Транзисторный усилитель гитарный – Гитарный усилитель ламповый или транзисторный

Содержание

Гитарный усилитель ламповый или транзисторный

Первый в мире магнитный звукосниматель был сконструирован талантливым инженером Ллойдом Лоэром работавшим в компании Gibson в 1924 году . Первые образцы электрифицированных инструментов не произвели должного эффекта в среде музыкантов, а массово выпускаемые электрогитары появились лишь в 1931году. Электрогитары компании Electro String Company, которые к слову сказать больше были похожи на банджо, музыканты в шутку прозвали «сковородкой».

Принцип работы магнитного звукоснимателя, знакомого сейчас любому кто прошел курс школьной физики, не изменился и по сей день.

Появление гитарного усилителя

Появление гитарного усилителя стало возможным благодаря самой идее увеличить громкость гитары. Гитаристы игравшие в составе ансамблей были вынуждены увеличивать громкость своих инструментов чтобы не теряться в общей звуковой картине. Изначально отдельного усилителя для электрифицированной гитары не было, и в ход шли любые усилители что были под рукой. Экспериментаторы того времени постепенно накапливая опыт поняли перспективность промышленного изготовления гитарной усиливающей техники.

Со временем из маленьких компаний ютившихся в гараже или подвале магазина образовались транснациональные компании – производители профессионального музыкального оборудования, гордо носящие имена своих «отцов основателей». В мире усилителей гитар слова Fender, VOX, Marshall, Mesa Boogie, Orange, стали «нарицательным» а звук этих усилителей эталонным, на который ровняются и пытаются превзойти другие производители.

Типы гитарных усилителей

  • ламповые.
  • транзисторные.
  • гибридные.

Так же гитарные усилители могут быть исполнены в нескольких вариантах:

  1. Гитарный комбик (сам усилитель встроен а акустическую систему).
  2.  Гитарный усилитель голова с акустической системой (кабинетом).
  3.  Гитарный Усилитель мощности (в таком варианте блок предусилителя и усилителя мощности выполнены в виде отдельного устройства).

В каждом из вариантов исполнения гитарного усилителя есть свои плюсы и минусы: классические варианты «того самого звука» это как раз гитарные комбики или гитарные усилители с кабинетами (их еще называют гитарный стэк), но они как правило очень громоздки и неудобны в транспортировке. В противоположность им рэковые юниты занимают меньше места и их можно коммутировать по разному, но они не выглядят «круто» на сцене во время концертов.

Вне зависимости от конструктивного исполнения, гитарные усилители бывают разной мощности. Это может быть и 10-15 ваттный агрегат (часто такие устройства применяются на не очень больших студиях звукозаписи, когда громкость не самый важный параметр) и 50-100 ваттный ламповый монстр (именно такие стеки и комбо можно видеть на больших стадионных концертах на сцене за спиной у гитариста). Сегодня есть даже 1-ваттные устройства для дома, для семьи так сказать.

Перед использованием любого электрического устройства внимательно ознакомьтесь с инструкцией пользователя. Перед первым подключением я рекомендовал бы проверять все ли в порядке с усилителем, подсоединен ли динамик ко выходу усилителя, нет ли каких то структурных повреждений на корпусе. Необходимо уточнить рабочее напряжение усилителя (усилители и комбо рассчитанные на американскую сеть работаю от 110 вольт, в нашу сеть их можно подключать только через специальный понижающий трансформатор).

Еще, желательно, чтобы сеть была заземлена иначе вы рискуете получить электротравму (струны электрогитары через металлически бридж контактируют с заземлением электроцепи, и если одной рукой взяться за струны а другой за батарею отопления можно получить удар током), да и в звук будут просачиваться посторонние шумы. Если это ламповый комбо или усилитель, необходимо убедиться что во время транспортировки радиолампы не выскочили из контактных панелей (достаточно через технические отверстия заглянуть в усилитель или комбо и при необходимости поправить криво установленные радиолампы).

Перед самим включением я рекомендовал бы общую громкость убирать на ноль, а все остальные регуляторы выставлять в положение 12 часов (имеется ввиду не деление 12 а условный циферблат часов) из такого положения легче всего рулить звук. В ламповом гитарном усилителе для его включения обычно нужно нажать 2 переключателя (power и stand by). Причем сначала нужно включить power а потом через 2-3 минут stand by, выключать усилитель или ламповый гитарный комбо нужно в обратном порядке (сначала отключается stand by а затем и power).

Помимо включателей на лицевой панели гитарного усилителя есть регулировки общей громкости, регулировка высоких, средних и низких частот, регулятор перегруза (gain). Иногда бывает регулятор presens (более точная фокусировка высоких частот). Так же на передней панели бывает переключатель каналов (если усилитель более чем одноканальный).

На задней панели гитарного усилителя имеются: выход на кабинет (нужно помнить что подключать к усилителю можно в кабинет согласованный по сопротивлению) выходы на петлю эффектов (когда к усилителю можно подключить разные, обычно пространственные эффекты или процессоры), выход для подключения управляющей педали (ими можно переключать каналы усилителя или включать эффект ревер, если тот встроен в гитарный комбо) иногда на задней панели можно встретить выход эмуляции кабинета (этот выход можно подключить прямо в микшер или звукозаписывающее устройство).

Современная промышленность предлагает гитарные усилители комбо со встроенными эффектами.
Такие комбики удобны своей компактностью и мобильностью. Нет необходимости покупать отдельно кучу разных гитарных эффектов, соединительных проводов, блоков питания для эффектов. От себя могу добавить, что звук у дорогих агрегатов будет на уровне, цена как следствие тоже.

Китайские гитарные комбики к сожаление этим похвастаться не могут.

Основные отличия лампового и транзисторного гитарных усилителях

Транзисторный гитарный усилитель относительно дешев в изготовлении, он легкий, а благодаря низкому выходному сопротивлению он просто стыкуется с любым низкоомным динамиком. Радиодетали, из которых он изготовлен не требуют периодической замены, не страшен транзисторному гитарному усилителю и «микрофонный эффект» (нежелательное явление, при котором некоторая часть электрической цепи воспринимает звуковые колебания и вибрацию подобно микрофону). Кроме того, в транзисторные гитарные комбики, часто встраивают выход на наушники, благодаря чему можно играть на гитаре никому не мешая в первом часу ночи.

Ламповый гитарный усилитель в отличае от транзисторного имеет выходное сопротивление до нескольких десятков Ом, по этому на звук влияют и количество, и качество ламп выходного каскада, и качество выходного (согласующего) трансформатора (стоимость одного только выходного трансформатора может быть соизмерима с ценой среднего транзисторного усилителя). Кроме того в отличии от транзисторного усилителя ламповый агрегат ремонто-пригоден даже в полевых условиях (транзисторный же усилитель если и возможно починить то необходимы дополнительные приборы и инструменты). Но главное это звук который выдает ламповый гитарный усилитель, вообще звук лампового гитарного усилителя лучше один раз услышать чем десять раз прочитать его описание. Отмечу что 99 процентов гитарной музыки записано благодаря ламповым гитарным усилителям.

И немного о фирмах производящих гитарные усилители

Fender

Старейшая и одна из самых уважаемых фирм – производителей гитарных усилителей зародилась в конце сороковых в Северной Америке, начала массовый выпуск гитарных усилителей имени себя в 1947 году. Примечательно что первые образцы усилителей фендер были копиями радиоаппаратуры компании Western Electric. Первоначально на усилителях фендер играли абсолютно все (других гитарных усилителей просто не было). До сих пор чистый звук электрогитары принято сравнивать с Fender Twin Reverb.

Marshall

Основатели британского саунда и мастодонты рокового звука (с этим логотипом знакомы даже те, кто не знает что такое гитарный усилитель вообще). По легенде Джим Маршалл (основатель одноименной компании) копировал схемы усилителей от фендера, но однажды толи допустил ошибку, то ли нарочно изменил схему, в итоге появились самобытные и достаточно узнаваемые ламповые гитарные усилители. Первый серийный Marshall усилитель JTM45 — был копией Fender Bassman ’59 56F-A.

Такой в частности любил знаменитый виртуоз левша Джимми Хендрикс.

VOX

Британская компания «вокс» зародилась в 50-х годах в Британии, их усилители VOX AC 30 и AC15 полюбились не одному поколению рок звезд. Аббревиатура «AC» обозначала, что он работает только от сети переменного тока (Alternating Current) — это было на тот момент революционной идеей.

Mesa/Boogie

Изначально американец Рэндалл Смит занимался доработкой гитарных комбоусилителей фендер. Первый комбо был выпущен в корпусе от Fender Princeton, Смит заменил штатный динамик на динамик побольше, доработал шасси и установил выходной трансформатор от Fender Bassman. Тестировал Смит свой усилитель в местном магазине, в которм по стечению обстоятельств оказался Карлос Сантана которому принадлежит высказывание «Man, that little thing really boogies!» в адрес усилителя Рэндалла. Вопрос с названием был решен). Первый серийный усилитель компания выпускала в 1971 году Snakeskin Mesa 450. Настоящим же прорывом для компании стал случайно открытый эффект тяжелого перегруза усилителя, в результате доработки схемы предусилителя. На основе новой схемы был сделан комбо Mark I.

Следует отметить, что на сегодняшний день фирм производящих гитарные усилители очень много. Но в основе всего лежат разработанные в 50-70 классические схемы, весь секрет тех самых легендарных усилителей кроется именно в том что первые образцы гитарных усилителей и комбо собирались энтузиастами полностью в ручную, в каждый свой шедевр мастер вкладывал частичку себя. Именно этому особо придирчивые ценители гитарного звука стараются заиметь в свой арсенал именно оригинальные (пусть даже лохматых годов) усилители, а не современный ширпотреб и переиздания легендарных усилителей выпущенных в наше время в азиатском регионе.

Компромиссным вариантом на сегодняшний день считаются гибридные гитарные усилители и комбо. Гибридный гитарный усилитель обычно в блоке предусилителя имеет одну или две радиолампы, а блок усилителя мощности строится на транзисторах и микросхемах. Данный тип усилителя – это очередная уловка маркетологов в погоне за покупателями. Звук таких усилителей объективно (по ряду чисто технических причин) хуже чем у ламповых усилителей, зато производитель крупными буквами пишет чтото типа «патентованная технология, истинно ламповое звучание», сами гитаристы шутят про такие приборы: «лампа в нем для подсветки». Нужно уяснить что любая действительно крутая вещь стоит немалых денег, хотя конечно можно тешить себя надеждами что «лампочка» в преампе решает.

И в заключение несколько советов по выбору гитарного усилителя/комбо:

  1.  Если вы начинающий гитарист берите транзисторный комбо/усилитель (будет не так обидно потраченных на «серьезную лампу» денег, если вдруг вы не захотите играть в дальнейшем.
  2.  Если Вы уже играете какое то время и транзистора вам уже мало (ну или Вы считаете что уже мало) приобретите ламповый усилитель попроще. Современные именитые бренды имеют недорогие линейки ламповых гитарных усилителей производимых в азиатском регионе.
  3.  Не стоит пренебрегать отечественным производителем во первых качество изготавливаемой продукции тех же YERASOV-ых очень возросло, во вторых современные радиодетали которые стоят и в дорогих фирменных аппаратах производятся в Китае, а переплачивать за «крутую» надпись я считаю неоправданной тратой денег.
  4. Не берите самый мощный усилитель, вряд ли Вы сразу будете играть на стадионных рок вестивалях.
  5.  Перед покупкой всегда слушайте усилитель в магазине (если есть такая возможность). Сегодня есть из чего выбрать и н факт что легендарный усилитель который нравится вашему другу, приведет в восторг и Вас.

gtars.ru

Транзисторные гитарные усилители

Транзисторные усилители. Кто они? За счет чего работают? Чем отличаются от своих собратьев лампы и цифры? Давайте разберемся.

В первую очередь, транзисторными эти гитарные усилители названы благодаря принципу их работы. Я уже упоминал, что не владею схемотехникой, и подробностей технического толка Вам не расскажу. Честно говоря, мне это и не нужно, интересы у меня несколько другие. Главное произошло — транзистор заменил лампу. Но стал ли от этого лучше звук? Вот вопрос. Появились эти «звери» достаточно давно, но их производство и модернизация ведется и сегодня. Выпускаются они как в форме «головы», так и в форме комбоусилителя.

 

Транзисторные усилители завоевали свою популярность на рынке гитарного усиления. И, надо сказать, завоевали заслуженно. С чем это связано? Пожалуйста, получайте ответ.

Во-первых, более низкая стоимость, нежели их ламповые собратья.

Во-вторых, они оказались надежнее в эксплуатации и транспортировке, и менее чувствительны к ударам и тряске. Если Вы помните из предыдущей статьи, этим как раз грешат ламповые приборы.

И, наконец, в-третьих, эти усилители выгодно отличаются от своих ламповых собратьев еще и тем, что позволяют гитаристам заниматься любимым делом прямо в квартире без ущерба для жильцов и соседей, поскольку уже на малой громкости выдают вполне приемлемый звук.

Однако, есть в транзисторе и отрицательный момент, который в свое время помешал ему скинуть с пьедестала ламповых «монстров». Благодаря своим плюсам, транзисторные усилители становились все мощнее, все удобнее, все компактнее. Но, несмотря на все новшества, которые сегодня используют производители, добиться от транзистора хотя бы подобия лампового гитарного звука, они не смогли. И это клеймо преследует транзисторы по сей день. Не смотря на все их плюсы, в разговоре любых двух гитаристов, Вы неизменно будете слышать один и тот же ответ на вопрос: Какой усилитель лучше? Ответ всегда будет – «Конечно ламповый!»

Но, не стоит преувеличивать и без того раздутые предрассудки по поводу этого холивара (от английского выражения Holly war – священная война). Лично у меня дома стоит скромный 25-ти Ваттный транзисторный комбоусилитель. На нем я и мучаю своих соседей. Честно говоря, когда его покупал, немного пробросился с мощностью. Сейчас понимаю, что и 10-ти Ватт хватило бы за глаза. Но, тогда гитарные Ватты и Ватты обычных музыкальных проигрывателей у меня как-то не вязались между собой. Если Вы только стоите на пороге выбора усилителя для дома, имейте в виду, 25 Ватт в квартире – это очень громко. Подумываю обновить комбик и взять девайс потише. Тоже, кстати, из транзисторов. На счет лампы у меня уже есть планы, но, чтобы позволить себе ее, я должен сначала построить дом. Я думаю, это хорошая мотивация и для первого и для второго дела. Как Вы считаете?

www.fxguitar.ru

12 легендарных гитарных усилителей звук которых считается эталонным

Поскольку каждый из описываемых здесь усилителей является если не легендой, то частью её, а многие достойные герои остались за кадром, то топ с полным правом можно считать условным.

Давно забытое, но актуальное как никогда:

Silvertone Model 1485

1485-й начал выпускаться компанией Danelectro в начале 60-х. На тот момент он был одним из самых доступных и, в тоже время, громких ламповых усилителей. Несмотря на простоту дизайна, этот 50-ти ваттный американец имел свое визуальное очарование и очень многое мог в техническом плане, так он имел: встроенный пружинный ревербератор, полностью ламповое тремоло, двух кнопочный футсвитч и режим ожидания «standby».

Закрытый кабинет был изготовлен из ДСП, комплектовался двумя 8-ми омными, 12-ти дюймовыми динамиками Jensen, в нижней части имел пространство, для хранения усилителя при транспортировке. К сожалению, после 60-х, популярность 1485-ого, пошла на убыль, пока в двухтысячных его снова не популяризировал Jack White бессменный лидер The White Stripes.

Преимущества Silvertone Model 1485:

  • Жирный брейк ап с естественной компрессией, отлично подойдет для indie музыки
  • Винтажный внешний вид
  • Ламповое тремоло и ревербератор
  • Возможность убрать голову в кабинет при транспортировке

Звук британского вторжения:

Vox AC15/AC30

В январе 1958 года JMI выпустила 15-ваттный гитарный усилитель AC1/15 под брендом VOX.В усилителе использовался один 12-ти дюймовый динамик Goodmans Audiom, установленный в корпус напоминавший телевизор. VOX AC15 пришелся по душе многим музыкантам.

В 1960 году появилась первая версия VOX AC30, оборудованная двумя 12-ти дюймовыми динамиками Celestion и входами лицевой панели, имел два канала — один Normal, с кристально чистым звуком, и один Vib/Trem с эффектами вибрато и тремоло. В 1960 году, дабы удовлетворить потребности масс в современном звуке, было принято решение о модернизации AC30.

Для возможности управления тембром в широких пределах был смонтирован блок «Top Boost». С 1963 года данный блок стал входить в состав схем усилителей. Именно в этот год рождалась легенда, но в полную силу всю её мощь почувствовали после того как The Beatles приобрели свои первые усилители VOX в рассрочку. John взял себе AC15, а George — AC30 сделав их несомненным хитом номер один в Британии.

С тех пор эти комбо «прошли через руки» бессчетного числа гитаристов со всех концов земного шара, среди которых Ritchie Blackmore, Brian May, Rory Gallagher, Peter Green, The Edge

Посмотреть цену

Преимущества Vox AC15/AC30:

  • Четкий, но прозрачный звук, с невероятно упругой атакой, тот самый звук «британского вторжения»
  • Стильный ретро дизайн
  • Великолепные ревер и тремоло

Лучший чистый:

Fender Twin Reverb

Twin Reverb был представлен компанией Fender в 1952 году, с того момента он подвергся ряду изменений как внешних, так и внутренних. В связи с этим усилители разных лет весьма сильно отличаются. Однако их и кое-что объединяет – свой изумительный характерный только им чистый звук.

На данный момент комбоусилитель имеет мощность 85 ватт, два 12-ти дюймовых динамика в кабинете открытого типа, два канала, пружинный ревербератор и ламповый эффект вибрато. Многие известные музыканты использовали усилители Twin Reverb среди них Jimi Hendrix, Eric Clapton и Keith Richards. Многие преподаватели гитары (в том числе и преподаватели автора статьи, коих было несколько) рекомендуют данный прибор. Автор, уже кое-что понимая в звуке (спасибо курсу Михаила Русакова), получал  истинное удовольствие от звучания.

Посмотреть цену

Преимущества Fender Twin Reverb:

  • Эталонный чистый звук, мягкий и теплый
  • Великолепный винтажный дизайн
  • Изумительные эффекты тремоло и вибрато
  • Универсальность, подойдет практически для любого стиля где нужен чистый звук

Плекси Хендрикса:

Marshall Super Lead 100

В 1966 году компания Marshall выпустила свой первый 100 ваттный усилитель, тогда еще под названием «Super 100», он был необычайно громким и давал повышенную нагрузку на динамики. Панели управления усилителя была изготовлены из прозрачного плексигласа, текст названия был набран черными буквами на золотом фоне.

В связи с этим, такие 100 ваттные головы, в среде музыкантов получили название «Плекси» и очень высоко котировались за их мягкий и в тоже время мощный звук.Кабинет был изготовлен из фанеры и имел четыре 12-ти дюймовых динамика Celestion 15 ватт, в период 1969 – 1976 компания совершила постепенный переход от динамиков этих динамиков к ставшей живой классикой модели Celestion G12H-30 30 ватт.

Deep Purple и Guess Who, а также многие другие великие группы 1970х гастролировали с такими усилителями, породив тем самым некий культ «Плекси», однако самая стойкая ассоциация с Super Lead — это Jimi Hendrix, который на концертах и в студии использовал «плекси» с басовыми кабинетами.

Преимущества Marshall Super Lead 100:

  • Классический hard rock звук, выделенная середина и естественная ламповая компрессия
  • Надежность и простота использования
  • Стильный классический «маршаловский» дизайн
  • Высокая мощность и громкость

Ходячий концерт:

Pignose

Pignose сейчас известный как Legendary 7-100. Действительно легендарный усилитель был создан в 1969 году Ричардом Эдландом и Уэйном. Кимпбеллом и являлся первым в мире портативным гитарным комбо. Несмотря на свой компактный размер, Pignose весит около 3-х килограммов. Может питаться как от батареек, так и от адаптера.

Для переноски на корпусе имеется специальная ручка, а также крепления для ремня. Из органов управления у усилителя только ручка громкости, которая, по совместительству, отвечает за включение-выключение и гейн. Несмотря на мощность всего в 5 ватт, транзисторную схему и 5-ти дюймовый динамик комбо имеет взрослый, серьезный звук, благодаря которому многие именитые музыканты (включая Eric Clapton и Frank Zappa) использовали его в студийной работе.

Не стоит так же забывать о великолепном фильме «Перекресток» (CrossRoads) звездой которого стал этот малыш.

Преимущества Pignose:

  • Серьезный звук, не смотря на размеры
  • Работа от батареек и полная мобильность использования
  • Простота использования
  • Стильный дизайн

Люди слышат глазами:

Orange Rockerverb 50 MKII

Фирмы Orange образовалась второго сентября 1968 года, после того как Клифорд Купер занял у своего отца 300 фунтов и организовал в подвальном помещении дома на лондонской улице магазин по продаже музыкальных инструментов. Но магазин не приносил прибыли и Клифорд решил самостоятельно начать производство гитарных усилителей.

Однажды к нему в руки попал запас ярко оранжевого винила, который он использовал для отделки своей продукции. Таким образом, его усилители приобрели название и уникальную внешность. Однако с Orange привлекали внимание не только яркой внешностью, но и великолепным звуком, в связи с чем они быстро обрели популярность. Вскоре на Orange обратили внимание и ведущие исполнители, такие как Stevie Wonder и Jimmy Page, так же продукцию Orange использовали ZZ Top и Tony Iommi из Black Sabbath.

На данный момент одним из наиболее отличительным в линейке усилителей Orange является Rockerverb 50 MKII, и внешне, и по звучанию он просто великолепен. Богатый чистый тон на этой модели звучит очень густо и насыщенно. А гибкие настройки драйва обеспечивают очень широкие возможности применения.

Преимущества Orange Rockerverb 50 MKII:

  • Классический British Sound с открытым верхом
  • Необычный и яркий дизайн
  • Универсальность
  • Надежность и простота использования

Кто сказал, что хороший high gain можно получить только из лампового усилителя?

Randall Warhead

Без преувеличения, всем любителям рок музыки знакома группа Pantera и её гениальный, безвременно ушедший гитарист Dimebag Darrell, обладавший оригинальным и узнаваемым, что редкость для тяжелой музыки, метал саундом. Основой которого служил трехсот ваттный транзисторный усилитель Randall Warhead.

Именно на нем, а не на Krank Даймбег впервые нашел свой звук, главным секретом которого, возможно был встроенный 9-ти полосный графический эквалайзер. Так же усилитель имел на борту два канала, чистый и овердрайв (на деле зубодробительный хай-гейн), петлю эффектов на задней панели. Кабинет с 4-мя динамика Celestion комплектовался удобными ножками колесиками, что очень актуально, в изнурительных концертных турах.

Преимущества Randall Warhead:

  • Мощный сухой перегруз, с подчеркнутым верхом, идеален для thrash metal
  • Агрессивный дизайн
  • 9-ти полосный параметрический эквалайзер
  • Отсутствие необходимости, замены дорогостоящих ламп, как следствие транзисторной схемы

Гром тяжелых орудий:

Marshall JCM 800

В марте 1981 года компания Marshall представила новый усилитель JCM 800, названный так по номерному знаку машины основателя компании, буквы же в свою очередь, означали его инициалы, Джеймс Чарльз Маршалл. Изначально, усилитель представлял собой логическое продолжение проверенного временем «Super Lead» со слегка измененным дизайном.

Панель управления стала полноразмерной, имела подпись Джима и надпись «JCM 800», передняя сторона была обтянута тканью с белой окантовкой. JCM800 считался «самым горячим усилителем, поскольку в то время, он имел значительно больше гейна, чем другие серийные усилители и в Lead режиме, триод обеспечивал дополнительное усиление для предварительного усилителя, в связи с чем это был лучший усилитель для Heavy metal на тот момент.

Поэтому нет ничего удивительного, что JCM 800 стал любимцем у Slayer, Anthrax, Judas Priest, Iron Maiden и ещё огромного числа метал команд восьмидесятых.

Преимущества Marshall JCM 800:

  • Мощный перегруз с эталонной серединой, классический heavy metal sound
  • Надежность и простота использования
  • Стильный «маршаловский» дизайн
  • Высокая мощность и громкость

Трехмерный звук

Matamp 1224 mkII

Matamp была основана в начале 60-х в Англии. Её основатели Мет Метиас и Тонни Эмерсон черпали вдохновение для своих усилителей не из схем Fender, как большинство в то время, а из Hi-Fi оборудования. Первым успехом для них было сотрудничество Fleetwood Mac, тогда еще под брендом Orange.

Однако, настоящим культом они стали гораздо позже у бесчисленного количества sludge и post-metal команд, которым пришлось по вкусу «трехмерное звучание», которое проникает во все уголки комнаты, занимая собой все пространство, никому, ни до, ни после не удавалось повторить ту монументальную стену звука, что давали усилители Matamp.

На данный момент самым интересным усилителем у компании является 1224 mkII. Это одноканальный усилитель, собранный, как и все Matamp навесным монтажом. Созданный для тех, кто реально хочет заморачиваться со всеми нюансами своего звука.

Преимущества Matamp 1224 mkII:

  • Уникальный характер перегруза, свойственный только Matamp идеальный для sludge metal и post metal
  • Высочайшее качество изготовления
  • Широкие возможности настройки
  • Строгий, но стильный дизайн

Великолепный транзистор:

Roland JC-120 Jazz Chorus

1975 году компания Roland выпускает один из первых полупроводниковых комбо — JC-120. Он становится своеобразной революцией в сфере гитарного усиления, поскольку выглядел и звучал совершенно иначе, по сравнению с тем что было на рынке в то время. Jazz Chorus представлял из себя 60-ти ваттный комбо усилитель с двумя двенадцати дюймовыми динамиками, узнаваемым звуком хоруса, свойственный именно этому усилителю, эффект вибрато с регулируемой глубиной и частотой, пружинным ревербератором, двумя независимыми каналами (чистым и с эффектом) с независимой трехполосной эквализацией, а также стеро разрывом.

В связи с тем, что он имел великолепный чистый и мощный звук, колоссальную прочность и относительно низкую стоимость, по сравнению с наиболее часто используемыми усилителями тех времен нет ничего удивительного, что к началу 80-х годов, он стал очень популярен, особенно среди групп новой волны (Andy Summers (The Police) и пост панк сцены (Robert Smith (The Cure.Siouxsie and the Banshees).

Он так же нашел широкое применение, у игроков фанка и даже суровых металистов, использовавших его для кристально чистого звука, самыми известными из которых являются James Hetfield и Kirk Hammett из Metallica.

Преимущества Roland JC-120 Jazz Chorus:

  • Мощный, но кристально чистый клин, без каких либо искажений, хороший выбор для post-punk
  • Уникальный звук хоруса, свойственный только этому комбо
  • Высокая прочность и надежность

Сделано в России:

Sovtek Mig-60

Да, в России тоже делали отличные усилители, Mig-60 является изрядно переработанным Marshall JCM800, но, по мнению некоторых авторитетных музыкантов, во многом даже лучше прародителя. К примеру, Dean DeLeo из Stone Temple Pilots регулярно использует его в студии. Быть может на такое решение повлияли уникальные схематические разработки или детали советской оборонки или частичная ручная сборка (handwired), но на данный момент Sovtek Mig-60 приобрел культовый статус, особенно он в цене у американских stoner`шиков.

Преимущества Sovtek Mig-60:

  • Жирный перегруз с ярко выраженной серединой, отлично подходит для stoner rock
  • Частичный ручной монтаж
  • Низкая стоимость на вторичном рынке

Папа high gain`а

Soldano SLO-100

Майкл Солдано занимался мелкосерийным производством и модингом гитарных усилителей в Лос-Анджелесе, параллельно развивая свои разработки, одной из которых стал Soldano SLO-100, являвший собой изрядно переработанный японский усилитель Yamaha T-100. Выпущенный в 1987 году, SLO-100 стал мгновенным хитом в среде профессиональных музыкантов.

Существует легенда, что Майкл Солдано ввел термин «high gain» только, для того чтобы предоставить хорошее описание его нового усилителя и это как нельзя лучше его характеризует. Канал перегруза — жемчужина этого усилителя, великолепный сверхчитаемый хай гейн, один раз услышав который вы никогда уже не забудете, однако он обладает так же и великолепным чистым каналом.

Также SLO-100- это великолепные компоненты и никаких компромиссов в качестве конечного продукта. В связи с чем огромное число музыкантов, в число которых входят Lou Reed, Michael Landau, John Fogerty и конечно же Mark Knopfler, отдали свое сердце этому усилителю.

Преимущества SLO-100:

  • Эталонный звук современного high gain`а
  • Высококачественные комплектующие
  • Ручной монтаж
  • Бескомпромиссное качество изготовления

gtars.ru

Что такое гитарный усилитель и какие они бывают

Уже много поговорив про акустические гитары и электрогитары, а также про всё, что с ними связано, настало время поговорить о такой теме, как усилители для гитары. Гитарный усилитель служит для преобразования электрического сигнал с датчиков на гитаре в звук. В данной статье мы обсудим классификацию усилителей, а также общие вопросы, связанные с ними. Далее у нас также будут статьи с более подробным описанием каких-то моделей и их особенности.
Для начала разделим все усилители для электрогитары на три группы: ламповые, транзисторные и смешанные (гибридные).

Ламповые усилители появились в 30-40 годах двадцатого века. Схемы усиления у них основаны на каскадах из ламп. Более подробно про ламповые гитарные усилители вы можете прочитать вот в этой статье. Перед вами как раз вид задней стенки усилителя звука для гитары от фирмы Mesa/Boogie. Лампы здесь хорошо видны.

Эти усилители дорогостоящие, но многие гитаристы выбирают именно их. Даже спустя много лет со времён создания первого такого усилителя они являются эталоном качественного звука с присущей им теплотой и мягкостью лампового звука. Теперь предлагаю послушать пример лампового усилителя.

The Mesa/Boogie Mark V 25

Транзисторные усилители появились с развитием электроники. Громоздкие лампы заменили на небольшие по размеру и более надёжные интегральные схемы. Соответственно размеры и вес усилителей уменьшился. Разброс цен на данные приборы очень обширный и каждый может найти себе подходящий экземпляр. Поэтому транзисторные усилители чаще всего выбирают начинающие гитаристы.

Marshall MG15CF

Смешанные усилители представляют собой инженерные решения, которые сочетают в себе и транзисторную электронику, лампы, а также цифровую обработку сигнала или применение различных электронных эффектов. Это уже довольно современные приборы. Одним из таких аппаратов является VOX Valvetronix VT20+. Ниже представлено демо-видео звучания этого гитарного усилителя.

Теперь нужно разобраться с несколькими важными понятиями. Главными составными частями усилителя для гитары являются преамп, оконечник и кабинет.

Преамп (pre-amp) – это предусилитель.
Оконечник – это уже непосредственно усилитель.
Кабинет – это акустическая система или колонка.

Теперь рассмотрим какие устройства производят из вышеупомянутых частей. Помимо того, что преамп может выступать, как отдельный девайс, существует следующее:

Голова

В этом устройстве сочетаются преамп и оконечник. Акустической системы здесь нет.

Стек

Он представляет собой подключенные между собой голову и кабинет. Это устройство уже является полным набором для правильного усиления и воспроизведения сигнала с электрогитары. Стэки используются на крупных концертных площадках.

Комбик

Комбик или комбоусилитель сочетает в себе все перечисленные выше важные компоненты: преамп, оконечник и акустическую системы. Они компактны по размеру, что делает их популярными среди многих гитаристов. Также гитарные комбики можно использовать для репетиций дома или на репетиционной базе, либо для небольших концертов.

Производство усилителей для гитары

Надеюсь, данная статья помогла Вам разобраться с понятиями, связанными с гитарными усилителями. Далее мы будем продолжать обсуждения этой темы, поэтому следите за новыми статьями!

Советуем также прочитать:

на Ваш сайт.

guitarprofi.ru

Усилитель для бас-гитары своими руками

Усилитель для бас-гитары своими руками — гибридный

Усилитель для бас-гитары своими руками можно изготовить если у вас есть необходимые знания и опыт для этого. В данной публикации рассматривается устройство не очень сложной конструкции, но обладающее замечательным звуком. Представленная здесь схема усилителя мощности для бас-гитары, в частности выходной каскад выполнен на мощных биполярных транзисторах, а предварительный каскад усиления реализован на электровакуумных лампах.

Усилитель для бас-гитары своими руками и его конструкция включает в себя три модуля: предварительный усилитель на триодах, оконечный усилитель, а также источник питания. Разумеется — любому из этих модулей при необходимости можно найти отдельное применение в других устройствах. В представленном варианте усилитель совмещен с комбинированной аудио колонкой, что позволило создать компактную и удобную модель, следовательно, сам усилитель мощности не имеет отдельного корпуса, а встроен в дополнительный бокс акустического кабинета, расположенным немного выше динамика. Характерной оригинальностью отличается блок предварительного усиления звука, а оконечный каскад и источник питания выполнены по стандартной схеме. p>

Модуль преампа

Усилитель мощности для бас-гитары своими руками обладает прекрасным звучанием, в основном благодаря каскаду предварительного усиления, который выполнен на электровакуумных триодах, обеспечивающих чистый, прозрачный звук, помимо этого лампы обладают значительно меньшими шумами, чем транзисторы. Элементарная конструкция аппарата создает условия для удобства в сборке и снижает стоимость всех комплектующих компонентов. Также одним из немаловажных факторов является то, что в схемах выполненных на лампах, отсутствует отрицательная обратная связь, а это существенно увеличивает качество звучания. Еще одно неоспоримое достоинство лампового тракта — это способность плавного вхождения в перегрузку, особенно это значимо для устройств усиления звука работающих в составе с бас-гитарами.

Фактически предварительный усилитель выполнен на одной сдвоенной лампе (VL1). Первая его часть это стандартная схема с общим катодом, не имеющая каких либо особенностей. Без дополнительной нагрузки и с установленной например лампой 12АХ7, коэффициент усиления этого каскада будет находиться в пределах 68. Поэтому лимитирование сигнала по входу не происходит, даже если напряжение питания составляет порядка 200v и подается мощный сигнал гитары. Когда первый каскад нагружен тембро-блоком, усиленный сигнал проходящий через него несколько снижается, происходит это, в следствии большого сопротивления на выходе.

Усилитель для бас-гитары своими руками в оригинальном варианте исполнения была применена лампа 6Н2П-ЕВ. Также прошел тестирование с отличными показателями в особенности при сниженным напряжении питания до 140v двойной триод 6Н23П, в случае если возникнет необходимость установить другие лампы, то изменение схемы делать не нужно. Для нахождения определенного звучания можно использовать лампы 12АХ7 различных версий. Кстати 12АХ7, точно так же как и двойной триода ЕСС83, для которых в канал накала 6.3v напряжение направляется на 9 вывод ламповой панели, а другой провод подается на 4-5 выводы соединенных между собой. В оригинальной схеме ламповый тракт получал питание от 150v, а уже в последствии был усовершенствован и напряжение питания стало 250v. Однако даже на 150v звучание имело высокое качество.

Усилитель мощности звука

Усилитель для бас-гитары собранный своими руками имеет стандартную топологию, чего-то особенного в нем нет. Есть несколько встроенных защит, в частности схема защиты усилителя от превышения входного напряжения. Оригинальная конструкция аппарата была собрана без использования печатной платы, все мощные выходные транзисторы установлены на радиаторе охлаждения, кроме транзисторов дифференциального каскада. VT4 выполняет функцию контролера температуры, поэтому установлен в непосредственной близости от выходных ключей, которые кстати крепятся на теплоотвод через изоляционные прокладки с использованием теплопроводящей пасты КПТ-8.

Остальные электронные элементы входного каскада скомпонованы на беспаечной макетной плате и соединены между собой методом навесного монтажа. Усилитель для бас-гитары своими руками имеет в своей схеме незначительное количество задействованных компонентов, то и сам их монтаж является достаточно легким. Сама монтажная плата крепится на стойках к радиатору в районе выходных ключей. Принцип налаживания усилителя происходит в таком порядке: — подать напряжение питания на схему, но при этом не подключая выходных транзисторов. В случае если все собранно правильно, аппарат без нагрузки будет поднимать звуковой сигнал без каких либо искажений. Затем нужно установить при помощи подстроечного резистора R14 минимальное напряжение смещения в эмитерной цепи предвыходных транзисторов VT5 и VT6 ( в пределах 1v), все это нужно делать без нагрузки.

После этого необходимо подключить выходной каскад и опять же подстроечным резистором R14 установить ток покоя 28-30мА, высокое значение тока давать для работы бас-гитары нет необходимости. При подключенном эквиваленте акустики на небольшом усилении сигнала смотрим, что показывает осциллограф — на синусе не должны наблюдаться искажения типа «ступенька», если все же такое искажение присутствует, то тогда нужно добавить немного значение тока покоя до исчезновения «ступеньки». Представленный здесь усилитель можно свободно заменить на другой, возможно имеющейся у вас или хотите купить в магазине.

Не полярные емкости установленные в схеме — пленочные, рассчитанные на напряжение 100v, а С8 и С12 на 250v выполнены из керамики. Если предполагается использовать аппарат на мощности меньше 100 Вт, то тогда можно уменьшить напряжение питания до ± 35v, а в выходном тракте оставить только два мощных комплементарных транзистора.

Нужно иметь в виду, что данная конструкция выполнена по варианту встроенного усилителя в аудио колонку, а поэтому наружнее коммутационные элементы для акустики отсутствуют, вследствие этого нет и устройства защиты от КЗ в нагрузке. При использовании дополнительной колонки, то нужно будет позаботиться об установки в усилитель модуль защиты. Принцип подачи напряжение питания такой же как и на ламповых усилителях, то есть нажимается клавиша «Power», а когда полностью прогреются лампы, то клавишей «Standby» подсоединяется нагрузка и вся мощность на источник питания.

Трансформаторный блок питания

Силовой трансформатор здесь задействован ТС-180, естественно вторичная его обмотка немного была изменена. В оригинальной схеме, для обеспечения напряжением нити накала лампы имеется отвод на вторичной обмотке. Конечно было бы эффективнее для таких целей намотать специальную обмотку, ну а чтобы вообще все было на профессиональном уровне, то тогда еще нужно встроить выпрямитель, обеспечивающий цепь накала постоянным током. Значение переменного напряжения во вторичной обмотке без нагрузки должно быть 34v, а после выпрямителя ± 50v. Если нужно получить выходную мощность в пределах 200 Вт, то тогда нужно будет подбирать трансформатор мощнее, например: ТС-250 или тороидальный с такой же мощностью.

Динамический излучатель для кабинета был применен низкочастотный динамик размером 380 мм от компании CELESTION. В первоначальном варианте печатные платы не создавались по одной простой причине — аппарат должен быть собран в короткий срок, да и то для личных нужд, а на разработку плат ушло бы больше времени и денежных затрат. Хотя такая конструкция может показаться достаточно примитивной, но звучание произвело хорошее впечатление. Кстати на этом аппарате играли приезжавшие на гастроли знаменитые группы «Аракс» и «Ex-Smokie», это те, у которых гитарист Аллан Силсон.

Вот на фотографии виден корпус с динамиком – это и есть усилитель для бас-гитары сделанный собственными руками, а с гитарой в руках – басист из группы «Ex-Smokie».

Перечень радио компонентов

Скачать Перечень компонентов

usilitelstabo.ru

5 важных составляющих гитарного усилителя

Вступление

Наверное, каждый музыкант, владеющий электрогитарой, задумывался о “своем” звуке – звучании, которое наиболее полно удовлетворяет его индивидуальные потребности. Хотите кристального блюзового звука или плотного рычащего перегруза – многое зависит от выбора усилителя.

В самом начале моего гитарного пути у меня был китайский Stratocaster и Fender Frontman 15W, которые хоть и ловили радио, но я по праву считал себя королем звука своего двора. Моей главной проблемой было то, что выбор оборудования я совершал бездумно, купив первые попавшиеся усилитель и гитару. Постепенно у меня сформировались понятия о звуке, о его характере, тембре, я узнал об эффектах и способах обработки и очень много узнал о радиотехнике – можно сказать, что это и подтолкнуло меня к выбору моей будущей профессии. В данной статье я хочу дать вам базовые знания о гитарных усилителях.

Гитарный усилитель: чем они отличаются?

В целом гитарные усилители мало чем отличаются от обычных промышленных усилителей звука, однако некоторые различия, конечно, существуют. Например, у гитарных усилителей очень большое входное сопротивление (порядка 1 Мом), это сделано для согласования сопротивлений усилителя и инструмента, у которого высокое выходное сопротивление.

Примечание: в некоторых усилителях есть два входа passive и active, предназначенные для пассивных и активных звукоснимателей.

Основное же отличие гитарного усилителя заключается в динамике: если в обычном промышленном аудиоцентре динамики поддерживают полный диапазон слышимых частот (приблизительно от 20Гц до 20кГц), а зачастую и чуть больше (16Гц до 21кГц), тогда как гитарные динамики, например, один из самых популярных – Celestion Vintage 30 – от 70Гц до 5кГц.

1. Гитарный динамик — голосовые связки

Гитарные динамики могут различаться по:

  •  диаметру,
  •  сопротивлению,
  •  мощности
  •  чувствительности.

Общепринятый стандарт диаметра динамика – 12 дюймов. Больший диаметр – 15 дюймов – используется для комбиков и кабинетов для басов.

Часто встречаются динамики меньшего диаметра: 10, 8 и даже 6 дюймов, но они не обеспечивают “взрослого” звучания и не могут обеспечить покрытия всех необходимых частот, хоть и стоят заметно меньше. Зачастую начинающие гитаристы не могут услышать разницы при покупке и ориентируются на более низкую стоимость, но переплата в данном случае вполне оправдана.

Сопротивление динамиков тоже разнится, встречаются модели с сопротивлением 4, 8 или 16 Ом, это делается для согласования выходных сопротивлений усилителя и сопротивления динамика.
Номинальная мощность, указанная производителем показывает лишь максимальную мощность, которую динамик способен выдержать в течение 1-2 секунд, расчетная мощность должна быть на 20-30% меньше максимальной. Обычно она составляет 60 ватт для одного динамика.

Чувствительность, если не вдаваться в физические подробности, это сила звука, которую может выдать динамик при заданной мощности. Чем выше чувствительность, тем меньшую мощность усилителю нужно развить, чтобы получить нужный уровень звука и наоборот, чем ниже чувствительность, тем бóльшую мощность нужно развить усилителю, чтобы получить требуемый уровень. В двух (пяти) словах – чем больше чувствительность, тем лучше.

Строение и виды гитарных усилителей


Гитарные усилители в основном встречаются в двух форматах:

1) Стек
2) Комбоусилитель

Если вам нужен усилитель большой мощности, например, для выступлений, чтобы “раскачать” большое помещение, то, скорее всего, вам понадобится стек, по двум причинам: первое, это то, что усилители большой мощности практически всегда сделаны в формате стека, а во вторых, для этого вам понадобится несколько динамиков,тогда как в комбоусилителях, как правило, один или два. Но всегда есть и исключение из правил. Например — легендарный Fender Twin, о котором мы писали в статье про 12 легендарных усилителей.

Для дома самым оптимальным вариантом будет комбоусилитель малой мощности (до 30 транзисторных и до 5 ламповых ватт). Он сочетает в себе усилитель и динамик в небольшом корпусе и позволяет играть дома не тревожа соседей.

Следует упомянуть о значительной разнице между транзисторными и ламповыми усилителями, о которой написано в этой [ссылка на статью] статье.

Какой усилитель качественный, а какой нет?

Если говорить о качестве усилителя в целом, следует обратить особое внимание на четыре компонента в случае с ламповым усилителем и всего на два в случае с транзисторным.

2. Трансформатор — большая и тяжелая вещь

Для лампового усилителя в первую очередь внимание следует уделить трансформаторам. Обычно их два: входной и выходной. Самую значительную роль в формировании звука усилителя играет выходной трансформатор. Именно его качество “делает” около 60% всей “работы”. Трансформаторы согласуют напряжение между сетью из вашей розетки и усилителем (входной) и между выходным каскадом усилителя и динамиками (выходной). Отсюда и их названия.

3. Усилительные лампы. Тот самый тёплый ламповый…

Далее по иерархии идут лампы – электровакуумные приборы, увеличивающие мощность сигнала гитары, грубо говоря, они повторяют слабый сигнал, выходящий из вашей гитары, но увеличивают его мощность до таких масштабов, что он может “раскачать” кабинет или динамик. На сегодняшний день осталось немного стран, которые продолжают выпускать усилительные лампы (Чехия, Россия, США), так как транзисторы вытеснили их почти во всех технических сферах, но в музыкальной индустрии наибольшую ценность имеют именно ламповые приборы из-за особенностей лампового усиления. Дело в том, что в процессе усиления в звук привносятся посторонние включения – гармоники. Они бывают четные (благоприятные для слуха) и нечетные (неблагоприятные для слуха). В ламповых усилителях преобладают четные гармоники, именно поэтому ламповый звук считается таким “теплым” и ценится больше, чем транзисторный, в котором преобладают нечетные гармоники.

Примечание: при использовании внешних эффектов, в частности distortion и overdrive, в которых используются транзисторы, можно наблюдать очень интересный результат: при совместной работе с транзисторным усилителем в звуке будет много “песка”, зато при работе с ламповым усилителем ситуация может кардинально поменяться в лучшую сторону. Дело в том, что лампы притупят звучание нечетных частот в педали и “оголят” четные частоты, которые имеют благоприятное звучание. Транзисторное усиление лишь усилит нечетные частоты, ухудшая звук.

4. Конденсаторы — маленькие но полезные

Во всех типах усилителей имеют значения конденсаторы. Их качество так же влияет на качество звука. В целом считается, что для звуковых приборов лучше подходят бумажные конденсаторы, пропитанные минеральным маслом. Конденсаторы так же бывают пленочными, слюдяными, керамическими и т.д.

5. Корпус — закрытый или открытый

И последний компонент, который формирует звук – корпус комбоусилителя или кабинета. В основном они бывают двух типов – открытый и закрытый. В корпусах открытого типа отсутствует целиком или частично задняя стенка. Их преимущество заключается в том, что в целом они звучат громче, так как, в отличие от корпусов закрытого типа, не препятствуют свободному ходу носителя звука – воздуха – и он не мешает диффузору динамика.

Так же они весят меньше и имеют полость, в которой можно переносить различные мелочи – кабели и мелкие предметы. В свою очередь усилители с корпусом закрытого типа лучше передают низкие частоты и имеют более высокое звуковое давление перед ними.

Дополнительные аксессуары. Что ещё нужно?

Помимо педалей эффектов, процессоров и прочих гитарных радостей, для усилителей есть еще несколько аксессуаров, которые есть далеко не у каждого, но о которых нужно знать.

Подставка под комбоусилитель или кабинет


Как известно, когда комбик просто стоит на полу, немного лучше передаются низкие частоты за счет непосредственного контакта с полом, но и звук в этом случае направлен в ноги музыканта. Ему самому звук кажется тихим, в то время как близкосидящим слушателям он будет казаться нормальным или даже громким. А так же бывает так, что низкие частоты из усилителя передаются по конструкции, например, в соседнюю квартиру, чем ваши соседи, скорее всего, довольны не будут. Для устранения этих эффектов используют подставку(рис.8) – с ее помощью звук направляют в уши музыканта и исключают прямой контакт с полом.

Чехол для усилителя

Музыкантам с активной концертной деятельностью не всегда приходится носить свой аппарат с собой, потому что практически всегда усилитель имеется на месте выступления. Но иногда его качество оставляет желать лучшего, в нем может не хватать каких-нибудь функции, нужных музыканту или он сам может оказаться принципиальным человеком, который привык играть в “свое” и категорически не хочет играть в другие усилители.

Согласитесь, что нести с собой довольно хрупкий усилитель, вес которого может доходить до нескольких десятков килограмм, может быть не только неудобно, но даже и опасно для него, ведь его можно случайно уронить или повредить другим образом. В этом случае вас выручит кейс или чехол для усилителя. Они бывают двух видов, причем оба вида могут встречаться с колесиками и дополнительными ручками для перевозки: Жесткие и Мягкие (пример на изображениях, догадаться где какой не составляет труда).

Мягкие чехлы гораздо меньше весят и предназначены, в основном, для ручной переноски, а твердые кейсы служат для перевозки или даже перелета на большие расстояния, где гораздо больше шансов повредить аппарат.

Есть много крупных и мелких компаний, которые занимаются изготовлением чехлов для усилителей, бывает даже, что их можно купить у самого производителя устройства, например, отечественная компания AMT предлагает мягкий чехол для своего транзисторного усилителя Stonehead, а компания Yerasov предлагает специально разработанный для усилителя этой же компании жесткий кейс.

Обычно тем, кто играет в небольшой усилитель дома, чехол для усилителя совершенно ни к чему, но если вы планируете часто перевозить или переносить свой аппарат, то я рекомендую заранее озаботиться вопросом его приобретения.

gtars.ru

Транзисторный гитарный усилитель мощности (rus)

Всё украдено до нас…(х/ф «Операция Ы»)

Возвращение к истокам бывает порой чрезвычайно полезным. Более того,  простота и изящность некоторых старых схем нередко просто завораживает. И,  смотря на нагромождение транзисторов в усилителях наших дней, невольно закрадывается мысль – а оно надо? Особенно назойливо такая мысль возникает в контексте гитарного усиления, которое, как известно, обладает выраженной спецификой: гитаристам плевать на коэффициент гармоник, на демпинг-фактор, на сверхширокую полосу частот. Типичный ламповый гитарный двухтактник, например, при мощностях, близким к максимальным, имеет до 10% и более гармонических искажений, полосу частот в лучшем случае до 20кГц. А уж демпфирование порой вообще настолько мизерно, что усилитель предлагает динамической головке самой болтаться в своих резонансах, мало вмешиваясь в этот музыкальный процесс. А ведь старые транзисторные схемы, при всей их примитивности и неидеальности, тоже прекрасно вписываются в общую концепцию гитарного звука, и после яркого осознания этого факта был «разработан» 100-ваттный вариант усилителя на пяти широко распространенных транзисторах по схемотехнике 40-летней давности.

В основу схемы лег усилитель из [1]. Анализ схемы позволил сделать вывод, что она прекрасно должна справляться с усилением и гитарного сигнала с учетом всех характерных особенностей гитарного тракта.

Выходная мощность 100Вт (при Кг 10% и отсутствии ограничения по питанию) на нагрузке 8 Ом обеспечивается однополярным напряжением питания +85 В (2А).

Для получения высокого входного сопротивления (1МОм) входной каскад выполнен на полевом транзисторе Т1. Включение Т2 по схеме с общей базой устранило эффект Миллера, уменьшив входную динамическую ёмкость каскада на Т1 и, главное, расширило диапазон питания каскадов Т1-Т2. Основное усиление осуществляет каскад на транзисторе Т3 нагруженный на источник тока R7,R8,С3 по схеме следящей связи. Кроме того, резистор R8 совместно с резистором R6 образует общую ООС. На транзисторах Т4,Т5 собран двухтактный эмиттерный повторитель. Ток покоя повторителя составляет 150-200мА (класс АВ), что при нагрузке 8 Ом исключает отсечку тока и искажения, свойственные классу В. Для увеличения выходного сопротивления в усилитель введена токовая обратная связь через нагрузку и резистор R9. С увеличением номинала этого резистора увеличивается и выходное сопротивление усилителя. Цепь С2,R4 выполняет функцию, аналогичную цепи Presence в ламповых усилителях. В связи с тем, что найти низкоомный переменный резистор на 22..47Ом проблематично, R4 выбран по вкусу и цепь выполнена нерегулируемой. При желании возможна реализация ступенчатой регулировки.

Литература:

  1. Радио, 1976 №3, С 41-42.

 

© AMT Electronics

©  Victor Kampf

05.06.2012

 


media.amtelectronics.com