Плавный пуск вентилятора охлаждающей жидкости своими руками – Сообщества › Электронные Поделки › Блог › Делаю плавный пуск вентилятора охлаждения. Требуется ответы на некоторые вопросы

Лада 2114 Super-Avto › Бортжурнал › Плавный запуск вентилятора системы охлаждения двигателя

Наконец-то появилась свободная минутка и я решил сделать очередное устройство для своего авто)
Добрался я в этот раз до вентилятора системы охлаждения двигателя.

В штатном варианте, когда включается ВСОД, происходит просадка напряжения бортовой сети.
Когда я поставил сделанное устройство у меня получилось плавное нарастание тока в обмотке двигателя при его включении, исключив резкий скачкок тока, а также провалов и резкой просадки напряжения бортовой сети 🙂


Работа устройства:
При подаче напряжения 12в таймер с элементами обвязки (ШИМ) запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 ИС с постоянной частотой и изменяющийся во времени шириной следования импульса. Время задается емкостью конденсатора С1. Далее, эти импульсы подаются на затвор мощного полевого транзистора который управляет нагрузкой на выходе устройства. R3 строго 2Мом.

P.S. Данное устройство размещается максимально близко к вентилятору иначе могут образоваться помехи, которые будут мешать нормальной работе автомобиля.

данную схему нашел на просторах инета, а вот разводку делал сам)






Нравится

101



Поделиться:













Подписаться на машину

www.drive2.ru

ГАЗ 31 ЗМЗ непростые 3 литра › Бортжурнал › Плавный пуск на электровентилятор за 50руб.

После двух дней езды сгорел моторчик основного вентилятора. Благо есть еще один такой (моторчики от спаренных вентиляторов уаз патриот). А не дал перегрется двигателю второй вентилятор стоящий спереди. Разборка показала что распаялся щеточный узел.

отпаялись щетки

Впринципе его еще можно отремонтировать. Но я пока просто переставил щеточный узел. Причина поломки не известна =). Посмотрим сколько этот проживет.
Чтоб продлить его жизнь решил сделать плавный пуск. Так как в момент запуска вентилятора возникают большие пусковые токи (порядка 30А), которые сильно просаживают бортовую сеть, вызывают большую нагрузку на генератор и на сам моторчки вентилятора. Для решения этой проблемы я полистал страницы всемирной паутины. Думал сделать из резистора коммутатора зажигания старого образца и дополнительного реле. Но поискав еще, нашел более простое и дешевое решение =). Терморезистор. Суть его действия такова. В момент пуска сопротивление велико и оно снижает пусковой ток, при этом терморезистор нагревается, постепенно от этого сопротивление падает и вентилятор в течении 5ти секунд выходит на номинальную частоту вращения. Остаточное сопротивление конечно есть, но оно очень маленькое. У этой системы только один минус, для того что бы снова хорошо ограничивать пусковой ток нужно чтобы терморезисторы остыли. Для этого я разместил их в поток вентилятора. Для остывания требуется пара минут.
Установка очень простая. В разрыв одного из проводов впаивается терморезитор. Я подобрал следующие JNR20S050M, сопротивление 5Ом, ток 7А. Они рассчитаны на 220В так что в полне достаточно. Я поставил 2 параллельно. При этом сопротивление составит 2,5Ом а ток 14А. Так как более подходящих по току я не нашел.

хорошенько пропаять

установить в поток вентилятора

В итоге Вентилятор включается очень плавно, раскручивается около 5-10 секунд. Нету просадки напряжения. Ну и всех недостатков описанных выше без плавного пуска.


Цена вопроса: 50 ₽
Пробег: 205000 км






Нравится

269



Поделиться:













Подписаться на машину

www.drive2.ru

Лада Калина Хэтчбек Лада Калина хэтчбек › Бортжурнал › Плавный запуск вентилятора радиатора ДВС.

Доброго времени суток, уважаемые, и хороших выходных!

По причине того, что у меня выходные не задались, об этом я писал тут (осторожно, многабукаф, краткая версия чуть ниже, под катом), приходится лежать в постельке и читать журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка».

Кому читать лень, то пожалуйста, краткое содержание предыдущих серий:
Шел на почту, упал, разбил коленку, порвал штаны в двух местах

Так в одном выпуске «Веселых картинок» писали о том, что, оказывается, вентилятор охлаждения двигателя в момент пуска может потреблять ток до 50А!, причем, во время устоявшегося режима он кушает весьма скромно, 8, штоле, ампер. А 50 ампер — это неслабый удар для бортовой сети машиномобиля. Говорят, что иногда доходит до того, что обороты падают, особенно, если машиномобиль стоит в пробке. А пробка — это же как раз то место, где начинают кипеть радиаторы, выкипать тосол, рожать беременные от жары. В совсем тяжелых случаях многим удается обзавестись семьями, родить детей и понянчить внуков. Не хотелось бы побывать в таких пробках… Но не будем о грустном и вернемся к нашим баранам и карлсонам.
Так вот, в том же выпуске «Веселых картинок» (номер попался настолько веселый, что просто обхохочешься) писали о несомненной пользе девайса, который может обеспечить плавный запуск вашего вентилятора. Т.е, раскрутит его меденно, от минимальных до максимальных оборотов за 2-3-4 секунды. Плюсы этого решения:
1. Нет сильного токового удара на все системы автомобиля. Особенно хорошо в пробках, когда вентилятор включается очень часто.
2. Не будет подгорать реле вентилятора.
3. Вполне вероятно, что этим можно обеспечить немного больше жизни карлсону.
4. Поднять свой левел до 80 уровня.

Минусы:
1. Дополнительная устройствина, которая будет стоять.
2. Нужно делать самому. Если не нужно, то пункт три.
3. Нужно покупать.
4.

Ну вроде как плюсов-то больше. Если, вдруг, кто найдет еще минусов или плюсов, то прошу отметить в коментах.
Схема.

Что на ней к чему. Все просто. МК выполняет роль ШИМ-контроллера. По умолчанию он работает на 50%. Если подать «-» на третий контакт, который обозначен на схеме как «Включение максимальной мощности», то на нагрузку будет подано максимальное напряжение, и она заработает на полную мощность. А что это нам дает? Правильно. Двухскоростной режим работы вентилятора. Что, в общем-то, иногда приветствуется.
А вот так это получилось на плате:

На этой фотке мой iфон дал сбой и не смог точно поймать фокус. Приходится довольствоваться тем, что он смог.


На макетке все работает, осталось проверить на машинке. Но для этого нет разъема. А разъем на рынке. А рынок далеко. А ходить я не могу. Я инвалид, ножка болит…

Засим прощаюсь, всего хорошего!

И да, не переключайтесь на другие каналы )

www.drive2.ru

Самодельный микроавтобус ГЛОРИЯ › Бортжурнал › Плавный пуск электро-вентилятора охлаждения радиатора ДВС.

Полный размер

Собрал схемку плавного пуска электрических вентиляторов охлаждения радиаторов ( у меня их два штуки, один лежачий и один стоячий ). На каждом радиаторе стоит электро-вентилятор. При включении их происходит большой скачек и просадка напряжения зарядки. К тому-же резкое включение не хорошо сказывается на предохранителях эл. вентиляторов ( из-за скачка и большого пускового тока они не выдерживают и сгорают ). Схема плавного включения устраняет эти проблемы. Для реализации схемы использовал по два реле и по одному дополнительному проволочному сопротивлению 1ом ( от печки Ваз-2101 старого типа) на каждый эл. мотор. На каждом радиаторе стоят датчики ( выключатели эл. моторов от Ваз-2106). При срабатывании датчика включения эл. вентилятора питание подается на реле и оно включает мотор через дополнительное сопротивление. При этом происходит малая скорость вращения. Тут-же включается второе реле и своими контактами перемыкает сопротивление и мотор выходит на свои рабочие обороты. Тем самым происходит плавный пуск эл. мотора. Схема рабочая. Моторы включаются плавно. Такого резкого скачка как было раньше, теперь нет.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер






Нравится

54



Поделиться:













Подписаться на машину

www.drive2.ru

Плавное включение вентилятора охлаждения двигателя своими руками

Реле плавного включения вентилятора охлаждения своими руками

 

Во всех автомобилях, когда температура двигателя близка до критической отметки, включается вентилятор охлаждения радиатора. Но есть массу минусов резкого старта, которая отображается на электрике автомобиля. Особенно это касается русского автопрома. В данной статье приведена схема своими руками реле плавного включения вентилятора охлаждения.

 

 

 

Схема устройства:

И так выше было сказано о минусах резкого включения, и которые мы минуем собрав схему реле плавного включения:

1. Большая нагрузка на бортовую сеть (генератор, аккумулятор, проводка).
2. Большая механическая нагрузка на подшипник и на крепления электро вентилятора.
3. Использование необоснованно большого предохранителя. Пусковой ток электродвигателя 20 — 30А в зависимости от модели, и редко превышает 4 — 8А на ходу.

Задача, поставленная мной, состояла в следующем:
1. Использовать штатную проводку
2. Не ставить дополнительных кнопок.
3. Изначально, в данной модели автомобиля не было реле включение вентилятора, по этому есть возможность это исправить.

Устройство представляет собой ШИМ генератор импульсов. ШИМ запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 с постоянной частотой и изменяющийся во времени шириной следования импульса. Время задается емкостью конденсатора С3. Далее, эти импульсы подаются на драйвер мощного полевого транзистора который управляет нагрузкой на выходе устройства. Драйвер для IRF4905 собран на отечественном транзисторе КТ315. Время полного открытия затвора IRF4905 напрямую зависит от емкости конденсатора и скорости его заряда. Диод на выходе служит для сглаживание обратных выбросов электродвигателя. В качестве диода я применял диодную сборку Шоттки с общим катодом. Полевик Р-канальный, так как должен регулировать положительное напряжение. Можно было бы использовать и N-канальный, но тогда бы пришлось переделывать всю проводку связанную с электроникой охлаждения. Все выводы на схемы указаны с учетом выходов контактов реле. Схема простая и выполнена в SMD, поэтому удалось ее поместить на плате размером с автомобильное реле. Некоторая часть схемы выполнена навесным, плотным монтажом, а другая на маленькой печатной плате.

Плату я рисовал ЛУТом, всем известным, далее травил хлорным железом. На этом сайте я много встречал людей у которых процесс травление занимает более 2-х часом, лично у меня это занимает 5-7 минут. Дело в том, что бы протравить плату (не важно какого размера) нужно подогреть раствор до температуры 60-70 градусов,при этом нужно как можно чаще болтать текстолит в растворе, и периодически на него поглядывать.

Первым делом необходимо достать реле. Оно может быть рабочим так и нет, собственно нас это не интересует. Главное размер! Теперь нужно разобрать его и аккуратно извлечь внутренности, оставив выходные клеммы.

Должно получится примерно следущее

После того как мы отрезали все ненужное, займемся навесным монтажом. Навесная часть, будет вся правая часть схема, все что выходит с 3 ножки NE555. «Почему нельзя спаять все на плате?» Да потому что, ни по длине ни по ширине оно не влезет. Это относиться только к стандартному (по размерам) реле.

Навесная часть почти завершена. Теперь приступим к самой плате. У меня получилось так, что пришлось обрезать готовую плату до нужных размеров, потому как транзистор и диоды были вынесены за пределы платы. Сама плата, которая выложена в конце статьи, имеет полный размер в связи с тем, что бы ее можно было подогнать по размерам.

Теперь впаиваем обрезанную плату в реле.

Осталось допаять перемычки и можно переходить к креплению радиатора (через изоляционную прокладку) и обрезанию крышки реле.

Собственно устройство готово. Осталось покрыть его лаком или залить канифолью. Хотя если реле будет стоять под приборной панелью, то вскрытие лаком можно исключить. После окончательной сборки устройство не требует настройки, подходит к любым (по мощности) электродвигателям, так как имеет максимальный ток в 74А! Это все таки автомобиль, должен быть 200% запас по мощности. Чтобы ничего не работало в пике своих характеристик. IRF4905 довольно дешевый, распространенный, проблем с его приобретением возникнуть не должно.

Ну вот и все. Фото готового устройства.

Список радиодеталей

















ОбозначениеТипНоминалКоличество
Программируемые таймеры и осцилляторыNE555D1
MOSFETIRF49051
БиполярныеКТ315А1
ВыпрямительныеSBR1040CT1
VD1, VD2Выпрямительные1N41482
R1, R7Резистор10 кОм2
R2Резистор2.2 МОм1
R3Резистор2 МОм1
R4, R5, R8Резистор1 кОм3
R6Резистор47 Ом1
R9Резистор4.7 кОм1
R10Резистор510 Ом1
C1Конденсатор0.1 мкФ1
C2Электролитический конденсатор220 мкФ/16В1
Корпус от авто-реле1

 

Скачать плату в LAY

radiostroi.ru

Лада 21099 › Бортжурнал › Плавное управление вентилятором охлаждения двигателя

После установки вентилятора от калины, не нравилось резкое включение вентилятора, когда стоишь в пробке. Резкий провал, обороты падают и восстанавливаются. Подключение через резистор, не дал желаемого результата, но провалы чуть снизились, в салоне все равно было слышно что работает вентилятор.

Пару месяцев назад, на драйве увидел несколько тем по поводу плавного включения вентилятора. Плавного включения вентилятора мне оказалось мало, поэтому поискав информацию, нашел нужный мне вариант. Изначально наткнулся на готовое решение Смерч. Но потом увидел статью в бж драйвовчанина seamen73 с его статьей Контроллер электровентилятора охлаждения двигателя на pic12f675 было принято решение изготовить устройство по его схеме. Хотя в принципе, схема от Смерч почти такая же. Прошивка для PIC12f675 используется от Смерча.

Перед работой над печатной платой, была проблема найти корпус. Заехал в магазин запчастей, и купил довольно интересный корпус (влагозащищенный) модуль ЭПХХ (от какого авто неизвестно).

Фото корпуса и оригинальной платы в нем.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Плату развел под этот корпус. Разъем впаивается в плату. Все получилось компактно.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

При проверке устройства, оно не заработало. После некоторого проведенного времени, выяснил, что неисправен мк. Купил новый мк, прошил, заработало. Очень понравилась настройка включения вентилятора. Надо прогреть авто до температуры срабатывания вентилятора, и крутить подстроечный резистор до сработки вентилятора управляемого новым устройством.

Установил в подкапотное пространство:

Полный размер

Очень доволен устройством. Сейчас, он включается практически не слышно (правда на самых малых оборотах происходит гул обмотки эл.вентилятора). Если этот гул отсутствовал на малых оборотах, то это устройство считал бы идеальным. На максимум вентилятор не включался ниразу, обороты при включении не плавают. Если это устройство выйдет из строя, то автоматически при достижении нужной температуры, сработает штатная система охлаждения двигателя.

www.drive2.ru

Плавное включение вентилятора охлаждения двигателя своими руками

Во всех автомобилях, когда температура двигателя близка до критической отметки, включается вентилятор охлаждения радиатора. Но есть массу минусов резкого старта, которая отображается на электрике автомобиля. Особенно это касается русского автопрома. В данной статье приведена схема своими руками реле плавного включения вентилятора охлаждения.

 

 

И так выше было сказано о минусах резкого включения, и которые мы минуем собрав схему реле плавного включения:

  1.  Большая нагрузка на бортовую сеть (генератор, аккумулятор, проводка).
  2.  Большая механическая нагрузка на подшипник и на крепления электро вентилятора.
  3.  Использование необоснованно большого предохранителя. Пусковой ток электродвигателя 20 — 30А в зависимости от модели, и редко превышает 4 — 8А на ходу.

Задача, поставленная мной, состояла в следующем:

  1. Использовать штатную проводку.
  2. Не ставить дополнительных кнопок.
  3. Изначально, в данной модели автомобиля не было реле включение вентилятора, по этому есть возможность это исправить.

Устройство представляет собой ШИМ генератор импульсов. ШИМ запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 с постоянной частотой и изменяющийся во времени шириной следования импульса. Время задается емкостью конденсатора С3. Далее, эти импульсы подаются на драйвер мощного полевого транзистора который управляет нагрузкой на выходе устройства. Драйвер для IRF4905 собран на отечественном транзисторе КТ315. Время полного открытия затвора IRF4905 напрямую зависит от емкости конденсатора и скорости его заряда. Диод на выходе служит для сглаживание обратных выбросов электродвигателя. В качестве диода я применял диодную сборку Шоттки с общим катодом. Полевик Р-канальный, так как должен регулировать положительное напряжение. Можно было бы использовать и N-канальный, но тогда бы пришлось переделывать всю проводку связанную с электроникой охлаждения. Все выводы на схемы указаны с учетом выходов контактов реле. Схема простая и выполнена в SMD, поэтому удалось ее поместить на плате размером с автомобильное реле. Некоторая часть схемы выполнена навесным, плотным монтажом, а другая на маленькой печатной плате.

Плату я рисовал ЛУТом, всем известным, далее травил хлорным железом. На этом сайте я много встречал людей у которых процесс травление занимает более 2-х часом, лично у меня это занимает 5-7 минут. Дело в том, что бы протравить плату (не важно какого размера) нужно подогреть раствор до температуры 60-70 градусов,при этом нужно как можно чаще болтать текстолит в растворе, и периодически на него поглядывать.

Первым делом необходимо достать реле. Оно может быть рабочим так и нет, собственно нас это не интересует. Главное размер! Теперь нужно разобрать его и аккуратно извлечь внутренности, оставив выходные клеммы.

  

Должно получится примерно следущее

  

После того как мы отрезали все ненужное, займемся навесным монтажом. Навесная часть, будет вся правая часть схема, все что выходит с 3 ножки NE555. «Почему нельзя спаять все на плате?» Да потому что, ни по длине ни по ширине оно не влезет. Это относиться только к стандартному (по размерам) реле.

Навесная часть почти завершена. Теперь приступим к самой плате. У меня получилось так, что пришлось обрезать готовую плату до нужных размеров, потому как транзистор и диоды были вынесены за пределы платы. Сама плата, которая выложена в конце статьи, имеет полный размер в связи с тем, что бы ее можно было подогнать по размерам.

  

Теперь впаиваем обрезанную плату в реле.

Осталось допаять перемычки и можно переходить к креплению радиатора (через изоляционную прокладку) и обрезанию крышки реле.

Собственно устройство готово. Осталось покрыть его лаком или залить канифолью. Хотя если реле будет стоять под приборной панелью, то вскрытие лаком можно исключить. После окончательной сборки устройство не требует настройки, подходит к любым (по мощности) электродвигателям, так как имеет максимальный ток в 74А! Это все таки автомобиль, должен быть 200% запас по мощности. Чтобы ничего не работало в пике своих характеристик. IRF4905 довольно дешевый, распространенный, проблем с его приобретением возникнуть не должно.

Ну вот и все. Фото готового устройства.

Список радиодеталей

ОбозначениеТипНоминалКоличество
 Программируемые таймеры и осцилляторыNE555D1
 MOSFETIRF49051
 БиполярныеКТ315А1
 ВыпрямительныеSBR1040CT1
VD1, VD2Выпрямительные1N41482
R1, R7Резистор10 кОм2
R2Резистор2.2 МОм1
R3Резистор2 МОм1
R4, R5, R8Резистор1 кОм3
R6Резистор47 Ом1
R9Резистор4.7 кОм1
R10Резистор510 Ом1
C1Конденсатор0.1 мкФ1
C2Электролитический конденсатор220 мкФ/16В1
 Корпус от авто-реле 1

Плату в LAY

shemu.ru