Щит ги от васильча – Ламповые усилители, это неплохо. Добавим здравого смысла, часть9

Ламповые усилители, это неплохо. Добавим здравого смысла, часть9

Продолжение статьи по материалам электронной сети Интернет с размышлениями из «Записной книжки» Юрия Игнатенко и моими комментариями, поправками

Акустика

  Для ламповых усилителей не годятся трёхполосные колонки, с динамиками на резиновых подвесах. А вот акустика на бумажных широкополосных динамиках, без фильтров, звучит прекрасно. Особенно хорош для ламп щит, групповой излучатель. Не следует путать линейный массив (столбиком расположены динамики) и щит групповой излучатель (ГИ), это разная акустика. У линейного массива не будет низов. Кроме того, у линейного массива очень острая направленность. Площадь активная в щите из 12 динамиков 5ГДШ4-4 1350 см. кв. Поэтому он имеет чувствительность 99-101dB по сравнению с компрессионной трёхполоской 88-90dB. Чтобы получить силу звука как и в щите, к трёхполоске нужно подводить мощность не 2-5 ватт а 30-80 ватт. Трёхполоска обязательно будет звучать хуже с ламповым усилителем. Какая бы она крутая не была. Всё это из-за фильтров, которые крутят фазу сигнала и вносят искажения на границе деления. При переходе звука из одного динамика в другой — например при глиссандо на фортепиано снизу вверх. И из-за фазоинвертора, который гудит на одной ноте. Из-за трёх горбов на импедансе трёхполосной акустической системы. Для подтверждения сказанного лучше послушать и сравнить акустику разных типов практически. Щит ГИ единственное оформление динамика, где акустика воспроизводит частоты ниже резонансной частоты одного динамика, с малым спадом давления. Во всех остальных оформлениях резонансная частота динамика повышается и ниже резонансной частоты идёт резкий спад КПД по давлению. Групповой излучатель из 5ГДШ4-4 ещё ни одна акустика не поборола. Вся акустика просто отстой по сравнению с групповым излучателем из 24 динамиков 5ГДШ4-4. Такой групповой излучатель имеет чувствительность 104dB и нижнюю частоту 28гц по уровню -1,5dB. Есть такой НЧ динамик в мире? Мне такой динамик не известен. 5ГДШ4-4 имеет массу подвижки 2,4 грамма, с катушкой малой индуктивности. Ни один большой динамик НЧ на резине не отыграет бас так быстро, глубоко и правильно, как групповой излучатель на 5ГДШ4-4. Изменение АЧХ на низах существенно зависит от количества динамиков в массиве. Для построения ГИ вполне пригодны простенькие динамики 2ГД-3, “шлак”, как выразился оппонент из Воронежа.

На графике видно как всё громче звучат частоты НЧ при увеличении количества динамиков. Вверх поднимается ветвь спада НЧ. За счёт увеличения отдачи на НЧ одновременно сдвигается вниз показатель минимально воспроизводимых частот. Для каждой акустики оговаривается диапазон воспроизводимых частот. Например 40Гц — 20кГц на уровне -3 dB. То есть чертят линию ниже уровня отдачи акустики на 1кГц. И смотрят какая полоса у акустики. По двум точкам пересечения, на этом уровне с линией АЧХ слева и справа. Опускаем вертикальные линии вниз и видим как сдвигается вниз АЧХ от увеличения количества динамиков в щите.

  Примечание. Построение ГИ отличный приём улучшения акустики, однако он годится, если возможно обеспечить акустике приемлемо хороший дизайн — конфету. В противном случае говно остается говном, и в нормальную квартиру это говно тащить не следует. Кроме того, ровные динамики, с более-менее одинаковыми характеристиками приходится отбирать из груды «шлака». А это работа трудоёмкая, да и первоначальную груду «шлака» собрать довольно трудно и порой дорого. Еще одной проблемой построения ГИ является стабильность полученных параметров. Для старинных динамиков может оказаться существенной проблема качества изготовления подвесов, высыхание клея и т.д. и т.п.                      Евгений Бортник

 На картинках приведены результаты реальных сравнительных измерений отдачи одного динамика и щита. Последний вариант получен путём поочередного подключения одного динамика и подключения 12 динамиков к измерительному усилителю. Ручка регулятора громкости в одном положении, а на выходе усилителя 3  вольта. Можете судить о чувствительности или отдаче 12 динамиков и одного динамика. Измерительный микрофон установлен на расстоянии 3 метра от щита, то есть на таком удалении как слушают музыку. Отдача щита ГИ с группой динамиков всегда выше, при неизменной подведённой мощности, по сравнению с одним динамиком, за счёт большой излучающей поверхности и фокусировки  энергии в точку прослушивания

Вот АЧХ ГИ из 12 динамиков

…и из 16 динамиков

   Акустика должна быть сбалансирована по звучанию. Допустим есть акустика 40Гц-15кГц. Проверяется так — нужно 40х15000 = 600000. Если результат попадает в диапазон 550 000 — 650 000, то акустика сбалансирована. Щит с 9 — 12 динамиками сбалансирован, а тем у кого 18 и более динамиков может потребоваться дополнительная пищалка. Её можно подключить через конденсатор 1 мкФ, так же последовательно пищалке можно поставить подстроечный резистор 12-24 Ом и им регулировать отдачу на ВЧ. Корзины динамиков в щите желательно задемпфировать (автомобильной антишумкой).

Это подтверждается на практике. Попробуйте щёлкнуть шелабаном по корзине и послушайте как звенит. Затем обклейте корзину и магнитную систему и щёлкните, будет тишина. Ниже показаны картинки примера изготовления щитов.

Провода на акустику. Не нужно покупать дорогие импортные акустические провода из бескислородной меди, так как все медные провода в СССР с 50-х годов выпускались только из бескислородной меди. Такой, технология выплавки меди, стала в конце 50-х годов. Достаточно обычного многожильного провода сечением не менее 1,5 мм квадратных. Так-как в этих проводах приличный ток (при 30 Вт и 4 Ом нагрузки — ток примерно 3 ампера). Провода из алюминия, покрытого медью хитрым способом, это очень плохое решение. Оно выгодно только коммерсантам, для продажи этого «усовершествованного» провода манагеры придумают кучу словестной шелухи. Однако алюминиевые провода для акустики не годятся. Элементарно просто понять, что удельное сопротивление алюминия в пять раз выше меди. Следовательно в потери уйдет в пять раз больше мощности.

Межблочный кабель.  Забудьте всё, что вы когда либо читали на сайтах HI-END. Нет приоритетного направления для проводов на Мекку, нет национальной разницы в кабелях. Для импортных кабелей желательно контролировать качество пайки и качество проводников. Проблемы начинаются если есть несогласованность выхода источника и входа УНЧ, отсюда и появляются пляски с межблочниками. Возможно, что изготовители специально не делают низкоомный согласованный выход, чтобы не прихлопнуть бизнес с межблочниками. Межблочный кабель легко сделать себе самому. Купив разъемы тюльпан и найдя совдеп-экранированный провод со сплошным, плетёным экраном без просветов. Можно взять старый кабель совдеп-телевизионный РК-1 выпуска 60-70х годов. Там экран сплошной. Акуратно снимают наружную изоляцию, а затем плетёный экран (он снимается как чулок). Берут два провода длиной 1 метр и вставляют их вовнутрь экрана. Следует помнить, чем толще изоляция на этих проводах, тем меньше будет собственная ёмкость изготовленного кабеля. Однако творить кабель надо без фанатизма, не следует применять слишком толстую изоляцию. После этого экран растягивают в разные стороны и он плотно обожмёт вставленные провода. Излишки экрана обрезают. Сверху кабеля одевают подходящую изоляционную трубку, например хлорвиниловый кембрик, термоусадку, силиконовую трубку. Далее можно приступать к распайке. Один провод делают сигнальным, а второй провод для сигнала отводят на массу. Экранную оплётку припаивают к массе только с одной стороны. Второй конец экранной оплётки не припаивают никуда. Штеккера ставят такие, какие удобны. Получится самодельный межблочный кабель с параметрами импортного кабеля за 400-1000$ из аудиомагазина.

  Вопрос. Как влияет собственная ёмкость межблочного кабеля на высокие частоты?

 Ответ. У любого кабеля есть погонная ёмкость. Но она крайне мала. Менее 50пФ на 50 см расстояния в межблочнике, что не может отрицательно повлиять на звуковых частотах. Входное сопротивление УНЧ 50 кОм выходное сопротивление, правильно сконструированного КОРРЕКТОРА или ЦАПА, или КОМПА 300-1000 Ом. На онлайн калькуляторе посчитайте частоту среза. Лишь на мегагерцах это влияние может быть заметно.

Весьма существенный раздел. ОТК

 Обязательно проверьте все подобранные комплектующие на исправность. Электролитические конденсаторы следует подвергнуть тренировке (форматировать). Межкаскадные конденсаторы надо проверить на утечку. Не забудьте смазать регулятор громкости.Для двухтактного усилителя желательно подобрать выходные лампы в пары по току катода. Делается это так. На собранный усилитель подключают измерительный прибор, миллиамперметр. Включают и прогревают усилитель, а затем вставляют выходные лампы поочерёдно вместо одной выходной лампы. Разброс в одной и той же панельке бывает от 27мА до 75 мА. Токи подписывают на наклейки, например на цоколь. Затем подбирают пары по написанным токам. Лампы на усилителе с фиксированным смещением подбирают, не трогая регулятор смещения. Все измерения проводят при единой установке смещения.

Продолжение следует

      Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск

 

paseka24.ru

Параллели в оружии Востока и Запада: тарч, пата, баклер, лон ги

Продолжаем пополнять раздел «Оружие» полезными с точки зрения самообороны статьями. И сегодня в нашем самооборонном портале Оружие, которое лучше оружия мы проводим параллели в оружии Востока и запада: тарч, пата, баклер и лон ги сегодня у нас в гостях. Кстати, ранее мы уже затрагивали тему древнего оружия Востока — например, в статье «Скрытное метательное оружие из Древнего Китая«. Ну а сегодня у нас более обобщающая и более самооборонно применимая статья.

Параллели в оружии Востока и запада: тарч, пата, баклер и лон ги — вы можете спросить: «А какое отношение древнее оружие имеет к самообороне в нынешних, современных условиях?» Ну, напрямую — опосредованное. А не напрямую — самое что ни на есть прямое 🙂 Обо всём по порядку, и к самообороне в настоящем времени (во всех смыслах) мы перейдём ближе к концу статьи. А пока что характеризуем тарч, пату, баклер и лон ги по очереди.

Начнём мы наше рассмотрение с такого оружия, как тарч. Как говорит Википедия, тарч, также торч (в переводе с арабского — щит) — это защитное вооружение воинов Российского государства в XVI—XVII вв. Представляло собой щит с железной рукавицей, надеваемой на левую руку. К переднему концу рукавицы прикреплялся узкий клинок типа шпаги. Тарч был зачастую больших размеров, иногда почти в человеческий рост, и в своей верхней части имел в этом случае отверстия или окошко сложной формы для улучшения обзора. При ношении прикреплялся к туловищу ремешками, чтобы снять нагрузку с руки воина. Тарч употреблялся лишь при обороне городов и крепостей, так как в полевом бою мог только стеснять движения воина.

Сложно представить себе это чудо-оружие по одному лишь описанию, не зная, о чём речь? И мне сложно 🙂 Поэтому проиллюстрируем сказанное:

Итак, используя тарч, русский воин получал преимущество в защите по сравнению с нападающими. Заодно чётко очерчивается гармоничная дистанция МААЙ, что может помочь в оценке действий противника. Судя по том, что тарч использовался целых сто лет, то он действительно давал преимущество в бою.

Но вот что бы произошло, если бы друг на друга напали двое, вооружённые тарчами? На это стоило бы посмотреть 🙂

Оружие Востока

Идём дальше и переходим к такому оружию, как пата.

Пата или пуддха — индийский меч с длинным прямым обоюдоострым лезвием, которое соединяется с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищает руку до локтя. То есть, пата — это комбинация прямого обоюдоострого меча и доспешной защиты предплечья и кисти. Клинок стыкуется с защитной чашкой с рукоятью внутри. У пата рукоять перпендикулярна клинку, точно как у катара, но на доспехе расположено несколько поясков для фиксации руки. Выглядела пата так:

Как видите, пата — интересное оружие самозащиты, которым было бы прикольно помахать. Естественно, при условии, что тебя никто не собирается  убить 🙂

Оружие Запада

Идём далее и возвращаемся в Европу. Следующий предмет самозащиты — это баклер. Баклер — это металлический, маленький, круглый щит. Лучше сказать, обычно он был круглым и изготавливался из металла, но встречались баклеры из толстой твердой кожи или слоев дерева. Был рассчитан, главным образом, в качестве вспомогательного оружия с мечом или шпагой. Держался за ручку с обратной стороны. Баклеры имели только одну рукоятку, которую воин сжимал в кулаке из-за чего их называли «кулачными щитами». Диаметр щита — 20-40 см.

Существует множество документов подтверждающих широкое распространение баклеров как в среде дворянского сословия, среднего класса так и армиях – даже в большей степени, чем щиты. Соответственно, можно предположить, что баклер — это действительно полезнаая штука, так как использовался с 8 по 16 века.

Оружие Востока — успешная самооборона

И снова переходим на Восток, перед нами лон ги — это оружие одной из внутренних вьетнамских школ боевых искусств (школы Во Туат Вьет Нам Хоа Фай Ким Лен — боевые искусства южных Вьетов школа Цветов стиль Золотого лотоса). Лон ги — это парное оружие, представляет собой два диска примерно 20-30 см в диаметре, чаще всего из дерева. Лон ги означает «две рыбки». Насколько это точный перевод, автор не знает, так как два на вьетнамском вроде бы «хай». Но это не очень важно с практической точки зрения 🙂

Важно то, что лон ги — это парное оружие, которое крепится к кулакам. Точный способ крепления неизвестен — и вполне вероятно, каждый из мастеров изменял их под себя. Но вполне может быть, что это была рукоять, как и у рассмотренного выше щита «баклер». Или же это могли быть ремешки.

Нет сведений, насколько лон ги были распространены на Востоке. Но есть косвенное свидетельство, что таки были, и достаточно широко. Например: наверное, все знают, что такое «уракен» — это удар тыльной стороной кулака сверху вниз. Автор неоднократно слышал фразы типа «Уракен — это голимый удар, он не наносит никакого вреда!..» и так далее. На первый взгляд действительно сложно нанески ощутимые повреждения с помощью удара уракен. Но представьте себе, что, нанося уракен, на кулаке есть что-то наподобие лон ги. Согласитесь, картина меняется сразу 🙂

То есть, рука, вооружённая лон ги, наносит весьма чувствительный оглушающий удар уракен. Ну а поскольку есть специальный удар, который лучше всего работает с данным типом оружия, то и оружие должно было быть распространено достаточно широко.

Итак, мы рассмотрели четыре разновидности оружия из разных концов Востока и Запада. И, надеюсь, уже заметили сходства и параллели: пата и тарч, баклер и лон ги. Понятное дело, сейчас нельзя сказать, кто что у кого «украл», но сходство мыслей поражает. Откуда могло взяться такое сходство в мышлении, в трансформации оружия? Вероятно, должна быть какая-то общая цель.

И такая общая цель есть. Так, в целом можно сказать, что все рассмотренные типы оружия имеют одну общую цель:

оптимально сочетать готовность бить и готовность получать

за счёт повышения готовности получать, по возможности не уменьшая готовность бить, и наоборот, за счёт уменьшения готовности получать, но увеличения готовности бить. Тему готовность бить и готовность получать мы уже детально затрагивали, поэтому сейчас подробно на ней останавливаться не будем. И сразу пойдём дальше.

Итак, обычный меч, который хорошо приспособлен для того, чтобы бить, под воздействием естественного желания повысить у воина готовность получать, приобретает защиту на всю руку — и получается пата. Готовность бить за счёт жёсткой фиксации кисти немного снижается, зато огромный плюс — руку не так жалко, и можно больше рисковать.

Русские выпендрились как могли, и в желании повысить готовность получать у воина пошли намного дальше. Они увеличили защиту руки до невообразимых размеров — настолько, что понадобились специальные ремешки, чтобы вес тарча переносился на тело, а не на руку, и прорезь, чтобы видеть, кто же на тебя нападает. Но тем не менее, получили определённый выигрыш — такой себе гибрид пехотинца и танка.

Сложно сказать, куда бы завела эта параллель увеличения готовности получать, если бы не появление мощного огнестрельного оружия. Но, вполне возможно, появился бы таки своеобразный пехото-танк на колёсиках, такой себе портативный таран 🙂

С другой стороны мы имеем ещё одну параллель — баклер и лон ги. Здесь идея была несколько другой — уменьшая готовность получать, и тем самым увеличить подвижнось и мобильность воина. Так, большой полноразмерный щит не очень-то с собой и поносишь. Это древние римляне со спартанцаи могли бежать весь день и нести на себе 50 килограм снаряжения и припасов, не считая кол для частокола (кто не знает: римский солдат на марше нёс с собой огромный трёхметровый толстый кол для частокола, который на ночёвку вкапывался в землю, образуя частокол, а после ночёвки снова выкапывался и переносился к следующей ночёвке).

Итак, люди стали мельчать, и большой щит им стал не по душе. Или они стали думать: «Вот иду я за репкой в магазин. Зачем мне огромный щит?» И щиты очень быстро уменьшились до размеров баклера и лон ги. Кстати сказать, со времененм в Европе баклер сменила дага — ещё один тип оружия, который пошёл по пути пата и тарча — по пути увеличения защиты руки с сохранением боевой колючей части.

Обратите внимание, что баклер держится «фронтально», а лон ги — как обычный щит. Это влияет на технику работы с этими предметами.

В целом закономерности мы рассмотрели, и теперь можно переходить к обещанному в начале статьи самооборонству в настоящем времени. Поскольку меч у нас является холодным оружием, то обратим своё внимание на щит. Так, в самой обычной самообороне готовность бить должна быть подкреплена достаточной готовностью получать. И мы уже рассматривали несколько предметов, которые могут повысить готовность получать при самообороне. К ним, в частности, относилась боевая разделочная доска.

Немного раскинув мозгами, можно с лёгкостью увидеть, что рассмотренные выше баклер и лон ги — это аналоги нашей боевой разделочной доски. Отличия состоят лишь в креплении к руке — доску держат за рукоять, а лон ги и баклер удерживаются несколько по-другому. Но принцип самообороны остаётся прежним — отбивать удары противника, и стараться пнуть самостоятельно.

Соответственно, можно подумать, каким образом можно повысить собственную готовность получать с помощью личного баклера или лон ги. Ну и палка в свободной руке 🙂

Итак, основная идея статьи: оружие развивается параллельно благодаря общей цели.

Плюс для личной самообороны можно использовать баклер или лон ги — по аналогии с боевой разделочной доской.

Подробности по поводу техники работы с баклером можно посмотреть в статье «http://abraxas-s.narod.ru/feht/bakler_ru.htm».

yavara.vodko.info

Щиты распределительные ЩР, ЩС, ЩО и ЩАО

Распределительные щиты ЩР и силовые щиты ЩС комплектуются в зависимости от проекта модульной защитной и коммутационной аппаратурой, автоматическими выключателями и рубильниками в модульном исполнении или литом корпусе. Щиты освещения ЩО, как правило, комплектуются модульной аппаратурой с заданными по проекту параметрами (для автоматических выключателей — отключающие способности, номиналы, количество полюсов, для УЗО — ток утечки, номинал, количество полюсов). При сборке щитов автоматические выключатели могут расключаться снизу вильчатой шиной или сверху гребенчатой шиной или проводами. 

В качестве корпусов ЩР, ЩС и щитов освещения применяются корпуса электрощитов серии Golf, Volta, Vector или Орион плюс. Такие щиты доступны во встраиваемом и навесном исполнении и выбираются в зависимости от требований к материалу корпуса щита, степени защиты, количеству модулей и номинальным токам аппаратов защиты, устанавливаемых в щите. В ассортименте корпусов, производимых компанией HAGER, есть стальные и пластиковые корпуса со степенью защиты до IP65.

Обзор основных серий корпусов HAGER






 

Распределительные щиты Golf для установки в помещениях 

 

  • Полная комплектация, заказ щита одним артикулом
  • Дизайнерская премия Red Dot Award 2012
  • Перенавешиваемые слева направо по месту монтажа дверцы 
  • В линейке есть щиты различных типоразмеров — от 4 до 72 модулей
  • Бюджетная серия
  • Развитое складское предложение

 

Распределительные щиты Volta для установки в помещениях 

 

  • Самый популярный квартирный щит на немецком внутреннем рынке
  • Эстетичный внешний вид, белая стальная дверца
  • Дизайнерские решения — дверцы различных цветов, стеклянные дверцы, рамки для маскировки щита под картину или зеркало, рамка под пробковую доску
  • Полная комплектация, включающая самозажимные клеммы с расцветкой по ПУЭ
  • Встроенный строительный уровень
  • Перенавешиваемые слева направо по месту монтажа дверцы

 

Распределительные щиты Vector для установки во влажных помещениях

 

  • Прочный пластик, стойкий к коррозии и атмосферным воздействиям
  • Степень защиты IP65, установка во влажных помещениях (гаражи, подвалы, балконы и др.)
  • Полная комплектация, включающая самозажимные клеммы с расцветкой по ПУЭ
  • Перенавешиваемые слева направо по месту монтажа дверцы

 

Распределительные щиты FW для установки в помещениях

 

  • Корпус щита из листовой стали, плотное порошковое покрытие, защищающее от коррозии
  • Возможность установки до 336 модулей (навесное исполнение) и 288 модулей (встраиваемое исполнение)
  • Эстетичный внешний вид, белый корпус RAL9010
  • Полная комплектация, включающая самозажимные клеммы с расцветкой по ПУЭ
  • Степень защиты IP44
  • Перенавешиваемые слева направо по месту монтажа дверцы

 

 

Распределительные щиты Орион для установки в помещениях 

 

  • Корпус щита из листовой стали, плотное порошковое покрытие, защищающее от коррозии
  • Возможность установки до 296 модулей
  • Различные комбинации дин-реек и монтажных пластин
  • Степень защиты IP65, установка во влажных помещениях 
  • Перенавешиваемые слева направо по месту монтажа дверцы

 

Сравнение корпусов распределительных щитов и щитов освещения

www.hagersystems.ru

Щиты Троянской войны (часть четвертая) » Военное обозрение

О щитах в «Илиаде» говорится много и со вкусом. Одно только описание щита Ахилла чего стоит. Но не надо забывать, что Троянская война была где-то в интервале 1250 – 1100 гг. А вот вся эпоха Минойского времени, Крито-микенской культуры, Ахейского периода и Эгейской цивилизации (на самом деле все это одно и то же!) и началось раньше, и закончилось несколько позже этого времени. Поэтому рассказ о самых распространенных по всему миру круглых щитах следует начать с того, что такие круглые щиты в Эгейском районе начали применять приблизительно около 1300 г. до н.э.
Микенский кинжал со сценой охоты. Афинский археологический музей.

Причем цельнометаллические (бронзовые) щиты этого времени известны по находкам в Центральной и Северной Европе, но не в Элладе и в Малой Азии. Но поскольку хорошо сохранившиеся круглые бронзовые щиты там находят, то применение их считается полностью возможным и воинами ахейского мира.


Статуэтка бога или воина из Энкоми, Кипр (около 1200 г. до н.э.). Музей в Никосии.

Некоторые из золотых бляшек, пуговиц и терракотовых украшений из царских могил шахтных в Микенах датированных 1500 г. до н.э. были интерпретированы Генрихом Шлиманом как миниатюрные копии щитов. Подтверждается его мнение находкой большого деревянного объекта (который был собран из многих фрагментов) в могиле №5 в Микенах (около 1500 г. до н.э.), поскольку это почти наверняка часть щита. В центре сохранившейся части находится круглое отверстие, которое служило для крепления рукоятки, которую снаружи прикрывал металлический умбон.


Карта Эгейского мира.

Есть фрагмент фрески со сценой охоты из Пилоса (около 1300 г. до н.э.), где также изображен круглый щит. Круглые щиты, изготовленные из нескольких слоев кожи, описаны также и в «Илиаде». Есть медная статуэтка, «фигура из Энкоми», изображающая воина с копьем и круглым щитом. Круглыми щитами вооружены и воины «народов моря», изображенные на рельефах храма Рамзеса II в Мединет-Абу.

Зато именно в этой части света появился совершенно необычный по форме так называемый «прото-дипилонский» щит, имевший вид огромной выпуклой восьмерки. Эти щиты имели вертикальное деревянное ребро и основание, скорее всего, сплетенное из лозы и обтянутое бычьей шкурой.


Дипилонский щит из кожи. Реконструкция. В начале VIII в. до н.э. в Греции существовало два основных типа щита: овальный, с выемками с обеих сторон – этот тип обычно называют дипилонским, по названию кладбища в Афинах, где нашли много изображений таких щитов, и круглый, с расположенной в центре ручкой. Дипилонский щит почти наверняка напрямую восходит к микенским щитам в форме восьмерки.

Прутья при плетении могли пропускаться через отверстия в этой деревянной раме, хотя это и не более чем гипотеза. В этом случае прочностные характеристики такого щита повышались еще больше, причем он ведь мог быть покрыт и не одной шкурой, а иметь покрышку из нескольких выделанных и соединенных между собой кож. В этом случае прочность такого щита вполне могла соответствовать прочности щитов кафров-зулусов XIX века, которые выделывались из кожи носорога и гиппопотама и выдерживали удар когтистой львиной лапы!

Щит на фреске из дворца в Кноссе (около 1500 – 1350 гг. до н.э.)

Изображений этих щитов предостаточно. Это и фрески из дворца в Кноссе, и минойские вазы и даже фигурки охотников на львов на клинке великолепного бронзового кинжала из археологического музея в Афинах. На этом клинке, кстати говоря, изображены щиты двух типов: «восьмеркообразный» и прямоугольный с полукруглым выступом наверху.

Такой щит мог быть усилен металлическими оковками по краям и даже обтянут металлическим листом сверху. Интересно, что и в «Илиаде» основным материалом для щитов ахейцев и троянцев являются выделанные бычьи шкуры, усиленные металлическими элементами. Есть изображения прямоугольных щитов совершенно явно покрытых шкурой быка шестью наружу и на знаменитых фресках из Акротири с острова Санторин.

Охота на льва, в которой участвуют лучник и копейщик с восьмеркообразным щитом. Печать из Кудонии, XVI в. до н.э.

Фреска из так называемого «западного дома», из Акротири с острова Санторин. На фреске в ее верхней части хорошо видны воины в шлемах из кабаньих клыков с большими, в рост человека прямоугольными щитами, покрытыми разноцветными бычьими шкурами. Такой щит должен был служить воину прекрасной защитой, но и наличие его говорит о многом. Одному воину иметь такой щит смысла не имеет! Только множество воинов с такими щитами, построившихся в фалангу, имеют смысл на поле боя. А это значит, что фаланга была известна уже тогда. Кстати, длинные копья в руках у воинов подтверждают эту гипотезу. Кстати, рисунок сам по себе очень понятен, хотя рисовал его художник, живший от нас в незапамятные времена. Воины защищают город, живущих в нем женщин и пастухов, пригоняющих в город стада. На море мы видим флот и занятых каким-то важным делом ныряльщиков.


Аякс со своим щитом. Современная реконструкция.

Простые щиты с «покрышкой» из волосатой шкуры могли быть значительно усовершенствованы. Например, путем соединения нескольких кож между собой. Именно таким, то есть «семикожным» и еще покрытым бронзовым листом, был щит Аякса Теламонида. Считается, что такой большой щит будет слишком тяжелым. Известно, что средняя плотность бронзы 8300 кг/м3. Таким образом, при размере листа на таком щите от 1,65 м до 1 м, ширине около 70 см и толщине 0,3 мм даст нам вес около 4 кг. Общий вес семи бычьих шкур это 6 кг плюс 4 кг бронзовой пластины, то есть общий вес щита будет около 10 кг. Тяжело, но возможно, к тому же «Илиада» подчеркивает, что этот щит был тяжел и для самого Аякса.

В «Илиаде» описан также щит Ахилла, изготовленный богом Гефестом, причем красоты ради он сделал на нем много изображений. Известный английский ученый Питер Коннолли и итальянский историк Раффаэле Д’Амато постарались реконструировать сцены, изображенные на этом щите. Работа была проделана большая, поскольку всего на щите Ахилла было 78 сцен, так что ее объем можно себе представить!

Для максимальной достоверности изображения и копирования характерной манеры того времени использовались изображения с фресок, а также различные артефакты. Например, охотничьи собаки – фреска из Tиринфа XIII в. до н. э.; ахейская женщина – фреска Tиринфа XIII в. до н. э.; женщины на колеснице – фреска Tиринфа XIII в. до н. э.; жрицы с храмовой фрески из Микен XIII в. до н. э. – ну и так далее.


Реконструкция щита Ахилла.

На основании описания в «Илиаде» щит Гектора вполне можно представить себе как «восьмеркообразный» (тип прото-дипилонский) из нескольких слоев бычьей шкуры.

topwar.ru

При диабете : Бальзам «Щитовито-Щит»

Бальзам «ЩИТОВИТО-ЩИТ»

Щитовидная железа — орган внутренней секреции, отвечающий за слаженную работу всего организма. Нарушение ее функций приводит к серьезным заболеваниям, и  до нынешнего времени препаратов способных улучшить работу органа и восстановить  нормальную выработку гормонов щитовидкой попросту не существовало.

В ТЕЧЕНИЕ 10 ЛЕТ УЧЕНЫМИ КОМПАНИИ «АПИФИТОФАРМ» ПРОВОДИЛИСЬ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, В КОТОРЫЕ ВОШЛИ:

• Анализ научных работ касательно особенностей функционирования щитовидной железы;

• Анализ лекарственных растений, произрастающих на территории России и сопредельных государств в поисках биологически активных компонентов, влияющих на работу щитовидки;

• Разработка рецептуры биопрепарата на основе натуральных составляющих.

В результате проведенной работы специалистами была разработана рецептура препарата «Щитовито-Щит» и запущено его производство.

Препарат «Щитовито-Щит» является НАТУРАЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ,  полностью состоящим из компонентов природного растительного происхождения. Основной биологически активной составляющей препарата является экстракт корня Лапчатки, занесенной в Красную книгу многих областей.

Лапчатка белая — растение семейства розовых, издавна использовалось в народной медицине нашей страны и всего мира. Листья, цветы и корни растения обладают уникальными лечебными свойствами. Так экстракт из корня лапчатки белой применяется в комплексной терапии нарушений работы щитовидной железы:

  • гипотиреоза (гипофункция)
  • гипертиреоза (гиперфункция, тиреотоксикоз, болезнь Базедова-Грейвса, ДТЗ)
  • аутоиммунного тиреоидита (тиреоидит Хашимото, ХАИТ)
  • эутиреоидного зоба (диффузный, узловой/многоузловой)
  • гиперплазии щитовидной железы

При производстве препарата «Щитовито-Щит» применяется целый ряд современных производственных технологий, что позволяет получать продукт высочайшего качества.

Биологически активные компоненты бальзама «ЩИТОВИТО-ЩИТ» взаимно усиливают действие препарата на щитовидную железу, а также на репродуктивную систему женщин. Компоненты бальзама положительно воздействуют на работу надпочечников, иммунной и мочеполовой систем, нормализуют гормональный баланс организма.

Иммуномодулирующие свойства экстракта корня Лапчатки позволяют  достигнуть максимального положительного эффекта в терапии диффузного токсического зоба и аутоиммунного тиреоидита.

Нормализация биохимических обменных процессовв организме достигается за счет наличия в корнях Лапчатки йодтирозиновых производных и широкого спектра макро-, микроэлементов.

6 причин купить «Щитовито-Щит»

1.  Препарат на 100% состоит из веществ растительного происхождения;

2.  Благодаря клинически подобранному многокомпонентному составу имеет многоспектральное воздействия на организм;

3.  Восстанавливает собственную функцию щитовидной железы: щитовидная железа начинает вырабатывать нормальное, необходимое для организма, количество тиреоидных гормонов;

4.  Положительно влияет на морфологическую структуру (ткань) щитовидной железы — тиреоидная ткань принимает структурированную форму, рассасываются узловые образования;

5.  После успешного прохождения курса применения щитовидная железа самостоятельно вырабатывает необходимое для организма количество тиреоидных гормонов;

6.  При применении отсутствуют выраженные побочные действия.

Особенностью патологий щитовидки является длительное, бессимптомное развитие.  При этом заболевания органа приводят к кардинальной перестройке деятельности всей эндокринной системы организма. Бальзам «ЩИТОВИТО-ЩИТ» — ваша натуральная защита и профилактика нарушений работы щитовидной железы.

apifitopharm.com

Русский щит VIII–XI века | Русский след

Вторая половина IX века ознаменовалась возникновением на Восточноевропейской равнине нового государства — Киевской Руси. Географическое положение Древней Руси, сложные этнические и политические процессы привели к взаимопроникновению материальной и духовной культуры нового государства в культуру народов западной Европы, что более ярко проявилось в военном деле оружии древнерусских воинов. Данные археологии наглядно отражают процесс формирования комплекса вооружения древнерусских воинов на базе взаимодействия с различными воинскими традициями, многочисленными военными походами по торговому пути с севера на юг — «путь из варяг в греки», идущий от Варяжского (Балтийского) моря к морю Русскому (Чёрному морю).Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Слово «щит», возможно, происходит от слова из санскрита «каваСа» — kavaSa — щит, прикрываться, ховаться (страховаться). (англ. shield; shade-щит).

Щиты использовались с древнейших времён и применялись для защиты воинов вплоть до распространения огнестрельного оружия.

«…Русичи великая поля чремными щиты прегородиша…» («Слово о полку Игореве»).

Именно, щиты служили воинам единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах, как единственных средствах защиты воинов, упоминаются в византийских рукописях VI века:

Прокопий Кесарийский: «Вступая же в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают».

Маврикий Стратег: «Каждый мужчина вооружён двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но трудно переносимыми». Видимо, деревянные щиты были тяжёлыми, подобными по своим функциям с деревянными воротами, служащие защитой каждому дому. На санскрите «Варута» — varUtha — защита, щит, убежище, безопасное местожительство (родстренное слово в рус. яз. ворота)

В верхней части тяжелых щитов этого периода проделывали небольшое отверстие для обзора — амбразуры. В раннем средневековье простые воины часто не имели шлемов, из-за их дороговизны, поэтому прикрывались «с головой» большими щитами.

К сожалению, трудно представить внешний вид тяжёлых деревянных славянских щитов, так как из-за отсутствия металлических частей деревянная конструкция не сохранилась.

Самые ранние фрагменты щитов, найденные на территории Древней Руси, относятся к X веку, так как они уже имели металлические детали.

На территории Древней Руси археологи нашли фрагменты 20 щитов, а именно деталь щита — умбон (лат. umbo) металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, крепившаяся в центре щита, и защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов.

А.Н.Кирпичников выделяет среди найденных щитов два типа древнерусских металлических накладок (умбонов): полушаровидные щиты (найдено 13 экземпляров) и сфероконические щиты (3 экземпляра). Все найденные щиты стандартны по форме и по размерам — их диаметр 13,2-15,5 см, высота 5,5-7 см. Толщина металла на щите не превышает 1,5 мм.

Ко сфероконическому типу щитов относятся два умбона, найденые в Юго-Восточной части Приладожья, и один щит найден в древнерусском слое Цимлянского городища. Сфероконические щиты довольно крупные, их диаметр 15,6 см и 17,5 см, высота 7,8 см и 8,5 см. Умбоны обоих типов имеют поля шириной 1,5-2,5 см, на которых были пробиты от 4 до 8 отверстий, через которые проходили гвозди от 2,5 до 5 см, редко заклепки, крепившие металлическую бляху на деревянном поле щита, толщиной в пределах 7-8 мм. На одном из найденных в Приладожье металлических блях для щита (умбонов) найдена заклепка длинной 4,5 см. По мнению А.Н.Кирпичникова, подобные заклепки скрепляли одновременно край умбона, деревянную доску щита и планку-рукояти.

Металлические оковки, крепившиеся по краю деревянного  щита, представляют собой тонкие (5-6 мм) железные, или бронзовые полоски длинной около 6 см и шириной около 2 см, согнутые пополам. На одной из металлических оковок сохранились следы орнаментации в виде двух параллельных линий.

Большинство древнерусских оковок на обеих сторонах имели ступеньку, которая, как показывает зарубежный материал, была необходима для кожаной полосы, проходящей по ребру щита.

Во время археологических раскопках Гнездовского курганного могильника под Смоленском были найдены неплохо сохранившиеся остатки древнерусского щита. Вот так его описывает автор раскопок: «Благодаря оставшимся от щита следам дерева, можно представить себе приблизительно размеры щита, измеряя расстояние этих кусочков дерева от центральной бляхи или умбона; при таком измерении ширина или длина щита доходит до 1 метра. В области лежавшего когда-то щита найдено много железных скрепок или обоймиц в виде железных согнутых вдвое пластинок с пробоинами или гвоздиками на концах, служивших для скрепления краев щита и прекрасно сохранивших внутри кусочки дерева; эти-то кусочки дерева представляют часто косые слои, которые объясняются явно тем, что доски, из которых щит состоял, имели на краях закругления, соответствующие окружности круга. Принимая во внимание сохранившиеся следы дерева на ближних камнях можно также смело утверждать, что щит имел круговое очертание. По железным обоймицам также можно легко определить толщину щитовых досок; можно считать также до некоторой степени вероятным, что щит был окрашен в красную краску, так как дерево в одной из обоймиц сохранило следы красной окраски».

Восполнить представление о древнерусском щите помогают археологические материалы сопредельных территорий  Скандинавии, где они найдены в огромном количестве. Интересно, что древнерусское оружие и щиты, подобные скандинавским, найденные в районе Ладоги, дают возможность скандинавам мечтать о том, что эти территории Древней Руси в районе Ладоги в древности принадлежали им. Однако, это не так!

Очень часто «скандинавское оружие» было захвачено древнерусскими воинами в бою во время военных походов и привезено домой на Ладогу в качестве военных трофеев. Крупные оружейные производства были в Ладоге, Новгороде, Суздале, Пскове, Смоленске и Киеве.

Дружинно-торговый социум «русов» начал складываться не ранее последних десятилетий VIII — первых десятилетий IX вв., примерно тогда же, когда в древнесеверной лексике ранней эпохи викингов (на I этапе, 793-833 гг.) слово с исконно русским корнем «rup» — гребцы приобретало новое значение «морское войско». (родственные слова в рус. яз.: гРАБить, гРЕБти…; англ.: robber — гРАБитель)

На Западе «росы» — gentis esse sueonum; на Востоке — «gentis» Славян; они и были и теми и другими одновременно. В Византии середины X века один из преемников великокняжеских послов «от рода Рускаго» перечислял скандинавские названия днепровских порогов «по-росски» (rosistі) и переводил «по-славянски» (sclavinysti); языком этих «росов» был ещё нордический, северный язык скандинавов.

Русь-Ладога князя Олега объединяет в начале X века и варяга, и словенина, «и прочих», хотя послы «великого князя рускаго», объявляя себя от рода Рускаго, носят сплошь скандинавские имена. Для определенного отрезка времени становления скандо-славянского социума «именно Ладога исключительно и была русью» (Stang 1996: 200).

Самая полная информация имеется о щитах, найденных в шведском могильнике Бирка, где было найдено 68 деревянных щитов круглой формы, диаметром от 80 до 95 см, толщина 5-6 мм, материал, из которого изготовлен щит — тис, клён, пихта. В Бирке были найдены оружие, фрагменты доспехов, многочисленные находки, свидетельствующие о том, что здесь длительное время проживала большая группа мужчин-воинов. 

По подсчётам учёных, в IX–X веках в Бирке проживало около 1500 человек постоянного населения. Однако в летние месяцы, сюда со всей Балтики — «Русь-Ладога» приходили корабли с товарами, число жителей увеличивалось до 8 тысяч.  Город Бирки был крупным речным портом и стоял на пересечении торговых путей, именно отсюда начинался путь «из варяг в греки», связывавший Русь Новгородскую с Византийской империей,  Ближним Востоком, Средней Азией и центральной Европой в X–XII веках.

В городе Бирка были найдены восточные шёлковые ткани из Арабского халифата с арабскими надписями «Иллах» (Illah- Аллах), выполненными в куфическом стиле. Древнеперсидские надписи в геометрическом стиле куфического письма находили на восточных шёлковых лентах не только в могилах на территории города Бирка и в захоронениях в Уппсале, но и в Испании. Арабские надписи в куфическом стиле повсеместно присутствуют на одежде викингов в скандинавских могильниках. Возможно, погребения осуществлялись под влиянием ислама с идеей о вечной жизни в раю после смерти. Возможно, арабские надписи просто рассматривались, как декоративный затейливый орнамент.

В последней четверти X века — после 960 года город был оставлен, Бирка прекратила своё существование — странно и необъяснимо. Дружинно-торговый социум русов и скандинавов распался… русы ушли.

Как и в Древней Руси, основную часть находок остатков щитов составляют оловянные или бронзовые накладки различной формы (умбоны), и железные или бронзовые оковки по краю щита (от 2 до 45), крепившиеся двумя заклепками. Некоторые щиты были снабжены и металлическими или деревянными рукоятями  из можжевельника, тополя, ольхи. Металлические рукояти щита из железа или бронзы украшены чеканкой или рельефным литьём. Фрагмент чеканной накладки найден в Старой Ладоге, и хранится в частной коллекции.

На древнерусских щитах сохранились скобки с подвижным кольцом для крепления плечевого ремня для ношения щита.
В захоронениях в Норвегии в Бирки и Гокстаде найдены деревянные щиты из 7-8 сосновых дощечек разной ширины, толщиной около 7 мм. Внешняя сторона щитов была окрашена в чёрный или жёлтый цвета. На расстоянии 2 см от края щита и с интервалом около 3,5 см по всему периметру просверлены отверстия для крепления кожаной обшивки края щита, металлических деталей щита нет.

В Тирском торфянике на юго-западе Латвии обнаружен уникальный клад IX века, среди находок — два хорошо сохранившихся деревянных щита, изготовленных из еловых досок. Один из шитов толщиной 6 мм, круглой формы, диаметром 85,5 см. Внутренняя и внешняя стороны деревянного щита покрыты кожей, пришитой к  щиту в центре и по краям, а между кожей и деревом проложена спрессованная трава. В центре деревянного щита пропилено отверстие диаметром 11,5 см, которое с внешней стороны закрывалось деревянной накладкой в форме полушария с краями, на которых имеется 14 отверстий для заклёпок. Подобный тип щита встречается в нескольких курганах Гнездовского и Михайловского могильников.

Второй щит, найденный в Тирском торфянике, был длиной 68 см, ширина — 11,8 см, толщиной — 1,4 см. Судя по краям доски, щит был выгнутым и имел круглую форму, а его диаметр составлял 73 см.

Во второй четверти XIII века появляются треугольные щиты с перегибом, то есть двускатный щит, плотно прижимавшийся к телу, и выгнутые трапециевидные щиты. С конца XIII века входят в обиход сложнофигурные щиты-тарчи, прикрывавшие грудь всадника во время прямого удара копьём, как тараном.

В XIV веке эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом — тарч, который торчал из щита, и служил защитой для руки, удерживающей короткое копьё и облегчал воину защиту и нападение в бою. В Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались Павеза (павез, павиза, павезе, павис; нем. große Pavese — большая павеза) — тип щита, широко применявшийся пехотой в XIV—XVI веках. Щит павез был прямоугольной формы, нижняя часть могла иметь овальную форму.

Известно, что щиты различных форм — круглые, трапециевидные, существовали в течение длительного времени.
Богатые воины делали щиты из железа, но самые распространённые щиты для древнерусских воинов из дерева, камыша, и обшивали их кожей. Центр щита усиливали металлическим навершием — «умбоном». Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием — каймой. Тыльная сторона щита имела подкладку, на руке щит удерживался привязками — «столбцами». Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету в древнерусских доспехах отдавалось явное предпочтение на протяжении всей истории Древней Руси.


РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ЩИТА.

Исходя из информации, полученной из литературных источников, и материалов археологических раскопок, найденных на территории Древней Руси и скандинавских стран, можно представить примерную реконструкцию одного из типов щитов, имевшего распространение в X веке, как на территории Древней Руси, так и на территории Скандинавии.

Древнерусские щиты в X веке изготавливались из деревянных плоских дощечек и имели круглую форму. Диаметр щита варьировался от 80 до 100 см, а толщина редко превышала 6-7 мм. В некоторых случаях деревянный щит покрывали грубой кожей и  окрашивали. В центре деревянного поля щита с внешней стороны крепили на гвоздях, загибавшихся с внутренней стороны, металлическую или деревянную накладку (умбон).  С внутренней стороны щита поперёк досок крепилась деревянная рукоять, иногда с кольцами для крепления плечевого ремня. Кольца для плечевого ремня могли прикрепить и на поле щита. Крепление рукояти щита производилось с помощью металлических заклепок или деревянных гвоздей — нагелей. С помощью металлических оковок по краю щита закреплялась полоска кожи, которую  пришивали и без металлических заклёпок.

Внешнюю, а иногда и внутреннюю сторону щита покрывали кожей и окрашивали красной, белой, чёрной или жёлтой краской. Раскраска воинских щитов имела ритуальное значение,  белый щит считался символом мирных намерений, красный означал воинственность и готовность к бою. Судя по изображениям на поминальных камнях, а также миниатюрным подвескам-амулетам в виде щита, найденным как в Скандинавии, так и на территории Руси, самым популярным мотивом раскраски щита была «вихревая розетка», представляющая собой стилизованное изображение змеевика — оберега древнерусского воина. Змеевик — образ Великой Матери Земли, от которой древнерусский воин черпал силы.

Древнерусские подвески-обереги с изображением Змеевика

Оценивая боевые качества древнерусского деревянного щита, по его конструкции и весу, а также надёжности и удобству хвата рукояти щита, можно утверждать, что это было достаточно маневренное средство обороны, в некоторых ситуациях способное выполнять и роль наступательного ударного оружия. Снижение веса деревянного щита и маневренность во время боя достигались за счет более тонкой деревянной основы щита, который не долго мог служить воину  защитой. Благодаря простоте конструкции деревянного щита, ремонт или изготовление нового щита,  с использованием старых металлические детали, не представлял для воина особой трудности даже в «полевых» условиях.

Основной задачей древнерусских деревянных щитов была защита воина от метательного оружия противника — от стрел и дротиков.

Метод применения деревянного щита продемонстрирован в сцене осады крепости, изображенной на франкском ларце VIII века. Деталь ларца с изображением воина, защищающегося от стрел. VIII в. (Британский музей)

Удары меча и топора могла сдержать и отразить металлическая накладка (умбон) деревянного щита, хотя в исландских сагах встречаются описания попадания меча и топора противника в деревянное поле щита:

— «У Сигмунда был шлем на голове, у пояса меч, а в руках щит и копье. Он бросился на Скарпхедина и тотчас же нанёс ему удар копьём и попал в щит. Скарпхедин отрубил древко копья, поднял секиру и разрубил Сигмунду щит до середины. Сигмунд нанёс Скарпхедину удар мечом и попал в щит, так что меч застрял. Скарпхедин с такой силой рванул щит, что Сигмунд выпустил свой меч… ».

«Навстречу Гуннару встал Вандиль. Он немедля, нанёс удар мечом, и удар пришёлся в щит. Гуннар быстро отвёл щит с застрявшим в нём мечом в сторону, и меч сломался у рукояти».

— «...Тогда Хрут повернулся к Атли. Тот немедля ударил секирой в щит Хрута и расколол его сверху донизу».

«Ион бросился на Гуннара в сильном гневе и пробил ему копьём щит и руку. Гуннар с такой силой рванул щит, что копье сломалось у наконечника».

Круглая форма и непрочность щита предполагает, что более эффективно им можно было действовать в свободном строю, а не в плотно сомкнутом, именно, поэтому круглые деревянные щиты исчезли из оборонительного вооружения древнерусских воинов в XI веке.

Во второй половине X века меняется характер военных действий русских дружин. Если в конце IX — начале X веков древнерусские воины совершали стремительные рейды на кораблях с целью захвата добычи или получения дани, то во время Балканской кампании Святослава, длившейся с 969 г. по 971 г., осады и обороны крепостей, военные рейды чередовалась крупными полевыми сражениями против армии Византийской империи. Это не могло не привести к изменениям в тактике боя, что в целом повлияло  на весь комплекс наступательного и оборонительного вооружения древнерусского воина.

Византийский автор Лев Диакон, подробно описавший ход войны 969 — 971 годах, называет построение древнерусских воинов фалангой, а, повествуя о битве под Доростолом в 971 году, подчеркивает, что «тавроскифы  плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы». «Константин Философ (Кирилл, основатель кириллицы) застал в Крыму и письменность, и её носителей, тавров его времени, «глаголющих тою («русскою») беседою». Он пишет о тоурси (они же тoypcïu) —  *тауро-руси — *Ταυρο-ρως или Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι, что-то вроде «тавры-росы», обозначение племени, жившего к северу от дунайского устья, близ Ахиллова Бега.

В другом месте своего труда Лев Диакон описал щиты древнерусских воинов : «щиты у них прочны и для большей безопасности достигали ног»». К сожалению, из этого описания не ясна форма древнерусских щитов, но подобные описанию «вытянутые по вертикали» щиты получили широкое распространение не только в Древней Руси, но и в Западной Европе XI веке.

 

Древнерусский лучник X — XIII века

Русский меч XII–XIII века

ru-sled.ru

Что такое щит Ахиллеса?

С древних времен искателей приключений привлекали исторические артефакты. Такие вещи обладали красотой и индивидуальностью, несли в себе магические свойства, которыми наделяли своего владельца. Рискуя жизнью, люди отправлялись на поиски кладов в самые дальние уголки мира ради шанса стать обладателем желанного экземпляра. Одним из таких артефактов является и щит Ахиллеса, речь о котором пойдет в данной статье.

Что это такое?

Описание щита Ахиллеса занимает особое место в произведении Гомера «Илиада», повествующем о последних трагических месяцах троянской цивилизации. Одной из самых значимых фигур в произведении является Ахиллес. В тексте большой раздел отведен его щиту, который был уникален по значимости, красоте и мистичности. Именно он должен был принести победу Ахиллесу и его народу в десятилетней войне с троянцами. И принес.

Герой Троянской войны Ахиллес (Ахилл). Мифология

Ахиллес появился на свет вследствие брака царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды.

Богиня знала, что судьба приготовила ее сыну возможность сыграть важную роль в истории греков при взятии города Троя. Что люди долго будут помнить его как отважного, смелого, славного юношу, равного по силе которому еще долго не будет на свете. Но также знала она и о печальном завершении его жизни под стенами Трои.

Всеми силами пыталась мать защитить дитя от неизбежного финала. Младенца Фетида натирала амброзией, держала в огне, по ночам купала в водах подземной реки Стикс. Все эти действия сулили ему бессмертие и защиту, и только пятка ребенка, за которую мать держала дитя над водой, осталась беззащитной. Впоследствии это и сыграет роковую роль в жизни Ахиллеса.

Получив неодобрение мужа за действия с ребенком, Фетида была вынуждена покинуть дом супруга и скрыться в морской стихии отца Нерея навсегда. Ахилл же был передан отцом на воспитание кентавру Хирону, который кормил его мозгами и внутренними органами медведей и львов.

Еще будучи совсем юным, будущий герой убивал свирепых животных, в беге превосходил самых быстроногих зверей, а оружием и врачеванием владел виртуозно. Мощь и сила его были непревзойденны. Мать наблюдала за жизнью своего сына, радовалась его успехам и всегда была рядом, чтобы помочь Ахиллесу в трудных ситуациях и оградить от любой опасности. Ее помощь и участие понадобились, когда молодой герой остался без своих доспехов при осаде Трои. Доспехи, копье от Хирона и бессмертных коней от Посейдона отец вручил Ахиллесу, когда сам уже не мог участвовать в многолетней Троянской войне.

Ахиллес же, радушно предоставив эти вещи своему другу Патроклу в битве под Троей, остался без обмундирования. Фетида за новыми доспехами для сына отправилась на гору к богу Гефесту. Не смог он отказать прекрасной богине в просьбе и за одну ночь выковал для героя щит.

Кузнецом или художником был Гефест?

И кинул Гефест в огонь медь, олово, серебро и драгоценное золото. Из пяти сложенных вместе медных листов выковал мастер большой, круглый и немного выпуклый щит для Ахиллеса. Три обода окаймляют его, а картины из олова, серебра и драгоценного злата украшают. Что изобразил Гефест на щите Ахиллеса?

Вверху полукругом раскинулось небо, а в центре оружия — возвышение (бугор), что символизирует землю: она в центре всего. Что может быть важнее? Вокруг изображены картинки из жизни людей. Два города, символизирующие радость и печаль, добро и зло. Один город навевал мысли о веселье, люди на нем праздновали свадьбы на улицах города, молодые юноши играли на различных музыкальных инструментах, а красиво одетые девушки провожали их взглядами и улыбками. Второй город осаждают враги и люди в борьбе за жизнь устраивают засаду неприятелю. Боги войны Арес и Афина Паллада помогают жителям города, наблюдая за происходящим сверху, а на земле Бог смерти и вражды ищет себе добычу среди доблестных воинов, яро противостоящих врагу.

Также на щите изображен городской суд в виде народного собрания. Старцы с посохами в руках высказывают свои мнения по поводу различных споров жителей города, которые приходят к ним со своими проблемами каждый день. Награда в виде злата ожидает того старца, который рассудит правильно и по чести.

Что изображено на щите Ахиллеса еще? Изобразил Гефест и поля. Пахари работают за плугами. На окраине поля ждут уставших работников кубки с холодным вином и прохлада в тени. Изображена мастером и уборка пшеницы. Часть людей жнет хлеб, вторая его вяжет, а дети собирают колосья. Владелец поля с радостью смотрит, как убирают богатый урожай. Отдельно изображены люди, готовящие еду для работников поля. Одни режут скот для приготовления мяса на огне, другие пекут хлеб. Рядом изображение показывает сбор винограда. Девушки и мужчины несут спелый виноград в корзинах. Прекрасный мужчина играет на лире, а вокруг него люди водят веселый хоровод.

Следующее изображение показывает стадо редких быков цвета золота и серебра, которые идут к реке напиться воды. Львы нападают на рогатый скот и раздирают на куски тело одного из бедных животных. Пастухи хотят помочь, делают попытки отогнать львов с помощью собак, но те чувствуют страх перед королем животных и только лают на них. По соседству показаны пасущиеся овцы, постройки для животных и скромные шалаши пастухов.

Что самое яркое на щите Ахиллеса? Еще одно изображение показывает танцующих статных юношей и красивых девушек в хороводе и селян, смотрящих с радостью на эти танцы. Окружает все эти картины из жизни людей Мировой океан. Красивой каймой расположен он на щите, представляя собой белую полосу. Завершает полную картину на щите Гефест изображением звездного неба с многочисленными созвездиями — Ориона, Плеяды, Гиады и Большой Медведицы.

Вселенная на одном щите

Вся мирская жизнь изображена на щите Ахиллеса. Она включает в себя и радости в виде праздников, и утраты от войны, и простую жизнь людей с ежедневной рутинной работой на полях, и праздники с влюбленными юношами и девушками, кружащимися в танце от счастья.

Все это украшают море и небеса с неизменными нашими светилами дня и ночи — Солнцем, которое неугасимо светит нам каждый день, и Луной, которая управляет Мировым океаном. Звездам люди тоже отводят огромную роль, от их расположения зависят многие судьбы. Люди смотрят на них и ориентируются по ним. Запечатлена целая Вселенная на щите Ахиллеса, а в центре всего — земная твердь. Именно ей человек обязан своей жизнью, своим родом. Этот щит смело можно назвать величайшим произведением искусства. Он был уникален. До этого момента не было еще такого шедевра ни у людей, ни у богов.

Победа и смерть

С этим щитом молодой воин Ахиллес принес победу над Троей своему народу, как и пророчил астролог еще до рождения героя. Но здесь, под стенами побежденного города, Ахилл распрощался с жизнью в битве со своим врагом Парисом. Он поразил его быстрой стрелой в пятку, ту самую, которая так и не была окунута в воды реки Стикс. Обездвиженный Ахиллес не смог увернуться от второй стрелы неприятеля, и она пронзила его грудь смертельно. Как и обещал прорицатель, Троя была побеждена, век героя был недолог, но ярок. Легенды и песни слагали люди в его честь. Храмы и статуи создавались для подношений мирян.

Магические свойства щита Ахиллеса

Золотой зеркальный диск нес в себе невероятные магические свойства. Владельца он делал всесильным над людьми и событиями в жизни. С его помощью Ахиллес мог ориентироваться в любом месте, найти любой нужный населенный пункт или любое другое место на земле и на небе. Люди подчинялись мощи его хозяина и его воле. Он нес в себе притяжение славы, власти и всех богатств жизни. Для его обладателя деньги и золото лились рекой.

Щит Ахиллеса (фото интерпретации приведено в статье) наделен такой властью, что в состоянии показать человеку, заглянувшему в него, любое событие из жизни, будь то прошлое, настоящее или будущее. Но не каждому щит подчиняется и показывает видения. Человек должен обладать определенными высокими духовными качествами и внутренней силой.

Пропажа щита и открытие Трои

После смерти Ахиллеса щит был забран богами на Олимп, так как они считали, что люди недостойны его мистических качеств. Со временем боги не смогли поделить артефакт такой силы между собой, и с тех пор щит исчез навсегда.

Долгое время историки и археологи искали подтверждения существования троянской цивилизации в прошлом, его героя Ахиллеса и магического щита, которому не было равных. Найти и раскопать разрушенный город Трою удалось немецкому археологу Генриху Шлиману в 1873 году. Впоследствии Генрих пытался найти и могилу самого Ахиллеса, чтоб найти и знаменитый щит, который наделяет властью, но поиски не увенчались успехом. Щит не был найден. Гитлер тоже предпринимал попытки найти данный артефакт, но местонахождение щита неизвестно по сей день.

Значение татуировок

Издревле люди наносили на свое тело рисунки для разных целей. Узоры на теле несут в себе информацию о принадлежности к племенам, народам, о положении в обществе, о семейном статусе и наличии детей. С приходом цивилизации многие обозначения упразднились, и татуировки стали частью жизни многих молодых городских людей. Поражает многогранность картинок, форм, объемов, которые люди изображают на своем теле. Каждая из них по-своему уникальна и несет в себе свое особое обозначение, предназначение и влияние на судьбу.

Магический щит на теле

Что же нам принесет изображение магического щита греческого героя Ахиллеса на своем теле?

Нанести тату щита Ахиллеса на свое тело рекомендуется сильным духом людям, которые в состоянии постоять за себя. Тогда такая татуировка станет союзницей в любых начинаниях и делах. Рисунок оградит человека от множества несчастий и невзгод, которые может уготовить ему судьба. Владельца наделит уверенностью и стойкостью, решимостью и напором. Подскажет правильное направление в жизненных ситуациях. А может, еще и богатство подарит своему обладателю…

fb.ru