Высококачественный предварительный усилитель с темброблоком схема – Высококачественный предварительный усилитель ВПУ-1 Усилители Любительская Радиоэлектроника

Предварительный усилитель с темброблоком — Меандр — занимательная электроника

Читать все новости

Многие радиолюбители сроят УМЗЧ на основе микросхем-интегральных УМЗЧ, обычно предназначенных для автомо­бильной аудиотехники. Главное досто­инство их в том, что вполне качественный УМЗЧ получается в кратчайший срок и с минимальными трудовыми затратами. Недостаток только в том, что УНЧ получается не полный, без предусилителя с регулировками громкости и тембра. На рисунке приведена схема простого предусилителя с регулятором громкости и тембра, построенного на самой распро­страненной элементной базе — транзисто­рах типа КТ3102Е. У усилителя доста­точно большое входное сопротивление, чтобы он мог работать практически с любым источником сигнала, от звуковой карты ПК и цифрового плеера, до архаич­ного проигрывателя виниловых дисков с пьезоэлектрической головкой звукоснима­теля.

Каскад на транзисторе VT1 построен по схеме эмиттерного повторителя и служит, в основном, для повышения входного сопротивления, и снижения влияния параметров выхода источника сигнала на регулировку тембра.

Регулятор громкости — переменный резистор R3, одновременно является и нагрузкой эмиттерного повторителя на транзисторе VT1.

Далее — пассивный мостовой регулятор тембра по низким и высоким частотам, выполненный на переменных резисторах R6 (низкие частоты) и R10 (высокие час­тоты). Диапазон регулировки 12dB.

Каскад на транзисторе VT2 служит для компенсации потерь уровня сигнала в пассивном регуляторе тембра. Коэффи­циент усиления каскада на VT2 во многом зависит от величины ООС, конкретно сопротивления резистора R13 (чем мень­ше, тем больше коэффициент усиления). Режим по постоянному току выставляется резистором R11 для каскада на VT2 и R1 для каскада на VT1.

Стереофонический вариант должен состоять из двух таких усилителей. Резисторы R6 и R10 должны быть сдвоен­ными, что бы регулировать тембр одно­временно в обоих каналах. Регуляторы громкости можно сделать раздельными для каждого канала.

Напряжение питания 12V, однополяр­ное, соответствует номинальному напря­жению питания большинства микросхем — интегральным УМЗЧ, рассчитанных на работу в автомобильной технике.

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

Предварительный усилитель с темброблоком | Сабвуфер своими руками

В предлагаемом предварительном усилителе (на рис.1 показан один канал) используются способы снижения нелинейных искажений ОУ 574УД1, описанные в [1-4]. В данном случае ОУ DA1 и DA2 нагружены на истоковые повторители VT1 и VT3 на МОП-транзисторах, которые «в связке» с генератором тока VT2 (VT4), имеют очень высокое входное сопротивление при любом уровне входного сигнала на затворе.

Тем самым обеспечивается постоянная работа DA1 и DA2 в режиме класса «А», в широком диапазоне входных и выходных напряжений ОУ. По данным [4], ток нагрузки для ОУ К574УД1, нагруженного на змиттерный повторитель, не превышает 10 мкА. Надо полагать, с истоковым повторителем это значение будет еще меньше. Таким образом, полностью компенсируется один из недостатков операционного усилителя К574УД1 — сильная зависимость коэффициента гармоник от сопротивления нагрузки [1] При этом уменьшается и ряд характерных искажений, снижается спектр высших гармоник [6].

В дополнение к этому в усилителе отсутствует общая отрицательная обратная связь (ООС). Правильность такого решения подтвердило сравнительное прослушивание данного УЗЧ с другими. Петлей ООС охвачены только сами ОУ DA1 и DA2, выполняющие функцию усилителей напряжения. Токовую нагрузку обеспечивают буферные каскады VT1, VT2 и VT3, VT4. Пассивный мостовой регулятор тембра заимствован из [4].

Регулировка громкости и баланса осуществляется по входу устройства (рис.2). Печатная плата (одного канала) показана на рис.3. При монтаже платы вначале в отверстия под транзисторы (VT1 и VT3) впаиваются проволочные штыри (около 10 мм длиной), а сами транзисторы припаиваются к штырям. Крепежную (резьбовую) часть корпусов транзисторов перед установкой на плату можно удалить ножовкой (при необходимости).

Детали. Регуляторы громкости и тембра — сдвоенные переменные резисторы группы В, баланса — группы А, например, СПЗ-ЗОГ, СПЗ- 40М или импортные. Автор применил резисторы из набора КИТ NM2111. Применять СПЗ-ЗЗ-24 нельзя! Они крайне ненадежны.

Элементы темброблока крепятся пайкой на контактах соответствующих регуляторов. Постоянные резисторы — МЛТ- 0,25, конденсаторы — малогабаритные КМ-66, КМ-5; С2, С6 — КД-1; С14,С15 —К50-35, К50-6. Транзистор VT1 (VT3) — 2П902Б, КП901. Автор применил КП9025 с начальным током стока 0,15…5 мА. VT2 (VT4) — КПЗОЗЕ(Г).

Налаживание устройства сводится к контролю за падением постоянного напряжения на резисторах R5 и R10. Оно должно находиться в пределах 0,35…0,65 В. В противном случае подбираются эти резисторы или заменяются транзисторы КПЗОЗЕ(Г). Критерием правильной настройки является симметрия и идентичность формы сигнала на выходах 6 ОУ и выходах 3, 9 платы на частотах 150…200 кГц.

Технические характеристики предварительного усилителя (рис.1) здесь не приводятся (нет соответствующей аппаратуры), но, субъективно, после его подключения УМЗЧ из [5] и ламповый «Прибой» звучат заметно лучше. При прослушивании сложных симфонических партий с большим динамическим диапазоном отсутствуют неприятные, резкие призвуки в динамиках АС. Звук воспринимается естественно и комфортно.

www.radiochipi.ru

СХЕМА ТЕМБРОБЛОКА

   Здравствуйте уважаемые радиолюбители! Сейчас собираю акустику 4.1 на TDA7650 и TDA1562, микросхемы автомобильные, для дома конечно можно было и лучше выбрать, но речь не о них, а о предусилителе с темброблоком. Мне всегда хотелось настраивать звук «под себя». И вот решил собрать такой темброблок. Выбор пал на микросхему TDA1524A. И сейчас мы оговорим о сборке сего чуда «с нуля», с применением технологии ЛУТ для изготовления печатной платы. Стандартная схема, по которой будем собирать темброблок на TDA1524A, показана на рисунке:

   Для начала отрезаем нужный кусок текстолита, шкурим нулёвкой, обезжириваем ацетоном. 

   Далее на лазерном принтере распечатываем рисунок печатной платы. (На листовку из салона мегафона не обращайте внимания, это не реклама, просто их бумага хорошо для этого подходит 🙂

   Аккуратно завернул, и начал безжалостно жарить краску, что бы она перенеслась с бумаги на текстолит. 

   После проглажки даем плате время остыть. Далее дело переносится в ванную комнату. Кладем плату в воду, дабы дать бумаге размякнуть. В это время можно попить чая или кофе — кто что предпочитает.

   Красивое фото получилось, не правда ли? Поехали дальше, после того как мы подкрепились, можно перейти к самому, на мой взгляд, кропотливому делу – оттирание бумаги с текстолита. Аккуратно сдираем бумагу, дабы не оторвать её вместе с нашими дорожками. 

   Все что останется, без фанатизма, подушечками пальцев оттираем. 

   Далее иголочкой или зубочисткой прочищаем отверстия и расстояние между дорожками. После всего этого, получаем плату с дорожками, для последующего травления. 

   Затем переходим к немаловажному делу – травлению. Травлю обычно в хлорном железе, так как это быстрее, нежели травление в медном купоросе (первое время им травил, но был разочарован, т.к. ожидание доходило до 2-х суток). Аккуратно кладем плату в раствор, чтобы не разбрызгать.

   Теперь можно сходить прогуляться, или заняться каким – либо другим делом. Прошел час, можно доставать нашу плату. Обычно травится быстрее, но текстолит нашел в магазине только 2-х сторонний, да и раствор не первой свежести. Достаем плату и видим наши дорожки. 

   Дорожки находятся сейчас под тонером, его нужно счистить. Многие это делают ацетоном, или другим растворителем. Я это делаю той же самой мелкой шкуркой. 

   Вот и все, этап приготовления платы для схемы темброблока пройден. Далее будет интереснее — сверлим отверстия для деталей. 

   Сверлить кроме как дрелью больше нечем, это крайне не удобно, тем более, что у нее патрон шатается. Так что сильно не ругайте за кривые отверстия:)

   Далее нам требуется облудить дорожки, для этого либо покрываем дорожки флюсом, либо как я просто посыпаем канифолью, после этого набираем припоя на паяльник и начинаем проходиться по дорожкам  

   Производим пайку деталей темброблока. Начинаем это делать с сокета (разъема) для микросхемы TDA1524A.

   Теперь паяем все перемычки и мелкие детали. Микросхему вставляем в последнюю очередь, так как во время пайки она может перегреться и выйти из строя, что очень печально.

   Ну вот в принципе и все! Ниже смотрите фото моего темброблока. 

   После пайки проверяем отсутствие короткого замыкания, соплей между дорожками если ничего подобного не замечено, то можно смело включать. Видео демонстрации работы устройства: 

 

   Первый запуск всегда провожу с последовательным подключением автомобильной 12-ти вольтовой лампочки (для токоограничения в случае КЗ). Темброблок собрал — все прекрасно работает. Статью написал: Евгений (ZhekaN96).


el-shema.ru

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524 собираем по схеме ниже, за исключением маленьких доработок, произведенных в хоте испытания)

Первое: добавление переменных резисторов, для синхронизации предварительного усилителя с усилителем мощности, в нашем случае это усилитель на TDA2050.

Второе: добавление двух конденсаторов на выходы. После тестирования выяснено, что они нужны, звучание получается более приятное.

Третье: я решил поменять местами громкость, баланс, ВЧ и НЧ. И сделал слева на право громкость, баланс, ВЧ, НЧ. Можно не переделывать) Это я сделал чисто под себя.

Четвёртое: чтобы не грелась моя микросхема TDA1524, я припаиваю её с низу схемы, и она получает охлаждение от корпуса.

Пятое: травлю схему в зеркальном отображении для правильной установки микросхемы.

Шестое: питать данный Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524 будем от переделанного блока питания от ПК питанием 10 вольт.

Сама схема, без доработок.

Схема с доработками. 2 конденсатора и 2 переменных резистора на выходы.

Прекрасно, приступаем к рисованию платы.

Скачать

Схема с доработками.

Добавленные конденсаторы и переменные резисторы. Чуть не забыл, я продублировал выход (сделал выход на индикацию), от него я буду выводить сигнал на индикаторы громкости, но об этом в отдельной статье.

Изначально конденсаторы замкнуты, это я сделал для тестирования.

Тестировал, один канал оставил с подключенным конденсатором, второй оставил без него и проверил, с конденсатором получше, запаял второй. Так что не забудьте разорвать дорожку под конденсаторами.

Также в данной схеме перевёрнуты резисторы громкости, баланса, ВН и НЧ.

Печатаю на текстолит зеркально и микросхему ставлю со стороны дорожек.

Соответственно, у меня громкость самая первая с левой стороны, чтобы сделать плату с громкостью с правой стороны, необходимо поменять местами левые на правые контакты переменных резисторов. Если этого не сделать, у вас громкость будет увеличиваться в обратную сторону.

Скачать.

Травим, залуживаем, впаиваем.

Рекомендую, до впаивания деталей, проверить все дорожки мультиметром на контакт.

Часто бывает так,  вроде дорожка есть, а она нерабочая или с огромным сопротивлением.

Предварительный усилитель с темброблоком на TDA1524 готов, сборку в корпус из-под очередного мёртвого DVD сделаем сразу с индикаторами громкости.

Будем использовать для них наш сделанный выход на предусилителе. Запитаем переделанным блоком от ПК. Сделаем вход и выход. Поместим в корпус.

 

 

turbo-blog.ru

Предусилитель своими руками — на микросхеме LM833

Предусилитель своими руками — с регулятором тембра

Предусилитель своими руками — рекомендую радиолюбителям схему простого и вместе стем высококачественного предварительного усилителя мощности звука с встроенным тембр блоком. Преамп построен на базе широко известного двухканального операционного аудио усилителя LM833.

Рабочая область микросхемы реализована по схеме не инвертирующего усилителя с последовательной отрицательной обратной связью по напряжению, а незадействованная область собрана по схеме повторителя, то есть по просту заглушена. Эффективная полоса пропускания данной схемы находится в пределах от 0.6 Гц до 18 кГц. Приблизительный коэффициент усиления находится в диапазоне от 0.9 до 110 исходя от выставленных значений подстроечного резистора.

Сдвоенный операционный усилитель LM833 изначально разрабатывался для применения в высококачественных звуковых устройствах. Таких, например; как пред усилители и фильтры, которые не могут работать без дву-полярного блока питания. Схема данного аппарата способна работать с питающими напряжениями в диапазоне от ±6v до ±18v, при этом коэффициент нелинейных искажений (КНИ) составляет только лишь 0.002%. Пиковое усиление по напряжению ОУ LM833 достигает 112дБ с номинальным током 6мА.

Схема предварительного усилителя

В качестве операционного усилителя можно применять любой другой двух канальный ОУ.

На снимке печатная плата:

Компоновка элементов на печатной плате.

Номиналы всех установленных в схеме элементов показаны на картинке ниже:

Список компонентов:

Данную модель преампа можно применять как в комплекте усилителя мощности звука, так и как дополнительный модуль предварительного усилителя.

Зачем нужен предварительный усилитель

Основной задачей устройства является выполнения функции усиления звукового сигнала до такого значения, при котором он становится более подходящим для оконечных усилителей мощности. Предусилитель подбирает системный уровень звукового сигнала от разнообразных источников звука. При усилении сигнала, предварительный усилитель несколько изменяет звуковой тембр.

Далее, воспроизводящая аудио система обеспечивает линейность и минимум искажений. Например, чтобы добиться прозрачного звука гитары, без этой особенности устройства, никак не справится во время выстраивания безукоризненного звучания электрогитары. Как известно, электрогитара обладает своим специфическим звуком. Следовательно, дополнительно вносимые тембровые эффекты привносят в первоначальный гитарный звук, знакомое гитарное звучание.

Используя некоторые модели преампов можно извлечь новое, уникальное звучание. Предварительные усилители разделяются на категории их применения, такие как для работы с инструментальным звуком, для работы с микрофоном и есть еще универсальные. Например: на вход инструментального преампа можно напрямую подавать сигнал с гитары. Микрофонные естественно работают с микрофонами. Универсальные имеют возможность, переключаться между микрофонным и инструментальным.

Фото пред усилителя собранного в корпусе.

usilitelstabo.ru

Предусилитель с регулятором тембра | soundbass

Предлагаю вашему вниманию простой и весьма качественный предусилитель с тембр блоком. Предусилитель построен интегральной микросхеме LM833, которая является малошумящим двухканальным операционным усилителем, изготовленным по биполярной технологии. Микросхема специально предназначена для использования в схемах высококачественных звуковых предварительных усилителей и фильтров, которым необходим двухполярный источник питания. Усилитель работает в широком диапазоне питающих напряжений от ±5В до ±18В, и имеет коэффициент нелинейных искажений всего 0.002%. Максимальное усиление по напряжению микросхемы составляет 110дБ, а ее рабочий ток около 5мА.

Схема предусилителя:

В качестве ОУ можно использовать любой сдоенный операционик.

Печятная плата:

Компоновка деталей на печатной плате

Перечень деталей:

C1,C9,101,109 — 470n
C2,102 — 10p
C3,7,8,103,107,108 — 2M2
C4,104 — 15n
C5,6,105,106 — 150n
C10,110 — 68n
C11,12 — 100M/25V
C13-16 — 100n
IC1,2 — LM833
P1,101- 100k
R1,101- 1k
R2,102 — 100k
R3,4,103,104 — 39k
R5,11,105,111 — 4k7
R6,7,106,107 — 1k2
R8-10,12,13,108-110- 2k2
R14,114 — 47k
R15,115 — 18k
R16,116 — 15k
R17,117 — 22k
BALANCE — 25k/N
BASS — 25k/N
TREBLE — 25k/N
VOLUME — 50k/G
IN,OUT,UCC — ARK500/3

Фото собранного устройства:

Данный предусилитель можно использовать как в составе усилителя мощности или как отдельный модуль предварительного усилителя.

soundbass.org.ua

Предварительный усилитель Солнцева

В продолжение темы восстановления и модернизации усилителя мощности Солнцева, собранного 20 лет назад.

Схемы предварительного усилителя и УМЗЧ, предложенные Юрием Солнцевым в 80-х годах прошлого века на страницах журнала Радио, не теряют своей актуальности по сей день. Даже спустя столько лет  характеристики предложенных им решений по-прежнему остаются на высоте.

Радио №4, 1985, стр.32-35

Радио № 5, 1984, стр. 29-34

И если схема УМЗЧ является клоном английского усилителя QUAD-405 в исполнении Солнцева на доступных в то время радиокомпонентах, то предварительный усилитель  является его собственной разработкой с высокими параметрами.

Поэтому в ходе восстановления предварительного усилителя решил не отходить от основы, убрав лишь ту часть схемы, которая предназначена для записи звука, в том числе делитель R27, R28.  В настоящее время перезапись аудио дорожек осуществляется куда проще.

 

Как можно заметить, раньше гигантомания присутствовала всюду. Слишком много свободного места на плате. Разъемы и танталовые конденсаторы выглядят динозаврами.  Поэтому полностью переработал как саму плату предварительного усилителя, так и блок регуляторов.

На фото видно, что один операционный усилитель в металлическом корпусе, а второй в корпусе DIP-8 был припаян на проводах с обратной стороны платы  – тогда найди две микросхемы в металле не удалось, а работали оба одинаково.

В итоге, существенно уменьшились габариты платы. От реле отключения темброблока отказался еще в первой конструкции (на фото видны посадочные места под них). В прошлом остались гигантские разъемы МРН и танталовые электролитические конденсаторы. Возможно, стоило установить, так же как и тогда, именно танталовые, но их цена пугающе высока.  Впоследствии, после сборки новой платы, устанавливал старые танталы, однако никаких изменений не заметил.

Сначала хотел трассировать плату под корпуса операционников в пластике, но решил, что в металлических корпусах они выглядят винтажнее и за 3 доллара!!!  купил вторую К574УД1А в металле, аж 1981 года выпуска.

В силу больших габаритов конденсаторов КМ-6б заменил их современной керамикой. Возможно и не самый лучший выбор для звука, но погоня за малогабаритностью взяла верх. Для сравнения потом в один канал подкидывал вместо керамики КМ-6б, но разницы не ощутил.

Транзисторы выпаял из старой платы – их параметры подбирал 20 лет назад тестером на рынке, что у многих продавцов вызывало легкое недоумение))).

Кроме того исключил из схемы резистор R22 сопротивлением 5,1 кОм – назначение его непонятно.

Теперь схема выглядит так:

Рисунок схемы предварительного усилителя без записи.

А сам усилитель так:

Как и прошлый раз, усилитель заработал сразу же после включения.

Отдельно стоит остановиться на темброблоке.

Так элементы темброблока и регуляторов громкости выглядели прежде:

Сейчас навесной монтаж выглядит не камильфо)), поэтому решил разместить элементы темброблока и регуляторы громкости, баланса на отдельной плате. Старые переменники использовать не стал, заменив на современные.

На 22 кОм сейчас найти переменники не удалось, установил номиналом 20 кОм.

Фото платы регуляторов

Немного напрягала разница классификации групп переменных резисторов советского и западного образца.

В советской классификации переменные резисторы с логарифмической зависимостью (здесь устанавливаются для регулировки тембра) обозначались группой Б, в современной трактовке это группа А.

Серьезная сложность возникла с регулятором громкости. Как известно для этих целей применяются переменные сопротивления с обратно-логарифмической зависимостью. Прежде они обозначались  группой В (вэ) – сейчас же группой С (си). 20 лет назад проблем с приобретением таких переменников не возникало, сейчас же это довольно дефицитная позиция. Установка другой группы переменников привела бы к неправильной работе регулятора громкости, т.е. регулировка начиналась бы не от нуля, а от трети шкалы или в последней части регулятора громкость не возрастала бы в соответствии со шкалой.

Пошел по схеме адаптации (приближения) характеристик переменников группы А (современная классификация-логарифмическая зависимость ) к параметрам группы С (обратнологарифмическая зависимость). Информацию почерпнул отсюда:

В дальнейшем такое схематическое решение встречал в магнитолах разных производителей.

В результате громкость регулируется плавно по всей шкале.

Еще одно осложнение вызвало отсутствие схемы регулировки баланса в статье Юрия Солнцева – лишь описание: «Для регулирования стереобаланса применен еще один сдвоенный переменный резистор (100 кОм, группа А (линейная зависимость в советской классификации, группа В в совеременной)), включенный реостатом (его движок в каждом канале подсоединен к движку регулятора громкости, а один из выводов – к входу усилителя мощности).»

Изложено весьма пространно и тут возможны варианты. В результате печатная плата была сделана с ошибкой, суть которой проявлялась в громком фоне. Устранить его удалось только изменением схемы включения переменников баланса. Пришлось разрезать дорожки и установив нужные перемычки. Переделывать плату уже не стал. В архиве к статье исправленная версия платы.

В финале схема регулировки баланса и громкости стала выглядеть следующим образом:

Плата регуляторов получилась довольно большой, что связано с установкой конденсаторов  – МБМ и КМ-6б.  Про положительное влияние конденсаторов МБМ на окрас звука читал неоднократно в разных источниках, поэтому установил их, купив за весьма не скромные деньги((. Однако сейчас об этом не жалею – звук низких частот действительно мягкий.  Для сравнения устанавливал К73-17 из варианта двадцатилетней давности в фильтр НЧ. Низкие  частоты становились  тверже (если можно так выразиться).

В ВЧ фильтр пришлось установить К73-17 – МБМ емкостью 0,022 мкф найти не удалось – ощутимых на слух артефактов не заметил.

Фото платы регуляторов 1,2,3,4

 

Питание предварительного усилителя в прошлом осуществлялось от трансформаторного двуполярного стабилизированнного блока питания напряжением + — 15 вольт.  Сейчас применил импульсный блок питания.  На эту тему существует много суждений, но на практике ни каких вредных проявлений нет.

Кондратьев Николай

Г. Донецк.

radio-technica.ru