Сварка пластмассы в домашних условиях – Сварка пластика в домашних условиях и на производстве холодным способом и разогревом до высокой температуры

Сварочный аппарат для пластмасс | Полезное своими руками

Данная конструкция может быть полезна для автолюбителей, при ремонте пластмассовых деталей. Извечная проблема для радиолюбителя — корпус для очередной конструкции. Неделями. а то и месяцами размещаются действующие разработки либо на печатной плате, либо на «макете» — ждут, когда у их хозяина дойдут руки до корпуса.

Но хороший корпус с приличным дизайном изготовить в домашних условиях непросто. Между тем, потратив время на аппарат для сварки пластмасс, можно навсегда избавиться от острой проблемы корпусов.

Такой аппарат надежно служит мне уже несколько лет. Конструкция его понятна из рис.1.

Нагнетаемый насосом воздух проходит через нагревательный элемент в термопистолете и подается к месту сварки. Ресивер служит для сглаживания толчков воздуха, обеспечивая равномерность его подачи.

Конструкция термопистолета произвольна. Корпус желательно выполнить из стали.

Спираль наматывается высокоомным проводом диаметром 0,5 мм и более. Можно использовать и плотно скрученный жгут с таким же суммарным сечением. Большой диаметр провода нагревателя обусловлен спецификой работы термопистолета, поскольку тонкий провод быстро охлаждается при сильной подаче воздуха и быстро нагревается, при этом перекаляясь, при слабой подаче.

Несущей основой нагревателя служит керамический элемент (рис.2) Температура воздуха регулируется изменением напряжения, подаваемого на нагревательный элемент.

В термопистолете, который я использую, сопротивление спирали в холодном состоянии — 8 Ом, а рабочее напряжение изменяется тиристорным регулятором примерно от 25 до 45 вольт.

Работа с термопистолетом аналогична операциям с газовой горелкой, применяемой для сварки металлов. Можно производить как сварку, так и гибку, формовку деталей из пластмасс.

Наиболее удобен и незаменим термопистолет при изготовлении корпусов, кронштейнов, других деталей из трудно склеиваемых пластмасс типа блочного полиэтилена.

Сварку производят с помощью электрода — стержня из того же материала, что и свариваемые детали, диаметром 2 — 4 мм. Гибку деталей необходимо вести после двухстороннего прогрева изгибаемого материала.

После сварки швы обрабатываются напильником и затем шлифуются водостойкой наждачной бумагой под струёй воды, что исключает «засаливание» бумаги.

Работать с термопистолетом необходимо, соблюдая правила техники безопасности, непременно в проветриваемом помещении с использованием термостойких подставок. Следуя этому совету, вы избежите глубоких ожогов рук и отравления токсичными газами.

electro-shema.ru

Сварка пластика феном — высокий показатель прочности

Сварка пластика с использованием фена

Сварочные работы в наше время применяются для соединения многих материалов, включая пластик. Соединение пластика, используя при этом ручной фен для сварки полимеров, достаточно надежно. Отличным показателем качества соединения служит прочный свариваемый участок, не уступающий по характеристикам цельному.

Однако методика применения фена, без которого сварка рассматриваемого состава практически невыполнима, требует навыки и опыт, поскольку применяется также для соединения других составов, включая даже пленку полиэтилена. В связи с этим всегда лучше попробовать свои силы на каком-либо черновом варианте, соединив его. Также необходимо знать, что фен необходим не бытовой, а специальный, имеющий плавные регулировки температурных режимов подаваемого горячего воздуха.

Сварка пластика феном

Понадобится:

  1. Фен. Вполне успешно себя зарекомендовал для соединения различных материалов, включая разновидности полиэтилена, инструмент марки Makita. Но стоит упомянуть о существовании малогабаритных моделях подобных вещей (прямых фенах). Выбирая фен для данной процедуры (пластмассы) нужно руководствовать двумя характеристиками: наличием в фене регулятора плавного перехода температуры воздуха, а также возможностью использования насадок. Устройство применяется не только для соединения рассматриваемого состава, но также для полиэтилена и т.п.
  2. Комплект насадок для фена. Выбор осуществляется в зависимости от сложности работ. Так, к примеру, для сваривания детали мотоцикла или автомобиля наиболее часто применяется насадка диаметром от 5 до 8 миллиметров. Такие насадки продаются в большинстве случаев отдельно от устройства.
  3. Припой. В качестве припоя для соединения пластика используются специальные прутки, выполненные из идентичного со свариваемой деталью состава. Отметим, что припой достаточно просто нарезать самостоятельно из готового, но можно также приобрести в строительном магазине. Отметим, что подобная методика воздействия феном может быть использована для соединения полиэтилена.
  4. Может также пригодиться напильник, зажимы, а также машинка для выравнивания и разглаживания сварных швов. Сварка предусматривает использование данных инструментов для шлифования шва.

Этапы сварки:

  1. Сначала нужно удостовериться в том, что ремонтируемая деталь идентична составу материалу прутка. То есть, если деталь из полипропилена, то и пруток должен состоять из полипропилена. В зависимости от состава выбирается температурный режим подачи воздуха для сварки. Если будут использованы разные материалы, с большой вероятностью один из них не разогреется и шов получится некачественным. Детали автомобилей и мотоциклов в большинстве случаев выполнены из полипропилена, полиамида и т. п. Маркировка пластика может быть нанесена на самой свариваемой детали.
  2. Допустим, вы определили, что соединяемый элемент состоит из полипропилена. Теперь необходимо зачистить свариваемый участок. Для этого воспользуйтесь наждачной бумагой, напильником или шлифовальной машинкой. Таким образом, необходимо зачистить края деталей из пластика на месте разлома (при ремонте), где будет применяться сварка. Захват расстояния для зачистки может достигать до одного сантиметра с каждого края. Сварка подразумевает, что припой будет отлично ложиться на зачищенные поверхности деталей, что в свою очередь, позволит увеличить прочность соединяемых деталей.
  3. Теперь деталь из полипропилена следует собрать по кусочкам (при ремонте) или подготовить детали для сварки, как при любой другой сварке, включая соединение полиэтилена. Пруток заостряется с конца, после чего подносится к зачищенному шву. Во время соединения желательно равномерно прогревать толстый пруток (припой) и тонкий материал. Для того чтобы пластик не обвис и не начал плавиться, можно использовать низкую температуру и неинтенсивную подачу воздуха фена. Необходимо обзавестись специальной таблицей, в которой рассмотрены температурные режимы, наиболее подходящие для соединения материалов.
  4. Как только припой начнет плавиться как пленка полиэтилена, нужно с осторожностью продавить пластик, оказываем прижимное воздействие на него. Таким образом, вы утопите припой в разломе. Стоит отметить, что во время сварочной работы припой необходимо передвигать из стороны в сторону (образовывается наплыв на разлом). По мере прогревания пластикового прутка и краев свариваемого материала, припой утапливается при помощи легкого нажима, используя при этом плавные передвижения прутка из полипропилена. Подобная работа проделывается вплоть до конца шва.
  5. По окончании работ на ремонтируемом участке, как правило, остается излишек прутка. Его нужно удалить, и для этого нужно задействовать разогретый фен: нагрейте излишек, после чего открутите его (оттяните на себя) до момента разрыва. Но делать подобное необходимо очень аккуратно, поскольку есть вероятность отрыва не успевшего схватиться пластика.
  6. В результате несложных действий сварка пластика (деталей из полипропилена) может считаться завершенной. Однако для того, чтобы сварка была полностью завершена, нужно зашлифовать поверхность. Следует дождаться полного остужения деталей, после чего воспользоваться шлифовальной машинкой, наждачной бумагой или напильником и затереть шов снаружи.

Таким образом, сварка показывает отличный результат, а вы получаете качественный сварной шов, не уступающий по прочности цельному пластику. Как только сварка завершена и выдержано полчаса до полного остужения, при необходимости можно приступать к окраске.

Похожие статьи

goodsvarka.ru

Сварка пластика феном

Сварка пластика давно перестала быть чем-то новым и экзотическим. О ней не только слышали, но многие уже давно пользовались ее услугами или сами производили определенные работы. О холодной сварке пластика и линолеума есть отдельные статьи. Сейчас же подробнее рассмотрим сварку с помощью фена. Технология этой сварки пластика подразумевает обязательное применение в рабочем процессе горячего воздуха или газа (в промышленных установках при массовом производстве) и с ее помощью можно сваривать детали до 10 мм толщиной. Прочность полученного соединения не уступает другим участкам, а при работе опытного мастера даже часто превосходит их.

Применение сварки феном:

  • соединение и восстановление кровельных материалов и мембран;
  • соединение фитингов и труб;
  • ремонт деталей и бамперов автомобилей;
  • ремонт пластиковых изделий в быту;
  • промышленное производство пластиковых изделий.

Разновидности сварки

1. Сварка внахлест. Этот вид сварки применим для соединения и восстановления с помощью заплат тентовых тканей и различных мембран. Технология заключается в нагреве двух, соединяемых внахлест, деталей и последующего плотного прижимания их роликом одна к другой. При такой сварке надобность присадочного материала отпадает.

2. Стыковая сварка с присадочными материалами. Круглые прутки присадочного материала (3-4 мм в диаметре) по текучести и химическому составу подбираются идентичными материалу основного изделия. Основной принцип сварки – постепенное прогревание краев деталей и прутка из присадочного материала с вдавливанием последнего в направлении линии шва.

Для работы обязательны:

  • Фен. Специализированные и профессиональные термофены обязательно предусматривают возможность плавной регулировки подачи воздуха и его температуры. Они имеют удобную рукоять из термостойкого качественного пластика, просты в обслуживании. Для них существует отличный выбор насадок с различными диаметрами и профилями сопла.
  • Пруток присадочного материала (для стыковой сварки).

Для работы желательны:

  • Зажимы, струбцины, прищепки – для жесткого закрепления, выставленных перед проведением сварки, деталей.
  • Специальная насадка на фен определенного диаметра.
  • Наждачная бумага, надфили или напильники, гравировальная машинка – для зачистки и выравнивания полученного и остывшего шва.

Порядок работы

  1.  Определить материал соединяемых деталей для правильного выбора вида присадочного материала.
  2.  Выполнить испытательный шов на ненужном остатке пластика для того, чтобы определиться с рабочими настройками термофена – температура и скорость подачи воздуха. Этот подготовительный этап очень важный, ведь для многих видов пластика от температуры его плавления до разрушения диапазон в 50-70°С.
  3.  Зачистка кромок по линии соединения деталей. При этом удаляется весь мусор и грязь в прилегающей ко шву зоне. Не помешает обезжиривание.
  4. При изготовлении изделия его детали выставляются и закрепляются в нужном пространственном положении. При ремонте (восстановлении) «пазлы» тщательно подгоняются для ровного контакта с другими элементами «мозаики» и затем также фиксируются зажимами.
  5.  Непосредственно сварка, в процессе которой нагретый пруток легким уверенным нажимом утапливается в разломе будущего сварочного шва с одновременным продвижением вдоль него к концу.
  6. Удаление остатка прутка. Для этого близко к поверхности сварки прогревается часть прутка и затем излишек присадки аккуратно отрывается или откручивается.
  7.  После остывания всего изделия производится, при необходимости, выравнивание и окончательная зачистка полученного шва.
  8.  Через 15-30 минут после полного остывания изделия и проверки качества полученного соединения можно приступать к его покраске или дальнейшей эксплуатации.

Советы и рекомендации

  • Не стоит сразу пытаться восстановить ремонтируемое изделие, даже если у вас богатый опыт подобных работ. Подобрать рабочую температуру фена, скорость подачи воздуха, время разогревания присадочного материала прутка и ремонтируемых деталей лучше на каком-то ненужном фрагменте аналогичного материала или в неответственном, малонагруженном месте изделия. Это позволит избежать температурной деформации пластика при перегреве или получения недоваренного шва при плохом прогреве. Особенно полезно последовать этому совету при сварке деталей из различных пластических материалов.
  • Пруток присадочного материала желательно удерживать перпендикулярно к сварочному шву или с незначительным отклонением.
  • Кончик прутка перед началом работы заостряем.
  • Старайтесь достичь равномерного прогрева толстого прутка и тонкого материала деталей.
  • При большой подаче горячего воздуха может прогреться и обвиснуть (деформироваться) часть прилегающего ко шву пластика.
  • Если предстоит заполнить присадочным материалом швы деталей большой толщины или имеющие значительные зазоры – проходить шов нужно начинать прутком наименьшего диаметра (3 мм), а продолжить работу большим прутком.
  • Скорость сварки можно повысить в несколько раз применяя специальное сопло с «носиком». Этот элемент сопла самостоятельно вдавливает прут в место будущего сварочного шва между пластиковыми деталями во время продвижения фена вдоль шва.
  • Отсутствующий припой могут заменить самостоятельно нарезанные прутки для сварки из пластика, аналогичного свариваемому.

Выводы

Сварка с использованием термофена и специального присадочного материала помогает достичь отличного результата при соединении изделий из пластика. Прочность шва не уступает самому цельному материалу. Данный способ соединения помогает успешно решать возникшие бытовые и специализированные проблемы и плановые вопросы по восстановлению, ремонту и изготовлению изделий из пластика.

svarkagid.com

Сварка пластмасс – создание целого из составных частей

Пластмассы являются полимерными материалами преимущественно синтетического происхождения, которые обладают высокими пластичными свойствами на изначальной стадии производства, а застывая, обретают механическую прочность и жесткость. Полимеры различного типа используются практически во всех сферах производства, науки и жизнедеятельности человека. Для создания сложных конструктивных элементов, а также для ремонта деталей из полимеров применяется сварка пластмасс.

Суть процесса и его основные разновидности

Сам процесс представляет собой создание неразрушимого слоя между двумя частями полимера, который по прочности не будет уступать основному материалу. Существует два основных вида соединения молекул полимера между собой:

  • сварка в вязко-текучем состоянии;
  • химическое взаимодействие.

В первом случае процесс происходит без внедрения дополнительных реагентов на стадии, когда между молекулами связь наиболее ослаблена. В зависимости от типа соединяемых полимеров, полярности и прочности связей, различают итоговый результат.

Все пластмассы могут быть разделены на три основных категории по типу взаимодействия между собой – не свариваемые, ограниченно или полностью свариваемые.

При идеальных условиях необходима небольшая температура (около +50 градусов Цельсия) и максимальные взаимные диффузионные качества обеих материалов (способность проникать друг в друга на молекулярном уровне). Итоговый сварной шов может достигать значения до 100% прочности по сравнению с основными материалами.

Второй способ применяется для материалов, которые невозможно соединить диффузионным методом (реактопласты в твердой фазе, полиамиды). В основе способа лежит создание прочных химических связей между молекулами с добавлением определенных присадок, которые по химическим свойствам или по структуре будут близкими к свариваемым материалам.

Наиболее распространенные способы

Основная задача любого способа сварки полимеров – добиться неразрывного соединения между материалами путем плавного перехода одного вещества в другое посредством присадки или без нее.

Существует огромное количество разновидностей сварки синтетических полимеров вне зависимости от основного метода (химия или диффузия). Наибольшее распространение получили два способа:

  • сварка при помощи ультразвука;
  • холодный способ.

Несмотря на одинаковые стремления к итоговому результату, суть процессов принципиально отличается. Чтобы понять основные принципы и особенности технологии, стоит рассмотреть каждый из вариантов более подробно.

Соединение при помощи ультразвука

Ультразвуковая сварка пластмасс – достаточно новый метод соединения различных полимеров между собой. Принцип действия основан на взаимодействии молекул материала с ультразвуковыми колебаниями. В большинстве случаев этот метод является единственным способом соединения различных не свариваемых пластмасс.

Процесс происходит по следующей технологии:

  • две части изделия укладываются в специальное гнездо, к которому прилегает волновод;
  • генератор волн вырабатывает колебания в диапазоне от 20 до 50 кГц, которые затем при помощи специальной установки становятся механическими колебаниями и передаются на волновод;
  • специальная пневматическая установка прижимает волновод к частям свариваемых компонентов и производит воздействие на них;
  • под действием смешанного вида волны происходит ослабление молекулярных связей между полимерами и происходит взаимная диффузия;
  • после соединения полимеров, ультразвуковая волна перестает вырабатываться генератором, а детали еще некоторое время лежат в зоне сварки, укрепляя вновь созданные молекулярные связи.

Когда пройдет небольшой промежуток времени полученную деталь можно вынимать из аппарата и использовать. В подавляющем большинстве случаев соединение деталей происходит внахлест двумя способами – по всему периметру и точечно.

Существует целый ряд преимуществ такого способа. В первую очередь стоит назвать экологичность самого процесса – отсутствие дополнительных химических реагентов и присадок, а также нагревания материалов. Во время всей процедуры не выделяются вредные газы или канцерогены.

Во-вторых, этот способ надежен и обладает высоким уровнем качества, выраженный в достижении неразрывного соединения с высокими показателями прочности. Можно добиться высокой степени герметичности без нарушения внешнего вида (сварного шва как такового не существует).

В-третьих, метод ультразвука универсален и позволяет производить сварку полимеров, различных по своей структуре. В-четвертых, этот способ наиболее подходящий для автоматизированных процессов и успешно реализуется на многих заводах в сборочных цехах.

При помощи этого метода успешно и надежно соединяют между собой поликарбонат, материалы на основе ПВХ, полистирол, полиамид и им подобные вещества.

Способ холодной сварки

Холодная сварка для пластмассы – это процесс, немного не укладывающийся в общий концепт понятия сварочных работ. По большому счету – это клей на основе химически активных компонентов, который частично разрушает структуру соединяемых деталей между собой, дополнительно склеивая их при помощи присадок. Сам термин «холодная» символизирует отсутствие термического нагрева между соединяемыми компонентами и их физического плавления.

Различают два основных вида холодной сварки:

  • двухкомпонентные полимерные клеи;
  • специальный стержень с активным веществом.

В первом случае необходимо смешать в определенных пропорциях, которые указаны производителем, оба компонента и нанести однородную массу на склеиваемые поверхности. В качестве основного компонента используют чаще всего эпоксидную смолу, а вторая составляющая – отвердитель.

Степень полимеризации состава зависит от химических характеристик и типа активных компонентов. Примерно через сутки склеиваемые поверхности обретают максимальную прочность.

Во втором случае, «сварка» выглядит в виде стержня с оболочкой и внутренним активным веществом. Для получения необходимой реакции компоненты смешивают. Сначала отрезается необходимый кусок стержня, а затем в течение нескольких минут он активно разминается вручную до получения однородной пластичной массы, которая и служит соединительным веществом.

Специалисты рекомендуют для соединений встык или внахлест использовать клей, а для герметизации или заделывания отверстий – замазку.

Вне зависимости от используемого типа холодной сварки, необходимо соблюдать основные меры безопасности и технологию:

  • обязательно обезжирить соединяемые поверхности;
  • работать с использованием средств личной защиты (перчатки, очки, респираторы) в помещениях с высоким уровнем проветривания или вентиляции;
  • строго придерживаться инструкции производителя по дозировке компонентов клея или времени разминания стержня.

Главное преимущество такого способа соединения полимеров – относительная простота и возможность сделать все в домашних условиях без применения специального оборудования. К недостаткам стоит отнести довольно слабая сопротивляемость полученного соединения к вибрациям и ударам, а также полное отсутствие привлекательного внешнего вида.

Краткие итоги

Сварка полимеров – необходимый процесс, который применяется как в условиях производства, так и дома. Если метод при помощи ультразвука больше относится к масштабным промышленным отраслям, то при помощи холодной сварки можно соединить различные полимеры между собой или с другими материалами (металл, керамика) в домашних условиях без использования сложного оборудования.

polimerinfo.com

Ремонт пластиковых деталей

Ремонт пластиковых деталей

На главную      В мастерскую

Ремонт пластмассовых деталей

В современном автомобиле множество запчастей изготовленных из
пластмассы. Само собой что по ряду причин иногда они ломаются. Самое досадное
в данной ситуации то что наряду с высокой ценой их довольно проблематично купить,
даже под заказ. Может конечно повезти и нужная запчасть найдется на авторазборке,
но чтобы не зависеть от случая будет не лишним освоить их ремонт в «домашних
условиях».

Прежде чем начать разговор о собственно ремонте, давайте определимся с некоторыми терминами и понятиями принятыми в данной сфере деятельности.

Полимеры (от греч. polys — многочисленный, обширный и meros — доля, часть) — вещества, молекулы которых состоят из большого числа повторяющихся звеньев.
Пластические массы (пластмассы, пластики) — материалы, представляющие собой композицию, связующую основу которой составляет полимер. Они могут содержать наполнители, пластификаторы, стабилизаторы, пигменты и др. В зависимости от характера превращений, происходящих в полимере при формовании изделий, они подразделяются на термопласты и реактопласты. Для производства пластиковых бамперов используются оба вида пластмассы.
Термопласты (термопластичные пластмассы) — материалы, сохраняющие способность многократно плавиться при нагревании. Поэтому детали, изготовленные из термопласта, поддаются сварке.
Реактопласты (термореактивные пластмассы) — материалы, в которых при формовании изделия происходят необратимые химические реакции, приводящие к потере способности плавиться при нагревании. Они стойки к растворителям или незначительно набухают под их воздействием. Детали из этого вида пластмасс НЕ поддаются сварке.
Адгезия (от лат. adhaesio — прилипание) — способность одного материала удерживаться на другом при различных механических и климатических воздействиях. Например: лакокрасочного покрытия на стали, клея на пластмассе и т.д.

Виды повреждений, которые могут получить пластиковые детали:
Царапины — несквозные дефекты поверхности в виде борозд. Бывают поверхностные — нарушающие только лакокрасочное покрытие (ЛКП), и глубокие, из-за значительной глубины которых при дальнейшей эксплуатации возможно образование трещин.
Вмятины — изменение формы поверхности (деформация) из-за местного растяжения пластмассы.
Трещины — узкие сквозные повреждения различной длины и конфигурации. Они не только снижают прочность и жесткость конструкции, но и увеличивают свою длину («растут») под действием вибрации.
Проломы — сквозное разрушение, при котором происходит отламывание фрагментов и образуется отверстие.

Определение типа полимера

Первым делом необходимо определится к какому типу пластмасс
принадлежит материал, из которого изготовлена наша деталь. Полимер обозначают
с помощью буквенного кода на внутренней стороне детали (в большинстве случаев).

Как наиболее часто встречающиеся можно выделить следующие типы:
ABS — Акрилонитриловый бутадиен стирол (очень часто из этого материала сделан обвес мотоциклов и мопедов)
PA — Полиамид
PC — Поликарбонат
PE — Полиэтилен
PP — Полипропилен
PP/EPDM — Полипропиленовая/ этилен-пропиленовая резина
PС/PВТ — Поликарбонат/терефталат полибутилена
PBT/PC — Терефталат полибутилена/ поликарбонат
PUR — Полиуретан
GF — Усиленный стекловолокном

При отсутствии маркировки тип пластмассы можно определить косвенно. Для этого используют отломившийся кусок или отделяют его в малозаметном месте. Дальше плавим- поджигаем — смотрим и вдыхаем «аромат»:

ABS — Хрупкий, при попытке согнуть изгиб белеет. Переход из твердой фазы в жидкую происходит очень быстро. Очень текучий. При перегреве пузырится. Сильно коптит. Пламя со вспышками, оранжевым пламенем. Запах, как каучук. Не гасит себя. Легко растворяется в ацетоне.
PA — При попытке согнуть изгиб белеет. Плавится тяжело, вязкий. Горит плохо.


Пламя с желтым цветом, синим в основании и вспышки пламени. Тает и пенится. Резкий запах, как муравьиная кислота. Гасит себя. Не растворяется.
PC


Пламя со вспышками, желтым огнём и пылающим пеплом. Запах карамели. Частично гасит себя.
PE


Пламя с ясным пламенем, синим в основании, желтой вершиной, капли во время горения и запах, как стеарин. Не гасит себя.
PP — Гибкий и прочный на разрыв. Размягчается по мере нагрева. Горит почти без копоти.


Пламя с ясным пламенем, синим в основанием, желтой вершиной, капли во время горения. Запахи, как нефть или воск. Не гасит себя. Не растворяется.

В принципе, через некоторое время, необходимость в поджигательстве пропадает
— с опытом вы научитесь уже по внешнему виду определять большинство типов пластмасс,
а также стоит или нет затевать ремонт 🙂

Выбор вида ремонта.

От характера повреждения детали и ее материала зависит способ
ремонта. Если царапины неглубокие и нарушают только лакокрасочное покрытие (ЛКП),
ремонт сводится к восстановлению внешнего вида. Глубокие царапины зашпаклевывают
перед покраской. В тех случаях когда из-за значительной глубины повреждения
при дальнейшей эксплуатации возможно образование трещин, дефект подвергают сварке
или склеиванию.

Ремонт нагревом

Используется для устранения вмятин на термопласте. После постепенного прогрева
деформированной поверхности(желательно чтобы температура не превышала 200 градусов),
прикладывается механическое усилие до восстановления первоначальной формы изделия.
Не рекомендуется откладывать ремонт, особенно в теплое время, так как пластмассе
будет сложнее придать первоначальную форму.

Склеивание

Это процесс создания неразъемного соединения за счет адгезии клеящего состава (клеевой композиции) к соединяемым деталям.

Ремонт склеиванием не менее распространен, чем сварка, и является единственно возможным способом ремонта изделий из термореактивных пластмасс. Использование современных клеевых композиций позволяет ремонтировать как термопласты, так и реактопласты.

Клеевые композиции (клеи) для ремонта пластмассовых деталей представляют в своем большинстве высокомолекулярные соединения, которые после затвердевания превращаются в полимерный материал.

Правильный выбор клея необходим для высокого качества ремонта. Это обеспечит лучшую адгезию клеевой композиции к данному типу пластика и одинаковые физические свойства материалов бампера и шва после его отвердения. Для проверки желательно производить контрольное склеивание. (более подробно данный вид ремонта рассмотрен в статье Ремонт пластикового бампера)

Сварка

Процесс получения неразъемного соединения фрагментов (осколков) поврежденного участка путем их местного сплавления. Сварка — более прочный способ ремонта, чем склеивание, поэтому она предпочтительнее для изделий из термопластов. Этот вид ремонта мы разберем более подробно.

Сварка пластмасс

Формально ничего сложного в сварке пластмассы нет. Нагрел до
нужной температуры, соединил, дал остыть. Однако важный момент — нагрев до нужной
температуры. Я бы выделил такие градации нагрева:

1. Нагрев до температуры пластичности — материалу можно придать определенную форму, изгиб в нужном направлении.

2. Нагрев до температуры плавления — можно сваривать поврежденные участки, добавлять недостающие вставки.


3. Нагрев до температуры разрушения — материал после этого остынет и внешне
вам даже будет казаться что процесс пайки увенчался успехом, однако шов будет
хрупким и будет содержать продукты разложения пластмассы — что естественно скажется
на его прочности.






Тип материала

Температура плавления, градусы

Температура разрушения пластика, градусы

Рекомендуемая температура сварки, градусы

ABS

350

380-400

350-370

PA

400

450-470

400-440

PC

350

380-400

350-370

PE(мягкий/твердый)

270/300


PP

300

350-370

300-340

Обычно проблемы с перегревом случаются при сварке-пайке обычным
паяльником, поскольку невозможно строго выдержать нужную температуру, кроме
того немалую роль играет температура окружающей среды. Так надежно спаять деталь
из ABS паяльником у меня не получалось, но однажды осенью, когда похолодало,
спаял на ура. Мощность паяльника осталась неизменной, а часть тепла шла на «борьбу
с похолоданием». Вот и получилось что эффективная температура как раз в
пределах допуска температуры плавления. Хорошо паяется паяльником полиамид,
результат вполне надежный. Полипропилен пережигается, но результат тоже сносный.
ABS я бы не советовал ремонтировать используя паяльник.

А так вообще незаменимый инструмент. Только нужно чтобы был
достаточно мощный (я использую 100W), и с загнутым жалом, чтобы можно было разравнивать
расплавленный пластик. Не лишним будет и старый добрый выжигатель по дереву,
когда нужно сделать тонкую работу, без него не обойтись, да и температура там
регулируется. По большому счету мелкие и несложные дефекты можно устранить этими
инструментами, для более сложных и запущеных случаев понадобится специальный
инструмент — фен (термовоздуходувка). В магазинах много строительных фенов,
они нам не подойдут. Поскольку обычно у них только две температуры 350/550 и
нерегулируемая подача воздуха. Специальный фен имеет плавную регулировку температуры
и подачи воздуха, ну и цену на порядок больше чем у строительного фена. Профессиональные
термовоздуходувки (Leister, Steinel) не совсем напоминают фен, легкие и удобные
в использовании, единственный недостаток — высокая цена.


Я для себя решил эту проблему купив полупрофессиональный фен Steinel 2310LCD, с плавной регулировкой (шаг 10 градусов) от 50 до 650 градусов, и регулировкой потока воздуха.

Кроме фена понадобятся также насадки для сварки.

Редукционная насадка, насадка для быстрой сварки, шлицевая насадка

Сварка происходит так. Деталь зачищают по обе стороны от будущего сварного шва на ширину 15 мм. Концы трещин засверливают для предотвращения их роста, а кромкам придают V-образный профиль с углом 90° глубиной до 5 мм например специальной фрезой.

Подбирают присадочные прутки из пластика соответствующего состава — идентичного материалу детали. Желательно производить пробную сварку для проверки однородности (совместимости) материалов прутка и детали, а также для подбора температуры нагрева, скорости перемещения фена и усилия вдавливания. В течение 5-10 минут прогревают фен, чтобы температура горячего воздуха стабилизировалась. А вы пока складываете из обломков всю «картинку». Обломки проще всего закрепить в нужном положении при помощи специальных струбцин-прищепок. Чтобы облегчить начальную стадию сварки, нужно заострить конец прутка.

При сварке нужно наклонить пруток под углом 45° (или использовать насадку для быстрой сварки) и придавливать его в сторону шва с усилием. Поток горячего воздуха направлять больше в сторону прутка припоя.

Термопласты не имеют явно выраженной точки плавления, а постепенно переходят из твердого состояния в вязкотекучее. Поэтому для получения сварного шва необходимо упереть пруток в зону плавления и после размягчения пластика вдавить в шов до требуемого сечения.
Для сохранения первоначальных свойств пластика нагрев при сварке должен быть кратковременным и производиться потоком воздуха строго определенной температуры.

Сварку проводят в два этапа. Сначала скрепляют края поврежденного участка с помощью предварительной (скрепляющей) сварки. Она позволяет зафиксировать взаимное положение соединяемых фрагментов и исправить их небольшую деформацию. Для облегчения операции используют струбцины. Скрепляющая сварка выполняется короткими швами (прихватками) по всей длине будущего соединения. После нее производят окончательную сварку. Получаемый шов должен незначительно возвышаться над свариваемой поверхностью и быть гладким.

В зависимости от характера повреждения и доступности места ремонта сварку производят с внутренней или лицевой стороны. При толщине стенки 5 мм и более — с двух сторон.

После того как место сварки остынет производим окончательную доводку и подготовку
под покраску — шлифуем (начинаем с наждачки 100-120, потом 180, доводка 320),
шпаклюем (специальной шпаклевкой для пластмассы). Дальше красим и пользуемся.
Как видите процесс не особо сложный, но позволяющий сэкономить и деньги и время.

Дополнительные материалы:
Сварка горячим воздухом
Сварка пластмассовых автодеталей (Leister)
Справочник по сварке и склеиванию пластмасс.

В статье использовались материалы с сайтов http://www.scs.clan.su и http://vitz.ru, а также материалы руководства по сварке пластмассовых автодеталей аппаратом горячего воздуха Leister Triac «S».

 

Используются технологии uCoz

car-vik.narod.ru

Где и как применяется холодная сварка для пластика и пластмасс?

Сварка уже с давних пор достаточно широко применяется в промышленности, строительстве и быту. Одним из самых интересных изобретений человека является холодная сварка для пластика, в быту это изобретение достаточно серьезно облегчает ремонт каких-либо бытовых принадлежностей. Изобретение холодной сварки является огромным шагом в сфере ремонта изделий из пластмассы.

Одним из наиболее полезных свойств холодной сварки является возможность без особых усилий, самостоятельно приклеить отколовшийся кусок, заклеить трещину и многое другое. В тоже время стык по прочности и монолитности равноценен пластмассе. Благодаря этим свойствам, многие бытовые предметы после ремонта при помощи холодной сварки как бы перерождаются и обретают новую жизнь, так как их владельцы передумывают их выбрасывать.

Где применяется?

Холодная сварка по своей сути является клеем на основе аминовой и эпоксидной смол с металлическим или минеральным наполнителем. Большинство фирм производителей держат состав наполнителя в строжайшем секрете, так как данный компонент серьезно влияет на технические параметры сварочного компонента. А конкретно на: скорость застывания, прочность, теплостойкость, способность взаимодействия с водой и прочее.

На данное время существует особый вид холодной сварки, который служит для соединения пластмассовых деталей.

Применение:

  • шпаклевка автомобильного бампера;
  • ремонт приборов;
  • ремонт трубопроводов из пластмассы и пластика;
  • починка рыболовной удочки;
  • склеивание разнообразных элементов из пластмассы.

Учитывая приведенный выше список работ, можно понять, что спектр применения холодной сварки достаточно широк.

Свое признание и популярность холодная сварка приобрела не только среди профессиональных специалистов, но и среди обычных пользователей. На сегодняшний день ее применяют для ремонта пластиковых элементов и узлов на автомобилях, для того что бы состыковать пластиковую изоляцию на электропроводке, для ремонта бытовой техники, пластиковых ручек на ножах, удочек и многого другого. Список использования холодный сварки достаточно длинный, чтобы приводить его полностью.

Преимущества жидкой сварки

Во время процесса соединения не происходит какого-либо нагревания. За основу взят химический процесс. Клей просачивается в соединяемые поверхности и, спустя некоторое время, застывает, образуя монолитный шов. Для осуществления данных работ нет необходимости в дорогом оборудовании и долгой подготовке.

Успешно используемая в строительстве и промышленности, жидкая сварка для пластика нашла свою нишу в наше время и в быту. Ее популярность, благодаря таким свойствам как универсальность и быстрое склеивание, растет с каждым днем.

Вот часть причин, благодаря которым растет популярность холодной сварки:

  • всегда можно найти в специализированных торговых центрах и магазинах по доступной цене;
  • нет необходимости в наличии особых знаний и навыков для использования;
  • нет необходимости в наличии оборудования работающего от электричества в «полевых» условиях;
  • части корпусов и других конструкций можно соединять даже не смотря на то, что они работают на разрыв или сдвиг;
  • холодная сварка подходит для работы практически со всеми видами материалов.

Одним из главных преимуществ, наравне с прочностью соединения, можно отметить отсутствие нагревания при работе, простота склеивания, не требующая специализированных навыков, возможность ремонта приборов, у которых высокий уровень вибрации от серьезных нагрузок.

Кроме того, клей для пластика имеет достаточно доступную цену. Сварка, не требующая наличия высокой температуры, играет очень большую роль при ремонте или монтаже, особенно если данные работы проводятся во взрывоопасных помещениях.

Какие виды есть?

Холодная сварка бывает двух типов: однокомпонентная и двухкомпонентная. По консистенции сварка подразделяется на жидкую и пластилинообразную. В состав жидких входят клей и отвердитель. Перед непосредственным применением оба компонента необходимо тщательно перемешать.

Пластилинообразные бывают как одно- , так и двухкомпонентными. В случае двухкомпонентного состава составляющие разминаются и перемешиваются, из-за чего между ними  начинается химическая реакция.

На прилавках в наши дни холодную сварку можно найти в трех видах:

  1. В виде трубочки, внутренняя часть которой является эпоксидной смолой, а наружная затвердителем. Работают с такой сварки следующим образом: от трубки необходимо отрезать небольшой кусочек и размять рукой до того, пока не получится однородная мягкая масса напоминающая пластилин. Об однородности вещества судят по однородности  его цвета.
  2. Двухкомпонентная смесь. Смола и наполнитель находятся в разных тарах. Перед работой их смешивают до момента получения однородного состава.
  3. Однокомпонентный. Состав сразу готовый к использованию, по виду напоминает обычный канцелярский клей. Данный состав можно считать универсальным, так как его в быту его применяют больше всего, и он способен склеивать практически любые типы пластмасс.

По назначению сварка бывает универсальная или узкоспециализированная для конкретного типа материала. У специализированных сварок прочность намного выше, чем у универсальных, но перед началом работы необходимо удостовериться, для каких материалов она предназначена, в противном случае она окажется неэффективной. К примеру, склеивать металлические детали составом, предназначенным для дерева или пластика абсолютно неэффективно.

Многие пользователи сильно интересуются температурным режимом, который может выдерживать клей. Как правило, это пишут на упаковке, у обычной недорогой продукции универсального использования данный показатель около 260оС, у узкоспециализированых, дорогих составов данный параметр больше в 4-5 раз.

Инструкция по  использованию

Первоочередной задачей перед использованием является ознакомление с мерами предосторожности.

  1. Необходимо беречь глаза от попадания в них клея, а так же избегать его попадания на открытые участки кожи. Поэтому прежде чем приступить к работе, нужно одеть очки и защитные перчатки.
  2. Убрать от доступа детей и животных тюбик со сваркой.
  3. Хранить нужно в темном месте.
  4. Клеевой состав должен находиться как можно дальше от еды.

Внимание! Если обнаруживается внутри тюбика состав вдруг стал твердым, то это легко устраняется при помощи нагревания в течение 15-20 минут. Например, можно подержать тюбик в горячей воде.

Процесс холодной сварки достаточно прост. Перед склеиванием поверхности, на которые будет наноситься состав нужно обработать наждачной бумагой, для увеличения шероховатости, которая довольно сильно влияет на адгезионные параметры пластика. Затем необходимо данные поверхности обезжирить, для данной операции подойдет любой спиртосодержащий раствор.

Холодная сварка распределяется по поверхности изделия, к которому необходимо прижать другую часть из пластика. В течение 3-4 минут изделия начнут между собой схватываться, а через 15 полностью соединятся с требуемой прочностью.

Полезные советы

Выбрать наиболее подходящую марку довольно сложно из-за того что на рынке есть множество разнообразных вариантов, перечислить которые довольно сложно. Для правильного выбора рекомендуется отталкиваться от технических характеристик изделия.

В том случае, когда планируется использовать сварку с высокими температурами, то желательно узнать эту характеристику заранее. Иногда эта характеристика оказывается меньше чем у пластика, что может сильно помешать работе в дальнейшем.

Рекомендации по использованию холодной сварки:

  1. Для того чтобы конечный результат был как можно более качественным, рекомендуется соединяемые поверхности слегка нагреть.
  2. Так нужно помнить то, что чем выше температура, тем быстрее застывает холодная сварка, из-за чего может быть снижена прочность сварочного шва. Поэтому перед тем как нагревать, рекомендуется, обдумать каким методом это будет проделываться. Например, использование для этих целей фена, будет не самой удачной идеей.
  3. В том случае, когда детали, которые предполагается сварить, подвержены высокому уровню вибрации, необходимо задуматься о том, что их необходимо заменит на новые, так как велика вероятность что холодная сварка может не выдержать этих нагрузок. Также стоит основательно подойти к выбору холодной сварки, например, использовать не универсальную, а специализированную способную выдерживать сильные вибрации.
  4. Не на последнем месте стоит и такая характеристика как внешний вид сваренного стыка, иногда это портит весь внешний вид. В этом случае, как и в предыдущем пункте, возможно, стоит задуматься о том, чтобы установить новые детали.
  5. При помощи холодной сварки можно проводить ремонтные работы и на мокрых поверхностях, но для этой цели необходимо использовать специализированный состав. Таким образом, можно устранить течь в пластиковых трубах, по которым перемещение воды происходит под небольшим давлением. Но нужно помнить, что это является временным решением.
  6. Если проводится ремонт трубопровода или магистралей состоящих из пластиковых труб, разумным решением будет использование состава, который может выдерживать постоянный контакт с водой.
  7. Если сварка затвердела, перед тем как ее применить, ее нужно немного подогреть, для данной цели можно использовать фен, или просто поставить ее на отопительный радиатор или под прямые солнечные лучи, двадцати минут должно хватить.

Немаловажным будет перед покупкой изучить этикетку на упаковке с холодной сваркой, там указана дата, состав и инструкция, как с ним работать.

Таким образом, можно сделать заключение что, холодная сварка является поистине идеальным материалом, который помогает в наше время без каких либо проблем соединить пластиковые детали. Процесс отличается предельной простотой, сам состав относительной дешевизной, самое главное при работе с холодной сваркой соблюдать все требования производителя, указанные в инструкции.

santehnikportal.ru

Пайка пластикового бампера своими руками

Поговорим немного о ремонте пластмассовых деталях автомобиля. Их ремонт немного отличается от металлических поверхностей и имеет свои нюансы, которые следует знать, дабы облегчить себе работу в будущем.

Наверное самая ремонтируемая деталь на авто это передний бампер, так как он находиться спереди автомобиля и постоянно случаются какие-то происшествия с ним. Вследствие чего ремонт и пайка пластиковых бамперов очень востребован и овладеть этим ремеслом будет очень полезно.

 

Сразу скажу, что мы будем разговаривать о профессиональной сварке пластика. Так как этот метод считается самым лучшим, надёжным и качественным ремонтом. Если Вам предлагают ремонт при помощи сеточек, склёпок, стекловолокном и т.д. это всё «Ерунда» этим занимаются перекупы и «недомастера». Пластик эластичный он «играет» и всё это начинает лопаться и отваливаться! Проверенно на собственном многолетнем опыте

 

Сварка пластмассы

Важно!

При механической обработке пластмассы имейте в виду, что частицы пластика, также опасны для глаз, как и металлические.

Процесс сварки пластика позволяет отремонтировать любые пластмассовые детали. Будь то бампер, молдинги автомобиля или детали салона. Для пайки разработаны технологические процессы и выпускается специальное оборудование.

 

Перед началом работы первое что нужно сделать это определить тип пластика, который Вы намерены варить. На некоторых деталях обратной стороны есть расшифровка с кодом. Этот код соответствует законодательству об утилизации и он также позволяет определить тип пластмассы.

 

Далее приведены основные типы пластика:

 

  • ABS —  Акрилонитриловый бутадиеновый стирол.
  • ASB/PC —  Полимерный сплав вышеуказанного.
  • PA —  Полиамид (Нейлон).
  • PBT —  Полибутилен терефтолат.
  • PC —  Поликарбонат.
  • PE —  Полиэтилен.
  • PP —  Полипропилен.
  • PVC —  Поливинилхлорид.
  • GRP/SMC —  Стеклопластик (не вариться)
  • PUR —  Полиуретан (не все полиуретаны можно сваривать).
  • PP/EPDM —  Полипропилен/Этилендиеновый каучук.

 

Самые распространенные из них, которые используются на автомобилях сейчас, это пластики ABSPP, PA, PE. Самый простой в пайке это PP — Полипропилен. Тяжело паяется PA — Полиамид, требует высокой температуры при работе. Практически не паяется PE — Полиэтилен, как с ним работать расскажу как-нибудь в другой раз.

Процесс пайки пластмасс несложен, особенно для того, кто имеет опыт газовой сварки. Но в нём есть особенности, о которых надо знать.

Важно заметить, что пластмассы делятся на пару групп: термореактивные и термопластичные. К первой группе относятся стеклопластики (и некоторые другие) — они не свариваются, потому что термореактивные пластмассы не размягчаются при нагревании. К счастью, большинство пластмасс, применяемых в автомобилях, относятся к группе термопластов. Если Вам надо отремонтировать деталь из стеклопластика, это уже другой вид работы, поговорим об этом позже.

 

Необходимый инструмент для пайки (сварки) пластика.

Для работы нам потребуется: 

  1. Специальный фен для пайки и насадки к нему.
  2. Припой для пластика.
  3. Обычный паяльник с острым наконечником, желательно по мощнее.
  4. Шлифовальная машинка, с абразивными кругами.

 

Если Вы не можете найти прутков для пайки, их можно вырезать самому из схожего по составу старого не нужного пластика, бамперов и т.д. 

Если же Вы приобретаете готовый припой, то каждая упаковка сварочных прутков имеет маркировку в соответствии с указанным выше кодом пластмассы. Таким образом, если Вам известна пластмасса, из которой изготовлена деталь, подлежащая ремонту, смело берите пруток с нужной маркировкой.

Если Вы не знаете тип своей пластмассы, выберите похожий по внешнему виду пруток и попробуйте его приварить на обратной стороне детали. Эксперимент может закончиться успешно или неуспешно!

Если сварка детали никак не удается (бывает и такое), то единственный возможный в этой ситуации вариант — химический способ восстановления. Об этом расскажу в другой статье.

 

Как спаять трещину на бампере (пример).

И так, приступим к ремонту пластикового бампера. Первое что необходимо сделать, это зачистить шлифовальной машинкой, до голого пластика место ремонта. Я использую Эксцентриковую шлиф машину. Далее удалить загрязнения, обезжирить растворителем. Затем паяльником разделать трещину по всей длине в виде V — образной канавки. Это нужно чтобы туда лёг припой, для качественной спайки.

Далее включаем фен выставляем нужную температуру. Температура для сварки бампера где-то от 300 до 600 градусов, в зависимости от типа пластика. Начинайте от начала трещины. Держите фен по углом и на расстоянии 0.5 — 1 см. от детали и припоя и ведите равномерно до края трещины, наблюдая за тем как ложиться припой. Не прислоняйте насадку фена слишком близко, так как можно легко продырявить деталь насквозь. 

 

Важно!

Обязательно пропаивайте шов с обеих сторон. Причём сначала изнутри затем с лицевой стороны.

 

Дайте шву остыть. Можно приступать к его обработке. Сравняйте выступающий слой припоя машинкой. Далее все действия выполняются в обычном порядке. Шпаклюется (если требуется), грунтуется, и краситься.

 

www.myavto.net