Схемы ламповых усилителей мощности звуковой частоты с подробным описанием – Любителям лампового звука, схема усилителя на лампах. Компоненты для изготовления, можно ли самому собрать ламповый усилитель.

Усилители на лампах, полезные советы. — Усилители мощности низкой частоты (ламповые) — Усилители НЧ и все к ним


Для проверки эмиссии электронной лампы на рис а сначала включают цепь накала лампы. Через 60…120с подключают миллиамперметр (шкала 300мА или меньше). На остальные электроды лампы напряжение не подается. Чем больше стрелка прибора отклоняется вправо, тем лучше эмиссия, а следовательно и лампа. В двойных лампах имеет смысл определить ту «половину» лампы, для которой стрелка прибора отклоняется больше.
Для определения эмиссии лампы можно применить омметр рис б. У новой лампы сопротивление промежутка нить накала -управляющая сетка может быть, например, 900, у бывшей в употреблении 2000, у потерявших эмиссию- 4000…4500 Ом.
Показания измерений приборами сравнивают с аналогичными измерениями для новой лампы и определяют степень потери эмиссии проверяемой лампы.


Двухтактный усилитель НЧ будет работать нормально только в том случае, если его плечи симметричны.
Симметрирование лампового каскада можно производить следующим простым способом: на сетки ламп выходного каскада подают напряжение одинаковой фазы и регулируя переменным резистором R1, добиваются минимального сигнала на выходе усилителя (переключатель В1 находится при этом в нижнем по схеме положении). После этого переключатель В1 устанавливают в другое положение и на сетки лампы тем самым подают противофазные напряжения. Сигнал на выходе в этом случае должен быть максимальным. Такую регулировку рекомендуется производить не только при налаживании усилителя, но и при смене ламп.

В заключение предлагаю две схемы:

Схема простого двухкаскадного усилителя

Выходной каскад выполнен на лампе 6П14П, работающей в типовом режиме. Каскад предварительного усиления выполнен на одном из триодов лампы 6Н3П. Он обеспечивает усиление сигнала в 27 раз, в результате чего чувствительность усилителя оказывается около 0,3 В.

Схема усилителя с двухтактным выходным каскадом, отрицательной обратной связью и частотной коррекцией.

Выходная мощность усилителя около 10 В*А.
Фазоинверсный каскад выполнен на одном триоде лампы 6Н2П, второй триод играет роль предварительного усилителя. Отрицательной обратной связью охвачена часть усилителя, состоящая из каскадов: двухтактного вместе с выходным трансформатором, фазоинверсного и предварительного на одном триоде лампы 6Н2П. Глубина обратной связи равна трем (1+B K=3).
С помощью R1 регулируется частотная характеристика в области высоких звуковых частот, с помощью R2 -в области низких частот.
Коэффициент нелинейных искажений усилителя — около 2,5%, чувствительность -около 0,1 В

cxema.my1.ru

Симметричный ламповый усилитель мощности звуковой частоты

Рассмотрена конструкция лампового усилителя мощности низкой частоты с наружным размещением ламп выходного каскада, что облегчает тепловой режим работы элементов схемы внутри корпуса и экранирует входные цепи усилителя от выходных.

К середине 80-х годов были практически исчерпаны потенциальные возможности транзисторных УМЗЧ, определены необходимые качественные и экономические показатели [1]. С появлением цифровых источников звука самым слабым звеном в цепи «источник — усилитель – акустическая система» опять стал усилитель. Традиционная схемотехника (глубокая ООС, о поэтому динамические искажения) не может обеспечить необходимую чистоту и прозрачность звучания.

Качественные же транзисторные усилители довольно сложны в изготовлении, малонадежны из-за больших токов покоя выходных транзисторов, поэтому возврат к ламповым схемам стал как бы вынужденным. Однако и ламповые усилители не лишены недостатков. Это, в первую очередь, повышенная чувствительность к качеству фильтрации анодного напряжения из-за нецелесообразности использования стабилизатора [2] и наводки переменного тока, обусловленные наличием цепей накала и массивного трансформатора питания. Другой существенный недостаток — тяжелый тепловой режим элементов схемы, находящихся внутри корпуса.

Ламповый усилитель и его технические параметры

Чувствительность0,2…0,7В
Диапазон частот20…20000Гц
Выходная мощность28Вт
Экономический режим16Вт

Перечисленные недостатки сведены к минимуму в предлагаемой конструкции. Симметричный ламповый усилитель мощности звуковой частоты состоит из трех каскадов (рис.1). Первые два — усилитель напряжения, который выполнен на лампах VL1, VL2 по балансной (дифференциальной) схеме и обеспечивает достаточное усиление при малой чувствительности к пульсациям анодного напряжения. Через делитель R6 и R20 с выхода подается напряжение ООС. Конденсаторы С4 и С7 корректируют АЧХ в области высших частот.

Выходной каскад выполнен по классической схеме. Отключением цепей накала ламп VL5, VL6 усилитель переводится в экономичный режим работы. Разумеется, можно выполнить усилитель только на двух выходных лампах, но при этом максимальная выходная мощность уменьшится.
Лампы выходного каскада установлены снаружи на задней стенке корпуса, и тепло, выделяемое ими, не попадает внутрь его. Кроме того, такое решение имеет следующие преимущество: входная цепь экранировано от выходной; конструкцию легко скомпоновать в корпусе приемлемых размеров с современным дизайном.

На рис.2 показано крепление выходной лампы, где 1 — задняя стенка; 2 — ламповая панель; 3 — лампа. Ламповый усилитель (стереовариант) размещен в корпусе размерами 430x180x310 мм. Монтаж усилителя напряжения — полунавесной. Все элементы устанавливают на печатной плате, а ламповые панельки, закрепленные на алюминиевом уголке, соединяют короткими проводами по схеме. Выпрямитель и конденсаторы фильтра питания также размещают на плате. Платы крепят к боковым стенкам корпуса. Выходной каскад тоже собирают на плате и крепят ее к задней стенке.

В авторском варианте для питания анодных цепей использован трансформатор для усилителя лампового усилителя типа ТА-267-127/220-50, имеющий выходные напряжения 2×230 В, 2×140 В и 2×15В для питания предварительного усилителя. Накальный трансформатор типа ТН-56-220-50К имеет 4 обмотки 6,3В (рис.3).

Выходной трансформатор для лампового усилителя подходят типа ТПП или ТН мощностью 80…200 Вт, имеющие две симметричные сетевые полуобмотки, соединенные последовательно. На среднюю точку подается анодное напряжение, а аноды подключают к свободным выводам. Вторичные обмотки рассчитывают на напряжение 2х (5…7) В. При нагрузке 4 Ом обмотки соединяют параллельно, а при 8 Ом — последовательно.

Напряжение ООС снимается при нагрузке 4 Ом параллельно нагрузке, а при нагрузке 8 Ом — со средней точки. Самостоятельное изготовление трансформаторов подробно описано в [3, 4]. Ламповый усилитель некритичен к используемым деталям, за исключением резисторов анодных нагрузок R7, R8, R14, R15, которые должны иметь малый допуск (или подобраны попарно).

Налаживание усилителя несложно. Если при первом включении появится фон, необходимо перепаять выходы усилителя напряжения или выходной обмотки. Чувствительность регулируют подбором резистора R20. Чтобы исключить самовозбуждение, сопротивление его должна быть не менее 5 кОм. В некоторых случаях возможно потребуется (в зависимости от топологии монтажа) подобрать емкости конденсаторов С4, С7. В качестве предварительного усилителя рекомендую использовать хорошо известную схему Ю. Солнцева [5], до сих пор не потерявшую свою актуальность.

www.radiochipi.ru

Ламповый усилитель звука

   Увлекаясь конструированием усилителей и акустических систем, всегда хотел улучшить те или иные характеристики аппаратуры. Заинтересовавшись ламповой звукотехникой, поставил перед собой задачу повысить экономичность ламповых усилителей. Поставленную задачу решил, о чём свидетельствует данная работа, состоящая из практической части (ламповый усилитель звука с повышенным КПД) и теоретической части (теоретические обоснования на основе знаний законов физики).

   Устройство и принцип действия вакуумного триода аналогичен вакуумному диоду, за исключением наличия у триода дополнительного электрода-управляющей сетки. Поэтому триод используется как усилитель и генератор сигналов различных частот. При полностью запертой сетке ток через лампу не идёт. При определённом напряжении на сетке относительно катода (напряжение смещения), лампа «открывается» и через неё идёт ток. Обычно нагрузка снимается с анода, но есть лампы и схемы, в которых нагрузка снимается с катода (лампы 6Р3С). Накал большинства отечественных радиоламп составляет 6.3В (у большинства ламп от 5.3В до 6.7В). Если лампа работает с перекалом, то нить накала может скоро выйти из строя. Если же лампа слабо накаливается, то происходит старение анода (высокое напряжение вырывает активную массу с поверхности анода). На этом экономить нельзя.

   Напряжение смещения для каждого типа ламп различно. При этом разделяют автоматическое, фиксированное и полуавтоматическое смещение. От типа смещения также зависит режим работы лампы. А от режима зависит потребляемая мощность тока от анодного источника. Класс С означает, что лампа работает в импульсном режиме, кратковременно потребляя значительные токи и отдавая в нагрузку мощность зачастую превышающую номинальную мощность анода, поэтому лампы в этом режиме быстро стареют и выходят из строя (это означает, что советские лампы прослужат не 40-50 лет, а 15-20 лет). 

   Этот режим предназначен только для различных передатчиков. Класс В наиболее экономичен, но в этом режиме достаточно высок уровень гармонических искажений, поэтому для усилителей чаще применялся режим АВ, как альтернатива между потребляемой мощностью и уровнем нелинейных(гармонических) искажений. Режим А раньше практически нигде не применялся, так как усилитель, построенный в этом классе потребляет при номинальной выходной мощности (выходная мощность при номинальных условиях) такие же большие токи, что и в режиме «молчания» (отсутствие сигнала на входе и выходе УНЧ). В настоящее время все западные и отечественные фирмы, выпускающие ламповые усилители используют только режим класса А, так как в этом режиме гармонические искажения минимальны, а чем меньше уровень искажений, тем лучше звучит усилитель при объективной оценке. Считается, что коэффициент гармоник менее 0,1% для определенной мощности на выходе считается небольшим и вполне допустимым для качественного воспроизведения звука. 

   Требования к линейности, то есть уменьшение нелинейных и частотных искажений, выполняются с помощью местной (в пределах одного каскада) или общей отрицательной обратной связи, охватывающей весь усилитель. Но именно наличие и глубина обратных связей, как считают специалисты, придают звуку «резкость и зажатость». Поэтому ламповые усилители строят вообще без обратных связей или с очень неглубокими местными положительными или отрицательными обратными связями. Но при использовании режима А теоретический КПД составляет не более 30%, а на практике редко превышает 15%.

   Раньше КПД повышали только за счёт перевода лампы в другой режим работы, при этом ухудшались многие характеристики усилителя (повышались гармонические искажения, работа усилителя могла быть неустойчивой, сужался реальный диапазон воспроизводимых частот). Известно, что для ламповых усилителей первоочерёдным является величина анодного напряжения и сопротивление нагрузки. А для транзисторных усилителей главным является величина тока источника питания и возможность кратковременно отдавать большие токи (для расширения динамического диапазона усилителя), составляющие десятки ампер.

   Таким образом, можно изменять анодное напряжение, регулируя тем самым ток и выходную мощность. Разумеется, активное сопротивление нагрузки остаётся при этом без изменений. Регулировать напряжение целесообразнее всего при помощи многослойных управляемых диодов: тиристоров (тиристор — полупроводниковый прибор, выполненный на основе монокристалла полупроводника с четырёхслойной структурой p-n-p-n типа, обладающий свойствами электрического вентиля и имеющий нелинейную разрывную вольтамперную характеристику) и симметричных тринисторов (симисторов), выполняющих роль электронных ключей. Напряжение для открывания тринистора должно быть постоянным, можно использовать выпрямленное напряжение накала ламп и регулировать его потенциометром (переменным резистором).

   Следует рассмотреть два основных варианта включения тринистора. 
1. Можно поставить тринистор после силового трансформатора, но до диодного моста. Таким образом регулируется переменное напряжение на входе диодного моста.
2. Можно поставить тринистор после источника анодного напряжения (после диодного моста и сглаживающих конденсаторов фильтра). Таким образом регулируется постоянное напряжение непосредственно самого усилителя.

   В первом варианте после уменьшения тринистором переменного напряжения на входе диодного моста, незначительный промежуток времени напряжение на усилителе остаётся прежним, так как большие ёмкости конденсаторов разряжаются постепенно. В этом случае происходит задержка в уменьшении уровня выходной мощности, но регулирование протекает очень плавно (мощность уменьшается постепенно).

   Во втором случае регулировка непосредственно зависит от типа применяемого потенциометра (бывают с линейной и логарифмической зависимостью сопротивления от угла поворота движка резистора). Но при этом напряжение на диодном мосте и конденсаторах фильтра остаётся неизменным. Это в незначительной степени усложняет дальнейшую настройку (опасность высокого напряжения 300-330В) усилителя. 

   В сборке усилителя использовались полупроводниковые кремниевые диоды (Д226Б), силовой трансформатор (номинальные напряжения вторичной обмотки 230В и 5.8В), электронная комбинированная лампа 6Ф5П (триод-пентод), а также резисторы и конденсаторы различных номиналов. За основу была взята схема усилителя 1967 года, которая подверглась модернизации.

   Ламповый усилитель мощности звуковой частоты с повышенным КПД — схема.

   Таким образом, используя в ламповых усилителях регулируемое анодное напряжение, можно повысить КПД этих устройств в режиме молчания и при эксплуатации с выходной мощностью меньшей, чем номинальная. В дальнейшем я планирую собрать двухтактный (пушпульный) ламповый усилитель с повышенным КПД. Следует отметить, что регулируемый источник питания можно применить и для транзисторного усилителя. По подсчётам, КПД усилителя составляет 6%. При использовании моего блока питания КПД стал равен 8%. Таким образом повысил КПД на 2%. Если учесть, что это третья часть от первоначального КПД, то можно сказать, что поставленная задача решена.

Понравилась схема — лайкни!

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

Смотреть ещё схемы усилителей

       УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ          УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ  

   

УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ          СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ   

    

amplif.ru

Ламповый усилитель НЧ

   Схема лампового усилителя НЧ является результатом длительных проб и ошибок. При оценке экспериментальных образцов первостепенное внимание уделялось субъективным тестам на музыкальность, которые проводились квалифицированными экспертами. Простота схемы хорошо согласуется с основным принципом High-End: предельная краткость звукового тракта, как можно меньше реактивных элементов на пути звука. Поэтому проходные конденсаторы отсутствуют как на входе усилителя, так и между его каскадами.

   Детали усилителя НЧ:

R1,R1 от 47 кОм до 100 кОм переменные
R2,R2′ 47 *кOм 2Вт
RЗ,RЗ’ 360 Ом
R4,R4′ 470 Ом
R5,R5′ 6,2* кОм
R6 10*кОм 2Вт
R7 10 Ом 2Вт
R8,R8′ 1 кОм
R9,R9′ 100 Oм
R10,R10′ 1,5*кОм 5Вт
R11 220 Ом 2 Вт
С1,С4 0,47мкФх630В
С2 47 мкФ х 450 В
СЗ 220 мкФ х 450 В
С5,С5′ 220 мкФх160В
Л1 6Н23ПЕВ (ЕСС85)
Л2,Л2′ 6П14П (ЕL84)
П1,П1′ МТЗ, ПТ8-7
Тр1,Тр1′ трансформатор выходной 4 кОм/4 Ом
Номиналы,отмеченные * подбираются при налаживании

   Блок питания УНЧ:

R1 220 Om 5 Вт
C1,C2 220 мкФ х 450 В
Д1-Д4 КД226А 4 шт.
Тр1 трансформатор силовой 220 В/310,6.3 В
Пр1 предохранитель 0,315 А

   Параметры лампового усилителя:

Диапазон усиливаемых частот (-3 дБ): 20 Гц — 80 кГц.
Чувствительность: 1,2 В.
Выходная мощность одного канала,
в тетродном режиме(переключатель П1 в положении 1): 4.5 Вт,
в триодном режиме(переключатель П1 в положении 2): 2.75 Вт.
Коэффициент нелинейных искажений (1 Вт): 0,25%.
Отношение сигнал/шум: 96 дБ.

   По сути здесь до выходного трансформатора реализована схема УПТ с малыми фазовыми и интермодуляционными искажениями. Но гальваническая связь между каскадами требует тщательного выбора рабочей точки первого триода, поскольку напряжение на ее аноде задает режим работы выходной лампы. Поэтому напряжения на электродах лампы входа не должны отличаться от указанных на схеме более, чем на 3% Из-за большого разброса характеристик при замене входной лампы усилитель придется настраивать заново. Первый каскад, усилитель напряжения, собран на двойном триоде 6Н23П-ЕВ, причем в каждом канале работает по одному триоду. Ток анода 5 мА выбран исходя из компромисса между допустимой мощностью, рассеиваемой на аноде (в данном случае 2 Вт) и полосой пропускания каскада, необходимой для хорошей музыкальности усилителя в целом. Как известно, чем меньше анодная нагрузка (и больше ток анода), тем меньше потери высших частот из-за межэлектродных и прочих паразитных емкостей. Как показали эксперименты, первый каскад должен пропускать полосу, на порядок шире слышимого человеческим ухом частотного диапазона, вплоть до 160 кГц. Напряжение на аноде +75В при смещении на сетке 1,5 В обеспечивает работу лампы на наиболее линейном участке рабочей характеристики. Для стабильности режима первого каскада в цепи анодов установлены двухваттные резисторы, и изменение их сопротивления вследствие нагрева незначительно. 

   В усилителе установлены два отдельных регулятора громкости — хотя это и не очень удобно, но при прослушивании отмечалось, что регулятор баланса приводит к изменению тонального баланса. Потенциометры должны быть как можно более надежными: при их обрыве усилитель может выйти из строя. В принципе, можно обойтись и без регулятора громкости, если он есть в предварительном усилителе. В этом случае R1 и R1′ заменяются на постоянные сопротивления номиналом 470 кОм. Немного подробнее стоит остановиться на способе снижения фона переменного тока. Как видно из схемы, оба вывода накала заземлены через сопротивления 470 Ом. Таким образом устраняется проникновение на катод тока с частотой 50 Гц, который, в свою очередь, создает на катодном сопротивлении напряжение фона. Такое решение позволяет питать цепи накала переменным током, при этом напряжение фона на выходе усилителя не превышает нескольких десятков микровольт. Выходной каскад выполнен на широко распространенном пентоде средней мощности 6П14П. Как уже говорилось, его режим задается напряжением на управляющей сетке и стабилизируется катодным сопротивлением R10. Такое комбинированное смещение позволило жестко «закрепить» рабочую точку — даже при использовании ламп с большим технологическим разбросом ток анода составлял 54 мА +- 1-2 мА. При фиксированном смещении рабочую точку пришлось бы подбирать для каждого экземпляра лампы индивидуально. К сожалению, за простоту пришлось заплатить — падение напряжения на катодном резисторе местную создает ООС, которую не удалось полностью нейтрализовать шунтирующими конденсаторами С5 и С5′. Кроме того, для данной схемы большое значение имеет стабильность напряжения питающей сети: оно должно быть 220+-5В. Небольшая общая (3-4 дБ) обратная связь создается подачей выходного напряжения в катод первого каскада через делитель RЗ/R5. В данном случае она необходима для уменьшения выходного сопротивления и снижения уровня нелинейных искажений, который в однотактных усилителях без ООС может достигать 8 — 10%. Без обратной связи могут работать усилители на триодах с малым внутренним сопротивлением, но это сложные схемы, требующие от радиолюбителя более высокой квалификации. В данном случае без ООС возникают интермодуляционные искажения, к которым человеческое ухо гораздо более чувствительно, чем к нелинейным. Особенностью выходного каскада является возможность работы как в пентодном, так и триодном режиме, что позволит вам на практике сравнить две концепции звукоусиления и найти наиболее подходящее звучание. Выбор осуществляется с помощью сдвоенного переключателя П1.

   Ламповый усилитель НЧ смонтирован на шасси из дюралюминия. Сверху установлены лампы, входные и выходные клеммы, электролитические конденсаторы, а также входной и силовой трансформаторы. Все остальные детали — в подвале шасси. На передней панели размещены регуляторы громкости, выключатели питания и переключатель режимов «пентод — триод».

   Ламповый усилитель можно собрать из широко распространенных и даже уцененных деталей, и при этом получить хорошие результаты. Но если вы хотите создать действительно качественный аппарат, детали придется подбирать. Прежде всего это касается регуляторов громкости — от их качества зависит надежность всего усилителя. Желательно применять потенциометры фирм ALPS или NOBLE. Не стоит экономить также на входных и выходных гнездах — нужно учитывать, что деградация сигнала происходит именно в точках механического контакта. Многое зависит и от качества монтажного провода и марки припоя. Желательно использовать проводники из бескислородной меди и пользоваться припоем с повышенным содержанием серебра. Эксперименты показали, что лучше всего звучат полипропиленовые и полимерные конденсаторы, а также сопротивления с углеродистым и металлопленочным проводящим слоем.

   Основой усилителя является выходной трансформатор, который наматывается на сердечнике ШЛ 22 х 32 с зазором 0.2 мм. Первичная обмотка содержит 3000 витков провода ПЭВ-1 0.2, вторичная — 90 витков провода ПЭВ-1 0.47. Намотку нужно производить послойно в следующем порядке: 90 — 1500 — 90 — 1500 — 90. Секции первичной обмотки соединяются последовательно, вторичной — параллельно. После намотки трансфоматор следует проверить, включив первичную обмотку в сеть 220 В. Если все сделано правильно, то напряжения на выводах вторичной обмотки должны быть одинаковы (около 6.6 В). Сетевой трансформатор — стандартный, габаритной мощностью 90 — 120 ВА с повышающей обмоткой 310 В при токе 0.2 — 0.25 А и накальной 6.3 В при 2 А.

Понравилась схема — лайкни!

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

Смотреть ещё схемы усилителей

       УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ          УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ  

   

УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ          СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ   

    

amplif.ru

Схема лампового усилителя | Микросхема

Усилители мощности на вакуумных лампах до сих пор ценятся некоторыми радиолюбителями. Считается, что собранные на них УМЗЧ обладают более качественным звучанием и тембром. Вот и мы решили сегодня порадовать наших уважаемых радиолюбителей схемой лампового усилителя.

Усилители звуковой частоты на вакуумных лампах могут применяться в предусилителях микрофона и линейного входа во множестве аудиосистем. Они, главным образом, используются в качестве усилителя мощности звука для музыкальных инструментов. Свойства усиления вакуумной лампы могут быть объединены с современной технологией твердотельной электроники (микросхем, транзисторов). Таким образом, их можно использовать в различных комбинациях для получения наиболее качественного звуковоспроизводящего тракта даже для современной аудиосистемы. Превосходную эффективность, низкую цену и надежность электронной вакуумной лампы на сегодняшний день нельзя заменить микросхемами. Но использование тех и других радиокомпонентов в схемах усилителей обеспечит лучшие характеристики по разумной стоимости.

Ламповый усилитель собран на двух E80CC — двойные высококачественные триоды и двух EL34 — выходной лучевой тетрод. Последнюю лампу можно заменить на советский аналог 6П27С. Выходная мощность лампового УМЗЧ составляет 35 ватт. Данная схема лампового усилителя применялась в период с 1954 по 1989 гг.

В схеме усилителя применяются следующие радиоэлементы:

Обсуждайте в социальных сетях и микроблогах

Метки: УНЧ

Радиолюбителей интересуют электрические схемы:

Ламповый усилитель
Проектирование схемы лампового усилителя

xn--80a3afg4cq.xn--p1ai

Ламповый усилитель схема

Ламповый унч своими руками

 

Ламповый усилители все популярнее становятся среди любителей звука. Отличаются и качеством от транзисторных, и более эстетичным ретро стилем.

Представленный на фотографии ламповый УНЧ несложно собрать своими руками.

Автор решил собрать УМЗЧ по двухтактной схеме на лампах 6П6С. Сразу скажу — звук действительно неплох, хотя еще долго и вдумчиво не слушал. Мощности хватает за глаза, правда сложновато было фон убрать, особенно в правом канале. Собрал по приложенной схеме, только выпрямитель сделал на 5Ц3С, после кенатрона конденсатор 47 мкф, на каждый канал свой дроссель Д21, после каждого дросселя по 330 мкф ёмкости и все равно немного гудит.

 

Схема устройства:

Начал экспериментировать. После кенотрона посставил 4 мкф, а после дросселя увеличил ещё. Провода сделал возможно короче. Немного изменил разводку земли. Убрал стабилитроны так как они шумят. Заметил, что фон бывает при разных токах выходных ламп, так как они разные (неподобранные) тогда нужно катодный резистор отдельно на каждую подбирать. А узнать перекос можно замерив напряжение между анодами.

Вводил фиксированное смещение, токи ламп выставлял. Заметил, что если вытащить лампу 6Н9С в любом канале, то фон в этом канале исчезает, получается выходной каскад не виноват. Если между катодом 6Н9С и землей поставить емкость 100 мкф, то фон уменьшается в несколько раз.

В общем звучание хорошо очистилось от фона, гула и других ненужных вещей, но окончательная победа ещё впереди. В любом случае можно собирать УНЧ в корпус.

Из чего сделать корпус для лампового УНЧ

Корпус сделал из МДФ — смотрится очень стильно! Импортные трансформаторы (звуковые и силовой) выглядят солидно, поэтому решил не прятать их под кожух, а оставить сверху. Конечно по некоторым параметрам усилители с применением ламп не дотягивают до микросхем, но у них есть и свои преимущества.

Сборка и испытание усилителя — igor3333

radiostroi.ru