Ресанта асн 10000 1 эм неисправности – Ремонт и выходной тест стабилизатора напряжения РЕСАНТА АСН-5000/1-Ц — DRIVE2

Ремонт стабилизаторов напряжения сети «Ресанта»

Читать все новости

«Хроническая» нестабильность сетевого на­пряжения стала почти нормой в домах частного сектора. В пиковые нагрузки, особенно зимой, происходит понижение сетевого напряжения до критического минимума. Эти негативные факто­ры вынуждают потребителя приобретать стаби­лизаторы напряжения сети, которые иногда вы­ходят из строя. В этой статье автор делится своим опытом ремонта стабилизаторов напряже­ния «Ресанта».

Рынок стабилизаторов представлен широким спектром торговых марок: Progress, «Штиль», WUSLEY SASSIN, «Ресанта», «Энергия», СПНБ, Solby, «ЩИТ», ТСС, «Калибр», Lider, СТЭМ, СТС, Ortea, Volter, Voltguard, Vega, Pilot, Legat, APC, FNEX, Orion, CCK.

«Ресанта» — популярная торговая марка кру­пнейшего латвийского производителя электро­технического оборудования. Рассмотрим ремонт двух моделей стабилизаторов фирмы «Ресанта»: АСН-10000/1-ЭМ мощностью 10 кВт и СПН-9000 мощностью 9 кВт. Обе модели по своим техниче­ским характеристикам востребованы на потреби­тельском рынке, и могут быть использованы в квар­тире, доме и небольшом офисе. Первая модель относится к типу электромеханических стабилиза­торов, вторая — к типу электронных стабилизато­ров с цифровой индикацией. Оба стабилизатора относятся к классу однофазных стабилизаторов. Они отличаются принципом работы, но имеют свои сильные и слабые стороны.

Ремонт электромеханического стабилиза­тора АСН-10000/1-ЭМ

Принципиальная электрическая схема стабилиза­тора АСН-10000/1-ЭМ показана на рис.1, печатная плата контроллера этого стабили­затора — на фото 1.

Принцип действия электромеханических ста­билизаторов основан на плавном и точном регу­лировании выходного напряжения. Изменение напряжения происходит за счёт скольжения элек­трического контакта по обмотке автотрансфор­матора с помощью электропривода. В стабили­заторе вырабатывается напряжение ошибки, которое усиливается операционным усилителем и транзисторным выходным каскадом (усилите­лем мощности), а затем оно подаётся на двига­тель. В зависимости от полярности сигнала ошибки ось двигателя вращается в ту или иную сторону. На оси двигателя закреплён ползунок, который перемещается по обмотке автотран­сформатора, тем самым, нормализуя выходное напряжение.

Рассмотрим одну характерную неисправность, возникающую в процессе эксплуатации элект­ромеханических стабилизаторов, на примере АСН-10000/1-ЭМ фирмы «Ресанта» и методы ее устранения.

Отсутствует стабилизация выходного напря­жения. Уровень выходного напряжения может быть различным и находиться в неизменном со­стоянии. Ощущается запах перегретых компонен­тов. «Ахиллесовой пятой» электромеханических стабилизаторов является реверсивный двигатель. Контроллер стабилизатора постоянно отслежива­ет уровень выходного напряжения. В результате этого, ротор двигателя находится почти в по­стоянном вращении, что приводит к преждевре­менному износу двигателя. После остановки дви­гателя может выйти из строя выходной каскад управления двигателем, собранный на комплемен­тарной паре транзисторов Q1 TIР42С и Q2 TIР41С (рис.1). Кроме этих транзисторов от перегрева вы­горают резисторы R45 и R46, включенные в их кол­лекторную цепь. Их сопротивление 10 Ом, а мощ­ность 2 Вт. Не лишним будет проверить также линейный стабилизатор, собранный на транзисто­ре Q3 TIР41С и стабилитроне DМ4.

Рис. 1. Схема стабилизатора Ресанта АСН-10000/1-ЭМ

Безусловно, изношенный двигатель требует замены, но при невозможности замены можно попытаться его отреставрировать. Один из про­стых способов реанимации неисправного двига­теля следующий:

  • отключить двигатель от схемы;
  • подать на его выводы постоянное напряже­ние 5 В от мощного источника питания, например от компьютерного блока питания ATX.

При этом происходит отжиг мелких частиц «мусора» на щётках двигателя.

Нормальный ток потребления двигателя дол­жен быть в пределах 90.. .160 мА.

Поскольку двигатель реверсивный, напряжение на двигатель следует подавать дважды со сменой полярности. После этих нехитрых манипуляций ра­ботоспособность двигателя временно восстана­вливается.

Ремонт электронных стабилизаторов

Принцип действия электронных стабилизато­ров основан на дискретном (ступенчатом) регу­лировании выходного напряжения. Стабилизация напряжения в автоматическом режиме обеспе­чивается микропроцессором. Коммутация отво­дов автотрансформатора производится скачко­образно с помощью мощных электрических реле, управляемых транзисторными ключами. Дис­кретность переключения различных стабилизато­ров колеблется от 5 до 20 В. Соответственно, чем меньше это значение, тем стабильнее выходное напряжение.

Рассмотрим две характерные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электрон­ных стабилизаторов, на примере СПН-9000. Стаби­лизация не работает при снижении входного напряжения от ~220V до ~170V, либо при по­вышении его выше ~220 В. При этом в обоих слу­чаях отсутствия стабилизации выходное напряже­ние меняется синхронно с входным. Иногда при включении стабилизатора выбивает пробки, то есть срабатывает защита от короткого замыкания. Основная «болезнь» электронных стабилизаторов напряжения — обгорание и залипание контактов ре­ле (фото 2).

Из-за неисправных реле выходят из строя ключи, собранные на транзисторах 2SD882 про­изводства NEC. Реле (все пять штук) заменяют новыми, либо реставрируют. Для этого снимают крышки с реле, затем снимают подвижный кон­такт, освобождают его от пружины и с помощью наждачной бумаги «нулёвка» тщательно очища­ют все контакты реле (верхний, подвижный и нижний). Затем окончательно очищают все кон­такты бензином «Галоша» и собирают реле в обратном порядке. Потом выпаивают все пять транзисторов 2SD882 и проверяют целостность переходов. При необходимости, заменяют тран­зисторы новыми.

Совсем недавно пришлось ремонтировать ста­билизатор напряжения с периодическим дефек­том. Внешне этот дефект проявлялся как хаоти­ческое отображение включающихся сегментов дисплея, сопровождающееся хаотическим срабатыванием реле. Этот дефект получил ко­довое название «вьюга». Возникает из-за холод­ной пайки кварцевого резонатора XTA1 с рабочей частотой 8 МГц. Понятно, что из-за этого не будет нормально работать микроконтроллер U2 (марки­ровка заклеена этикеткой). Необходимо учесть, что выводы проблемного кварцевого резонатора плохо облуживаются. Поэтому лучше всего его вы­паять, зачистить его выводы наждачной бумагой «нулёвка», затем качественно их облудить, под­паять и установить XTA1 на место.

Не лишней при ремонте стабилизатора будет проверка всех электролитических конденсаторов на плате контроллера. Дело в том, что произво­дитель использует дешёвые конденсаторы тор­говой марки JAKEC крайне невысокого каче­ства. Измеряют не только их ёмкость, но и ESR. На этом ремонт стабилизатора напряжения мож­но считать законченным. Затем стабилизатор на­пряжения включают и проверяют его работоспо­собность.

Рекомендации

Для проверки работоспособности, а также при диагностике стабилизаторов напряжения, входное напряжение нужно подавать через ЛАТР. Это по­зволит изменять входное напряжение в больших пределах.

В качестве нагрузки можно использовать лам­пы накаливания ~220 В.

При диагностике стабилизаторов напряжения необходимо соблюдать меры предосторожности.

При эксплуатации стабилизаторы напряжения необходимо отключать перед грозой.

Стабилизаторы напряжения требуют регулярно­го обслуживания для сохранения рабочего ресур­са. Поэтому не реже чем раз в полгода требуется проводить техническое обслуживание стабилиза­торов напряжения. Невыполнение этого правила может привести к их поломке.

Автор: Анатолий Горячкин, г. Кыштым, Челябинской обл.

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

Ремонт электромеханических стабилизаторов напряжения

В этой статье расскажу про свой опыт ремонта электромеханического стабилизатора напряжения Ресанта асн-20000/3-эм
, внешний вид которого показан слева.

Как работает стабилизатор напряжения, я уже рассказывал в статьях и стабилизаторы. Кого интересуют общие вопросы по выбору, подключению и разновидностям этих приборов — прошу перейти по этим ссылкам.

Думаю, что если Вы взялись ремонтировать стабилизатор и зашли на эту страницу, принцип действия Вам известен хорошо.

Прежде, чем переходить к ремонту стабилизатора напряжения, сначала коротко рассмотрим, из чего состоит и как устроен наш ящик.

Итак, как я уже говорил в предыдущей статье про трехфазные стабилизаторы, трехфазный стабилизатор — это три однофазных. Так же обстоит дело и с Ресанта асн-20000/3-эм:

Стабилизатор трехфазный электромеханический — устройство

Видно, что этот стабилизатор состоит из трёх одинаковый частей — из трёх однофазных стабилизаторов, каждый из которых стабилизирует только свою фазу. Это относится к таким распространенным однофазным моделям, как АСН 10000 1 эм и др.

То есть, даже если будет значительный перекос фазных напряжений на входе, то на выходе по всем фазам будет 220 В +-3%. Подробнее о параметрах таких стабилизаторов можно почитать в инструкции, которую можно будет скачать в конце статьи.

А если перекос фаз произошёл в результате обрыва нуля, о последствиях этого . Трехфазный стабилизатор до определённой степени исправит ситуацию, а если не справится — отключится и спасёт потребителя.

Автотрансформатор

Сердце электромеханического трансформатора — это повышающий автотрансформатор. Это «сердце» бьётся в такт с изменением напряжения на входе стабилизатора, пытаясь выровнять его до нормы.

Автотрансформатор повышающий — сердце электромеханического стабилизатора

Почему используется повышающий, а не понижающий автотрансформатор? Потому что стабилизаторам чаще всего приходится иметь дело с пониженным входным напряжением. Но это не значит конечно, что он не может понизить завышенное входное напряжение. Впрочем, принципы работы автотрансформатора здесь описывать не буду.

Рассмотрим устройство стабилизатора на следующей фотографии:

Устройство стабилизатора с пояснениями

Первое, что надо усвоить — автотрансформатор состоит из двух равноценных частей, соединенных параллельно для увеличения мощности. Соответственно, есть две обмотки, по ним ездят две щётки (на фото щётку не видно, она указана стрелкой).

Поскольку щётка — это контакт, причём довольно плохой, то она греется. Это нормально, но для её охлаждения предусмотрен радиатор. В радиаторе щётки закреплен термодатчик, который при превышении допустимой температуры (105°С) размыкает контрольную цепь и отключает нагрузку от выхода стабилизатора.

Двигатель перемещает щётки по поверхности обмотки, подстраивая напряжение. На конце хода щёток, соответствующему наименьшему напряжению (140 В) установлены концевые выключатели, останавливающие двигатель. Это наиболее сложный режим работы, поскольку выходная мощность стабилизатора при этом падает. Если напряжение понижается и дальше, то автотрансформатор уже не справляется, и весь стабилизатор отключается. Это происходит за счет размыкания контактов реле KL (см. принципиальную схему ниже).

На корпусе трансформатора закреплен (приклеен) термодатчик, которой при перегреве выше 125 °С размыкает контрольную цепь, предохраняя от дальнейшего теплового разрушения.

Оба типа датчиков — самовосстанавливающиеся. То есть, при остывании контрольная цепь собирается, и стабилизатор снова готов к работе.

Электронная плата

Что же заставляет двигаться двигатель автотрансформатора? Это электронная схема, которая измеряет входное фазное напряжение, и выдает напряжение на серводвигатель, который двигает щётку автотрансформатора, изменяя напряжение на выходе до нужного уровня:

На приведенном фото видны последствия устранения частой неисправности — пробой биполярных силовых транзисторов, через которые управляется двигатель. С ними заодно выгорают и резисторы, которые исходно имеют мощность 2Вт, но заменены на 5Вт. Но по неисправностям и ремонту — в конце статьи.

Этот пускатель необходим для защиты (отключения) стабилизатора и нагрузки в случае неготовности, неисправности или перегрева.

Подробнее рассмотрим его работу при разборе принципиальной электрической схемы.

Электрическая схема трехфазного стабилизатора напряжения Ресанта

Рассмотрим схему однофазного электромеханического стабилизатора Ресанта АСН — 10000/1-ЭМ. Возьмем эту схему, поскольку, как я говорил три однофазных — это один трехфазный стабилизатор.

Схему, как обычно, можно приблизить, а потом ещё увеличить до 100%, нажав на стрелки в правом нижнем углу изображения. Затем нажать правой кнопкой мышки, Сохранить картинку как… и т.д.

Как распечатать такую большую схему — обязательно ознакомьтесь .

Схему скачал в интернете, автор, отзовись!

Схема электрическая стабилизатора напряжения Ресанта-АСН-10000-1-эм

Для удобства восприятия я отметил на схеме основные структурные части.

Полностью рассматривать работу электроники не буду, кому интересно — задавайте вопросы в комментариях.

Теперь — чем отличается эта схема от схемы трехфазного стабилизатора:

Главное отличие —

stroysystems.ru

Ремонт стабилизаторов Ресанта — тонкости и рекомендации

три (!

) реле мягкого пуска. Их контакты соединены параллельно, чтобы выдержать большой скачок тока при запуске сварки.

Если сравнить эту Ресанту (Ресанта САИ-250ПН) и TELWIN Force 165, то Ресанта даст ему лихую фору.

Но, даже у этого монстра есть ахиллесова пята.

Проявление неисправности:

  • Аппарат не включается;
  • Охлаждающий кулер не работает;
  • Нет индикации на панели управления.

После беглого осмотра выяснилось, что входной выпрямитель (диодные мосты) оказались исправны, на выходе было около 310 вольт. Стало быть, проблема не в силовой части, а в цепях управления.

Внешний осмотр выявил три перегоревших SMD-резистора. Один в цепи затвора полевого транзистора 4N90C на 47 Ом (маркировка — 470
), и два на 2,4 Ом (2R4
) — включенных параллельно — в цепи истока того же транзистора.

Транзистор 4N90C (FQP4N90C
) управляется микросхемой UC3842BN
. Эта микросхема — сердце импульсного блока питания, который запитывает реле плавного пуска и интегральный стабилизатор на +15V. Он в свою очередь питает всю схему, которая и управляет ключевыми транзисторами в инверторе. Вот кусочек схемы Ресанта САИ-250ПН.

Также обнаружилось, что в обрыве ещё и резистор в цепи питания ШИ-контроллера UC3842BN (U1). На схеме он обозначен, как R010 (22 Ом
, 2Вт
). На печатной плате имеет позиционное обозначение R041. Предупрежу сразу, что обнаружить обрыв данного резистора при внешнем осмотре довольно трудно. Трещина и характерные подгары могут быть на той стороне резистора, что обращена к плате. Так было в моём случае.

Судя по всему, причиной неисправности послужил выход из строя ШИ-контроллера UC3842BN (U1). Это в свою очередь привело к увеличению потребляемого тока, и резисторR010 сгорел от резкой перегрузки. SMD-резисторы в цепях MOSFET-транзистора FQP4N90C сыграли роль плавкого предохранителя и, скорее всего, благодаря им транзистор остался цел.

Как видим, вышел из строя целый импульсный блок питания на UC3842BN (U1). А он питает все основные блоки сварочного инвертора. В том числе и реле плавного пуска. Поэтому сварка и не подавала никаких «признаков жизни».

В итоге имеем кучу «мелочёвки», которую нужно заменить, дабы оживить агрегат.

После замены указанных элементов, сварочный инвертор включился, на дисплее показалось значение установленного тока, защумел охлаждающий кулер.

Тем, кто захочет самостоятельно изучить устройство сварочного инвертора — полная принципиальная схема «Ресанта САИ-250ПН».

Принципиальная схема сварочного аппарата, РЕСАНТА САИ 220. Техническое описание, характеристика, сварочного инвертора. Неисправности при ремонте аппарата, Платы шасси. Скачать схему

Ремонт сварочных инверторов.

Сварочные инверторы гарантируют своё максимальное качество сварки и безусловный комфорт и стабильную работу, для сварщиков. Но эти достоинства достигнуты, целью более непростой конструкции. И ― что бы там ни заявляли производители инверторов ― меньшей фактичностью в сравнении с правопредшественниками ― трансформаторов и выпрямителей.

В отличие и разницы, сварочных трансформаторов, который является в основной степени электротехническим электроизделием, инвертор сварочный отображает электронное устройство. Что означает, это диагностика и ремонт сварочных инверторов. Предусматривает проверку работоспособности транзисторов, силовых диодов, резисторов, импульсных трансформаторов, стабилитронов и прочих элементов, из которых состоят принципиальные схемы. Нужно уметь обращаться работать с мультиметром, осциллографом, не говоря уже о вольтметрах и прочей измерительной технике.

Спецификой ремонта сварочных инверторов предстаёт. То, что во многих случаях выявить, по характеру неисправности вышедший из строя компонент, непросто или вообще невозможно. Требуется проверять последовательно все узлы управления и элементы монтажной схемы. Из всего вышеперечисленного следует, что успешный ремонт сварочного инвертора своими самостоятельными силами возможен лишь в том случае. Если имеются хотя бы начальные навыки в электронике и наименьший опыт работы с электро-монтажными схемами. В противном случае ремонт своими руками, может обернуться лишь напрасной потерей времени и сил.

И так как установлен но, принцип работы сварочного инвертора заключается в изначальном преобразовании электрического напряжения:
Выпрямлении сетевого тока ― с помощью силовых входных выпрямителей.
Преобразования выпрямленного постоянное напряжения поступает в инверторный модуль где оно вормируется и генерируется в импулсы высокой частоты. Понижении постоянного напряжения и тока до сварочного ― обрабатывается силовым высокочастотным трансформатором. В соответствии с выполняемыми операциями, сварочный инвертор конструктивно состоит из нескольких электронных модулей. К основным из которых относятся модуль входного выпрямителя, модуль выходного выпрямителя и плата управления с ключами транзисторами.

Эта статья расскажет о таких вопросах:


В

gksteel.ru

Ремонт и выходной тест стабилизатора напряжения РЕСАНТА АСН-5000/1-Ц — DRIVE2

Решили скрыться за бронированными дверями Базы Aushpitzen. Надо сказать, что к этому времени, выросла гора убитого электронного оборудования, принесенного аборигенами.

Среди всего этого, очень выделялся большой белый ящик с симпатичной мордахой.

Табличка гласила, что это аж 5 Киловаттный (!), однофазный стабилизатор напряжения, производства Прибалтики. Хм, совсем не похоже по весу, подумали мы и вскрыли корпус.

Взору открылся тороидальный трансформатор, который даже по предварительным расчетам Denner, мощной интуиции StarCat и даже визуально, никак не тянул на 5 КВт. Простейшие расчеты дали габаритную мощность этого трансформатора в пределах 2 — 2,3 КВт.

Мгновенно бросились в глаза технологические «ляпы» в данном изделии :

Трансформатор не пропитан лаком, и не запечен в печке, витки обмоточного провода свободно перемещаются усилием пальцев. Со временем, изоляция перетрется от собственной вибрации провода и возникнет межвитковое замыкание. Да и замоноличенный лаком или компаундом трансформатор, намного лучше передает тепло в окружающую среду.

Обилие неряшливых и паек при монтаже .

Обилие неряшливых и паек при монтаже .

Но … что все-же случилось? Почему он оказался на нашем операционном столе ? Пришло время выяснить это. Взяли наш Лабораторный АвтоТрансформатор, подключили его выход ко входу этого белого ящика, а на выход белого ящика, подключили скромную лампочку на 100 Вт, для начала.
Итак, пуск. Плавно поднимаем напряжение на входе Ресанты, все превратились в слух и нюх …ничего вроде, что-то щелкнуло…включилась лампочка на выходе, все вроде хорошо, дисплей показывает 202 Вольта на выходе, поднимаем напругу дальше …168 Вольт…СТОП !, Ресанта, вдруг, отключает нагрузку при 170 Вольтах на своем входе, и 230 Вольтах на выходе, и явно жалуется на дисплее что испугалась слишком высокой напруги у себя на выходе. Что за черт ?! Валим входную напругу около 130 Вольт…слышно несколько щелчков реле, опять включается нагрузочная лампочка …начинаем поднимать входную напругу …СТОП !..опять устройство впадает в ступор и при 180 Вольтах на входе отключает нагрузку, жалуяясь на дисплее, что выходная напруга слишком «HIgh».Убеждаемся в адекватности измерительной части схемы управления. 130 Вольт на тестере = 131 Вольт на дисплее Ресанты. А что если «мозг» хочет скинуть напругу, но не может? Как — то это все…очень похоже на «зависание» одной или более ступеней коммутации обмоток трансформатора.

Отпаиваем все провода от платы управления и быстро срисовываем силовую схему коммутации трансформатора Ресанты.

Налицо обычный автотрансформатор с 3 фиксированными отводами от вторичной секции (вольтодобавки). Реле Р1- Р2 коммутируют отводы автотрансформатора, реле Р4 служит для коммутации нагрузки. Тем проще. Отпаиваем резисторы в коллекторных цепях управляющих ключей, и подаем на обмотку каждого реле Р1-Р3 , постоянное напряжение 12 Вольт, от постороннего лабораторного источника, с соблюдением полярности относительно «kick — back» диодов. + источника, подключаем на общую шину обмоток реле. Тестером, в режиме прозвонки, определяем, переключается — ли контактная группа у каждого реле…так и есть, реле Р1 издает более слабый щелчок, прозвонка показывает, что контактная группа зависла и не переключается.

Выпаиваем реле из платы и подвергаем аутопсии . Так и есть, у реле приварились контакты, очень маленький рабочий ход контактов, заставляет сомневаться в их способности коммутировать высоковольтную индуктивную нагрузку, несмотря на надписи

А как обстоит дело с защитами, у Ресанты ? Таковых аж две : автомат на 25 А на входе, однополюсный, так что будьте любезны при подключении оного девайса, определить фазу и ноль, иначе рискуете получить потрясение по всем членам и конечностям, даже при отключенном автомате. И есть антипожарный термоконтакт, вмонтированный в обмотку трансформатора, который при срабатывании должен разорвать питание обмотки реле Р4 , а попросту отключить от Ресанты нагрузку. Почему не отключить весь трансформатор, вот это вопрос ?
Заменяем реле, пропаиваем сомнительные места монтажа и делаем выходной тест .

Мнение БАЗЫ AUSHPITZEN : Девайс спроектирован и собран фирмой «на скорую» руку, уделяется больше внимания внешнему виду, чем схемотехнике и технологии сборки, должен быть огромный процент брака, вызывает удивление анахронизм — релейный способ коммутации автотрансформатора, вместо применения симметричных тиристоров, после покупки требуется внутренний осмотр и устранение огрех монтажа, заявленная выходная мощность в два раза меньше реальной. Подходит для питания спокойной бытовой нагрузки :освещения, компьютеров, телевизоров, холодильников. НЕ подходит для мощного электроинструмента с большими пусковыми токами.

www.drive2.com