятора на частоте 1000 Гц не превышает 0,05. Это заставляет вводить в ламповый усилитель дополнительный каскад усиления (а в транзисторных усилителях иногда даже два каскада) специально для компенсации потери усиления в цепи регулятора тембра.

Скачать справку (100кб)

 

Е. А. Москатов http://moskatov.narod.ru

nice.artip.ru