Усилитель ламповый двухполосный – Любителям лампового звука, схема усилителя на лампах. Компоненты для изготовления, можно ли самому собрать ламповый усилитель.

Двухполосный усилитель мощности | Техника и Программы

 Усилители мощности низких и высоких частот идентичны и выполнены на комплементарных парах транзисторов. Усилитель построен по схеме с гальванической связью и одинаковой глубиной обратной связи как по переменному, так и по постоянному току, которая составляет 20 дБ.

Высокая линейность усилителя достигнута благодаря симметричному построению всех его каскадов и использованию местных отрицательных обратных связей по току. Устойчивость обеспечивается коррекцией АЧХ по опережению и запаз­дыванию.

Все каскады работают в классе А, за исключением мощны транзисторов, которые работают в классе АВ с относительно высоким значением начального тока. Для управления добротностью подвижной системы громкоговорителя в усилителе мощности низких частот введена положительная обратная связь по току нагрузки. Фазочастотная характеристика (без истокового повторителя) практически линейна в диапазоне частот 20…30 000 Гц.

Принципиальная схема усилителя мощности низких частот показана на рис. 6. На входе усилителя мощности включен истоковый повторитель на полевом тран­зисторе VI типа КП302БМ, входное сопротивление которого определяется сопро­тивлением резистора R2 и равно 150 кОм. Второй, третий и четвертый каскады усилителя мощности — дифференциальные, собраны на -транзисторах V4, V5, V7, V8 и У12, V14.

В первых двух каскадах применены интегральные сборки типа К1НТ591Б, содержащие пары транзисторов (со статическими коэффициентами передачи тока, равными 100).

В четвертом каскаде использованы транзисторы типа КТ814В, также подоб­ранные по статическому коэффициенту передачи тока. Стабильность по постоян­ному току достигается построением входного каскада на сдвоенных транзисторах V4 и V5 в одном корпусе.

Во все дифференциальные каскады введены элементы коррекции по опере­жению (С4, С6, R17, С8), обеспечивающие на частоте 500 кГц спад АЧХ не более 5 дБ. Окончательную форму АЧХ определяет цепь коррекции по запаз­дыванию R11C5 в первом дифференциальном каскаде.

Особое внимание должно быть улелено температурной стабильности, так как усилитель критичен к стабильности настройки средней точки по постоянному току. Смещение средней точки (ОВ) на 0,2 В приводит к нарушению устойчи­вости усилителя, т. е. усилитель возбуждается на частоте примерно 500 кГц.

Для повышения температурной стабильности дифференциальные каскады выполнены на интегральной сборке К1НТ591Б в одном корпусе. Резисторы R20 и R28 — проволочные типа СП5-1А.

Рис. 6. Принципиальная схема низкочастотного усилителя мощности

Конденсаторы должны обладать очень малой утечкой по постоянному току. Замена конденсаторов С1, СЗ типа КМ-6 на биполярные электролитические может привести к нарушению устойчивости усилителя.

Рис. 7. Гармонические и интермодуляционные искажения

Транзисторы V16 имеют тепловой контакт с радиаторами выходных тран­зисторов. Радиаторы должны иметь тепловое сопротивление по отношению к внешней среде 0,75 °С/Вт, что обеспечивается большой площадью. Хорошие результаты дает установка транзистора V16 прямо на плате, рядом с радиатором транзисторов V12, V14, V15, V17, V18.

Для повышения коэффициента усиления и стабильности работы усилителя мощности каскады на транзисторах V4, V5 и V7, V8 питаются от источников тока, выполненных на транзисторах V6 и V9.

Транзисторы V13 и V15 выполняют функции динамической нагрузки (токового зеркала) транзисторов третьего дифференциального каскада. Транзисторы V14 этого каскада и V15 токового зеркала имеют общую нагрузку, функции которой выполняют транзисторы V16V18 и резисторы R27R29, R33, R34, поддерживаю­щие постоянным напряжение между базами транзисторов V17 и V18 предоконеч-ного каскада. Иначе говоря, оба эти транзистора управляются симметричным источником тока с низким выходным сопротивлением около 1 кОм.

Рис. 8. Частотные характеристики

Транзисторы V17 и V18 реботают в режиме А, транзисторы V19 и V20 — в режиме АВ при сравнительно большом токе покоя (200 мА).

Элементы R31, С9, СЮ, СИ, R32, С12 защищают усилитель от высокоча­стотных помех в цепях питания. Диоды V21 и V22 предназначены для защиты выходных транзисторов от перенапряжений при индуктивном характере нагрузки.

Напряжение отрицательной обратной связи снимается с резистора .R41 и подается на левый (по схеме) вход первого дифференциального каскада, а напряжение положительной обратной связи — на его правый вход.

Отрицательная обратная связь действует во всем рабочем диапазоне частот, положительная — только на частотах ниже 100 Гц.

Частота раздела усилителей мощности низких и высоких частот 600 Гц в низкочастотном канале обеспечивается емкостью С15, а в высокочастотном канале емкостями С1=1500 пФ и С3=0,022 мкФ.

Элементы положительной обратной связи (С 14, R43R45), а также емкость С15 монтируются только для низкочастотного канала; в высокочастотном емкости С1=1500 пФ, а С5=0,022 мкФ. Резистор R12 в высокочастотном канале 51 кОм, а в низкочастотном — 11 кОм.

Зависимость коэффициентов гармонических и интермодуляционных иска­жений от мощности на различных частотах показана на рис. 7, а АЧХ и ФЧХ — на рис. 8.

Усилитель был испытан на прохождение прямоугольных сигналов, при этом на переходной характеристике колебательный процесс не наблюдался. Длительность фронта сигнала амплитудой 5 В и частотой 500 кГц примерно составляла 0,1 икс.

Переходные процессы, которые вызывают резкие щелчки низкочастотной головки громкоговорителя, при включении усилителя мощности практически отсутствуют. При выходе из строя одного плеча источника питания или усилителя мощности разбаланс напряжения средней точки не превышает 2 В, что исключает необходимость разработки устройства защиты головок громкоговорителя.

Основные технические характеристики двухполосного усилителя мощности.

Номинальный диапазон частот, Гц, при спаде АЧХ на низко­частотной и высокочастотной границах соответственно на 2,5 и

5 дБ ……………………… 10…5-105

Максимальная мощность при сопротивлении нагрузки 8 Ом, Вт……………………… 40

Чувствительность, В ………………. 0,45

Номинальная выходная мощность при сопротивлении нагрузки 8 Ом и коэффициенте гармоник 0,04% в диапазоне частот 20…20 000 Гц, Вт . :……………… 30

Коэффициент интермодуляционных искажений при 30 Вт, % . . 0,04

Относительный уровень шумов в номинальном диапазоне частот, измеренный по линейной характеристике, дБ…….. — 75

Выходное сопротивление без положительной обратной связи, Ом……………………… 0,5

Глубина положительной обратной связи в низкочастотном канале, дБ . . . …………………… 10

Глубина отрицательной обратной связи, дБ:

в низкочастотном канале . . …………. 40

в высокочастотном канале…………… 20

Динамический диапазон, дБ……………. 70

Фазочастотная характеристика линейна в диапазоне частот 20…30 000 Гц, на частоте 100 кГц фазовый сдвиг составляет около 14 °.

nauchebe.net

Ламповый усилитель Tube amplifier | Sergei Klimanski

“http://klimanski.com/?p=1784”> Кризис похоже на то, что закончился. Лето тоже.  Началась работа и пока все мои проекты пришлось отложить в сторону. Но желание сделать и послушать что-то новое не дает покоя и вчера я собрал простенький УНЧ из кита, который я получил по почте из Германии и который заказал на е-Вае  http://www.ebay.com/itm/300762775373?ssPageName=STRK:MEWNX:IT&_trksid=p3984.m1497.l2649#ht_1256wt_1145 у продавца с ником f_booth ( Mike Juraschek ).    Плата включает и блок питания, что очень удобно, и собрал я все за один вечер.  Почему я выбрал этот усилитель ? Много восхищенных отзывов о его звучании.  Есть подробная статья об истории этого усилителя, который был впервые собран в 1997 году Робертом Даниелаком ( Robert Danielak ) http://www.reocities.com/bobdanielak/darling.html .  Или вот еще  вэб-страничка http://www.tubeaudiolab.com/id122.html Существует даже клуб фанов этого усилителя.  Похоже, что я тоже уже присоединился к этому клубу… Мой маленький вклад заключается в том, что вместо 6SL7  я поставил 6Н9С МЭЛЗ. На картинке  видна 6SL7 Philips-JAN, но должен признаться, что с 6Н9С звук более сбалансирован тонально – советская лампа немного приподнимает низы, которых немного не хватает ло этой малютке.  Признаться честно – когда я получил набор по почте, я был несколько огорчен просто смехотворно маленькими габаритами выходного трансформатора, хотя на нем, правда, гордо красуется надпись Telefunken. Она их и спасла – сначала захотелось их сразу опустить в мусорное ведро. Хорошо, что не поторопился. Усилитель, выходники – малютка, игрушка – но звук… Это пение надо слышать. Прозрачное, объемное, детальное и эмоционально окрашенное звучание ( чем-то сходное с пентодами ), с широкополосником Висатон В200 ( как изготовить колонки на этом динамике –  см мой пост http://klimanski.com/?p=263 ) громкость более чем достаточна,  хотя по замерам искажения начинаются с 0.4 Ватта.  Полоса пропускания – на уровне минус 3 дБ от 0дБ ( 0.775В на выходе )  от 65 Гц до 48 КГц без ООС.  Никаких гармоник нет на уровне минус 65 дБ до уровня сигнала где-то 0,8 от максимального, даже второй. По звуку я нечто подобное слышал, когда впервые собрал усилитель на 2А3.  Но  цена, габариты и трудозатраты несравнимы… Так что теперь этот макетик стал настольным в моей спальне ( 18 кв метров ) и ждет упаковки в корпус. До этого уже три года бессменным был  SE на EF806 – EL34 – обе  лампочки тесловские, выходники от James audio – страшно сказать по какой все это цене…  А весь Дарлинг мне обошелся 129 Евро с почтовыми расходами.  Это пока мой рекорд в соотношении цена/качество.  SE  на 6Ф3П по цене будет пониже,  но чистотой звука он не вытягивает.  Вот схема  ( с любезного согласия продавца кита ): На схеме не указано питание накалов –  фактически у сетевого транса две 6.3 вольта обмотки,  от одной через диодный мостик из тех же 1N5408 выпрямленное напряжение идет на 6Н9С, а другая обмотка через удвоитель дает 12.6 вольта для питания накалов обеих 1626.  Хочу обратить внимание на то, что никаких блокировочных конденсаторов на электролитах и диодах нет – это – реальная схема, звуком которой я уже восторгаюсь.  Конечно, со временем  я попробую кенотрон вместо диодов и заблокирую электролиты в катодах.  Спецификация на 1626 –  http://tubedata.itchurch.org/sheets/049/1/1626.pdf .  И нагрузочная линия В общем, весьма рекомендую – Дарлинг – прекрасный музыкальный усилитель для тех, кто любит классику, джаз, вокал, легкую музыку. С хард роком есть проблемки, но от 0,4 ватта требовать много нельзя. Конечно, нужна высокочувствительная акустика,  к счастью, она у меня есть.  И вы можете сделать такую, смотрите мои публикации в разделе ( Categories ) Акустика http://klimanski.com/?cat=15 . Дополнено 4 октября 2012г. Вчера вместо миниатюрных Телефункенов поставил заметно более солидные Transcendar от известной штатовской фирмы с Ra=5K. ( На этих трансформаторах я когда-то собрал чудесно звучащий усилитель ECC81 – 6П7С http://klimanski.com/?p=279 ). Но как это бывало не раз в моих экспериментах со звуком, включение в схему более “габаритного” трансформатора хотя и добавило баса,  но привело к некоторой деградации объема сцены и небольшой потере эмоциональной окраски.   Поэтому я задумал сделать Дарлинг в корпусе – но двухполосным:  одна полоса с лампами и с Телефункеновскими трансформаторами для частот выше 200 Гц, а бас пустить по отдельному каналу усиления ( на полупроводниках ) с выходом на сабвуфер или для подключения к басовому динамику акустики.  Пример пригодной для этого акустики – это ОЯ на широкополосном динамике – смотрите мой пост http://klimanski.com/?p=1212. Однако когда прибор прогрелся, и с американскими трансформаторами он заиграл неплохо. Теперь – упаковка в корпус.  У меня был готовый корпус с двумя панельками под 9-пин ( пинные, пиновые ? :-))), ах да, – штырьковые ! ) лампы. И поэтому был собран предусилитель по типу китайского буффера ( см. пост http://klimanski.com/?p=1304 )  и вот как это выглядит в корпусе.  Из-за того, что корпус подвернулся черный, я назвал  свой усилитель  “Darling in Black”. И схема: Детали – все резисторы 2 Вт металлооксидные купленные в Китае, межкаскадные – К73-16 на 400 В, регуляторы громкости и баланса – обычные китайские потенциометры. Как блокировочный в катоде 1626 я использовал Wima на 63В, блокировочный С9 – китайский красный Audiophiler MKP на 400 V.   Выходные трансформаторы – от американской фирмы Transcendar TT012-OT http://www.transcendar.com/2.html , купленные на е-Вае.  Блок питания стандартный на кенотроне 6Ц5С – его тока в 75 мА вполне достаточно для питания Дарлинга. Был также сделан и опробован бестрансформаторный блок питания ( см http://klimanski.com/?p=1946 ) . С колонками от Chao Дарлинг играет  интересно, живо и очень хорошо сбалансированно тонально.  ЕСС82 от Tungsram оказалась весьма хорошей по звуку, особенно радуют объемные образы.  Чего, кстати, не скажешь про ЕСС802 JJ, которая хотя и дает детальный, тонально сбалансированный звук, но сцена сжимается. Других лампочек пока не пробовал, но есть Телефункен,  Ei, 12AU7 разных брэндов – вариантов много ! Да и ЕСС85 можно было бы поробовать, да, жалко, накал у нее 6.3 Вольта… АЧХ усилителя снят на приставке Villeman PCSGU250 и на уровне минус три дБ усилитель воспроизводит от менее 10Гц  до 54 КГц, причем из-за частотнозависимой ООС усилитель имеет небольшую +3дБ коррекцию в области НЧ с максимумом на 25 Гц. Чувствительность усилителя 1,5 вольта, при этом максимальная выходная мощность на 8 омах получается 1,5 ватта. Но когда играет музыка в комнате в 25 кв метров, громкость даже не могу поставить на максимум – на рукоятке обычно 12 или максимум –  3. Darling in Black  меня очень и очень порадовал своим звуком. Для меня это открытие – после длительного периода пребывания в “пентодной палате” – это первый чисто триодный усилитель, звучание которого мне в самом деле очень нравится ! Дополнено 31 октября 2012 г: забавное совпадение – через 10 дней после выхода в свет этой публикации, после двухлетней паузы снова  заработала ветка на аудиопортале…. Почитайте. http://audioportal.su/showthread.php/3163-Наш-Российский-Darling!/page2 . Дополнено 23 ноября 2012 года.  Сегодня получил по почте заказанную на е-Бае виниловую пластинку Side 1: BORODIN, Symphony N2 in B minor  Side 2: TCHAIKOVSKY, Francesca Da Rimini, Op.32 ; SILVIO VARVISO condusting L’Orchestre de la Suisse Romande. Contour 1968. ( Кто хочет послушать Francesca Da Rimini  – есть на Ютубе, но качество – ютубовское  http://www.youtube.com/watch?v=-neC0564ulI&feature=related ) Давно я не включал свою виниловую вертушку, кстати, с Дарлингом ее еще не слушал вообще.  Напомню, что у меня два Дарлинга – тот который на даче – это Darling in Black с ЕСС82 на раскачке, а дома, где я сейчас и где у меня стоит виниловая вертушка – все еще тот самый макетик что вначале статьи с 6Н9С и немецкими выходными малютками.  Решил заодно еще раз сравнить фонокорректоры от Икон Аудио и мой “самопал” http://klimanski.com/?p=1234 .  К сожалению, по уровню собственного шума мой вариант корректора проиграл. Но вот по объемности образов и по эмоциональности передачи материала – оставил фирменный английский прибор далеко позади. Зато должен сказать, что сама английская виниловая запись – просто великолепная. Я люблю старый винил. Он настоящий.  Попытки же современных записывающих компаний выпускать виниловые переиздания похожи на старание современных строителей сделать подобие средневекого храма при помощи регипса.  Выглядеть издали будет вроде также – но звучать будет все-равно регипсово и как ни крути, все-равно это будет не храм, а подобие современного евроремонтного офиса. Вот также и с винилом. Технологии сегодня другие. И хотя нас убеждают, что они ушли вперед – все-таки при  сравнительном прослушивании старого и нового винила у меня всегда  возникает ощущение, что эти технологии уйдя вперед, все-таки забыли с собой взять что-то важное… На эту тему есть хорошая статья в самом начале ветки на форуме http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=1317.0 И опыт номер два.  Вместо 6Н9С в мой первой вариант Дарлинга ( смотрите фото макета вначале статьи )  поставил 6SN7RCA ( типа, как это уже сделал кто-то из Аудиопортала, см ссылку выше ), не меняя в схеме ничего, то есть по-прежнему – без ООС. Должен сказать, что появилась намного большая детальность в нижнем регистре.   Я переключился с винила на ламповый  FM тюнер Fisher 90-B, там в это время звучал модный шлягер Coldplay Paradize http://www.youtube.com/watch?v=J6ZWlDks0nQ . Этот Дарлинг не перестает меня удивлять ! Каааакой бас !!  Опять пялюсь на крошечные телефункеновские выходные трансформаторы.  Un-be-lie-veble ! Тут снова позволю себе небольшое отступление – общее рассуждение. Нечто подобное с басом я уже наблюдал, когда сделал 1 вт макетик на 6Ф5П ( в триоде ) + ТВЗ1-9, тогда выходная часть 6Ф5П была тоже с автоматическим смещением. Тогда этот 1 Вт дохлик меня поразил ооочень глубоким басом, который исходил от не очень подходящих для такого микроусилителя колонок Магнат 709. И как потом я не пытался “улучшить” звучание 6Ф5П переводя ее в фиксированное смещение, такого баса я так уже и не получил, хотя по приборам разницы небыло. Вывод ? Автоматическое смещение – это не так уж плохо, и часто попытка его “улучшить” приводит к обратным результатам. О моих дальнейших экспериментах с Дарлингом смотрите более позднюю публикацию http://klimanski.com/?p=2251 . ***************************************************************************************************

klimanski.com

Двухполосный усилитель — полная и подробная информация

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Двухполосный усилитель

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио — аппаратуры:

     

  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.

 

Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

  • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
  • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
  • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто — чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов — 0,1%.
  • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
  • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

Следует помнить: изготовление качественных усилителей — трудоемкий и высокотехнологичный процесс, соответственно, слишком низкая цена при достойных характеристиках должна Вас насторожить.

 
Классификация

Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный — своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.

Важно: первичное преобразование и обработка сигнала происходит именно в предварительных усилителях.

  • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
  • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы — А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.

Внимание: изучение технических составляющих покупки, конечно, необходимо, но зачастую решающим фактором является элементарное прослушивание аппаратуры по принципу звучит-не звучит.

 
Применение

Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

  1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi — fi.
  2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
  3. В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  4. В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот — от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.

Таким образом, чтобы долгое время наслаждаться чистым и качественным звуком, целесообразно заранее изучить все многообразие предложений и подобрать вариант аудио аппаратуры, максимально отвечающий Вашим запросам.

 

all-audio.pro