Vref что это – Микросхема корректора мощности UCC3818 и ее практическое применение в системных источниках питания

Gnd на схеме что это. Обозначение цепей питания в иностранных материалах

Обозначение цепей питания в иностранных материалах

Читать все новости ➔

Каждый человек увлекающийся электроникой сталкивается с материалами иностранного происхождения. И будь то схема электронного устройства или спецификация на чип, там могут встречаться множество различных обозначений цепей питания, которые вполне могут ввести в замешательство начинающего или незнакомого с этой темой радиолюбителя. В интернете достаточно информации чтобы внести ясность в этот вопрос. Далее кратко изложено то что было найдено о происхождении обозначений и их применении.

VCC, VEE, VDD, VSS — откуда такие обозначения? Обозначения цепей питания проистекают из области анализа схем на транзисторах, где, обычно, рассматривается схема с транзистором и резисторами подключенными к нему. Напряжение (относительно земли) на коллекторе (collector), эмиттере (emitter) и базе (base) обозначают VC, VE и VB. Резисторы подключенные к выводам транзистора обозначим RC, RE и RB. Напряжение на дальних (от транзистора) выводах резисторов часто обозначают VCC, VEE и VBB. На практике, например для NPN транзистора включенного по схеме с общим эмиттером, VCC соответствуют плюсу, а VEE минусу источника питания. Соответственно для PNP транзисторов будет наоборот.

Аналогичные рассуждения для полевых транзисторов N-типа и схемы с общим истоком дают объяснение обозначений VDD и VSS (D — drain, сток; S — source, исток): VDD — плюс, VSS — минус.

Обозначения напряжений на выводах вакуумных ламп могут быть следующие: VP (plate, anode), VK (cathode, именно K, не C), VG (grid, сетка).

Как написано выше, Vcc и Vee используются для схем на биполярных транзисторах (VCC — плюс, VEE — минус), а Vdd и Vss для схем на полевых транзисторах (VDD — плюс, VSS — минус). Такое обозначение не совсем корректно, так как микросхемы состоят из комплементарных пар транзисторов. Например, у КМОП микросхем, плюс подключен к P-FET истокам, а минус к N-FET истокам. Тем не менее, это традиционное устоявшее обозначение для цепей питания независимо от типа проводимости используемых транзисторов.

Для схем с двух полярным питанием VCC и VDD могут интерпретироваться как наибольшее положительное, а VEE и VSS как самое отрицательное напряжение в схеме относительно земли.

Для микросхем питающихся от одного или нескольких источников одной полярности минус часто обозначают GND (земля). Земля может быть разной, например, сигнальная, соединение с корпусом, заземление.

 

Вот перечень некоторых обозначений (далеко не полный).

ОбозначениеОписаниеЗаметки
GNDЗемля (минус питания)Ground
AGNDАналоговая земля (минус питания)Analog ground
DGNDЦифровая земля (плюс питания)Digital ground
VccVddV+VS+Плюс питания(наибольшее положительное напряжение)
VeeVssV-VS−Земля, минус питания(самое отрицательное напряжение)
VrefОпорное напряжение(для АЦП, ЦАП, компараторов и др.)Reference (эталон, образец)
VppНапряжение программирования/стирания(возможно pp = programming power)
VCOREVINTНапряжение питания ядра(например, в ПЛИС)Core (ядро)

Internal (внутренний)VIOVCCIOНапряжение питания периферийных схем(например, в ПЛИС)Input/Output (ввод/вывод)

Как видно, часто обозначения образуются путём добавления слова, одной или нескольких букв (возможно цифр), которые соответствуют буквам в слове отражающем функцию цепи (например, как Vref).

Иногда обозначения Vcc и Vdd могут присутствовать у одной микросхемы (или устройства), тогда это может быть, например, преобразователь напряжения. Так же это может быть признаком двойного питания. В таком случае, обычно, Vcc соответствует питанию силовой или периферийной части, Vdd питанию цифровой части (обычно Vcc>=Vdd), а минус питания может быть обозначен Vss.

Совмещение в современных микросхемах различных технологий, традиции, или какие-то другие причины, привели к тому, что нет чёткого критерия для выбора того или иного обозначения. Поэтому бывает, что обозначения «смешивают», например, используют VCC вместе с VSS или VDD вместе с VEE, но смысл, обычно, сохраняется — VCC > VSS, VDD > VEE. Например, практически повсеместно, можно встретить в спецификации на микросхемы серии 74HC (HC = High speed CMOS), 74LVC и др., обозначение питания как Vcc. Т.е. в спецификации на CMOS (КМОП) микросхемы используется обозначение для схем на биполярных транзисторах.

Текстов какого либо стандарта (ANSI, IEEE) по этой теме найти не удалось. Именно поэтому в тексте встречаются слова «может быть», «иногда», «обычно» и подобные. Несмотря на это, приведённой информации вполне достаточно, чтобы чуть лучше ориентироваться в иностранных материалах по электронике.

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

Подключение передней панель к материнской плате

В этой статье вы узнаете, как подключить переключатель питания, сброса и светодиоды, а также аудио и USB-порты к материнской плате. Прежде чем пытаться соединить их, очень важно знать место, и полярность подключения. Для этого необходимо найти схемы в руководстве по материнской плате, которые подскажут вам точно, где находится каждый набор контактов на материнской плате или воспользоваться информацией в этой статье.

Подключение индикаторов и кнопок питания

Компьютерный корпус имеет кнопки для управления питания которые подключаются к материнской плате, и светодиоды для обозначения деятельности материнской платы. Вы должны подключить эти кнопки и индикаторы к материнской плате с помощью проводов из передней части корпуса показанные на рисунке №1, в разъеме на материнской плате (рис. №2). Надпись на материнской плате возле разъема панели показывает место подключения каждого провода и полярность каждого из них однако надписи с обозначениями присутствуют не всегда на материнской плате.Найдите в компьютерном корпусе разъемы передней панели (см. рис. 1). Далее находим разъём на материнской плате обычно он находится внизу материнской платы, и подписан надписью PANEL1 или JFP1, он может быть в разном исполнении(см. рис. 2.0, 2.1).

Рис. №1. Разъемы передней панели.Рис № 2.0. Разъем передней панели на материнской плате.Рис № 2.1. Разъем передней панели на материнской плате.

Группа системных кабелей, показанных на картинке №1 имеют два провода, которые имеют цветовую маркировку. Черный или белый провод это земля (GND), а провода других цветов(красный, синий, зелёный, оранжевый) это питание. Подключение осуществляется с лева на право, при подключении Все плюсовые контакты всегда будут находиться слева кроме кнопки reset, однако полярность кнопок неважна так как кнопки при нажатии замыкают контакты.

П

xn—-7sbeb3bupph.xn--p1ai

Обозначение цепей питания в иностранных материалах — DRIVE2

Автор: Kavka
Опубликовано 23.05.2013.
Создано при помощи КотоРед.

Крошка-сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое Vcc, Vee, Vdd, Vss…
и что их так много?

Каждый человек увлекающийся электроникой сталкивается с материалами иностранного происхождения. И будь то схема электронного устройства или спецификация на чип, там могут встречаться множество различных обозначений цепей питания, которые вполне могут ввести в замешательство начинающего или незнакомого с этой темой радиолюбителя. В интернете достаточно информации чтобы внести ясность в этот вопрос. Далее кратко изложено то что было найдено о происхождении обозначений и их применении.

VCC, VEE, VDD, VSS — откуда такие обозначения? Обозначения цепей питания проистекают из области анализа схем на транзисторах, где, обычно, рассматривается схема с транзистором и резисторами подключенными к нему. Напряжение (относительно земли) на коллекторе (collector), эмиттере (emitter) и базе (base) обозначают VC, VE и VB. Резисторы подключенные к выводам транзистора обозначим RC, RE и RB. Напряжение на дальних (от транзистора) выводах резисторов часто обозначают VCC, VEE и VBB. На практике, например для NPN транзистора включенного по схеме с общим эмиттером, VCC соответствуют плюсу, а VEE минусу источника питания. Соответственно для PNP транзисторов будет наоборот.
Аналогичные рассуждения для полевых транзисторов N-типа и схемы с общим истоком дают объяснение обозначений VDD и VSS (D — drain, сток; S — source, исток): VDD — плюс, VSS — минус.
Обозначения напряжений на выводах вакуумных ламп могут быть следующие: VP (plate, anode), VK (cathode, именно K, не C), VG (grid, сетка).

Как написано выше, Vcc и Vee используются для схем на биполярных транзисторах (VCC — плюс, VEE — минус), а Vdd и Vss для схем на полевых транзисторах (VDD — плюс, VSS — минус). Такое обозначение не совсем корректно, так как микросхемы состоят из комплементарных пар транзисторов. Например, у КМОП микросхем, плюс подключен к P-FET истокам, а минус к N-FET истокам. Тем не менее, это традиционное устоявшее обозначение для цепей питания независимо от типа проводимости используемых транзисторов.
Для схем с двух полярным питанием VCC и VDD могут интерпретироваться как наибольшее положительное, а VEE и VSS как самое отрицательное напряжение в схеме относительно земли.
Для микросхем питающихся от одного или нескольких источников одной полярности минус часто обозначают GND (земля). Земля может быть разной, например, сигнальная, соединение с корпусом, заземление.

Вот перечень некоторых обозначений (далеко не полный).

Как видно, часто обозначения образуются путём добавления слова, одной или нескольких букв (возможно цифр), которые соответствуют буквам в слове отражающем функцию цепи (например, как Vref).
Иногда обозначения Vcc и Vdd могут присутствовать у одной микросхемы (или устройства), тогда это может быть, например, преобразователь напряжения. Так же это может быть признаком двойного питания. В таком случае, обычно, Vcc соответствует питанию силовой или периферийной части, Vdd питанию цифровой части (обычно Vcc>=Vdd), а минус питания может быть обозначен Vss.
Совмещение в современных микросхемах различных технологий, традиции, или какие-то другие причины, привели к тому, что нет чёткого критерия для выбора того или иного обозначения. Поэтому бывает, что обозначения «смешивают», например, используют VCC вместе с VSS или VDD вместе с VEE, но смысл, обычно, сохраняется — VCC > VSS, VDD > VEE. Например, практически повсеместно, можно встретить в спецификации на микросхемы серии 74HC (HC = High speed CMOS), 74LVC и др., обозначение питания как Vcc. Т.е. в спецификации на CMOS (КМОП) микросхемы используется обозначение для схем на биполярных транзисторах.
Текстов какого либо стандарта (ANSI, IEEE) по этой теме найти не удалось. Именно поэтому в тексте встречаются слова «может быть», «иногда», «обычно» и подобные. Несмотря на это, приведённой информации вполне достаточно, чтобы чуть лучше ориентироваться в иностранных материалах по электронике.

Информация собрана из различных источников в сети Интернет.
Специально для сайта radiokot.ru

первоисточник тут radiokot.ru/articles/49/

www.drive2.ru

1.4. Аналоговая земля (angnd) и опорное напряжение (Vref)

Уровни опорного напряжения сильно
влияют на абсолютную точность
преобразования. По этой причине, мы
рекомендуем, чтобы Вы присоединили
контакт ANGND к контакту Vss, используя, по
возможности, провод наименьшей длины.

В “шумной” среде, мы настоятельно
рекомендуем использование отдельной
цепи аналоговой земли, которая соединяется
с Vss в одной точке, как можно ближе к
источнику. Между Vref и ANGND должны
использоваться блокировочные конденсаторы.
Уровень ANGND должен быть не больше 0.1 В
относительно Vss. Источник опорного
напряжения (Vref) должен быть стабильным
и использоваться только для АЦП.
Напряжение Vref должно быть в пределах
от 4.0 до 5.5 В и источник должен поддерживать
ток до 5 мА.

Большие отрицательные выбросы тока на
контакте ANGND, относительно Vss, могут
вывести аналоговую схему из строя — это
— дополнительная причина для тщательного
заземления ANGND.

Опорное аналоговое напряжение (Vref) —
положительное напряжение, с которым
сравниваются все каналы АЦП. Это
напряжение также используется портом
0, если АЦП не используется. Если не
требуется высокая точность, контакт
Vref может быть соединен с контактом Vсс.
Если точность очень важна, источник
Vref должен быть очень стабильным. Один
из способов повышения стабильности — с
помощью использования прецизионного
источника питания или отдельного
стабилизатора напряжения (обычно
интегральной схемы). Эти устройства
должны быть подключены к контактам
ANGND и Vref.

1.5. Использование смешанных аналоговых и цифровых входов

Порт 0 может использоваться и для
аналоговых и для цифровых входных
сигналов одновременно. Однако, при
чтении Порта 0 (чтение ячейки 0EH), некоторый
шум может быть внесен в аналоговую
схему. По этой причине, убедитесь ,что
во время чтения Порта 0, аналогово-цифровое
преобразование не выполняется.

1.6. Передаточная функция и источники ошибок ацп

Результат преобразования — 8- или 10-битное
представления отношения входного
напряжения к опорному напряжению. Чтобы
вычислить результат 10-битного
преобразования, используется следующая
формула:

Результат = 1023 x (Vin
— ANGND)/(VREF
— ANGND)

Передаточная функция представляет
собой ступенчатый график зависимости
выходного кода от входного напряжения.

Для простых прикладных задач, достаточно
знать абсолютную погрешность
преобразователя. Однако, чем сложнее
прикладная задача, тем важнее полностью
понять работу преобразователя.

Для каждого 10-битного кода на выходе
АЦП существует уникальный диапазон
входных напряжений (обычно 1.5 мВ), который
генерирует этот код.

Ошибки в процессе аналого-цифрового
преобразования :

— ошибка квантования;

— ошибка нулевого смещения;

— полномасштабная ошибка ;

— дифференциальная нелинейность;

— нелинейность.

Все эти ошибки — ошибки передаточной
функции, связанные с аналогово-цифровым
преобразователем. Кроме того, источниками
ошибок может быть следующее: температурные
коэффициенты, изменения напряжения
источника питания, качество конденсатора
выборки, изоляция мультиплексора,
соответствие «канал-канал», шум
системы.

Достоинство абсолютной погрешности в
том, что она описывает сумму всех
отклонений между реальным процессом
преобразования и идеальным преобразователем.
Однако, в большинстве прикладных задач
важны различные подкомпоненты ошибки.

Неизбежная ошибка следует из преобразования
непрерывного напряжения к целому
цифровому представлению. Эта ошибка
называется ошибкой квантования и —
всегда равна значению 0.5 LSB. Ошибка
квантования — единственая ошибка,
присутствующая в совершенном АЦП, и
очевидно представленная в реальных
преобразователях.

Передаточная функция для идеального
3-битного АЦП представлена как идеальная
характеристика (см. рис. 6.4.). Обратите
внимание что идеальная характеристика
обладает следующими уникальными
качествами:

— Первый переход кода происходит когда
входное напряжение равно 0.5 LSB;

— Полномасштабный переход кода происходит
когда входное напряжение равно Vref — 1.5
LSB

— дискретность кодов — точно один LSB.

Эти качества приводят к преобразованию
в цифровую форму без ошибок нулевого
смещения, без ошибок полномасштабности
и без ошибок линейности.

Реальная характеристика гипотетического
3-битного преобразователя несовершенна.
Когда идеальная характеристика
накладывается на реальную характеристику,
реальный преобразователь, как видно,
проявляет ошибки в местах первых и
последних переходов кода и в дискретности
кода, как показано на рис.6.5. Отклонение
первого перехода кода от идеального —
это так наываемая ошибка нулевого
смещения, а отклонение последнего
перехода кода от идеального — полномасштабная
ошибка.

Отклонение дискретности кода от идеальной
приводит к двум типам ошибок:
дифференциальная нелинейность и
нелинейность.

Дифференциальная нелинейность — мера
локальной ошибки дискретности кода, в
то время как нелинейность — мера полной
ошибки перехода кода.

Дифференциальная нелинейность — степень,
с которой реальные дискретности кода
отличаются от идеальной дискретности
одного наименее значимого разряда. Это
дает пользователю меру того, насколько
может измениться входное напряжение,
чтобы результат преобразования изменился
на единицу.

Рис.6.4. Характеристика идеального
аналогово-цифрового

преобразования

Рис 6.5. Реальная и идеальная характеристики
аналогово-цифрового преобразования

В 10-битном преобразователе, идеальная
дискретность кода — 5 мВ (5.12 VREF/1024).То есть
при изменении входного напряжения на
5 мВ, результат преобразования изменяется
на единицу. Если определяется, что такой
преобразователь имеет максимальную
дифференциальную нелинейность 2 LSBs (10
мВ), тогда максимальная дискретность
кода будет больше идеальной не больше
чем на 10 мВ, то есть 15 мВ.

Реальная дискретность кода в преобразователе
обычно изменяется от 2.5 мВ до 7.5 мВ.

Дифференциальная нелинейность и
нелинейность определяются измерениями
ошибок линейности на граничных участках
характеристики. Для этого из реальной
характеристики строят новую характеристику.
Реальная характеристика транслируется
и масштабируется, чтобы по возможности
устранить ошибку нулевого смещения и
полномасштабную ошибку, как показано
на рис.6.6. Практически, это выполнимо,
используя входные схемы, которые включают
усиление и подстраивают смещение.

Рис.6.6. Характеристика аналогово-цифрового
преобразования, основанная на граничных
значениях

Другие факторы, которые воздействуют
на реальную систему аналогово-цифрового
преобразователя включают:

— дрейф температуры;

— отказ полностью подавлять нежелательные
сигналы;

— несоответствие каналов мультиплексора;

— произвольный шум.

Если эти факторы незначительны, их
воздействие мало. Дрейф температуры —
норма изменения типовых параметров
микропроцессора при изменении температуры
окружающей среды. Эти изменения выражаются
в температурных коэффициентах.

Паразитные сигналы поступают из трех
основных источников: шум источника
питания, изменения входного сигнала на
преобразовываемом канале (после того,
как выборка была осуществлена) , и
поступление в каналы сигналов, не
выбранных мультиплексором.

И наконец, встроенные в каналы
мультиплексора резисторы немного
отличаются друг от друга, что и вызывает
ошибки соответствия «канал-канал»
и ошибки повторяемости.

studfiles.net

Скорость — База знаний

Воздушная скорость

Скорость ЛА относительно воздуха. Различают два вида воздушной скорости:

истинная воздушная скорость (TAS)

Действительная скорость, с которой ЛА движется относительно окружающего воздуха за счёт силы тяги двигателя(ей). Вектор скорости в общем случае не совпадает с продольной осью ЛА. На его отклонение влияют угол атаки и скольжение ЛА;

скорость по прибору (IAS)

Скорость, которую показывает прибор, измеряющий воздушную скорость. На любой высоте эта величина однозначно характеризует несущие свойства планера в данный момент. Значение приборной скорости используется при пилотировании ЛА;

Путевая скорость (GS)

Скорость ЛА относительно земли. Зависит от воздушной скорости, скорости и направления ветра. Значение рассчитывается или измеряется при помощи технических средств самолётовождения. Используется при решении навигационных задач.

Крейсерская скорость

Воздушная скорость горизонтального полета, при которой величина отношения потребной тяги к скорости полета минимальна. На крейсерской скорости военная авиация совершает обычно свои боевые действия, а гражданская — рейсы по маршрутам, трассам. Скорость крейсерская составляет 0,7-0,8 максимальной скорости полета.

Число М (число Маха)

Число́ Ма́ха — в механике сплошных сред — отношение локальной скорости потока к местной скорости звука.
Зачастую используется упрощённое определение числа Маха как отношения скорости тела, движущегося в газовой среде, к скорости звука в данной среде. Такое определение не вполне корректно, так как скорости потоков в окрестностях движущегося тела зависят от его формы.

Чаще всего такое определение используется в оценочных характеристиках ЛА: их скорость задаётся безразмерным числом в формате «M n «, где «n «-десятичное число. Например, «скорость M 2 » — обозначает что скорость летательного аппарата в 2 раза превышает скорость звука. Пересчёт такой скорости в линейную скорость затруднён, так как скорость звука в воздухе зависит от его плотности (и, соответственно, высоты полёта) и температуры. Вместе с тем шкала скоростей Маха широко применяется в авиации, так как аэродинамические свойства и условия обтекания летательных аппаратов при близких значениях числа Маха также близки.

Mmo

Максимально разрешенное значение числа Маха в полете.

Vs

Минимальная приборная скорость (с внесенными аэродинамической и инструментальной поправками), при которой самолет управляем в заданных условиях.

Vso

Скорость сваливания в посадочной конфигурации.(минимальная скорость в посадочной конфигурации)

V1

Скорость принятия решения. Это расчитанная для данных условий взлета скорость, до достижения которой должно быть принято решение о продолжении или прекращении взлета. Причем оставшейся располагаемой дистанции должно хватать как для прерванного, так и для продолженного взлета (даже с учетом потери тяги отказавшего двигателя, если таковое произошло). В дистанцию продолженного взлета входит остаток ВПП, а в дистанцию прерванного взлета — остаток ВПП + КПБ.

V1 зависит от многих факторов, таких, как: метеоусловия (ветер, температура), состояние покрытия ВПП, взлетный вес самолёта и другие. В случае, если отказ произошёл на скорости, большей V1, единственным решением будет продолжить взлёт и, затем произвести посадку. Большинство типов самолётов ГА сконструированы так, что, даже если на взлёте откажет один из двигателей, остальных двигателей хватит, чтобы, разогнав машину до безопасной скорости, подняться на минимальную высоту, с которой можно зайти на глиссаду и посадить самолёт.

Va

Расчетная маневренная скорость. Максимальная скорость, при которой можно производить полное отклонение управляющих поверхностей, не перенагружая конструкцию самолёта.

Vr

Скорость начала подъёма передней опоры шасси.

V2

Безопасная скорость для взлёта.

Vref

Расчетная скорость посадки.

Vtt

Заданная скорость пересечения входной кромки ВПП.

Vfe

Максимально допустимая скорость с выпущенными закрылками.

Vle

Максимально допустимая скорость с выпущенными шасси.

Vlo

Максимальная скорость выпуска/уборки шасси.

Vmo

www.avsim.su

Справочник Boeing — словарь терминов. Буква V.

 

 

V1 (TAKEOFF DECISION SPEED)

V1 (СКОРОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ ВЗЛЕТЕ), скорость, при которой допускается отказ двигателя и при этом взлет может быть безопасно продолжен или самолет может быть приведен до полной остановки.

V2 (TAKEOFF SAFETY SPEED),

V2 (БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬ ПРИ ВЗЛЕТЕ), скорость полета после взлета во время маневра набора высоты с одним отказавшим двигателем, гарантирующая адекватный градиент мощности и запас устойчивости.

VACUUM

ВАКУУМ, отрицательное давление или давление ниже атмосферного, измеренное в дюймах или милиметрах ртутного столба.

ИСПАРЕНИЕ, процесс превращения жидкости в пар.

VENT

ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ ОТВЕРСТИЕ, малое мерное отверстие или ограничитель в компоненте для допускания выравнивания давления в компоненте с окружающим давлением.

VENT SCOOP

ВОЗДУХОЗАБОРНИК СОВКОВОГО ТИПА, вход/выход воздуха в нижней части обшивки крыла для вентиляции топливного бака и подачи избыточного давления воздуха внутрь топливного бака.

VENTURI

ВЕНТУРИ (ТРУБКА), часть пневматического патрубка с пониженным потоком для измерения воздушного потока. (Принцип: при увеличении скорости воздуха давление уменьшается).

VERTICAL AXIS

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСЬ, вертикальная ось, проходящая через верхнюю часть самолета к нижней части. Движение самолета влево и вправо управляется с помощью руля направления.

VERTICAL NAVIGATION

ВЕРТИКАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ, функции, которые обеспечивают руководство сигналов для управления самолетом во время набора высоты или снижения.

VERTICAL SPEED

ВЕРТИКАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, скорость изменения высоты.

VERTICAL STABILIZER

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР, вертикальная поверхность на хвосте для стабилизации/управления вокруг вертикальной оси.

VERTICAL TRACK

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КУРС, профиль при наборе высоты или снижении.

VERY HIGH FREQUENCY

ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ ЧАСТОТА, диапозон частоты между 30 и 300 МГц.

VHF OMNI-DIRECTIONAL RANGE

ВСЕНАПРАВЛЕННЫЙ РАДИОМАЯК ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ, навигационная система, которая сообщает направление самолета от наземной станции V0R и его отклонение от заданного курса к/от станции.

VMO

VMO, максимальная воздушная скорость для данной конструкции, при которой самолет может управляться.

VOLATILE

ВЯЗКОСТЬ, в жидкостях-оказание сопротивления взаимному перемещению соседних слоев.

VOLATILE MEMORY

НЕПОСТОЯННАЯ ПАМЯТЬ, в компьютере память, которая содержится, теряется, когда отключается электрическая мощность.

VOLT

ВОЛЬТ, единица измерения электродвижущей силы.

VHF, см .-VERY HIGH FREQUENCY.

VNAV, см.-VERTICAL NAVIGATION.

VOR, SEE — VHF OMNI-DIRECTIONAL RANGE VOR, см.-VHF OMNI-DIRECTIONAL RANGE.

VORTAC, A combined VOR and TACAN station.

VORTAC, комбинированная станция VOR и TACAN.

VORTEX CONTROL DEVICE

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАВИХРЕНИЕМ, малая аэродинамическая поверхность на гондоле для улучшения воздушного потока между гондолой и передней кромкой крыла.

VR

VR (СКОРОСТЬ ОТРЫВА НОСОВОЙ СТОЙКИ ШАССИ), скорость, при которой начинается отрвыв носового колеса для того, чтобы достичь скорость V2 на 35 футах высоты над поверхностью ВПП.

VORTEX GENERATOR

ГЕНЕРАТОР ЗАВИХРЕНИЯ, малые металлические аэродинамические поверхности, расположенные на крыльях и фюзеляже для препятствования разделения потока, проходящего через поверхность, созданием местной турбулизации (завихрения).

VREF

VREV, расчетная скорость на 50 футах высоты при нормальных условиях приземления. Эта скорость обычно равна 1,3 скорости сваливания в конфигурации для приземления.

VTK, см.-VERTICAL TRACK.

 

 

Понлная энциклопедия

Avia.pro

avia.pro

Пилотам В737. Расчет Vapp, установка flap maneuever speed и не только.

Я, конечно же, понимаю. Для многих простым способом расчета командной скорости финального снижения (V approach, Vapp) будет: «Да чего тут считать, добавил плюс 10 и все!»

Тем более, что «смотри QRH, там +10. А тангаж должен быть два с половиной!»

Надеюсь, что пилотов, понявших мой юмор все же больше, чем таких, о которых я только что написал. Для них и будет адресовано написанное ниже.

В этом материале я предлагаю рассмотреть следующие вопросы:

  1. Расчет командной скорости Vapp в глиссаде

  2. На какой скорости следует летать при промежуточном положении механизации на заходе?

  3. Как правильно ставить скорость (когда уменьшать скорость до заданной для нового положения закрылков)?

  4. Что делать, если «баг» скорости для нового положения закрылков отсутствует на дисплее?

Все вопросы, предложенные к рассмотрению, так или иначе являются проблемными зонами, рождая привычки, не соответствующие рекомендациям производителя. Причина все та же, что и обычно — традиции обучения. «Сам не знаю, но научу, как умею» — это главная инструкторская методика нашего времени.

(Наверняка мне в комментариях напишут рано или поздно, что не только в авиации 🙂 )

—==(о)==—

Расчет Vapp

Как правильно?

FCTM пишет, что надо вот так:

И, соответственно, таблица для ВПП с курсом 360, чтобы примеры были наиболее наглядными. Это ревизия от июня 2015, в ней появились разъяснения, которые ждали давно:

В этом же разделе пилот может узнать причины распространенного мифа: «Автомат тяги ни черта не держит скорость!». Оказывается — так и должно быть при полете в неспокойной атмосфере! (см. первый абзац текста выше)

Так вот, имеем следующее:

1. Autoland. При использовании автомата тяги до касания:

Vapp = Vref+5

Что имеется в виду? Имеется в виду заход с автоматической посадкой. Только в этом случае мы используем автомат тяги до касания.

Казалось бы — яснее ясного… Однако, не так давно мне ретранслировали вопрос второго пилота на вводе в … одной сине-белой компании. С его слов в этой ситуации инструктор отправил его «читать документы», т.к. оказывается, что «при автоленде — скорость Vref без поправок».

Сожалею данному второму пилоту. Можно предложить ему подсказать своему инструктору почитать разделы FCTM 5. Approach — ILS or GLS Approach — Final Descent, а так же 1. General — Command Speed — Landing (тот раздел, откуда появились цитаты выше)

2. Если АТ не используется, либо планируется его отключение до посадки:

Vapp = Vref + половина встречной составляющей устойчивого ветра + полный прирост порыва над устойчивым ветром

Устойчивый ветер — это то, что без порывов 🙂 Например, если в сводке передают «ветер 360 градусов 10 порыв 20 узлов», то устойчивым ветром будет «10».

От этого значения мы будем считать встречную составляющую в зависимости от угла ветра к ВПП, а приростом будет «20 — 10 = 10». Эту десятку узлов мы просто прибавим к тому, что получилось от половины встречной составляющей

Для быстрого расчета в уме предлагается следующее:

  а) Если ветер дует строго в лоб, значит половина встречной составляющей равна 50%. Логично.

  б) Если под 45 градусов, то 35%

  в) Если под 90 градусов, то 0%

  г) Интерполяция между этим значениями.

Если рассмотреть диапазон углов 0 — 45, то получится, что каждые 15 градусов отклонения соответствуют 5 процентам. ( В 45 градусах три раза по 15, значит, каждому разу соответвтует 5 (50 — 30 = 15 и разделить еще раз на три = 5)

    Пример 1: ветер дует под углом 20 градусов к ВПП. Скорость 10 м/с.

    Размышления: «10 м/с это 20 узлов. Под 20 градусов — значит, это будет между 50 и 35 процентами, ближе к 50. Пусть будет 45. Значит, 45% от 20 это 9. Vapp = Vref + 9»

Если рассмотреть диапазон углов 45 — 90, то получится, что каждые 15 градусов отклонения соответствуют 12 процентам. (35 разделить на три = 11.67). Комариная точность не нужна ни в первом, ни во втором случаях, поэтому зачастую достаточно взять просто 10. Например, для угла 60 градусов — 25% от устойчивого

    Пример 2: ветер дует под углом 60 градусов к ВПП. Скорость 10 м/с.

Размышления: «10 м/с это 20 узлов. Под 60 градусов — значит, это будет между 35 и 0 процентами, ближе к 35. Пусть будет 25. Значит, 25% от 20 это 5. Vapp = Vref + 5»

3. При попутном ветре, независимо от того, есть порывы или нет, включен автомат тяги или выключен:

Vapp = Vref+5

В таблице выше приведены отличные примеры расчета Vapp при попутном ветре. Если раньше, когда таблица не была такой разжеванной и не было исправленного «Note» мне приходилось искать какие-то доводы, что «Vref+5 и не важно, есть порывы или нет», то теперь это написано.

—==(о)==—

Почему я так разжевываю вещи, казалось бы, очевидные вещи?

Потому что можно вернуться к тому, с чего мы начали. Как то в одной из записей после основной части я привел мнение одного из пилотов (за что получил смертельную обиду) о том, что он лучше, чем производитель знает, как надо летать на В737.

Многие пилоты летают на завышенных скоростях. И речь идет не только о полете в глиссаде, где, как я уже написал, для многих «+10» является лишь отправной точкой, а дальше начинается кручение заданной скорости на МСР, т.к., «видите ли, тангаж не люб».

И по барабану то, что заход выполняется на ВПП с углом 2 гр 40 мин вместо 3-х, это в расчет не берется. Главное: «Самолет не летит!»

Речь так же идет и о завышении скорости на заходе, когда закрылки установлены в промежуточное положение. Закончим с ересью про Vapp, потом затронем и эту тему.

Забавляет ситуация, когда уже в глиссаде по фактическому ветру начинаются правки: «Смотри, какой ветер! Плюс 5 мало! Давай плюс 10!».

Парни, Vapp считается по ветру у земли! По доложенному ветру.

Особенно занятен аргумент: «А в QRH написано, что надо плюс 10».

Серьезно?

QRH B738. Раздел Airspeed Unreliable. Используется при полете с неисправной индикацией скорости.

Та самая таблица:

Как бы название таблицы уже само за себя говорит…

Думающий пилот просто принял бы к сведению, что есть такая информация, которая дает понять, как летает самолет в дополнение к таблице, в которой представленны данные для Vref+5:

FCTM 5. Approach. ILS Approach — Landing Geometry :


    Примечание: Через дробь (2.4 / 3.6) указаны данные для самолетов, имеющих 2х позиционный tailskid.

Таблицей из QRH пользуются тогда… когда надо ей пользоваться. В ненормальной ситуации, связанной с неправильной индикацией скорости.

В этой ситуации Ваше пилотирование сводится к выдерживанию тангажа 1.0* (*зависит от массы)! Фактическая скорость может быть совершенно не той, что Вы видите на приборе. Более того, совсем не обязательно, что если вдруг прибор «проснется», то скорость будет Vref+10.

При чем тут нормальный полет???

Было бы не так обидно, если бы доводилось слышать подобную ересь от начинающих рядовых пилотов. Но зараза-то расползается не от них.

Завышение скорости не добавляет безопасности. Особенно бездумное завышение скорости, без понимания влияния скорости на связанные с ней последствия. Ссылку на то, к чем оно может  привести я дал выше. Повторю:

«Любой ценой». Одно и то же и по тому же месту. О катастрофе Ту-204.

—==(о)==—

Flap Maneuever Speed

Поговорим про установку скоростей при полете с закрылками 1 и так далее на заходе.

Как правильно?

«Slightly above» у каждого свой, конечно же. Но когда видишь что-то выше, чем +5 в ситуации, когда это ничем не обосновано (кроме неподтвержденных слухов о расшифровке), становится грустно.

Особенно, если летим с закрылками 15 на скорости +10 от FLAPS 15 SPEED. С максимальной посадочной массой.

Тот самый случай, когда:

FCTM 5. Approach — ILS or GLS Approach — Final Descent

На пустом месте можно нарваться на активацию flap load relief и послеполетные разборки.

Мой «slightly above» это максимум +2.

Причина подобных завышений кроется в «неких расшифровках». Стоит сказать спасибо ГосНИИГА за программу обработки данных бортовых самописцев Winarm32, в которой изначально был зашит алгоритм определения нарушения как «скорость полета с выпущенной механизацией ниже минимальной рекомендованной». Мол, нельзя летать на скорости ниже. Нельзя, даже если заданная была правильной, а скорость упала на 0.1 узла из-за атмосферных возмущений.

Глупо? Угу. Пришлось писать запрос в Боинг, чтобы он подтвердил, что изменения в скорости «плюс-минус» являются обычным делом в полете. Критерий изменили. Народная память — осталась.

Второе «спасибо» стоит сказать начальникам, которые традиционно относятся к расшифровке, как к некоему нормативному документу, не утруждая себя исследованием случившегося. Пришло — значит, нарушил. Алюминий.

—==(о)==—

Теперь поговорим о технике, как именно надо ставить заданную скорость. То есть, когда при выпуске механизации надо уменьшать скорость до заданной для нового положения.

Как правильно?

Правильно — не тянуть с установкой скорости после выпуска закрылков, чтобы не гонять режим вперед, а потом назад.

И не торопиться ставить заданную скорость как только поставил рычаг в новое положение — чтобы не гонять режим сначала назад, потом вперед.

Надо ставить скорость тогда, когда почувствуешь эффект от нового положения закрылков, который проявится в том, что самолет чуть затормаживается.

—==(о)==—

Что делать, если на speed tape нет «бага» для нового положения закрылков? Это обычная ситуация для положения 25.

Бага нет потому, что эта скорость по факту ниже, чем Vref+поправка, которая указана на странице FMC Approach.

В этом случае командная скорость для промежуточного положения механизации будет Vref+поправка, что вполне логично.

На сегодня у меня все. Если есть вопросы — пожалуйста, не стесняйтесь задавать!

Безопасных полетов!

denokan.livejournal.com

Описание названий напряжений на материнских платах.

Описание названий напряжений
на материнских платах.

 

                Даже базовые материнские платы
предоставляют несколько производных величин помимо основного напряжения, а в
моделях класса high-end этих значений несметное количество. Порой
даже опытным энтузиастам разгона трудно понять значение того или иного
параметра. Мы постараемся объяснить все эти значения напряжений на понятном
языке.

                Первыми в данном вопросе
путаницу вносят производители материнских плат. Производители CPU и наборов микросхем тоже дают официальные
названия всех напряжений, каждый производитель материнских плат, по непонятным
причинам, присваивает им свои названия. В мануалах к платам производитель обычно
не объясняет значение того или иного названия. Сначала рассмотрим, какие
названия напряжений производители CPU дают своим продуктам.

                Процессоры производства Intel используют следующие напряжения (официальные
названия):

VCC. Основное напряжение CPU, которое неофициально может называться, как Vcore. Обычно, когда говорят “напряжение центрального
процессора”, то имеют в виду данную величину. Опция, которая управляет данным
напряжением на материнских платах, может называться “CPU Voltage”, “CPU Core”, и
т.д.

VTT. Напряжение, подаваемое на интегрированный контроллер
памяти (для CPU, где есть этот компонент), на
шину QPI (также, если таковая имеется в процессоре), на шину FSB (для CPU на данной
архитектуре), на кэш памяти L3 (если
присутствует), на шину контроля температуры (PECI, Platform
Environmental Control Interface, если
данная особенность присутствует в CPU), а
также на другие схемы, в зависимости от модели и семейства CPU. Важно понять, что на процессорах AMD “VTT”
обозначается другое напряжение, а VTT на
процессорах Intel — это эквивалент VDDNB на процессорах AMD. Данное напряжение изменяться посредством опций “CPU VTT”, “CPU FSB”, “IMC Voltage”
и “QPI/VTT Voltage”.

VCCPLL. Напряжение, используемое в CPU, для синхронизации внутренних множителей (PLL, Фазовая автоматическая подстройка частоты). Это
напряжение может быть изменено с помощью “CPU PLL Voltage”.

VAXG. Напряжение, подаваемое на видеоконтроллер,
интегрированный в CPU. Доступно на Pentium G6950, Core i3 5xxx и Core i5 6xx процессоры. Эта
опция может называться “Graphics
Core”, “GFX Voltage”, “IGP Voltage”, “IGD Voltage” и “VAXG Voltage”.

CPU clock voltage. Некоторые материнские платы позволяют Вам менять
напряжение базовой частоты CPU. Это можно делать
через опции, называемые “CPU Clock Driving Control” or “CPU Amplitude Control”.

                Процессоры
Intel.
Напряжения, относящиеся к памяти.
В
то время, как у всех процессоров производства AMD есть встроенный контроллер памяти, то у процессоров Intel, эта особенность присутствует только у более новых
моделей (Core i3, Core i5 и Core i7). Поэтому установка напряжений, относящихся к
памяти, может быть произведена через настройки CPU или северного моста в составе набора микросхем (MCH, Memory
Controller Hub), в
зависимости от Вашей платформы. По этой причине напряжения и были разнесены на
две группы.

                На шине памяти может присутствовать три различных
вида напряжений:

VDDQ. Сигнальное напряжение на шине памяти. JEDEC (организация, стандартизирующая память) называет эту
величину напряжением SSTL (Stub Series Termination Logic). Это распространенная величина напряжения памяти, и
она может скрываться за следующими названиями: “DIMM Voltage”, “DIMM Voltage Control”, “DRAM Voltage”,
“DRAM Bus Voltage”, “Memory Over-Voltage”, “VDIMM
Select”, “Memory
Voltage” и т.д. Значение по умолчанию для этой линии 1.8 в
для  памяти DDR2 (SSTL_1.8) или
1.5 в для DDR3 (SSTL_1.5).

Termination voltage.
Напряжение, подаваемое на логические схемы в чипах памяти. По умолчанию данное
напряжение устанавливается, как половина значения напряжения

VDDQ/SSTL
(основное напряжение на памяти). Эта опция может быть обозначена как “Termination
Voltage” or “DRAM Termination”. Обратите
внимание, что для процессоров AMD это
напряжение называется VTT, а в случае
с процессорами Intel, VTT — это вторичное напряжение процессора (см. предыдущую
страницу).

Reference voltage.
Референсное напряжение, которое определяет уровень напряжения на контроллере
памяти и модулях памяти. При определенном значении Reference voltage
напряжения на шине памяти ниже определяются как “0”, а выше этого значения, как
“1”. По умолчанию значение Reference voltage составляет половину
напряжения SSTL (коэффициент 0.500x), но некоторые материнские платы позволяют Вам
изменять это отношение, обычно посредством опций “DDR_VREF_CA_A”, “DRAM Ctrl Ref Voltage” и т.п. “CA”, “Ctrl” and “Address” относятся к линиям управления шины памяти
(официальное название JEDEC для этого
напряжения — VREFCA). “DA” and “Data” относятся к линиям данных шины памяти (официальное
название JEDEC для этого напряжения — VREFDQ). Эти опции настраиваются при помощи установки
коэффициента. Например, значение “0.395x” означает, что референсное напряжение будет равно
0.395 от величины напряжения SSTL. Обычно,
материнские платы на платформе Intel, позволяют
Вам управлять этими напряжениями раздельно для каждого канала памяти. Таким
образом, опция “DDR_VREF_CA_A” определяет референсное напряжение для канала A, а “DDR_VREF_CA_B” тоже самое для канала B.

                    Процессоры
Intel. Напряжения, относящиеся к набору микросхем.
Опции, связанные с набором микросхем, включают все
напряжения, которые не были описаны на предыдущей странице:

North bridge voltage. Это напряжение, которое подается на северный мост в
составе набора микросхем системной платы. Отметим, что Intel называют северный мост, как MCH (Memory
Controller Hub, на
материнских платах для процессоров без интегрированного контроллера памяти), IOH (I/O Hub, на
материнских платах, под CPU со
встроенным контроллером памяти. Реализация набора микросхем в двух чипах) или PCH (Platform
Controller Hub, на
материнских платах, где CPU также имеет
интегрированный контроллер памяти, но набор микросхем реализован в виде одного
чипа). Таким образом, название данной опции может немного изменяться в
зависимости от платформы. В случае наборов микросхем PCH существует два отдельных напряжения, VccVcore
(обычно обозначается в настройках материнской платы как PCH 1.05 V или PCH PLL Voltage и является основным напряжением чипа), а также
напряжение VccVRM (такие опции, как PCH 1.8 V или PCH PLL Voltage регулируют
напряжение, подаваемое на внутренние множители чипа).

South bridge voltage.  Напряжение,
подаваемое на чип южного моста. Intel называют чип южный моста — ICH (I/O Controller
Hub). Название опции, отвечающей за
установку данного напряжения, может быть “SB Voltage” and “ICH Voltage”.

PCI Express voltage. Если Вы хотите изменить напряжение PCI Express,
то нужно будет сначала определить, каким образом в Вашей системе управляются
слоты и линии PCI Express. Например, некоторые CPU от Intel, могут
управлять одной x16 или двумя x8 PCI Express линиями для подключения для видеокарт, а
низкоскоростными PCI Express управляет набор микросхем (PCH). На некоторых других платформах управление слотами PCI Express
для видеокарт осуществляется северным мостом (MCH или IOH), в то время
как низкоскоростными PCI Express, управляет чип южного моста (ICH). Напряжение, используемое на линиях PCI Express,
обычно, регулируется аппаратно, поэтому оно автоматически
изменяется при изменении напряжений
CPU, северного (PCH/MCH) или южное
моста, в зависимости от того, где реализовано управление линиями
PCI Express. В некоторых наборах микросхем (например, Intel X58) есть
возможность устанавливать напряжения для линий PCI Express. На
материнских платах, основанных на таких чипсетах, Вы найдете специальные опции
для установки напряжения PCI Express. Например, “IOHPCIE Voltage”
изменяет напряжение линий PCI Express, которым управляет северный мост материнской платы (IOH). А при помощи такой опции, как “ICHPCIE Voltage”
можно устанавливать напряжение линий ICHPCIE Voltage,
которыми управляет южный мост материнской платы (ICH).

PCI Express clock voltage. Некоторые
материнские платы позволяют Вам устанавливать напряжение элементов, отвечающих
за частоту шины PCI Express. Данный параметр может называться “PCI-E Clock Driving
Control” или “PCI Express Amplitude Control”.

 

al-tm.ru