Трансляционный усилитель своими руками – Как выбрать трансляционный усилитель? Как определить мощность трансляционного усилителя? Как выбрать громкоговоритель? — Общие статьи — Статьи — Статьи

Содержание

Трансляционный усилитель низкой частоты | Все своими руками

Опубликовал admin | Дата 30 декабря, 2014

     Усилитель трансляционный УЛТ-15Р предназначен для усиления сигналов звуковой частоты в трактах командных и вещательных передач.
Обходя свои владения по заваленному радиохламом чердаке, наткнулся на усилитель от судовой громкоговорящей связи «Рябина», ну и решил, что может, кому пригодится. Усилитель отработанный, надежный.

Не имеет правда защиты от КЗ на выходе, поэтому приходилось все время клеить новые каркасы и перематывать выходные трансформаторы.

Электрические параметры усилителя УЛТ-15Р
Напряжение на входе, В………….0,78±0,04
Сопротивление нагрузки, Ом …60
Напряжение на выходе, В………..30
Нелинейные искажения, %………4
Полоса частот, Гц ………………….150… 6000
Напряжение питания, В………….24
Потребляемый ток, А……………..1,5

     Принципиальная схема усилителя приведена на рисунке 1. Усилитель содержит три каскада предварительного усиления собранных на транзисторах VT1,VT2,VT3 по схеме с общим эмиттером и оконечный двухтактный каскад на транзисторах VT4… VT7 с трансформаторным выходом, обеспечивающим нужное выходное напряжение на нагрузке. Напряжение питание первого каскада стабилизировано параметрическим стабилизатором, собранным на стабилитронах Д1, Д2 и резисторе R6. С помощью резисторов R1 и R3 устанавливают рабочую точку транзистора, соответствующую режиму А.

      На эмиттер транзистора первого каскада подается напряжение отрицательной обратной связи, снимаемое со специально предназначенной обмотки, вывод 3 трансформатора ТР2. ООС частотозависимая, включающая в себя резистор R19, конденсаторы С5 и С6. Для увеличения термостабилизации режима работы каскада на транзисторах VT2 и VT3 в базовую цепь транзистора VT2 включен терморезистор R7. Применение в качестве транзистора VT3, транзистора с обратной проводимостью, позволило исключить переходную емкость между вторым и третьим каскадами. Рабочую точку данного каскада устанавливают с помощью резистора R9. Конденсатор С3 шунтирует сопротивление R13 по переменному напряжению усиливаемого сигнала. Это повышает общий коэффициент усиления всего усилителя. От величины его емкости зависит характеристика в области низких частот. Резистор R13, это резистор обратной связи по току, обеспечивающий устойчивую работу усилителя. Нагрузкой транзистора VT3 является согласующий трансформатор ТР1 — ПТ-853.

Трансформатор ПТ-853
сердечник ШЛ10×16, провод ПЭТВ-2.
Обмотки 1 – 5, 2 – 4……1000 витков, D = 0,112 мм
Обмотка 9 – 10……………500 витков, D = 0,2 мм

     С его выходных обмоток сигналы в противофазе поступают на базы выходных составных транзисторов. С помощью резистора R16, включенного в цепь базового делителя, устанавливают режим работы класс АВ, исключающего появление нелинейных искажений типа ступенька в выходном сигнале. Конденсатор С4 так же повышает устойчивость работы усилителя, уменьшая возможность возбуждения УНЧ на высоких частотах. От величины его емкости зависит коэффициент усиления в области высоких частот. Терморезистор R15 стабилизирует рабочую точку работы транзисторов выходного каскада при изменении окружающей температуры. При самостоятельном изготовлении усилителя в качестве сердечника выходного трансформатора можно использовать сердечник от ТВК-110 и ТВК-110Л1.

Обсудить эту статью на — форуме «Радиоэлектроника, вопросы и ответы».

Просмотров:4 530

www.kondratev-v.ru

Трансляционный усилитель своими руками — полная и подробная информация

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Трансляционный усилитель своими руками

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио — аппаратуры:

     

  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.

 

Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

  • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
  • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
  • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто — чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов — 0,1%.
  • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
  • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

Следует помнить: изготовление качественных усилителей — трудоемкий и высокотехнологичный процесс, соответственно, слишком низкая цена при достойных характеристиках должна Вас насторожить.

 
Классификация

Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный — своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.

Важно: первичное преобразование и обработка сигнала происходит именно в предварительных усилителях.

  • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
  • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы — А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.

Внимание: изучение технических составляющих покупки, конечно, необходимо, но зачастую решающим фактором является элементарное прослушивание аппаратуры по принципу звучит-не звучит.

 
Применение

Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

  1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi — fi.
  2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
  3. В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  4. В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот — от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.

Таким образом, чтобы долгое время наслаждаться чистым и качественным звуком, целесообразно заранее изучить все многообразие предложений и подобрать вариант аудио аппаратуры, максимально отвечающий Вашим запросам.

 

all-audio.pro

Подключение трансляционных усилителей и громкоговорителей

В этой краткой статье мы рассмотрим основные особенности подключения трансляционных усилителей и громкоговорителей. Мы не станем описывать «Почему», не будем приводить формулы расчетов подключений, мы просто опишем «Как».

Трансляционное оборудование принципиально отличается от техники, которую мы привыкли использовать у себя дома или от профессиональных концертных или клубных систем. Основная особенность трансляционных систем это использование в усилителе согласующего трансформатора, который выдает в линию сигнал с уровнем 100В (в некоторых случаях может быть 30В, 240В, но эти случаи мы рассмотрим отдельно). Такое напряжение позволяет (в отличии от домашних или профессиональных усилителей) проводить протяженные трансляционные линии до сотен метров (возможно примерно до 1 км, но при условии подбора подходящего кабеля). Громкоговорители, которые используются совместно с трансляционными усилителями также должны содержать понижающий трансформатор и иметь соответствующее входное напряжение 100В (соответственно в некоторых случаях 30 или 240В).  Важно помнить, суммарная мощность подключаемых трансляционных громкоговорителей не должна превышать мощность усилителя (в отличии от профессиональных акустических систем и усилителей, где рекомендуется обратное правило). В отличии от профессионального оборудования, у которого  подключение нескольких акустических систем на один усилитель может вызвать определенные трудности (последовательно-параллельная схема подключения), трансляционная техника избавляет нас от подобных сложностей. На схеме ниже, вы можете посмотреть общий принцип подключения трансляционных громкоговорителей к усилителям ROXTON AA-35/60/120/240/360/480 и линейки серии MA-60/120/240/360. Данная схема подключения вполне актуальна для техники других производителей.

 

Общая схема подключения 100В трансляционного усилителя выглядит примерно так:

Подключение 100В трансляционных громкоговорителей на выход усилителя 70В.

Большинство 100В трансляционных усилителей, помимо основного выхода 100В в линии громкоговорителей, имеют также выход 70В. При подключении громкоговорителей на этот выход, их мощность падает в два раза, но максимальное количество подключаемых громкоговорителей может быть также увеличена вдвое. Например к усилителю мощностью 30 Вт можно подключить не более 3-х громкоговорителей мощностью 10Вт на 100В выход. На 70В выход усилителя возможно подключение 6-ти 10Вт громкоговорителей.

 

Подключение трансляционных громкоговорителей к многозоновым усилителям.

Многозоновые усилители ROXTON серии AZ-120/240/360/480/560/650, серии MZ-120/240/360 а также комбинированные системы оповещения SX-240/480 позволяют подключать несколько шлейфов акустических систем для организации на объекте многозонового вещания. Подключение производится отдельными шлейфами на пронумерованные пары клемм. У этих усилителей также имеется общий выход 100В, 70В и 4 Ом, которые используются при отсутствии необходимости делить территорию предприятия на отдельные зоны трансляции. В этом случае используется соответствующий общий выход усилителя.

Можно ли подключать трансляционные усилители одного производителя к громкоговорителям другого производителя.

Конечно можно. Но важно учитывать тот момент, чтобы совпадали выходное напряжение усилителя и входное напряжение громкоговорителей. Наиболее распространенной техникой в данном сегменте рынка является 100В оборудование (и усилители и громкоговорители), однако могут использоваться системы с напряжением в сети 30В, 120В и 240В. Если к 100В усилителю подключить 30В громкоговорители ничего хорошего не произойдет и мы категорически не советуем поступать таким образом (хотя надо отметить, что были случаи подобного использования техники, но они требуют чрезвычайной аккуратности и мы не станем рассказывать о подобных экспериментах, что бы вообще не вводить в искушение поступать подобным образом). К усилителю с выходным напряжением 30В можно спокойно подключать 100В громкоговорители, но потери мощности (фактически громкости) будут совершенно неприемлемы. Сочетание 100В усилителей  и 120В громкоговорителей приемлемо, будет некоторая потеря мощности. 120В усилители и 100В громкоговорители в принципе работать будут, но мы очень не рекомендуем использовать подобную схему.

Подключение трансляционных громкоговорителей.

Мы здесь остановимся только на 100В схемах подключения громкоговорителей. Какие выходы усилителя необходимо использовать для подключения трансляционной акустики Вы можете посмотреть на схемах выше. Как правило это клемма «0» (в некоторых случаях обозначается как «СОМ») и клемма «100В».

На картинке ниже мы видим шильдик громкоговорителя (к примеру PA-20T). На нем помимо указания модели, входного напряжения и номинальной мощности есть еще три надписи, обозначающие цвета и назначение проводов выходящих от громкоговорителя.

  1. BLUE: COM (т.е. синий провод — общий, он подключается всегда на клемму усилителя «0» или «СОМ»)
  2. RED: 20 Вт (т.е. красный провод используется для подключения громкоговорителя на мощность 20 Вт, этот провод заводится на клемму усилителя 100В)
  3. YELLOW: 10 Вт (т.е. желтый провод используется для подключения громкоговорителя на мощность 10 Вт, этот провод заводится на клемму усилителя 100В)

Подключение громкоговорителя на 20 Вт.

 Подключение громкоговорителя на 10 Вт.

В некоторых случаях вместо проводов используются таким же образом подписанные клеммные колодки (например СОМ; 10 Вт; 5 Вт; 2,5 Вт), в этом случае подключение еще проще, соединяем 0 (СОМ) на усилителе с 0(СОМ) на динамике, а 100В клемму усилителя соединяем с выбранной мощностью, на которую необходимо подключить громкоговоритель.

Совсем простой является схема, когда из громкоговорителя выходят всего два провода (или стоит одна колодка с двумя клеммами), а на корпусе громкоговорителя установлен подписанный переключатель, позволяющий  просто установить регулятор в нужное положение, на нужную мощность.

Как подключать громкоговоритель, если не аказаны значения мощности, а обозначены только сопротивления отводов громкоговорителя.

Действительно, в некоторых типах акустических систем не указана возможная подключаемая на конкретный отвод мощность. Если с «общим» отводом («СОМ» или «0») всё понятно, то другие отводы, как на картинке внизу , могут обозначаться различными сопротивлениями.

В примере 1 (рупорный громкоговоритель Inter-M HS-20, 20/10Вт) мы видим общий отвод «СОМ» — черный провод (BLACK), а также несколько сопротивлений — 8 Ом (RED), 500 Ом (WHITE) и 1 кОм (GREEN).  Отвод 8 Ом (RED) предназначен только для подключения к низкоомным выходам усилителя и используется в трансляционной технике редко. Если Вы видите обозначение отвода громкоговорителя 4 или 8 Ом, то про него можно сразу забыть, использование этого отвода возможно только если сам усилитель мощности не является трансляционным и имеет только низкоомные выходы. (то же самое можно,кстати сказать про выходы трансляционных 100В усилителей 4-8-16 Ом, эти выходы используются в обратной ситуации, когда в силу тех или иных причин к трансляционному усилителю необходимо подключить бытовые, профессиональные или любые иные акустические системы с входным сопротивлением 4-8 Ом). Остаются два отвода — 500 Ом (WHITE) и 1 кОм (GREEN). Правило в данном случае простое, чем меньше сопротивление, на которое вы подключаетесь, тем большую мощность выдает громкоговоритель. Мы в этом примере рассматривали громкоговоритель HS-20 мощностью 20 и 10 Вт. При подключении на 500 Ом, громкоговоритель будет «играть» на 20 Вт, при подключении на 1 кОм он будет выдавать 10 Вт. Существуют формулы расчета соотношения сопротивления и мощности которые мы не станем приводить в рамках данной статьи. Просто можно запомнить: чем меньше сопротивление на которое вы подключаете громкоговоритель (8 Ом вообще не учитывать!), тем на большую мощность он будет работать.

В примере 2 мы показали обозначения громкоговорителя CS-810 мощностью 10 и 5 Вт. Что бы подключить акустическую систему на полную мощность (10 Вт) мы подключаем клеммы «СОМ» и 1 кОм, для подключения громкоговорителя на половину мощности (5 Вт), используем клеммы «СОМ» и 2 кОм.

Одинаковые громкоговорители в одной трансляционной линии можно подключать на различные мощности. Например часть акустики можно включить на полную мощность, часть на половину и часть на треть. Также можно в одну трансляционную линию подключать различные типы акустических систем (и различных производителей в том числе). Для подсчета нагрузки на данную трансляционную линию необходимо просто сложить все значения подключенной мощности на каждом громкоговорителе в линии.

Сколько громкоговорителей можно подключить к трансляционному усилителю.

Правило простое. Суммарная мощность акустических систем не должна превышать мощность усилителя. Желательно даже оставлять некоторый запас. Поэтому при подборе трансляционного усилителя необходимо учитывать возможность расширения системы. Если вы купили 12 громкоговорителей мощностью по 10 Вт и усилитель мощностью 120Вт, то для подключения дополнительной акустики не остается никакого резерва (разве только переподключить все громкоговорители на часть мощности).

Также отметим важный момент, некоторые многозоновые усилители не позволяют, например, подключить на отдельную зону мощность, превышающую примерное значение мощность самого усилителя, поделенную на количество зон. Так например, усилитель JPA-1120A с селектором на 5 зон трансляции не позволяет подключить более 25Вт на каждую зону трансляции. В этом случае, не смотря на то, что суммарная мощность громкоговорителей может быть существенно ниже мощности самого усилителя, при необходимости подключить на отдельную зону трансляции (например) нагрузку в 50Вт, необходимо или покупать усилитель, который позволяет включать такую нагрузку на отдельную зону трансляции или различными способами (иногда затратными, иногда неудобными) решать эту проблему.

Все усилители ROXTON, которые представлены на нашем сайте позволяют подавать на отдельную зону трансляции хоть всю подключаемую мощность, поэтому выше изложенный нюанс к ним отношения не имеет.

Можно ли использовать одновременно 100В выход усилителя и выход 8 Ом.

Нет. Нельзя.

Какой кабель использовать для подключения трансляционных громкоговорителей и усилителей.

Специальный акустический кабель (который используется в профессиональном звуке) использовать не стоит. Как правило системы радиотрансляции прокладываются обычным электрическим проводом сечением 0, 75мм и выше (ШВВП-2*0,75, любой ПВС и т.д.). Чем больше длинна трансляционной линии, тем с большим сечением должен использоваться кабель.

Вы можете использовать такую формулу для расчета сечения кабеля:

Минимальное сечение = 0,08 * (длину линии) * (суммарную мощность громкоговорителей в линии) / 10 000

Но, желательно не меньше 0,75 мм (ШВВП 2*0,75 например)

Для 100В систем пределом является расстояние около 1 км, при этом стоимость кабеля для прокладки сети на подобные расстояния может значительно увеличить стоимость самой системы. При построении систем оповещения людей о пожаре целесообразно использовать специальные огнестойкие кабели, марку которых Вам подскажут специалисты нашей компании.

roxton-audio.ru

САМОДЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

   Добрый день уважаемые радиолюбители. Как сделать себе недорогой и достаточно мощный усилитель с хорошими звуковыми параметрами — такой вопрос мне часто задают новички. честно говоря, этот простой самодельный усилитель был собран по одной причине — на чердаке валялся корпус от старого советского усилителя, а один друг уже надоел мне своей просьбой собрать УНЧ. 

   Поэтому приступаем к сборке. Трансформатор можно взять готовый на 12 вольт 5-6 ампер или же мотать самому. Фильтрационные конденсаторы — с емкостью чем побольше! В данном случае 9400 микрофарад (суммарно). При максимальной величине регулятора в динамике посторонние шумы отсутствуют, это за счет таких конденсаторов питания!

   Диоды серии кд2010. Сам усилитель выполнен на дешевой микросхеме TDA2005, но это достаточно качественная микросхема, которая работает и в мостовом и в стерео режиме. При мостовом подключении микросхема выдает свыше 20 ватт, при стерео режиме (двухканальная) мощность 12-15 ватт на канал при нагрузке 3 ом, при 4-х омной нагрузке мощность порядка 10 ватт на канал.

   Звуковые параметры усилителя тоже на приличном уровне. Усилитель имеет защиту от КЗ нагрузки Защита от перегрева; Защита от бросков напряжения питания в диапазоне до 40 В. Усилитель имеет широкий диапазон питающих напряжений от 6 до 18 В. 

   Приведем технические характеристики самодельного УНЧ — напряжение питания 6…18 В, ток в режиме покоя 75 мА, пиковое значение выходного тока 3 А, сопротивление нагрузки 2 Ом,выходная мощность 22 Вт,коэффициент усиления по напряжению 50 Дб, диапазон воспроизводимых частот 40 … 20000 Гц, коэффициент нелинейных искажений 1%, и к тому же микросхема стоит всего один доллар. 

   В статье приведены несколько схем включения усилителя, какую схематику использовать — решайте сами, все они хороши, слышимые искажения у меня не наблюдались никогда, схемы были неоднократно перепробованы и для дешевого и достаточно качественного усилителя — эта микросхема отличный вариант!

   Усилитель закреплен на небольшой теплоотвод, а сам теплоотвод прикреплен к корпусу, минус питания желательно заземлить подключая к корпусу устройства.

   Усилитель был дополнен также гнёздами <тюльпанами> — все стало выглядеть как импортное!

   Регулятор громкости подбираем с сопротивлением от 27 до 47 килоом, можно использовать как зарубежные, так и отечественные.

   Входной конденсатор применен с емкостью 0,22 микрофарад. Данный самодельный усилитель был собран по мостовой схеме, для питания маломощного компьютерного сабвуфера, но его можно переключить и на режим широкополосного усилителя. Если собираете навесным монтажом (как в моём случае), то советую зафиксировать места припоев силиконом, для прочности.

   Данная микросхема отлично будет работать и как автомобильный усилитель, пара десятков лишних ватт в автомобиле точно вам не помешают. До новых встреч на страницах нашего сайта — Артур Касьян (АКА).


el-shema.ru

Новые конструкции трансляционной аппаратуры


 


Последнее обновление
17.03.09

 
 

Новые конструкции трансляционной аппаратуры


Идеи, схемы и конструкции,
разработанные теоретически, но не реализованные на практике, отмечены красным
цветом.

Идеи, схемы и конструкции,
разработанные и реализованные на практике, отмечены зеленым цветом.

Чистая теория обозначена
синим цветом.


Трансляционные усилители

Любая трансляционная сеть состоит из мощного усилителя с трансформаторным выходом и трансляционных громкоговорителей. Усилитель является наиболее сложным элементом трансляционной сети. Он должен выдерживать короткие замыкания и перегрузки по выходу. Выход должен быть гальванически развязан с цепями усилителя. Вся сеть либо полностью развязывается с другими цепями, что в случае попадания напряжения электросети не приводит к выходу из строя чего-либо и ударам током, либо ее средняя точка заземляется, что в случае попадания напряжения приводит в отключению линии предохранителями. Средняя точка может быть заземлена через дополнительную аппаратуру, которое позволяет управлять оборудованием сети с радиоузла. Цепь, образующуюся между средней точкой и землей, принято называть искусственным каналом, по которому обычно передается постоянное напряжение
для работы различной автоматики.

На базе транзисторного или интегрального усилителя.

В последние годы практически все бытовые полупроводниковые усилители собраны по бестрансформаторной схеме, что не позволяет их использовать в качестве трансляционных. Тем не менее такое применение возможно. Для того, чтобы бестрансформаторный усилитель мог работать
на трансляционную сеть, его необходимо подключить к ней через трансформатор. В бытовых условиях проще всего установить силовой унифицированный трансформатор.

Тут есть трудности. Известно, что любой трансформатор является индуктивной нагрузкой. И в цепи обмотки будут возникать токи самоиндукции, которые могут вывести из строя выходные транзисторы.
Усилитель выдает сигнал в диапазоне частот от 20гц до 20кгц, тогда как
трансляционные линии, трансформаторы и прочие устройства рассчитаны на
нижнюю частоту 50гц. Усилители как правило двухканальные, так что
целесообразно объединить мощность двух каналов. О том, как это сделать,
читайте здесь.


Мощность трансформатора должна быть в 2 раза больше номинальной мощности усилителя, иначе
при большой нагрузке на сеть можно вызвать перегрузку трансформатора.

Таблица напряжений приведена здесь

(берется обмотка с номинальным напряжением холостого хода
на 15…25% больше выходного напряжения усилителя. 

 Последнее рассчитывается по формуле

Uобм.= √
Pном.*Rн.
).

Выходными обмотками являются сетевые обмотки, которые устанавливают на 127 или 254 вольт (выходы стандартов 120 и 240в). С выходом стандарта 30 вольт дело обстоит сложнее.
Можно применить схему из двух трансформаторов. Один транс стоит в усилителе и выдает 120
или 240в, а второй внешний понижающий (он выдает 30в).











Для нормальной работы
оборудования нужны трансформаторы, первичные
обмотки которых состоят из двух одинаковых полуобмоток, каждая из которых
состоит из секции 110в и секции 17в.
То есть вся первичка 110+17+17+110. Это могут быть ТАН**-127/220-50, ТН**-127/220-50,
ТА**-127/220-50, ТПП**-127/220-50 всех подходящих типов, а также
многие ТС и ТСА. Вторичные обмотки могут соединяться параллельно, последовательно
или последовательно-параллельно, т.е любым подходящим образом. Допустимо
применять трансформатор ТС-80-6, у которого первичная
обмотка имеет секции 127в (63.5+63.5) и 93 (46.5+46.5), но
применять можно только секцию 127в. Наличие на ней средней
точки позволяет пользоваться искусственным каналом. На
других трансформаторах средняя точка есть только при
включении на 254в.

Пример.
Устройство.Трансляционный
усилитель.
Усилитель рассчитан на работу на нагрузку,
имеющую сопротивление.
4 ом.
Номинальная выходная мощность (на 4 омах).50 Вт.
Мощность требуемого трансформатора. (Pтранс).>100вт
Напряжение первичных обмоток.127 / 254в
Напряжение вторичной обмотки.16..18в (усилитель дает 14.5в)
Напряжение первичной обмотки33, 127, 254
Ток вторичной обмотки.5.5….6а
Подходящий транс.ТН-58, 59, 60, ТПП-291(обмотки
должны соединяться так, чтобы напряжение было как
можно ближе к 18в.)

На базе лампового усилителя.

Сделать трансляционный узел на базе лампового усилителя проще, но
тут тоже есть сложности.

Лучше всего применять усилитель, собранный по двухтактной схеме, работающий в классе АВ, АВ2 или В, имеющий выходной трансформатор и выдающий 20…500вт. При переделке такого усилителя в трансляционный, скорее всего, не придется париться с трансформатором.

Но в большинстве ламповых усилителей сигнал ООС снимается непосредственно с выходных клемм, для чего одна из них соединена с корпусом. Так как требуется отвязка выхода от корпуса, для ООС придется намотать отдельную обмотку. Мотать ее можно тонким проводом, так как тока в ней почти нет. И число витков можно уменьшить, уменьшив сопротивления резистора, стоящего в цепи ООС. Еще нужно убедиться, что в нормальном режиме работы напряжение на выходе соответствует одному из стандартных напряжений радиосети. Лучше это делать следующим образом.

На вход подается синусоидальный сигнал частотой 400гц. К выходу подключается нагрузка номинального сопротивления. Когда уровень искажений достигнет
10%, измеряем напряжение на выходе (действующее значение).

Если напряжение отличается от какого-либо стандартного более чем на 20%, или соответствует не тому стандарту, который хотелось-бы, лучше перемотать вторичную обмотку.

Если ламповый усилитель собран по мостовой схеме, и на выходе стоит понижающий симметрирующий автотрансформатор, то его следует заменить на трансформатор с аналогичной первичной обмоткой. Если усилитель бестрансформаторный (что редкость), то трансформатор подключается просто к выходу усилителя. Такой усилитель можно переделать в обычный трансформаторный, если это проще по каким-либо соображениям.

Громкоговорители

Для подключения колонок к радиосети
используются трансформаторы. Они рассчитываются аналогичным способом, как и для
полупроводниковых усилителей.

Но мощность транса можно брать в 1.5 раза большую
номинальной мощности (а не в 2 раза, как для усилителей).


P
транс. = 1.5Pном.

В качестве первичных используют сетевые
обмотки, выставленные на 110 или 220в (а не на 127 и 254 как для
усилителей), для 30в берется обмотка 28…30в.  Вторичные обмотки рассчитываются также как для усилителей,
по формулам, или таблице, приведенным
здесь.


Пример.
Устройство.Трансляционный
громкоговоритель.
Сопротивление динамика.4 ом.
Номинальная мощность динамика.25ватт.
Мощность требуемого трансформатора. (Pтранс).>37.5вт
Напряжение первичных обмоток.28, 110, 220. (для линий 120 и
240в)
Напряжение вторичной обмотки.10в.
Ток вторичной обмотки.3.8а
Подходящий транс.ТН-20, ТН-7,
ТПП-264      
-127/220-50
Малой мощности

Как показала практика, в качестве громкоговорителей можно применять колонки от электрофонов «Аккорд», «Россия» и т.п. Эти колонки оснащены динамиками 4гд-35 или аналогичными.  Для включения в радиосеть нужно установить трансформатор в каждый громкоговоритель. При напряжении в сети 120в
или 240в хорошо работают трансформаторы ТВЗ-1-6 или от радиолы «Ригонда» (с однотактным выходным каскадом). Сопротивление нагрузки может быть от
1.5ом (для 120в) и от 4ом (при 240в). Мощность, отдаваемая громкоговорителем
при указанных сопротивлениях составит 10 ватт.

Все эти трансформаторы являлись нагрузкой выходной лампы, а каскад работал в режиме SE. По этой причине через трансформатор протекал анодный ток, причем одного направления. Чтобы сердечник не намагничивался, в нем установлен зазор, который в данном случае не нужен.

Трансформатор необходимо разобрать, вытащить сердечник и прокладку, после чего собрать сердечник «вперекрышку».

Это
улучшит работу трансформатор, работающего без постоянного тока.

Для линии напряжением 30вольт подобрать трансформатор будет труднее, но возможно.  При нагрузке 12…16ом нормально работают трансформаторы ТВК-110-л2. Линия подключается к крайним выводам вторичной обмотки. Динамик- к ее участку, намотанному толстым проводом. В этом случае громкоговоритель отдает 6..8 ватт. Трансформатор испытывался с колонкой от электрофона «школьный». Колонка состоит из двух динамиков по 8 ом, которые я соединил последовательно. Затем трансформатор был надолго поставлен в эту колонку.

Можно также подобрать подходящий трансформатор из сетевых.

В рупорных громкоговорителях заводского производства (например 10-гр38)  установлены специальные трансформаторы. Трансформаторы имеют первичную обмотку на 30/120в (в более мощных громкоговорителях, а также в более старых имеется 240в). Впрочем, есть трансформаторы, рассчитанные на 30/120/240в (н-р от 10грд-5), которые нормально ставятся в 10-гр-38.

 

Такие трансформаторы (если их где-то добыть) легко установятся в колонки и будут нормально работать с нагрузкой 8ом. Трансформатор от громкоговорителя 10гр-38
и от ГР1Е был опробован с колонкой от электрофона «школьный». Колонка состоит из двух динамиков по 8 ом, соединенных параллельно (параметры и тип колонки указаны на ее задней стенке).
При нагрузке 4ом никаких неприятных явлений замечено не было.

Если нет возможности добыть готовый трансформатор, его можно намотать. Параметры приведены ниже.









Трансформатор рупорного громкоговорителя 10ГР-Д5
(сердечник Ш18*27, сталь Э-330)
Обмотка (наименование)СекцияПроводКоличество витковВитков всегоНапряжениеНапряжение всегоТок
первичная0-30вПЭЛ-0.35150120030в240в 
30-120вПЭЛ-0.2145090в 
120-240вПЭЛ-0.15600120в 
вторичная0-2.5втПЭЛ-0.5919523.8в (под нагрузкой 3.04в)10.4 (под нагрузкой 8.32в)около 1а
2.5-5вт132.6в (2.08в)
5-10вт204в (3.2в)


В другой колонке был
установлен ленточный броневой силовой трансформатор неизвестного происхождения. Он имел обмотки на 220в, 8в*2а, 11в*0.5а, 15в*0.5а.
К восьмивольтовой обмотке подключен динамик сопротивлением 4ом. Обмотка на 220в применялась при работе от 240в. Две другие обмотки соединены
последовательно для работы от 30в. В обоих режимах мощность составляла 11…12вт.

В настоящее время в эту колонку
поставлен трансформатор от 10ГРД-5.

Большой мощности


Подключение мощных колонок к линии выполняется при помощи внешнего трансформатора. Его первичная обмотка выставляется на
30, 110 или 220 вольт. Напряжение и токи вторичной обмотки должны соответствовать той мощности, которую надо получить и
сопротивлению акустики. Мощность трансформатора должна быть в 1.5раза больше той мощности, которую надо получить. Напряжения
и токи для конкретных мощностей и сопротивлений см.здесь
.

Хорошо подходят трансформаторы из серий ТПП или ТС, но можно
применить и ТН (их труднее подобрать). Трансформаторы ТАН применять не рекомендуется, так как в них имеются анодные обмотки, которые
не нужны (но при разработке трансформатора на них рассчитывалась мощность сердечника и первичной обмотки, из-за чего габариты трансформатора
увеличены).

При установке в однополосные «колонки» проблем обычно не возникает.
Трансформатор желательно разместить подальше от магнитных систем динамиков. Закрепить трансформатор лучше всего болтами, пропущенными через отверстия в задней или боковой стенке корпуса колонки.

Используя стандартные акустические системы, можно сконструировать трансляционный громкоговоритель практически любой мощности.

Высоковольтные.


Громкоговоритель можно подключать и к фидерам с рабочим напряжением 340, 480, 680 или 960 вольт. Правда, такому громкоговорителю трудно найти практическое применение- в местных сетях такого напряжения обычно нет, а в городские включать неудобно и громкость не регулируется (т.е. регулируется, но только на ОУС). Но, тем не менее, можно описать конструкцию такого громкоговорителя. Ведь он может применяться как громкоговорящее устройство в сельской местности, где кроме МФ может ничего поблизости не оказаться.

В отличие от громкоговорителей, указанных выше, здесь качество не очень важно. Тут главное получить необходимую мощность, но не перегрузить элементы схемы (особенно трансформаторы) по напряжению. Проще всего применить несколько трансформаторов, первичные обмотки которых соединить последовательно, а вторичные параллельно.

Первичные обмотки выставляются на 254в. Такая схема изображена на рисунке, она слишком проста и пояснять ее не надо.

Последовательное соединение первичных обмоток для громкоговорителя на 480 / 960в

Если в этой схеме применить 4 трансформатора ТН-17,  вторичные обмотки (9-10 и 11-12) каждого включить последовательно, дальше параллельно, то на нагрузке 6 ом можно получить 105 ватт (25.2в * 4.2а), на 8ом-80 ватт (25.2в * 3.15а). На схеме громкоговоритель подключен на 960в.

При подключении к линиям напряжением 340, 680 вольт схема будет немного отличаться.

Последовательно-параллельное включение обмоток для громкоговорителя на 340, 680в

При использовании ТН-7, включении обмоток последовательно-параллельно на нагрузке 4ом получится 90 ватт ( 18.9в * 4.8а).

Если применить систему из двух трансформаторов, в которой сигнал будет понижаться дважды, то можно создать универсальный громкоговоритель на все напряжения (в том числе на 120 и 240). В качестве первого трансформатора лучше всего подходят анодные или анодно-накальные. В качестве второго- ТН, ТПП, ТС. Параметры второго трансформатора в основном определяют сопротивление подключаемой нагрузки.

Схема универсального громкоговорителя (340, 480, 680, 960; 120, 240) на двух трансформаторах.

Как понятно из схемы, тут применен трансформатор ТАН-117, который может работать практически от любого стандартного напряжения. Режимы 680 и 340 нельзя использовать при полной мощности, так как подключены не все обмотки (могут не выдержать по силе тока). Небольшую нагрузку можно подключить ко встроенным накальным обмоткам, что позволит обойтись без второго трансформатора. Не рекомендуется соединять последовательно сетевые и анодные обмотки, так как они различны по токам, следовательно.

Самое трудное- собрать громкоговоритель на 30 вольт (с нормальной мощностью). Тут мощность стандартного трансформатора должна быть в 2.6 раз больше мощности громкоговорителя, так как сетевая обмотка не используется вообще. Можно применить стандартные трансформаторы, установив их на 110/55в, но в этом случае их габариты и мощность должны быть такими, чтобы не было перегрузки по току.

Громкоговорители на 30 вольт.

Как видно, применение стандартных трансформаторов дает возможность создать любую трансляционную аппаратуру с неплохими параметрами и небольшими финансовыми затратами. Но имеются ограничения, так как унифицированные трансформаторы не полностью приспособлены для этих целей. Вообще, проще всего подобрать трансформаторы для стандарта 240 / 120в, труднее для 340 / 680 / 480 / 960, самое трудное для 30 /15 вольт.  В ламповой технике (в усилителях) проще всего подобрать транс на 15 / 30 / 120 / 240, сложнее для 340 и более. Это связано с тем, что сами ламповые усилители высоковольтные, а транзисторные низковольтные. А трансформаторов, особенно низковольтных, с близкими напряжениями на обмотках существует мало (или понижающие или повышающие). Также мало трансформаторов с обмотками 20..40 / 340…960.

Подключение
нагрузки, рассчитанной на 30вольт, к сети 120/240

Часто бывает необходимо подключить нагрузку напряжением
30вольт к сети 120 или 240в. Это происходит из-за того, что или на усилителе нет выхода 30 вольт (как Енисей-5, ТУ-600, ТУУ-600* и т.п.), или трудно
протянуть от него отдельный провод, или отсутствует лишняя кнопка на селекторе выходных линий.

Самый простой вариант-
установка стандартного трансформатора типа ТАМУ-25. Но может не хватить мощности трансформатора. Ведь один трансформатор может питать не больше
1-3 10-ваттных громкоговорителей. И бывает неудобно ставить отдельный трансформатор на небольшое
их число. Требуется что-то более мощное. В усилителе ТУ-600 (ламповый, советский) эта проблема была решена. Там в корпусе линейного щитка был установлен согласующий фидерный трансформатор (вход 120, выход 30, 60, 85, 170, 240, 340), который позволял подключать любую нагрузку к усилителю. Но трансформатор был мощностью всего 200 ватт (а усилитель-600), что тоже не совсем хорошо. Чтобы получить другое напряжение при полной мощности, придется применять три трансформатора.


Бывают случаи, когда вся сеть (на 20…100 громкоговорителей) работает от
120вольт. И нужно повесить еще 4-5 10-ваттных громкоговорителей, которые рассчитаны
только на 30 вольт (к примеру, ГР-1л). В случае применения абонентских трансформаторов (ТАМУ-25)
их надо два. В таком случае можно применять более мощные силовые трансформаторы. Хорошо подходят ТА-88, ТС-80-6, ТСА-70-6, ТСА-50-1, ТП-30-2, ТН-36, ТА-55 и другие.

Важно наличие секций первичной обмотки на 110в(при 120) или 220 (при 240). На выходе указанных выше трансформаторах (при правильно включенной первичной обмотке) можно получить 24…31 вольт
(желательно 32…33).

От ТС-80-6, ТП-30-2, ТСА-70-6, ТН-36 можно получить и 15 вольт. Это позволит также включить бестрансформаторную акустическую систему сопротивлением 4…8ом и мощностью 30…60вт.

Трансформаторы ставятся в любой удобный корпус, соответствующий условиям, в которых эксплуатируется трансформатор.

Подключение магнитофонов и усилителей к радиотрансляционным
сетям (06.07.07)

Иногда бывает надо подключить магнитофон или усилитель к радиосети. Это бывает нужно
в следующих случаях:

1. Мощное воспроизведение передач городской (абонентской) или небольшой местной сети через
усилитель и колонки.

2. Запись передач и специальных сигналов (например сигнал управления рупорами) с городской
или местной сети на магнитофонную ленту или компьютер.

3. Прием и усиление слабого радиопиратского сигнала.

4. Прием сигнала с Центральной станции, передаваемого по соединительной линии, для работы районной или местной усилительной
станции.

Обычно для подключения радиосети к аппаратуре используют линейный вход, соединяемый с радиорозеткой через простейший делитель напряжения на резисторах. Иногда используют и микрофонный вход.

Схема показана на рисунке.


При указанных
на схеме номиналах резисторов и входном напряжении 30в, напряжение на выходах соответствует норме. Если схема подключается к радиосети напряжением 15в
, то сопротивление R1 надо уменьшить до 82…100кОм, или увеличить R2 до 5.1…6.8кОм.

У этой схемы есть ограничения и недостатки:

1. Опасность применения
на радиосетях напряжением более 30в.

2. Нарушение симметрии всей радиосети, приводящее к электромагнитным наводкам на магнитофоны
и телефонные линии, в случае, если перед радиоточкой нет резисторов (2 по 300ом для 30в, 2 по 75ом для 15в) и усилитель (магнитофон) заземлен.

3. Вероятность удара током об корпус аппарата, при проблемах на сети, отсутствии резисторов перед радиоточкой и заземлени
я
аппарата. При этом также вероятно нарушение симметрии сети, приводящее к электромагнитным наводкам на магнитофоны и телефонные линии.


4. Если абонентская городская или местная сеть выполнены в виде фидерных линий, не имеющих грозозащиты, то возможен удар током или вывод
из строя аппарата при ударе молнии в провод.

У следующей схемы недостатков меньше.

Элементы рассчитаны под сеть напряжением 30в. Допускается применение этой схемы для сетей напряжением 60, 120 или 240в.  Сопротивление резисторов R1 и R2 необходимо увеличить до 300, 600, 1200 кОм.

Для работы схемы наличие резисторов перед радиоточкой не имеет значения. Схема, изображенная на нижнем рисунке, применяется в том случае, если искусственный канал сети используется для каких-либо целей.

Если схема подключается к усилителю (магнитофону) с симметричным входом, то вместо R3 устанавливаются два резистора сопротивлением 2.2…3.3кОм, средняя точка которых соединяется с корпусом.

Но эта схема, как и предыдущая, имеет электрическую связь с радиосетью, и при напряжении в ней более 30в желательно заземление корпуса аппарата.

Поэтому самой лучшей схемой является схема с применением трансформатора.

При напряжении сети 30 или 15в применяются трансформаторы от абонентских громкоговорителей серии ТАГ-3. Желательно, чтобы вторичная обмотка была рассчитана на сопротивление нагрузки 4ом. Параметры этих трансформаторов указаны здесь.

Сигнал для входа усилителя (магнитофона) можно получать и с абонентского громкоговорителя (или трехпрограммного приемника). При этом даже нет необходимости отключать динамическую головку. При приеме 2 и 3 программ во избежание перегрузки входа усилителя (магнитофона) следует заранее отрегулировать приемник и установить регулятор громкости в среднее положение, и только после этого включать питание усилителя (магнитофона).

Если напряжение составляет 60, 120 или 240в, то следует использовать маломощные сетевые трансформаторы, первичные обмотки которых рассчитаны на 220, 127, 110 вольт. Можно использовать анодные и другие высоковольтные обмотки. При этом напряжение на вторичной обмотке не должно превышать 1в, во избежание перегрузки входа. Для напряжений сети 60, 120 и 240в очень хорошо подходят трансформаторы ТПП-201, ТПП-210 и ТПП-219.  Если нет трансформатора с таким коэффициентом трансформации, то можно использовать два трансформатора, включив один после другого. Между трансформаторами напряжение должно быть приближено к 15 или 30в, что позволит использовать в качестве второго трансформатора ТАГ-3. А в качестве первого годится любой сетевой трансформатор с таким выходным напряжением. Об этих трансформаторах написано выше. Но лучше всего подходят абонентские трансформаторы ТАМУ любой мощности с возможностью переключения входного напряжения.

 

edu-4.narod.ru

Как выбрать трансляционный усилитель

Рассмотрим основные вопросы при выборе трансляционных усилителей. Мы не будем рассматривать сложные, многокомпонентные системы, а остановимся именно на компактных настольных системах – моноблоках (микшерах-усилителях). Вопросы, которых мы кратко коснемся в статье, могут помочь при выборе усилителя не только марки ROXTON, но и усилителя любого другого производителя.

  1. Мощность трансляционного усилителя.

При выборе усилителя, мы должны, в первую очередь правильно подобрать мощность. Сделать это не трудно. Если мы знаем, сколько громкоговорителей и какой мощности будут подключены к усилителю, то просто суммируем мощность всех громкоговорителей и берем усилитель мощнее. Причем неограниченно мощнее.

Например. Нам необходимо подключить к усилителю 10 громкоговорителей по 10 Вт, плюс 5 громкоговорителей по 6 Вт и пару мощных уличных динамиков по 50 Вт каждый. Суммируем. 10*10Вт + 5*6 Вт + 2*50 Вт =230 Вт. Таким образом, нам вполне подойдет усилитель мощностью 240 Вт и выше. Очень полезно учитывать возможность развития системы, если в будущем, мы захотим добавить еще 5 динамиков по 10 Вт, то мощности усилителя уже не хватит. Не стоит переживать, если трансляционный усилитель будет сильно мощнее подключаемой акустики. Особенность техники такова, что мы можем подключить громкоговоритель мощностью 1 Вт к усилителю 1000 Вт, включить на «полную громкость» и… ничего особенного не произойдет. Просто громкоговоритель будет работать на максимальном уровне, который он выдает, т.е. на 1 Вт. Но не допускается делать обратное (в отличии от домашней или концертной – низкоомной техники), нельзя к усилителю 120 Вт подключить акустики на 300 Вт. Усилитель сгорит. Напомню, что мы сейчас говорим о трансляционных громкоговорителях и трансляционных усилителях.

Теперь, если мы определились с мощностью усилителя, нам необходимо понять, какие источники сигнала мы хотим использовать.

2.   Источники сигнала.

Источники сигнала могут быть внешние (микрофоны, внешние проигрыватели, тюнеры, компьютер и т.д.) и внутренние (у разных моделей усилителей могут быть встроенные источники сигнала – тюнер, USB/MP3 проигрыватель, CDпроигрыватель, источник цифровых сообщений).

Предположим, что нам достаточно подключить к усилителю настольный микрофон и компьютер. У любого настольного усилителя (не случайно в начале мы дали обозначение «микшер-усилитель») есть 2-3 микрофонных входа (MIC) и несколько линейных (LINE) или универсальных входов (AUX). Подключаем микрофон к линейному входу и компьютер (или тюнер, CDпроигрыватель) к линейному или универсальному входу.

Схема подключения будет выглядеть так:

Эта схема универсальна для всех трансляционных настольных микшеров — усилителей, вне зависимости, имеют ли они встроенные источники сигнала или нет, есть ли селектор зон или другие особенности. У ВСЕХ микшеров – усилителей имеются различные входы для нескольких источников сигнала. Уровень сигнала от каждого отдельного источника мы можем отрегулировать на передней панели устройства. Например, микрофон сделать погромче относительно подключенного к тому же усилителю источника музыкальной трансляции. Ну и наконец, если мы знаем мощность усилителя и знаем, что источники сигнала внешние, мы выбираем усилитель из линейки усилителей ROXTONсерии AA. Цифры в обозначении усилителей АА обозначают мощность усилителя. Выбираем AA-35, AA-60, AA-120, AA-240, AA-360 или AA-480.

Если нам предпочтительней иметь уже встроенный в усилитель источник музыкальной трансляции, например для организации фонового музыкального сопровождения, рекламного вещания, то нам подойдут несколько моделей. При необходимости иметь встроенный тюнер и USB/MP3 проигрыватель, идеальным решением будут усилители MA-60, MA-120, MA-240 или MA-360 (мощность усилителей в цифровых индексах). Кроме источника сигнала, эти усилители поставляются в комплекте с пультом дистанционного управления. Ниже изображение встроенного модуля FM тюнера и USB проигрывателя.

К этим усилителям также можно подключать любые сторонние источники сигнала (микрофоны, ПК, CD и т.д.).

Отдельно стоит упомянуть две модели усилителей небольшой мощности (35 и 60 Вт) – AA-35M и AA-60M. Эти модели не имеют тюнера, но USB проигрыватель есть (правда, он не воспроизводит запись с USBносителя по циклу, после окончания воспроизведения всех треков, надо перезапускать). Эти модели усилителей очень удобны для небольших предприятий (кафе, торговых точек) и имеют небольшую стоимость.

3.   Третья вещь, которую стоит учитывать при выборе усилителя, это наличие встроенного селектора зон трансляции. Кратко поясним, что это такое. Мы хотим установить группу динамиков в торговом зале, еще одну группу на улице, при входе, еще одну группу громкоговорителей на складе. В торговый зал постоянно идет трансляция фоновой музыки или рекламы. Усилитель без селектора зон не даст нам возможность отключить рекламу в служебных помещениях или на улице. Равно как и при объявлении с микрофона (вызов сотрудника, объявление для покупателей и проч.) нет необходимости транслировать речевое сообщение вовсе уголки предприятия. Объявление должно «пройти» только в торговый зал, или только на склад, или на какую-либо другую зону или зоны. Для этого в некоторых усилителях предусмотрен селектор зон трансляции. Селектор позволяет разбить все динамики на несколько групп и вести трансляцию на любую группу по отдельности или в их комбинации. Такие группы динамиков принято обозначать как «зоны» или «зоны трансляции. В нескольких моделях усилителей ROXTONпредусмотрены встроенные селекторы на 6 зон трансляции. Надо отметить, что при использовании многозонового усилителя, необходимо будет провести отдельный шлейф громкоговорителей в каждую зону трансляции. При этом правило о не превышении мощности громкоговорителей мощности усилителя остается в силе. Например мы можем к усилителю 120Вт со встроенным селектором на 6 зон (AZ-120) к выходам первой зоны подключить акустики на 60 Вт, ко второй, третьей, четвертой и пятой по 10 Вт, шестую зону не использовать. Суммарная мощность динамиков во всех зонах получилась 100 Вт. Усилитель на 120 Вт. Все будет работать нормально.

Усилители с селектором зон (6 зон) трансляции, но без встроенных источников сигнала – AZ-120, AZ-240, AZ-360, AZ-480, AZ-560 и AZ-650. Подбираем по мощности.

Усилители с селектором зон трансляции и со встроенными источниками сигнала (тюнер и USBпроигрыватель) – MZ-120, MZ-240, MZ-360. Также подбираем по мощности.

4.   Четвертое, на что можно обратить внимание при подборе усилителя, это питание. В некоторых случаях, например, когда усилитель используется в составе систем оповещения о пожаре, необходимо обеспечить резервное питание усилителя при чрезвычайных ситуациях. Питание усилителей как правило всегда 220В АС, но у некоторых моделей есть дополнительный вход 24В. Все трансляционные усилители ROXTON имеют питание только 220В АС. Поэтому для резервирования питания этих усилителей необходимо ставить бесперебойники, которые обеспечивают питание 220В АС синусоиду (импульсные блоки питания не подойдут), например JPX-1000 или JPX-3000. Усилители, у которых предусмотрено питание 24В DC, резервируются по 24 В и в случае обеспечения резервом усилителей большой мощности или длительного по времени резервирования, затраты на обеспечение резерва меньше, чем по 220В АС.

5.   Использование микрофонных консолей со встроенным селектором зон. Иногда на предприятии необходимо установить несколько микрофонов (на охране, у руководителя, у менеджера, у других ответственных сотрудников). При этом должна иметься возможность подачи речевых объявлений со всех микрофонов в разные зоны трансляции или группы зон. В этом случае используются настольные микрофоны со встроенной селекторной панелью. Как правило, такие микрофонные панели работают только с определенными моделями усилителей. Например, микрофонная консоль SX-R31 работает только с усилителями ROXTON SX-240 или SX-480. К этим усилителям можно подключать до 4-х микрофонных панелей одним кабелем «витая пара» на значительном расстоянии от усилителя. Но об этой системе (SX) мы более подробно поговорим в другой статье. Подобные системы (связка усилитель – многозоновая микрофонная панель) есть у многих производителей.

6.   Есть еще несколько параметров, которые можно учитывать при выборе трансляционного усилителя, это и наличие входа для подключения АТС, и встроенные генераторы сигналов «Гонг» или «Сирена», приоритетные входы, возможность многоканального вещания (когда в разные зоны трансляции одновременно подаются различные музыкальные или речевые программы), контроль линий трансляции на обрыв, КЗ и ряд других… но по этим вопросам лучше связаться с нашими специалистами.

roxton-audio.ru

УСИЛИТЕЛЬ ЗВУКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

   Для начала немного раскажу о себе: радиотехникой начал увлекатся очень даже давно, но мои увлечение не заходили дальше замены деталей на заводских платах. Однако поступив в университет понял, что нужно развиваться и идти к более высоким целям, чем простенькие ремонты. В жизни каждого радиотехника считаю есть такой момент, когда надо срочно собрать маломощный усилитель, неважно для каких целей. Так вот, появилась у меня такая потребность, и немного поразмыслив понял, что на 3-х ватный усилитель (такой как раз был нужен) тратить деньги не буду, и решил собрать из того, что завалялось где-то в «пыли». Вспомнил, что некоторые старые звуковые карты оснащались усилителями малых мощностей. Поискал куда спрятал микросхему с такой звуковушки и нашёл жертву TEA2025b (аналог CD2025CP). 

   Немного погуглив интерет, приглядел парочку схемок усилителей звука с данной микросхемой.

   Выбрал 2-ю схему и начал собирать детали. Это не составило никаких усилий — такие есть у каждого. Поразмыслив над тем, на что я её смонтирую, нашёл макет печатки:

   Решил не травить плату, а найти подобную карту, на которой предварительно повыпаивал всё что мог, и собрать на ней. Проследить за дорожками было не сложно и по истечании получаса была собрана вот такая чудовинка:

   Для in и out были использованы уже имеющиеся разьёмы, типа джек. питание подпаивалось к + и — (обозначено на схеме). Правильно собранная плата не нуждаеся в наладке и работает с первого запуска, в чём я и убедился после подачи питания на данный УНЧ. По питанию использовал компьютерный блок питания ATX 12в. Мощность меня удивила — я ожидал меньшего, свои 3 вата узч выдал на полную.

   Данный усилитель ЗЧ можно так-же приспособить как предусилитель. После использования на протяжении недели, конструкция была отдана другу для усилителя в системном блоке, где и сгорела от неаккуратного использования и случайного замыкания… Автор: djeton.

   Форум по УНЧ

   Обсудить статью УСИЛИТЕЛЬ ЗВУКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

radioskot.ru