Высококачественная стереофоническая установка – Киреев М.Радиолюбительский High-End.40 лучих конструкций ламповых умзч за 40 лет.1999

Высококачественная стереофоническая установка.

Подробности
Категория: Ламповые усилители

  Высококачественная стереофоническая установка, сконструированная инженером Г. Карасевым (Р-3/66), состоит из четырехканального усилителя и двух широкополосных акустических агрегатов, в каждом из которых размещено по пять динамических громкоговорителей. Усиление подводимых звуковых сигналов в каждом стереоканале производится раздельно для низших (от 20 до 500 Гц) и высших (от 500 до 30 000 Гц) частот, что позволило значительно ослабить интермодуляционные искажения. Звук при этом приобретает особую чистоту и «прозрачность». С целью снижения нелинейных искажений каждый канал усиления охвачен глубокой отрицательной обратной связью и заканчивается двухтактной оконечной ступенью, выполненной по ультралинейиой схеме.
   Более чем достаточная выходная мощность каждого стереоканала позволяет использовать усилитель в «легком» режиме и устраняет перегрузку у последнего при резких изменениях уровня входного сигнала.


   Несмотря на кажущуюся громоздкость схемы, изготовление усилителя совершенно доступно радиолюбителю средней квалификации, а налаживание при правильно выполненном монтаже сводится к проверке режимов ламп высокоомным вольтметром.  Диапазон воспроизводимых усилителем частот при ослаблении на краях диапазона не более 2 дБ составляет от 20 гц до 30 кГц. Частота разделения каналов усиления 500 гц. Максимальная выходная мощность 24 Вт, а номинальная- 16 Вт. Коэффициент нелинейных искажений при номинальной мощности на частоте 400 гц не более 0,3. Уровень фона. — 70 дБ.
   Регулировка   тембра — раздельная: по низшим частотам в пределах +12 дБ, по высшим — +15 дБ. Чувствительность каждого стереоканала при номинальной мощности на выходе — 200 мВ. Потребляемая от сети мощность не более — 100 Вт. Оба стереоканала усиления совершенно идентичны, поэтому на схеме изображен один из них и общий для обоих каналов источник питания. От переключателя П1 звуковой сигнал подводится к управляющей сетке лампы Л1 (во втором стереоканале — Л10) типа 6Ж32П. В цепи сетки этой лампы находится потенциометр R2, регулирующий усиление (громкость) без тонкомпенсации. Такая схема регулирования позволяет применить обычный сдвоенный потенциометр без отводов. Разумеется, при наличии специального сдвоенного потенциометра с отводами
 тонкомпенсацию следует предусмотреть.
   Усиленный первым каскадом входной сигнал подается затем на фильтры высших (С6, R9, С7 R10) и низших (R31, С15, R32, С16, R33, С17) частот. Раздельная регулировка тембра производится R12 и R30. Частота разделения каналов выбрана довольно низкой — 500 Гц, при такой частоте разделения мощности каналов высших и низших звуковых частот должны быть одинаковыми, что позволяет выполнить последующие каскады (в том числе и оконечные) совершенно идентичными.
   Дальнейшее усиление осуществляется раздельно по высшим и низшим частотам левыми (по схеме) половинами ламп Л2 и Л5, (соответственно). Аноды левых половин этих ламп непосредственно соединены с управляющими сетками правых половин, играющих роль фаэоинверторов. Отсутствие переходных конденсаторов уменьшает общий фазовый сдвиг в канале и повышает устойчивость усилителя при глубокой отрицательной обратной связи. Выходные каскады (Л3, Л4, Л6, Л7,) выполнены по ультралинейной схеме. Начальные токи (покоя) оконечных ламп выравниваются резисторами R26 и R45.
   Переключатель П1 (желательно на керамической основе) имеет 11 положений, но ограничен девятью. Соответствующие входы подключены через одно положение, промежуточные контакты заземлены. Оболочки конденсаторов С2 и С102 (типа МБМ) также следует заземлить, если
применены конденсаторы без такой оболочки (например, КБГИ), нужно изготовить для них экраны из жести в виде цилиндров, полностью закрывающих корпус, и заземлить их.
   
Шасси усилителя не должно играть роль «земляного» провода. Этот провод прокладывают изолированно от корпуса и соединяют с ним около первой лампы в каждом стереоканале. Электролитические конденсаторы усилителя также изолируют от шасси.
   В источнике питания применен силовой трансформатор, собранный на сердечнике из пластин Ш-32, толщина набора 63 мм. Обмотка I содержит 381 виток провода ПЭВ- 1 0,86, обмотка II -279   витков провода ПЭВ-1 0,64, экранная обмотка-один слой провода ПЭЛ0.41, повышающая обмотка III имеет 795 витков провода ПЭВ-2 0,41, обмотки IV и V содержат по 20 витков провода ПЭВ-1 1,35, а обмотка VI — 20 витков провода ПЭВ-1 1,0. Можно применить и другие силовые трансформаторы мощностью 100 Вт или даже два — по 50 Вт, выпрямленное высокое напряжение при этом не должно быть меньше 260- 270 В.
   Дроссель фильтра Др1 собран на сердечнике из пластин Ш-16, толщина набора 45 мм, зазор в сердечнике 0,5 мм. Его обмотка содержит 1200- 1400 витков (до полного заполнения каркаса) провода ПЭВ-1 0,44. В выпрямителе использованы четыре селеновых столбика Д1002. Их можно заменить тремя селеновыми выпрямителями АВС-120-270, включенными параллельно, или применить полупроводниковые диоды Д7Ж в параллельно-последовательной схеме включения (16 шт.).
   Если усилитель собран правильно и в нем применены рекомендованные детали элементы, то в налаживании нет необходимости. Схема рассчитана таким образом, что нужные режимы (указаны на схеме) устанавливаются автоматически. Включив усилитель, следует убедиться в его работоспособности, подавая на вход сигнал от звукоснимателя или прикасаясь отверткой к управляющим сеткам ламп Л1 и Л101. Регулятор усиления должен стоять в среднем положении. Включая высокоомный вольтметр поочередно между анодами оконечных ламп всех четырех каналов, добиваются с помощью потенциометров R26, R45, и R126, R145 минимального (не более 1 В) показания прибора. Такую операцию следует проделывать в соответствующем канале и после замены какой-либо из оконечных ламп. Если источник питания обеспечивает необходимое напряжение +280 В, то режимы во всех каскадах подбирать нет необходимости. В иных случаях, подбирая величины сопротивлений R20 и R39, следует добиться, чтобы в точках А и Б (при закороченном входе) установились потенциалы, указанные на схеме. Остальные режимы установятся автоматически. Отклонение напряжений на +10 % не влияет на работу усилителя.
   Уровень фона при рациональном монтаже в усилителе очень низок. Так, при закороченном входе и максимальном усилении на расстоянии в 1 м от акустических агрегатов фон не прослушивается совершенно. Минимальный уровень фона устанавливают потенциометром R49. Если нет осциллографа или лампового милливольтметра, минимум фона устанавливают на слух, приложив ухо к низкочастотному громкоговорителю.
   О  качестве работы стереоусилителя можно судить по прослушиванию записей новых долгоиграющих стереофонических или монофонических грампластинок, а также программ ЧМ-вещания.
   В усилителе отсутствует специальный генератор, позволяющий установить объективный стереобаланс. Практически более важен субъективный стереобаланс, который зависит от многих факторов, в частности от акустики помещения, взаимного расположения акустических агрегатов и слушателя, симметричности выходов источника звуковой программы и т. п.
   Субъективный стереобаланс можно установить следующим простым способом. К
усилителю, работающему в режиме «моно», подводят входной сигнал. Регулятор усиления — в положение 75 % максимума, низшие частоты завалены, высшие — подняты. Вращая ручку «баланс», добиваются такого положения, когда звук сигнала будет исходить из точки, находящейся на биссектрисе угла, образованного головой слушателя и двумя колонками. В качестве источника сигнала при настройке лучше всего использовать шум свободной от записи дорожки пластинки или начало магнитной ленты без записи.

radiofanatic.ru

Указатель описаний — Указатель — стр. 16

3-4. Стереофонические усилители

Высококачественная стереофоническая установка. Г. Карасев.

Состоит из четырехканального семилампового усилителя и двух широкополосных акустических агрегатов, в каждом из которых разме­щено по пять динамических громкоговорителей. В каждом стереока­нале усиление производится раздельно для низших (от 20 до 500 гц) и высших (до 30 000 гц) частот. Звук при этом приобретает особую чисто­ту. Каждый канал усиления охвачен глубокой отрицательной обратной связью и заканчивается двухтактным оконечным каскадом, выполнен­ным по ультралинейной схеме.

Достаточная мощность каждого стереоканала устраняет пере­грузку усилителя при резких изменениях уровня входного сигнала. Максимальная выходная мощность 24 вт. Чувствительность каждого стереоканала при номинальной мощности на выходе 200 мв. Потребляе­мая от сети мощность 100 ва. Несмотря на известную громоздкость схемы, изготовление усилителя доступно радиолюбителю средней квалификации, а налаживание при правильном монтаже сводится к проверке режимов ламп.

1. «Радио», 1966, 3, 30-33 и стр. 4 вкладки.

2. «.Радио», 1967, 3, 61. О замене громкоговорителей 6ГД-1 на 4ГД-Н.

Высококачественный стереофонический усилитель. И. Степин.

Усилитель десятиламповый. В нем имеются два аналогичных высококачественных усилителя, которые могут быть объединены в моно. Каждый канал усилителя нагружен на два громкоговорителя — 4ГД-1 и 6ГД-1 Оконечные и предварительные усилители имеют отдель­ные выпрямители, собранные на диодах Д226 по мостовой схеме.

Номинальная выходная мощность 10 вт. Полоса воспроизведения звуковых частот от 50 до 13 000 гц. Потребляемая мощность 30 вт

В помощь радиолюбителю. Изд во ДОСААФ, 1966. Вып. 26.

Простой стереофонический усилитель. И. Ефимов.

Установка из двух идентичных транзисторных усилителей по три транзистора (два П13Б—П16 и один П201—П203).

Полоса пропускания от 100 до 6000 гц. Выходная мощность 150 мвт.

«Юный техник», 1967, 8, 46—47.

Стереофонический усилитель.

Состоит из двух идентичных каналов и блока питания. Каждый канал представляет собой четырехкаскадный высококачественный усилитель, собранный на лампах 6Н1П (предварительный усилитель), 6Н2П (фазойнвертер) и двух 6П14П (двухтактный ультралинейный оконечный каскад).

Параметры каждого канала: неискаженная выходная мощность 10 вт — коэффициент нелинейных искажений 1%; полоса пропускания 20—30 000 гц. Регулировка тембра — раздельная по низшим и высшим частотам С помощью кнопочного переключателя входы каналов можно включать параллельно и усилитель превращается в одноканальный монофонический с общей выходной мощностью 20 вт. Описание подробное.

Г.С. Гендин Высококачественные любительские усилители низ­кой частоты. Изд. 2-е. Изд-во «Энергия», 1968. МРБ. Стр. 76-95.

Стереофонический усилитель НЧ. В. Бурундуков.

Состоит из двух идентичных каналов. При воспроизведении стереозаписи каналы работают раздельно. При воспроизведении моно­записи — параллельно.

Предназначен для воспроизведения граммофонной и магнитной записей для работы в качестве низкочастотной части приемника. Вы­ходная мощность каждого канала 12 вт. Полоса воспроизводимых звуковых частот от 30 гц до 15 кгц. Каскады предварительного усиле­ния тонкоррекции и фазоинвертора выполнены на лампах: двух 6Н2П и четырех 6Н1П. Каскад усиления мощности работает на транзисторах, собранных по мостовой схеме. В каждом канале по восемь транзисторов. Эта схема позволяет без каких-либо переходных элементов подклю­чать низкоомные громкоговорители непосредственно к электродам транзисторов. Даны указания по налаживанию.

«Радио», 1968, 7, 31—32 и на стр. 39.

Стереофонический усилитель. В. Колесник.


Усилитель двухканальный. Его особенность — применение в око­нечных каскадах среднечастотных транзисторов, что дало возможность получить линейную частотную характеристику во всем диапазоне зву-1

показана на рис. 3-5. Аналогичную схему имеет и усилитель низших звуковых частот на транзисторах T4, T8.

Усилитель нагружен на два акустических агрегата. Каждый сте­реоканал усилителя имеет автономное питание. Схема одного стабили-

зированного выпрямителя показана на рис. 3-6. Оба выпрямителя питаются от одного трансформатора.

Монтаж выполнен на печатных платах. Описание подробное.

«Радио», 1968, 3, 36—39 и стр. 3 обложки.

3-5. Радиоузлы, громкоговорящий телефон

Говорит школьный радиоузел.

Рассказ о том, как радиофицировать школу. Описан простой радиоузел с четырехламповым усилителем и его усовершенствование (увеличение мощности до 20 вт).

Не забыта радиофикация лагеря или полевого стана. Дано описание транзисторного радиоузла, усилитель которого содержит четыре тран­зистора. Показан его монтаж.

В. Г. Борисов, Ю. М. Отряшенков. «Юный радиолюбитель» Изд. 4-е. Изд-во «Энергия», 1966. МРБ. Стр. 337—353.

Радиоузел РТУ-50. В. Филиппов.

Состоит из усилительного блока мощностью 50 вт, выполненного на семи лампах (6Н9С, 6Ж8, 6Н8С и четыре 6П3С), семилампового су­пергетеродинного приемника с диапазонами ДВ, СВ, КВ-1, КВ-2 и УКВ, блока питания, уни­версального звукоснимателя, контрольного громкоговори­теля и системы коммутации Все эти узлы смонтиро­ваны в общем стальном на­стольном корпусе размерами 350 х 410 х 550 мм. Описание подробное.

В помощь радиолюбите лю. Изд-во ДОСААФ, 1966. Вып. 27. Стр 58—75.

Громкоговорящий теле­фон. Ю. Отряшенков.

Описание двух вариан­тов схемы. Первая состоит из микрофона, двух усили­тельных каскадов на транзисторах (П13—П16), громкоговорителя и кнопки вызова. Громкоговоритель самодельный.

Во второй схеме используются готовый громкоговоритель 0,1ГД-1 или 0.2ГД-1 и угольный микрофон. В этом случае предлагается добавить еще один каскад усиления на транзисторе П13—П16.

«Юный техник», 1967, 5, 62—64 и стр. 3 обложки.

Переносная радиоустановка. А. Синельников.

Радиоустановка для обслуживания походов, для усиления речи и радиовещательных передач, воспроизведения магнитной и граммо­фонной записей. В усилителе установки работают 10 транзисторов. Он собран по бестрансформаторной схеме. Выходная мощность 3 вт Монтаж усилителя выполнен на двух печатных платах. Смон­тирован усилитель вместе с акустическим агрегатом в небольшое ящике.

«Радио», 1967, 5, 35—38 и стр. 4 обложки.

Радиоузел пионерского лагеря на базе радиоприемника. В. Кривопалов, В. Борисов.

Предлагается добавить к приемнику микрофонный усилитель (рис. 3-7) с одним транзистором или двухкаскадный (рис. 3-8). К прием­нику — «радиоузлу» подключают двухтактный усилитель мощности (рис. 3-9).

Питается радиоузел от селенового выпрямителя (микрофонный усилитель получает питание от батарейки карманного фонаря).

Описание подробное, с монтажными схемами.

«Радио», 1968, 4, 37—38.

Радиоузел туриста. Ю. Отряшенков.

Подробное описание четырехкаскадного усилителя-радиоузла на пяти транзисторах с выходной мощностью около 1,5 вт. Этой мощности

достаточно для радиофикации 10—12 палаток. Кроме описания, на вкладке показаны: конструкция радиоузла, монтаж усилителя и схема подключения к нему микрофона, звукоснимателя и трансляционных линий.

Питание от шести батарей КБС-Л-0,5. При работе в течение 4 ч в день комплекта питания хватает на 5 дней.

«Радио», 1967, 6, 33—35 и стр. 4 вкладки.

Радиоустановка на мотоцикле. Н. Крылов.

Транзисторная радиоустановка. Смонтирована на мотоцикле и питается от его аккумулятора с напряжением 6 в.

Она состоит из микрофонного усилителя, предварительного усили­теля, оконечного каскада, рассчитанного на громкоговоритель РД-10, блока контроля, преобразователя напряжения и однодиапазонного приемника.

В стационарных условиях установка питается переменным током от выпрямителя.

Максимальная выходная мощность 6 вт. Установка предназначена для усиления речи, для трансляции граммофонной и магнитной записи, для приема с эфира. Может быть использована и как небольшой радио­узел на 50—100 точек. Вес установки 1,2 кг,

1. «Радио», 1967, 6, 27—29, 48 и стр. 4 обложки.

2. «Радио», 1967, 7, 34—36. (Описание супергетеродинной уста­новки, работающей в диапазоне 187—570 м).

3. «Радио», 1967, 8, 53 (Меры борьбы с помехами от преобразова­теля напряжения.)

Телефонный усилитель. Ф. Чибель.

Усилитель работает совместно с любым телефонным аппаратом в пластмассовом корпусе и позволяет прослушивать телефонный раз­говор одновременно нескольким людям на расстоянии до 10 м, а также производить запись разговора на магнитофон. В корпус аппарата вмонтирован громкоговоритель 0.2ГД-6.

В схеме усилителя восемь транзисторов.

«Радио», 1968, 9, 26—27.

3-6. Каскады усилителей, регуляторы громкости, консультация

Как уменьшить фон переменного тока в усилителях низкой частоты. Н. Горошко.

Рассматриваются различные методы уменьшения фона в обычных и высококачественных усилителях НЧ, имеющих высокую чувствитель­ность.

«Радио», 1966, 6. 62.

Мостовые усилители НЧ на транзисторах. В. Носов.

Принципы работы выходных каскадов усилителей НЧ, собранных по мостовой схеме Описание практической схемы бестрансформаторного мостового усилителя (рис. 3-10) с выходной мощностью до 1 вт.

«Радио», 1966, 2, 26—27 и 28.

Описание схем еще двух мостовых усилителей с выходной мощ­ностью до 1 вт (рис 3-11) и до 10 вт (рис. 3-12) помещено в следующем номере.

«Радио», 1966, 3, 36—37.

Термостабилизация транзисторных усилителей мощности. А. Синельников.

Несмотря на ряд преимуществ, транзисторные бестрансформатор­ные усилители не получили широкого признания Причиной этому

служит подверженность транзисторов тепловому пробою в каскадах усиления мощности.

В статье рассматриваются причины теплового пробоя мощных транзисторов, приводятся несколько способов термостабилизации

бестрансформаторных транзисторных усилителей, обеспечивающих их устойчивую работу в диапазоне температур от 20 до 50° С.

«Радио», 1966, 6, 28—30.

Включение транзисторов цепочкой.

Заметка раздела «За рубежом», предлагающая включение тран­зисторов цепочкой (есть схема) в случае, если надо иметь

транзисторный усилитель с амплитудой выходного напряжения по­рядка 300 в.

«Радио», 1967, 3, 56—57.

Можно ли в предварительном усилителе НЧ применить пере­ходной трансформатор без отвода от средней точки во вторичной обмотке?

«Радио», 1967, 10, 62.

Особенности бестрансформаторных усилителей НЧ на транзисто­рах. В. Васильев.

Подробно рассматриваются некоторые особенности бестрансфор­маторных усилителей НЧ, от которых зависят их основные характе­ристики: максимальная выходная мощность, потребляемый ток, кпд. и полоса пропускаемых частот. Предлагаются практические схемы оконечных каскадов, испытанные в лаборатории журнала

«Радио», 1967, 4, 29—31.

Предварительный усилитель на транзисторе.

Заметка в разделе «За рубежом» предлагает однокаскадный усили­тель для повышения чувствительности готового усилителя.

«Радио», 1967, 3, 56.

Токовое управление оконечным каскадом усилителей НЧ. К. Качурин.

Рассмотрены недостатки типовой схемы выходного каскада в режиме АВ современных транзисторных усилителей НЧ.

Предложена схема усилителя НЧ с номинальной выходной мощ­ностью 2 вт, в котором осуществляется токовое управление выходным каскадом.

Усилитель весьма экономичен, обладает надежной температурной стабильностью и малыми искажениями сигнала

«Радио», 1967, 9, 32—33.

uchebana5.ru

40 Лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет 1999

Сложные многоканальные УМЗЧ

56

Двухканальный усилитель А. Слонима

56

Двухканальный бестрансформаторный оконечный каскад Ф. К юне

58

Высококачественная стереофоническая установка Г. Карас ева

59

Двухканальном ультралинейном УМЗЧ А. Межеровского

62

Стереоусилитель Ю. Романюка

66

Мощный высококачественный двухканальный УМЗЧ

68

Двухканальный усилитель низкой частоты Б. Яунземса

68

Трехполосный высококачественный УМЗЧ Г. Мудрецова

70

Звуковоспроизводящая установка В. Власенко

74

Усилители мощности звуковой частоты промышленного прои зводства

78

Магнитофон «Астра-2»

78

Магнитола «Миния»

80

Радиола высокого класса «Ригонда»

81

Магнитофон «Äíiðî-12Í»

82

Стереофоническая радиола «Беларусь-62-стерео»

84

Звуковой агрегат Рижской фабрики музыкальных инструмен тов

86

Заключение

90

Дизайн High-Endаппаратуры

90

Как измерить режим лампы?

92

Требоания к громкоговорителям низших звуковых частот

92

Метод расчета акустического фазоинвертора

96

Расчет регулятора тембра

99

Выходные трансформаторы НЧ: методика расчета и конструир ования

100

Парметры, типовой режим и цоколевки ЭВП

104

“Книга-почтой”

110

Радиолюбительский High-End.К.: “Рад³оаматор”, 1999, 112 с. с ил.

studfiles.net

Особенности стереофонического микрофонного приёма.




⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 11Следующая ⇒

 

Стереофонические совмещённые (X / У) микрофоны имеют, вообще говоря, такой же список параметров, как и микрофоны монофонические. Условия их использования, по сути дела, не отличаются от тех, что описаны выше, кроме разве что особого учёта угла эффективной направленности, о чём сообщалось в §2.

Тем не менее, существует одно требование, игнорирование которого всегда приводит к тому, что фонографический результат не соответствует ожиданию. Речь идёт о полной согласованности всех параметров электроакустических приёмников левого и правого направлений. В особенности это условие должно выполняться для фазочастотных характеристик. В противном случае звуковое изображение теряет стереофоническую конкретность: локализация виртуальных фрагментов звуковой картины если и существует вообще, то не имеет никакого подобия расположению источников в реальном акустическом пространстве.

В максимальной степени указанный дефект проявляется в паре монофонических микрофонов, когда ею хотят полностью заменить совмещённый стереомикрофон. Если добросовестные изготовители электроакустических приёмников ещё заботятся о взаимной согласованности элементов стереокомплекта, то в случае мономикрофонов такая задача вовсе не ставится. Поэтому, когда в распоряжении звукорежиссёра не оказывается стереофонического микрофона, то пару мономикрофонов следует подбирать очень тщательно. Лучше всего, если этим делом займутся квалифицированные инженеры — акустики. И уж, само собой разумеется, что использовать для такой цели микрофоны разных типов или марок категорически нельзя.

Нужно сказать и об иных причинах «размазанности» звуковой картины. Подобное случается, если стереомикрофон установлен в такой зоне тон-ателье, где ранние отражения, наиболее тесно коррелированные с прямыми сигналами, нарушают временные или фазовые соответствия акустических волн левого и правого азимутов. Более того, возникающие интерференционные эффекты изменяют ещё и амплитудно — частотные свойства прямых излучений, что усугубляет ситуацию. Поэтому залог успеха состоит в расположении источников и микрофонов как можно дальше от стен тон-ателье, обладающих высокой отражающей способностью, либо в блокировании отражений посредством поглощающих или рассеивающих акустических конструкций (щитов).


«Фазовый хаос» и интерференция звуковых волн особенно вредны для уже упоминавшейся стереопары из монофонических микрофонов. Поскольку преимущественные излучения протяженным акустическим объектом имеют горизонтальные направления, то и фазовые (временные) смещения волн наиболее актуальны для разных точек тон-ателье, находящихся в горизонтальных плоскостях. Не зря конструкции стереофонических совмещённых микрофонов предусматривают, как правило, их вертикальную установку: именно в этом случае, учитывая приведенные обстоятельства, обеспечивается максимальная гарантия «чистой» амплитудной стереофонии. Поэтому искусственно сооруженная стереопара должна по расположению монофонических приёмников напоминать совмещённый в вертикальной оси стереомикрофон с соответствующим разворотом в левую и правую стороны.

Существует идея изоляции каждого из мономикрофонов от акустических сигналов «чужого» направления, заключающаяся в том, что между приёмниками устанавливается поглощающая перегородка. Об эффективности такой конструкции можно говорить лишь в случае звуковых волн, длины которых не превышают размера (диаметра) этой перегородки, ибо только тогда реальна создаваемая ею акустическая тень.

Аналогичные рассуждения должны касаться вообще всех механических способов коррекции направленности микрофонов, в частности, установки тыловых отражателей / поглотителей для обеспечения сугубо одностороннего приёма. Высококачественный стереофонический микрофон действует аналогично фото (кино) съёмочной стереоскопической паре объективов, и фонография, полученная с его помощью иной раз настолько убедительна в широтно — пространственной передаче множественного звукового объекта, например, хора или оркестра, что отпадает необходимость в дополнительных акустических «подсветках». Полнота и реальность виртуального фонографического зрелища сообщает звукоизложению такую прелесть, с которой не сравнятся никакие изыски спектрального толка или специфическая обработка звука, в особенности, когда мы имеем дело с записями классических жанров.



Отступления от канонического использования стереофонического микрофона дают довольно интересные
фонографические результаты. Так, например, выключение
направленности во имя оптимизации электроакустических свойств
(см. выше), заставляет расположить стереомикрофон горизонтально, ибо в противном случае из-за ничтожной разницы интенсивностей акустических волн в вертикальном направлении полученная звуковая картина будет чрезвычайно «узкой», почти монофонической. Но когда совмещённые приёмники находятся на горизонтальной оси, то фонография приобретает затейливую стереометрическую динамику, состоящую в том, что локализация тех или иных виртуальных источников звука становится зависимой от спектральных свойств передаваемых объектов. Это объясняется возникновением направленности микрофонов на высоких частотах, поддерживаемой возрастающим фазовым сдвигом вдоль акустической горизонтали. И в кажущейся изобразительной неразберихе то там, то здесь возникают азимутальные блики, чудесным образом освещающие картину, не отягощённую, казалось бы, стереометрической дидактикой. Разумеется, получаемая не стационарность, более того, неуправляемость результата требует применять такой способ с известной предусмотрительностью, так — как на него ложится драматургическая нагрузка.

Огромное впечатление производит на слушателя стереофоническая звукопередача по так называемой системе М8. Распространённый в 60-х годах, этот способ, к сожалению, не нашёл широкого применения из-за невыполнения требований совместимости стереофонических фонограмм в моновоспроизведении. Однако полученный эффект оказался настолько необычным и богатым в своей фонографической выразительности, что сегодня к нему возвращаются в том или ином виде.

Суть метода состояла в использовании совмещённого X / У стереомикрофона, один из приёмников которого являлся ненаправленным, а другой — имел характеристику направленности в форме восьмёрки. Микрофон устанавливался на оси симметрии источника (как правило, хора или оркестра), причём направленная его часть ориентировалась перпендикулярно этой оси, «оглядывая», так сказать, стороны объекта. Предполагалось, что источник звука находился в оптимальных акустических условиях, и был сбалансирован в громкостном и тембральном отношениях; оставалось только «сфонографировать» его. План изложения регулировался изменением расстояния от микрофона до исполнительского коллектива.

Стереомикрофон коммутировался на звукорежиссёрском пульте специфическим образом, с помощью суммарно-разностных преобразователей, посылающих в один из выходных каналов сумму сигналов ненаправленного и направленного приёмников (М + S), а в другой — их разность (М — S).

Наличие противофазной составляющей в звуковой программе
(что, собственно, и нарушало самым категорическим образом
условие совместимости), активизировало особые

психофизиологические механизмы восприятия, создававшие у слушателя ощущение так называемой «сверхбазы», то есть впечатление, будто виртуальная ширина передаваемого объекта заметно превышает расстояние между громкоговорителями. Ясно, что на тогдашнем уровне развития стереофонической техники и эстетики подобное воспринималось как большое откровение.

В настоящее время имитациями «сверхбазы» занимаются специфические устройства обработки электроакустических сигналов по программам SURROUND или SUPERROUND. Они также используют противофазные включения.

§5. Расположение артистов и микрофонов в тон-ателье.

 

Главная цель, которая преследуется в решении этого вопроса, состоит в создании максимальных удобств для музицирования или драматургического общения исполнителей, а также в обеспечении оптимальных условий для установки микрофонов.

Самыми простыми являются случаи, когда артисты работают «в одиночку», паче чаяния это диктуется выбранной технологией записи. Современные профессиональные студии располагают несколькими тон-ателье небольших размеров (кабинами), акустически изолирующими артистов друг от друга, обеспечивая, таким образом, сепаратную передачу и обработку микрофонных сигналов; многодорожечные комплексы позволяют разделять исполнителей во времени, записывать материал путём последовательных наложений музыкальных партий. Известны случаи применения подобных способов даже для записи драматических произведений, если фонографические мизансцены сообразно звукорежиссёрской концепции должны объединяться в полиакустические пространства, и единое тон-ателье не даёт возможности реализовать такой замысел при синхронном исполнении.

Принципы установки микрофона (микрофонов) у одного объекта подробно рассмотрены в данной главе, и расположение единственного артиста в студии видимых проблем не вызывает. Единственное, о чём хочется напомнить, — это о влиянии, отражающих поверхностей помещения на качество сигнала. Если имитация маленькой комнаты не входит в фонографическую задачу, то чем ближе исполнитель и микрофон будут находиться к центру тон-ателье, и чем больше будут размеры последнего, тем меньше «будут слышны стены». Конечно, предполагается, что центральная часть тон-ателье не является средоточием каких-либо акустических аномалий и реверберационных флуктуации, о чем говорилось в начале главы и в §§ 1 и 2. В противном случае для «электроакустической съёмки» ищется иное место, но, тем не менее, в угоду указанным условиям.

Повествование непроизвольно привело к упоминанию ещё одной из причин окрашивания свистящих и шипящих речевых согласных. Когда поверхности, хорошо отражающие высокочастотные акустические колебания расположены настолько близко к исполнителю и микрофону, что амплитуды прямых и отражённых волн оказываются соизмеримыми, то в точке их приёма возникает интерференция, приводящая к гребенчатой спектральной характеристике сигнала в области энергетических максимумов указанных звуков. Простое экспериментирование с прецизионным графическим эквалайзером или устройством задержки, включённым в канал передачи речи, даст подтверждение той версии, что линейные искажениягребенчатого вида в области частот порядка (3 — 6) Шг как раз соответствуют неприятным слуховым ощущениям подчёркнутости указанных согласных звуков.

Что касается размещения в тон-ателье исполнительского ансамбля, то, если не встаёт вопрос о пространственной изоляции артистов или их групп согласно выбранной технологии, решение принимается в зависимости от того, насколько желательны снижения проникновений в тот или иной микрофон звуков «чужих» источников. Так, сказанное совершенно неактуально, когда речь идёт о записи идеально сбалансированного в громкостных и тембральных отношениях оркестра, хора или ансамбля, к тому же во вполне подходящем по своим акустическим свойствам помещении. Здесь необходимо только заботится об удобствах для музыкантов: хороших слуховых и зрительных контактах, общении их с дирижёром, т. п. Тогда акустический объект будет представлен слитным звучащим телом, микрофонный приём которого станет аналогичным приёму одиночного источника.

Подробного анализа требуют случаи использования большого числа микрофонов, каждый из которых предназначен лишь части ансамбля (оркестра), музицирующего без разделения в пространстве или во времени. Такой частью может быть и один исполнитель, и группа инструменталистов или вокалистов. Многомикрофонная системазвукопередачи преследует цель получения фонографической картины, не являющейся, так сказать, «электроакустическим протоколом» того, что происходит непосредственно в тон-ателье. Это относится к тембральным, динамическим, стереофонометрическим и прочим её компонентам.

Не следует путать такой метод со случаем, когда дополнительные микрофоны используются совместно с обзорным (см. выше), и звукорежиссёр стремится к достижению известной электроакустической однородности; при этом доля местных микрофонных сигналов в передаче невелика, следовательно, вопрос взаимной акустической изоляции отдельных каналов не столь актуален. В том же, что мы именуем собственно многомикрофонной системой, «общие» микрофоны могут вообще не применяться, во всяком случае, рассмотрение их роли в рамках данного анализа несущественно.

Итак, речь идёт о расположении исполнителей и микрофонов, обеспечивающем звукорежиссёру максимальную свободу манипулирования отдельными сигналами без ущерба для других.

Введём понятие внешней электроакустической — связи(ВЭАС), характеризующей собою степень проникновения в данный электроакустический канал, состоящий из микрофона и микрофонного усилителя с блоками частотной и динамической коррекции, сигналов посторонних, или, как мы их называли, «чужих» источников. Причины, влияющие на ВЭАС, следующие:

 

 

1. Совокупная чувствительность рассматриваемого микрофонного канала. Чем она выше, тем сильнее для него
ВЭАС.

2. Акустическая мощность посторонних источников.
Естественно, чем громче инструмент или группа, чьи
сигналы проникают в «чужой» канал, тем больше величина
этого проникновения.

3. Ориентации направленностей микрофона и источников, как
собственного, так и проникающих. Снижение ВЭАС при
прочих равных условиях всегда возможно за счёт строгого
согласования осей максимальной чувствительности
микрофона и максимального акустического излучения
объекта.

4. Акустическая изолированность данного микрофона,
определяемая не только диаграммой его направленности, но
также наличием / отсутствием вспомогательных
конструкций (например, щитов).

5. Наличие вблизи мощных источников звука или микрофонов
эффективных отражающих площадок приводит к
значительному возрастанию ВЭАС для всех посторонних
микрофонных каналов.

6. Поскольку практический интерес представляет слуховое
восприятие проникновения посторонних источников за счет
ВЭАС, а не её электрическая величина, то необходимо
учитывать частотную характеристику слуха и эффекты
маскировки, сообразно звуковым спектрам «своих» и
проникающих источников. При этом существует
определённая двойственность: с одной стороны,
низкочастотные сигналы собственного источника
эффективно маскируют проникающие высокочастотные
(разумеется, при одновременном звучании), а с другой
стороны, — звуки более высоких регистров, как правило,
ощущаются более громкими.

Попутно заметим, что контрастирующие спектральные составы звуков источников, объединённых ВЭАС, могут располагать к применению частотных фильтров, ограничивающих полосы передачи, и это упрощает положение.

7. Восприятие ВЭАС усугубляется тем, что сигналы,
проникающие в посторонний микрофонный канал
задерживаются во времени по отношению к собственной
передаче. Так, если расстояние между основным и

посторонним микрофонами приводит к задержке, превышающей интервал Хааса для звуков данного рода, то ситуация приобретает критический характер, ибо психоакустическая маскировка перестаёт способствовать незаметности проникновений. Это особенно актуально в стереофонии, если сигналы связанной пары каналов локализуются в противолежащих зонах фонографической картины.

 

 

Рис.5

Рисунок 5 поясняет сказанное. «Чужой» акустический сигнал, проникающий в микрофонный канал саксофона, слышен по отношению к основному звуку барабана с незначительной задержкой, и поэтому достаточно замаскирован. А продукты ВЭАС между каналами барабана и тромбона воспринимаются уже с гораздо большей отчётливостью из-за ощутимой задержки проникающих сигналов.

8. Динамическая коррекция (автоматическое компрессирование динамического диапазона микрофонного сигнала) приводит к относительному увеличению уровня приникающих звуков, то есть к увеличению ВЭАС. Это становится особенно заметным при малом времени релаксации динамических преобразователей, когда слушатель наблюдает непропорционально большие «всплески» диффузных отзвуков соседних источников после резкого снятия собственного звука.

 

 

Теперь становится ясно, из чего нужно исходить, решая вопрос о расположении исполнителей в тон-ателье при многомикрофонном способе записи. Ни на мгновение, не забывая о доминанте удобства для артистов, принципиальные правила можно, пожалуй, черпать из следующего списка:

• Нахождение сравнительно громких инструментов (в том
числе и вокалистов) или их групп вблизи отражающих
поверхностей помещения крайне нежелательно, что
особенно относится к громким инструментам низких
регистров, с ненаправленным излучением. Это правило
хорошо сопрягается с другими аспектами настоящей главы.

• Для снижения ВЭАС желательно использовать
направленные микрофоны. Дополнительную помощь
оказывают акустические изолирующие перегородки (щиты),
которые могут блокировать микрофон от посторонних
проникновений, или предохранять тон-ателье от излишнего
акустического возбуждения мощными источниками. Само
собой разумеется, что щиты целесообразно устанавливать
перпендикулярно вектору максимальной чувствительности
направленного микрофона, «за спиной» исполнителя.

Изолятором от посторонних сигналов может служить «живой щит» из массы исполнителей, обладающей хорошим акустическим поглощением, в каковом качестве вполне очевидным представляется, к примеру, хор, расположенный у одной из стен тон-ателье, так что микрофоны, ориентированные по его фронту, будут принимать, в основном, прямые сигналы.

• Расположение самого тихого источника в составе
коллектива должно быть таким, чтобы вектор
минимальнойчувствительности направленного
микрофона, установленного у него, был бы ориентирован в
сторону наиболее мощного (разумеется, если это не
ухудшает условия музицирования или иного
взаимодействия участников).

• Группы однородных инструментов, в том числе и
вокалистов, необходимо размещать как можно компактнее
во имя сужения зоны их акустической направленности.

• Нежелательно соседство источников со сходными
спектральными характеристиками, в особенности, если они
разнятся в громкостном отношении.

• Достаточно очевидным представляется расположение
исполнителей по кругу, но он не должен быть слишком большого диаметра из-за появления заметных сигнальных задержек.

• Максимальное внимание следует уделять микрофонным каналам с актуальной ВЭАС, чьи виртуальные изображения будут локализованы в разных краях фонографической картины.

 

Подготовка к записи включает в себя тщательный анализ рассмотренного вопроса. Результатом этого анализа является несложный рисунок (эпюра), на котором условно изображаются исполнители и микрофоны в их взаиморасположении. Но не стоит надеяться на исключительность такой подготовки. В самом начале микрофонной настройки понадобятся какие-то коррективы, однако они не так уж принципиальны, если основные закономерности на подготовительном этапе были учтены.

В критических случаях можно обращаться к дирижёру или артистам с просьбой об увеличении громкости тихих голосов или о снижении её у мощных. Как правило, особые проблемы при этом не возникают, тем более что профессионально изложенная просьба будет свидетельством компетентного участия звукорежиссёра во всех рабочих моментах, а выравнивание громкостных балансов облегчит не только звукопередачу, но и создаст очевидный исполнительский комфорт. Нужно только помнить, что большинство духовых инструментов в принципе не может звучать тихо в высокой тесситуре, или, наоборот, громко в предельной нижней части своего диапазона : таковы законы музыкальной акустики.



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Высококачественный стереофонический усилитель И. Степина

Подробности
Категория: Ламповые усилители

    Высококачественный стереофонический усилитель И. Степина (МРБ-1967) может работать как с пьезоэлектрические звукоснимателем, так и с приемником, имеющим УКВ диапазон и специальную приставку для приема стереофонических передач. Усилитель обладает большим усилением и высокой чувствительностью. С входа звукоснимателя она не менее 100 мВ. Пределы регулировки тембра усилителей 15-20 дБ на низших звуковых частотах и 12-16 дБ на высших. Диапазон регулировки громкости для каждого канала 40 дБ. Усилитель воспроизводит полосу звуковых частот от 50 до 13000 Гц при неравномерности частотной характеристики 6 дБ.


   Разбаланс регулировки громкости, тембров и частотных характеристик усилителей для обоих каналов не превышает 4 дБ. Переходное затухание на частоте 1000 Гц около 45 дБ, на частоте 10000 Гц — 30 дБ. Благодаря применению раздельного питания оконечных и предварительных каскадов усиления уровень фона на выходе усилителя при номинальной выходной мощности 10 Вт (для каждого канала) и разомкнутом входе не хуже 50 дБ. Коэффициент нелинейных искажений при номинальной выходной мощности не более 4%. Потребляемая мощность 130 Вт.
   Для стереофонического воспроизведения используются два аналогичных высококачественных усилителя, которые с помощью переключателя Вк1 могут быть объединены при воспроизведении записей с монофонических пластинок.  Намоточные данные трансформаторов приведены в таблице.




















Обозначение на схемеЧисло витковМарка и диаметр провода, ммСердечник  
Тр1, Тр2Ш20х30
1 — 2 — 31500ПЭВ 0,15
4 — 596ПЭЛ 1,3
    
Тр3, Тр4Ш20х43
0 — 1649ПЭВ 0,4
1 — 247ПЭВ 0,4
2 — 3602ПЭВ 0,25
4 — 51470ПЭВ 0,25
6 — 740ПЭВ 0,8
    
Тр5Ш20х40
0 — 1385ПЭВ 0,47
1 — 255ПЭВ 0,47
2 — 3385ПЭВ 0,38
4 — 5830ПЭВ 0,23
    
6 — 7 22ПЭВ 1,0Ш28х20, УШ30х28

radiofanatic.ru

Киреев М.Радиолюбительский High-End.40 лучих конструкций ламповых умзч за 40 лет.1999

Сложные многоканальные УМЗЧ

56

Двухканальный усилитель А. Слонима

56

Двухканальный бестрансформаторный оконечный каскад Ф. К юне

58

Высококачественная стереофоническая установка Г. Карас ева

59

Двухканальном ультралинейном УМЗЧ А. Межеровского

62

Стереоусилитель Ю. Романюка

66

Мощный высококачественный двухканальный УМЗЧ

68

Двухканальный усилитель низкой частоты Б. Яунземса

68

Трехполосный высококачественный УМЗЧ Г. Мудрецова

70

Звуковоспроизводящая установка В. Власенко

74

Усилители мощности звуковой частоты промышленного прои зводства

78

Магнитофон «Астра-2»

78

Магнитола «Миния»

80

Радиола высокого класса «Ригонда»

81

Магнитофон «Äíiðî-12Í»

82

Стереофоническая радиола «Беларусь-62-стерео»

84

Звуковой агрегат Рижской фабрики музыкальных инструмен тов

86

Заключение

90

Дизайн High-Endаппаратуры

90

Как измерить режим лампы?

92

Требоания к громкоговорителям низших звуковых частот

92

Метод расчета акустического фазоинвертора

96

Расчет регулятора тембра

99

Выходные трансформаторы НЧ: методика расчета и конструир ования

100

Парметры, типовой режим и цоколевки ЭВП

104

“Книга-почтой”

110

Радиолюбительский High-End.К.: “Рад³оаматор”, 1999, 112 с. с ил.

studfiles.net

Акустические агрегаты для стереофонической системы

Стереофоническая система должна воспроизводить в каждомканале широкий спектр звуковых частот с минимальными частотными и нелинейными искажениями. Важным условием при этом является выбор громкоговорителей и их акустическое оформление. При наличии хороших акустических агрегатов высококачественное звуковоспроизведение можно получить при использовании даже сравнительно простых усилителей НЧ.

Качество звучания в большой степени определяется формой частотной характеристики акустических агрегатов на низших звуковых частотах.

При «гладкой» частотной характеристике акустического агрегата, когда нерегулярности носят «размытый» характер и не имеют большой высоты, звучание имеет мягкий, «не навязчивый» характер, при этом хорошо прослушиваются все инструменты басовой группы. Таким образом, получение «гладкой» частотной характеристики в области низших частот имеет решающее значение для высокохудожественного звуковоспроизведения.

Для стереофонической системы желательно подобрать пары индентичных громкоговорителей. Если в распоряжении радиолюбителя имеются низкочастотные громкоговорители, имеющие частоту механического резонанса подвижной системы ниже 45 гц, то в пару с каждым из них необходимо включить высокочастотный громкоговоритель («пищалку»). В случае применения широкополосных громкоговорителей, например 4ГД-28 или 4ГД-4 использование высокочастотного звена необязательно, однако всегда предпочтительнее иметь раздельное воспроизведение низших и высших звуковых частот для уменьшения интермодуляционных искажений. В этом случае придется применить разделительный фильтр, исключающий подачу низкочастотных составляющих сигнала на высокочастотный громкоговорител
ь.

По конструированию акустических агрегатов с закрытой задней стенкой могут быть даны следующие рекомендации. Стенки и фронтальная доска должны изготавливаться из толстой (не менее 15-20 мм} фанеры или древесно-стружечной плиты. Низкочастотный или широкополосный громкоговоритель следует устанавливать асимметрично по отношению к осям симметрии ящика. Неправильную форму ящика (непараллельность стенок) следует признать предпочтительной перед прямоугольной или любой иной симметричной формой. При выполнении перечисленных мер уменьшается неравномерность частотной характеристикиагрегата в области низших частот (в области высших и средних частот этого добиваются подбором громкоговорителей).

Целесообразно разместить акустические агрегаты стереосистемы, выполненные в виде ящиков с закрытыми задними стенками, в верхних углах комнаты. (В случае удлиненной комнаты — на меньшей стене). Поскольку громкоговорители в этом случае оказываются расположенными значительно выше сидящего слушателя, то фронтальные доски агрегатов следует наклонить вниз и развернуть на такой же угол внутрь.

Автором были изготовлены и испытаны два (левый и правый) угловых акустических агрегата. Их объем составляет 135 дм3. Внешний вид одного из них представлен на рис.1 и рис.2. Уступ на задней стенке объясняется наличием балки под потолком на месте установки агрегатов. В таком оформлении были испытаны громкоговорители 4ГД-28 и 6ГД-1. Поскольку громкоговоритель 4ГД-28 имеет большее распространение, то с ним измерения были проведены в большем объеме.


Puc. 1 — 2

На рис.3 приведены частотные характеристики громкоговорителя 4ГД-28 при установке его в предлагаемом угловом агрегате (сплошная линия) и в прямоугольном ящике одинакового с ним объема (пунктирная линия). Оба ящика пустые. Все частотные характеристики измерялись в условиях, эквивалентных свободному пространству.


Puc.3

Сравнение характеристик показывает, что высота подъема пика для углового агрегата ниже на 3 дб. При прослушивании, однако, характер звучания низших частот был признан неудовлетворительным. После этого в нижней боковой стенке агрегата была установлена панель акустического сопротивления — ПАС (см. «Радио» № 4 1969 г. стр. 27-28). Диаметр отверстий панели равен 30 мм, их количество для громкоговорителя 4ГД-28 составляло 9 шт., а для 6ГД-1-21 шт. Демпфирующей тканью служило льняное полотно. Для улучшения переходных характеристик в области средних частот, оборотная сторона громкоговорителя была прикрыта слоем стекловаты. Затем в этом же агрегате был установлен громкоговоритель 6ГД-1 с высокочастотным громкоговорителем 3ГД-15, прикрытым изнутри плотной крышкой. На рис.4 приведена частотная характеристика этих двух громкоговорителей с ПАС и ватой.


Puc.4

При прослушивании звучание угловых агрегатов с ПАС и ватой было признано наиболее приятным. Особенно хорошо звучали агрегаты с громкоговорителем 6ГД-1 и «пищалкой».

Изготовить угловой акустический агрегат практически не сложнее, чем обычный ящик с закрытой задней стенкой. С точки зрения отделки (наклеивание шпона, полировка) угловой агрегат имеет преимущество перед обычным ящиком, поскольку помимо задней не нуждаются в отделке и две его боковые стенки (рис. 1 стенки «а» и «б»). Конструктивный чертеж левого агрегата и его размеры приведены на рис. 5. Правый агрегат должен иметь наклон фронтальной доски в другую сторону, являясь зеркальным отображением левого. Вырезанные из фанеры или древесно-стружечной плиты детали ящиков скрепляются между собой плотно, без щелей, при помощи реек, клея и шурупов. Фронтальная доска съемная и привинчивается к ящику при помощи винтов и стальных уголков с резьбой, устанавливаемых на боковых стенках. Для более плотного прилегания между фронтальной доской и ящиком помещена полоска фетра. Конечно, при сборке ящика вместо фронтальной доски съемной можно сделать его заднюю крышку.


Puc.5

Оборотную сторону громкоговорителя обернуть ватой можно следующим образом. Сначала надо взять кусок какой-либо ткани и прикрыть ею оборотную сторону уже установленного на фронтальной доске громкоговорителя. Ткань удерживает вату на громкоговорителе и защищает от нее диффузор. Затем из картона вырезают полосу шириной 30-40 м.ч такой формы, чтобы, будучи уложенной на фронтальную доску рядом с громкоговорителем, она плотно прилегала к диффузородержателю. В случае круглого громкоговорителя полоса должна иметь форму круга, в случае эллиптического — эллипса. Вырезанную полосу картона укладывают затем поверх ткани вплотную к громкоговорителю и прибивают к доске мелкими гвоздями вместе с натянутой на громкоговоритель тканью. После этого на громкоговоритель и вокруг него на полосу картона равномерным слоем укладывают вату или очесы иконцы выступающей ткани завязывают в узел над магнитной системой. Разумеется, размер куска ткани должен быть для этого достаточным.

Внешнюю отделку агрегата каждый радиолюбитель может произвести в соответствии со своим вкусом и возможностями. Цвет декоративной ткани, прикрывающей фронтальную доску снаружи, следует подобрать в тон с цветом обивки мебели или обоев.

Автор: Инж. В. Шоров; Публикация: Н. Большаков, rf.atnn.ru

shema.info