Сущность бжд – ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Сущность жизнедеятельности, основные понятия и определения Проблемы жизнедеятельности Понятие безопасности

Содержание

Сущность
дисциплины БЖД 6

Принципы
безопасности жизнедеятельности 8

Средства
безопасности жизнедеятельности 10

Сущность
понятия безопасности 12

Классификация
опасностей и угроз 13

Объекты
и направления безопасности
жизнедеятельности 16

Предмет
и задачи секъюритологии 19

Место
и роль секьюритологии в учебно-образовательном
процессе 21

Техника
безопасности 23

Этапы
формирования и решения проблемы
оптимального взаимодействия человека
со средой обитания 25

Система
«человек – среда обитания» 26

Природная
среда 27

Производственная
среда 30

Городская
среда 31

Бытовая
среда 33

Социальная
среда 34

Характеристика
нервной системы 37

Функциональная
характеристика человека и ее роль во
взаимодействии с внешней средой 39

Классификация
основных форм деятельности человека 43

Методы
оценки тяжести труда 45

Основные
пути снижения утомления 47

Аксиома
о потенциальной опасности 48

Аксиоматика
БЖД 49

Классификация
негативных факторов: естественные,
антропогенные, физические и др. 51

Общая
характеристика техногенных опасностей 52

Показатели
оценки негативного воздействия 54

Безопасность
технических средств и технологических
процессов 55

Экспертиза
безопасности оборудования и технических
процессов, порядок проведения 57

Экологическая
экспертиза техники, технологии и
материалов. Этапы экологической
экспертизы 59

Виды
экологической экспертизы 61

Обеспечение
безопасности по факторам вредности 62

Управление
условиями труда 63

Применение
экобиозащитной техники 65

Чрезвычайные
ситуации природного характера 67

Стихийные
бедствия геологического характера 70

Стихийные
бедствия метеорологического характера 72

Стихийные
бедствия метеорологического характера 73

Классификация
чрезвычайных ситуаций техногенного
характера 76

Аварии
на химически и радиационно-опасных
объектах 78

Аварии
на пожаро- и взрывоопасный объектах 81

Аварии
на гидродинамически опасных объектах 83

Аварии
на транспорте и коммунально-энергетическим
сетях 84

Классификация
чрезвычайный ситуаций экологического
характера 88

Изменения
состояния суши 89

Изменения
свойств воздушной среды 91

Изменения
состояния гидросферы 93

Изменения
состояния биосферы 95

Оценка
обстановки при чрезвычайной ситуации 98

Определение
допустимой продолжительности пребывания
людей в зараженной местности 101

Организация
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций 103

Постоянно
действующие органы управления системой
чрезвычайных ситуаций 106

МЧС
России – федеральный орган управления
в области предупреждения и ликвидации
ЧС 107

Организация
гражданской обороны на объектах
экономики 109

Медицинское
обеспечение и помощь в чрезвычайных
ситуациях 111

Медицинские
средства индивидуальной защиты 114

Разработка
мер по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций 116

Международный
терроризм – глобальная проблема
современности 118

Действия
населения при угрозе и в период
террористических актов 121

Психофизиологическая
деятельность человека и его роль в
проблеме безопасности 123

Надежность
человека как звена технологической
системы 126

Критерии
и методы оценки деятельности операторов
технических систем и стимулирование
безопасности деятельности 129

Организация
государственной системы безопасности
жизнедеятельности 134

Правовые,
нормативно-технические и организационные
основы обеспечения безопасности
жизнедеятельности 135

Концепция
национальной безопасности Российской
Федерации 137

Правила
контроля состояния окружающей среды 139

Система
управления охраной труда на объектах
экономики 141

Система
стандартов безопасности труда (ССБТ) 144

Государственное
управление в чрезвычайных ситуациях 145

Правовые
и организационные основы расследования,
учета и анализа несчастных случаев,
профессиональных заболеваний, аварий,
пожаров, катастроф и стихийных
бедствий 146

Экономические
последствия и материальные затраты на
обеспечение безопасности
жизнедеятельности 151

Решение
социальных проблем безопасности 153

Сущность
экономической безопасности 154

Основные
внутренние и внешние угрозы экономической
безопасности 157

Государственная
деятельность по обеспечению экономической
безопасности 161

Международные
организации, занимающиеся вопросами
безопасности жизнедеятельности 163

Организация
объединенных наций (ООН) 164

Генера́льная
Ассамбле́я ООН 165

Совет
Безопасности ООН 167

Организация
по безопасности и сотрудничеству в
Европе (ОБЕСЕ) 167

Всемирный
Союз Охраны Природы (ВСОП) 169

Международное
агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) 170

Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ) 170

Организации
по запрещению химического оружия
(ОЗХО) 171

Международная
организация гражданской обороны
(МОГО 172

Межправительственная
океаническая комиссия (МОК) 173

Всемирная
метеорологическая организация (ВМО) 173

Гринпис 174

Римский
клуб 175

Всемирный
фонд дикой природы (WWF) 175

Международный
социально-экологический союз (МСоЭС 176

Глобальный
экологический фонд (ГЭФ) 177

Междунаро́дный
комитет Кра́сного Креста́ (МККК) 177

ЮНЕСКО 178

Международная
организация труда (МОТ) 180

Шанхайская
организация сотрудничества (ШОС) 181

Международная
безопасность 183

Международные
организации 184

Всемирная
программа действий «Повестка дня на
XXI век» 185

Устойчивое
развитие 187

Важнейшие
международные документы в сфере охраны
окружающей природной среды и безопасности
человечества 190

Основные
направления международного сотрудничества
в области безопасности жизнедеятельности 194

studfiles.net

1) Основные понятия и определения бжд

  1. Основные
    понятия и определения БЖД. Принципы,
    методы и средства БЖД.

  2. Аксиоматика
    БЖД.

  3. Таксономия
    опасностей.

  4. Опасные
    и вредные факторы производственной
    среды.

  5. Опасные
    и вредные факторы бытовой среды

  6. Поражающие
    факторы чрезвычайных ситуаций (далее
    – ЧС).

  7. Анализаторы
    человека (экстероцептивные и
    интероцептивные), их основные
    характеристики.

  8. Зрительный
    анализатор.

  9. Слуховой
    анализатор.

  10. Тактильный
    анализатор.

  11. Обоняние.
    Вкус. Вибрационная и органическая
    чувствительность

  12. Работоспособность
    человека и ее динамика.

  13. Микроклимат
    производственных помещений. Основные
    параметры, нормирование.

  14. Избыточное
    тепловое (инфракрасное) излучение на
    рабочих местах. Основные параметры,
    нормирование, защита.

  15. Вентиляция
    производственных помещений. Системы
    вентиляции. Требования к вентиляционным
    системам.

  16. Шум.
    Параметры, характеризующие шум.
    Классификация производственного шума.

  17. Действие
    шума на организм. Специфическое и
    неспецифическое воздействие шума.

  18. Гигиеническое
    нормирование производственного шума.
    Измерение и оценка производственного
    шума.

  19. Методы
    борьбы с шумом.

  20. Вибрация.
    Параметры, характеризующие вибрацию.
    Виды вибрации и ее источники.

  21. Действие
    вибрации на организм человека.

  22. Гигиеническое
    нормирование вибрации. Защита от
    вибрации.

  23. Характеристики
    электромагнитных неионизирующих
    излучений. Классификация электромагнитных
    волн.

  24. Источники
    электромагнитных полей. Воздействие
    электромагнитных полей на организм
    человека.

  25. Гигиеническое
    нормирование электромагнитных полей.
    Защита от электромагнитных полей.

  26. Основные
    характеристики ионизирующих излучений.
    Источники ионизирующих излучений.

  27. Воздействие
    ионизирующих излучений на организм
    человека. Гигиеническое нормирование
    ионизирующих излучений. Защита от
    ионизирующих излучений.

  28. Параметры
    электрического тока и источники
    электроопасности.

  29. Воздействие
    электрического тока на организм
    человека. Виды электротравм. Электрический
    удар.

  30. Параметры,
    определяющие тяжесть поражения током.
    Пороговые значения токов. Электрическое
    сопротивление тела человека.

  31. Параметры,
    определяющие тяжесть поражения
    электрическим током. Анализ схем
    включения в электрическую цепь.

  32. Классы
    электроустановок. Классы опасности
    помещений. Требования к персоналу.

  33. Методы
    и средства обеспечения электробезопасности
    (применение малых напряжений, разделение
    сетей, изоляция).

  34. Защитное
    заземление, зануление, устройства
    защитного отключения.

  35. Классификация
    ЧС.

  36. ЧС
    техногенного характера.

  37. ЧС
    природного характера.

  38. ЧС
    экологического характера.

  39. Поражающие
    факторы техногенных катастроф
    (воздушно-ударная волна, тепловые и
    осколочные поля).

  40. Поражающие
    факторы техногенных катастроф (выброс
    химически опасных веществ, выброс
    радиоактивных веществ).

  41. Классификация
    АХОВ (по характеру и степени воздействия
    на человека, по агрегатному состоянию).

  42. Пожаробезопасность.
    Основные определения.

  43. Виды
    процесса возникновения горения.

  44. Характеристики
    пожароопасных веществ.

  45. Основные
    источники возникновения пожаров на
    промышленных предприятиях. Оценка
    пожарной опасности промышленных
    предприятий.

  46. Пожарная
    профилактика в производственных
    зданиях.

Цель изучениядисциплины — это получение знаний о
методах и средствах обеспечения
безопасных и комфортных условий
деятельности человека на всех стадиях
его жизненного цикла.

Опасность.Характерным свойством (непременным
условием) процесса взаимодействия
человека со средой его обитания является
потенциальная опасность. Опасность —
это центральное понятие в безопасности
жизнедеятельности. Мы представляем
себе опасность как возможность, угрозу
бедствия, катастрофы, любого нежелательного
явления, процесса.

опасность– это явления, процессы, объекты, свойства
предметов, способные в определенных
наносить ущерб здоровью человека или
окружающей среде.

Опасность хранят
все системы, имеющие энергию, химически
или биологически активные компоненты,
а также характеристики, не соответствующие
условиям жизнедеятельности человека.
Говорят также, что такие системы обладают
так называемым остаточным риском,
т.е. способностью к потере устойчивости
или длительному отрицательному
воздействию на человека, окружающую
среду.

Признаками,
определяющими опасность, могут быть:угроза
для жизни; возможность нанесения ущерба
здоровью; нарушение условий нормального
функционирования органов и систем
человека. нарушение условий нормального
функционирования экологических систем

Источники:сам
человек
;элементы среды обитания,процессы взаимодействия

В
терминологии безопасности жизнедеятельности
используются такие термины как: ноксосфера(опасность) — область, зона, в которой
проявляются опасности;

гомосфера(человек) — область, зона, в которой
пребывает человек.

В безопасности
жизнедеятельности часто используется
понятие негативного фактора,
который охватывает все использовавшиеся
ранее понятия: опасный фактор, вредный
фактор, поражающий фактор.

Безопасность— это состояние защищенности человека,
общества, окружающей среды от опасностей
различного происхождения. При этом
имеется в виду, что обеспечиваются
условия, при которых исключается
появление опасностей или превышение
научно обоснованных допустимых уровней
опасных факторов.

Безопасность
труда
– состояние трудовой деятельности,
обеспечение приемлемого уровня риска.

Производственная
безопасность – система организационных
мероприятий и технических средств,
предотвращающих или уменьшающих
вероятность воздействия на работающих
опасных производственных факторов,
воздействующих в рабочей зоне в процессе
труд деятельности.

  1. Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности

Принципы
бжд
– это основные направления
деятельности, обеспечения безопасности,
с их помощью определяется уровень знаний
об опасности, а затем формируются
требования по проведению защитных мер
и мероприятий.

По
признаку реализации, т.е. по тому как,
каким образом
они осуществляются
принципы БЖД подразделяются на следующие
группы:ориентирующие, т.е. дающие
общее направление поисков решений в
области безопасности; к ориентирующим
принципам относятся, принцип системного
подхода, профессионального отбора,
принцип нормирования негативных
воздействий и т.п.управленческие;
к ним относятся принцип контроля, принцип
стимулирования деятельности, направленной
на повышение безопасности, принципы
ответственности, обратных связей и др.

организационные;
среди этих принципов можно назвать так
называемуюзащиту временем, когда
регламентируется время, в течение
которого допускается воздействие на
человека негативных факторов, принцип
рациональной организации труда,
рациональных режимов работы, организация
санитарно-защитных зон и др.

технические;эта группа принципов подразумевает
использование конкретных технических
решений для повышения безопасности.

К
техническим принципам относятся такие
как: защита количествомс, снижение
негативного фактора в источнике,
защита расстоянием, использующая
тот факт, что интенсивность ряда
негативных воздействий убывает с
расстоянием;защита с помощью ограждений;
экранирование; блокировка; герметизация;
принцип слабого звена

В
дальнейшем вы увидите как те или иные
принципы реализуются при защите от
конкретных опасностей.

Принципы
обеспечения безопасности необходимо
рассматривать во взаимосвязи, т. е. как
элементы, дополняющие друг друга.

Методы
обеспечения БЖД.
метод — это способ
достижения цели. Здесь целью является
обеспечение безопасности. Методы БЖД
основаны на применении вышеперечисленных
принципов. Пользуясь методами обеспечения
БЖД мы можем согласовать взаимодействие
характеристик человека с окружающей
средой, т.е. достичь определенного уровня
безопасности.Принято выделить четыре
метода БЖД:

А-метод:пространственное
или временнóе разделение гомосферы и
ноксосферы

Б-метод:нормализация
ноксосферы, т.е. совершенствование
среды, чаще производственнойВ-метод:используется тогда, когда
А- и Б-методы не дают желаемого результат
и требуемого уровня безопасности. Он
подразумевает адаптацию человека к
ноксосфере.Г- метод:сочетает в себе
вышеупомянутые методы и используется
чаще всего.

Средства
БЖД — это конкретные средства защиты
человека от различных опасностей.
Средства защиты работающих подразделяющиеся
по характеру их применения на средств
коллективной защиты (СКЗ)
исредства
индивидуальной защиты (СИЗ).
СКЗ
классифицируется в зависимости опасных
и вредных факторов (СКЗ от шума, вибрации
и т.п.) СИЗ классифицируется в основном
в зависимости от защищаемых видов
органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы,
лица, глаз, слуха и т.д.)

К
СИЗ относятся скафандры, противогазы,
респираторы, шлемы (пневмошлемы,
противошумовые), маски, рукавицы из
специальных материалов, защитные очки,
предохранительные пояса.Средства
безопасности должны обеспечивать
нормальные условия для деятельности
человека. К средствам БЖД следует также
отнести так называемые приспособления
для организации безопасности (например:
лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки
и т.п.).

studfiles.net

Основы БЖД. Что такое БЖД? Понятие, цели и факторы безопасности жизнедеятельности

С самого рождения человек сталкивается с различными опасностями, связанными с технической сферой и биологической средой. Для того чтобы не подвергать собственную жизнь риску, каждый должен иметь определенный набор знаний, которые помогут защитить его от этих угроз и опасностей. Вопросами разработки правильных способов защиты от негативных технических и природных воздействий и безопасного взаимодействия людей с окружающей средой занимаются представители такой научной области, как безопасность жизнедеятельности. Эта статья поможет разобраться с тем, что такое БЖД, а также какие цели и задачи преследует эта дисциплина.

Определение и основные понятия

Перед тем как начать глобальное рассмотрение вопроса, что такое БЖД, для начала необходимо дать ему четкое определение. Итак, безопасность жизнедеятельности – это наука, которая рассматривает вопросы о взаимодействии человека с технической сферой, а также взаимодействие людей с природной средой. А также система БЖД включает в себя разработку основных правил и рекомендаций по защите человека от различных негативных факторов. Объектом безопасности жизнедеятельности является человек, а предметом изучения БЖД – выработка безопасного и комфортного существования людей.

Появление такой науки, как безопасность жизнедеятельности, связано с объективной потребностью общества в умениях защитить собственную жизнь. Правила безопасного поведения, которые выводит эта наука, основываются на практическом опыте человечества, а также на теоретической основе других смежных наук.

В понятие БЖД также входит и одноименная школьная дисциплина, которой обучают детей с целью привития им знаний о возможных опасностях и угрозах. Основы БЖД помогают приобрести теоретический и практический опыт поведения в сложных или чрезвычайных ситуациях.

Задачи

После того как было дано определение, что такое БЖД, крайне важно понять, какие задачи ставит перед собой эта область знаний. Основными задачами этой дисциплины являются:

  • определение, классификация и оценка различных негативных воздействий внешней среды обитания;
  • предупреждение различных негативных воздействий;
  • ликвидация последствий негативного воздействия;
  • контроль за окружающей средой;
  • создание для человека комфортного и безопасного состояния внешней окружающей среды;
  • обучение людей правильному поведению в условиях угрозы или воздействия негативных факторов.

Таким образом, можно сказать, что задачи безопасности жизнедеятельности – это комплекс мероприятий, направленный на защиту человека от различных негативных факторов.

Цели

Основополагающей целью БЖД является пропаганда знаний, направленных на уменьшение смертельных случаев, и сохранение здоровья людей, столкнувшихся с опасными внешними факторами. Безопасность жизнедеятельности является крайне важной наукой, так как благодаря ей есть возможность научить людей правильно действовать при угрозах.

Содержание науки

Безопасность жизнедеятельности рассматривает следующие вопросы:

  • Профилактика негативного воздействия, что включает в себя определение и выбор безопасного места для жизни, соблюдение норм и правил охраны труда, а также привитие населению здорового образа жизни.
  • Коллективные мероприятия по организации безопасной жизнедеятельности, что включает создание безопасных условий труда, защиту людей от катастроф природного и техногенного характера, а также разработку нормативной базы в сфере защиты здоровья и жизни населения в целом.
  • Создание благоприятного состояния окружающей среды, что включает соблюдение правил сохранения окружающей среды и уменьшения различного негативного воздействия на нее со стороны человечества, а также рационального и правильного использования природных ресурсов.

Существует ряд аксиом, которые были определены данной наукой, а именно:

  1. Любая человеческая деятельность или же бездеятельность несет в себе потенциальную опасность.
  2. Каждая деятельность должна быть максимально комфортной и не причинять вреда здоровью человека.
  3. Все естественные процессы в природе или антропогенная деятельность склонны к потере устойчивости, а также существует большой риск их негативного воздействия, и каждый человек должен быть к этому готов.
  4. Можно добиться безопасности и чистой экологии, если их значения не будут превышать допустимые показатели, при учете комплексности их воздействия.

Факторы БЖД

Данная наука занимается определением и классификацией факторов, которые делятся на опасные и вредные. Вредными факторами являются те, которые приводят к ухудшению здоровья и могут понизить работоспособность человека, однако после отдыха человек приходит в норму, и его организм способен продолжать функционировать. Опасные факторы – это те, которые приводят к травматизму, нарушениям здоровья или смерти человека.

Оба этих фактора бывают природными и антропогенного характера. Опасные и вредные факторы делятся на биологические, химические, физические и психофизические.

Биологические факторы – это грибки, бактерии и вирусы, а также выбросы предприятий, биологическое оружие, средства для обработки растений и т. д.

Химические факторы – это вещества, которые вдыхает или употребляет человек, а также химическое оружие.

Физические факторы – это влажность и температура воздуха, солнечная радиация, скорость ветра, атмосферное давление, а также различные вибрации и шумы, ток, ионизирующее излучение, оружие массового поражения и т. д.

Психофизические факторы – это нервно-психологическое воздействие на человека.

Заключение

Подводя итог рассмотрению вопроса, что такое БЖД, следует отметить, что человек на протяжении всей жизни сталкивается с множеством опасных и вредных факторов. Отсутствие теоретического и практического опыта защиты собственной жизни может привести к летальному исходу, что в сумме создает угрозу повышения уровня смертности.

Каждый человек должен самостоятельно взять на себя ответственность за свою безопасность с целью сохранения собственной жизни людей. А для того чтобы понимать, как правильно вести себя при угрозах, поможет заблаговременное и тщательное изучение такой дисциплины, как безопасность жизнедеятельности.

fb.ru

Сущность дисциплины бжд

Безопасность
жизнедеятельности

(БЖД) – это область научных знаний,
охватывающих теорию и практику защиты
человека от опасных и вредных факторов
во всех сферах человеческой деятельности
и среде обитания.

Задачами
дисциплины являются:

  1. идентификация
    (распознавание и количественная оценка)
    негативных воздействий среды обитания;

  2. защита и
    предупреждение опасностей для человека;

  3. ликвидация
    отрицательных последствий опасных и
    вредных факторов;

  4. создание комфортного
    состояния среды обитания.

  5. получение знаний
    о процессах обеспечения безопасности
    в различных сферах жизнедеятельности
    человека и человечества;

  6. выявление
    взаимосвязей между отдельными
    направлениями безопасности;

  7. выявление
    закономерностей и тенденций, обоснование
    показателей и критериев устойчивого,
    безопасного развития человека и
    человечества;

  8. разработка
    концепций, программ и предложений по
    обеспечению комплексной безопасности
    жизнедеятельности.

Выделяют следующие
цели
науки БЖД:

  1. сохранение здоровья
    человека и его потомства;

  2. освоение средств
    защиты от негативных воздействий;

  3. создание комфортных
    и рациональных режимов труда и отдыха;

  4. прогнозирование
    и предупреждение чрезвычайных ситуаций,
    аварий и катастроф;

  5. разработка методов
    сбора и утилизации промышленных и
    бытовых отходов и применение
    экологозащитной техники.

Дисциплина БЖД
носит комплексный характер, то есть
включает в себя медико-биологические
и технические знания, правовые и
нормативные основы безопасности с целью
управления ею. До выделения безопасности
жизнедеятельности в отдельную науку
все проблемы в этой области решались
при помощи техники безопасности, охраны
труда, промышленной экологии, гражданской
обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях.

Выделяют следующие
группы методов
обеспечения

БЖД:

  1. Информационные
    – проведение мониторингов состояния
    окружающей среды и условий труда;
    ведение обязательной отчетности
    предприятий об окружающей среде и
    здоровье персонала; просвещение,
    образование и подготовка кадров в
    области БЖД, прогнозирование и
    информирование населения в средствах
    массовой информации о состоянии
    окружающей среды.

  2. Расчетные – оценка
    допустимого и неприемлемого риска,
    негативного воздействия в зоне пребывания
    человека.

  3. Нормативные –
    идентификация и ограничение негативного
    влияния вредных и опасных факторов
    путем установления ПДК и ПДУ и социальных
    нормативов.

  4. Медико-биологические
    – изучение основ функционирования
    организма человека в среде обитания,
    разработка и проведение мероприятий
    по восстановлению здоровья пострадавших
    и сохранению жизни.

  5. Научные –
    теоретические и практические разработки
    и открытия с целью сохранения природного
    и человеческого потенциала.

  6. Организационно-правовые
    – государственный надзор, контроль за
    соблюдением правил безопасности,
    разработка нормативно-технической
    документации.

  7. Технические –
    применение биозащитной техники, средств
    индивидуальной и коллективной защиты,
    средств по очистке окружающей среды.

  8. Технологические
    – замена технологических операций
    производственных процессов на менее
    вредные или безвредные, внедрение
    безотходных технологий производства,
    переработка и утилизация отходов
    производства.

  9. Экономические –
    рациональное использование и экономия
    природных и человеческих ресурсов,
    использование позитивных и негативных
    стимулов с целью соблюдения человеком
    правил безопасности труда и проведение
    работ по охране труда работодателями
    (материальное и моральное вознаграждение,
    система доплат и вознаграждений, штрафы,
    наказания, взыскания, обязательные
    платежи и оплата материального ущерба).

studfiles.net

Сущность и основные составляющие дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в социальном контексте

Исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях: во-первых, как профессиональной деятельности, во-вторых, как научной теории, в-третьих, как учебной дисциплины. В настоящее время возникла насущная потребность в разработке целостной системы обеспечения БЖ – «практика – теория – образование». В рамках этой системы и должно осуществляться комплексное изучение данной сферы человеческой деятельности и ее дальнейшее развитие.

Как научная дисциплина безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖ – комплексная научная дисциплина, так как изучает все опасности, угрожающие социуму (человеку, обществу, государству) – природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные. Поскольку она самым непосредственным образом связана с человеком и его деятельностью,™ имеет ярко выраженный социальный (общественный) характер.

О социальных аспектах безопасности жизнедеятельности можно говорить в широком и узком смысле. В широком значении – это все направления обеспечения безопасности, связанные с природой, техникой, экологией и человеком. С этой точки зрения безопасность жизнедеятельности можно назвать социальной (общественной) безопасностью. Вместе с тем особо выделяются социальные аспекты БЖ в узком значении, т. е. речь идет о защите личности, семьи, общества и государства.

Следует также отметить, что в рамках данной дисциплины не рассматриваются конкретные проблемы таких видов безопасности, как радиационная, пожарная, дорожная, трудовая и пр. Она является научно-методической базой для специальных дисциплин, занимающихся их изучением, и содержит лишь общие положения обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных областях.

Обеспечение БЖ предполагает:

• идентификацию (распознавание) опасностей, т. е. выяснение их вида, вероятности, пространственных и временных координат, масштаба возможного ущерба и пр.;

• профилактику (предупреждение) идентифицированной опасности;

• действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как научная и учебная дисциплина безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения, которые необходимо усвоить специалисту в сфере безопасности, и прежде всего будущему учителю:

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и во времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым можно смириться.

4. Данная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные.

Ключевое понятие безопасности жизнедеятельности – опасность.Оно охватывает явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие человеку и способные в определенных условиях причинить ущерб его жизни и здоровью.

В социальной сфере опасные ситуации – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные принести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле как месту обитания человека или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности.

Опасность может выступать в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т. д. объектов безопасности.

Одной из форм опасности выступает риск – возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди нередко, надеясь на счастливый случай, рискуют и тем самым создают возможность нанесения ущерба себе и окружающим. В государственных делах – политике, экономике, обороне – чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемый успех, выгода, допустимая цена, последствия и пр.

Родственным понятию «опасность» выступает понятие «угроза». Угроза – это опасность на стадии перехода от возможности к действительности, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. В социальном контексте под угрозой безопасности понимается «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству».[1]

Угрозы и опасности всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который является источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность. В методологическом плане важно подчеркнуть, что человек, социальная группа, государство и другие компоненты социума одновременно выступают субъектом и объектом социальных опасностей и угроз.

Как любая научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности имеет свою методологию, т. е. совокупность методологических принципов и методов изучения. Основополагающим методологическим принципом исследования проблем безопасности жизнедеятельности является принцип системности. В соответствии с ним каждое явление в сфере безопасности изучается как целое, относительно самостоятельное, включающее ряд явлений меньшего масштаба, и в то же время как часть большего явления, которая испытывает его влияние и сама воздействует на него.

Рис. 1. Система «субъект – объект – система безопасности»

В плане исследований в сфере безопасности жизнедеятельности под целым понимается система «субъект – объект – система безопасности» для любых объектов, уровней и масштабов (рис. 1). Субъектом в данном случае являются источники угроз, а в качестве объекта может выступать любая система, в том числе планета, страна, личность, технические средства, сооружения, элементы природной среды, т. е. все, что необходимо для обеспечения безопасности человека в самом широком смысле слова и что может подвергаться негативному воздействию различного характера.

Соотношение части и целого изучается общенаучными методами анализа и синтеза. Рассмотрим их более подробно.

Анализ – это процесс расчленения исследуемого события, явления на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их с целью раскрытия сущности. Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорное, е. до или после нежелательного события.

Априорный анализ заключается в том, что исследователь выбирает нежелательные события, потенциально возможные для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению. Апостериорный анализ выполняется после того, как нежелательное событие уже произошло. Цель такого анализа – разработка рекомендаций на будущее. Оба вида анализа дополняют друг друга, и каждый может быть прямым и обратным.

Прямой метод анализа состоит в изучении причин, с тем чтобы предвидеть последствия той или иной угрозы безопасности. При обратном методе анализируются последствия для того, чтобы определить причины реализованной опасности, т. е. анализ начинается со свершившегося события. Конечная цель всегда одна – предотвращение нежелательных событий.

Синтез – это процесс установления связей между выделенными элементами, признаками, противоположностями, соединение их и воспроизведение используемого события. Анализ и синтез – противоположно направленные (первый – от целого к части, второй – от частей к целому) и вместе с тем неразрывно связанные способы познания.

Другим методологическим принципом изучения проблем безопасности является принцип взаимосвязи и взаимозависимости. Суть его заключается в том, что мир, в котором живет человек, представляет собой единое целое: все его части неразрывно связаны между собой – ни в природе, ни в общественной жизни нет абсолютно изолированных предметов, явлений и процессов.

В исследовании проблем безопасности жизнедеятельности широко применяется и принцип определяющих факторов. Следование ему предполагает выделение связей и отношений, оказывающих решающее влияние на состояние безопасности. Тем самым отслеживаются второстепенные воздействия, которые не влияют существенным образом на функционирование тех или иных исследуемых систем.

Помимо указанных методологических принципов и методов исследования проблем безопасности можно использовать и другие методы – как общетеоретические и частнонаучные, так и специальные (в зависимости от условий, целей и задач исследования). Главное при этом обеспечить корректность, чистоту и объективность результатов, адекватно отражающих явления и процессы, происходящие в сфере безопасности.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности – это комплексная дисциплина, в рамках которой изучаются проблемы идентификации опасностей, их профилактика и защита от них. Основные методологические принципы исследования в этой области – принципы системности, взаимосвязи и взаимозависимости, определяющих факторов.

 

megaobuchalka.ru

1.1 Сущность и основные составляющие дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в социальном контексте

Исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях: во-первых, как профессиональной деятельности, во-вторых, как научной теории, в-третьих, как учебной дисциплины. В настоящее время возникла насущная потребность в разработке целостной системы обеспечения БЖ – «практика – теория – образование». В рамках этой системы и должно осуществляться комплексное изучение данной сферы человеческой деятельности и ее дальнейшее развитие.

Как научная дисциплина безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖ – комплексная научная дисциплина, так как изучает все опасности, угрожающие социуму (человеку, обществу, государству) – природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные. Поскольку она самым непосредственным образом связана с человеком и его деятельностью,™ имеет ярко выраженный социальный (общественный) характер.

О социальных аспектах безопасности жизнедеятельности можно говорить в широком и узком смысле. В широком значении – это все направления обеспечения безопасности, связанные с природой, техникой, экологией и человеком. С этой точки зрения безопасность жизнедеятельности можно назвать социальной (общественной) безопасностью. Вместе с тем особо выделяются социальные аспекты БЖ в узком значении, т. е. речь идет о защите личности, семьи, общества и государства.

Следует также отметить, что в рамках данной дисциплины не рассматриваются конкретные проблемы таких видов безопасности, как радиационная, пожарная, дорожная, трудовая и пр. Она является научно-методической базой для специальных дисциплин, занимающихся их изучением, и содержит лишь общие положения обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных областях.

Обеспечение БЖ предполагает:

• идентификацию (распознавание) опасностей, т. е. выяснение их вида, вероятности, пространственных и временных координат, масштаба возможного ущерба и пр.;

• профилактику (предупреждение) идентифицированной опасности;

• действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как научная и учебная дисциплина безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения, которые необходимо усвоить специалисту в сфере безопасности, и прежде всего будущему учителю:

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и во времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым можно смириться.

4. Данная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные.

Ключевое понятие безопасности жизнедеятельности – опасность. Оно охватывает явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие человеку и способные в определенных условиях причинить ущерб его жизни и здоровью.

В социальной сфере опасные ситуации – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные принести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле как месту обитания человека или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности.

Опасность может выступать в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т. д. объектов безопасности.

Одной из форм опасности выступает риск – возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди нередко, надеясь на счастливый случай, рискуют и тем самым создают возможность нанесения ущерба себе и окружающим. В государственных делах – политике, экономике, обороне – чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемый успех, выгода, допустимая цена, последствия и пр.

Родственным понятию «опасность» выступает понятие «угроза». Угроза – это опасность на стадии перехода от возможности к действительности, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. В социальном контексте под угрозой безопасности понимается «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству».[1]

Угрозы и опасности всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который является источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность. В методологическом плане важно подчеркнуть, что человек, социальная группа, государство и другие компоненты социума одновременно выступают субъектом и объектом социальных опасностей и угроз.

Как любая научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности имеет свою методологию, т. е. совокупность методологических принципов и методов изучения. Основополагающим методологическим принципом исследования проблем безопасности жизнедеятельности является принцип системности. В соответствии с ним каждое явление в сфере безопасности изучается как целое, относительно самостоятельное, включающее ряд явлений меньшего масштаба, и в то же время как часть большего явления, которая испытывает его влияние и сама воздействует на него.

 

Рис. 1. Система «субъект – объект – система безопасности»

В плане исследований в сфере безопасности жизнедеятельности под целым понимается система «субъект – объект – система безопасности» для любых объектов, уровней и масштабов (рис. 1). Субъектом в данном случае являются источники угроз, а в качестве объекта может выступать любая система, в том числе планета, страна, личность, технические средства, сооружения, элементы природной среды, т. е. все, что необходимо для обеспечения безопасности человека в самом широком смысле слова и что может подвергаться негативному воздействию различного характера.

Соотношение части и целого изучается общенаучными методами анализа и синтеза. Рассмотрим их более подробно.

Анализ – это процесс расчленения исследуемого события, явления на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их с целью раскрытия сущности. Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорное, е. до или после нежелательного события.

Априорный анализ заключается в том, что исследователь выбирает нежелательные события, потенциально возможные для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению. Апостериорный анализ выполняется после того, как нежелательное событие уже произошло. Цель такого анализа – разработка рекомендаций на будущее. Оба вида анализа дополняют друг друга, и каждый может быть прямым и обратным.

Прямой метод анализа состоит в изучении причин, с тем чтобы предвидеть последствия той или иной угрозы безопасности. При обратном методе анализируются последствия для того, чтобы определить причины реализованной опасности, т. е. анализ начинается со свершившегося события. Конечная цель всегда одна – предотвращение нежелательных событий.

Синтез – это процесс установления связей между выделенными элементами, признаками, противоположностями, соединение их и воспроизведение используемого события. Анализ и синтез – противоположно направленные (первый – от целого к части, второй – от частей к целому) и вместе с тем неразрывно связанные способы познания.

Другим методологическим принципом изучения проблем безопасности является принцип взаимосвязи и взаимозависимости. Суть его заключается в том, что мир, в котором живет человек, представляет собой единое целое: все его части неразрывно связаны между собой – ни в природе, ни в общественной жизни нет абсолютно изолированных предметов, явлений и процессов.

В исследовании проблем безопасности жизнедеятельности широко применяется и принцип определяющих факторов. Следование ему предполагает выделение связей и отношений, оказывающих решающее влияние на состояние безопасности. Тем самым отслеживаются второстепенные воздействия, которые не влияют существенным образом на функционирование тех или иных исследуемых систем.

Помимо указанных методологических принципов и методов исследования проблем безопасности можно использовать и другие методы – как общетеоретические и частнонаучные, так и специальные (в зависимости от условий, целей и задач исследования). Главное при этом обеспечить корректность, чистоту и объективность результатов, адекватно отражающих явления и процессы, происходящие в сфере безопасности.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности – это комплексная дисциплина, в рамках которой изучаются проблемы идентификации опасностей, их профилактика и защита от них. Основные методологические принципы исследования в этой области – принципы системности, взаимосвязи и взаимозависимости, определяющих факторов.

04.05.2013 21:04

www.obzh.ru

Безопасность жизнедеятельности

Министерство
образования и науки Российской Федерации

Федеральное
агентство по образованию

Южно-Уральский
государственный университет

Кафедра
«Безопасность жизнедеятельности»

658.382(07)

Б40

С.И.
Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов,
И.С. Окраинская,

И.П.
Палатинская, А.И. Сидоров, И.В. Скуртова,
А.В. Хашковский

Учебное
пособие

с
элементами самостоятельной работы
студентов

Часть I

Под
редакцией А.И. Сидорова

Челябинск

Издательский
центр ЮУрГУ

2009

УДК
658.382(075.8) + 614(075.8)

ББК
Ц69.я7

Б40

Одобрено

учебно-методической
комиссией

механико-технологического
факультета

Рецензенты:
Ю.Г. Горшков, Г.В. Туникова

Б40

Безопасность
жизнедеятельности:

учебное пособие с элементами
самостоятельной работы студентов /
С.И. Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов
и др; под ред. А.И. Сидорова. – Челябинск:
Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – Ч. I. –
247 с.

Учебное
пособие написано в соответствии с
Государственным образовательным
стандартом для высших учебных заведений
и содержит основные определения и
понятия по безопасности жизнедеятельности
человека в техносфере. Изложены
сведения об источниках и негативных
воздействиях на организм человека
основных факторов производственной
среды; описаны методы и средства
обеспечения безопасности производственной
деятельности.

Пособие
предназначено для студентов вузов и
может быть полезно работникам служб,
занимающихся вопросами охраны труда
и окружающей среды.

УДК
658.382(075.8) + 614(075.8)

ISBN

 Издательский
центр ЮУрГУ, 2009

Введение

Мировоззрение
человека складывается к 20–25 годам его
жизни. В мировоззрении нашего современника,
в нашем российском менталитете есть
один пробел, всего один, но он существенно
влияет на нашу жизнь, ее качество, ее
уровень, ее БЕЗОПАСНОСТЬ – это
пренебрежение к своему здоровью, образу
жизни, питанию, поведению в экстремальных
ситуациях, то есть ко всему тому, что
определяет продолжительность нашего
с Вами, читатель, пребывания на этой
многострадальной Земле. Многострадальной
и по нашей с Вами вине.

У
нас нет той колоссальной тяги к жизни,
которую так великолепно показал Джек
Лондон в своем небольшом, но емком
рассказе «Зов жизни». А почему? Да
потому, что в шкале ценностей собственная
наша безопасность, хотя и находится на
первом месте, но во втором десятке. И
что из этого следует? А следует из этого
то, что Вы соприкасаетесь с мировоззренческой
дисциплиной, дисциплиной, которая
должна заставить задуматься о себе,
любимом, о нас, окружающих, о Земле нашей
многострадальной.

В
этом небольшом пособии заложены лишь
азы БЕЗОПАСНОСТИ, но авторы скромно
надеются, что полученные Вами знания
будут первой ступенькой в мир прекрасной,
здоровой, благополучной и долгой ЖИЗНИ!

В добрый путь!

Глава 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

Жизнедеятельность
человека неразрывно связана с окружающей
его средой обитания. В процессе
жизнедеятельности человек и среда
постоянно взаимодействуют друг с другом,
образуя систему «человек – среда
обитания» [1].

Жизнедеятельность
– это повседневная деятельность и
отдых, способ существования человека.

Среда
обитания
– окружающая человека
среда, обусловленная в данный момент
совокупностью факторов (физических,
химических, биологических, социальных),
способных оказывать прямое или косвенное,
немедленное или отдаленное воздействие
на деятельность человека, его здоровье
и потомство.

Основная мотивация
человека в его взаимодействии со средой
обитания направлена на решение, как
минимум, двух основных задач:

  • обеспечение
    своих потребностей в пище, воде и
    воздухе;

  • создание и
    использование защиты от негативных
    воздействий среды обитания.

В
системе «человек – среда обитания»
происходит непрерывный обмен потоками
вещества, энергии и информации, которые
имеют естественную,
техногенную,
связанную с производством и использованием
техники и технологий, и антропогенную,
вызванную деятельностью человека,
природу. Они во многом зависят от
масштабов преобразующей деятельности
человека и от состояния среды обитания.
Потоки веществ, энергий и информации
определяют характер взаимодействия
человека со средой обитания, который
может быть позитивным или негативным.

Человек
и окружающая его среда гармонично
взаимодействуют и развиваются лишь в
комфортных условиях, когда потоки
вещества, энергии и информации находятся
в пределах, благоприятно воспринимаемых
человеком и природной средой. Любое
превышение привычных уровней потоков
сопровождается негативными воздействиями
на человека и/или окружающую среду.

На всех
этапах своего развития человек непрерывно
воздействовал на среду обитания, и в
результате на Земле в ХХ веке возникли
зоны повышенного антропогенного и
техногенного влияния на природную
среду, что привело к частичной и к полной
ее региональной деградации. Этим
изменениям во многом способствовали
высокие темпы роста численности населения
на Земле и его урбанизация, рост
потребления энергетических ресурсов,
интенсивное развитие промышленного и
сельскохозяйственного производства,
массовое использование транспортных
средств и ряд других процессов. Таким
образом, в результате активной техногенной
деятельности человека создан новый тип
среды обитания – техносфера. Создавая
техносферу, человек стремился к повышению
комфортности среды обитания, к обеспечению
защиты от естественных негативных
воздействий. Однако созданная руками
и разумом человека техносфера во многом
не оправдала надежды людей, так как
появившиеся производственная и городская
среды оказались далеки по уровню
безопасности от допустимых требований.
Именно поэтому в последнее десятилетие
стало активно развиваться учение о
безопасности жизнедеятельности в
техносфере, основной целью которого
является защита человека от негативных
воздействий антропогенного и естественного
происхождения, достижение комфортных
условий жизнедеятельности.

Безопасность
жизнедеятельности (БЖД)

– система знаний, обеспечивающая
безопасность обитания человека в
производственной и непроизводственной
среде, и развитие деятельности по
обеспечению безопасности в перспективе
с учетом антропогенного влияния на
среду обитания.

Безопасность
человека определяется отсутствием
производственных и непроизводственных
аварий, стихийных и других природных
бедствий, опасных факторов, вызывающих
травмы или резкое ухудшение здоровья,
вредных факторов, вызывающих заболевание
человека и снижение его работоспособности.

Как
всякая наука, БЖД имеет цель, задачи,
объект и предметы изучения, средства
познания и принципы, используемые для
решения практических и теоретических
задач.

Цель
БЖД
исходит
из определения этой науки и представляет
собой достижение безопасности в средах
обитания. Исходя из этого, целью БЖД
является:

  • готовность к
    чрезвычайным ситуациям природного и
    техногенного характера;

  • предупреждение
    травматизма;

  • сохранение
    работоспособности и здоровья работников;

  • сохранение
    качества полезного труда.

Для
достижения этой цели БЖД необходимо
решить ряд научных и практических задач.
К научным задачам относятся получение
новых, принципиально нестандартных
знаний в виде выявленных законов либо
теоретического описания технологического
процесса, математического описания
явлений и т. п., помогающих решать
практические задачи. К практическим
задачам относятся разработка конкретных
практических мероприятий, обеспечивающих
жизнедеятельность человека без травм,
аварий при сохранении его здоровья и
работоспособности с высоким качеством
трудовой деятельности.

Объектом
изучения БЖД как науки

является среда обитания человека.

Среда
обитания человека (среда обитания)

– совокупность объектов, явлений и
факторов окружающей среды, определяющая
условия жизнедеятельности человека.
Среду
обитания человека по генезису
(происхождению) можно классифицировать
на производственную (пространство, в
котором совершается трудовая деятельность
человека) и непроизводственную.

Основным
элементом производственной среды

является труд, который в свою очередь
состоит из взаимосвязанных и
взаимодействующих элементов, составляющих
структуру труда: субъекты труда, средства
и предметы труда, технологические
процессы, продукты труда как полезные,
так и побочные в виде образующихся
вредных и опасных примесей в воздушной
среде и т. п., производственные отношения
(организационные, экономические,
социально-психологические, правовые),
профессиональная и эстетическая культура
и т.д.

Природная
среда
в виде
географо-ландшафтных, географических,
климатических элементов, стихийных
бедствий (пожаров от молний), природных
процессов (газовыделений из горных
пород) может проявляться как в
непроизводственной, так и производственной
сфере, особенно в таких отраслях, как
строительство, горная промышленность,
металлургия и др.

Все элементы,
составляющие среду обитания человека,
в действии становятся факторами,
влияющими на БЖД. Исходя из этого, наука
БЖД обязана рассматривать влияние этих
факторов на человека, как отдельно, так
и в совокупности. Только при таком
системном подходе можно в комплексе
реализовать конечную цель БЖД.

Предметом
изучения БЖД

являются физиологические и психологические
возможности человека с точки зрения
БЖД, формирование безопасных условий,
их оптимизация и т. д.

Исследование
предметов и объекта БЖД для реализации
конечной ее цели и задач возможно с
использованием не только своих знаний,
но и знаний, полученных другими науками,
такими как основы управления,
индустриально-педагогическая психология,
культура производства, инженерная
психология, право, техническая эстетика,
эргономика, производственная санитария,
техника безопасности, гражданская
оборона, охрана окружающей среды.

studfiles.net