Схема у 101 – Усилитель RADIOTEHNIKA 101 принципиальная схема — Усилители мощности низкой частоты (ламповые) — Усилители НЧ и все к ним

Radiotehnika У-101. Прибавьте громкость! | Random stuff

На заре моей приемниковой деятельности лучшим усилителем считалась «Спидола 232», на ступеньку ниже стоял «Ишим». Потом пришел «VEF 216» — небольшой, дико стильный, со встроенным блоком питания и отличным звуком, он скрашивал серые будни и порой такие же серые выходные. Затем появилась «Вильма», чуть погодя — колонки к ней. Жить стало веселее: во-первых, стерео, во-вторых, звука, как у нас говорится, можно «навалить», хотя громкой музыки я и не люблю.

И вдруг совсем недавно я понял, что запас регулировки громкости у нее совсем небольшой, так скажем, «тихо -> нормально -> громко -> я-начинаю-компенсировать-по-Фрейду -> дальше не крутится» (2 x 4 Вт). Захотелось чего-то более мощного.

А ведь у нас обычно как? Говорим «нормальный доступный усилитель» — подразумеваем «Радиотехника У-101» (2 x 20 Вт), говорим «Радиотехника У-101» — подразумеваем «нормальный доступный усилитель». Может быть, не последнюю роль сыграл и «синдром утенка» — одна такая мне в ремонт попадалась, что там внутри, примерно знаю.

В общем, нашел и купил.

Схемы: почти вся «Радиотехника У-101», модуль УНЧ-50-8 и фонокорректор УПЗ-15.

huxfluxdeluxe.wordpress.com

Простые вещи: Радиотехника у-101-стерео. Часть 4: Еда для зомби.

Итак, при ближайшем рассмотрении автор понял, что никаких 3х микросхем на блоке предусилителя нет, а это значит, что, во первых, вопрос с выяснением назначения первой микросхемы отпадает сам собой, а во вторых, видимо автору надо чаще мыть глаза. Мда..

Что ж, теперь, когда мы все выяснили, можно приступать к вскрытию прелестной черепной коробочки нашей малышки. Сестра, трепанатор!

Первым делом убираем все ручки, чтобы ничего не мешало нам снять лицевую панель

Отворачиваем прижимные винты. Один из немногих случаев, когда нам нужна отвертка «плюс».

А на нижней части — старый добрый советский «минус».

Теперь головка нашей малышки выглядит вот так

Понадеявшись на то, что удастся обойтись малой кровью, я решил не демонтировать плату предусилителя из корпуса. А вдруг?

Что ж, открываем вторую статью, в которой рассматривается наш случай с одной микросхемой (для у-7101!). Для начала выпиливаем C1 и C2  и ставим вместо них перемычки.

Заменяем C5 и C6 на 0,1 мкФ. Да, и тут пргресс. Емкость больше, а объем меньше. Но, тут еще видимо конденсаторы на меньшее напряжение. Но все равно на большее, чем течет в жилах нашей детки.

Так теперь предстоит непростая задача замены C23 и C24 на резисторы 470 кОм. И если с C23 все понятно, то с 24-м придется поднапрячься.

C24 на столько глубоко заныкан, что его даже не удалось сфотографировать. Но, я думаю, кто захочет, тот найдет.

Заменяем конденсаторы на резисторы.

Резистор вместо C24 подпаиваем с обратной стороны платы, чтобы сильно не заморачиваться. Все равно здесь пустота.

Для улучшения ровности АЧХ при нейтральных положениях регуляторов тембра (а это ведь наше любимое положение, ни правда ведь?) запиливаем новые резисторы R33 и R34 с обратной стороны схемы для ВЧ

и заменяем R19 и R20 на НЧ

Продолжаем заменять 14 и С15, С18 и С19 и R17 и R21.

По совету Николая Ивановича заменяем резисторы VD1 и VD2 (это не опечатка) на стабилитроны, которые должны стоять на этих местах. Правда, вместо рекомендуемых Д814д есть г. Что ж, по параметрам они не сильно отличаются, можно поставить их и понаблюдать за поведением.

Включаем… Работает!

UPD: Разберемся-ка еще сразу с балансом. Дабы предотвратить нежелательное смешивание каналов, Николай Васильевич советует разнести регулировку баланса на оба переменных резистора, один из которых пока закорочен на землю. Не будем задаваться риторическим вопросом: зачем разработчики оставили еще одну лишнюю деталь, а сразу займемся делом.

Обрезаем с печати ножку 1 регулятора баланса и закорачиваем ее с землей

Вырезаем соответствующую (5-ю? но по логике она 4-я) ножку 2го переменного резистора из печати и кидаем от нее контакт к обрезанному от 1й ножки выходу с канала.

И, наконец, соединяем образовавшийся островок с большой «землёй»

Вот на этом, пожалуй, все. Есть мысль еще удалить корректирующие конденсаторы С11 b С12, но надо ли это действительно или нет, будет ясно только на этапе прослушивания.

peresvet212.livejournal.com

Усилитель 100У-101



Усилитель 100У-101

В конце 2006года приобрел усилитель 100У-101.
Сразу переделал системы контроля и выходной коммутации по ранее
разработанной схеме. Для переменного резистора (громкость контроля) было
просверлено отверстие в передней панели (между тумблерами «сеть», «контроль»,
индикаторами «сеть», «перегрузка» и гнездом линейного выхода). Трансформатор
контроля был установлен следующим образом: Оказалось, что для диодов выпрямителя
имелось 8 отверстий, но самих диодов 4, то есть 4 отверстия (оказались с разных
сторон от диодов) были свободны. Диоды были сдвинуты на левые отверстия (ближе
к плате УМ), и освободились 4 отверстия, расположенные рядом (ближе к
радиатору.
В это место был поставлен  трансформатор от абонентского громкоговорителя.
(фото 1)

В усилителе имеется
вход с чувствительностью
10в, предназначенный для подачи сигнала с линии радиосети. Это
может быть абонентская линия (при использовании на небольших предприятиях) или
соединительная линия, идущая от ЦСПВ (при эксплуатации на сельских радиоузлах).
Мне этот вход был не нужен, поэтому разъем пустовал. Из-за общего дефицита
входов возникло желание применить этот разъем в качестве линейного (500мв).
Разъем магнитофона оказался слишком чувствительным (150мв) и высокоомным
(450ком). Разъем для приемника оказался, наоборот, низкоомным (600ом) и с плохой
чувствительностью (750мв). В цепях этих входов были удалены резисторы. Резистор
между входом ОУ и землей был увеличен с 1 кОм до 4.7 кОм. Каждый вход подключался
к этой точке ОУ через переменный резистор на 47 кОм и постоянный на 47кОм. Таким образом, входы были снабжены регуляторами и их
чувствительность была приведена к стандарту 270мв. (фото
2 и 3)

На клеммах Л5, применяемых раньше
для выхода «15ом», был сделан контрольный вход городской сети, через который
сигнал с нее можно подать на любую линию местной сети и контрольный
громкоговоритель. Выход на городскую сеть (30в) был сделан на клеммах Л4 (раньше
120в), подключенных через предохранитель «Л4» и контакты реле на шину 30в
усилителя. То есть городская сеть подключается к клеммам Л4 и Л5 одновременно
(прием и передача). Это надо было сделать раздельно, так как в режиме работы
центрального узла напряжение в линии может быть 30, 120 или 240в (зависит от
типа сети), а в режиме передачи всегда 30в. В случае, если напряжение составляет
60, 120 или 240в, клеммы Л5 подключаются к линии через трансформатор, а клеммы
Л4 напрямую. В итоге усилитель был оставлен без выходов 15ом и 120в.

Несколько раз с городской сети подавался
сигнал частотой около 1кГц и напряжением 100в. При попадании этого сигнала на
выход «30в» мгновенно пробивает выходные транзисторы, а иногда и предвыходные.
Последний раз, кроме выходных транзисторов первого канала (Т3 и Т4, номера по
шасси), полностью полетели входные каскады второго канала УМЗЧ (на плате Т11,
Т12 и предыдущие по номеру). Произошло это из-за того, что второй канал получает
сигнал с выхода первого, и его задача при коэффициенте усиления развернуть
сигнал на 180градусов (нагрузка включена в мост). Второй канал восстановлению не
подлежал (после замены многих транзисторов неисправности продолжались). Тогда
схема усилителя была изменена следующим образом:

Выходной трансформатор был подключен между
выходом первого канала и общим проводом. Так как напряжение усилителя
уменьшилось в 2 раза (с 40 до 20в), а на выходе требовалось получить 30в,
трансформатор пришлось перевернуть. Напряжение 20в подается на обмотку,
рассчитанную на 30в (бывшая вторичная), а 30в снимается с обмотки, рассчитанной
на 40в (бывшая первичная). Так как снимать с одного канала более 70вт нельзя, а
требуется 100вт, выходные транзисторы подключены параллельно транзисторам
первого канала.



В 2011 году усилитель был полностью
похерен и восстановлению не подлежал. С него были сняты блоки усилителя
мощности, предварительного усилителя и задняя стенка. Взамен установлены две
платы с микросхемами ТДА7294. Выходы микросхем защищены диодами Д226, коэффициент
усиления сделан равным 20. Сделана коммутация входов и выходов на реле,
позволяющая использовать усилитель либо как стереофонический (2*50вт, 8ом), либо
как трансляционный (100вт, 30 и 120в). То есть также, как это было сделано в
усилителях Электроника-012 и Радиотехника-101. Предварительного усилителя пока
нету, поэтому используется внешний предварительный усилитель.

edu-4.narod.ru

Схема усилителя радиотехника у 101

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Схема усилителя радиотехника у 101

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио — аппаратуры:

     

  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.

 

Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

  • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
  • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
  • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто — чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов — 0,1%.
  • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
  • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

Следует помнить: изготовление качественных усилителей — трудоемкий и высокотехнологичный процесс, соответственно, слишком низкая цена при достойных характеристиках должна Вас насторожить.

 
Классификация

Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный — своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.

Важно: первичное преобразование и обработка сигнала происходит именно в предварительных усилителях.

  • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
  • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы — А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.

Внимание: изучение технических составляющих покупки, конечно, необходимо, но зачастую решающим фактором является элементарное прослушивание аппаратуры по принципу звучит-не звучит.

 
Применение

Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

  1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi — fi.
  2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
  3. В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  4. В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот — от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.

Таким образом, чтобы долгое время наслаждаться чистым и качественным звуком, целесообразно заранее изучить все многообразие предложений и подобрать вариант аудио аппаратуры, максимально отвечающий Вашим запросам.

 

all-audio.pro

апгрейд радиотехника У101

В предусилителе с 1 микросхемой ничего менять не надо. Единственное чтобы уже совсем заморочиться, добавить еще одну микросхему поверх первой с целью разделить каналы, отрезав ножки соответствующего канала. Практика и опыт показали что в этом опере каналы сильно влияют друг на друга.(переходные помехи)

4. Индикатор.
В блоке индикации стоят встроенные параметрические стабилизаторы +15В и -15В. При увеличении напряжения с 26В до 31В резисторы R3 и R13 начинают сильно греться. Поэтому их надо заменить на 680 Ом мощностью 0,5 Вт. Если захочется снизить яркость свечения индикатора, то надо уменьшить ток накала, увеличив R14 и R15 до 20 – 30 Ом.
5. Корректор УПЗ-15.
На сегодняшний день все известные магнитные звукосниматели с подвижным магнитом работают с корректирующей ёмкостью в 470пФ. Соответственно ёмкость конденсаторов С1 и С2 изменена до 470пФ.

6. Плата входов.
Чтобы расширить полосу пропускания вниз с 20 до 7 Гц можно увеличить ёмкость конденсаторов С4,С5,С14,С15 до 0,33мк. Это в конце работы по мере надувания щёк.
Мне в ходе доработок ни разу не попадался усилитель с фоном. Возможно просто повезло, фон устраняется легко при соответствующей разводке земли и экранизации шлейфа от переключателя входов к плате коммутации. Для этого снимаем разъем с платы коммутации, разбираем его и одеваем на шлейф подходящего размера экран.
Конечно «Marantze», «Rotel», «Sherwood» из него наверно не получится, но с такими как «Dual», «Grundig», «Tandberg», «Technics», «Panasonic» того времени выпуска и в той же весовой категории по качеству звука доработанная «Радиотехника У-101» вполне может поспорить.
Совершенно необходимо убрать ублюдочный умножитель напряжения для питания корректора и стабилизатор на микросхеме и транзисторе КТ815 (плата входов). Дело в том, что туда приходит переменный ток с вывода 5 трансформатора, значит обратный переменный ток идет по земле. Такая схема видимо разработана для проигрывателя ЭП-101, где более высоких напряжений нету. ( в некоторых схемах, в большинстве что мне попадались питание на стаб попадает после фильтра) можно поставить стабилизатор на КР142ЕН9 с любой буквой)
Заменяется резистором на 200…300ом (с шины +31) и стабилитроном на 24в.
Еще при поднятии напряжения до +-31 греется реле (!) на плате защиты. Нужно или поставить другое реле, или подобрать резистор. В своем усилителе я оставил маломощный выпрямитель, переведя его на +-26в для защиты, предварительно и индикатора. А мощный +-31 на УМ.
По поводу электролитических конденсаторов: Их в любом случае менять. Что здесь можно порекомендовать? И обязательно выбросте все глинянные флажки заменив их на пленку а из блока питания МБМ- заменив на соответствующие пленочные или керамику.
Все ёмкости по питанию есть смысл увеличить в 40 — 100 раз. ( на практике лучше поставить 2 по 4700) Блок питания: вместо банок по 2000 мкф можно спокойно поставить 10 000 мкф. размеры практически те же. Не лишним будет зашунтировать их плёночными по 1 мкф
УНЧ: Ёмкости С14,С15,С16,С17 — 220мкф
УНЧ-П: С37,С38 — 470 — 1000мкф
Защита, блок индикации: там оставить номиналы как есть. К сказанному могу добавить следующее:
1. Плату входов неплохо заменить на релейный коммутатор.
2. Корректор УПЗ-15 есть смысл убрать, т к он вносит искажения в сигнал в т ч и на соседних входах.
3. Переключатель Стерео/Моно можно легко превратить в выключатель темброблока. Штука полезная.
Сигнал «до темброблока» берётся с точек, где раньше были С23 и С24. Сигнал «после темброблока» соответственно с точек «4» и «6». Далее Сигнал поступает на вход УМ.
Мной (Павел) неоднократно проверена данная переделка. Замеры на осциллографе показали увеличение мощности до 42 ВТ в канале. Анализатором проверена АЧХ УМ она стала более равномерна, пред после переделки расширил пропускную способности. Практически мы вносим не большие изменения- но поверьте усилитель запел!!!
Автор: Николай Васильевич. / nivaga /
мелкие доработки Павел Евгеньевич /13 pol/

ok.ru

Стереофонический комплекс «Радиотехника-101-стерео» | RadioNic.ru

john 25 августа, 2016 — 19:04

Стереофонический комплекс «Радиотехника-101-стерео» выпускался Рижским ПО «Радиотехника» с 1983 года.

Стереофонический комплекс бытовой радиоаппаратуры »Радиотехника-101-стерео» состоит из всеволнового тюнера 1 группы сложности »Радиотехника Т-101-стерео», электропроигрывателя первой группы сложности »Радиотехника ЭП-101-стерео», кассетного магнитофона-приставки второй группы сложности »Радиотехника М-201-стерео», полного усилителя звуковой частоты категории »Hi-Fi» »Радиотехника У-101-стерео» и двух АС. Каждый из названных аппаратов может работать или в составе комплекса, или полностью самостоятельно.

Литература: 

  1. Подробное описание стереокомплекса в журналах «Радио» № 8 и № 9 за 1984 год. 
  2. Электропроигрыватель «Радиотехника ЭП-101-стерео». Инструкция по эксплуатации электропроигрывателя «РТ-ЭП-101С».
  3. Рекламный проспект проигрывателя в журнале «Радио» № 7 за 1983 год.
  4. Описание и схемы электропроигрывателя в справочнике Ю.П. Алексеева.
  5. Тюнер «Радиотехника Т-101-стерео». Инструкция по эксплуатации.
  6. Описание тюнера в справочнике Ю.П. Алексеева.
  7. Полный усилитель звуковой частоты «Радиотехника У-101-стерео». Инструкция по эксплуатации и электрическая схема усилителя.
  8. Инструкция по ремонту усилителя «Радиотехника У-101-стерео».
  9. Электрическая схема усилителя «Радиотехника У-101-стерео».
  10. Кассетный магнитофон-приставка «Радиотехника М-201-стерео». 
  • Tweet Widget
  • Google Plus One
  • Facebook Like
  • Facebook
  • Twitter
  • VKontakte
  • Yandex
  • Google
  • Yahoo
  • Favorite

www.radionic.ru

Полная переделка усилителя Радиотехника У101

Статья посвящена доработке и восстановлению любимого многими усилителя «Радиотехника-У-101», который и сейчас подкупает своим привлекательным внешним видом.

Сбылась моя давняя мечта и эта «девочка-красавица» появилась у меня в доме.
Надо отдать должное предыдущему хозяину — внешний вид у нее замечательный! Аппарат попался не перелопаченный, с НЕхрипящими переменными резисторами и без каких либо вмешательств и улучшайзеров.
Первое подключение ее к сети и попытка услышать ее голос произвели на меня гнетущее впечатление! ЭТО назвать звуком нельзя было. Вместо низких частот — хрип, плюс фон частотой 50 Гц в колонках, в общем — ужас. Заключение: срочно в ремонт и модернизацию!
Несколько дней в интернете на поиски нужной информации. Составляем на бумажке план работ. Сразу оговорюсь: восстанавливать будем в исходном, заводском варианте.
Включаем паяльник. Поехали!

Первым делом меняем ВСЕ электролитические конденсаторы. Аппарат довольно старый, выпуска 25 мая 1984 года. Вместо вышеуказанных конденсаторов в нем остались лишь предметы внешне очень похожи на электролитические конденсаторы, но теперь уже с совершенно другими функциями. Часть подалась в класс резисторов с некоторым сопротивлением, а другая часть подалась в резисторы с бесконечным сопротивлением!

«Красные флажки из глины» тоже удаляем!

1. Блок питания

Заменяем конденсаторы фильтра блока питания. По питанию ±26В я поставил 10000 и 4700 мкф и по питанию ±31В по 4700 мкф в плечо. Так же заменяем диоды на КД 213. (Эти и далее в статье номиналы деталей не являются рекомендательными, так как они использовались те, что под рукой, т.е дома). Попутно меняем провода, идущие с трансформатора к плате блока питания на провода с бОльшим сечением. Учитывая мощность усилителя я ограничился сечением 0,75 мм 2 .
Шунтируем пленкой. Убираем тонюсенькую перемычку на силовом трансформаторе (выв. 6-6*) на два отдельных провода с каждой катушки до общей точки платы блока питания.

Далее вешаем конденсатор параллельно первичной обмотке сетевого питания 0,047 мкф х 630В. Тем самым немного избавляемся от помех от сети.

Теперь мы имеем нормальный блок питания. А это почти половина дороги к успеху.

2. Питание микросхем платы входов

На плате входов U2 ампутируем умножитель напряжения (переменка 16В в пост. 38В). Он нам ни к чему. У нас есть свои +31В в блоке питания. Удаляем С7, VD1, VD2. Напряжение +31В через имеющийся предохранитель сразу подаем на С10.

3. Питание микросхем предварительного усилителя

В предварительном усилителе U5 УНЧ-П напряжение питания микросхем К157УД2 проседало при проигрывании звука с 13В до 9В! А это не есть хорошо! Меняем С37, С38 на свежие, параллельно им вешаем стабилитроны на 15В, шунтируем их пленкой. Токоограничивающие резисторы R47 и R48 меняем на резисторы 1,1кОм мощностью 1 Вт. Теперь и тут порядок!

4. Выходные разъемы

Меняем выходные разъемы. Немного поработаем дрелью и н

mekelektro.ru