Усилители мощности звука ламповый – Любителям лампового звука, схема усилителя на лампах. Компоненты для изготовления, можно ли самому собрать ламповый усилитель.

cxema.org — Самый качественный усилитель звука

Самый качественный усилитель звука


Высокое входное сопротивление и неглубокая ОС — основной секрет теплого лампового звучания. Ни для кого не секрет, что именно на лампах реализуются самые высококачественные и дорогие усилители, которые относятся к разряду HI-End. Давайте поймем, что такое качественный усилитель? Качественным имеет право называться тот усилитель мощности НЧ, который полностью повторяет форму входного сигнала на выходе, не искажая его, разумеется выходной сигнал уже усиленный. В сети можно встретить несколько схем действительно высококачественных усилителей, которые имеют право относится к разряду HI-End и совсем не обязательна ламповая схематика. Для получения максимального качества, нужен усилитель, выходной каскад которого работает в чистом классе А. Максимальная линейность схемы дает минимальное кол-во искажений на выходе, поэтому в строении высококачественных усилителей особое внимание уделяется именно этому фактору. Ламповые схемы хороши, но не всегда доступны даже для самостоятельной сборки, а промышленные ламповые УМЗЧ от брендовых производителей стоят от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч долларов США — такая цена уж точно не по карману многим.

Возникает вопрос — можно ли аналогичных результатов добиться от транзисторных схем ? ответ будет в конце статьи.


Линейных и сверхлинейных схем усилителей мощности НЧ достаточно много, но схему, которая будет сегодня рассмотрена является ультралинейной схемой высокого качества, которая реализована всего на 4-х транзисторах. Схема была создана в далеком 1969 году, британским инженером-звуковиком Джоном Линсли-Худом (John Linsley-Hood). Автор является создателем еще нескольких высококачественных схем, в частности класса А. Некоторые знатоки называют этот усилитель самым качественным среди транзисторных УНЧ и я в этом убедился еще год назад.


Первая версия такого усилителя была представлена на нашем сайте. Удачная попытка реализации схемы заставила создать двухканальный УНЧ по этой же схеме, собрать все в корпусе и использовать для личных нужд.


Особенности схемы


Не смотря на простоту, схема имеет несколько особенностей. Правильный режим работы может нарушиться из-за неправильной разводки платы, неудачного расположения компонентов, неправильное питание и т.п..

Именно питание — особо важный фактор — крайне не советую питать данный усилитель от всевозможных блоков питания, оптимальный вариант аккумулятор или блок питания с параллельно включенным аккумулятором.

Мощность усилителя составляет 10 ватт с питанием 16 Вольт на нагрузку 4 Ом. Саму схему можно приспособить для головок 4, 8 и 16 Ом.

Мною была создана стереофоническая версия усилителя, оба канала расположены на одной плате.




 Поскольку оригинальных транзисторов схемы не удалось найти, пришлось использовать аналоги. Вся база — отечественная. Первый транзистор (где собственно формируется звук) поставил германиевый, на слух он звучит лучше. Можно использовать любые П-Н-П германиевые транзисторы малой мощности МП25 и ему подобные. Транзистор при желании можно заменить на КТ361 или не менее шумные.


Второй — предназначен для раскачки выходного каскада, поставил КТ801 (раздобыл достаточно трудно.

В самом выходном каскаде поставил мощные биполярные ключи обратной проводимости — КТ803 именно с ними получил несомненно высокое качество звучание, хотя экспериментировал со многими транзисторами — КТ805, 819 , 808, даже поставил мощные составные — КТ827, с ним мощность на много выше, но звук не сравниться с КТ803, хотя это лишь мое субъективное мнение.


Входной конденсатор с емкостью 0,1-0,33мкФ, нужно использовать пленочные конденсаторы с минимальной утечкой, желательно от известных производителей, тоже самое и с выходным электролитическим конденсатором.

Если схема рассчитана под нагрузку 4 Ом, то не стоит повышать напряжение питания выше 16-18 Вольт.

Звуковой регулятор решил не поставить, он в свою очередь тоже оказывает влияние на звук, но параллельно входу и минусу желательно поставить резистор 47к.

Сама плата — макетная. С платой пришлось долго повозиться, поскольку линии дорожек тоже оказывали некое влияние на качество звука в целом. Этот усилитель имеет очень широкий диапазон воспроизводимых частот, от 30 Гц до 1мГц.


Настройка — проще простого. Для этого нужно переменным резистором добиться половины питающего напряжения на выходе. Для более точной настройки стоит использовать многооборотный переменный резистор. Один шуп мультиметра присоединяем с минусом питания, другой ставим к линии выхода, т.е к плюсу электролита на выходе, таким образом, медленно вращая переменник добиваемся половины питания на выходе.


Ток покоя усилителя составляет 0,5-0,7А и это вполне нормально для класса А. КПД схемы — не более 25%, вся основная мощность источника питания превращается в ненужное тепло, которое выделяется транзисторами выходного каскада, поэтому им нужно интенсивное охлаждение, возможно понадобиться и кулер.

Все электролитические конденсаторы подбираются на 25 Вольт, хотя можно и на 16.


О звучании.


Ну, что тут сказать, чище звука еще не слышал, даже от некоторых ламповых усилителей, максимальная детальность каждой ноты, кажется, что играет живой оркестр, божественно чистый — и этим все сказано. Однозначно, эта схема может звучать лучше, чем многие ламповые усилители. Без подачи сигнала на вход из акустики нет никаких писков и шумов, даже очень тихих, а любой известный мне усилитель не способен на такой. Сравнивал звук с LM1875, с тда 2030, даже с STK412-010 и схемой ланзара — линсли худ на много лучше и чище.




В дальнейшем планируется собрать стильный корпус для этого усилителя, но об этом в другой раз.


Печатная плата




С уважением — АКА КАСЬЯН


 

  • < Назад
  • Вперёд >

vip-cxema.org

Уникальный ламповый усилитель класса «Д» без трасформатора / DIYtimes

Хотелось бы уделить немного внимания ламповым усилителям. Расскажу о УМЗЧ класса D, которая удивляет оригинальной конструкцией своей схемотехники. Коснусь доступных DIY наборов, которые можно купить и приведу примеры сравнения цен. Начнем.

Ламповый усилитель Futterman h4 OTL, трансформатор — лишнее

Вернемся в старый добрый 1954 год. В то время, проживая в Нью-Йорке, изобретатель-любитель Julius Futterman разработал оригинальную схему лампового усилителя УМЗЧ которая получила название Futterman h4 OTL. Особенность конструкции заключалась в отсутствии выходного трансформатора.

В схеме усилителя Футтермана катодный резистор фазоинвертора соединялся не с землей, а с выходом усилителя. 100%-ная ООС катодного повторителя компенсировалась 100%-ной ПОС через катодный резистор фазоинвертора. Интересно, что уникальную для того времени (и высоко оцененную потомками) схему разработал не профессиональный инженер, а радиолюбитель-самоучка.

Данная схема в то время оказалась весьма востребованной т.к. треть от стоимости лампового усилителя составлял выходной трансформатор ведь его изготовление, в большинстве случаев, было связано с ручным трудом.

Отказ от выходного трансформатора сделало схему востребованной на рынке, себестоимость устройства значительно снизилась. В то время такие усилители продавали по $190. В пересчет на наши деньги — $1700. Так же, из-за особенности схемы, была устранена проблема излишней «теплоты» окраски звука лампового усилителя.

Характеристики нового усилителя для того времени казались удивительными:

  • Коэффициент гармоники: 0,1%
  • Выходное сопротивление: 0,6Ом
  • Воспроизводимые частоты: 7Гц — 55кГц
  • RMS: 90Вт
  • IMD: 0,1 % (1Вт, 1Ом)

Интересный факт, что считаются лучшим вариантом колонок для воспроизведения музыки с усилителя Futterman h4 OTL являются акустические колонки Quad ESL 57, которые производились в лохматом 1957 году.

Патент на усилитель был получен в 1961. Лицензия на производство была продана американским компаниям, которые продавали его до 1970-ых значительно дороже оригинала. До 70-ых Футтерман занимался усовершенствованием схемы усилителей. После его смерти в 1984 году был выпущен последний усилитель в разработке которого он принимал участие. Стоимость такого усилителя была невероятной — $12 000 (в пересчете на наши деньги — $26 000).По сей день последователи Футтермана делают вариации на основе оригинальных разработок. Одна из последних — схема Андреа Циуффоли:

Heathkit amps DIY усилитель меломана который можно купить

Компания Heathkit очень известна в кругах DIY любителей электроники. Начиная с 1947 года она выпускает комплекты для сборки электронных устройств. Купить их можно и по сей день потратив время только на удовольствие от сборки без утомительных поисков радиодеталей.

Пик популярности Heathkit пал на 1960-е года, когда за сравнительно небольшие деньги можно было купить ламповый усилитель звука от Heathkit, в то же время рыночная цена качественных усилителей звука выросла на столько, что купить их мог лишь очень обеспеченный человек.

Компания предлагала полный набор компонентов для сборки DIY усилителя. Несмотря на любовь гитаристов к теплому звучанию ламповых усилителей — чаще покупали транзисторные схемы для сборки т.к. они уступали в цене ламповым, что являлось плюсом для начинающих музыкантов.

Все продаваемы усилители Heathkit вполне соответствовали усилителям Hi-fi класса, а гитарное комбо могло потягаться с знаменитыми Fender, VOX. В тоже время была широкая линейка моделей, которая предлагала разные наборы компонентов под разные требования. Какие-то имели большую мощность, какие-то больше каналов усиления. Всегда можно было выбрать свой.

Усилители класса «Д», искажения и качество звука

Легендами среди усилителей УМЗЧ являются усилители класса «Д». Первый образцы были разработаны в 1950-ых годах двумя инженерами: Дмитрием Васильевичем и Алекесем Ривзовым, но успех к их разработкам пришел не сразу.

На закате ламповой эры пришли на смену транзисторы и они задали новые требования к устройствам, но потенциал ламповых усилителей класса «Д» остался не преодолен вплоть до 1980-ых годов.
Обстановка изменилась с появлением МДП-транзисторов. Новые транзисторы позволили в усилителях класса «Д» достичь более высокий КПД из-за их крайне малого сопротивления в открытом состоянии. Их эффективность составляла до 95%. Ламповые не могли этим похвастаться.

Невероятные характеристики усилителей класса «Д» того времени так и не получили той популярности, которой были достойны. Виной тому стали неудачные конструкции первых моделей, который закрепили неудачную репутацию за хорошей концепцией.

Но класс «Д» все-таки не идеален. У него есть ряд проблем к которым относятся нелинейные искажения. Нелинейность задающего генератора сигнала, нелинейность выходных катушек, нелинейность мертвого времени между верхними и нижними плечами усиления. Но эти усилители открыли новый мир, мир когда есть звук HI-FI класса.

diytimes.ru

Зависимость громкости от мощности: Вся правда о ламповых ваттах / workshop / Jablog.Ru

Доброго всем времени суток! Сегодня хотел бы коснуться темы зависимости громкости усилителя и его мощности.

Кто знает, в чем там фишка, и как одно от другого зависит, тот может, в принципе, дальше не читать. =) Остальным, надеюсь, будет пользительно.

Итак, думаю, надо разбить вопрос на два.

Сначала мы разберемся, так сказать, с азами, а именно зависимостью мощности усилителя, чувствительности динамика и, естественно, громкости.

А вторым номером,, для любознательных пацанов, посмотрим почему «ламповые ватты» звучат громче «транзисторных ватт». Т.е. почему при прочих равных характеристиках ламповый усилитель звучит громче транзисторного.

Мощность + чувствительность = громкость

Да, формула видится именно такой.

Для начала давайте разберемся с понятиями. Что же такое мощность?

Формально, как известно тем, у кого образование несколько выше трех классов и коридора церковно приходской школы, мощность – это мера работы в единицу времени. И зовется сия физическая величина – Ватт. В честь авторитетного товарища Джеймса Ватта (Уатт), жившего в 19-м веке в Шотландии. А авторитет и признание пришли к любознательному пареньку Ватту после того, как он изобрел (а точнее усовершенствовал) паровую машину.

Теперь разберемся с громкостью.

Громкость – это субъективное (sic!) восприятие силы звука, которое, в основном, зависит от звукового давления и частоты звука, а так же от многих и многих параметров, вплоть до того с какой ноги встал субъект воспринимающий звук.

А вот уровень громкости – это относительная величина, численно равная звуковому давлению, создаваемому синусоидой с частотой 1кГц, такой же громкости, как и измеряемый звук.

Уровень громкости измеряется в фонах, а звуковое давление — в децибелах.

Последние нас и будут интересовать.

Строго говоря, децибел – величина безразмерная и относительная, предназначенная для измерения отношения всяких «энергетических» величин (мощности, энергии, плотности потока мощности и т. п.). Т.е. дБ предназначены для измерения «соотношения уровней» величин. А величина в дБ — это 10 десятичных логарифмов отношения двух одноименных энергетических величин.

Само название величины децибел восходит к еще одному авторитетному товарищу – Грэму Беллу, изобретателю телефона. А деци – это приставка, означающая 1/10.

В общем, огрубив и приблизив (физики это любят ;)), можно сказать, что громкость характеризуется децибелами по мощности (дБ).

После вышесказанного, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что если у нас есть два усилителя: 50 Ватт и 100 Ватт, то по громкости они отличаются не в два раза.

Отношения мощностей в 2 раза, говорит нам о том, что по громкости усилители отличаются всего на 3 Дб (хотя, опять-таки не совсем так, см. «огрубим и приблизим»). Как переводить разы в децибелы смотрим в Wiki или учебнике по физике.

Кто не хочет париться и понимать, просто запоминаем: громкость и мощность связаны не линейно.

Теперь немного усложним. Добавим второе слагаемое из формулы – чувствительность динамика.

Чувствительность громкоговорителя – это звуковое давление, которое создает громкоговоритель при подаче на него сигнала с определенной энергетической мощностью.

Именно от чувствительности динамика к подводимой к нему мощности зависит звуковое давление, которое мы ощущаем своими барабанными перепонками. Ну, и становится понятно, как же мы «огрубив и приблизив» связали мощность с громкостью.

Простой пример. У первого динамика чувствительность 90 Дб, а у второго 93 Дб. Если вспомнить наши рассуждения про мощность, то легко понять, что первый будет звучать так же громко, как второй, если подвести к нему в 2 раза большую мощность, чем ко второму.

Иными словами, при 100 ваттном усилителе 90 Дб динамик будет звучать так же громко, как второй 93 Дб динамик при подключении к нему 50 Ватт.

Еще не отпала охота гоняться за ваттами? 😉

Конечно, мощность усилителя или комбика позволяет нам косвенно (sic!) судить о громкости, но и только.

Теперь усложним задачку и поговорим, почему же ламповый комбик звучит субъективно громче, чем транзисторный?

Вся правда о «ламповых ваттах»!

А дело тут вот в чем. Ламповый усилитель компрессует сигнал, отчего он кажется громче. Плюс ко всему, если ламповому усилителю не хватает мощности для передачи пика сигнала (атака, обычно это фронт), то он искажает его, компрессуя по амплитуде. Причем искажает не абы как, а красиво. И слушать эти искажения приятно. Так же, при компрессии и усилении лампа обогащает частотный спектр сигнала четными гармониками, которые приятны на слух.

А транзистор?

Он не имеет обыкновения компрессовать сигнал. От того, кстати, большие амплитуды (пики сигнала) при атаке им жестко обрезаются и искажаются. Мало того, что обрезаются (а в лампе компрессуются и весь сигнал проходит), так еще и искажаются! Но, в отличие, от лампы совсем некрасиво и неприятно звучащее, т.к. насыщает звук диссонирующими нечетными гармониками.

Такая вот, эквилибристика.

Именно поэтому транзисторные аппараты стараются сделать с большим запасом по мощности, для того, чтобы не происходило перегрузок. Т.е. если на комбике написано 50 Ватт, то в обычном режиме он играет дай Бог на 25, и использует свой полный потенциал только при перегрузках.

В ламповых же аппаратах такой запас мощности ни к чему, т.к. именно перегруз и компрессия лампового усилителя – это именно тот «труЪ-ламповый» звук. Потому-то 25 ваттный ламповый аппарат может звучать громче 50 ваттного транзисторного комбика.

Такая вот суровая правда…

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что при определении громкости звучания комбика нужно руководствоваться основными тремя факторами:

1. Лампа или транзистор;

2. Чувствительность динамика;

3. Мощность.

Как-то так… Есть вопросы – пишите, что-то непонятно написано – обратно в камменты. Цель сей статьи, чтобы всем было понятно. =) Если что-то где-то непонятно, пишите, поправим.

jablog.ru

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ЗВУКА

   Здравствуйте уважаемые радиолюбители! Хочу рассказать о создании моего первого звукового усилителя с применением ламп. Схему выбрал однотактную, благо имелись знаменитые ГУ-50, позволяющие получить до пары десятков ватт на канал. Не поверю, что кому-то из серьёзных слушателей может их не хватить для небольшой комнаты. Драйвер для них требуется тоже солидный — использовал распространённые 6П15П. Ток анода высокий — около 0,09 А. Он задаётся регулировкой напряжения смещения на R15. От автосмещения решил отказаться, чтоб не терять драгоценные ватты 🙂 Подбор тока драйвера с помощью R16. Все напряжения в контрольных точках показаны. Выпрямитель обычный — диодный мост и конденсаторы, с небольшими П-фильтрами на основе низкоомных резисторов. Испытания показали, что дросселя ставить не обязательно — фона практически не слышно, а вот разделить питание по каналам отдельно смысл есть, чтоб не просачивались сигналы по анодным линиям. Далее, собственно, сама схема УНЧ, на которой также имеются все данные о трансформаторах.

Принципиальная схема лампового усилителя

Фотографии процесса сборки УЗЧ

   Такой конструктив боковин не спроста — удобно кантовать. Под пленкой зеркальная нержавейка лазерной резки. Промышленный ЧПУ станок лазерной резки металла, загружаем в него файл AUTOCAD, и вуаля — всё чисто-гладко!

   Конечно не сам резал, друзья помогли. Есть ещё один комплект, мне не нужен. Лампы в режиме 400 В 85 мА. Кстати, если выставляю ток 90 мА — начинают краснеть аноды.

   А вот и он — монстр! Сечение трансформатора 35х55=19,25 сантиметров в квадрате.

   Сделал первый вариант внешнего вида усилителя, и… несколько разочарован, получилась какая-то каракатица. Может, надо было бы равномернее покрасить деревянные части, а потом скрыть лаком из баллончика…

   Только с этим у меня проблема, не получается у меня покрыть равномерно, три раза перешкуривал. Потом добрые люди посоветовали попробовать дерево покрыть черной краской — черный цвет с блестящей панелью круто смотрится.

Корпус усилителя — дубль два

   Использовал для этого баллончики аэрозольные с краской. Продаются на рынке или в автомагазине. Их там полно — любой цвет, глянцевая и матовая.

   Что касается таблички — там просто дырка, решил чем нибудь закрыть, разбирал корейский монитор 97 года (как же добротно собран, вся схема в алюминиевом экране, и мосфетов надергал от души) и вот на этом экране выбит номер изделия. Вырезал, закрыл дырку, круто!

   А еще надо поставить зеленые глаза — для визуальной индикации звукового синала. Получился типа шкафчик с рюмочками!

   Итак, что в итоге имеем: он действительно поет!

   Нет, братцы — это надо слышать! Прогрелось, упасть не встать! Лучше один раз услышать, чем 100 раз прочитать — это как раз тот самый случай. На этом пока всё, с вами был rv3dun.

   Форум по усилителю

   Схемы усилителей

 

elwo.ru

Звучание ламповых усилителей | Сабвуфер своими руками

Почему же ламповые усилители звучат не так, как транзисторные? Присущее однотактным ламповым усилителям большое значение второй гармоники в выходном спектре исходно синусоидального сигнала не может считаться ни критерием, ни условием верности воспроизведения и естественности звучания.

Вторая и третья гармоники просто мало заметны, так как:

  • удвоение частоты соответствует повышению тона на октаву;
  • увеличение частоты в три раза — переходу к музыкальному интервалу, называемому квинтой, только в следующей октаве.

Эти гармоники просто не вызывают дискомфорта и раздражения при прослушивании музыки. При элементарных музыкальных пьесах вроде сольного исполнения на фортепиано, вокала или вокального дуэта эти гармоники могут даже приукрашивать, «обогащать» звучание инструмента или голоса. Но наличие любых, даже благозвучных на первый взгляд (слух), но все-таки искажений, не может рассматриваться как цель или условие высококачественного звуковоспроизведения.

Тогда таковыми придется считать все электронные ухищрения по доводке и подтяжке голосов солистов! Многие аудиофилы обращают внимание на выраженное различие в зависимости уровня нелинейных искажений от выходной мощности. Коэффициент гармоник лампового усилителя линейно снижается с уменьшением мощности, а транзисторного, наоборот, возрастает. На рис. 2.13 при мощности 0,01 Вт ламповый усилитель имеет значение общего КНИ около 0,1 % — близко к значению КНИ для этой мощности транзисторного усилителя с «номинальной» мощностью 60 Вт и КНИ = 0,0038 %.

Заметим, что чувствительность уха к присутствию гармонических искажений растет с понижением мощности. Это связано с тем, что ухо при низких уровнях звука само производит более низкий уровень гармоник (см. рис. 1.2). Эта динамическая особенность нашего восприятия музыки привела к утверждению, что очень важным для оценки качества усилителя является его способность достоверно передавать «первый ватт» звуковой мощности.

И здесь к транзисторным усилителям возникает много вопросов, при ответе на которые они явно проигрывают ламповым. Вернемся к характеристикам транзисторного усилителя Krell 400 (стоимость более 3000 долл.), спектр искажений которого представлен ранее на рис. 2.3, г, д. Видно многократное возрастание с искажений при мощности 6,5 Вт по сравнению с мощностью 100 Вт. Усилитель, однако, по спецификации производителя имеет мощность 300 Вт. При испытаниях в лаборатории журнала «Stereofile» этот усилитель не выдержал 15-минутной работы с выходной мощностью 67 Вт, т. е. менее 25 % от заявленной номинальной мощности.

Таким образом, получается, что 300-ваттный показатель указывает лишь на способность к передаче кратковременных уровней сигнала, что никак нельзя рассматривать как номинальную мощность. Истинная номинальная мощность составляет не 300 и даже не 60 Вт, а значительно ниже. Но с понижением мощности этот усилитель дает недопустимые для высококачественной техники искажения! Таким образом, транзисторные усилители, не удовлетворяющие критерию Чивера (см. стр. 31) при номинальной мощности, с понижением мощности еще в большей степени отступают от этого критерия.

Надо понимать, что и большое значение второй гармоники, и высокое выходное сопротивление, и «короткий» спектр гармоник, и «мягкое» ограничение с ростом мощности являются следствием отсутствия в хороших ламповых усилителях глубокой общей отрицательной обратной связи. Общая отрицательная обратная связь уменьшает коэффициент гармоник исходного усилителя, но приводит к возникновению высших гармоник, отсутствовавших в исходном усилителе. Это — хорошо установленный факт, расширение спектра гармоник в усилителе с обратной связью подробнее будет обсуждаться в следующем разделе.

И, наконец, как уже упоминалось в начале этой главы, общая отрицательная обратная связь осложняет протекание переходных процессов как в самом усилителе, внутри петли обратной связи, так и при работе усилителя на комплексную нагрузку, каковой является реальная акустическая система. К положительным эффектам следует отнести снижение выходного сопротивления усилителя, что способствует четкости при воспроизведении самого нижнего частотного диапазона.

Кажущееся увеличение номинальной мощности за счет удержания низкого коэффициента гармоник вплоть до начала жесткого ограничения, как показано на рис. 2.13 (правая часть), следует признать «отвлекающим», если не сказать обманным, приемом электроинженеров по отношению к слушателям. Ведь удержание низкого значения коэффициента нелинейных искажений за счет глубокой обратной связи не повышает реальную громкость воспроизведения при прослушивании музыки. В этом смысле, и это уже давно поняли эксперты многочисленных аудиожурналов, номинальную в электротехническом смысле мощность (68 Вт для усилителя в правой части рис. 2.13) следует считать максимальной музыкальной мощностью.

Подводя итоги сравнения хорошего лампового и хорошего транзисторного усилителя, можно сделать вывод, что их коренное, принципиальное различие состоит в отсутствии у хороших ламповых усилителей глубокой общей отрицательной обратной связи. Ее наличие у транзисторных усилителей, к сожалению, хотя и позволяет получить более привлекательные технические характеристики (низкий общий коэффициент нелинейных искажений, низкое выходное сопротивление), кардинально изменяет в худшую сторону характер звучания вследствие расширения спектра гармонических искажений, ухудшения переходной характеристики, особенно при работе на комплексную нагрузку. Собственно, аудиоусилитель всегда работает на комплексную нагрузку, а с активной нагрузкой можно только определить его электрические параметры.

Именно в отказе от применения в выходных каскадах усилителя глубокой общей отрицательной обратной связи и следует искать путь приближения звучания транзисторных усилителей к ламповым.

Эго утверждение не является открытием автора настоящей книги. Оно является его твердым убеждением, которое, кстати, поддерживается и разделяется многочисленными любителями и профессионалами высококачественного звуковоспроизведения. К сожалению, как уже отмечалось, высококачественные ламповые усилители, несмотря на малое число элементов, недешевы даже при самостоятельном изготовлении. Например, в усилителе А. Манакова (рис. 2.8), стоимость одной лампы 300В завода «Рефлектор» (г. Саратов) составляет 50 долл. США, выходного трансформатора фирмы «Аудиоинструмент» (г. Москва) — более 100 долл., согласующего трансформатора этой же фирмы — 30 долл., а стоимость аналогичных компонентов, предлагаемых зарубежными фирмами и их дилерами, еще выше.

Конечно, можно в выходном каскаде применить более дешевые лампы. Лампы 6ПЗС или EL34 позволяют получить в классе А выходную мощность до 4 или 6 Вт, соответственно, а стоят в несколько раз дешевле, чем 300В или уже упоминавшиеся КТ88. Можно также заменить согласующий трансформатор конденсатором (не у каждого найдется 100 долларов для приобретения бумажномасляных конденсаторов с медной или серебряной фольгой Solen или Jensen, но старые советские слюдяные КС, фторопластовые ФТ, а также К40у, К73 звучат очень неплохо, а современные полипропиленовые МКР различных производителей не так уже и дороги) или использовать схему Лофтина-Уайта, не содержащую ни разделительного конденсатора, ни трансформатора между каскадами.

Тогда самым дорогим элементом, определяющим стоимость усилителя, останется только выходной трансформатор. Можно, в принципе, изготовить выходные трансформаторы самостоятельно, однако научиться этому достаточно сложно. Именно отсутствие необходимого опыта и знаний для самостоятельного изготовления ламповых аудиотрансформаторов и их высокая стоимость на рынке не позволяет многим радиолюбителям вступить в ряды «ламповых аудиофилов».

В следующей главе будет обоснована концепция построения высококачественных усилителей для звуковоспроизведения путем лампово-транзисторного «консенсуса» с использованием принципов построения лучших ламповых усилителей, но с меньшей стоимостью компонентов, часто с более высокой эффективностью (КПД), меньшей массой за счет замены выходного лампового каскада с трансформатором бестрансформаторным транзисторным усилителем тока. Затем в последующих главах будут описаны конкретные схемотехнические решения и практические конструкции таких усилителей.

www.radiochipi.ru

НАБОР ДЛЯ СБОРКИ ЛАМПОВОГО УСИЛИТЕЛЯ

   Одним из преимуществ радиохобби является то, что можно хорошо сэкономить на вызовах электриков и телемастеров. А те, кто продвинулся в этом интереснейшем занятии ещё дальше, могут даже самостоятельно собирать приборы и различные устройства. Особенно приятно делать это используя радиоконструкторы, которые в советские времена, да и сейчас, выпускает наша промышленность. Далее повествование будет вестись от лица одного английского радиолюбителя, у которого есть возможность покупать даже наборы для создания УНЧ на лампах: Когда возникло желание испытать знаменитое качество ламповых усилителей, купил комплект для самостоятельной сборки и приступил к делу. Комплекты доступны в двух версиях, KT77 мощностью 15 Вт и KT88 мощностью 25 ватт, второй и решил попробовать. Моноблок лампового усилителя прибыл примерно через две недели после размещения заказа в двух коробках, каждая весом около 6 кг.

   Комплекты были хорошо упакованы и не было никакого повреждения содержимого. Руководство по сборке было отправлено по электронной почте. Для инструментов вам понадобится паяльник, отвертка, плоскогубцы и проволока в изоляции. Корпус — сталь с порошковым покрытием. Он также включает в себя съемную вентилируемую крышку.

Параметры и описание комплекта

  • Номинальная мощность: 25 Вт RMS
  • Входная чувствительность: 1,5 В
  • Входное сопротивлени 100 ком
  • Входной разъём: линейный RCA
  • Выход на динамик: 4 и 8 Ом
  • Искажения: менее 0.5% половина мощности, 1% при полной мощности.
  • Частотный диапазон: 8 Гц — 20 кГц +0/-1дб на номинальной мощности
  • Отношение сигнал / шум: менее 80 дБ
  • Лампы: Gold Lion KT88, NOS JAN Philips 5751
  • Потребляемая мощность: 80 Вт (каждый моноблок)
  • Вес: 6 кг (каждый моноблок)
  • Размеры: 200 мм (Ш) X 220 мм (H) X 300 мм (Г)

Ламповый усилитель на КТ88 — схема

   Первый каскад, после входа аудиосигнала — SRPP усилитель на лампе 5751, это миниатюрный двойной триод. Но и другие лампы могут быть использованы в драйвере, ближайший аналог — 12AX7, которая даст дополнительное усиление. Ещё 12AU7, ECC82 и ECC802S могут использоваться, но они не будут в состоянии обеспечить достаточное усиление, чтобы раскачать KT88 на полную мощность.

   Выходной каскад является инвертирующим Push-Pull усилителем, который базируется на стандартном включении. Есть только один разделительный конденсатор по всему сигнальному пути, что очень хорошо. Элегантность и абсолютная простота этой схемы усилителя понравится всем аудиофилам, которые предпочитают как можно меньше компонентов в тракте сигнала.

Блок питания для лампового УМЗЧ — электрическая схема

   Источник постоянного тока состоящий из регулятора напряжения на LM317HVT используется для стабилизации тока выходного каскада. Ток смещения можно регулировать путем изменения текущей настройки резистора (10-22 Ома), и это позволит использовать в процессе экспериментов множество различных радиоламп. Для удобства введён переключатель, он может быть использован, чтобы легко регулировать ток смещения. Сюда можно ставить лампы типа 6550, KT88, KT90.

   Довольно хорошее качество компонентов используются в наборе усилителя. Переходной конденсатор российского производства — бумага в масле (PIO). Тип помечен как K40У-9 (0.33uF / 630V), который хорошо звучит и популярен среди любителей аудио. Но не стесняйтесь экспериментировать с различными другими конденсаторами. Резисторы — углеродные пленки. Выходной трансформатор — Edcor CXPP25-MS-8к, мощностью 25 Вт.

   Питание поступает на УНЧ через разъем, расположенный на задней панели усилителя. На входе 220 В есть 3 ампер предохранитель и фильтр помех. Силовой трансформатор Edcor с выходными обмотками 180V-0-180 В в 250 мА и 12 В на 4 А. Питание 12V постоянного тока используется для накалов ламп. Схема на LM555 и реле, используется для задержки подачи питания анодов.

УНЧ на KT88 — сборка и настройка

   Для сборки набора достаточно иметь базовые навыки пайки, а вся работа займёт несколько вечеров. Комплект содержит много деталей, но следуя инструкциям, результат будет успешным. Прежде чем начать монтировать оборудование, нужно изучить принципиальную схему, чтоб она отпечаталась в памяти — там проще будет собирать, примерно зная что куда.

   Питание и настройка баланса между лампами выходного каскада. Это делается с помощью мультиметра, который вставляется в контрольных точках в верхней части усилителя и далее регулировка 25-омным потенциометром. После часа работы, вы должны проверить баланс еще раз. У меня было расхождение всего несколько миллиампер за месяц ежедневной работы.

   После балансировки смещения подключил акустику Fostex FE206E (96 дБ / 1 Вт) и проверил на гул. Всё нормально. Что касается БП, надеялся получить около 60-секундной задержки при включении питания, однако не мог получить больше, чем примерно 30 секунд.

   Радиатор для LM317 был довольно горячий — около 100 C (максимальная температура эксплуатации LM317HVT — 125 C). Температуры силового трансформатора и аудио выходного были 65 C до 45 C соответственно.

Испытания собранного усилителя

   Все синусоидальные выходные сигналы (на выходной мощности 25 Вт), что посмотрел между 20 Гц и 20 кГц, были идеальные копии входного сигнала. Общий коэффициент усиления усилителя около 10,3 (20.3 дБ). При выходном уровне около 15 Вт, частотный диапазон был плоский между 20 Гц — 13 кГц, и спад около 0,2 дБ на 20 кГц. Так что всем рекомендую подобные конструкторы, работают они ничуть не хуже готовых ламповых усилителей, промышленной сборки, за несколько тысяч долларов!

   Форум по лампам

   Обсудить статью НАБОР ДЛЯ СБОРКИ ЛАМПОВОГО УСИЛИТЕЛЯ

radioskot.ru

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ЗВУКА

   Глядя на внушительные четырёхзначные ценники ламповых усилителей звука можно предположить, что самостоятельная сборка подобного устройства связана с большими расходами. Однако используя стандартные телевизионные лампы (которые даже новые продают по 1-2 доллара) и унифицированные трансформаторы, можно создать ламповый УНЧ вполне приличного уровня.

   Самая сложная и трудоёмкая часть конструкции — это металлический корпус. Шасси выгнул из корпуса старого тюнера. Плюс заключался в том, что меньше дырок нужно сверлить. В качестве силового трансформатора использовал ТС-180. Выходные трансформаторы — из двух ТВЗ-1-9 на канал. На другом канале ТВЗ-1-9 и ТВЗ-3Ш. Подробнее про звуковые трансформаторы читайте тут. Играет очень не плохо, по крайней мере намного лучше, чем на недорогих микросхемах или на транзисторах. К сожалению, еще одного фирменного лампового УНЧ нету — сравнить нет с чем.

   По расходам усилитель звука получился копеечный — купил только диоды в блок питания, а все остальное нашёл в сарае. В общем неплохой аппарат за такие деньги!

   Позже захотелось подключить индикатор звука на 6Е5С. Нашёл вот такую схему:

   Спаял этот «кошачий глаз». Работает, причём довольно красиво смотрится. 

   Сам ламповый усилитель собран на несущем шасси. А корпус изготовил выпилил лобзиком из ДСП. Потом все детали соединил с помощью самонарезных винтов и клея. В местах закрутки самонареза надо было предварительно просверлить отверстие сверлом диаметром 2мм, иначе лопалось ДСП. После высыхания ящика обработал его болгаркой со шлифовальным кругом. Дальше обклеил все шпоном и покрыл лаком. 

   Очень хотелось сделать зеркальний низ под лампы, но увы не получилось. Резать еще куда не шло, но сверлить дырки… Поэтому просто выпилил его из текстолита и покрасил. Переднюю крышку сделал из жести.

   Хорошенько вычистил и покрыл лаком, для того чтоб блестело. Главное, не закрывать сами лампы, ведь именно оранжевое свечение накалов и создаёт ту приятную атмосферу при прослушивании, которая присуща усилителям на лампах. Схему собрал и проверил: Бухарь.


el-shema.ru