Унч на 6ф5п манакова – Ламповый усилитель на 6Ф3П или 6Ф5П и трансформаторах ТН

Ламповый усилитель начального уровня на 6Ф3П, 6Ф5П

Давно планировал собрать усилитель на лампах. Много о них пишут, много хвалят.
Общался с жителями городка, которые уже имеют опыт в лампостроении. Все-таки решился.

Окончательный выбор помог сделать Влад Пронин и я остановился на схеме Анатолия Манакова с 6Ф3П

Схема с автоматическим смещением

Схема с фиксированным смещением. Рисовал кому-то вроде как сам автор.

Начал работу с корпуса. Процесс заметно сдвинулся как только раздобыл силовой транс ТАН-29. Было принято решение прослушать один канал на макете. Хотелось побыстрее услышать чудо-звук.

На макетную сборку ушло немного времени. Комплектующие были не из лучших – лампа б/у, девственный ТВЗ-1-9, в выпрямителе диодная сборка FR207. Дроссель электронный, по схеме В. Пронина. Смещение автоматическое. Межкаскадный конденсатор — К73-17. Акустика – 35АС-16.
Заработало все сразу. Звук очень понравился, особенно середина и высокие. Мелодичность на высоте.
Следующий шаг – фиксированное смещение. Немного наломал дров, попутал полярность смещения. За эту ошибку расплатился жизнью электролит и подстроечник. Ошибку узрел, исправил – заработало. Звук куда более впечатляющий. Увеличилась динамика, глубина сцены.
Играем детальками. Опробовал ультрабыстрые диоды. В распоряжении было несколько типов. Результат противоположный тому, что было в микросхемных усилителях. Вернул назад сборку FR207. Сильно влияют на качество звука катодные конденсаторы, они должны быть лучшими. В выходных трансформаторах намотал параллельную вторичку. В зазор поставил кальку и проварил трансы в парафине, горячими их зажал в тисках до полного остывания. С доработанным трансом усилителю легче стало работать.
После доработки трансов занялся размещением усилителя в корпусе.

Вычитал, что А.Манаков слушает этот усилитель без конденсатора в первом катоде. Пишет, что в таком варианте теряется усиление, но увеличивается глубина сцены. Сразу полез в подвал агрегата и откинул этот электролитик.
ВАУ!!! Усилитель задышал полной грудью. Очень красивый звук.
Выводы
Время потрачено не зря. Звук отличается высокой динамикой, детальностью. Высокие воздушные, бас четкий без бубнения. Мощность ламповых 2,5 Вт воспринимается как 6-7 Вт полупроводниковых. С моими АС35-16 усилитель вполне справляется. Я очень доволен результатом.

Михаил (Lektor)

Украина, Александрия

Живу на Украине, в городе с прекрасным названием — Александрия. Когда первый раз взял в руки паяльник не помню. Помню, что с отцом спаяли детекторный приемник. Потом был приемник на одном транзисторе, потом на двух.
Интерес постепенно перешел в сторону звукотехники, чем продолжаю увлекаться. Отдаю предпочтение конструкциям на лампах.
В данный момент работаю управляющим магазином немузыкального инструмента. Продаем всякую всячину от отверток до бензопил.
Лет пять работал в области полиграфии. Занимался дизайном и допечатной подготовкой.

 

datagor.ru

«Первинец» (6Ф5П) Корпус для лампового увесилителя.

И снова здравствуйте! После длительного отсутствия таки накопилось у меня что сказать дорогому дневничку … хотя терзали сомнения стоит ли писать этот пост, или же можно заапгрейдить предыдущий, ибо речь в нем пойдет об корпусе для усилителя на 6ф5п —  в прошлом посте я для него импульсник рожал. Изначально думал добавить текста да картинок в предыдущий, но когда посмотрел сколько этих самых картинок нужно добавить (65 штук на секундочку) подумалось что стоит выделить отдельной записью. Единственно … картинок много а времени мало, не знаю смогу ли за раз такой пост одолеть …

Итак 6Ф5П нахуя в смысле зачем и почему «Первинец»… тут такое дело … сентиментален я бываю …. именно с этой схемы началось мое знакомство с ламповыми усилителями. Схема от уважаемого мэтра Манакова Анатолия, описана в интернетах стопитсот раз и повторять описание я не буду. Схема стандартная — с автоматическим смещением, единственно в отсутствии 6Ф3П я применил 6Ф5П — в звуке малость проиграл, но в связке с тем «аудиокомплексом» в котором она уже долгие годы проживает — разницу заметить сложно. Схему эту не собирал наверное только ленивый, но при всей своей простоте она прекрасно дает понять, на что способна радиолампа в аудио. После этой схемы были собраны и другие, более серьезные амплиферы, но это был первым и он эксплуатируется практически ежедневно, собственно отдаю ему дань уважения и поэтому упаковываю в корпус — он это заслужил.

Стало быть корпус … как же я на самом деле терпеть ненавижу делать корпуса, вот паять нравиццо а пилить лобзиком да фрезеровать фрезером чёто не очень, но коле собрался с духом, надо делать. Насыплю немного фоток исключительно для архива, ибо фоткать начинал еще с самого первого макета. Удалять их рука не поднялась, а актуальность на нынешний момент они потеряли, остались что называется «на память».

Значится когда-то давно захотелось мне на даче к компу усь прикрутить с маломальски приличным звучанием и чтоб сука-ламповый был. На тот момент уже имелся опыт сборки нескольких ламповых ушников, а вот полноценного уся (пусть и маломощного околокомпового) небыло. Чтож не боги горшки обжигают, давай Максим смелее, выбрал схему — собирай.

В моем случае, построение любого уся начинается с блока питания, ибо я всурьез верую, что усилитель это устройство модулирующее питание … несколько сумбурно сказал, но думаю смыл ясен. От качества блока питания напрямую зависит и качество усилителя вцелом, посему «сложность» блока питания опять же в моем случае, зачастую превышает сложность самого усилителя.

Для этой схемы можно было разыскать какой-нить ТАН и было бы мне счастье, однако ТАНов небыло, а покупать не хотелось, ну скажем пиво я не умею ваврить сам — поэтому его я покупаю, а трансформаторы вроде умею — значит можно не покупать,а сделать, такая вот философия.

Порылся в своем хламовнике и нашел вот таких уродцев:

Есть их у меня … на вскидку ватт 50 габаритной, должны подойти как на накал так и на анодное. Расчеты приводить не буду ибо уже нихера не помню что я там насчитал.

Много позже выяснилось что я таки с ними тогда облажался некисло, ибо считал что на выходе получу постоянку равную 1,41 (корень из двух если точнее) умноженное на переменку. Однако это правило работает в отсутствии токоотбора, при работе на реальную нагрузку имеет смысл взять коэффициент порядка 1,1 -1,2 ибо просадку никто не отменял. А еще напряжение на моей даче зачастую заниженное — короче забегая вперед скажу что усь таки запел, но на гране фола, ибо на выходе вместо 6,3В накала я имел порядка 5,7 —  нижняя разрешенная граница, а по аноду что-то в районе 220В чтоле вместо 300В, собственно говорить о работе в выбраном автором схемы режиме не приходится. Но все это было потом, а сначала я их таки намотал.

Первый макет:

О чудо! Он запел и прямо хорошо, даже с кривым питанием. В этом макете ежели мне память не изменяет стояла 6Ф3П. Вдохновившись успехом, подумалось что надобно бы второй канал родить для стерео, однако тут блять фиаско, 6Ф3П всего одна в загажнике, как впрочем и звуковй трансформатор ТВЗ-1-9, который тоже в единичном экземпляре. Чтож, вспоминая пивную философию, меняю лампы на 6Ф5П согласно схемы (цоколевка с 6Ф3П разная и некоторые номиналы обвязки отличаются) и пробую посчитать выходные трансформаторы на имеющихся донорах.

Помню долго я лоб морщил, ибо намотка выходного трансформатора — цельное искусство и копий в интернетах сломано просто неменянное количество. Помница сначала решил тупо повторить согласно моточным данным ТВЗ-1-9 (с учетом описанной в инете доработки) но для имеющегося в наличии железа. Там выяснилось, что нету у меня провода 0,14, зато 0,18 много … а потом подумалось, что если пропорционально увеличить число витков в первичке и вторичке (оставив коэффициент трансформации тем же) — я ничего не потеряю, а наоборот даже выиграю, ибо Ra первички на более толстом проводе будет меньше, чем на более тонком, что тоже не есть гуд. Вообщем перечитал кучу литературы, пробовал посчитать под имеющийся сердечник и получил следующие данные: 3000 витков первички 0,18мм и 80 витков вторички 0,35мм в 4 слоя. Надо пробовать! Разбираем доноров:

Мотаем:

Собираем:

Проверяем:

3000 первички / 80 вторички = 37,5 коэффициент трансформации
стало быть 220В сетевого / 37,5 = 5,87В против полученных 5,7В что ИМХО очень не дурно. Другое было дурно 🙁 дальше по тексту напишу … но на тот момент все казалось более чем замечательно, от они 2 выходничка:

Начал собирать новый макет уже на 6Ф5П и соответственно новоиспеченных трансах:

Прикинул компоновочку:

Понимаю не идеально — но было это давно и на удивление чисто пело, ни наводок ни фонов небыло. На фотке видно электронный дроссель между питающих трансов и уставшие 6Ф5П — тупо на время механо-сборочных работ.

Собираем дальше:

А дальше наступил пиздец … черт меня дернул вместо одного из свеженамотаных выходничков вкрутить стандартный ТВЗ-1-9 … сказать что мне поплохело — ничего не сказать, мои пели гораздо хуже 🙁 Долго я недоумевал что не так я натворил, опять литература, опять расчеты — и вроде как все правильно, но почему плохо поют?

Собственно поджопник в правильном направлении мне дал Евгений Комиссаров. Дело в том что мотал я так:

1 слой вторички 80 витков 0,35

5 слоев первички по 150 витков 0,18 (750 витков)

1 слой вторички 80 витков 0,35

10 слоев первички по 150 витков 0,18 (1500 витков)

1 слой вторички 80 витков 0,35

5 слоев первички по 150 витков 0,18 (750 витков)

1 слой вторички 80 витков 0,35

Привожу его цитату: «Секционирование бессмысленное. «половинчатыми» делаются Крайние секции, для уменьшения индуктивности рассеивания. В вашем случае «половинчатые» первичные обмотки охвачены полными вторичными. Делая вторичные обмотки снаружи первичных, вы получаете максимально возможную паразитную емкость трансформатора. То есть — ваше секционирование не дает выигрыша по Ls и катастрофическое (наихудшее) с точки зрения емкости.«

Отоно чё Михалыч!! В литературе я об этом не читал. Чё делать? Отступать уже как-то тож не с руки, мотаем новые:


Собственно воотЪ:

С этими товарищами всё заиграло-запело куда лучше. Сравнение с ТВЗ-1-9 какого-либо преимущества не выявило на том я решил угомониться. Усилитиель занял место возле компа на даче и достаточно продолжительное время радовал меня всякими флаками.

Много позже выяснилась проблема с питанием, решению этой проблемы я посвятил предыдущий пост.

Вот теперь представьте сколько времени я убил на этого паршивца (в хорошем смысле) просто разобрать его и выкинуть у меня рука не поднялась, подумалось что логичным завершением эпопеи будет корпус для него. Я прекрасно отдавал себе отчет, что дело это в моем случае будет очень не быстрое, НО! с этим увесилителем уже многое связано, куча опыта получена и я ему чертовски благодарен ибо:
1. практически с него началось мое знакомство с ламповым звуком
2. на нем откатал первый свой импульсный блок питания для лампового уся
3. он верой и правдой работает по сей день:)

Значит корпус будет!

Накидал в 3Д ректоре примерную картинку (фотки картинки если найду позже прикреплю).
Хотелось чего-то олдскульного, но в то же время с некоторой гламурятиной, чтоб взгляд привлекало. Что из этого получилось — увидите далее, а там уже вам судить удалось мне или нет.

Делать корпус планировал из того что есть, опять вспоминаем за пивную философию. А есть в моем царстве хлама невероятное количество остатков ламината, вот из него родимого и будет корпус. Но сначала шасси:

Вот таким вот образом на одной панели ламината смонтирован весь усь:

Дальше нужно было заиметь шаблоны, для чего накидал чертежи и передал их братцу, который мне выпилил эти самые шаблоны на ЧПУ фрезере:

Далее уже с помощью ручного фрезера копирую детали:

И начинаю клеить корпус. Евоное донышко:

Боковые стеночки:

Морда и жопа лица + уже покрашенная накладка для входных и выходных гнёзд и клемм:

Мне подумалось что цвет «под медь» будет очень не дурственно смотреться.
Вид с жопы на собранную накладную панельку:

Здесь что хочется заметить, RCA гнезда вполне приличного качества (удифилам не читать), а вот клеммы под выходные провода — говно еще то! Одну я таки умудрился угробить пока затягивал гайки, тупо обломился кусочек резьбы. Фоткать не стал.

Она же с лица:

Первая примерка:

Вроде все хорошо 🙂

Скрутил/склеил корпус, прошпаклевал:

Загрунтовал:

Можно красить. Вот тут тоже долго лоб морщил, в какой цвет? Хотелось какой-то дерзости,
чтоб и олдскул с ретрой и … не знаю как сказать … Короче решил что нужна смесь двух цветов, хотелось добиться «аккуратной потертости». Сначала выкрасил корпус в сине-зеленый:

Далее надо было изготовить крышку. Цельного куска перфорированного металла нужных размеров у меня не нашлось, пришлось делать из двух частей:

Соединил их посредством пайки — тупо пропаял на стыке кусочки медного провода:

Примерочка:

Вроде все хорошо 🙂 можно красить дальше. Цвет «вишня» + «синезеленый» и разумеется сверху этого винегрета лак:

Осталось смонтировать усь:

Ну и финиш:

Вот как-то так 🙂 Не удалось мне замаскировать стык двух половинок верхней крышки … ну да думаю на этом остановлюсь, вроде не дурно вышло 🙂 на мой вкус разумеется.
Вот так оно поет:

Усе … осилил … капец больше 3х часов по клаве стучал … 🙂

~ FIN ~

grafgray.livejournal.com

Lowcost 6F5P SE tube amplifier. Бюджетный УНЧ на лампе 6Ф5П


Проектом его назвать трудно, потому что был собран из того что было без проекта… Собран для дочки Алисы ( в честь ее приезда домой  на каникулы ).  Она будущий музыкант, учится в классе флейты и качество дешевого музыкального центра ее уже не устраивает.  Одной  недели работы по вечерам хватило чтобы собрать из имеющихся дома деталей хорошего качества УНЧ, а дома оказались такие детали: кенотрон 6Ц4П, две старые б/у лампы 6Ф5П, выходники TW6SE от Аудиоинструмента, сетевой ТАН10, дроссель на 20 Гн от Хаммонд. ТАН10 оказался слабоват, поэтому был добавлен тороидальный 12 Вольт 20 Ватт трансформатор для питания накала 6Ф5П. Шасси из тонкого алюминия – одно удовольствие работать. Что получилось – видно на фото. Характеристики усилителя – чувствительность – 1 В, выходная мощность 1,6 Ватта. Пробовал включать выходную лампу в пентоде ( без обратной связи ), однако TW6SE для этого уже не подходит – мала индуктивность и басы получаются гулкие – а вводить ООС не хотелось.   Звучит очень чисто и детально, как раз то что нужно для музыканта живущего в небольшой комнате – для 12 квадратных метров указанной выходной мощности достаточно.

This entry was tagged Amp, schematic, SE, ламповый усилитель, схема, УНЧ. Bookmark the permalink.

klimanski.com

Одноламповый усилитель В. Борисова на лампе 6Ф5П

   Ниже представлен одноламповый усилитель В. Борисова (Р-3/76) на лампе типа 6Ф5П, в баллоне которой находятся две самостоятельные лампы -триод и пентод с общей нитью накала. Триод используют в каскаде предварительного усиления напряжения, пентод – в каскаде усиления мощности. Чувствительность усилителя 100 мВ. Выходная мощность, измеренная при входном сигнале частотой 1000 Гц, – 1,5 Вт при коэффициенте нелинейных искажений менее 3%. Полоса частот равномерно усиливаемых колебаний 50…20 000 Гц.

   На вход усилителя можно подавать сигнал от пьезоэлектрического звукоснимателя или от других источников сигналов звуковой частоты. Честно говоря, такая схема рекомендована автором для начинающих, однако, в ней налицо все признаки схемотехники High-End, если, конечно, добавить соответствующую технологию. Да и начинать ведь с чего-то нужно.

   Итак, принципиальная схема усилителя приведена на рис.4. Напряжение звуковой частоты поступает на двухгнездную колодку Ш1, параллельно которой включен переменный резистор R1, являющийся регулятором громкости. С движка резистора сигнал подается на управляющую сетку триода Л1а и усиливается им. Чем выше (по схеме) находится движок резистора, тем большее напряжение сигнала на управляющей сетке. Кстати, обозначения на схеме и изображения элементов выполнены в тех стандартах, которые применялись в момент опубликования использованных материалов.

   Для нормальной работы радиолампы на ее управляющую сетку необходимо подать отрицательное по отношению к катоду напряжение смещения. В данном усилителе начальное смещение образуется при прохождении анодного тока через резисторы R3 и R4. Управляющая сетка триода соединена через резистор R1 с “заземленным” проводником и на ней, следовательно, относительно катода действует отрицательное напряжение, равное падению напряжения на катодных резисторах -1,7 В.

   Из-за введения резисторов R3 и R4 между катодом и управляющей сеткой лампы возникает отрицательная обратная связь по переменному току, снижающая усиление каскада. Для ослабления действия этой обратном связи параллельно резистору R3 подключен конденсатор С1.

   Резистор R2 выполняет роль нагрузки анодной цепи триода. Создающееся на нем напряжение усиленного сигнала через разделительный конденсатор С2 подается на управляющую сетку пентода Л1б. Усиленный им сигнал НЧ через выходной трансформатор Тр1 поступает на звуковую катушку электродинамической головки прямого излучения Гр1 и преобразуется ею в звуковые колебания. Резистор R8 и конденсатор С7 этого каскада выполняют такую же функцию, что и аналогичные им детали первого каскада.

   С помощью конденсатора С6 и резистора R6 создается отрицательная обратная связь по переменному току, необходимая для регулирования тембра звука в области высших частот. Чем выше (по схеме) находится движок переменного резистора R6, тем большее напряжение обратной связи поступает на сетку пентода, тем меньше усиление каскада на высших частотах рабочего диапазона. В таких случаях говорят, что высокие частоты усиливаемого сигнала ”срезаются”.

   Резистор R9, соединяющий незаземленный вывод вторичной обмотки выходного трансформатора с резисторами R3, R4, создает вторую цепь отрицательной обратной связи. Охватывая оба каскада, она позволяет получить более равномерное усиление сигналов во всем диапазоне рабочих частот и уменьшить нелинейные искажения.

   Усилитель питается от сети переменного тока напряжением 220 В. Блок питания образуют трансформатор Тр2 и двухполупериодный выпрямитель на диодах Д1-Д4, включенных по мостовой схеме. Пульсации выпрямленного напряжения сглаживаются конденсатором С8. Постоянное напряжение подается на анод пентода Л1б (через обмотку I выходного трансформатора) непосредственно с конденсатора С8, а на экранирующую сетку пентода – через развязывающий фильтр R7C4. Анодное напряжение на первый каскад усилителя подается через дополнительный развязывающий фильтр R5C3. Применение развязывающих фильтров позволяет предотвратить паразитную обратную связь между каскадами через общий источник питания.

   Лампа накаливания Л2, включенная параллельно обмотке III трансформатора, выполняет роль индикатора включения усилителя.

   Для блока питания можно использовать трансформатор мощностью 40-60 Вт любого типа, в том числе и от ламповых приемников или радиол. На обмотке II должно быть переменное напряжение 190-210 В, на накальной обмотке III – 6,3 В. Можно применить и самодельный трансформатор, выполненный на сердечнике Ш22Х40. Для напряжения сети 220 В обмотка I должна содержать 1040 витков провода ПЭВ-1 0,25, обмотка II – 965 витков ПЭВ-1 0,15, обмотка III – 34 витка ПЭВ-1 0,6.

   Выходной трансформатор Tp1 – ТВЗ-2-1 (унифицированный выходной трансформатор звукового канала телевизоров). Его можно заменить трансформатором от любого лампового радиоприемника или телевизора с однотактным выходным каскадом в усилителе НЧ.

   Большая часть постоянных резисторов и электролитические конденсаторы С1 и С7 смонтированы на самодельной монтажной плате, размещенной в подвале шасси возле ламповой панельки. Конденсатор С2 припаян непосредственно к выводам 1 и 9 ламповой панельки (рис. 4), конденсатор С5- к выводам первичной обмотки выходного трансформатора, резисторы R7 и R5 – к выводам положительных обкладок конденсаторов С8, С4 и СЗ. Держатель предохранителя с предохранителем и выключатель питания В1 находятся на задней стенке шасси.

   Не следует забывать, что в цепях питания усилителя действуют достаточно высокие напряжения. Поэтому, приступая к испытанию и налаживанию усилителя, надо быть особенно внимательным и, разумеется, не касаться проводников с повышенным напряжением. При замене деталей или изменениях в монтаже усилитель должен быть отключен от сети.

   После проверки монтажа по принципиальной схеме резистор R9 следует отпаять от резисторов R3 и R4, а конденсатор С6 – от анода пентода. Спустя 40-50 с после включения питания, когда катоды лампы прогреются, в головке должен появиться слабый фон переменного тока, являющийся признаком работоспособности блока питания и выходного каскада усилителя. Если теперь движок переменного резистора R1 поставить в крайнее верхнее (по схеме) положение и коснуться его незаземленного вывода, например, пинцетом, то в головке должен появиться фон переменного тока. Это признак работоспособности усилителя в целом.

   Теперь движок регулятора громкости следует поставить в крайнее нижнее (по схеме) положение, измерить и, если надо, скорректировать режимы работы лампы. Рекомендуемые напряжения па ее электродах, указанные на принципиальной схеме, измерены относительно общего (”заземленного”) проводника питания вольтметром с относительным входным сопротивлением 10 кОм/В. Без ущерба для работы усилителя эти напряжения могут быть больше или меньше на 15…20%. Если измеренные напряжения; значительно завышены, следует ввести между выпрямителем и усилителем дополнительный развязывающий фильтр R10C9 (он показан на рис.4 штриховыми линиями) и подобрать резистором R10 (он должен быть мощностью 1 Вт) требующееся напряжение.

   Напряжение смещения на катоде триода подбирают резистором R3, на катоде пентода – резистором R8. Затем к входу усилителя можно подключить звукосниматель и проиграть грампластинку. Звук должен быть громким и плавно изменяться при вращении ручки переменною резистора R1. При восстановлении соединения резистора R9 с катодной цепью триода громкость звучания головки несколько уменьшится, а качество звука улучшится.

   Если же после подключения резистора R9 появится самовозбуждение усилителя, значит между выходным и входным каскадами возникла положительная обратная связь и усилитель превратился в генератор колебаний НЧ. Чтобы устранить что явление, достаточно поменять местами подключение выводов обмотки II выходного трансформатора.

   После восстановления соединения конденсатора C6 с анодной цепью пентода и проверки плавности регулирования тембра звука переменным резистором R6, налаживание усилителя можно считать законченным.

    Источник: Радиоаматор 1999. 40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет.

nauchebe.net

Мой ламповый SE на 6Ф3П (ECL82) по А. Манакову

Заняться лампами была давняя мечта. Но останавливало изготовление выходных трансформаторов, отсутствие комплектующих и т.п. С появлением новой ветки про ламповый усилитель на сайте, мечта стала материализовываться. Начал общаться с Юрием (ogmetr), получил много дельной информации и советов, спасибо ему. Начались поиски старых телевизоров, как оказалось непростая задача. Все старьё вывезено за ненадобностью на свалку. Но пару штук нашел, разобрал. В дело пошло всё и детали, и корпуса, и металлические уголки, и даже шурупы (они по длине 8-9мм).

Корпуса изготовлены из плотной качественной фанеры шириной 150мм, толщиной 10мм. Я их распилил у мебельщиков по ширине пополам, получились полоски по 70мм. Склеив по размеру, получим корпус высотой 70 мм — то, что нужно. Затем обклеиваем плёнкой под дерево, либо под золото, серебро. Верхняя пластина-дюраль толщиной 2-3мм. Отверстия под панельки ламп сверлил ступенчатым сверлом (Фото 1).

Трансформаторы искал по объявлениям в Сети, так потихоньку закомплектовался. Первоначальную мысль собрать РР усилитель (двухтактный) отбросил, не хватало знаний, опыта, комплектующих. По случаю, через Интернет познакомился с Анатолием Манаковым, живёт от меня в 180 км. Побывал в гостях, послушал музыку на правильном ламповом усилителе, на правильных колонках…

Сделал выбор, делать SE (однотактный) на 6Ф3П А. Манакова. Подкупила простота, высокая повторяемость, недорогая комплектация, хорошие характеристики. Выходная мощность усилителя до 2,5Вт, при КНИ от 0,5 до 1%, при варианте с автосмещением КНИ может возрасти до 2% . АЧХ усилителя от 30Гц до 20-23кГц по уровню -3дБ.

Фото 1.

Предлагается две схемы усилителя, первая – с фиксированным (схема 1), вторая – с автоматическим смещением выходного каскада (схема 2). Первый вариант усилителя делал c фиксированным смещением. Дополнительно поставил в подвале маленький трансформатор 220В-30В (можно ТВК-110 от телевизора). Получился вот такой «гадкий утёнок» (фото 2).

Монтаж выполнил одножильным проводом без изоляции ПЭЛ-0,5мм. Соеденял кратчайшим путем, поэтому монтаж в подвале не очень красив, не то что на транзисторах да печатным способом, хотя от этого не ушел. Собрал на печатке выпрямитель. (Фото 5).


Фото 5.

Переменные сопротивления поставил СП3-30А-68 кОм, два шт., по одному на каждый канал, хотя и есть более качественные ALPS, жаба задавила, приберег на другой усилитель. Раздельная регулировка громкости каждого канала мне нравится больше. Корпуса заземлил потому, что при прикосновении рукой появлялся фон.

Разводку земли производил звездой в одну точку на болт М4,который крепил к верхней панели кусочек луженой жести от консервной банки в виде ромашки. Межкаскадный конденсатор С2, К71-7 0,047 мкФ х 250В, в полистироловом корпусе. На аноде стоит выключатель, включаю после 10-15 минутного прогрева накальных цепей ламп.

При настройке на катоде, нога 8, получилось 1,55в. Ток на 2-й ноге 45мА. Измеряется не на разрыв, а измеряется падение напряжения в точке соединения R7 и С3,затем по закону Ома определяем ток, то есть I=U/R=24В/540 Ом=0,0444мА. У меня так и получилось, на одном канале 24,2В, на другом 23В.

Параллельно катодным электролитам поставил плёночные конденсаторы на 0,01мкф, для устранения фона. В первом варианте был небольшой, во втором — ноль. Проверил синусоидой, на выходе без срезов и искажений, удивительно, давно такого не видал.

После включения был приятно удивлён. Басы упругие, без какого либо бубнения, средние чистые, больше всего поразили верха. Мельчайшие нюансы слышны, скрипка, звон тарелочек – всё звучит бесподобно.

Прослушивал через самодельные колонки на широкополосниках BG-20/8 «Visaton». Об этих громкоговорителях мнения противоречивые и неоднозначные, но мне очень нравятся. R=8 Ом.

Источник CD «Pioneer PD-S507». На выходе усилителя 4Вт, на 8-ми омные – 2Вт. Слушаю в своей комнате 10кв. м на громкости 0,2 — 0,3Вт.

При наличии времени, попробую на своих 4-х омных колонках «Союз 50 АС-012», нужно заниматься передвижкой, перестановкой. Думаю, раскачает без труда.

Если есть вопросы, пожалуйста, задавайте!

Имя героя неизвестно (Rawil)

Местоположение в тайне.

О себе автор ничего не сообщил.

 

datagor.ru

Страничка эмбеддера » Ламповый усилитель на 6ф3п

То не пламя костра жарит, то не солнце высоко взошло, то с дива-колонками теплым ламповым звуком диво-6ф3п-усилитель песнь поет.

В интернете есть куча статей о теплом ламповом звуке. Вот и меня совратили попробовать собрать что-то теплое и ламповое. После недолгих поисков, я решил что оптимальной схемой начинающего аудиофила можно считать схему Манакова на 6ф3п.

Введение

Схема на 6ф3п хорошо известна, вылизана и вообще стала своего рода классикой. Именно по этим причиами я решил ее собрать. Но в отличии от других самодельщиков, я решил делать ее более-менее бескомпромиссно, но, в то-же время, не занимаясь полной аудиофилией типа направленности проводов и конденсаторов по 100$ за штучку.

Итак, было решено. Взять схему Манакова с внешним смещением выходного пентода, выбросить из нее дешевые ТВЗ-трансформаторы и сделать свои, тру-аудиофильские. Так-же было решено отказаться от остатков прошлого – дросселей в питании. Вместо них используются полупроводниковые гираторы. Начитавшись страшилок о влиянии переменных резисторов, решил поставить на громкость позиционный переключатель. Вообщем почти полный фен-шуй )

Данные по этим лампочкам можно найти тут.

Схема

Итак, схема моего варианта.

КТ на схеме – это контрольные точки. Тоесть, напряжение там должно быть номинальное. В качестве конденсатора “подобрать” используется K78-2 0.1мкф/1000в именно он обеспечил лучшее звучание.

Вроде, все просто. Мотаем ТруЪ трансформаторы. Сердечников от ОСМ-0.063 я найти не смог, поэтому решил использовать еще более крутые сердечники от ОСМ-0.1 Рассчитать выходник на этих сердечниках помог Манаков, за что честь ему и хвала. Итак, вот они, намоточные данные

Мотать руками такие трансформаторы – занятие не из веселых, поэтому я соорудил какой-никакой, но все-же намоточный станочек.

 

 

Он хоть и примитивный, но намотку упрощает колоссально. Намотка происходит очень просто – крутим ручку, а рукой подаем провод.

Естественно, при этом легко сбиться в подсчете витков, поэтому я придумал такой нехитрый способ. Мотаем слой до заполнения, потом фотографируем и в фотошопе считаем количество витков на фотографии в большом приближении. Вот пример одной из таких фотографий:

 

 

Провод укладываем виток-к-витку, в качестве изоляции – обычная офисная бумага.

 

Итак, провод который пошел на трансформаторы вместе с не разобранным ОСМ-0.1, половинками магнитопровода от разобранного и микрометром.

 

 

После намотки “варим” трансформатор в парафине на водяной бане порядка часа

 

 

При сборке не забываем о прокладках в магнитопровод и получаются вот такие выходники.

 

 

Из доступных силовых трансформаторов я выбрал ТАН-2.

Теперь собираем блок питания и регулятор смещения. Естественно, это все предварительно долго симулировалось, тестировалось итп. В регулятор смещения нужно бы добавить резистор для плавной регулировки, а то муторно отлавливать миллиметры.

 

То, что получилось:

 

 

Собираем макет

 

Хоть и выглядит он неприглядно, на нем я подобрал лампы, проверил температурные режимы итп.

 

Корпус

И вот тут началась эпопея. Не зря говорят, что радиолюбитель – в первую очередь столяр, а потом уже радиолюбитель.

Итак, моделирую корпус в SolidWorks

 

 

Красиво, да? Месяц возни с лобзиком, шурупами, клеем и шпаклевкой по вечерам и получаем вот такцю цацку:

 

 

Обтягиваем это все ПВХ-пленкой. Просто и красиво, потом монтируем внутрь всю нашу электронику. Естественно, монтаж сигнальных цепей мега-труевый, p2p. Выглядит ужасно, зато минимум утечек. Внутреняя разводка сигнальных цепей – экранированным проводом.

 

 

Собираем и получаем красавца:

 

Почему именно XLR-разьемы? У меня уже есть колонки с такими входами. Те колонки, что стоят у меня понимают полный баланс. Этот-же усилитель балансного сигнала не понимает, поэтому использует только одну составляющую. При не очень длинных кабелях это ни на что не влияет – шума не слышно.

 

Звук

А вот тут вы наверняка ждали восторженных отзывов – мол супер, теплый ламповый звук и все такое. Ничего подобного. Звучит он ну.. эээ… ну просто звучит! Аккустические композиции действительно звучат лучше, плотнее, как-бы ближе, а вот метал становится полной кашей, и это меня очень расстроило.

Не смотря на свои 2.5Вт выходной мощности, усилитель орет довольно громко. На максимальной громкости соседи расстраиваются.

 

Продажа (уже продан)

Не смотря на то, что я потратил кучу времени и денег на этот усилитель, я его не использую. Он стоит на тумбочке и собирает пыль. Поэтому я решил его продать. Сразу скажу, что его, возможно, нужно будет дорабатывать – к примеру, подстроить ту-же самую регулировку смещения (он стоял около года, из-за ошибки в плате, которую я описал выше, регулировка могла уплыть), или вообще сделать автосмещение. Вообщем, это не совсем готовое изделие, а скорее полуфабрикат, несмотря на то, что вполне неплохо работающий.

Так, как это поделка, я продаю его по цене деталей, а не по цене готового изделия.

Итак,

ОСМ-0.1 = 60грн * 2 = 120грн.
ТАН-2 = 50грн
6ф3п = 20грн * 2 = 40грн
XLR = 15грн * 2 = 30грн
Конденсаторы 20*3 = 60грн
Мелочевки (транзисторы, мелкие конденсаторы, галетник, зажимы под провода колонок, столярка) еще на 50грн.  Итого, 350грн

Деньги пойдут на оплату хостинга и на другие интересные проекты.

bsvi.ru

двухкаскадный усилитель на лампе 6Ф5П. CAVR.ru


Рассказать в:

Представляю практическую конструкцию усилителя для воспроизведения звукозаписи. В этом усилителе ЗЧ, как было выше сказано, используется одна комбинированная электронная лампа типа 6Ф5П. В ее баллоне две самостоятельные лампы — триод и пентод. Только нить накала, нагревающая катоды, у них общая. Триод работает в каскаде предварительного усиления напряжения звуковой частоты, пентод — в выходном каскаде усиления мощности. На вход усилителя можно подавать сигнал от пьезокерамического звукоснимателя или от других источников сигналов звуковой частоты. Основные параметры усилителя: чувствительность 100 мВ, выходная мощность 1,5 Вт, полоса рабочих частот от 50 Гц до 18 кГц. Принципиальная схема усилителя показана на (рис. 1). Слева изображена триодная часть лампы Vl,l, справа — пентодная часть V1.2. Цифрами возле электродов обозначены номера выводных штырьков лампы (цоколевка лампы) и гнезд ламповой панели. Сигнал звуковой частоты через разъем X1 подается на переменный резистор R1, являющийся регулятором громкости. С движка этого резистора сигнал поступает на управляющую сетку триода и усиливается им. Чем выше (по схеме) находится движок резистора, тем больше напряжение сигнала на управляющей сетке триода, тем больше усиление. Отрицательное напряжение смещения, несколько закрывающее триод, создается на управляющей сетке автоматически за счет анодного тока, текущего через катодные резисторы R3 и R4. На этих резисторах происходит падение напряжения, пропорциональное силе тока и их общему сопротивлению, в результате чего катод лампы оказывается под некоторым положительным напряжением (в данном случае под напряжение +1,7 В) относительно заземленного проводника источника питания. Управляющая же сетка триода через резистор R1 соединена с заземленным проводником. На ней, следовательно, относительно катода действует отрицательное напряжение смещения, равное падению напряжения на катодных резисторах. Для ослабления действия обратной связи резистор R3 зашунтирован электрическим конденсатором С1.


Рис. 1. Принципиальная схема двухкаскадного усилителя на лампе 6Ф5П.
Резистор R2 выполняет роль нагрузки анодной цепи триода. Создающееся на нем напряжение усиленного сигнала через разделительный конденсатор С2 подается на управляющую сетку пентода. Усиленный им сигнал через выходной трансформатор Т1 подается на звуковую катушку головки В1 и преобразуется ею в звуковые колебания. Резистор R8 и конденсатор С7 этого каскада выполняют такую же функцию, что и аналогичные им детали первого каскада. Конденсатор С6 и переменный резистор R6 создают между анодом и управляющей сеткой пентода отрицательную обратную связь по переменному току, используемую для регулирования тембра звука. Чем выше (по схеме) находится движок резистора, тем большее напряжение обратной связи поступает на сетку пентода, тем меньше усиление каскада на высших частотах рабочего диапазона. Резистор R9, соединяющий незаземленный вывод вторичной обмотки выходного трансформатора с резисторами R3 и R4 катодной цепи триода, создает вторую цепь отрицательной обратной связи. Охватывая оба каскада, она способствует более равномерному усилению сигналов во всем диапазоне рабочих частот и уменьшает нелинейные искажения. Усилитель питается от сети переменного тока напряжением 220 В. Блок питания образуют сетевой трансформатор Т2 и двухполупериодный выпрямитель на диодах V2 — V5, включенных по мостовой схеме. Обмотка I трансформатора — сетевая, обмотка II — выпрямителя, III — обмотка накала подогревателя лампы. Пульсации выпрямленного напряжения сглаживаются конденсатором С8. Постоянное напряжение на анод пентода подается (через первичную обмотку выходного трансформатора) непосредственно с конденсатора С8, а на экранирующую сетку пентода — через развязывающий фильтр R7C4. Анодное напряжение на триод первого каскада подается через дополнительный развязывающий фильтр R5C3. Развязывающие фильтры предотвращают паразитную обратную связь между каскадами через общий источник питания.


Рис. 2. Конструкция усилителя, на П — образном металлическом кожухе.
Лампа накаливания h2, подключенная параллельно накальной обмотке III трансформатора питания, выполняет роль индикатора включения питания усилителя. Возможная конструкция усилителя показана на (рис. 2). Его П — образное шасси согнуто из мягкого дюралюминия толщиной 1,5 мм. Чтобы углы получились ровными, заготовка по линиям сгиба с внутренней стороны прорезана на половину толщины материала. Размеры горизонтальной панели шасси 155 х 135 мм, высота передней и задней стенок 35 мм. Для блока питания можно использовать трансформатор мощностью 40 — 60 Вт любого типа, в том числе и от устаревших на сегодня моделей ламповых приемников или радиол, лишь бы он имел вторичную обмотку, дающую переменное напряжение 200 — 220 В и накальную обмотку на напряжение 6,3 В. Подойдут, например, сетевые трансформаторы радиол «Рекорд — 62», «Рекорд — 66», «Рекорд — 68», «Сириус». Для описываемой конструкции использован трансформатор от старого приемника «Огонек». Можно применить и самодельный трансформатор, выполненный на магнитопроводе сечением 8 — 10 см2 (Ш22 х 40). Для напряжения сети 220 В его обмотка I должна содержать 1040 витков провода ПЭВ — 1 0,2 — 0,25, обмотка II — 965 витков провода ПЭВ — 1 0,12 — 0,15, обмотка III — 34 витка провода ПЭВ — 1 0,6 — 0,8. Диоды V2 — V5 выпрямителя смонтированы на гетинаксовой пластинке, которая укреплена на стойках в подвале шасси под сетевым трансформатором. Выходной трансформатор Т1 типа ТВЗ-2-1, ТВЗ 1-9 (унифицированный выходной трансформатор звукового канала телевизора). Но можно использовать выходной трансформатор от любого лампового приемника или телевизора с одно — тактным выходным каскадом в усилителе звуковой частоты. Конденсаторы С1 и С7 — типа К50 — 6, СЗ, С4 и С8 — К50 — 3 (или К50 — 12), С2 и С5 — БМ, МБМ, С6 — КЛС, КСО. Возможно, конечно применение конденсаторов других типов, но номинальное напряжение конденсаторов С2, СЗ должно быть не ниже 250 В, а конденсаторов С4 и С8 — не ниже 350 В. Переменные резисторы R1 и R6 типа СП — 1, постоянные резисторы — МЛТ. Резистор R8 должен быть на мощность рассеяния не менее 2 В (МЛТ — 2,0) или проволочным. Мощность головки не должна быть меньше 1 Вт. Можно использовать головки 1ГД — 28, 1ГД — 37, 2ГД — 8, 4ГД — 4, 4ГД — 28, 4ГД — 35 и подобные им со звуковой катушкой сопротивлением 4 — 10 Ом. Большая часть постоянных резисторов и электролитические конденсаторы С1 и С7 — смонтированы на самодельной монтажной планке, размещенной в подвале шасси возле ламповой панельки. Схема соединения деталей на ней показана на (рис3, а).

Рис.3. Схема соединения деталей на монтажной плате.
Конденсатор С2 припаян непосредственно к выводам 1 и 9 ламповой панельки, конденсатор С5 — к выводам обмотки I выходного трансформатора, резисторы R8 и R5 — K выводам положительных обкладок конденсаторов С8, С4 и СЗ. Держатель предохранителя — ДПБ, выключатель питания — тумблер ТВ2 — 1 (находятся на задней стенке шасси). Переменные резисторы и разъем X1 (двухгнездная колодка) для подключения звукоснимателя или другого источника сигнала могут быть на передней стенке шасси или смонтированы в виде пульта управления на отдельной дюралюминиевой пластинке (рис. 3,б). Выбор того или иного варианта зависит от внешнего оформления конструкции. На пульте управления может быть индикатор включения питания (лампа h2). Проводники цепей управляющих сеток должны быть экранированными, а их экранирующие оплетки, а также корпуса переменных резисторов и сама пластина пульта надежно соединены с общим заземленным проводником цепей питания. В зависимости от имеющихся деталей конструкцию усилителя и монтаж можно несколько изменить. Но при этом: ламповую панельку и монтажную планку размещайте так, чтобы соединительные проводники цепей анода и управляющих сеток были короткими и не пересекались; сетевой трансформатор и выходной трансформатор располагайте на шасси так, чтобы оси их обмоток были перпендикулярны. Невыполнение этих важнейших правил может привести к самовозбуждению усилителя. Не забывайте, что в цепях усилителя действуют достаточно высокие напряжения. Поэтому, приступая к его испытанию и налаживанию, будьте особенно внимательны и, разумеется, не касайтесь проводников с повышенным напряжением. При замене деталей или изменениях в монтаже, питание усилителя обязательно выключайте. После проверки монтажа по принципиальной схеме (см. рис. 1) резистор R9 отпаяйте от резисторов R3 и R4, а конденсатор С6 — от анода пентода. Это надо сделать для того, чтобы цепи обратных связей временно разорвать. Через 40 — 50 с после включения питания, когда катоды лампы прогреются, в головке должен появиться слабый фон переменного тока, являющийся признаком работоспособности блока питания и выходного каскада. Если теперь движок переменного резистора R1 поставить в крайнее верхнее (по схеме) положение и коснуться его незаземленного вывода, например, пинцетом, то в головке должен появиться громкий, как бы рычащий звук. Это признак работоспособности усилителя в целом. Движок регулятора громкости поставьте в крайнее нижнее (по схеме) положение, измерьте и, если надо, скорректируйте режимы работы лампы. Рекомендуемые напряжения на ее электродах, указанные на принципиальной схеме, измерены относительно заземленного проводника вольтметром постоянного тока с относительным входным сопротивлением 10 кОм/В (вольтметром комбинированного измерительного прибора — тестер). Без ущерба для работы усилителя эти напряжения могут быть больше или меньше на 15 — 20%. Напряжение на катоде триода (смещение на управляющей сетке триода) устанавливайте подбором резистора R3, на катоде пентода — подбором резистора R8. Затем ко входу усилителя подключите линейный выход магнитофона и проиграйте фонограму. Звук должен быть громким и плавно изменяющимся при вращении ручкн переменного резистора R1. При восстановлении соединения резистора R9 с катодной цепью триода громкость звучания головки несколько уменьшится, а качество звука улучшится. Но не исключено, что после восстановления этой цепи усилитель может самовозбудиться. Значит, между выходом и входным каскадом усилителя возникла не отрицательная, а положительная обратная связь. Чтобы ее устранить, надо лишь поменять местами подключение выводов обмотки II выходного трансформатора. После восстановления соединения конденсатора С6 с анодной цепью пентода и проверки плавности регулирования тембра звука переменным резистором R6 налаживание усилителя можно считать законченным. Какие изменения можно внести в этот вариант усилителя звуковой частоты? О возможном изменении его конструкции и монтажа я уже говорил. Сейчас же скажу о возможной замене некоторых деталей. Без ущерба для качества работы усилителя сопротивления всех резисторов и емкости всех конденсаторов могут быть на 15 — 20% больше, или, наоборот, меньше указанных на схеме. Диоды Д226А выпрямителя можно заменить диодами Д7Ж или выпрямительным мостом АВС-80-260. Вместо лампы 6Ф5П в усилителе можно использовать лампу 6ФЗП. Но при этом учесть, что в отличие от лампы 6Ф5П у лампы 6ФЗП анод триода выведен на штырек 9, управляющая сетка триода — на штырек 1, катод триода — на штырек 8, а управляющая сетка и катод пентода — соответственно на штырьки 3 и 2 Придется, кроме того, подобрать сопротивление резистора R8, чтобы на катоде пентода было напряжение 11 — 11,5 В. Вообще же лампу 6Ф5П можно также заменить двумя: 6ЖЗП в первом каскаде и 6П1П — в выходном каскаде. Можно так же исключить обратную связь, если в первом каскаде усилителя оставить местную обратную связь по току (в катоде лампы не ставить электролитический конденсатор), а пентодную часть включить триодом. Примером подобного включения будет служить предложенная ниже схема.



Раздел:
[Конструкции средней сложности]

Сохрани статью в:

Оставь свой комментарий или вопрос:



www.cavr.ru