Схемы строительных фенов – Что такое строительный фен? Изготовление строительного фена и насадок к нему своими руками — СамСтрой

Содержание

Ремонт спирали строительного фена своими руками

В этой статье мы расскажем вам о строительных фенах, причинах их основных неисправностей, способах их устранения. Кроме того, опишем некоторые способы модернизации и доработок, которые можно сделать с вашим инструментом.

Схема фена

На рисунке, представленном ниже, показана электрическая схема строительного фена.

Основными элементами инструмента являются двигатель, вентилятор и нагревательный элемент.

Нагревательный элемент для фена

Нагревательный элемент является не чем иным, как спиралью, которая намотана на керамическую основу. Во многих моделях производитель встраивает термодатчик, который в случае перегрева отключает питание фена. В качестве материала спирали обычно используют нихром. Обладая определенным сопротивлением, спираль забирает часть тепла при прохождении тока через нее и отдает его в окружающую среду, тем самым обеспечивая непрерывный горячий поток воздуха.

Неисправности строительного фена

При интенсивном использовании инструмента нередки его поломки. Они бывают самыми различными. Мы сейчас расскажем, как разобраться, что конкретно может сломаться.

Первым делом нужно провести визуальный осмотр фена. Пристальное внимание следует обратить на кнопки, переключатели, шнур питания, вилку. Довольно частой причиной поломки является нарушение изоляции или обрыв провода в местах соединения с корпусом. При повреждении провода его нужно зачистить в этом месте и заизолировать клеящей лентой. При неисправности кнопок включения и переключения температурных режимов их следует заменить на новые.

Если же причина не в этом, тогда следует провести диагностику работы инструмента в разных режимах. Фен может подавать только холодный воздух. В этом случае требуется осмотреть нагревательный элемент прибора – спираль. При отсутствии подачи воздуха ваше внимание следует обратить на вентилятор или двигатель. Замена нагревательного элемента, вентилятора или проводов сама по себе несложная и недорогостоящая процедура, чего не скажешь о замене электродвигателя. При его поломке ремонт фена становится бессмысленным.

Доработка строительного фена

В процессе работы пользователя могут не устроить некоторые конструктивные заводские решения, поэтому он принимает решение доработать фен.

Вообще, модернизация инструмента может быть направлена на определенные цели. Некоторые из них мы приведем ниже:

  • Возможность применения различных насадок.
  • Регулировка силы воздушного потока при монтаже мелких деталей.
  • Сделать независимым отключение спирали от вентилятора и наоборот – для быстрого охлаждения инструмента.

Поговорим отдельно о вариантах доработки различных элементов конструкции инструмента

  1.  Нагревательный элемент. Здесь возможно удаление стандартной нагревательной спирали и замена ее на термопару. Чтобы это сделать, необходимо удалить спираль вместе с двумя проводами белого цвета, идущими на питание двигателя. Термопредохранитель подключается обжимкой к противоположному концу спирали. Сама термопара должна пройти через свободный канал. Ее конец должен быть подключен к плате винтами.
  2. Блок управления двигателем. В этом блоке управление воздушным потоком происходит за счет изменения оборотов двигателя вентилятора. Те, в свою очередь, зависят от напряжения. Самым простым будет управление через ШИМ (широтно-импульсная модуляция). В этом случае интеллектуальный транзистор необходимо заменить на полевой с «логическим входом».

Ремонт строительных фенов

При эксплуатации инструмента проявляются определенные неисправности. Разберем на примере опыта пользователя фена фирмы «Интерскол». Что может ожидать вас в будущем?

  • На первом году жизни фена стала невозможной регулировка температуры – причина крылась в перегреве симистора и выходе его из строя.
  • Привычный уже нам перелом кабеля питания в точке примыкания к корпусу инструмента. Эта проблема решается путем установки кабеля в двойной резиновой изоляции.
  • Произошел обрыв обмотки нагревателя высокого сопротивления. Причиной мог быть как заводской брак, так и перетирание нихромовой обмотки о края керамики вследствие процессов нагрева-охлаждения. В процессе замены обмотки пришлось заменить и термопредохранитель, сработавший при внезапной остановке двигателя.
  • К концу второго года эксплуатации вышли из строя подшипники скольжения в двигателе.

Это обычный список неисправностей, которые могут возникнуть в устройстве на протяжении трех лет эксплуатации инструмента. Кроме этого, были другие незначительные дефекты вроде пропадания напряжения на спирали нагревательного элемента. Это не значит, что это все проявится именно у вашей модели фена, но это те вещи, на которые следует обратить внимание при покупке и эксплуатации фена.

В этой статье мы постарались максимально осветить все проблемы, возникающие в процессе эксплуатации фена. Покупать этот инструмент или нет – как всегда, решать только вам.

pro-instrument.com

Ремонт строительного фена своими руками: принципы

С помощью строительного фена можно разогревать застарелый лак или краску, чтобы удалить их с поверхности. Во время строительства он применяется для пайки металла, а также для облегчения работы с пластиковыми трубами. Они в разогретом состоянии хорошо поддаются изгибанию. Этот инструмент весьма прихотлив, и в случае неправильной эксплуатации его придется ремонтировать, а дело это нелегкое.

Схема строительного фена.

Рассмотрим, как произвести ремонт строительного фена своими руками. Человек всегда может обратиться в специализированные сервисные центры за подобной услугой, но и не всегда это целесообразно. В некоторых случаях поломки можно диагностировать самостоятельно, соответственно, и производить ремонт самого строительного фена. Перед этим обязательно нужно познакомиться с устройством прибора. С этого и стоит начинать инструкцию.

Устройство и его основные принципы

Если вскрыть устройство, то можно обнаружить двигатель небольшого размера, нагревательный элемент и вентилятор. Нагретый воздух выходит через сопло. Все достаточно просто. В основном строение не отличается от обыкновенного фена. Единственное отличие заключается в более высокой мощности аппарата. Производительность оборудования напрямую зависит от того, сколько литров воздуха оно может пропустить через себя за 1 минуту. Многие модели фена, представленные на современном рынке, имеют ряд дополнительных функций. К таковым можно отнести:

Использование строительного фена.

  • регулировку температуры;
  • регулировку потока воздуха;
  • подборка нужного рабочего режима;
  • многочисленные дополнительные насадки, которые заметно упростят работу с тем или иным материалом;
  • светодиодный индикатор, который определяет температуру нагрева.

Разумеется, это не все опции, которыми может обладать строительный фен. Есть и другие. Всегда нужно помнить о том, что чем их будет больше, тем сложнее произвести ремонт.

Вернуться к оглавлению

Основные поломки и их причины

Поломка подобного инструмента может произойти в любой момент его эксплуатации. Особенно неприятно, если это происходит самый разгар строительных работ. В большинстве случаев в этом виноват сам человек, который зачастую халатно относится к электроинструменту. Основными поломками считаются перегиб шнура питания, неисправность кнопки включения инструмента и регулировки температуры. Разумеется, могут возникать и более глобальные поломки.

Электросхема строительного фена.

Например, может выйти из строя двигатель или вентилятор. Нагревательный элемент в этом отношении не вечен. Большинство неисправностей можно диагностировать самостоятельно, но есть и те, которые приходится выявлять достаточно долго. В этой ситуации лучше всего обратиться в специализированный сервисный центр.

Если человек уверен в своих силах, то он может провести ремонт фена и самостоятельно.

К наиболее сложным поломкам можно отнести поломку двигателя или вентилятора. В большинстве случаев они подлежат замене, кроме того, сложно найти нужные запасные части.

Вернуться к оглавлению

Ремонт фена: правильная диагностика и лечение

Перед тем как приступить к ремонтным работам, обязательно нужно осмотреть устройство.

Уже в этот момент можно выявить большинство неприятностей. Обязательно стоит обратить внимание на кнопки включения и выключения инструмента, а также на состояние проводки. Возможно, просто шнур был перебит в каком-то месте или вилка поломалась. Все это можно определить уже на предварительном этапе работ.

Далее стоит просто проверить фен в различных режимах работы. Для начала следует проверить, идет ли нагрев. Если нет, то проблема заключается в неисправности спирали, то есть нагревательного элемента. Для более точной диагностики стоит использовать тестер.

Иногда приходится использовать различные приборы и разбирать аппарат, чтобы увидеть его состояние внутри. Если приходится разбирать фен, а он имеет сложную структуру, то необходимо обзавестись качественным фотоаппаратом, чтобы запечатлеть все этапы разборки агрегата. Могут понадобиться и такие инструменты, как отвертка и паяльник.

Доработка заключается в том, что нужно произвести анализ испорченных деталей, определить основные очаги коррозии. Именно они в некоторых случаях могут служить предпосылками для окисления контактов. Обязательно нужно осмотреть все проводники, спираль и вентилятор, которые располагаются в оборудовании.

Далее можно заниматься заменой тех деталей, которые вышли из строя. Спираль можно заменить и самостоятельно. Если отвалился какой-то проводник, то придется взять паяльник и припаять элемент на место. Вентилятор вполне можно заменить, но придется искать аналогичный агрегат. В случае с двигателем все может быть печально. Если он сгорел, то самостоятельно отремонтировать его не удастся. Придется обращаться за помощью в сервисный центр.


moiinstrumenty.ru

Доработка строительного фена

   Строительный фен, в радиолюбительстве незаменимая вещь. Не буду перечислять все возможности использования, я его купил, когда пришлось упаковывать 3м гибкой шины в термоусадочную трубку. Взял самый дешевый по тому, что использовать его намеревался не в профессиональных, а  любительских целях.

С первой задачей, (упаковка гибкой шины), фен справился прекрасно, и я даже порадовался за удачную покупку.

 

  

Потом были еще, какие то применения, и в один прекрасный момент было замечено, плохое включение на повышенной мощности.

 Быстренько раскидав его на запчасти, убедился, что причина в переключателе, (плохой контакт клемм сделал свое дело). 

Замена переключателя не была проблемой, проблема была в другом. Перед глазами лежала «заготовка», которую можно было модернизировать под свои запросы.

  1. Чтобы была возможность применять насадки, необходима стабилизация температуры.
  2. Для применения в монтаже радиодеталей, необходимо менять силу воздушного потока.
  3. Чтобы сложить фен в коробку, он должен остыть. То есть, должна быть возможность отключения нагрева спирали, без выключения вентилятора.
  4. В свою очередь работа одного вентилятора, дает возможность использования фена для охлаждения чего-либо, и т.д.

Собственно, все выше изложенное и было внедрено в корпус самого дешевого фена. 

Включение питания фена.

После включения питания, устанавливается режим охлаждения:

  • Нагрев спирали отключен.
  • Вентилятор работает на первом положении скорости.
  • Установлен нижний предел уставки температуры воздушного потока.
  • На семисегментном индикаторе высвечивается температура воздушного потока.
  • Светодиод «температура», показывает выше или ниже уставки, температура воздушного потока. Если температура выше уставки,- светит зеленый. Если ниже,- красный. 

?

Установка температуры воздушного потока.

Температура воздушного потока, устанавливается при помощи кнопок +/-.

Минимальная уставка 60*С, максимальная 630*С.

Изменение температуры происходит с шагом 10 градусов.

Первое, кратковременное нажатие на кнопки изменения температуры, включает меню уставки температуры. Последующие кратковременные нажатия кнопок +/-, будут изменять уставку температуры с дискретностью 10 градусов. В случае удержания кнопки, больше одной сек., включается ускоренная прокрутка значений уставки.

Если кнопки не нажимались более одной секунды, происходит автоматический возврат в меню индикации температуры воздушного потока.  

Изменение скорости воздушного потока.

Изменение скорости производится при помощи кнопок +/-, и имеет семь градаций. При удержании кнопки более одной секуны, включается ускоренная «прокрутка».

Индикатор скорости представляет из себя линейку светодиодов. 

Количество светящихся светодиодов, пропорционально скорости воздушного потока.

Включение нагрева спирали.

Включение нагрева, производится при помощи кнопки «нагрев». 

Каждое нажатие кнопки, будет включать или отключать нагрев спирали.

Свечение красного светодиода показывает, что нагрев спирали, включен.

Отсутствие свечения,- нагрев отключен.

Конструкция и детали.

Вся конструкция регулятора температуры и скорости воздушного потока, собрана на двух платах. 

На первой:

  • Импульсный блок питания. На выходе имеет +16В для питания мотора вентилятора,    и два по +5В, для питания цифровой и аналоговой частей регулятора.
  • Симисторный регулятор, мощности нагрева спирали фена. Используется метод пропуска периодов сетевого напряжения, с равномерным распределением во времени.
  • Силовой ключ, ШИМ регулятора оборотов мотора вентилятора. Используется аппаратный ШИМ микроконтроллера, частотой 30кГц.

?

?

На второй: 

  • Блок управления и индикации. Включает в себя, пять кнопок управления, один трехразрядный семисегментный индикатор измеренной температуры воздушного потока, и ее уставки. Десять светодиодов, из них семь,- линейка индикации скорости воздушного потока. Два,- индикатор состояния температуры (выше, ниже уставки). Один,- индикатор включения нагрева спирали.
  • Усилитель термопары, и МК. 

?

?

Обе платы выполнены по методу лазерно-утюжной технологии. Первая плата с односторонним монтажом радиодеталей, крепится пайкой, на клеммах мотора вентилятора. Вторая, с двухсторонним монтажом, крепление при помощи четырех саморезов к крышке корпуса фена. Она же является лицевой панелью модуля управления.

Электрическая схема.

Вся схема разбита на семь функциональных узлов:

  1. Импульсный блок питания.
  2. Блок управления нагревом спирали.
  3. Блок усилителя термопары.
  4. Нагревательный элемент и термопара.
  5. Блок управления двигателем вентилятора.
  6. Микроконтроллер.
  7. Модуль ввода-вывода.

?

Импульсный блок питания.

Блок питания собран на микросхеме TOP224, по оригинальной схеме https://www.premiermag.com/pdf/pol-12017.pdf

Блок питания обеспечивает схему тремя напряжениями:

16v — для питания мотора вентилятора, максимальный ток 1А.

5vc — для питания цифровой части схемы, ток до 0,5А.

5v  — для питания аналоговой части схемы, ток до 0,05А.

Узлы самостоятельного изготовления, дроссель L1 и  трансформатор TV1. Дроссель намотан на каркасе «катушка», и должен иметь индуктивность до 10мкГн, а также иметь возможность пропускать соответствующий ток 1,5А.

Трансформатор взят с 20ватной энергосберегайки. Центральная часть сердечника 5х5мм. Число витков первичной обмотки подбиралось по «калькулятору лысого». И в моем случае составила 72 витка. Моталось проводом диаметром 0,23мм.  Вторичная обмотка имеет 8 витков сложенных в четверо, того-же провода 0,23мм. Обмотка обратной связи имеет 7 витков, так же сложенного в четверо провода. При максимальной нагрузке, когда вентилятор питается от полного напряжения 16В, начинает нагреваться трансформатор и микросхема TOP224. Однако, в виду пропорционального увеличения охлаждения, (потока воздуха), температура не превышала 45*С, при окружающей температуре 32*С. Измерения проводились инфракрасным термометром DT8220, кстати, очень удобным в этом отношении.

Конечно же, перед самостоятельным изготовлением таких трансформаторов желательно проштудировать соответствующую литературу. Т.к. многие моменты, сборки и намотки трансформатора здесь не рассматриваются.

Блок управления нагревом спирали.

Схема управления нагревом спирали, построена на симисторе BTA41-600. 

Взята из даташита на MOC3063, и особенностей не имеет. Оптрон с детектором нуля сетевого напряжения, обеспечивает «тихое управление нагрузкой». Но в виду того, что нагрузка порядка двух киловатт, то лампа накаливания, включенная в ту же розетку, будет «показывать» работу ПИ регулятора (попросту будет слегка помаргивать). 

Блок усилителя термопары.

Схема усилителя термопары собрана на операционном усилителе AD8551. 

На этот раз схема включения взята не из даташита, но довольно стандартна. Задача усилителя, усилить ЭДС термопары, по этому емкость ООС С10, имеет большое значение при фильтрации импульсных помех. Фильтр нижних частот на выходе U4, подавляет 50герцовую составляющую выходного сигнала. Коэффициент усиления подбирается при помощи резистора R24 (грубо).  Более точное вычисление происходит уже программно.

Нагревательный элемент и термопара.

Конструкция нагревательного элемента, претерпела легкое изменение. Была удалена спираль питания двигателя вентилятора. И вставлена термопара.

На фото девственное состояние нагревателя, состояние после переделки, к сожалению не увековечилось. Но там ничего сложного нет. Белые провода, идущие на питание мотора, — удаляются в месте со своей спиралью. Термопредохранитель подключается при помощи обжимки (не пайки), к противоположному концу спирали имеющей сопротивление 33 Ома.  Черный провод дополнительной спирали, просто откусывается, а конец спирали остается в керамике. Красный провод остается нетронутым.

Термопара пропускается через освободившийся канал, где раньше был термопредохранитель. Конец термопары с холодным спаем подключается к плате при помощи винтов. Холодный спай спрятан под красной термоусадочной трубкой. Температура холодного спая контролируется внутренним термометром МК. И на практике имеет не большую разницу, (1-2*С).

Блок управления двигателем вентилятора.

Управление воздушным потоком происходит за счет изменения оборотов двигателя вентилятора. Обороты в свою очередь зависят от питающего напряжения. Одним из простых способов управления является ШИМ (широтно-импульсная модуляция). 

Аппаратный ШИМ обеспечивает МК. Частота выбрана 30кГц, что дает возможность обойтись без драйвера управления ключом. В качестве ключа, использован интеллектуальный транзистор  BTS113A. И может быть заменен полевым транзистором с «логическим входом».

Микроконтроллер.

В схеме использован МК PIC16F1823, это четырнадцативыводный камень. Тактовая частота 30МГц, что позволяет довольно шустро, обрабатывать поступающую информацию.  Выводы RA0, RA1, RA3, не используются, оставлены на развитие (если будет).

Модуль ввода-вывода.

В виду малого количества выводов у МК, и большого количества элементов индикации и ввода (кнопок), было решено использовать сдвиговой регистр 74HC164.

Транзисторы VT1-VT4 выпаяны из какой то платы, и по обозначению на корпусе подходят под BC817 или BC337, в корпусе SOT23.

Светодиоды LED1-LED10, так же в SMD исполнении, но могут быть заменены на 3мм, без значительного изменения печатной платы.

Вопросы задаем на форуме.

Ссылка для скачивания доступна только авторизованным пользователям сайта !

Ссылка для скачивания доступна только авторизованным пользователям сайта !

П.С. Эта статья представлена не столько для повторения, сколько для стимула к поиску новых подходов и решений, при создании своих любительских конструкций. 

chipmk.ru

Строительный фен своими руками

Строительный фен, своими руками изготовленный, представляет собой разновидность электроинструмента, задачей которого является формирование направленного потока горячего воздуха. Этот тип инструмента применяется при проведении строительных и ремонтных работ. Использование такого прибора во время проведения ремонта и строительства облегчает выполнение операций по удалению старого лакокрасочного покрытия.

Устройство строительного фена.

Изготовленный своими руками термофен можно использовать для проведения следующих строительных операций:

  • сваривание стыков пленочного покрытия;
  • запаивание металлических элементов;
  • использование при работе с деревом;
  • сваривание изделий из пластмасс;
  • проведение сушки окрашенной поверхности;
  • удаление на поверхности изделий слоев клея, линолеума и фанеры;
  • разжигание древесного угля в мангале.

Дополнительно термофен для пайки можно использовать при проведении изгиба труб, изготовленных из пластика.

Конструкция строительного фена

Схема использования строительного фена.

Строительный фен имеет очень простое устройство. Основными конструктивными частями устройства являются: нагревательный элемент, корпус инструмента и вентилятор для создания направленного потока горячего воздуха.

Главным отличием термофена от других нагревательных приборов является отсутствие открытого пламени, что полностью исключает необходимость использования топлива. Строение фена предполагает наличие в его конструкции следующих конструктивных компонентов:

  • мощного электродвигателя;
  • специального нагревательного элемента;
  • вентилятора.

Поток горячего воздуха направляется в сопло инструмента, что способствует формированию узкой направленной струи. Производительность прибора измеряется в количестве литров воздуха, которые способно выдавать устройство за единицу времени. Современные модели инструментов имеют ряд дополнительных функций. К таким допфункциям относят наличие возможности:

  • изменения силы воздушного потока;
  • высокоточной регулировки температуры воздушного потока;
  • осуществления выбора режима функционирования прибора.

Современные приборы оснащаются специальными светодиодными индикаторами, которые облегчают процесс контроля работы устройства. На экран светодиодного индикатора выводится показатель температуры нагрева воздушного потока. В комплект поставки современных устройств входят различные типы насадок, которые позволяют создавать разнообразные по форме направленные потоки горячего воздуха.

Вернуться к оглавлению

Инструменты и материалы для монтажных работ

Таблица комплектации строительного фена.

Для проведения монтажа прибора потребуется подготовить определенный перечень инструментов и материалов, который включает в себя:

  • корпус старого фена для волос. Пластиковый использовать не стоит, для изготовления подходит только керамический;
  • металлические лопасти для работы вентилятора;
  • нихромовая проволока для изготовления нагревательного элемента;
  • кабель для изготовления шнура питания;
  • кусок резиновой трубы;
  • металлическое сопло для формирования направленной струи горячего потока воздуха;
  • средства для индивидуальной защиты в процессе монтажа устройства.

Используя перечисленные компоненты, можно, при наличии знаний в области электротехники и умений работы с металлом, без проблем сконструировать строительный фен своими руками. Процесс сборки устройства не потребует большого количества времени.

Перед тем как заняться изготовлением строительного фена, следует подготовить корпус старого устройства для использования в процессе монтажа. Для этой цели разбирается корпус, и из него извлекаются все пластмассовые элементы. В случае если это не осуществлено, то в процессе работы возможно возникновение замыкания проводов, к чему приводит плавление пластмассовых компонентов и попадание расплавленного пластика на электрические компоненты устройства.

Вернуться к оглавлению

Проведение самостоятельного монтажа фена

Электросхема строительного фена.

После проведения подготовительного этапа конструирования приступают к основному процессу сборки инструмента. Изготовление нагревательного элемента прибора осуществляется путем намотки нихромовой проволоки на керамическое основание. При изготовлении элемента нагрева следует помнить, что чем плотнее расположены витки проволоки, тем выше температура нагрева. Концы нихромовой проволоки требуется вывести наружу. В процессе наложения витков проволоки следует строго соблюдать расстояние между ними, чтобы они не соприкасались между собой, иначе возможно возникновение короткого замыкания. Концы проволоки соединяются с сетевым шнуром. При соединении нихромовой проволоки с проводами не применяется пайка припоем. При соединении проволоки и провода осуществляется очень плотное скручивание и изолирование места контакта.

Заранее подготовленную резиновую трубку требуется надеть на рукоятку фена. Это нужно для того, чтобы обеспечить защиту рук от нагретой керамики. Оптимальным защитным материалом считается старая гофра от пылесоса.

Этот материал является прорезиненным с внутренней стороны, что обеспечивает нормальную температуру на поверхности гофры. После сборки нагревателя провода подключают к трансформатору, предварительно включив режим вентилятора.

При использовании строительного фена следует помнить, что сначала требуется включать вентилятор и только потом нагревательный элемент, а выключать прибор нужно в обратном порядке: сначала осуществляется отключение нагрева, а потом выключается подача воздуха.

Для обеспечения мощной подачи воздуха можно использовать аквариумный компрессор соответствующей мощности и производительности.

Схема регулятора мощности в строительном фене.

После проведения сборки устройства его работу следует проверить на безопасном расстоянии. При нормальной работе после подачи воздушного потока включается нагревательный элемент, на котором происходит разогрев спирали до красного состояния. Проходя над спиралью, нагревается поток воздуха, и на выходе из фена формируется направленный поток горячего воздуха. Для образаования струи применяется специальная насадка, устанавливаемая на сопло фена.

Такое устройство ограничено в перемещении, так как трансформатор с проводами сложно транспортировать. Для удобства транспортировки и перемещения на трансформаторе следует сделать рукоятку.

Вернуться к оглавлению

Техника безопасности

При работе с электроприборами самостоятельного изготовления требуется помнить о технике безопасности и соблюдать все правила.

Нагревательные электроприборы запрещено использовать поблизости от расположения газового оборудования, особенно это относится к кухонным помещениям, в которых очень часто для соединения газовых приборов с газовой магистралью используются гибкие шланги.

Запрещено применять строительный фен при работе с краской без обеспечения надежной вентиляции. При осуществлении нагрева летучие компоненты очень быстро поступают в окружающий воздух и при отсутствии качественной вентиляции способны нанести вред организму.

Перед использованием строительного фена для безопасности следует подготовить средства пожаротушения.

Запрещено располагать горячий прибор на поверхности без соответствующей защиты, так как горячая поверхность устройства способна испортить декоративное покрытие.

При использовании фена для осуществления снятия краски с поверхности оконной рамы нужно использовать специальную насадку, обеспечивающую оконное стекло от воздействия направленного потока горячего воздуха.

При использовании самодельного устройства следует исключить попадание в область проведения работ животных и детей.

Перед проведением снятия старого покрытия требуется уточнить состав лакокрасочного вещества. При наличии в нем токсичного свинца снятие ЛКВ следует проводить без использования строительного фена.

При использовании самодельного фена для снятия лакокрасочного покрытия следует в процессе работы применять шпатели с длинной ручкой, которые позволят избежать повреждения рук горячим воздухом.

При проведении процесса снятия краски следует избегать перегрева древесины оконной рамы.

www.parnikiteplicy.ru

Ремонт строительного фена – поломки, диагностика и замена деталей + Видео

Устройство строительного фена – изучаем анатомию прибора

Используется инструмент чаще всего в сфере ремонта и строительства. Например, при помощи инструмента можно разогревать старый лак или краску, что облегчает ее удаление. Также он может с легкостью сваривать пленку, паять металлические детали, сгибать трубы из пластика. Часто он используется в обработке дерева.

Устройство строительного фена несложное и понятное рядовому мужчине. Основное отличие данного инструмента от, например, паяльной лампы заключается в отсутствии горения внутри инструмента, а значит, для его работы не используется какое-либо топливо.

Внутри прибора можно обнаружить небольшой двигатель, нагревательную спираль и вентилятор. Горячий воздух при этом выходит через сопло. Производительность фена зависит от того, сколько литров воздуха может прогнать устройство в минуту.

Большое количество моделей может быть оснащено дополнительными функциями: регулировка потока воздуха, точная регулировка температуры, выбор необходимого рабочего режима. Еще фен может иметь специальный светодиодный индикатор, определяющий температуру нагрева устройства, а также различные насадки.

Строительный фен – своими руками и чиним, и ломаем

Поломка фена может случиться в любое время, особенно при ненадлежащем и небрежном его использовании. Ломается в основном шнур питания (при постоянном перегибе), кнопка включения устройства или переключения температуры, могут переломаться или перегореть провода внутри устройства, перегореть двигатель или вентилятор.

Во время использования строительного фена температура может плохо регулироваться или не регулироваться вообще. Все проблемы с инструментом случаются от его неправильного использования, но если уж случилась такая неприятность, постараемся рассмотреть первую помощь в такой ситуации.

Если разобраться в устройстве прибора, то отремонтировать строительный фен своими руками не сложно. Причем, ремонт может получиться более дешевым. Хотя если вы сами не разбираетесь в инструментах, то лучше воспользоваться услугами сервиса, иначе велика вероятность, что инструмент больше не заработает вовсе.

Ремонт строительного фена – диагностика и лечение вашего инструмента

Прежде чем начинать ремонт строительного фена своими руками, необходимо внимательно осмотреть устройство и определить причину поломки. Осмотреть нужно все кнопки-переключатели, провод питания и вилку. Если провод поврежден, то его нужно заменить новым. Если неисправна кнопка включения и переключения температур, нужно только найти аналог поломанной кнопки.

Далее производится анализ работы фена в разных положениях. Если фен подает воздух, но он холодный, необходимо осмотреть спираль, если воздух не подается, то нужно осмотреть двигатель или вентилятор. Однако для определения ряда неисправностей внешнего осмотра будет мало.

Перед тем, как самому отремонтировать строительный фен, необходимо приготовить фотоаппарат (запечатлеть все этапы разборки устройства), а также необходимые инструменты (отвертки, паяльник). Для того, чтобы отремонтировать внутренние неполадки, может пригодиться также схема строительного фена.

Доработка строительного фена заключается в осмотре устройства на наличие пятен, испорченных деталей, мест с ржавчиной. Обязательно обращается внимание на целостность спирали и проводков устройства.

Проводки, вентилятор или спираль в фене заменить просто, а вот если сгорел двигатель, то такой прибор отремонтировать уже практически невозможно. Если сгорела какая-либо деталь внутри устройства, то найти и заменить ее поможет специальный тестирующий прибор и электрическая схема строительного фена.

ogodom.ru

Ремонт строительного фена Интерскол ФЭ-2000


Фен строительный (технический) – ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.


Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.


Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки — перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.



Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.



Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.


 


В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2×1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.


На втором году эксплуатации оборвалась высокоомная обмотка нагревателя, служащая балластом питания электродвигателя. Причину обрыва установить трудно, ею может быть как заводской брак (что наиболее вероятно), так и самопроизвольное перетирание нихромовой проволоки о твердые края керамики, вследствие множества циклов нагрева-охлаждения. Обмотка разорвалась — двигатель остановился. В результате останова двигателя с последующим перегревом основной (высокотемпературной) обмотки нагревательного элемента, сработал термопредохранитель (высокотемпературная обмотка осталась цела). Корпус фена был разобран, разобран нагревательный элемент, локализовано место разрыва нихромовой проволоки. Место разрыва оказалось неподалеку от одного из концов обмотки, по этой причине было принято решение не соединять концы проволоки, а смотать (убрать) короткий отрезок. Было уменьшено сопротивление балластной обмотки, по примерным расчетам, на 8-12%, что не критично для двигателя. К этому времени, уже изредка начали появляться посторонние шумы подшипников двигателя и его время, к сожалению, явно подходило к концу. Штатный термопредохранитель имел номинальную температуру срабатывания 125°C , он был заменен новым с более высокой температурой 150°C. Небольшой температурный запас объясняется предположением о том, что дополнительные 25°C вряд ли позволят сгореть обмотке нагревательного элемента (в случае аварийной ситуации), зато дадут больше времени на оперативное отключение фена до срабатывания (обрыва) термопредохранителя. Чтобы заменить термопредохранитель, нужно почти полностью разобрать нагревательный элемент. Около половины всех керамических колец, из которых набирается сердечник нагревательного элемента, со временем растрескалось (видимо, по причине низкого качества керамики) и, при снятии внешней оболочки из слюды, кольца распадаются на небольшие частички. Термопредохранитель соединяется с обмоткой нагревательного элемента и с проводом питания при помощи миниатюрных опрессовочных гильз, заново качественно опрессовать которые (без специального инструмента) очень проблематично. Для удобства возможной замены термопредохранителя в будущем, он был установлен с применением плоских разъемов (автомобильных клемм).


К концу второго года эксплуатации, начали сильно «звенеть» подшипники скольжения в двигателе. Также, произвольным образом, стало пропадать и появляться вновь напряжение на высокотемпературной спирали нагревательного элемента при вращении ручки регулятора. Эти неисправности быстро усугубились, дальнейшее нормальное использование фена по прямому назначению не представлялось возможным: двигатель гудел, обороты его упали, выставить нужную температуру нагрева было практически невозможно. Назрела острая необходимость в глубоком восстановлении работоспособности фена.



Взрыв-схема (схема сборки) фена Интерскол ФЭ-2000.



Схема электрическая принципиальная фена Интерскол ФЭ-2000.


Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).



Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000.

Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.

Плата DB3011.


 

Нагревательный элемент фена Интерскол ФЭ-2000.


 


Замена электродвигателя.


Отыскать нужный двигатель в продаже, есть задача не простая. Поэтому, когда подходящий по габаритам двигатель был обнаружен, было принято решение приобрести двигатель независимо от других его характеристик (обороты, напряжение). В итоге оказалось, что купленный двигатель имел в несколько раз меньше напряжение питания (12 В) и, примерно, в полтора-два раза меньше оборотов, чем штатный двигатель фена. Эти задачи предстояло решить, но вначале нужно снять старый и установить новый двигатель в корпус фена. Процесс замены двигателя не очень сложный. Наибольшую трудность представляет демонтаж пластиковой крыльчатки с вала двигателя. С помощью подручных средств организовываем клиновидный упор снизу ступицы и, с помощью сверла диаметром 2 мм, понемногу выколачиваем вал двигателя. По мере выхода вала, положение упора (клина) нужно корректировать. Будьте крайне внимательными, не повредите пластиковую ступицу крыльчатки! Перед тем, как одеть снятую крыльчатку на вал нового двигателя, необходимо закрепить двигатель двумя винтами и обезжирить поверхность вала с помощь ацетона. Не будет лишним очистить и обезжирить внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки бензином или спиртом. Насаживаем крыльчатку на вал нового двигателя вручную (можно слегка подколотить миниатюрной резиновой киянкой), уперев другой конец вала (находящийся вблизи щеточно-коллекторного узла) во что-либо твердое.

Двигатель с крыльчаткой.



Крыльчатка из пластмассы крупным планом.



Снимаем крыльчатку с двигателя.

Используем пинцет в качестве упора. По сверлу, которое упирается в вал двигателя, наносим легкие удары небольшим молоточком.



Крыльчатка с вала снята. Двигатель демонтирован.



Старый (слева, без маркировки) и новый (справа) двигатели.

Конденсаторы на новый двигатель не устанавливались.

Измерение родного двигателя.


 
Термопредохранитель (фото слева). Разъем плоский типа РпИм+РпИп (фото справа).


 


 


Блок питания двигателя.


Решить проблему питания электродвигателя можно двумя способами: увеличить длину (число витков) балластной обмотки или подать на двигатель питание от какого-либо другого источника. Первый способ осложняется необходимостью поиска нужной нихромовой проволоки и места для размещения дополнительных витков в нагревательном элементе (который буквально рассыпается в руках). Пойдем по второму пути – изготовим отдельный источник питания. Очень подходящим по размеру и по току нагрузки оказалось зарядное устройство от сотового телефона. Плата зарядника помещается рядом со штатной платой фена, необходимо обеспечить должные уровни изоляции (предотвратить нежелательные касания плат) и крепления (фиксации). Но есть одна загвоздка – выходное напряжение. Как известно, у зарядного устройства оно составляет около 5 В, а нам нужно 12. Следовательно, будем увеличивать число витков во вторичной обмотке выходного трансформатора блока питания (зарядного устройства). Выпаиваем трансформатор, разбираем магнитопровод, осторожно разъединяя ферритовый сердечник на две половины (упростить задачу смогут прогрев трансформатора до 100°С и применение ацетона). В крайнем случае, если разобрать магнитопровод не удается, можно мотать по челночному принципу, дабы число витков невелико. Главное – не расколоть феррит!


Находим финишный конец вторичной обмотки и начинаем не спеша сматывать виток за витком, считая их количество и запоминая направление намотки провода. Когда вторичная обмотка смотана, необходимо произвести элементарные расчеты по определению числа витков для напряжения питания двигателя (в нашем случае — 12 В): находим число витков, приходящееся на 1 В (зная бывшее выходное напряжение зарядного устройства), умножаем на него целевое значения напряжения питания. Не будет лишним добавить пару витков прозапас (при необходимости, их можно быстро смотать).


Мы увеличили выходное напряжение в 2,4 раза, максимальный ток нагрузки закономерно уменьшается на это же значение. Как известно, ток обмотки трансформатора зависит от площади поперечного сечения проводника. Чтобы определить минимально допустимое сечение провода для новой вторичной обмотки, измеряем диаметр (и вычисляем площадь сечения) смотанного провода, делим полученное значение на 2 (грубое приближение, углубляться в дебри расчетов не будем). Если ширина зазора для укладки провода позволяет, то вовсе не обязательно выбирать провод более тонкий, главное – уместить требуемое количество витков и свободно одеть магнитопровод. Наматываем провод виток к витку, соблюдая направление намотки и считая количество витков. По завершению, подпаиваем концы провода к выводам трансформатора, не забыв удалить изоляционную эмаль в местах пайки. Покрываем сопрягаемые торцы каждой из двух половин магнитопровода цапонлаком, собираем трансформатор, прижав половинки феррита друг к другу на время пока лак не подсохнет. Плотно наматываем сверху на магнитопровод два-три слоя тонкой полосы из изоляционной ленты или бумажного скотча, покрываем её сверху цапонлаком, сушим. Впаиваем трансформатор в плату блок питания, подключаем двигатель, измеряем напряжение. Если оно слишком велико, сматываем витки. Когда напряжение правильное, закрепляем вторичную обмотку – наносим на нее тонкий слой цапонлака. Трансформатор готов. Нужно заметить, что в результате этой переделки, мы получили всего одну скорость вращения двигателя, а именно некое среднее её значение по отношению к двум изначальным (паспортным) скоростям.



Плата зарядного устройства сотового телефона до переделки.



Разбираем трансформатор.

Вторичная обмотка трансформатора имела 12 витков провода D=0,35 мм в один слой.



Фото слева: катушка с эмальпроводом ПЭТВ D=0,32 мм, которым будет намотан трансформатор.

Фото справа: намотанная катушка трансформатора (29 витков ПЭТВ D=0,32 мм в два слоя).



Установка (склеивание) ферритового магнитопровода. Нанесение цапонлака.

Круговая обмотка изоляционной лентой (фото справа).


Перемотанный трансформатор установлен на плату блока питания (фото слева).

Плата блока питания двигателя готова к установке в фен (фото справа).



Штатные диоды (D1-D5) питания двигателя демонтированы для получения дополнительного свободного места (фото слева).

Плата блока питания двигателя на своем месте (фото справа).


 


Замена переменного резистора.


Чтобы убедиться в неисправности оного, вместо высокотемпературной обмотки нагревателя подключим лампу накаливания (см. аналогичный пример в статье — ремонт паяльной станции Solomon SR-976). Подаем на плату питание и видим, что лампа неадекватно реагирует на вращение переменного резистора. Выпаиваем штатный переменный резистор, временно подключаем любой другой (заведомо исправный) с тем же сопротивлением 100 К. Видим правильную работу схемы: скважность вспышек лампы четко привязана к углу поворота ручки (движка) переменного резистора, причем в одном крайнем положении движка свечение лампы отсутствует, в другом – наблюдается полный накал. Неисправность локализована, меняем переменный резистор новым (исправным). В нашем случае был установлен двигатель с меньшими оборотами, и интенсивность обдува спирали уменьшилась. Необходимо ограничить максимальную температуру нагрева спирали, во избежание ее перегрева и/или срабатывания термопредохранителя. Для этого, последовательно с переменным резистором (в разрыв бокового вывода, соответствующего максимальной мощности) впаиваем постоянный резистор, сопротивление которого определяется экспериментальным путем, визуально наблюдая за цветом накала спирали.



Лампа накаливания подключена вместо спирали.



На левом фото изображены старый (слева) и новый (справа) переменные резисторы.

На правом фото показан новый переменный резистор сдвоенного типа (2 x 100 K). Вскрытие корпуса — самый быстрый способ определить назначения выводов.



Придать нужную форму ручке резистора помогут надфили (фото слева).
Новый переменный резистор установлен (фото справа). Внутри красной термоусаживаемой трубки находится добавочный резистор сопротивлением 130 K.



Степень накала спирали в положении ручки регулятора, соответствующее максимальной температуре воздуха.



Измерение минимальной и максимальной температуры воздуха.


 


Выводы.


Технические решения, примененные в конструкции строительного фена Интерскол ФЭ-2000 первой модификации не уникальны и не отличаются высокой надежностью. Фен справедливо не позиционируется производителем как инструмент для профессионального использования. Инструмент вполне подходит для применения в быту. При наличии некоторого начального уровня подготовки пользователя, не составит большого труда самостоятельно восстановить работоспособность фена, так как его ремонтопригодность хорошая. Будущим обладателям модели ФЭ-2000, и тем, кто планирует использовать фен интенсивно, можно порекомендовать сразу после покупки проверить качество теплового контакта симистора с радиатором и, при необходимости, нанести теплопроводную пасту. Также не будет лишним сразу заменить провод питания на более качественный.


 

Похожие статьи:

zakatayrukava.ru

Доработка строительного фена

http://chipmk.ru/index.php/spisok-statej/8-bytovye-pribory/81-dorabotka-stroitelnogo-fena

Автор: Super User

   Строительный фен, в радиолюбительстве незаменимая вещь. Не буду перечислять все возможности использования, я его купил, когда пришлось упаковывать 3м гибкой шины в термоусадочную трубку. Взял самый дешевый по тому, что использовать его намеревался не в профессиональных, а  любительских целях.

 С первой задачей, (упаковка гибкой шины), фен справился прекрасно, и я даже порадовался за удачную покупку.

 

 

 

 

Потом были еще, какие то применения, и в один прекрасный момент было замечено, плохое включение на повышенной мощности.

 Быстренько раскидав его на запчасти, убедился, что причина в переключателе, (плохой контакт клемм сделал свое дело). 

 

 

 

 

Замена переключателя не была проблемой, проблема была в другом. Перед глазами лежала «заготовка», которую можно было модернизировать под свои запросы.

  1. Чтобы была возможность применять насадки, необходима стабилизация температуры.
  2. Для применения в монтаже радиодеталей, необходимо менять силу воздушного потока.
  3. Чтобы сложить фен в коробку, он должен остыть. То есть, должна быть возможность отключения нагрева спирали, без выключения вентилятора.
  4. В свою очередь работа одного вентилятора, дает возможность использования фена для охлаждения чего-либо, и т.д.

Собственно, все выше изложенное и было внедрено в корпус самого дешевого фена. 

 

 

Включение питания фена.

После включения питания, устанавливается режим охлаждения:

  • Нагрев спирали отключен.
  • Вентилятор работает на первом положении скорости.
  • Установлен нижний предел уставки температуры воздушного потока.
  • На семисегментном индикаторе высвечивается температура воздушного потока.
  • Светодиод «температура», показывает выше или ниже уставки, температура воздушного потока. Если температура выше уставки,- светит зеленый. Если ниже,- красный. 

?

Установка температуры воздушного потока.

Температура воздушного потока, устанавливается при помощи кнопок +/-.

 

 

 

Минимальная уставка 60*С, максимальная 630*С.

Изменение температуры происходит с шагом 10 градусов.

Первое, кратковременное нажатие на кнопки изменения температуры, включает меню уставки температуры. Последующие кратковременные нажатия кнопок +/-, будут изменять уставку температуры с дискретностью 10 градусов. В случае удержания кнопки, больше одной сек., включается ускоренная прокрутка значений уставки.

Если кнопки не нажимались более одной секунды, происходит автоматический возврат в меню индикации температуры воздушного потока.  

Изменение скорости воздушного потока.

Изменение скорости производится при помощи кнопок +/-, и имеет семь градаций. При удержании кнопки более одной секуны, включается ускоренная «прокрутка».

Индикатор скорости представляет из себя линейку светодиодов. 

Количество светящихся светодиодов, пропорционально скорости воздушного потока.

 

Включение нагрева спирали.

Включение нагрева, производится при помощи кнопки «нагрев». 

Каждое нажатие кнопки, будет включать или отключать нагрев спирали.

Свечение красного светодиода показывает, что нагрев спирали, включен.

Отсутствие свечения,- нагрев отключен.

Конструкция и детали.

Вся конструкция регулятора температуры и скорости воздушного потока, собрана на двух платах. 

 

На первой:

  • Импульсный блок питания. На выходе имеет +16В для питания мотора вентилятора,    и два по +5В, для питания цифровой и аналоговой частей регулятора.
  • Симисторный регулятор, мощности нагрева спирали фена. Используется метод пропуска периодов сетевого напряжения, с равномерным распределением во времени.
  • Силовой ключ, ШИМ регулятора оборотов мотора вентилятора. Используется аппаратный ШИМ микроконтроллера, частотой 30кГц.

?

?

На второй: 

  • Блок управления и индикации. Включает в себя, пять кнопок управления, один трехразрядный семисегментный индикатор измеренной температуры воздушного потока, и ее уставки. Десять светодиодов, из них семь,- линейка индикации скорости воздушного потока. Два,- индикатор состояния температуры (выше, ниже уставки). Один,- индикатор включения нагрева спирали.
  • Усилитель термопары, и МК. 

?

?

 

Обе платы выполнены по методу лазерно-утюжной технологии. Первая плата с односторонним монтажом радиодеталей, крепится пайкой, на клеммах мотора вентилятора. Вторая, с двухсторонним монтажом, крепление при помощи четырех саморезов к крышке корпуса фена. Она же является лицевой панелью модуля управления.

 

Электрическая схема.

Вся схема разбита на семь функциональных узлов:

  1. Импульсный блок питания.
  2. Блок управления нагревом спирали.
  3. Блок усилителя термопары.
  4. Нагревательный элемент и термопара.
  5. Блок управления двигателем вентилятора.
  6. Микроконтроллер.
  7. Модуль ввода-вывода.

?

Импульсный блок питания.

Блок питания собран на микросхеме TOP224, по оригинальной схеме http://www.premiermag.com/pdf/pol-12017.pdf

 

 

 

Блок питания обеспечивает схему тремя напряжениями:

16v — для питания мотора вентилятора, максимальный ток 1А.

5vc — для питания цифровой части схемы, ток до 0,5А.

5v  — для питания аналоговой части схемы, ток до 0,05А.

Узлы самостоятельного изготовления, дроссель L1 и  трансформатор TV1. Дроссель намотан на каркасе «катушка», и должен иметь индуктивность до 10мкГн, а также иметь возможность пропускать соответствующий ток 1,5А.

Трансформатор взят с 20ватной энергосберегайки. Центральная часть сердечника 5х5мм. Число витков первичной обмотки подбиралось по «калькулятору лысого». И в моем случае составила 72 витка. Моталось проводом диаметром 0,23мм.  Вторичная обмотка имеет 8 витков сложенных в четверо, того-же провода 0,23мм. Обмотка обратной связи имеет 7 витков, так же сложенного в четверо провода. При максимальной нагрузке, когда вентилятор питается от полного напряжения 16В, начинает нагреваться трансформатор и микросхема TOP224. Однако, в виду пропорционального увеличения охлаждения, (потока воздуха), температура не превышала 45*С, при окружающей температуре 32*С. Измерения проводились инфракрасным термометром DT8220, кстати, очень удобным в этом отношении.

Конечно же, перед самостоятельным изготовлением таких трансформаторов желательно проштудировать соответствующую литературу. Т.к. многие моменты, сборки и намотки трансформатора здесь не рассматриваются.

Блок управления нагревом спирали.

Схема управления нагревом спирали, построена на симисторе BTA41-600. 

Взята из даташита на MOC3063, и особенностей не имеет. Оптрон с детектором нуля сетевого напряжения, обеспечивает «тихое управление нагрузкой». Но в виду того, что нагрузка порядка двух киловатт, то лампа накаливания, включенная в ту же розетку, будет «показывать» работу ПИ регулятора (попросту будет слегка помаргивать). 

 

 

 

Блок усилителя термопары.

Схема усилителя термопары собрана на операционном усилителе AD8551. 

 

 

 

На этот раз схема включения взята не из даташита, но довольно стандартна. Задача усилителя, усилить ЭДС термопары, по этому емкость ООС С10, имеет большое значение при фильтрации импульсных помех. Фильтр нижних частот на выходе U4, подавляет 50герцовую составляющую выходного сигнала. Коэффициент усиления подбирается при помощи резистора R24 (грубо).  Более точное вычисление происходит уже программно.

Нагревательный элемент и термопара.

Конструкция нагревательного элемента, претерпела легкое изменение. Была удалена спираль питания двигателя вентилятора. И вставлена термопара.

 

 

 

На фото девственное состояние нагревателя, состояние после переделки, к сожалению не увековечилось. Но там ничего сложного нет. Белые провода, идущие на питание мотора, — удаляются в месте со своей спиралью. Термопредохранитель подключается при помощи обжимки (не пайки), к противоположному концу спирали имеющей сопротивление 33 Ома.  Черный провод дополнительной спирали, просто откусывается, а конец спирали остается в керамике. Красный провод остается нетронутым.

 

 

Термопара пропускается через освободившийся канал, где раньше был термопредохранитель. Конец термопары с холодным спаем подключается к плате при помощи винтов. Холодный спай спрятан под красной термоусадочной трубкой. Температура холодного спая контролируется внутренним термометром МК. И на практике имеет не большую разницу, (1-2*С).

Блок управления двигателем вентилятора.

Управление воздушным потоком происходит за счет изменения оборотов двигателя вентилятора. Обороты в свою очередь зависят от питающего напряжения. Одним из простых способов управления является ШИМ (широтно-импульсная модуляция). 

 

 

 

Аппаратный ШИМ обеспечивает МК. Частота выбрана 30кГц, что дает возможность обойтись без драйвера управления ключом. В качестве ключа, использован интеллектуальный транзистор  BTS113A. И может быть заменен полевым транзистором с «логическим входом».

 

Микроконтроллер.

В схеме использован МК PIC16F1823, это четырнадцативыводный камень. Тактовая частота 30МГц, что позволяет довольно шустро, обрабатывать поступающую информацию.  Выводы RA0, RA1, RA3, не используются, оставлены на развитие (если будет).

 

 

 

Модуль ввода-вывода.

В виду малого количества выводов у МК, и большого количества элементов индикации и ввода (кнопок), было решено использовать сдвиговой регистр 74HC164.

 

 

Транзисторы VT1-VT4 выпаяны из какой то платы, и по обозначению на корпусе подходят под BC817 или BC337, в корпусе SOT23.

 

 

Светодиоды LED1-LED10, так же в SMD исполнении, но могут быть заменены на 3мм, без значительного изменения печатной платы.

Вопросы задаем на форуме.

 

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

П.С. Эта статья представлена не столько для повторения, сколько для стимула к поиску новых подходов и решений, при создании своих любительских конструкций. 

http://www.samelectric.ru/komponenty/shema-i-remont-fena-interskol.html

17.09.2012 | Автор: Александр/СамЭлектрик

Фен ФЭ-2000

В этой статье изложу свой опыт по ремонту профессионального промышленного фена Интерскол ФЭ-2000. Из него полетели искры, пошел дым. Со схемой фена было непросто, то что нашел, и то, что сам нарисовал, выкладываю здесь.

Фен имеет три ступени регулировки мощности и скорости потока воздуха, а также плавную регулировку температуры. Фены Интерскол делаются в Китае, качество соответствует. Отзывов и описаний много в интернете, в том числе на сайте производителя. Мой отзыв  — ещё один.

Фен Интерскол ФЭ-2000. Cерийный номер

Фен собирается в двух модификациях, которые отличаются в основном схемами электронных плат.

Первый вариант — на плате DB3011, плата переключателя — DV3011-2. Эта плата собрана на микросхеме (сдвоенный операционный усилитель LM358) и симисторе BTA16 или аналогах — BT139, и т.п.

Вторая модификация — плата DB230V, схема собрана на оптопаре P521 и симисторе. Плата переключателя названа DG-KG3.

Сначала рассмотрим схему фена на плате DB3011. Ниже приведена фотография в разобранном виде:

Плата DB3011, DB3013

Схема электрическая соединений:

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений

На схеме:

  • С1 — 0,22 мкФ х 275V (для подавления помех)
  • R1 — 27…28 Ом — низкоомный (мощный) нагревательный элемент
  • R2 — 180…195 Ом — высокоомный нагревательный элемент (спираль)
  • F — термопредохранитель (Lebao RVD-135 250V 10A TF=135°C)
  • M — двигатель, 18 VDC
  • Переключатель — на 4 положения, Defond DSE-2410

Схема самой платы  DB3011:

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений и схема платы (вариант 1)

Схема платы DB3011. Вариант 2

 

 Параметры деталей электронной платы DV3011

TR1 -BTA 16  600CMAR729R1=100Ком
D1 -6C2RSHL  LM358P — микросхемаR2=97Ком
С1=3.3mF (50V)R3=100Ком
С3=0,47mF (50V)R4=21,7Ком
С18=470mF (25V)R5=
С=.22mF  KX2  (250V) MEX CPF 40/85/21/CR6=50Ком
D1-9 —  1N4007 ZXR7=
D10 —  6A10R8=430Ком
Z2 -1N744A (стабилитрон)R9=
S1 — переключатель «Defond» DSE 2410 10A 250V~ T85R10=68Ком
P — нагревательные элементыR11=68Ком
F — термопредохранитель (термозвено)  LEBAO R4D 250V  10A TF-135°C

 Схема электрическая фена ИНТЕРСКОЛ на плате DB230V

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V на симисторе и оптроне. Фото в разборе.

Плата DB230V. Фото поближе.

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V. Схема соединений

 

Плата DB230V_схема подключения. Вариант 2.

Плата DB230V_схема электрическая принципиальная. В схеме недорисовка — между точкой Gx и точкой соединения спиралей R1 и R2 — включен термопредохранитель (см таблицу с перечнем деталей выше)

04.03.13: DВыкладываю во всеобщее пользование схему электроники платы DB 230 V, которую мне прислал читатель, пожелавший остаться неизвестным:

Схема фена Интерскол ФЭ-2000 на плате DB-230V

 

Соединение старой и новой платы фена, взаимозаменяемость выводов:

  • N3 — S2
  • N1 — S3
  • N2 — S1
  • N — GX

 Ремонт фена Интерскол

Фен Интерскол ФЭ-2000 довольно ненадежен, особенно если эксплуатировать его неправильно.

Ремонт обычно происходит по таким неисправностям:

  • Замена симистора,
  • Замена  или чистка переменного резистора (потенциометра),
  • Замена или ремонт нагревательных спиралей R1 или R2,
  • Замена двигателя.

Чтобы фен проработал дольше, рекомендуется внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, особенно режим работы.

Рекомендуемое максимально время работы — 5 минут. По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве не менее чем на 1 минуту, и только затем выключить фен.

Скачать справочную информацию по симисторам:

Полезной будет справочная информация по диаку и триаку (динистору и симисторам), которые используются в фенах. Даташиты были выложены к статьям про ремонт блоков защиты галогенных ламп и ремонт диммеров своими руками.

Динистор DB3 / Даташит, pdf, 183.12 kB, скачан:2033 раз./

Симисторы для диммеров BT136-BT139 / Даташиты, pdf, 150.55 kB, скачан:2788 раз./

Если статья оказалось полезной, или появились вопросы, оставьте пожалуйста комментарий. Если интересно, что я буду публиковать на блоге СамЭлектрик дальше — подписывайтесь на новые статьи.

Вопросы и отзывы по фену Интерскол оставляйте в комментариях.

___________________________________________________________________________________

http://www.mastercity.ru/showthread.php?t=167932
Фен — Интерскол ФЭ-2000Э перестал греть второй спиралью.
Схема ни одна не похожа на те что нашел — http://www.samelectric.ru/komponenty…interskol.html
Перегорели два SMD резистора 510 Ом.
Заменил на обычные.
Греть стал второй спиралью.
Аккуратнее с разбором рукоятки !
Черная вставка имеет два лепестка крепления.
На фото отметил посадочные отверстия в рукоятке и лепестки-защёлки на накладке.
Всем удачи !

rykovodstvo.ru